«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Доктор психологических наук Леонид Абрамович Венгер
Программа о преемственности детского сада и школы
Подготовила старший воспитатель: Джанаева Р.Ф.
Введение новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) к структуре дошкольной программы и принятие начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.
Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.
Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению
Внимательно познакомиться с формами и методами работы в ДОУ, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям
Учителя должны
Задачи преемственности детского сада и школы
- Развитие любознательности
- Развитие способности самостоятельно решать творческие задачи
- Формирование творческого воображения, направленное на интеллектуальное и личностное развитие ребенка
- Развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками
Цель программы
- - создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.
- - обеспечение системы непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.
- - создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.
Задачи
- укрепление и сохранение здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе.
- - всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.
- - создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.
Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой на позитив. Все зависит от того, насколько ребенок был психологически подготовлен к школе.
Психологическая готовность - это такое состояние ребенка, которое позволяет ему овладевать новыми знаниями, принимать новые требования и чувствовать себя успешным в общении с учителями и одноклассниками.
Психологическая готовность включает в себя
- Личностно-социальную готовность
- Интеллектуальную готовность
- Мотивационную готовность
- Эмоционально - волевую готовность.
Недостаточная психологическая готовность чаще всего возникает по следующим причинам:
- · В дошкольном детстве ребенок мало играл и общался со сверстниками;
- · Имел маленький запас знаний об окружающем мире, не был заинтересованными и любопытными;
- · Был тревожным и имел низкую самооценку;
- · Присутствовали логопедические проблемы, которые не удалось решить к началу школьного обучения;
- · Не любил игры и занятия, требующие сосредоточения и умения доводить дело до конца.
Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами ДОУ и школы.
Работа с родителями
Методическая работа с педагогами
Работа с детьми
Организация работы по преемственности
Формы осуществления преемственности:
Работа с детьми
- экскурсии в школу;
- посещение школьного музея;
- знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
- участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
- выставки рисунков и поделок;
- встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;
- совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
- участие в театрализованной деятельности;
- посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе.
Работа с педагогами
- совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
- семинары, мастер- классы;
- круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
- проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
- взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
- открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
- педагогические и психологические наблюдения.
Работа с родителями
- совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
- круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
- консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;
- дни открытых дверей;
- анкетирование, тестирование родителей;
- образовательно - игровые тренинги и практикумы для родителей
- визуальные средства общения;
- заседания родительских клубов
Целевые ориентиры дошкольного образования
Инициативность и самостоятельность
Уверенность в своих силах
Положительное отношение к себе и другим
Развитость воображения, фантазии, творчества
Умение подчиняться социальным нормам
Развитость крупной и мелкой моторики
Проявление любознатель-ности
Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности
Способность к принятию собственных решений
Целевые ориентиры программы
выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования
Ожидаемые результаты:
портрет выпускника детского сада
- Деятельный и активный
- Креативный
- Любознательный
- Инициативный
- Открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый
- Положительное отношение к себе, уверенность в своих силах
- Чувство собственного достоинства
Вывод:
Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.
Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.– 232с.
- Готов ли ваш ребёнок к школе / А.А. Венгер, А.Л.Венгер –М: Знание, 1994 г. – 192 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //
- Преемственность в работе ДОУ и школы в рамках введения ФГОС НОО в начальной школе. sch177.pskovedu.ru
- Л.Н. Кравцова "Преемственность между детским садом и школой в связи с переходом на ФГОС второго поколения". http://kravtsoval.ucoz.ru/publ/2-1-0-17
Спасибо за внимание!