СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа составлена на основе типовой общественно-гуманитарной и учебной программы факультативных занятий для I–IV классов учреждений общего среднего образования « Основы православной культуры», рекомендованной Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь.
Направление - просветительское, реализуется в очной форме на базовом уровне. Программа рассчитана на два года обучения.
Пояснительная записка
Программа составлена на основе типовой общественно-гуманитарной и учебной программы факультативных занятий для I–IV классов учреждений общего среднего образования « Основы православной культуры», рекомендованной Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь.
Направление - просветительское, реализуется в очной форме на базовом уровне. Программа рассчитана на два года обучения.
Цель: воспитание высоконравственной личности на православных традициях белорусского народа, формирование культуры отношений к себе, своей семье, окружающим людям, природе и государству на основе традиционных православных ценностей, которые стали национальными чертами характера белорусского народа.
Задачи:
Обучающие:
формировать первичные знания и понятия об источниках нравственных законов и норм жизни православных людей;
способствовать усвоению детьми христианского искусства, иконописи, литературы, музыки;
раскрытие роли Православной Церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа;
Развивающие:
развивать умение строить свои отношения со сверстниками и окружающими людьми в соответствии с нравственными правилами и нормами;
развивать стремление выполнять нравственные правила в повседневной жизни;
способствовать творческому развитию ребенка;
повышать эрудицию ребенка;
формировать желание продолжить дальнейшее обучение.
Воспитывающие:
способствовать формированию нравственных качеств личности – умению прощать, чувства долга, ответственности перед родителями, обществом за свои поступки;
формирование активной жизненной позиции, социальной ответственности учащихся, бережного отношения к историко-культурному наследию своего Отечества;
воспитывать любовь к Родине и уважение к отечественным традициям;
создание условий для последовательного приобщения учащихся к духовно-нравственным ценностям и формирования гражданского патриотизма.
Организационные условия реализации программы:
В объединение по интересам зачисляются дети от 6 до 11 лет. Срок реализации программы - 2 года обучения, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Материально-техническое обеспечение:
Для занятий необходимо просторное, оборудованное помещение, которое соответствует санитарно-гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности и техники безопасности.
Методы организации деятельности.
Репродуктивный: словесные методы обучения: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация.
Методы практической работы: зарисовка, рисунки.
Методы проблемного обучения: эвристическая беседа, постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов, создание проблемных ситуаций, постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися, поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств и др.;
Проектно-конструкторские методы: создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел;
Метод игры: игры дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные, компьютерные, на развитие внимания, памяти, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра;
Наглядный метод обучения: картины, рисунки, плакаты, фотографии, использование на занятиях средств искусства, активных форм познавательной деятельности, психологических и социологических методов и приемов.
Формы организации деятельности: коллективная, групповая. Индивидуальная.
Учебно-тематический план
1 год обучения
| Наименование разделов | К-во часов | К-во часов | К-во часов |
№ | Тема | Всего | Теория | Прак тика |
1.
|
| 42 | 19 | 23 |
1.1 | Вера православных христиан во всемогущество Творца | 2 | 1 | 1 |
1.2 | Библия о творении природы и человека | 4 | 1 | 3 |
1.3 | Библейские сюжеты о любви Творца к миру | 4 | 1 | 3 |
1.4 | Библейские сюжеты о появлении зла | 2 | 1 | 1 |
1.5 | История Ноя | 2 | 1 | 1 |
1.6 | Вавилонское столпотворение | 2 | 1 | 1 |
1.7 | Авраам и Моисей | 2 | 1 | 1 |
1.8 | Рождество Богородицы | 2 | 1 | 1 |
1.9 | Рождество Христово | 4 | 1 | 3 |
1.10 | Младенец Иисус Христос | 2 | 1 | 1 |
1.11 | Иисус Христос учит людей и помогает им | 4 | 1 | 3 |
1.12 | Вход Господень в Иерусалим | 2 | 1 | 1 |
1.13 | Моление в Гефсиманском саду | 2 | 2 | - |
1.14 | Взятие Иисуса Христа под стражу. Казнь Иисуса Христа | 2 | 2 | - |
1.15 | Воскресение Иисуса Христа | 4 | 1 | 3 |
1.16 | Вознесение Господне | 2 | 2 | - |
2. |
| 10 | 4 | 6 |
2.1 |
|
4 |
1 |
3 |
2.2 | Нравственные качества ученика. Почитание старших в школе. |
2 |
1 |
1 |
2.3 | Отношения с одноклассниками. Прилежность и трудолюбие. |
2 |
1 |
1 |
2.4 | Отношение к рабочему месту и одежде. Опрятность и скромность. |
2 |
1 |
1 |
3 | Духовная чуткость. Любовь к людям и окружающему миру. |
16
|
5 |
11 |
3.1 | Отношение к труду. Труд в жизни христианина. | 4 | 1 | 3 |
3.2 | Духовный труд. Труды Сергия Радонежского в монастыре. |
4 |
1 |
3 |
3.3 | Отношение к семье. Благочестивая семья. Ценности христианской семьи. |
2 |
1 |
1 |
3.3 | Почитание родителей. Память и забота о предках |
4 |
1 |
3 |
3.4 | Отношение к Отечеству. | 2 | 1 | 1 |
4 |
Знакомство с жизнью православных святых
|
8 |
3 |
5 |
4.1 | Преподобная Евфросиния Полоцкая.Любовь к Богу превыше всего. |
2 |
1 |
1 |
4.2 | Евфросиния Полоцкая. Служение людям. | 2 | - | 2 |
4.3 | Святитель Кирилл Туровский. | 2 | 1 | 1 |
4.4 | Праведная София Слуцкая. | 2 | 1 | 1 |
5 | Знакомство со святынями белорусского народа и православным искусством
|
8 |
4 |
4 |
5.1 | Свято-Успенский Жировичский монастырь. Икона Матери Божией «Жировичская». |
2 |
1 |
1 |
5.2 | Каложская Церковь в Гродно. Минская икона Пресвятой Богородицы. |
2 |
1 |
1 |
5.3 | Крест Евфросинии Полоцкой. | 2 | 1 | 1 |
5.4 | Свято-Евфросиниевский монастырь. | 2 | 1 | 1 |
6 | Православный месяцеслов. Государственные и церковные праздники
|
66 |
10 |
56 |
6.1 | Рождество Богородицы. | 2 | 2 | - |
6.2 | День Матери. Подготовка подарков и поздравление матерей. |
8 |
1 |
7 |
6.3 | Писание и Предание о Рождестве Иисуса Христа. |
2 |
2 |
- |
6.4 | Подготовка рождественских подарков родным и неимущим. |
6 |
- |
6 |
6.5 | Подготовка концерта к Рождеству. | 14 | - | 14 |
6.6 | Рождественский праздник. | 2 | - | 2 |
6.7 | Писание и Предание о Пасхе Христовой. Великий пост. | 2 | 2 | - |
6.8 | Вербное воскресение. | 2 | 1 | 1 |
6.9 | Подготовка пасхального концерта. | 14 | - | 14 |
6.10 | Пасхальный праздник. | 2 | - | 2 |
6.11 | День Ангела. | 4 | 1 | 3 |
6.12 | День Победы. Подготовка подарков ветеранам. Поздравление ветеранов. |
6 |
1 |
5 |
| Итоговое занятие. | 2 | - | 2 |
| Всего: | 150 | 45 | 105 |
Содержание
1. Православная премудрость (42 ч)
1.1. Вера православных христиан во всемогущество Творца (2 ч).
