Департамент образования, науки и молодежной политики
Воронежской области
Государственное образовательное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области
«Калачеевский аграрный техникум»
Утверждаю:
Директор ГБПОУ ВО «КАТ»
________ С.И.Малеванный
«____» ___________ 2019 год
Программа обучения
«Группа равных»
для обучающихся 1- 4 курсов ГБПОУ ВО «КАТ»
Сроки реализации программы: 1 год
Педагог-психолог/руководитель Службы медиации:
Л.Н.Ярушевская
2019 год
Пояснительная записка.
Создание данной программы обусловлено потребностью образовательных организаций в повышении психологической безопасности образовательной среды с помощью развития конфликтологической компетентности всех участников образовательного процесса. Программа «Группа равных» основана на привлечении волонтеров («группы равных») из числа обучающихся к формированию бесконфликтного пространства в техникуме. Формирование волонтерского движения через «группы равных» является неотъемлемой составляющей создания и деятельности службы медиации в образовательном учреждении.
«Группы равных» – это группы студенты, которые объединены для обучения процедуре медиации и медиативному подходу с целью последующего применения этих знаний и умений при разрешении споров, предупреждения и разрешения конфликтов среди сверстников. Программа обучения медиаторов-волонтеров «Группа равных» включает в себя обучение навыкам конструктивного взаимодействия с другими людьми, умению предотвращать и разрешать спорные и конфликтные ситуации всех участников образовательного процесса, что согласуется приоритетами, обозначенными в Федеральных государственных стандартах общего образования.
Теоретическое обоснование программы. Готовность подростков к осуществлению медиации по принципу «равный-равному» включает, как минимум, три важнейших компонента:
- мотивационный компонент, предполагающий «информированную заинтересованность» подростка в осуществлении медиации в образовательном учреждении, то есть желание реализовывать примирительные мероприятия на основе полной информированности о возможностях медиации, сопровождающих ее рисках и требованиях, которые процедура медиации предъявляет к осуществляющим ее лицам;
- когнитивный компонент, включающий знание прикладных аспектов конфликтологии, а также теоретических основ медиации в подростковых конфликтах;
- технологический компонент, заключающийся в овладении подростками - будущими медиаторами процессуальными и коммуникативными навыками проведения процедуры медиации в условиях образовательного учреждения. В качестве основной технологии медиации, предлагаемой подросткам, в программе используется технология посредничества, описанная В.В. Шабалиной (Шабалина В.В., 2001) как имеющая широкую апробацию в медиации по принципу «равный-равному».
Цель: профилактика и разрешение межличностных конфликтов, повышение уровня психологической безопасности образовательной среды.
Задачи:
- обучить методам эффективного взаимодействия, урегулированию межличностных и межгрупповых конфликтов;
- сформировать у обучающихся представления о конфликтах, их причинах и способах разрешения, препятствовать их эскалации;
- научить конструктивно разрешать разнообразные и разнонаправленные конфликты, возникающие в образовательной среде;
- обучить коммуникативным техникам и приемам ведения медиативной беседы;
- использовать медиативный подход и создавать условия для выбора стратегий поведения в ситуациях напряжения и стресса;
- развить умение транслировать полученные знания в студенческой среде;
- развить переговорные компетентности, умение применять на практике коммуникативные инструменты медиатора;
- расширить ресурсы медиатора за счет «группы равных».
Ожидаемые результаты:
- формирование у подростков-будущих медиаторов готовности к осуществлению медиации подростковых конфликтов в условиях образовательного учреждения, которая проявляется в конструктивной мотивации к осуществлению функций медиатора;
- владение знаниями о природе конфликтов, этапах медиации конфликтов между обучающимися в условиях образовательного учреждения;
- владение навыками осуществления медиации конфликтов между обучающимися в условиях образовательного учреждения.
В результате медиации у обучающихся появиться стремление изменить свое поведение, обучиться недостающим навыкам (умение отказом ответить на сомнительное предложение, умение контролировать свою агрессию, планировать свое время и т.п.). Подростки лучше понимают друг друга, соразмеряют возраст, устанавливается необходимый уровень комфорта и доверия между сторонами.
Категория участников: обучающиеся 1-4 курсов ГБПОУ ВО «КАТ», заинтересованных в обучении навыкам медиации конфликтов. Предназначена для группы подростков в количестве 6-12 человек.
Форма работы.
