СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа образовательной практики по формировании УУД "Продуктивный вопрос и смысл текста"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная задача-научить школьников ориентироваться в различных трактовках,научить читать текст и интерпретировать его.

Просмотр содержимого документа
«Программа образовательной практики по формировании УУД "Продуктивный вопрос и смысл текста"»





I. Пояснительная записка

1.1 Обоснование актуальности темы

Проблема чтения и интерпретации художественного текста в последнее время стала особенно актуальной. Школьники не умеют находить в тексте нужную информацию и интерпретировать её. Поэтому главная задача – научить школьников ориентироваться в различных трактовках, научить видеть, что в интерпретации соответствует авторскому замыслу, а что ему противоречит, научить читать текст так, чтобы они могли не только глубоко проникнуть в поэтику текста и постичь идеи автора, но и сумели адекватно интерпретировать текст.

В соответствии с ФГОС ООО устанавливаются требования к метапредметным результатам освоения школьниками основной образовательной программы ООО, в том числе смыслового чтения.

В блоке ФГОС «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом» указывается, что:

  • в основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции;

  • у выпускников будет сформирована потребность в интерпретации текста, они получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения;

  • обучающиеся овладеют основными стратегиями чтения художественного и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.

Выделение блока «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом» как одного из планируемых результатов обучения в основной школе доказывает важность максимально точного и полного понимания содержания текста, выявления деталей и практического осмысления информации, т.е. постижения читателем целостно-смыслового момента текста, его интерпретации.

Данная программа образовательной практики позволит сформировать у обучающихся 8-9 классов УУД, заключающиеся в умении обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста, формулировать продуктивный вопрос.







Цель программы:

Формировать умение формулировать продуктивный вопрос и понимать целостный смысл текста через обучение рефлексивному чтению

Задачи:

1. научить обучающихся читать текст, субъективно его воспринимать

2. формулировать продуктивные вопросы к тексту

3. научить обучающихся формулировать тезис о намерении автора, подбирать аргументы, выражающие смысл текста


1.2 Режим организации занятий:

Программа рассчитана на 9 часов.

Обучение обучающихся 6-9 классов организовано по данной программе образовательной практики .

1.3 Особенности возрастной группы

В подростковом возрасте происходят наиболее явные изменения в развитии процесса понимания. Они связаны с появлением тенденции передавать основное содержание текста в сжатой обобщённой форме, ориентироваться не на известную информацию, а на новую, а также с переходом к целостному восприятию информации.

Возрастает способность к объединению содержания текста и его обобщению. Ясно обозначается переход к целостному восприятию информации: процесс понимания направлен на поиск такой связи, которая позволяет объединить всё содержание текста общим смыслом. Обучающиеся стараются рассмотреть сообщаемую информацию с точки зрения этого общего смысла. В отличие от обучающихся более младшего возраста подростки 13-15 лет обращают внимание на то, в какой степени им удалось объединить содержание информации, какой материал остался не включённым в установленную взаимосвязь.








II. Содержание программы

п/п


тема

содержание

форма организации

1.

Введение в программу

Познакомить с программой занятий


лекция, беседа

2.

Работа с понятиями. Краткий анализ текста.

Повторить понятия: «текст», «тема текста», «заглавие», «основная мысль». Знакомство с понятием «продуктивный вопрос».

лекция, практическая работа

3.

Работа с понятиями. Анализ текста.

Повторить понятия: «тезис», «аргументы», «намерение автора»

лекция,

работа с текстом:

Формулирование и аргументация тезисов

4.

Продуктивные вопросы. Намерение автора. Главная мысль.

Формулирование продуктивных вопросов, определение намерения автора или главной мысли

практикум

5.

Тезисы. Аргументы.

Формулирование тезисов и аргументов к тезису, выражающему общий смысл текста.

практикум

6.

Итоговое занятие

Обобщение полученных теоретических знаний и практических умений

саморефлексия,

творческие задания







III. Учебно-тематическое планирование

п/п

раздел, тема

всего часов

форма занятия

форма контроля результата

I

Введение в программу

1 ч.

лекция


II

Теоретическая часть:

3 ч.



1.

Работа с понятиями. Краткий анализ текста.

1,5 ч.

лекция, диалог

работа с текстом, понятиями

2.

Работа с понятиями. Анализ текста.

1,5 ч.

лекция, диалог

работа с текстом

III

Практическая часть

4 ч.



1.

Работа с текстом. Формулирование продуктивных вопросов.

2 ч.

практикум

сформулированные продуктивные вопросы

2.

Формулирование тезиса и его аргументация.

2 ч.

практикум

сформулированные тезисы и их аргументация

IV

Итоговое занятие

1 ч.









Итого:

9 ч.





IV. Методическое обеспечение программы

Понятия, методы, приемы деятельности учителя

Существует два основных вида чтения: просмотровый и поисковый. Для общего восприятия любого текста и понимания его в целом существует механизм – моделирование вопросов к разным видам информации в тексте. При первичном прочтении любого типа обнаружим, что в каждом тексте содержится некий пласт информации, который называют фактуальной. Данная информация помогает выделить ключевые образы, слова, общую информацию о тексте, выделить главное, извлечь фактуальную информацию, помогает поставить репродуктивные вопросы. Репродуктивный вопрос должен начинаться со слов: кто? что? как? где? куда? Сами вопросы требуют только воспроизведения информации. Это примерные вопросы, которые можно расширить, но и их достаточно, чтобы обучающиеся поняли: ответ на них помогает не только удержать в памяти основную информацию текста, но и пересказать прочитанное. Кроме того, ученики убеждаются в том, что любой текст содержит информацию по предложенным вопросам. Это убеждение снимает страх перед текстом, позволяет его понимать, а не «зубрить». Вторичное прочтение текста направлено на работу с дополнительной информацией, на умение видеть детали, понимать подтекстовую информацию, на умение связать детали с фактами, которые отметили при первом чтении, на умение соединить смысловые оттенки и определить главную мысль. На данном этапе работы с текстом необходимо задавать продуктивные вопросы, побуждающие мыслить. Они могут подразделяться:

  • на продуктивные (специальные):

- можно ли считать ………….. верным?

- какие выводы можно сделать из …………..?

- каковы поступки героев?

Вопрос начинается с формулировки тезиса.

  • на продуктивные (разделительные):

- если известно …………, то …………?

- если ……………, то почему ……………?

- если ………….. или …………….?

Помимо моделей вопросов, необходимо предлагать детям подсказки, помогающие «обнаружить» вопрос в тексте или то, что позволит им задать вопрос. Обучающиеся должны прежде всего обратить внимание на противоречия, на непонятное, что-то удивительное, найти неубедительные аргументы, неоднозначные объяснения и т.п. Это будет побуждать обучающихся задавать вопросы, вести диалог с автором и с самим собой. В старших классах обучающиеся должны уметь самостоятельно моделировать вопросы различных типов. Данное умение стимулирует мыслительный процесс ученика, помогает в самостоятельной работе над проблемным докладом, исследованием, помогает не бояться участвовать в дискуссии.