Библия — великая книга, источник духовно-нравственных норм и правил, святыня для всех православных. Чтение и объяснение библейских сюжетов. Извлечение нравственных уроков из прочитанных сюжетов. Библейские сюжеты о сотворении мира. О творении природы и обустройстве Земли. Дни творения. Окончание творения (седьмой день, длящийся и поныне), жизнь и развитие мира после окончания творения по установленному плану и законам.
1.2. Библия о творении природы и человека (4 ч).
Библия — великая книга, источник духовно-нравственных норм и правил, святыня для всех христиан. Славянский перевод Библии. Духовный подвиг святых Кирилла и Мефодия. Традиция чтения и объяснение библейских сюжетов. Извлечение нравственных уроков из прочитанных сюжетов. Жизнь и развитие мира по установленному плану и законам. Для православных христиан изумительное разнообразие и сложность мира — зеркало бесконечного всемогущества, величия и премудрости Создателя, а познание мира — путь к постижению всемогущества Творца. Нравственные нормы отношения к природе, которые следует усваивать:
– учись испытывать чувство глубочайшей признательности и благодарности за окружающую нас природу и собственное бытие;
– относись с величайшим уважением и заботой к совершенству природы, не позволяй себе злоупотреблять какой-либо вещью или существом, вопреки их природе или назначению;
– не навреди, приумножай богатства природы и оставь добрую память о себе, созидай для общего блага.
1.3.Библейские сюжеты о любви Творца к миру (4 ч).
Библейские сюжеты о сотворении первых людей. Отличие человека от животных, принадлежность человека к природе и духовному миру. Жить в любви — великая радость. Радость жизни первых сотворённых людей Адама и Евы в райском саду. Поручение Адаму заботиться о райском саде, обо всех его обитателях. Заботься о природе. Создание Евы (матери людей). Изначальная ценность семьи и рождения детей. Все люди произошли от прародителей, призваны быть едиными (братьями и сёстрами), любить и беречь друг друга.
1.4. Библейские сюжеты о появлении зла (2 ч). Библейские сюжеты о грехопадении прародителей. Запрет есть от древа познания добра и зла. Значение испытания прародителей: испытание воли, преданности, доверительности, послушания. Искушение Евы. Ложь змия. Адам поддаётся искушению. Нарушение запрета людьми. Первые последствия грехопадения: стыд и страх за свой поступок, появление зла. Будь честным. Обещание Творца прислать на землю Спасителя.
1.5. История Ноя (2 ч). Падение нравов людей. Возможность исправления и покаяния. Праведность Ноя и его семьи. Выполнение Ноем заповеди о строительстве ковчега. Собирание животных и птиц в ковчег. Потоп. Причины потопа. Спасение.
1.6. Вавилонское столпотворение (1 ч).
Замысел строительства башни (столпа). Смешение языков строителей. Вавилон — город смешения. Расселение людей по земле.
1.7. Авраам и Моисей (2 ч).
Появление идолопоклонства. Авраам сохраняет истинную веру. Бездетность Авраама. Избранность праведного Авраама для сохранения истинной веры через потомство для всего человечества.
Моисей. Египетское рабство евреев. Рождение и детство Моисея. Преданность Моисея своему народу. Пасха — исход евреев из Египта, главный ветхозаветный праздник. Пасха — избавление от бед. Переход евреев через Чермное (Красное) море, 40-летнее путешествие в пустыне, чудеса. Дарование через Моисея заповедей праведной жизни как проявление любви Божией к людям. Значение заповедей и законов для людей:
– позволяют преодолеть проблемы и разногласия в отношениях между людьми, сохранить личное достоинство;
– дают возможность людям жить праведно и счастливо;
– помогают избавить людей от произвола;
– позволяют судить о добродетелях и пороках, о хороших и плохих поступках.
1.8. Рождество Богородицы (2 ч).
Семья Пречистой Девы Марии. Родители Иоаким и Анна, их праведная жизнь. Бездетность — великая скорбь, знак отверженности. Безропотность в перенесении невзгод, благочестие. Удаление Иоакима в пустыню, плач Анны, её горячая молитва о даровании ребёнка. Рождение Марии: победа света над тьмой, первый луч зари, предвещающий восход Солнца правды. Икона Рождества Богородицы.
1.9. Рождество Христово (4 ч).
Благая весть архангела Гавриила: «Радуйся, благодатная, Господь с тобою!» Встреча мира божественного и мира земного. Смирение Пречистой Девы Марии: «Да будет мне по слову твоему!» Икона праздника. Место иконы праздника и иконы архангела Гавриила в храме. Почитание женщины в православной семье. Мария и Иосиф в Вифлееме. Рождение Иисуса Христа. Чудо Боговоплощения, его значение для людей и природы. Благая весть пастухам. Поклонение пастухов. Поклонение волхвов. Царь Ирод — воплощение безнравственности, греховности. Для православных христиан факт непреложного вочеловечения Бога — свидетельство любви и сострадания Творца к людям. Взаимоотношения людей должны строиться на любви и сострадании, а не на силе и жестокости. Раскаяние в неправильных поступках. Умение осознать свои ошибки и просить прощения. Раскаяние сына даёт возможность отцу простить его. Таинство покаяния. Примирение со всеми ближними. Осознание плохих поступков. Исповедь. Твёрдое намерение исправиться. Надежда на прощение.
1.10. Младенец Иисус Христос (2 ч).
Младенец Иисус Христос — необычный младенец, Он — Сын Божий, Спаситель. Исполнение обещания Творца прислать на землю Спасителя. Иконография праздника: участие людей, ангельского мира, живой и неживой природы в Рождестве.
1.11. Иисус Христос учит людей и помогает им (4 ч).
