СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа Научного общества школьников "Эрудит"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа Научное общесьво школьников "Эрудит" расчитана на обучающихся (одарённых детей) 7 -11 классов с целью развития интеллектуальных способностей, проектно- исследовательской деятельности

Просмотр содержимого документа
«Программа Научного общества школьников "Эрудит"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Рыльская средняя общеобразовательная школа №5»



Принята на заседании Утверждаю:

педагогического совета Приказ № 1-266 от 30.08. 2021

протокол №1 от 30.08.2021 Директор школы Л. В. Полунина







Рабочая программа

внеурочной деятельности

Научное общество школьников

«Эрудит»









Составитель: Соболева Елена Алексеевна,

учитель истории и обществознания,

высшей квалификационной категории.







Рыльск 2021



1.Пояснительная записка

В последнее время все более пристальное внимание привлекает такая образовательная технология, как научно-исследовательская деятельность учащихся. Под образовательной технологией в данном случае понимается совокупность образовательных методик, подходов и форм работы между преподавателем и учащимся, ведущий к достижению поставленной цели. К сожалению, на практике мы часто сталкиваемся с тем, что хорошо написанный ребенком реферат выдается за исследовательскую работу. Господствующая в школе тенденция к подготовке докладов и рефератов научила наших детей лишь списывать с книг, подбирая материал по заданной теме. В данной ситуации актуальной формой становится организация малого научного общества школьников.

Организация научного общества учащихся обоснована выявлением следующих проблем:

  • Неграмотная и неоднозначная трактовка руководителями понятия «исследовательская работа».

  • Недостаточная информированность учащихся и их руководителей о проведении научно-исследовательских конференций различного ранга.

  • Недостаточные знания источников краеведческой информации, а также методов и методик исследования.

  • Отсутствие системы научного сопровождения.

  • Психологические затруднения и проблемы культуры речи детей, возникающие при подготовке и защите исследовательских работ.


Научное общество школьников - добровольное объединение учащихся, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы.

Создание «НОШ» позволяет:

- попробовать свои силы в научно-исследовательской деятельности;

- раскрыть свой талант и способности, найти свою область приложения;

- развивать коммуникабельность, доброжелательность и чуткость, расширять круг интересов и умений;

- учиться самоанализу и самосовершенствованию;

- учиться отстаивать своё мнение и умению выслушивать оппонента;

- развивать различные компетентности.


Цель:

создание благоприятных условий для развития научно-исследовательской деятельности учащихся посредством формирования образовательного поля, моделирующего научное продвижение юных исследователей и раскрывающего их личностный потенциал.

Задачи:

  • содействовать повышению престижа и популяризации научных знаний;

  • познакомить школьников с методами и приемами научного поиска;

  • учить работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию; выявлять и формулировать исследовательские проблемы; грамотно оформлять научную работу;

  • развивать познавательную активность и творческие способности;

  • способствовать овладению учащимися искусством дискуссии, выступления перед аудиторией с докладами;

  • содействовать профессиональному самоопределению учащихся;

  • ориентировать учащихся на познание как ценность.


Принципы деятельности НОШ:

  • свобода выбора учащимися дополнительной образовательной программы и видов деятельности в ее границах;

  • индивидуализация образовательной траектории учащихся;

  • создание условий для самореализации личности;

  • социально-педагогическая поддержка детей, проявивших способности к научно-исследовательской деятельности;

  • культурологический подход - как возможность объединения гуманитарного и естественнонаучного направления.


Направления деятельности НОШ:

  • организация научно-исследовательской деятельности учащихся в соответствии с их научными интересами;

  • организация консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихся;

  • подготовка, организация и проведение научно-практических конференций, турниров, олимпиад, конкурсов;

  • проведение интеллектуальных игр, выставок творческих работ учащихся;

  • организация лекторий - консультаций с учителями предметниками;

  • распространение и пропаганда материалов о своей деятельности (лучших школьных проектов и материалов к школьным мероприятиям).


Структура и организация работы НОУ.

1. Высшим органом НОШ является собрание всех членов общества, которое проводится три раза в год для подведения итогов за отчётный период, определение задач на новый учебный год, утверждение планов, выборов Совета общества, принятие документов и решений, определяющих действие общества.

2. В период между собраниями деятельностью руководит ученический совет, избираемый общим собранием сроком на один год. Из своего состава совет выбирает председателя. Совет решает организационные вопросы, оказывает помощь научным руководителям и консультантам в работе по проведению учебных сборов, конференций, выставок, экскурсий собраний.

3. Ученический совет работает под руководством научно-методического совета школы.

4. Занятия членов НОШ проводятся коллективно или индивидуально под руководством руководителя НО (научного руководителя - консультативно) .

координация основных направлений работы в секциях;

оформление информационного стенда и сайта;

организация и проведение научно-практических конференций, выставок.


Участники НОШ.

1. Членами общества являются учащиеся 7-11 классов, изъявившие желание активно участвовать в работе общества.

