
I. Пояснительная записка
1.1 Обоснование актуальности темы
Проблема чтения и интерпретации художественного текста в последнее время стала особенно актуальной. Школьники не умеют находить в тексте нужную информацию и интерпретировать её. Поэтому главная задача – научить школьников ориентироваться в различных трактовках, научить видеть, что в интерпретации соответствует авторскому замыслу, а что ему противоречит, научить читать текст так, чтобы они могли не только глубоко проникнуть в поэтику текста и постичь идеи автора, но и сумели адекватно интерпретировать текст.
В соответствии с ФГОС ООО устанавливаются требования к метапредметным результатам освоения школьниками основной образовательной программы ООО, в том числе смыслового чтения.
В блоке ФГОС «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом» указывается, что:
в основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции;
у выпускников будет сформирована потребность в интерпретации текста, они получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения;
обучающиеся овладеют основными стратегиями чтения художественного и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.
Выделение блока «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом» как одного из планируемых результатов обучения в основной школе доказывает важность максимально точного и полного понимания содержания текста, выявления деталей и практического осмысления информации, т.е. постижения читателем целостно-смыслового момента текста, его интерпретации.
Данная программа образовательной практики позволит сформировать у обучающихся 8-9 классов УУД, заключающиеся в умении обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста, формулировать продуктивный вопрос.
Цель программы:
Формировать умение формулировать продуктивный вопрос и понимать целостный смысл текста через обучение рефлексивному чтению
Задачи:
1. научить обучающихся читать текст, субъективно его воспринимать
2. формулировать продуктивные вопросы к тексту
3. научить обучающихся формулировать тезис о намерении автора, подбирать аргументы, выражающие смысл текста
1.2 Режим организации занятий:
Программа рассчитана на 9 часов.
Обучение обучающихся 6-9 классов организовано по данной программе образовательной практики .
1.3 Особенности возрастной группы
В подростковом возрасте происходят наиболее явные изменения в развитии процесса понимания. Они связаны с появлением тенденции передавать основное содержание текста в сжатой обобщённой форме, ориентироваться не на известную информацию, а на новую, а также с переходом к целостному восприятию информации.
Возрастает способность к объединению содержания текста и его обобщению. Ясно обозначается переход к целостному восприятию информации: процесс понимания направлен на поиск такой связи, которая позволяет объединить всё содержание текста общим смыслом. Обучающиеся стараются рассмотреть сообщаемую информацию с точки зрения этого общего смысла. В отличие от обучающихся более младшего возраста подростки 13-15 лет обращают внимание на то, в какой степени им удалось объединить содержание информации, какой материал остался не включённым в установленную взаимосвязь.
II. Содержание программы
№ п/п | тема | содержание | форма организации |
1. | Введение в программу | Познакомить с программой занятий | лекция, беседа |
2. | Работа с понятиями. Краткий анализ текста. | Повторить понятия: «текст», «тема текста», «заглавие», «основная мысль». Знакомство с понятием «продуктивный вопрос». | лекция, практическая работа |
3. | Работа с понятиями. Анализ текста. | Повторить понятия: «тезис», «аргументы», «намерение автора» | лекция, работа с текстом: Формулирование и аргументация тезисов |
4. | Продуктивные вопросы. Намерение автора. Главная мысль. | Формулирование продуктивных вопросов, определение намерения автора или главной мысли | практикум |
5. | Тезисы. Аргументы. | Формулирование тезисов и аргументов к тезису, выражающему общий смысл текста. | практикум |
6. | Итоговое занятие | Обобщение полученных теоретических знаний и практических умений | саморефлексия, творческие задания |
III. Учебно-тематическое планирование
№ п/п | раздел, тема | всего часов | форма занятия | форма контроля результата |
I | Введение в программу | 1 ч. | лекция | |
II | Теоретическая часть: | 3 ч. | | |
1. | Работа с понятиями. Краткий анализ текста. | 1,5 ч. | лекция, диалог | работа с текстом, понятиями |
2. | Работа с понятиями. Анализ текста. | 1,5 ч. | лекция, диалог | работа с текстом |
III | Практическая часть | 4 ч. | | |
1. | Работа с текстом. Формулирование продуктивных вопросов. | 2 ч. | практикум | сформулированные продуктивные вопросы |
2. | Формулирование тезиса и его аргументация. | 2 ч. | практикум | сформулированные тезисы и их аргументация |
IV | Итоговое занятие | 1 ч. | | |
| | | | |
| Итого: | 9 ч. | | |
IV. Методическое обеспечение программы
Понятия, методы, приемы деятельности учителя
Существует два основных вида чтения: просмотровый и поисковый. Для общего восприятия любого текста и понимания его в целом существует механизм – моделирование вопросов к разным видам информации в тексте. При первичном прочтении любого типа обнаружим, что в каждом тексте содержится некий пласт информации, который называют фактуальной. Данная информация помогает выделить ключевые образы, слова, общую информацию о тексте, выделить главное, извлечь фактуальную информацию, помогает поставить репродуктивные вопросы. Репродуктивный вопрос должен начинаться со слов: кто? что? как? где? куда? Сами вопросы требуют только воспроизведения информации. Это примерные вопросы, которые можно расширить, но и их достаточно, чтобы обучающиеся поняли: ответ на них помогает не только удержать в памяти основную информацию текста, но и пересказать прочитанное. Кроме того, ученики убеждаются в том, что любой текст содержит информацию по предложенным вопросам. Это убеждение снимает страх перед текстом, позволяет его понимать, а не «зубрить». Вторичное прочтение текста направлено на работу с дополнительной информацией, на умение видеть детали, понимать подтекстовую информацию, на умение связать детали с фактами, которые отметили при первом чтении, на умение соединить смысловые оттенки и определить главную мысль. На данном этапе работы с текстом необходимо задавать продуктивные вопросы, побуждающие мыслить. Они могут подразделяться:
- можно ли считать ………….. верным?
- какие выводы можно сделать из …………..?
- каковы поступки героев?
Вопрос начинается с формулировки тезиса.
- если известно …………, то …………?
- если ……………, то почему ……………?
- если ………….. или …………….?
Помимо моделей вопросов, необходимо предлагать детям подсказки, помогающие «обнаружить» вопрос в тексте или то, что позволит им задать вопрос. Обучающиеся должны прежде всего обратить внимание на противоречия, на непонятное, что-то удивительное, найти неубедительные аргументы, неоднозначные объяснения и т.п. Это будет побуждать обучающихся задавать вопросы, вести диалог с автором и с самим собой. В старших классах обучающиеся должны уметь самостоятельно моделировать вопросы различных типов. Данное умение стимулирует мыслительный процесс ученика, помогает в самостоятельной работе над проблемным докладом, исследованием, помогает не бояться участвовать в дискуссии.