Исцеление людей. Нагорная проповедь: объяснение, какими должны быть христиане. Заповеди блаженств. О любви к ближнему. О необходимости добрых дел. Сила веры и молитвы за других. Ветхозаветный закон был передан Моисею на вершине горы при сверкании молний. Это закон строгой справедливости. Новозаветный закон дан на берегу озера при стечении народа. Это закон любви и благодати, которые дают христианам силу исполнять закон Божий. Притча о блудном сыне. Отец дарует свободную волю сыну. Беды учат сына. Раскаяние в неправильных поступках. Умение осознать свои ошибки и просить прощения. Раскаяние сына даёт возможность отцу простить его. Таинство покаяния. Примирение со всеми ближними. Осознание плохих поступков. Исповедь. Твёрдое намерение исправиться. Надежда на прощение.
1.12. Вход Господень в Иерусалим (2 ч).
Воскрешение Лазаря. Встреча Христа в Иерусалиме с царскими почестями. Икона праздника. Благочестивые традиции освящения вербы. Тайная вечеря. Иисус подаёт пример смирения и служения каждому человеку. Установление таинства Святого Причащения. Заповедь христианам всегда совершать это таинство. Причащение на литургии. Достойное хранение Святых Тайн через воздержание от плохих поступков и исполнение заповедей.
1.13. Моление в Гефсиманском саду (2 ч).
Молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду — пример послушания как краеугольного камня христианской веры и исполнения своего предназначения. Послушание — важнейшее условие добрых взаимоотношений между людьми в обществе. Законопослушность граждан. Нравственная ценность послушания как проявление человеколюбия: – внимательное отношение к требованиям родителей и воспитателей — признак послушания, культуры и воспитанности; – послушание — свидетельство уважения юных к жизненному опыту старших; – послушание — это действенное проявление сыновнего (дочернего) и ученического долга; – послушание требует волевых усилий делать не то, что хочется, а то, что надо; – послушание — важнейшая заповедь, нарушение которой ввергло человечество в грех..
1.14. Взятие Иисуса Христа под стражу. Казнь Иисуса Христа (2 ч).
Приход стражи и предателя Иуды. Страх учеников за свои жизни и их бегство. Отречение апостола Петра. Искреннее раскаяние Петра в своём недостойном поступке. Понимание Иудой своей тяжёлой вины, пожелание его в молитве и слезах каяться в содеянном. Отчаяние, отверженность, уныние и самоубийство Иуды. Для православного христианина самоубийство — непрощаемый грех: – величайшее оскорбление Создателя; – величайшая жестокость к самому себе; – величайшая жестокость к родным и близким. Курение, пьянство и наркомания — грех самоубийства. Неправедный суд. Крестный путь на Голгофу. Благоразумный разбойник. Попечение Иисуса Христа о матери — величайший пример сыновней любви. Усыновление Богородицей всех людей в лице Иоанна. Великое знамение во время крестной смерти Спасителя. Снятие с креста и положение во гроб. Иконография.
1.15. Воскресение Иисуса Христа (4 ч).
Жёны-мироносицы у гроба Спасителя. Воскресение Иисуса Христа — искупление грехов людей и победа над смертью. Явление Иисуса Христа ученикам. Беседы Иисуса Христа с учениками. Обещание Утешителя. Заповедь проповедовать Благую Весть во всех землях. Икона «Сошествие во Ад».
Крестная смерть Спасителя — проявление любви, милосердия и сострадания к людям. Проявление сострадания в критические исторические моменты жизни народа. Жертвенность, сострадание, взаимовыручка в военное и мирное время. Милосердие — проявление заботы и оказание помощи больным, инвалидам, престарелым и одиноким людям, забота о младших. Сёстры милосердия.
1.16.Вознесение Господне (2 ч).
Вознесение Господне. Сошествие Святого Духа на апостолов. Икона «Сошествие Святого Духа». Рождение Церкви. Христос — глава Церкви. Христиане — члены Церкви. Представления христиан о Церкви земной и небесной. Проповедь апостолов. Выполнение заповедей — нравственный долг христианина. Условия выполнения заповедей: чистая совесть, вера в наказуемость плохих поступков, любовь к Богу, предпочтение духовных ценностей материальным. Осознанные и добровольно принятые обязанности — это и есть нравственный долг человека. Деятельность апостолов. Образец выполнения ими заповета Иисуса Христа. Сын Божий возвращается к своему небесному Отцу и обещает, что придёт на землю снова.
2. Благочестивые традиции (10 ч)
2.1. Православная культура об отношении к учению и школе. Высокое призвание школьника. Люби свою школу (4 ч).
Л. Модзалевский «В школу». Традиции школьного учения в нашей стране с древности. Вклад Православной Церкви в развитие письменности и школьного образования. Школы Ефросинии Полоцкой. Б. Кустодиев «Школа в Московской Руси». Показ букв славянского алфавита, знакомство с их названиями в сравнении с буквами современного алфавита. Сравнение слов «азбука» и «алфавит». Показ славянских цифр в сравнении с современными цифрами. Благоговейное отношение к учебникам и книгам. Букварь детей царя Алексея Михайловича Романова. В православной традиции целью учения является возрастание Создателю во славу, родителям на утешение, Церкви и Отечеству на пользу через познание Слова Божия, усвоение опыта предыдущих поколений, устроение личной жизни и жизни страны по законам добра и справедливости. Древняя икона «Прибавление ума» («Подательница ума»).
2.2. Нравственные качества ученика. Почитание старших в школе (2 ч).
Православный христианин чтит директора, заместителя директора и учителей за то, что они несут ответственность за благополучие учеников перед Богом и государством. Все в учреждении образования выполняют решения директора и заместителя директора, почитают их как представителей властей. Хорошее поведение и прилежание в учёбе — проявление почтения и любви к своим учителям и товарищам. Почитание взрослых, их трудов, плодами которых пользуешься. Уважение к труду взрослых — проявление почитания взрослых и любви к своей школе.
Поддержание чистоты и порядка в школе (в классе, туалете, коридоре) — проявление уважения к труду взрослых. Значение слова «спасибо», необходимость благодарить окружающих за их труд.
2.3.Отношения с одноклассниками. Прилежность и трудолюбие (2 ч).
Доброжелательное отношение к одноклассникам, почтенное отношение к старшим учащимся. Прилежное отношение к учёбе и помощь товарищам. Преодоление трудностей в учёбе со смирением. Учимся быть добрыми и снисходительными к своим товарищам, требовательными к себе. Сергий Радонежский — образец смирения и преодоления трудностей в учёбе. Ученик не огорчает родителей, учится и ведёт себя на утешение родителям.
