СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Программа научного общества в школе"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  оьеспечивает требования стандвртов к организации системно- деятелностного подхода в обучении. Она направлена наразвитие у обучающихся  творческих способностей.

Просмотр содержимого документа
«"Программа научного общества в школе"»

МБОУ СОШ п. Обор имени Е.А.Дикопольцева







Программа

Научного общества учащихся

«ПОТЕНЦИАЛ»





















































2025

Введение

Одной из задач современного образования является развитие способности
учащихся к самостоятельной деятельности по добыванию информации, еѐ
обработке и применении, а также по оценке результатов. Одним из ключевых
направлений деятельности образовательного учреждения становится
стимулирование креативности учащихся. Исследовательская работа школьников
представляет собой хорошую школу умственного труда с высоким содержанием
творчества, с одной стороны, и строгости в результатах - с другой.

Программа направлена на развитие творческих способностей обучающихся, формирование у них основ культуры исследовательской и проектной деятельности, системных представлений и позитивного социального опыта применения методов и технологий этих видов деятельности, развитие умений обучающихся самостоятельно определять цели и результаты такой деятельности. Успешность в овладении исследовательскими умениями способствует развитию и совершенствованию аналитических умений учащихся, повышает вероятность самостоятельно осуществляемого, грамотного принятия решения.

Программа обеспечивает требования Стандарта к организации системно-деятельностного подхода в обучении и организации самостоятельной работы обучающихся, развитие критического и формирование инновационного мышления в процессе достижения личностно значимой цели, представляющей для обучающихся познавательный или прикладной интерес.

Научное общество учащихся (далее – НОУ) - добровольное объединение школьников, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков экспериментальной и научно-исследовательской работы под руководством, педагогов, учителей и других специалистов.

Целью программы является развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе; создание условий для формирования познавательного интереса учащихся, формирования навыков научно – исследовательской и творчески – проектной деятельности.

Задачи:

  • воспитывать интерес к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин;

  • выявлять наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развивать их творческие способности;

  • готовить к выбору будущей профессии, развивать интерес к избранной специальности, помочь приобрести дополнительные знания, умения и навыки в интересующей области:

  • развивать навыки научно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;

  • овладевать правилами обращения с необходимыми для исследовательской работы приборами и оборудованием;

  • развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, обучать методике обработки полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению отчета и доклада о результатах научно-исследовательских работ;

  • пропагандировать достижения отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства;

  • формировать единое школьное научное сообщество со своими традициями;

  • осуществлять материально-техническое, научно-информационное обеспечение отдельных исследовательских работ членов НОУ на основе соглашения с различными учреждениями по использованию их материально-технической базы.


Направления деятельности НОУ

  • Организация членами НОУ лекториев по темам проектов, по вопросам культуры умственного труда, по отдельным вопросам науки, техники, искусства.

  • Проведение регулярных обзоров научно-популярной литературы.

  • Подготовка, организация и проведение научно-практической конференции «Мои первые шаги в науку», где подводятся итоги научно-исследовательской работы, выполненной учащимися в течение года: формами отчетности научно-исследовательской работы учащихся могут быть реферативные сообщения, доклады, статьи, компьютерные программы и др.

  • Участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, выставках, предметных неделях;

  • Организация творческих встреч с исследователями и учеными.

  • Организация и проведение воспитательно-образовательных мероприятий (экспедиции, экскурсии и др.).

  • Издание сборников, летописи НОУ, выпуск стенной газеты и др.

  • Изготовление учебных пособий.

  • Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях



Структура и организация работы НОУ

Высшим органом НОУ является Общее собрание, проводимое один раз в год в начале учебного года, на котором планируются приоритетные направления работы, утверждается план работы НОУ на год, избирается Совет – представительный орган, который осуществляет руководство работой НОУ.

В Совет могут входить школьники, научные руководители и руководители секций.

Руководителем Совета НОУ является учитель высшей или первой категории, назначаемый заседанием МО предметов социально-гуманитарного цикла.