2. Учащиеся – исполнители исследовательской работы имеют право:

- выбрать тему в соответствии со своими интересами;

- использовать для выполнения исследования материально-техническую и информационно-справочную базу образовательного учреждения;

- получать регулярную методическую и организационную помощь от руководителей и консультантов;

- свободно использовать собственные результаты исследовательской деятельности в соответствии с авторским правом;

-представлять результаты выполнения ученической исследовательской работы для получения зачёта или оценки по соответствующему предмету;

- добровольно выйти из состава общества.

3. Члены НОШ могут избирать и быть избранными в ученический совет; получать отзыв о своей творческой работе от ученического совета и научного руководителя.

4. К обязанностям исполнителей ученической исследовательской работы относится:

- выполнение исследования в соответствии с требованиями, утверждёнными образовательным учреждением;

- соблюдение графика работы в соответствии с рабочей программой исследования;

- соблюдение полной сохранности и бережного использования материальных ресурсов и справочно-информационных материалов образовательного учреждения, а также вспомогательных учреждений (библиотек, архивов, музеев т.п.).

5. За активную деятельность в НОШ и выполнение конкретных работ школьники награждаются специальными дипломами, грамотами, призами.


Режим занятий.

Программа НОШ «Эрудит» рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю). Программой предусмотрены теоретические и практические занятия, работа в группах и индивидуальная, консультации, семинары, конференции и другие формы работы.

Методы и формы проведения занятий.

Словесный метод подразумевает лекции, беседы; наглядный – демонстрация и обсуждение готовых работ и презентаций; исследовательский – работа в библиотеках, методических копилках кабинетов, в ресурсах Интернет; практический – работа с лабораторным оборудованием, соцопросы и т.д.

Прогнозируемые результаты: овладение навыками индивидуальной работы и работы в творческих группах; применение на практике полученных знаний по созданию презентаций в Power Point; повышение уровня образованности, коммуникативности и самооценки у учащихся.

Программой предусматривается проверка знаний и умений у учащихся в виде промежуточного контроля: семинары, практические задания, мини-проекты, выступления на секциях и на уроках, итоговые конференции.

Работа над темой исследования может быть рассчитана как на один учебный год, так и на два и более. Защита исследовательской работы (реферата, проекта) производится на научно-практической конференции или при проведении экзамена (как его альтернативная форма). Время её представления не должно превышать 10 минут. Руководитель обязан представить к защите исследования рецензию на работу (как теоретическую, так и практическую части).



.










2.Учебно-тематический план

  • Рабочая программа рассматривают следующее распределение материала



№ темы

Тема

Примерные сроки

Кол-во часов

Контроль

всего

Форма контроля

1

Вводное занятие

Сентябрь

2

2

Структура учебно-исследовательской деятельности

Сентябрь- ноябрь

10


3

. Этапы организации учебно-исследовательской деятельности

Октябрь

декабрь

март

40


4

Оформление работ.

Работа с проектом.

Редакция папок

Весь год

35

Сводная ведомость

5

Презентация результатов учебно-исследовательской деятельности

Январь-

10

Презентация

6

Итоговый контроль

Апрель-май,январь

5





3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    1. Вводное занятие (2 ч).

Ознакомление с программой, содержанием, структурой школьного научного общества. Выбор Совета. Определение рабочих групп. Знакомство с научными руководителями и выбор консультантов.

    1. Структура учебно-исследовательской деятельности (10 ч).

Раскрывает содержание учебно-исследовательской деятельности. Раскрываются понятия: «научный факт», «гипотеза», «исследовательская работа». Гипотезы в истории развития науки и культуры. Проводится практическая работа по формулированию гипотез в различных областях знания, определению их научности доказуемости.

3. Этапы организации учебно-исследовательской деятельности (40 ч).

Выявить основные источники получения информации. Познакомить с правилами и приёмами работы в библиотеке, с ресурсами Интернет. Освоение и знакомство с основными методами исследования: экспериментом, наблюдением, анкетированием. Раскрытие понятий: «анализ», «синтез», «сравнение», «обобщение», «абстрагирование». Совершенствование и освоение методов работы по оформлению результатов, составлению сводных таблиц, диаграмм, схем.

Раздел предполагает большое количество самостоятельных и практических работ под руководством научного руководителя и консультантов. Промежуточный контроль предполагает защиту теоретических проектов на семинарах, мини-слайд шоу.

4.Оформление работ.(35 ч)

Проведение работы по оформлению материала, редакция и выпуск проектов, оформление папок.

5.Презентация результатов учебно-исследовательской

деятельности (10ч).

Знакомство с содержанием письменного отчёта, составление плана письменного отчёта. Знакомство со структурой и содержанием устного доклада

и визуального отчёта. Изучение структуры презентаций, приёмов, методов и технологий её изготовления.

Раздел предполагает индивидуальную и групповую работу над методическими проектами под руководством консультантов и научных руководителей.

6.Итоговый контроль (5ч).

Конкурсы творческих работ по научным секциям. Презентации лучших работ на городском конкурсе. Школьная итоговая конференция.



К работе с учащимися привлекаются учителя – предметники, учителя информатики, школьный психолог, школьный библиотекарь.

4. Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  • Основные методы исследования;

Учащиеся должны уметь:

  • Правильно оформлять исследовательскую работу,

  • Проектировать исследовательскую деятельность;



Структура, содержание и оформление исследовательской работы


  • Исследовательская работа (реферат, проект) оформляется в соответствии со стандартными требованиями и включает в себя следующие элементы:


    1. Титульный лист;

    2. Введение;

    3. Основное содержание;

    4. Выводы и рекомендации;

    5. Список используемой литературы;

    6. Приложения.


  • Титульный лист исследовательской работы содержит: наименование образовательного учреждения, тему работы, основные сведения об авторе и руководителе работы.

  • Введение содержит обоснование актуальности выбранной темы, знакомит с сущностью излагаемого вопроса или с его историей, с современным состоянием разработки той или иной проблемы, с трудностями принципиального или технического характера, которые препятствуют достижению цели работы. Во введении указываются цели, задачи, проблемы исследования, ожидаемый результат. Объём введения не должен превышать трёх страниц.

  • Раздел «Основное содержание» должен иметь заглавие, выражающее основное содержание работы. Здесь должна быть раскрыта история вопроса и новизна (это может быть анализ известных научных фактов и оценка их автором работы, новое решение известной научной задачи, новая постановка эксперимента, новое применение известного способа действия и т.п.).

  • Достоверность результатов должна подтверждаться фактами, расчётами, примерами решения, макетами устройств, ссылками на литературные и другие источники, архивные данные и т.д. Этот раздел может включать в себя рисунки, схемы, таблицы. Оптимальный объём данного раздела – 15-20 страниц печатного текста.

  • В разделе «Выводы» или «Заключение» кратко формулируются основные результаты работы. Выводы должны быть краткими и точными, и, как правило, состоять из двух-трёх пунктов. Утверждающее содержание вывода – это то, на чём настаивает автор, что он готов защищать.

  • Список литературы включает желательно не менее 10 наименований. Он составляется в алфавитном порядке (по фамилии автора), указывается издательство и год издания. При этом в самом тексте работы делаются сноски на эту литературу (или постраничные или в виде примечаний в конце текста).

  • Приложения включают в себя материалы (таблицы, схемы, графики, рисунки, фотографии, результаты эксперимента), которые необходимы автору для иллюстрации (доказательств) своих исследования.



    1. Контроль уровня обученности


Презентация результатов учебно-исследовательской деятельности

Критерии оценки исследовательской работы

При выставлении оценки учитываются:


- использование знаний, выходящих за рамки школьной программы;

- научное и практическое значение результатов работы:

- новизна работы:


  • получены новые теоретические результаты, разработано и выполнено новое оригинальное изделие, макет или эксперимент;

  • имеется новый подход к решению известной задачи, проблемы;

  • эрудированность автора в рассматриваемой области, использование известных результатов и научных фактов, знакомство с современным состоянием проблемы;

  • объём библиографии (полнота цитируемой литературы, ссылки на учёных и исследователей в данной области);

  • логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность мышления;

  • продуманность структуры работы.


Пример критериев при выставлении оценок:


· Постановка проблемы;

· Методы решения;

· Актуальность;

· Наглядность;

· Экспериментальный характер работы;

· Практическая направленность;

· Оформление работы;

· Эмоциональность изложения;

· Знание научной терминологии и свободное владение научной проблемой;

· Рецензия научного руководителя.








































Календарно-тематический план НОШ

на 2021-2022учебный год

Рабочей

недели

Мероприятие



Дата

1

Заседание Консультативного совета.

Организационное.


2

Выбор научного совета как руководящего органа НОШ.

Сбор информации о научно-исследовательских работах.


3.

Оформление папки «научное общество школьников»


4.

Оформление папкис фотографиями членов НОШ


5.

Проектирование научно-исследовательской деятельности.



6.

Методы исследования


7.

Методы исследования.



8.

Методы исследования.



9.

Работа над конкурсными исследованиями


10.

Работа над конкурсными исследованиями


11.

Системный подход в исследовательской работе.


12.

Как оформить реферат, проект


13.

Лекторий. Как работать в библиотеке


14.

Правила работы а интернете


15.

Фестиваль компьютерных презентаций «Мой класс»


16.

Подготовка презентации к выступлениям на конференции в школе.


17.

Школьная научная конференция.


18.

Школьная научная конференция.


19.

Оформление реферата для публичных выступлений.


20.

Оформление реферата для публичных выступлений.


21.

Подготовка докладов на конференции


22.

Подготовка докладов на конференции


23.

Лекторий. Правила интервью


24.

Системный подход в исследовательской работе.


25.

Методы исследования


26.

Методы исследования.



27.

Деловая игра «Мир вокруг тебя»


28.

Предмет и объект исследования.


29.

Компьютерные технологии в ИД.


30.

Проектирование научно-исследовательской деятельности.



31.

Самоанализ исследовательской деятельности


32.

Деловая игра « Развитие интеллектуального потенциала учащихся »


33.

Подведение итогов работы за год. Выбор темы исследовательской работы.


34.

Подведение итогов работы за год. Выбор темы исследовательской работы.