2.4.Отношение к рабочему месту и одежде. Опрятность и скромность
(2 ч).
Содержание в опрятности своего рабочего места дома и своих учебных принадлежностей. Не требовательность в излишних покупках. Относись к родителям с благодарностью, даже если они ограничивают твои покупки. В этом проявляется почитание родителей и любовь к ним. Ученик умеет быть чистым и опрятным, в этом его уважение к школе, к себе и товарищам. Забота об опрятности одежды учащегося. Форма у военных. Особая одежда монахов. Облачение священнослужителей. Форма гимназистов в Российской империи. Уважение к форме. Одежда ученика соответствует его роду занятия, отличается скромностью. Недостойно гордиться одеждой, учреждение образования не место для демонстрации одежды. Положительное отношение к школьной форме (одежде делового стиля).
3. Духовная чуткость. Любовь к людям и окружающему миру (16 ч).
3.1. Отношение к труду (4 ч).
Труд в жизни христианина. Труд ради пропитания. Совместный труд во благо семьи — условие добрых взаимоотношений между детьми и взрослыми. Труд мужчины и женщины. Твои обязанности в семье. Труд ради помощи нуждающимся и немощным. Богоугодность милосердия: трудоспособные заботятся о болящих, беженцах, сиротах, вдовах, инвалидах, стариках и детях. Благословенный труд на благо людей. Совместный труд на благо школы, класса. Благословенный труд — основа процветания страны. Трудолюбие. Труды соловецких монахов. Духовный труд. Умственный труд. Физический труд. Будь трудолюбив. Богоустановленность всех профессий. Профессии родителей. Уважение к труду и плодам труда родителей и других людей.
3.2. Духовный труд. Труды Сергия Радонежского в монастыре(4 ч).
Трудолюбие. Труды Сергия Радонежского в монастыре. Духовный труд. Умственный труд. Труд взрослых. Профессии родителей. Лень. Праздность. Благочестивые традиции белорусов в труде: благословение на труд, молитва в труде, освящение плодов труда, совместный труд, взаимопомощь.
3.3.Отношение к семье. Благочестивая семья. Ценности христианской семьи(2 ч).
Уклад православной семьи. Взаимная любовь в семье, единый быт, совместный досуг, совместный труд и забота о благосостоянии. Семейные праздники. Забота о семье, о детях и стариках. Больные в доме. Наказания, поучения, наказ. Сыновний и дочерний долг. Послушание, покорность, смирение. Один дома. Когда страшно. Почитание родителей. «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает». Благодарность родителям. Забота о родителях. Духовное единство членов семьи. Православная семья — малая церковь.
3.4. Почитание родителей. Память и забота о предках(4 ч).
Сергий Радонежский — любящий сын, почитающий своих родителей. Род. Родословие. Память об истоках своей семьи. Память и забота о предках. Димитриевская родительская суббота, Радуница — дни поминовения родных. Долг памяти: уход за могилами родных.
3.5. Отношение к Отечеству(2 ч).
Родина. Служение Отечеству православных христиан. Молитва Церкви о Богохранимой стране нашей, о властях нашего Отечества, о воинстве. Знание и изучение истории своего народа. Приумножение духовных и материальных богатств народа. Верность духовным и культурным традициям народа. Защита Отечества от посягательств захватчиков. Меркурий Смоленский. Благочестие. Доблесть. Жертвенная любовь к своей стране и соотечественникам. Развитие своих способностей и дарований, использование их во благо Родины. Сохранение и приумножение славы Родины как выражение любви к ней. Законопослушание.
4. Знакомство с жизнью православных святых (10ч).
4.1.Преподобная Евфросиния Полоцкая. Любовь к Богу превыше всего(2ч).
Ефросиния Полоцкая. Любовь и почитание родителей. Учение. Любовь к Богу превыше всего.
4.2.Евфросиния Полоцкая. Служение людям(2ч).
Посвящение себя Богу. Служение людям. Молитвенный подвиг. Строительство и благоустройство храма и монастырей. Паломничество в святую землю. Преподобная Ефросиния — покровительница Беларуси.
4.3. Святитель Кирилл Туровский (4ч).
Детство в богатом семействе. Необыкновенные успехи в постижении грамотности. Отказ от наследства и уход в монастырь. Святость образа жизни: пост и молитва, духовное наставление монахов. Подвиг столпничества. Служение Церкви. Русский Златоуст, наставник народа.
4.4. Праведная София Слуцкая(2ч).
Богатый княжеский род. Сиротство Софии. Замужество. Стойкость в православной вере. Защитница православия в Беларуси. Забота о церквях и монастырях. Святость образа жизни. Кончина. Почитание святой белорусским народом.
5.Знакомство со святынями белорусского народа и православным искусством
5.1.Свято-Успенский Жировичский монастырь. Икона Матери Божией «Жировичская» (2 ч).
5.2. Каложская Церковь в Гродно. Минская икона Пресвятой Богородицы(2ч).
5.3. Крест Евфросинии Полоцкой(2ч).
Полоцкий крест преподобной Ефросинии Полоцкой — святыня, объединяющая
белорусский народ. Мощи преподобной Ефросинии Полоцкой.
5.4. Спасо-Евфросиниевский монастырь(2ч).
6. Православный месяцеслов. Государственные и церковные праздники (66ч).
6.1. Рождество Богородицы(2ч).
Предание Церкви о Рождестве Богородицы. Духовно-нравственное значение праздника. День общечеловеческой радости. Рождение Девы Марии знаменует начало исполнения обещания Творца о спасении человеческого рода. Этот праздник — начало всех праздников, врата к благодати и истине. Следование преподобной Ефросинии Полоцкой примеру Богородицы, её жизни при храме. Иконография: «Рождение Богодарованного ребёнка». Праздник Осени.
6.2.День Матери. Подготовка подарков и поздравление матерей(8ч).
Предание о Покрове Богородицы. Покров Богородицы — любимый праздник нашего народа. Духовно-нравственное значение праздника: покровительство Божией Матери над всеми людьми. Нравственные уроки: учимся быть милостивыми к другим людям. Иконография праздника.
6.3. Писание и Предание о Рождестве Иисуса Христа(2ч).
Писание и Предание о Рождестве Иисуса Христа. Духовно-нравственное содержание праздника: исполнение обещания прислать на землю Спасителя. Нравственный урок скромности, непренебрежение бедностью, забота о каждом человеке. Иконография: примеры икон «Рождества Христова». Символическое и реалистическое значение изображаемых на иконе лиц и событий. Благочестивые традиции: рождественский пост, его духовное и нравственное значение, праздничное приготовление домов, прихода и города; праздничное богослужение, рождественский тропарь; рождественские праздники дома, в приходе, в школе.
