Приложение 3
Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ишимбайское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа»
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
на МО мастеров п/о Зав. по УПР Зам. директора по П и УВР
протокол № ______ _________Степучева Р.Ф. ____________Юрасова И.Я.
от «___»_______20__г. «___»_______20__г. «___»_______20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ
профессия: 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ
на 2019-2020 учебный год
Ишимбай, 2019 г.
Программа учебной дисциплины ОП.03 «Основы материаловедения»» разработана на основе ФГОС НПО по профессии 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ.
Организация-разработчик: федеральное государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Ишимбайское специальное учебно-воспитательное
учреждение закрытого типа»
Разработчик: мастер производственного обучения высшей квалификационной категории
Шенкоренко Л.Ф.
Правообладатель программы: федеральное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение « Ишимбайское специальное учебно-
воспитательное учреждение закрытого типа», 453210, РБ, г. Ишимбай, ул. Северная, 29,
телефон 8 (34796) , [email protected]
2
| СОДЕРЖАНИЕ | |
| | стр. |
1. | ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. | СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
3. | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИ- | 10 |
| ПЛИНЫ | |
4. | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБ- | 11 |
| НОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
3
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03. Основы материаловедения
1.1.Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по профессии 08.01.08 «Мастер отделочных строительных работ».
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профес-сиональном образовании и профессиональной подготовке в составе программ повышения квалификации, переподготовки и профессиональной подготовки по профессиям: 13450 «Маляр», 19727 «Штукатур», 15220 «Облицовщик-плиточник», 15214 «Облицовщик-мозаичник», 15224 «Облицовщик синтетическими материалами».
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Общепрофессиональные дисциплины ОП.03 «Основы материаловедения».
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисципли-
ны:
- определять основные свойства материалов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа; самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
4
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
| |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
лабораторные занятия и практические занятия | 10 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
В том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работа | 16 |
Итоговая аттестация в форме зачета | |
5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.01 «Основы материаловедения»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема№1. Введение | Введение | 1 | 1 |
1. | Общие сведения о строительных материалах. |
Тема 2. Основные строительные материалы и их применение | Содержание учебного материала | 12 | 1 |
1 | Классификация строительных материалов по назначению, материалам изготовления, применению. Классификация строительных материалов по виду исходного сырья: при родные и искусственные, минеральные и органические. |
2 | Физические свойства строительных материалов |
3 | Механические свойства строительных материалов |
4 | Химические свойства строительных материалов |
5 | Глина. Назначение. Виды. Свойства. Изделия из глины. |
6 | Известь. Назначение. Виды. Свойства. Технология производства. |
7 | Гипс. Назначение. Марки. Свойства. Технология производства. Изделия из гипса. |
8 | Цемент. Назначение. Марки. Свойства. Технология производства |
9 | Ускорители и замедлители схватывания |
10 | Противоморозные добавки |
11 | Пигменты |
12 | Заполнители для бетона и раствора: естественные, искусственные |
Практические и лабораторные работы | 4 | 2 |
1 | Определение сроков схватывания гипсовых вяжущих |
2 | Определение сроков схватывания цемента |
3 | Определение жирности глины |
4 | Приготовление известковой пасты |
Самостоятельная работа обучающихся: Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической лите- ратуры (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций, оформ- ление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: 1. Классификация строительных материалов по назначению, материалам изготовления, при- менению; 2. Вяжущие строительные материалы 3.Отделочные материалы и изделия 4. Технология производства кирпича 5. Технология производства составов для декоративной штукатурки 6.Технология производства керамической плитки | 6 | 3 |
Тема 3. Растворы, смеси, мастики для отделочных работ | Содержание учебного материала | 9 | 1 |
