Приложение 2.
Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ишимбайское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа»
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
на МО мастеров п/о Зав. по УПР Зам.директора по П и УВР
протокол № ______ _________Степучева Р.Ф. ____________Юрасова И.Я.
от «___»_______20__г. «___»_______20__г. «___»_______20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 02. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ
по профессии 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ
на 2019-2022 учебный год
Ишимбай, 2019 г.
Программа учебной дисциплины ОП.02 «Основы электротехники» разработана на основе ФГОС НПО по профессии 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ.
Организация-разработчик: Федеральное государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Ишимбайское специальное учебно-воспитательное
учреждение закрытого типа»
Разработчик: мастер производственного обучения высшей квалификационной категории
Шенкоренко Л.Ф.
Правообладатель программы: федеральное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение « Ишимбайское специальное учебно-
воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным ( общественно опасным)
поведением закрытого типа», 453210, РБ, г. Ишимбай, ул. Северная, 29, телефон , 8(34794)7-85-26 [email protected]
Программа рекомендована Центром профессионального образования Федерального
государственного автономного учреждения «Федеральным институтом развития
образования (ФГАУ «ФИРО») к использованию при подготовке по профессии 13450 «Маляр строительный» и 19727 «Штукатур» в специальных учебно-воспитательных учреждениях.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ 10
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02. Основы электротехники
1.1.Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по профессии 08.01.08 «Мастер отделочных строительных работ».
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профес-сиональном образовании и профессиональной подготовке в составе программ повышения квалификации, переподготовки и профессиональной подготовки по профессиям: 13450 «Маляр», 19727 «Штукатур», 15220 «Облицовщик-плиточник», 15214 «Облицовщик-мозаичник», 15224 «Облицовщик синтетическими материалами».
1.2.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Общепрофессиональные дисциплины ОП.02. « Основы электротехники».
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- пользоваться электрифицированными инструментами и оборудованием;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные сведения электротехники, необходимые для работы с электрооборудованием и электрофицированным инструментом
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа; самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
Лабораторные работы и практические занятия | 10 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работа и расчётно-графические работы | 16 |
Итоговая аттестация в форме (зачета) |
Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.02. Основы электротехники
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объём часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема№1.Введение | Содержание учебного материала | 1 | 1 |
1 | Общие сведения о предмете: его цели, задачи, значение знания предмета для овладения профессией «штукатур». |
Тема №2. Электростатика | Содержание учебного материала | 3 | 2 |
1 | Электризация тел при соприкосновении. Два рода зарядов. Электрон. Строение атома. |
2 | Электрическое поле. Электроскоп и электрометр. |
3 | Делимость электрического заряда. Проводники и непроводники электричества. |
Практические занятия | 1 | 2 |
1. | Решение тестового задания по теме «Делимость электрического заряда» |
Самостоятельная работа обучающихся: Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической лите ратуры (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций, оформ ление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: 1. Подготовка доклада на тему «Появление электроскопа и электрометра» | 1 | 3 |
Тема №3. Электрические цепи постоянного тока | Содержание учебного материала | 13 | 1 |
1 | Электрическая цепь и её составные части. |
2 | Источники электрического тока. |
3 | Элементы электрических цепей. |
4 | Закон Ома для участка цепи. Сила тока. Напряжение. Электродвижущая сила. Единицы измерения. |
5 | Закон Джоуля Ленца |
|
6 | Схемы электрических цепей. |
7 | Схема электрических цепей с последовательным соединением потребителей |
8 | Схема электрических цепей с параллельным соединением потребителей |
9 | Схема электрических цепей со смешанным соединением потребителей |
10 | Тепловое действие тока. Сущность теплового действия тока. Примеры. Применение. Устройство предохранителей. |
12 | Лампы накаливания |
13 | Сущность химического действия тока. Примеры. Применение. Анод, катод, электроды Химическая реакция. Электролиз, применение электролиза. |
Практические занятия | 4 | 2 |
1 | Изобразить схему электрической цепи. |
2 | Решение задач на тему «Закон Ома для участка цепи» |