6.4. Подготовка рождественских подарков родным и неимущим(6).
Подготовка подарков родным, младшим сёстрам и братьям, благотворительных подарков для неимущих.
6.5. Подготовка концерта к Рождеству(14ч).
Ознакомление со сценарием спектакля. Творческое освоение текста. Распределение ролей. Работа с текстом по ролям. Взаимодействие персонажей. Репетиционная работа с отдельными отрывками. Изготовление декораций. Театральный реквизит. Изготовление костюмов. Подбор и запись музыкальных композиций к спектаклю. Репетиция всем составом.
6.6. Рождественский праздник(2ч).
Благотворительное выступление.
6.7. Писание и Предание о Пасхе Христовой. Великий пост(2ч).
Духовное и нравственное значение праздника: спасение человека и всей природы воскресением, безграничность любви Творца к человеку. Добродетели людей — орудие против бесов. Благочестивые традиции: Великий Пост как духовная и нравственная подготовка к празднику, благотворительность, пасхальные гостинцы и подарки, милостыня. Тропарь праздника.
6.8. Вербное воскресение(2ч).
Иконография: Вход Господа в Иерусалим, Сошествие во ад (обсуждение сюжета, ознакомление с лицами, изображёнными на иконе).
6.9. Подготовка пасхального концерта(14ч).
Ознакомление со сценарием спектакля. Творческое освоение текста. Распределение ролей. Работа с текстом по ролям. Взаимодействие персонажей. Репетиционная работа с отдельными отрывками. Изготовление декораций. Театральный реквизит. Изготовление костюмов. Подбор и запись музыкальных композиций к спектаклю. Репетиция всем составом.
6.10. Пасхальный праздник(2ч).
6.11. День Ангела(4ч).
Писание о Крещении Иисуса Христа. Крестины. Ангел-хранитель. Наречение имени, его значение для человека. Небесные покровители. Почитай отца и мать. Ефросиния Полоцкая — любимая и любящая дочь. Именины (День ангела). Посещение богослужения в День ангела. Подарки имениннику дороги заботой и любовью. Именины родных и близких. Именины в классе.
6.12. День Победы. Подготовка подарков ветеранам. Поздравление ветеранов(6ч).
Православные благочестивые традиции чествования воинов. Георгий Победоносец. Церковное поминовение погибших воинов. Благочестивая традиция православных семей поминовения усопших. Родные — ветераны войн. Забота о ветеранах. Забота о захоронениях воинов. Поздравления ветеранам, родным и близким.
Итоговое занятие(2ч).
Учебно-тематический план
2 год обучения
| Наименование разделов | К-во часов | К-во часов | К-во часов |
№ | Тема | Всего | Теория | Прак тика |
1.
| Священное Писание и Предание— руководство в жизни христиан | 30 | 10 | 20 |
1.1 | Священное Писание. Ветхий Завет. | 6 | 2 | 4 |
1.2 | Священное Писание. Новый Завет. | 6 | 2 | 4 |
1.3 | Священное Писание и Предание о человеке. | 2 | 1 | 1 |
1.4 | Свобода воли. | 2 | 1 | 1 |
1.5 | Покаяние, раскаяние. | 2 | 1 | 1 |
1.6 | Заповеди праведной жизни. Нагорная проповедь. | 10 | 2 | 8 |
1.7 | Жизнь Иисуса Христа как нравственный и духовный идеал. | 2 | 1 | 1 |
2 | Принципы христианской морали | 12 | 6 | 6 |
2.1 | Человеколюбие как важнейший принцип христианской морали | 2 | 1 | 1 |
2.2 | Послушание как важнейший принцип христианской морали | 2 | 1 | 1 |
2.3 | Сострадание и милосердие как важнейшие принципы христианской морали | 2 | 1 | 1 |
2.4 | Прощение как важнейший принцип христианской морали | 4 | 1 | 3 |
2.5 | Благодарность как важнейший принцип христианской морали | 2 | 1 | 1 |
3 | Простые правила нравственности как регуляторы нашего поведения | 18 | 5 | 13 |
3.1 | Знакомство с собой. | 2 | 1 | 1 |
3.2 | Человек в кругу друзей. | 2 | 1 | 1 |
3.3 | Ты и твои родители, человек в кругу семьи. | 4 | 1 | 3 |
3.4 | Твоё родословие. | 4 | 1 | 3 |
3.5 | Выполнение заповедей, возрастание в вере — духовный и нравственный долг христианина |
6 |
1 |
5 |
4 | Православный месяцеслов. Государственные и церковные праздники |
74 |
11 |
63 |
4.1 | Рождество Богородицы. Введение Богородицы во храм. |
4 |
2 |
2 |
4.2 | Покров Пресвятой Богородицы. День Матери. | 6 | 1 | 5
|
4.3 | Подготовка и проведение благотворительного концерта в честь праздника Дня матери. | 10 | - | 10 |
4.4 | Рождество Христово. | 4 |
|
|
4.5 | Подготовка рождественских подарков родным и неимущим. |
6 |
1 |
5 |
4.6 | Подготовка концерта к Рождеству. | 14 | -
| 14
|
4.7 | Рождественский праздник. | 2 | - | 2 |
4.8 | Светлое Христово Воскресение (Пасха). | 2
| 2
| -
|
4.9 | Подготовка пасхального концерта. | 14 | - | 14
|
4.10 | Пасхальный концерт.
| 2 | - | 2 |
4.11 | Радуница. | 2 | 2 | - |
4.12 | День Победы. Подготовка подарков ветеранам. Поздравление ветеранов. | 6 | 1 | 5 |
4.13 | Троица. | 2
| 2
| -
|
5 | Духовная чуткость. Любовь к людям и окружающему миру. |
16 |
8 |
8 |
5.1 | Воспитание на жизни святых. | 6 | 4 | 2 |
5.2 | Отношение к святыням белорусского народа. | 4 | 2 | 2 |
5.3 | Отечество. Родная старина. | 4 | 2 | 2 |
| Итоговое занятие. | 2
| -
| 2 |
|
|
|
40 |
110 |
Содержание
Священное Писание и Предание — руководство в жизни христиан
(30 ч)
1.1. Священное Писание. Ветхий Завет (6 ч).
Основные понятия: Священное Писание, Ветхий Завет, естественные законы и нормы жизни, заповеди, мораль.