В компетенцию Совета входит:

  • рассмотрение изменений и дополнений к настоящему Уставу и выдача соответствующих рекомендаций Общему собранию;

  • утверждение эмблемы и девиза Общества;

  • утверждение структуры НОУ – в том числе и создание, реорганизация, переименование или ликвидация секций Общества;

  • утверждение положений, регламентирующих деятельность НОУ, секций, участников;

  • утверждение планов-программ учебно-исследовательской работы секций, информационной и издательской деятельности;

  • создание и формирование организационных комитетов конкурсных мероприятий среди учащихся;

  • создание и формирование организационного комитета ежегодной итоговой научно - практической конференции участников НОУ;

  • утверждение нормативных актов в области учебно-исследовательской, воспитательной и производственной деятельности НОУ;

  • принятие решения об исключении члена НОУ из состава Общества;

  • решение иных вопросов в соответствии с настоящим Уставом.


НОУ состоит из двух секций:

1) Секция естественных наук: география, биология, химия.

2) Социально-гуманитарная секция: русский язык и литература, история, обществознание.

Во главе секции стоит руководитель, утверждаемый методическим советом образовательного учреждения.

Заседания секции проводятся не реже 1 раза в месяц.

Тематика научно-исследовательской деятельности учащихся определяется совместно с научным руководителем по согласованию с методическим объединением учителей данного направления.

Результаты деятельности НОУ за год подводятся на итоговой научно практической конференции «Мои первые шаги в науку».


Участники НОУ

Членами научного общества могут быть учащиеся 5 – 11 классов, изъявившие желание работать в НОУ, имеющие склонность к научному творчеству, занимающиеся поисково-исследовательской деятельностью, проводящие самостоятельные исследования, активно участвующие в реализации коллективных проектов.

В работе НОУ могут также участвовать учителя школы.



Содержательные линии программы

Образовательные линии - содержат идеи, характеризующие исследовательские методы работы над проектом и исследованием темы.

Ценностные линии – предполагают формирование общекультурного и краеведческого мировоззрения.

Деятельностные линии - побуждают учащихся к действию познания и включения критического мышления.

Творческие линии - предусматривают развитие исследовательских и творческих способностей учащихся,   создание проблемных ситуаций, активизацию познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез. Применение исследовательского метода обучения возможно на любом материале и в любом школьном возрасте.

Программа рассчитана на детей 5-11 классов и включает три этапа.

Первый этап - формирование исследовательского поведения. Предполагается формирование у ребят навыков научной организации труда, быстрого чтения, обучение их работе с учебниками и словарями. На этом этапе происходит вовлечение учащихся в активные формы учебной деятельности, а также формирование познавательного интереса и выявление наиболее способных к творчеству учеников. Идет обучение проектным методам.

Второй - развивающий этап. На основе сформированного исследовательского поведения идет усовершенствование научных методов познания и общеучебных ЗУН, совершенствование навыков научной организации труда, активное расширение их кругозора. Важнейшую роль в развитии интереса на данном этапе играет работа с первоисточниками, проектный метод является основным.

Третий - исследовательский этап. Учащиеся приобщаются к осмыслению научно-исследовательской деятельности, занимаются непосредственной исследовательской деятельностью, ведется разработка как общешкольных, так и индивидуальных  проектов, работ.


Режим занятий

Программа НОУ рассчитана на 18 часов (2 часа в месяц). Программой предусмотрены теоретические и практические занятия, работа в группах и индивидуальная, консультации, семинары, конференции и другие формы работы.

Предусмотренные данной программой занятия проводятся в смешанных группах, состоящих из учащихся разных классов и параллелей.


  1. Учебно-тематический план

Рабочая программа рассматривает следующее распределение материала

Название темы

Форма проведения

Примерные сроки

Кол-во часов

1

Введение в исследовательскую деятельность

Лекция

Анкетирование

Беседа

Практическое занятие


Сентябрь Октябрь

4

2

Занятия секций НОУ. Проработка индивидуальных исследовательских тем.

Лекция

Беседа

Практическое занятие

Работа на компьютере

Экскурсия в библиотеку, музей, Коми НЦ УрО РАН


Ноябрь - Март


10

3

Конференция научного общества учащихся

Практическое занятие

Беседа

Конференция

Выступление


Апрель

Май

4


Всего


18




  1. Содержание программы

Тема 1. Введение в исследовательскую деятельность. (4 часа)

Ознакомление с программой, содержанием, структурой школьного научного общества. Выбор Совета. Определение рабочих групп. Знакомство с научными руководителями и выбор консультантов.