1 | Растворы для отделочных работ: классификация, состав. |
2 | Свойства растворов и растворных смесей. Приготовление растворов и растворных смесей. |
3 | Приготовление растворов и растворных смесей. |
4 | Растворы для обычных штукатурок: виды, состав, приготовление, свойства, применение |
5 | Растворы для декоративных штукатурок: виды, состав, приготовление, свойства, применение. |
6 | Растворы для специальных штукатурок: виды, состав, приготовление, свойства, применение. |
7 | Растворы для стяжек. |
8 | Сухие растворные смеси. |
9 | Виды мастик. Приготовление мастик |
Практические и лабораторные работы |
1 | Определение подвижности растворной смеси с помощью эталонного конуса | 3 | 2 |
2 | Определение свойств цементного раствора |
3 | Определение свойств гипсового раствора |
Самостоятельная работа обучающихся | 5 | 3 |
1. Растворы для отделочных работ: классификация. |
2. Виды мастик |
3. Венецианская штукатурка |
4 . Декоративная штукатурка «Короед» |
5. Камешковая штукатурка |
Тема №4. Основные отделочные материалы | Содержание учебного материала | 10 | 1 |
1 | Гипсокартонные листы: назначение, классификация, конструкции, формы, размеры, применение |
2 | Крепёжные изделия: назначение, классификация, конструкции, формы, размеры, применение |
3 | Окрасочные составы на водной основе: известковые краски, клеевые, силикатные, водоэмульсионные |
4 | Окрасочные составы на неводной основе: масляные, лаковые, эмалевые краски .Лаки: назначение, виды, состав, маркировка, применение . Эмали: назначение, виды, состав, маркировка, применение |
5 | Обои: назначение, виды, условные обозначения. Обои бумажные, моющиеся, текстильные, металлические, пробковые и т.д. |
6 | Клеи для обойных работ |
7 | Вспомогательные материалы для малярных работ: грунтовки, шпаклёвки, разбавители и т.д. |
8 | Материалы для отделки потолков |
9 | Материалы для отделки пола |
10 | Зачёт |
Практические и лабораторные работы | 3 | 2 |
1 | Расчёт компонентов для приготовления строительных растворов заданной марки |
2 | Подбор и расчёт требуемого количества материала для выполнения малярных работ |
3 | Расчёт необходимого материала для выполнения ремонтных работ в помещении |
Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической лите- ратуры (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий). Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: 1.Технология производства гипсокартонных листов 2. Лакокрасочные материалы для малярных работ 3. Клеи для обойных работ; 4. Окрасочные составы на неводной основе 5.Битумы и дёгти | 5 | 3 |
| Итого: | 32 | |
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета материаловедения; лаборатории строительных материалов
Оборудование учебного кабинета:
Подиум;
Комбинированный шкаф с классной доской;
Рабочий стол преподавателя;
Стул;
Стулья (скамейки) для обучающихся;
Компьютер преподавателя;
Макеты зданий и сооружений
Технические средства обучения:
видеопроектор;
видеофильмы;
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной ли-тературы
Основные источники:
1.Смирнов В.А., Ефимов Б.А., Кульков О.В.и др. Материаловедение. Отделочные работы.
– М.: ОИЦ «Академия», 2003.-288 с.
2. Барабанщиков Ю.Г. Строительные материалы и изделия– М.: ИЦ «Академия», 2015.-416 с.
Дополнительные источники:
Завражин Н.Н. Технология отделочных строительных работ. – М.: ОИЦ «Академия», 2009.
Ивлев А.А.Отделочные строительные работы. – М.: ОИЦ «Академия», 2004.-488 с.
10
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение итоговой аттестации и текущего контроля демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков. Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся в начале обучения.
Для текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оце-ночных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблица).
| Результаты обучения | | Формы и методы контроля и оценки ре- |
(освоенные умения, усвоенные знания) | зультатов обучения |
В результате освоения дисциплины обу- | |
чающийся должен уметь: | | |
| | | | |
- | определять | основные | свойства | Экспертная оценка защиты лабораторной |
| материалов; | | | работы |
| |
В результате освоения дисциплины обу- | |
чающийся должен знать: | | |
| |
- общую классификацию материалов, их | Тестирование |
основные свойства и области применения; | |
| | | | |
Оценка знаний, умений и навыков по результатам текущего контроля производится в со-ответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результатив- | Качественная оценка индивидуальных обра- |
ности | (правильных | зовательных достижений |
ответов) | | балл (отметка) | вербальный аналог |
90 | ÷ 100 | | 5 | отлично |
80 | ÷ 89 | | 4 | хорошо |
70 | ÷ 79 | | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | | 2 | не удовлетворительно |
11