Библия — Священное Писание, святыня для христиан, иудеев и мусульман, памятник мировой культуры. Кирилло-Мефодиевское наследие. Церковно-славянский язык как источник обогащения и развития белорусского языка. Традиции белорусской книжности: подвиг преподобной Ефросиньи Полоцкой. Переводы Библии на белорусский язык. Божий замысел сотворения прекрасного и совершенного мира.
1.2. Священное Писание. Новый Завет (6 ч).
Основные понятия: Священное Писание, Новый Завет, нормы человеческой личности, христианин.
Полоцкое Евангелие. Евангелие как богослужебная книга. Иисус Христос Спаситель — главное содержание Нового Завета, идеальный образ личности. Для христиан Христос — критерий оценки нравственного и безнравственного, духовного и бездуховного. Своим примером Христос приводит людей ко спасению.
1.3. Священное Писание и Предание о человеке (2 ч).
Основные понятия: человек как образ и подобие Божие, Священное Предание. Предание Церкви хранит память и опыт жизни Церкви и святых по Евангелию. В православии человек — венец творения, образ и подобие Божие. Согласно православному вероучению, Бог вложил в человека свой образ, призвал человека быть подобным Богу. Ничего дороже человека нет, но выше человека Бог. В личностях святых мы видим восхождение к идеалу, раскрытие в себе подобия Божьего. Их пример убеждает в возможности для каждого человека такого восхождения.
1.4. Свобода воли (2 ч).
Основные понятия: свобода воли, право выбора, своеволие.
Свобода воли как право личного выбора, внутреннего самоопределения каждого человека по отношению к добру и злу. Свобода как власть над самим собой. Свобода от греха, способность не грешить (нравственность) и не быть способным грешить (святость). Порядочный человек не способен красть, человек может стать неспособным злобствовать, ненавидеть, осуждать, завидовать.
1.5. Покаяние, раскаяние (2 ч).
Основные понятия: раскаяние, покаяние, исповедь, прощение, причащение. Призыв Иисуса Христа к покаянию (Лк. 13:1–5). Притча о двух сыновьях (Мф. 21:28–32). Притча о блудном сыне (Лк. 15:11–32). Рембрандт «Возвращение блудного сына». Православная нравственность предполагает искреннее раскаяние в совершении неблагочестивых поступков и привычек, признание их греховности (противоречие заповедям). Недостойность этих поступков и свидетельство несвободы от греха. Просьба к Богу в укреплении в каждодневном искоренении этих поступков и качеств. Исповедь, честный рассказ и искреннее раскаяние в своих грехах перед лицом Бога в храме и ежедневно в своих мыслях. Причащение с верой о прощении. Каждодневная работа над собой по исправлению своих плохих качеств и искоренению вредных привычек. Удержание себя от плохих поступков.
1.6. Заповеди праведной жизни. Нагорная проповедь (10 ч).
Основные понятия: заповеди, нормы и правила нравственного поведения, правила, законы.
Нагорная проповедь Иисуса Христа — источник христианской морали. Христос пришёл не нарушить закон, но исполнить (Мф. 5:17–20). Христос о шестой заповеди (Мф. 5:21–26), о клятве (Мф. 5:33–37), о мести (Мф. 5:38–42), о милостыне (Мф. 6:1–4), о неосуждении ближнего (Мф. 7:1–6; Лк. 6:37–42). Закон любви (Мф. 5:43–48). Золотое правило (Мф. 7:7–12; Лк. 11:9–13). Заповеди праведной жизни как основа личного и общественного благополучия.
1.7. Жизнь Иисуса Христа как нравственный и духовный идеал (2 ч).
Основные понятия: идеал, жертвенность, сострадание, полноценная нравственная личность, безгрешность, ценность жизни каждого человека.
Православные христиане верят в то, что Иисус Христос пришёл в мир, чтобы искупить вину человека перед Богом, ради его спасения, чтобы открыть истину о Боге и путь к спасению (исцелению от греха). Он явил образец безгрешной жизни. Он дал пример любви и заботы о страждущих и больных. Он победил скорбь и саму смерть, научил людей, ставших жертвой чужих и собственных грехов, любить и заботиться друг о друге.
2. Принципы христианской морали (12ч)
2.1. Человеколюбие как важнейший принцип христианской морали (2 ч).
Основные понятия: человеколюбие (гуманизм), доброта, терпимость, самолюбие, себялюбие (эгоизм).
Нагорная проповедь Иисуса Христа. Заповедь: относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе.
Что мы можем сделать, чтобы улучшить взаимоотношения в классе, школе, дома, среди друзей. Библия. Евангелие от Матфея, 5:21–22, 6.
2.2. Послушание как важнейший принцип христианской морали (2 ч).
Основные понятия: послушание, законопослушание, своеволие, гордыня, самонадеянность.
Святость послушания как краеугольный камень христианской веры и морали. Крестная смерть Иисуса Христа как проявление послушания в исполнении Своего предназначения. Православные христиане помнят, что послушание — важнейшая Божья заповедь, нарушение которой ввергло человечество в грех.
Сергий Радонежский как пример послушания своим родителям. Послушание — важнейшее условие создания нормальных взаимоотношений между людьми в обществе, условие формирования законопослушных граждан. Главные враги послушания — самоуверенность, самонадеянность, гордыня, невоспитанность, своеволие. Библия. Книга Притчей, 1.
2.3. Сострадание и милосердие как важнейшие принципы христианской морали (2 ч).
Основные понятия: сострадание, утешение, помощь, поддержка, милосердие. Сострадание как важнейший нравственный принцип христианской морали.
Жизнь Иисуса Христа как проявление любви и сострадания к людям. Сострадать — это значит: заботиться о других как о самом себе; видеть нужды и заботы других; сопереживать чужой беде; утешать нуждающихся, попавших в сложное жизненное положение; проявлять доброту, оказывая конкретную помощь; дарить душевное тепло как близким, так и незнакомым людям. Проявление сострадания. Притча о милосердном самаритянине. Взаимовыручка в военное и мирное время. Сострадание к окружающим людям. Милосердие — проявление заботы и оказание помощи больным, инвалидам, престарелым и одиноким людям со стороны граждан и организаций.
Дела милосердия в классе. Сёстры милосердия.
Библия. Евангелие от Луки, 10:25–37.
2.4. Прощение как важнейший принцип христианской морали (4 ч).
Основные понятия: дар прощения, чувство вины, раскаяние, злоба.
Иисус Христос как образец бескорыстного прощения. Нравственная ценность прощения в освобождении человека от чувства вины и обиды, в установлении добрых отношений людей в семье и обществе.
Прощение как важнейшее условие для прекращения злобы и мести. Способность прощать как выражение человеколюбия и выполнение заповедей Божьих. «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6:14–15). Способность простить — качество высоконравственной цельной личности. Иосиф прощает и спасает своих братьев. Раскаяние братьев.