Введение, основная часть, заключение. Приложения. Правила формулирования темы исследовательской работы.

Тема 2. Занятия секций НОУ. Проработка индивидуальных исследовательских тем (10 часов).

Поиск, накопление и обработка информации. Научные документы и издания. Организация работы с научной литературой. Работа в библиотеке. Знакомство с каталогами. Энциклопедии, специализированные словари, справочники, библиографические издания, периодическая печать и др. Литературный отбор в исследовательской работе. Библиографическое оформление работы.

Формулирование цели и конкретных задач исследования. Понятия гипотезы. Выдвижение гипотезы. Понятие предмета и объекта исследования. Структура работы.

Теоретический и эмпирический методы исследования. Анализ статистических данных. Интервью. Анализ научных работ. Поиск информации в Интернет.

Обзор видов научных работ: доклад, творческая работа, монография, популярная статья, тезисы, рефераты, исследовательские работы. Составление аннотаций (кратких или развернутых). Составление тезисов работы. Критерии оценки исследовательских работ.

Требования к оформлению результатов работы. Цитирование, ссылки. Схемы и иллюстрации. Таблицы и диаграммы. Приложения и графики.

Тема 3. Конференция научного общества учащихся (4 часа).

Разработка программы конференции.

Подготовка докладов. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Принципы работы с большим объёмом информации. Презентация результатов работы, проведение конференции. Анализ результатов.

Риторика и культура речи. Композиция доклада. Использование наглядности. Критерии оценки устной защиты исследовательской работы. Оформление стендового доклада.



4. Предполагаемые результаты реализации программы

Реализация Программы позволит сформировать целостную систему, способствующую развитию и саморазвитию обучающихся, для которых НОУ должно стать обществом для получения знаний, школой культуры, развития, общения, творчества, традиций, здорового образа жизни.

1. Результаты первого уровня – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни, приобретение знаний:

- об этике и эстетике повседневной жизни человека;

- о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и социальных групп;

- о российских традициях памяти героев Великой Отечественной войны;

- о современных СМИ, пропаганде и идеологических войнах;

- о международном экологическом движении;

- о правилах конструктивной групповой работы;

- об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;

- о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

2. Результаты второго уровня – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом:

- развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, миру, людям иной этнической или культурной принадлежности, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

3. Результаты третьего уровня – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия. Школьник может приобрести:

- опыт исследовательской деятельности;

- опыт публичного выступления по проблемным вопросам;

- опыт природосберегающей и природоохранной деятельности;

- опыт охраны памятников истории и культуры;

- опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения;

- опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, с участниками т очевидцами Великой Отечественной войны;

- опыт волонтерской деятельности;

- опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми;

- опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.




  1. Критерии оценки выполнения исследовательских и проектных работ

При выставлении оценки учитываются:


- использование знаний, выходящих за рамки школьной программы;

- научное и практическое значение результатов работы:

- новизна работы:


  • получены новые теоретические результаты, разработано и выполнено новое оригинальное изделие, макет или эксперимент;

  • имеется новый подход к решению известной задачи, проблемы;

  • эрудированность автора в рассматриваемой области, использование известных результатов и научных фактов, знакомство с современным состоянием проблемы;

  • объём библиографии (полнота цитируемой литературы, ссылки на учёных и исследователей в данной области);

  • логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность мышления;

  • продуманность структуры работы.


Пример критериев при выставлении оценок:


· Постановка проблемы;

· Методы решения;

· Актуальность;

· Наглядность;

· Экспериментальный характер работы;

· Практическая направленность;

· Оформление работы;

· Эмоциональность изложения;

· Знание научной терминологии и свободное владение научной проблемой;

· Рецензия научного руководителя.


  1. Материально-техническая база

Материальная база НОУ формируется из собственных средств школы. Под базой подразумеваются кабинеты, библиотека, читальные залы, отдельные приборы, оборудование, материалы, множительная техника, стенды и др. Может быть использована материально-техническая база других учреждений на основании соглашений и договоренностей с ними.