3 4 | Лабораторная работа «Измерение напряжения, силы тока, мощности и сопротивления в электрических цепях постоянного тока » Лабораторная работа « Испытание электрической цепи постоянного тока при последовательном соединении приёмников электрической энергии» |
Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: 1. Основные понятия и определения для электрической цепи: источник ЭДС, ветвь, узел, контур цепи; 2. Расчет электрических цепей с использованием законов Ома; 3. Способы соединения сопротивлений и расчет эквивалентного сопротивления электрической цепи: электрическая цепь с последовательным соединением элементов, с параллельным соединением элементов, со смешанным соединением элементов 4. Решение тестового задания на тему «Действие тока» 5.Решение задач на тему «Последовательное соединение потребителей» 6. Решение задач на тему «Параллельное соединение потребителей» 7. Решение задач на тему «Смешанное соединение потребителей» | 7 | 3 |
Тема№4. Электромагнетизм и электромагнитная индукция. | Содержание учебного материала | 5 | 1 |
1 | Магнитное поле: основные понятия и величины. Свойства. Характеристика. Создание магнитного поля. Полюса магнитного поля. Правило правого винта или правой руки. Единица измерения магнитного поля. |
2 3 | Электромагнитная индукция. Трансформатор |
4 5 | Диамагнетики, парамагнетики, ферромагнетики. Магнитные свойства веществ. Характеристика магнитных материалов. Электромагниты и их применение. |
Практические занятия | 1 | |
1. | Лабораторная работа. Исследование магнитной цепи постоянного тока. |
Самостоятельная работа обучающихся: Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите. Внеаудиторная самостоятельная работа: 1.Подготовка доклада на тему «Появление магнита». 2. Электромагнитные устройства. 3.Закон Ленца | 3 | 3 |
Тема №5. Производство, распределение и потребление электрической энергии. | Содержание учебного материала | 10 | 1 |
1 | Однофазный и трёхфазный ток. Различие. Преимущество. Недостатки. Применение. Однофазная двухпроводная и трёхфазная сеть в квартире. |
2 3 4 5 | Генераторы. Электрический двигатель. Электродрель и перфоратор. Аккумуляторная машина. Шлифмашинка и преобразователь. Назначение. Устройство и принцип действия. Основные характеристики. Применение. |
6 7 8 9 | Электроэнергетические системы. Электрические станции. Электрические сети. Подстанции. Электропривод Типы источников света. Проблемы и перспективы производства электроэнергии |
10 | Зачёт |
Практические занятия | 4 | 2 |
1 | Изучение конструкции и электрической схемы болгарки и замена щёток |
2 | Изучение конструкции и электрической схемы перфоратора и замена щёток |
3 | Изучение конструкции и электрической схемы аккумуляторной дрели |
4 | Изучение конструкции и электрической схемы шлифовальной машинки |
Самостоятельная работа обучающихся: Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите. Внеаудиторная самостоятельная работа: | 5 | 3 |
1 | Лампы накаливания |
2 | Галогенные лампы накаливания |
3 | Люминесцентные лампы накаливания |
4 | Газоразрядные лампы |
5 | Требования к освещению рабочей поверхности |
Всего: | 32 | |
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета электротехники
Оборудование учебного кабинета:
Подиум;
Комбинированный шкаф с классной доской;
Рабочий стол преподавателя;
Индивидуальные учебные столы;
Стул;
Стулья (скамейки) для обучающихся;
Компьютер преподавателя;
Учебники и учебные пособия;
Сборники задач и упражнений;
Карточки-задания;
Технические средства обучения:
диапроектор «Epson»;
экран для диапроектора;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной ли-тературы
Основные источники:
Бутырин П.А., Толчеев О.В., Шакирзянов Ф.Н.Электротехника. Учебник. НПО. – М.: ОИЦ «Академия», 2010.
Мультимедийные объекты: http://model.exponenta.ru/electro/0022.htm
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение итоговой аттестации и текущего контроля демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков. Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся в начале обучения.
Для текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оце-ночных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблица).
Результаты обучения | Формы и методы контроля и оценки ре- |
(освоенные умения, усвоенные знания) | зультатов обучения |
В результате освоения дисциплины обу- | |
чающийся должен уметь: | |
| |
- пользоваться электрифицированным | Экспертная оценка защиты практической |
оборудованием; | работы |
| |
В результате освоения дисциплины обу- | |
чающийся должен знать: | |
| |
- основные сведения электротехники, не- | Тестирование |
обходимые для работы с электрооборудо- | |
ванием; | |
Оценка знаний, умений и навыков по результатам текущего контроля производится в |
соответствии с универсальной шкалой (таблица). |
Процент результатив- | Качественная оценка индивидуальных обра- |
ности | (правильных | зовательных достижений |
ответов) | | балл (отметка) | вербальный аналог |
90 | ÷ 100 | | 5 | отлично |
80 | ÷ 89 | | 4 | хорошо |
70 | ÷ 79 | | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | | 2 | не удовлетворительно |