Программа предполагает групповую форму работы в формате лекции, семинара- практикума, занятий с элементами тренинга, практических занятий. Рассчитана на 24 занятия по 1 академическому часу.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Название темы | Количество часов |
1. | Что такое медиация? Роль медиатора. Каким должен быть «настоящий медиатор»? Упражнения «Интервью», «Качества медиатора», «Рассказ от имени предмета». | 2 |
2. | Поиск позитивных аспектов среди подростков. Тесты конфликтности и тактика поведения в конфликте общении (Басса-Дарки, Томаса-Килмена, выявление особенностей ведения переговоров). | 2 |
3. | Навыки слушания. Общение и умение слушать. Изучение правил ведения споров. Упражнения «Комплимент», «Я спешу». Ролевая игра «Контакты». Упражнение «Контакты». | 2 |
4. | Знакомство с понятием «конфликт». Стратегии поведения в конфликте. Самоконтроль в общении. Упражнение «Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы». Упражнения «Передерни веревочку», «Хвосты», «Наблюдательные марсиане», «Покажи ситуацию». | 3 |
5. | Структура медиации. Работа в малых группах. Упражнения «Выход из контакта», «Выражаем благодарность». | 2 |
6. | Возникли проблемы: что делать? Упражнения «Ответ без размышлений», «Шапка вопросов», «Рецепт хорошей медиации» | 1 |
7. | Наши сходства и различия. Упражнение «Поиск сходства», Психогеометрический тест, Упражнение «На льдине». | 2 |
8. | Разминка «Привет себе». Упражнение «Испорченный телефон». Информационный блок «Знакомство с понятием «эмоции», «чувства». Особенности эмоционального общения. Упражнение «Рисование по инструкции». Практическая работа: «Польза и вред эмоций». | 2 |
9. | Эмоции и чувства. Навыки самообладания при общении с неприятными вам людьми. Как управлять своим состоянием и как его изменить. Стресс. Упражнения: «Угадай эмоцию», «Передай чувство мимикой», «Передай чувство, только голосом». | 3 |
10. | Откуда медиатору взять столько сил и терпения? Упражнения «Благодарность», «Страшилка», «Аптечка самопомощи». | 2 |
11. | Чему мы научились? Практические навыки ведения процедуры медиации. | 3 |
Всего: | 24 |
Содержание изучаемого курса.
№ п/п | Название темы | Форма проведения | Количество часов |
1. | Что такое медиация? Роль медиатора. | лекция | 1 |
2. | Каким должен быть «настоящий медиатор»? Упражнения «Интервью», «Качества медиатора», «Рассказ от имени предмета». | семинар-практикум | 1 |
3. | Поиск позитивных аспектов среди подростков. Тесты конфликтности и тактика поведения в конфликте общении (Методика Басса-Дарки) | диагностика | 1 |
4. | Поиск позитивных аспектов среди подростков. Тесты конфликтности и тактика поведения в конфликте общении (Методика Томаса-Килмена) | диагностика | 1 |
5. | Навыки слушания. Общение и умение слушать. | семинар-практикум | |
6. | Изучение правил ведения споров. Упражнения «Комплимент», «Я спешу». Ролевая игра «Контакты». Упражнение «Контакты». | занятие с элементами тренинга | 1 |
7. | Знакомство с понятием «конфликт». | лекция | 1 |
8. | Самоконтроль в общении. Упражнение «Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы». | занятие с элементами тренинга | 1 |
9. | Упражнения «Передерни веревочку», «Хвосты», «Наблюдательные марсиане», «Покажи ситуацию». | занятие с элементами тренинга | 1 |
10. | Структура медиации | лекция | 1 |
11. | Работа в малых группах. Упражнения «Выход из контакта», «Выражаем благодарность». | практикум | 1 |
12. | Возникли проблемы: что делать? Упражнения «Ответ без размышлений», «Шапка вопросов», «Рецепт хорошей медиации» | занятие с элементами тренинга | 1 |
13. | Наши сходства и различия. | лекция | 1 |
14. | Упражнение «Поиск сходства», Психогеометрический тест, Упражнение «На льдине». Проблемные вопросы. | занятие с элементами тренинга | 1 |
15. | Знакомство с понятием «эмоции», «чувства». Особенности эмоционального общения | лекция | 1 |
16. | Разминка «Привет себе». Упражнение «Испорченный телефон». Упражнение «Рисование по инструкции». Практическая работа: «Польза и вред эмоций». | занятие с элементами тренинга | 1 |
17. | Эмоции и чувства. | лекция | 1 |
18. | Навыки самообладания при общении с неприятными вам людьми. Как управлять своим состоянием и как его изменить. | семинар-практикум | 1 |
19. | Стресс. Упражнения: «Угадай эмоцию», «Передай чувство мимикой», «Передай чувство, только голосом». | семинар-практикум | 1 |
20. | Откуда медиатору взять столько сил и терпения? | лекция | 1 |
21. | Упражнения «Благодарность», «Страшилка», «Аптечка самопомощи». | занятие с элементами тренинга | 1 |
22. | Чему мы научились? Практические навыки ведения процедуры медиации. | практикум | 1 |
23. | Восстановительная медиация. | практикум | 1 |
24. | Восстановительная медиация. | практикум | 1 |
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:
Тест Басса-Дарки;
Тест Томаса «Поведение в конфликтной ситуации»
Презентации по темам: «Конфликт», «Эмоции»;
Карточки с описанием конфликтных ситуаций;
Карточки к упражнениям.
Список литературы:
П 11 Подготовка медиаторов-волонтеров («групп равных») в школе : методический сборник / сост. С. К. Рыженко. Краснодар, 2018. 118 с. Электронная версия.
Программа «Деятельность команды медиаторов (учащиеся) школьной службы примирения «Цепочка мира» (программа обучения «группы равных») Составитель: Звонкова М.В. , руководитель школьной службы медиации Барабинск, 2017г. Электронная версия.
Групповая психокоррекция: тренинги и роли, игры для личностного и профессионального развития/ Т.В.Эксакусто, О.Н.Истратова.-Ростов н/Д: Феникс, 2014.-254с.- (Психологический практикум) Грецов А. Тренинг общения для подростков. – СПб.: Питер, 2014. Электронная версия.
Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2014. Электронная версия.
Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2008.
Лидерс А.С. Групповой психологический тренинг со старшеклассниками и студентами. – М., 2009
Шабалина В.В. Виртуальная мастерская: подготовка посредников – волонтеров подростковой психологической службы. – СПб., 2001.
Интернет ресурсы:mirznanii.com›a/166962/osnovnye-pravila…vedeniya…