  1. Рекомендуемая учебно-методическая литература

Для учителя

Книги

1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М.: Вербум - М, 2001.- 48 с. - (Школьному педагогу: советы, рекомендации, решения)

2. Исследовательская деятельность студентов и школьников как фактор личностного и профессионального развития: Материалы научно - практической конференции 9 -10 дек. 2003 г. - Вологда, 2004. - 376 с. - (ВИРО, ВГПУ)

3. Исследовательская работа школьников / Сост. Н.С.Криволап. - Минск: ИООО "Красико-Принт", 2005.-176 с. -(Педагогическая мастерская)

4. Маслова Е.В. Творческие работы школьников: Алгоритм построе­ния и оформления: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2006. - 64 с. - (Школьное образование)

5. Научно - исследовательская деятельность учащихся: Московские конференции исследовательских и проектных работ школьников – 2002 / Отв. ред. Л.Е.Курнешова. - М.: Центр "Школьная книга". Вып.2. - 2002. - 64 с.

6. Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников / Отв. ред. М.А.Ушакова.-М.: Сентябрь, 2003. - 204 с. - (Библиотека журнала "Директор школы". Вып. 8)

7. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие для вузов.-М.: Ось - 89, 2006. - 480 с.

8. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Как развить свои исследо­вательские способности: Учебник - тетрадь для учащихся средней школы. - М.: Генезис, 2005. - 95 с.

9. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психо­логов. - М.: Генезис, 2005. - 203 с.

10. Степанова М.В. Учебно - исследовательская деятельность школь­ников в профильном обучении: Учебно - методическое пособие для учителей / Под ред. А.П.Тряпицыной. - СПБ: КАРО, 2005. - 96 с.

11. Технология исследовательской деятельности по полевой биологии: ( Методические рекомендации). - М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003. - 64 с. - ( Библиотечка для педагогов, родителей и детей. Прил. к журналу "Внешкольник". Вып. 2)

12. Шашенкова Е. А. Исследовательская деятельность: Словарь. - М.: Академия; АНКиПРО, 2005. - 64 с.


Статьи

Теория и методика исследовательской работы учащихся

1. Арцев М. Н. Учебно - исследовательская работа учащихся: (мето­дические рекомендации для учащихся и педагогов) // Завуч. - 2005. - № 6. - С. 4 - 29.

2. Белых С.Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2006. - № 3. - С. 68 –74.

3. Бушковская Е.А. Методическое сопровождение в исследователь­ской деятельности обучающихся и учителей, ориентированное на самореализацию индивидуальных проявлений и использование витаген­ного опыта: [Академический лицей г.Томска] / Е.А.Бушковская, И.Н. Тоболкина // Одаренный ребенок. - 2008. - № 2. - С. 70 -102.

4. Витте И. Маленькая кузница большой науки: [привитие навыков научно - исследовательской работы учащимся]

// Управление школой. - 2008. - № 5. - С. 15 -17

Этапы научного исследования школьника; Как работать над рефератом; Защита

5. Иванов Г. А. Интегративные основы организации научно - иссле­довательской деятельности учащихся

// Педагогические технологии. - 2006. - № 1. - С. 22 - 28.

6. Кудрова И. А. О развитии мышления на основе исследовательс­кого подхода // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - № 5. - С. 14 -21.

7. Кудрова И. А. О развитии мышления на основе исследовательс­кого подхода // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - № 5. - С. 14 -21.

8. Кущенко И. Ю. Исследовательская деятельность как способ формирования ключевых компетенций школьников // Исследовательская работа школьников. - 2006. - № 3. - С. 142 - 146.

9. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся как приоритетное направление развития системы российского образования // Исследовательская работа школьников. - 2007.- № 4.-С. 6 -10.

10. Леонтьева А.В. О критериях оценивания проектно-исследовате­льских работ учащихся / А.В.Леонтьева, Ю.О.Шевяхова // Биология в школе. - 2009. - № 4. - С. 47 – 50

Критерии оценивания проектно-иссле­довательских работ школьников

11. Макарова М. Учебно-научные конференции - средство развития и воспитания учащихся / Макарова М.Ф., Кузькин Н.П. // Директор школы. - 2007. - № 3. - С. 67 - 71.

12. Макотрова Г. В. Формирование учебно - исследовательской куль­туры учащихся как условие устойчивого развития школьного обучения // Химия: методика преподавания. - 2005. - № 2. – С. 46 -48.