Принцип прощения предполагает выполнение таких нравственных правил, как: осознание причин, приведших к конфликту; терпимость к людям, нанёсшим обиду и оскорбление; осознание своей вины в конфликте и способность её признать и исправить; незатягивание ссоры, поиск пути к примирению.
Прощёное воскресенье, обряд просить прощения и прощать на литургии и во время пасхального богослужения, примирение со всеми перед исповедью и причащением. Библия. Евангелие от Матфея, 6:12, 14–15; Евангелие от Луки, 7:36–50.
2.5. Благодарность как важнейший принцип христианской морали (2 ч).
Основные понятия: благодарность, искренность, готовность к воздаянию, удовлетворённость.
Принцип благодарности вытекает из заповеди: относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе. Жизнь и интересы человека связаны с жизнью и интересами окружающих его людей. Неумение и нежелание считаться с мнением и интересами других — признак нравственной глухоты и неблагодарности.
3. Простые правила нравственности как регуляторы нашего поведения (18 ч).
3.1. Знакомство с собой (2 ч).
Основные понятия: способности, дарования, таланты, культура чувств, зазнайство, скромность, чувство собственного достоинства, гордость и гордыня. Православные христиане воспринимают все свои достоинства и способности не как личные заслуги, а как дар Божий, который следует использовать для служения людям и Богу. Происхождение выражения «одарённый человек».
. Нравственная обязанность православного человека развивать способности, дарованные Богом. Обязанность их употребить на Божье дело во благо людям, родителям на утешение, Церкви и Отечеству на славу. Правильный нравственный выбор в распоряжении своими талантами. Библия. Евангелие от Матфея, 25:14–30.
3.2. Человек в кругу друзей (2 ч).
Основные понятия: друг, приятель, дружба, товарищество, верность дружбе, недруг, враг.
Дружба как высокая духовно-нравственная ценность. Основа дружбы — взаимопонимание, общность интересов и единство помыслов. «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Плохие сообщества развращают добрые нравы: «С кем поведёшься, от того и наберёшься». Нравственная ценность дружбы в познании себя, во взаимопомощи и поддержке, во взаимообогащении, общении и верности. Примеры искренней верности дружбе: Давид и Ионафан, Павел и Варнава, Пантелеймон-целитель. Самопожертвование за друзей Иоанна Богослова.
3.3. Ты и твои родители, человек в кругу семьи (4 ч).
Основные понятия: родительская любовь, взаимоуважение, сыновний и дочерний долг, почитание родителей.
Семья как союз близких и родных по крови людей, где возникает и протекает жизнь человека от рождения и до смерти. Отличительные признаки семьи: взаимная любовь, кровнородственные связи, единый быт и досуг. Нравственные основы семьи: взаимная помощь и забота, поддержка и защита друг друга. Забота о детях и стариках. Взаимное уважение и любовь. Совместный труд и забота о благосостоянии семьи.
3.4. Твоё родословие (4 ч).
Основные понятия: род, родословие или генеалогическое дерево, семейные реликвии, традиции, праздники, Родина, Отечество, патриотизм. Родословие Иисуса Христа. Почитание своих предков в древности. «Откуда есть пошла Русская земля» — родословная народа в летописи. Память об истоках своей семьи — долг каждого человека.
3.5. Выполнение заповедей, возрастание в вере — духовный и нравственный долг христианина (6 ч).
Основные понятия: долг, обязанности христианина. Основные заповеди, предполагающие уважение и любовь к людям, почитание стар- 29 ших, сохранение духовного мира, необходимость прощать и просить прощения, сострадание и милосердие.
4. Православный месяцеслов. Государственные и православные праздники
(74ч).
4.1.Рождество Богородицы. Введение Богородицы во храм (4 ч).
Священное Писание и Предание о Рождестве Богородицы и Введении во храм. Духовно-нравственное значение праздников: рождение Девы Марии — день общечеловеческой радости, начала исполнения великого и утешительного обещания о спасении падшего рода человеческого. Введение Богородицы во храм — духовное и телесное приготовление Пресвятой Девы Марии к выполнению предначертанной Ей миссии стать «чертогом Божия Слова».
4.2. Покров Пресвятой Богородицы. День Матери (6 ч).
Священное Предание о Покрове Богородицы. Житие святого Андрея (фрагмент). История возникновения праздника. Покров Богородицы — любимый праздник нашего народа. Духовно-нравственное значение праздника: покровительство Пресвятой Богородицы народам и каждому человеку, Её защита во всех бедах и несчастьях. Нравственные уроки: Богородица — идеал материнства. Милость к оступившимся, падшим. Помилование.
Иконография праздника: различные виды икон «Покров Пресвятой Богородицы». Знаменитые храмы в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
4.3. Подготовка и проведение благотворительного концерта в честь праздника Дня матери(10).
4.4. Рождество Христово (4ч).
Священное Писание и Предание о рождении Иисуса Христа. Духовно-нравственное значение праздника: воплощение и рождение Спасителя, явление Бога во плоти. Господь приемлет всех и каждого, кто благоугождает Ему.
4.5. Подготовка рождественских подарков родным и неимущим(6).
Подготовка подарков родным, младшим сёстрам и братьям, благотворительных подарков для неимущих.
4.6. Подготовка концерта к Рождеству(14ч).
Ознакомление со сценарием спектакля. Творческое освоение текста. Распределение ролей. Работа с текстом по ролям. Взаимодействие персонажей. Репетиционная работа с отдельными отрывками. Изготовление декораций. Театральный реквизит. Изготовление костюмов. Подбор и запись музыкальных композиций к спектаклю. Репетиция всем составом.
4.7. Рождественский праздник(2ч).
Благотворительное выступление.
4.8. Светлое Христово Воскресение (Пасха) (2 ч).
История возникновения праздника. Священное Писание и Предание о Пасхе Христовой. Главный праздник православных христиан, в ряду всех христианских праздников он «столько превосходит все торжества, сколько солнце превосходит звёзды». Чтение фрагмента Евангелия на церковнославянском языке, перевод, комментирование. Духовно-нравственное значение праздника: Господь навсегда отворил врата Царства небесного для людей. Ветхозаветная Пасха — память избавления евреев от египетского рабства. Для христиан это — переход от смерти к жизни, от земли к небу. Молитва св. Ефрема Сирина и стихотворение А. С. Пушкина «Отцы пустынники», комментированное чтение, сравнение.
4.9. Подготовка пасхального концерта(14ч).