13. Макотрова Г. В. Экспертная оценка учебно - исследовательской культуры школьников // Исследовательская работа школьников. - 2008. - № 1. -С. 33 - 41

14. Макотрова Г.В. Учебно - исследовательская культура учащихся // Педагогика. - 2007. – № 1. - С. 47 - 52.

15. Мухина В.С. Психологический смысл исследовательской деятель­ности для развития личности. Творческая личность // Народное образование. - 2006. - № 7. - С. 123 - 127; № 9. –

С. 173 -180; Школьные технологии. - 2006. - № 2. - С . 19 – 31

16. Наливайко Е. И. Система показателей интеллектуального пове­дения М.А.Холодной в педагогической диагностике исследовательской деятельности // Одаренный ребенок. - 2007. - № 1.-С. 80 - 82.

17. Нинбург Е.А. Технология научного исследования: Методические рекомендации // Биология. -2008. - № 10. - С. 15 - 21; № 11. - С. 8 - 15.

18. Обухов А. С. Рефлексия в проектной и исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников. - 2005. - № 3. - С. 18 - 38.

19. Панов В.И. Становление субъекта и субъектности в исследова­тельской деятельности // Школьные технологии. - 2008. - № 4. - С. 45 - 46.

20. Пархоменко Т.Л. Исследовательский метод познания в учебной деятельности // Физика. -2009. - № 4. - С. 3 - 4.

21. Пентин А. Учебные исследования и проекты - понятия близкие, но не тождественные // Директор школы. - 2006. - № 2. - С. 47 - 52. - (Организация учебного процесса).

22. Пискунова М.В. Психологическое сопровождение исследователь­ской деятельности учащихся: [опыт "Лицея на Донской"] // Исследо­вательская работа школьников. - 2006. - № 1. - С. 93 – 99

23. Проекты и исследования: [что такое научное исследование школьного уровня в рамках исследовательской деятельности учащихся: Подборка материалов] // Управление школой. - 2009.- № 5. - С. 30 – 36

24. Прокофьева Л.Б. Открытые образовательные технологии: иссле­довательская деятельность школьников

// Школьные технологии. - 2006. - № 4. - С. 108 -114.

25. Романцова Н. С. Исследовательский метод в образовательном процессе // Исследовательская работа школьников. - 2007. - № 4. - С. 57 - 60.

26. Савенков А. Принципы исследовательского обучения // Дирек­тор школы. - 2008. - № 9. – С. 50 - 55.

27. Савенков А. Развитие исследовательских умений школьников // Школьный психолог. - 2008.- № 18. - С. 19 - 30.

28. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского обучения школьников // Школьные технологии. - 2008. - № 1. - С. 11 -20.

29. Савенков А. И. Проектирование и исследование в современном образовании // Химия в школе. - 2008. - № 6. –

С. 2- 8.

30. Савенков А. И. Концепция исследовательского обучения // Школьные технологии . - 2008.- № 4. - С. 47 -50.

31. Савенков А.И. Учебные исследования детей: [история, перспек­тивы, условия, механизмы развития, как способ образования] // Исследовательская работа школьников. - 2007. - № 3. – С. 68 - 75.

32. Шноль Д.Э. О типологии исследовательских работ школьников // Исследовательская работа школьников. - 2009. - № 1. - С. 44 - 48.

33. Штейн А.В. Интеграция предметов гуманитарного цикла как путь развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2007. - № 1. - С. 92 - 97.


Организация исследовательской работы в школе

1. Алейникова И. Интеллект будущего: [организация учебно - иссле­довательской работы учащихся] // Управление школой. - 2007. - № 1. - С. 25 – 27

2. Алексеев Н. Г. и др. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся: Концепции и программы // Исследовательская работа школьников. - 2002. - № 1. - C. 24 -33.

3. Бессолицына Р. Организация научно - исследовательской деятель­ности учащихся и педагогов // Управление школой. - 2005. - № 17. - С. 3 - 10.

4. Блинова Т. В. Организация исследовательской деятельности учащихся на основе интеграции учреждений общего и дополнительного образования: [опыт ЦДТ г. Ижевска] / Блинова Т.В., Матвеева О.Г., Ворожцова Т.В.

// Исследовательская работа школьников. - 2006. - № 3. - С. 126 -130.

  1. Васильева Л. П. Интеллектуальный клуб - эффективная форма организации исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2005. - № 4. -С. 126 - 128.