Ознакомление со сценарием спектакля. Творческое освоение текста. Распределение ролей. Работа с текстом по ролям. Взаимодействие персонажей. Репетиционная работа с отдельными отрывками. Изготовление декораций. Театральный реквизит. Изготовление костюмов. Подбор и запись музыкальных композиций к спектаклю. Репетиция всем составом.
4.10. Пасхальный праздник(2ч).
4.11. Радуница (2 ч).
Радуница — вторник Фоминой недели (второй недели после Пасхи: на 8-й день апостол Фома уверовал в Воскресение Иисуса Христа). Священное Писание и Предание о необходимости молитвенного поминовения усопших. Духовно-нравственное значение праздника: духовная помощь Церкви усопшим. Нравственные уроки: нравственный долг памяти перед предыдущими поколениями. «Никто не забыт и ничто не забыто!» (О. Берггольц).
4.12. День Победы (6 ч).
Православная Церковь о воинском подвиге. Молитвенная память о тех, кто душу свою положил за Отечество (Ин. 15:13). Церковь во время Великой Отечественной войны. Воинские подвиги священников на оккупированной территории Беларуси. Вера — оружие победы. Православные благочестивые традиции чествования воинов. Церковная служба поминовения погибших воинов. Забота о ветеранах. Забота о захоронениях воинов. Благотворительный концерт для ветеранов.
4.13. Троица (2 ч).
Священное Писание и Предание: Деяния святых апостолов: сошествие Святого Духа, проповедь апостола Петра, первая Церковь, братское единство верующих (Деяния 2:1–47). Духовно-нравственное значение праздника: соединение всех верующих в Церкви, спасение человека в Церкви. Нравственные уроки: проявление усердия в христианской жизни (II Пет: 1:3, 5–7). Человек без духовных даров, как лампада без елея. Духовные интересы и стремления вытесняют греховные и низменные.
5. Духовная чуткость. Любовь к людям и окружающему миру (16ч).
5.1.Воспитание на жизни святых (6 ч).
Икона «Собор белорусских святых». Жития святых — душеполезное чтение. Ознакомление с жанром. Мученики Иоанн, Антоний и Евстафий Литовские. Знатное происхождение из боярских родов. Придворная служба у великого князя Ольгерда. Измена Ольгерда православию. Принуждение придворных к измене благочестию. Духовная стойкость Антония. Малодушие Иоанна. Страдание и смерть братьев за веру. Мужественное исповедание веры и отказ подчиниться язычникам Евстафия. Мученическая казнь. Трое воителей за имя Христово на землях Великого княжества Литовского. Отвержение земной чести и славы ради вечной жизни. Мужественное принятие мучений и смерти ради веры. Сохранение чести в страданиях. Увенчание небесной славой.
Заступники православной Беларуси.
5.2 Отношение к святыням белорусского народа (4 ч).
Святыни белорусской столицы: чудотворная икона Богородицы «Минская», мощи святой праведной Софии Слуцкой в Кафедральном соборе в честь сошествия Святого Духа; икона трёх Виленских мучеников Иоанна, Антония и Евстафия в соборе во имя свв. апостолов Петра и Павла; святая Валентина Минская.
5.3. Отечество. Родная старина (4 ч).
Откуда пошла Русская земля. Летописец Нестор. Полоцкая летопись. Владимир берёт в жены Рогнеду. Сын Рогнеды Изяслав. Основание Изяславля (Заславля) и первого монастыря на белорусских землях. Князь Всеслав Полоцкий — создатель храма Софии в Полоцке. Древний Туров. Кирилл Туровский. Святая Русь — колыбель трёх народов. Сила народа — в силе духа. Молитва Церкви о Богохранимой стране нашей, о властях нашего Отечества и о воинстве. Защита Отечества. Развитие своих способностей и дарований, использование их во благо Родины. Сохранение и приумножение славы Родины как выражение любви к ней. Законопослушание.
Итоговое занятие(2ч).
Ожидаемые результаты
Воспитанники объединения в ходе освоения программы:
- проявляют интерес к чтению Библии, имеют представление о православной вере в Творца, о нравственных правилах жизни людей, сформулированных в Библии, об особой роли человека в природе, его ответственности за всё живое;
- могут дать оценку поступкам в соответствии с усвоенными нравственными правилами, стараются прощать и просить прощение, стремятся проявлять дружелюбие и терпимость по отношению к сверстникам и окружающим людям;
- проявляют любовь ко всем членам семьи, стараются вносить свой вклад в общий труд на благо семьи, стремятся брать пример со святых; имеют первоначальные представления о своём Отечестве — Беларуси, о православных праздниках и иконографии праздников, ознакомлены с именами святых, православными святынями и традициями белорусского народа.
Основные нравственные правила, которые должны усвоить учащиеся: почитать отца и мать, учителя, старших; заботиться о природе; любить ближнего; не осуждать; быть честным, скромным, не завидовать; любить
Литература и информационный ресурс
1. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Российское библейское общество,1997.
2.Толковое Евангелие от Матфея, от Иоанна, от Марка и Луки с предисловиями и подробными объяснительными примечаниями епископа Михаила. В 3 кн. - Мн.: Издательство Белорусской Православной церкви, 2004.
6. Владимир Свешников, протоиерей. Очерки христианской этики. – М.: Паломник, 2001.
8. Духанин В.Н. Сокровенный мир православия М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003.
9. Жития святых славных и всехвальных апостолов.- М.: Артос – Медиа, 2006.
12. Кулажанка Л.Я. Праваслаўныя святынi на Беларусi. – Мн.: Беларуская навука, 2005
15. Медушевский В.В. Внемлите ангельскому пению. Минск, 2000.
16. Осень золотая: праздничные инсценировки, материалы к урокам, песнопения, поэзия, рукоделие. – М.: Еженедельник «Воскресная школа», 2000.
17. Половинкин А.И. Православная духовная культура. – М.: «Владос», 2003.
18. Пятисотлетие явления Минской иконы Божией Матери. – Мн.: Виноград, 2000.
19. Праздники Православной Церкви с подробным объяснением. – М.: Храм иконы Казанской Божией матери в Ясенево, 2000.
20. Праздник Воскресения Христова: Пасхальные сценарии, песнопения, поэзия, подарки. – М.: Еженедельник «Воскресная школа», 2000.
23. Силова С.В. Крестный путь: православное духовенство в Беларуси в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. – Мн.: Белорусский Экзархат, 2004.
24. Собор белорусских святых. – Мн.: Издательство Белорусского Экзархата, 1997.
26. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. – М.:
28. Шорыгина Т. Венок святости: сборник сценариев православных праздников. – М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2005.
30. Я иду на урок в начальную школу: книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2001