СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа обучения «Группа равных» для обучающихся 1- 4 курсов техникумов

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование волонтерского движения через "группы равных" является неотъемлемой составляющей создания и деятельности службы медиации в образовательном учреждении.

Просмотр содержимого документа
«Программа обучения «Группа равных» для обучающихся 1- 4 курсов техникумов»

Департамент образования, науки и молодежной политики

Воронежской области

Государственное образовательное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области

«Калачеевский аграрный техникум»







Утверждаю:

Директор ГБПОУ ВО «КАТ»

________ С.И.Малеванный

«____» ___________ 2019 год











Программа обучения

«Группа равных»

для обучающихся 1- 4 курсов ГБПОУ ВО «КАТ»

Сроки реализации программы: 1 год









Педагог-психолог/руководитель Службы медиации:

Л.Н.Ярушевская







2019 год



Пояснительная записка.

Создание данной программы обусловлено потребностью образовательных организаций в повышении психологической безопасности образовательной среды с помощью развития конфликтологической компетентности всех участников образовательного процесса. Программа «Группа равных» основана на привлечении волонтеров («группы равных») из числа обучающихся к формированию бесконфликтного пространства в техникуме. Формирование волонтерского движения через «группы равных» является неотъемлемой составляющей создания и деятельности службы медиации в образовательном учреждении.

«Группы равных» – это группы студенты, которые объединены для обучения процедуре медиации и медиативному подходу с целью последующего применения этих знаний и умений при разрешении споров, предупреждения и разрешения конфликтов среди сверстников. Программа обучения медиаторов-волонтеров «Группа равных» включает в себя обучение навыкам конструктивного взаимодействия с другими людьми, умению предотвращать и разрешать спорные и конфликтные ситуации всех участников образовательного процесса, что согласуется приоритетами, обозначенными в Федеральных государственных стандартах общего образования.

Теоретическое обоснование программы. Готовность подростков к осуществлению медиации по принципу «равный-равному» включает, как минимум, три важнейших компонента:

- мотивационный компонент, предполагающий «информированную заинтересованность» подростка в осуществлении медиации в образовательном учреждении, то есть желание реализовывать примирительные мероприятия на основе полной информированности о возможностях медиации, сопровождающих ее рисках и требованиях, которые процедура медиации предъявляет к осуществляющим ее лицам;

- когнитивный компонент, включающий знание прикладных аспектов конфликтологии, а также теоретических основ медиации в подростковых конфликтах;

- технологический компонент, заключающийся в овладении подростками - будущими медиаторами процессуальными и коммуникативными навыками проведения процедуры медиации в условиях образовательного учреждения. В качестве основной технологии медиации, предлагаемой подросткам, в программе используется технология посредничества, описанная В.В. Шабалиной (Шабалина В.В., 2001) как имеющая широкую апробацию в медиации по принципу «равный-равному».

Цель: профилактика и разрешение межличностных конфликтов, повышение уровня психологической безопасности образовательной среды.

Задачи:

- обучить методам эффективного взаимодействия, урегулированию межличностных и межгрупповых конфликтов;

- сформировать у обучающихся представления о конфликтах, их причинах и способах разрешения, препятствовать их эскалации;

- научить конструктивно разрешать разнообразные и разнонаправленные конфликты, возникающие в образовательной среде;

- обучить коммуникативным техникам и приемам ведения медиативной беседы;

- использовать медиативный подход и создавать условия для выбора стратегий поведения в ситуациях напряжения и стресса;

- развить умение транслировать полученные знания в студенческой среде;

- развить переговорные компетентности, умение применять на практике коммуникативные инструменты медиатора;

- расширить ресурсы медиатора за счет «группы равных».

Ожидаемые результаты:

- формирование у подростков-будущих медиаторов готовности к осуществлению медиации подростковых конфликтов в условиях образовательного учреждения, которая проявляется в конструктивной мотивации к осуществлению функций медиатора;

- владение знаниями о природе конфликтов, этапах медиации конфликтов между обучающимися в условиях образовательного учреждения;

- владение навыками осуществления медиации конфликтов между обучающимися в условиях образовательного учреждения.

В результате медиации у обучающихся появиться стремление изменить свое поведение, обучиться недостающим навыкам (умение отказом ответить на сомнительное предложение, умение контролировать свою агрессию, планировать свое время и т.п.). Подростки лучше понимают друг друга, соразмеряют возраст, устанавливается необходимый уровень комфорта и доверия между сторонами.

Категория участников: обучающиеся 1-4 курсов ГБПОУ ВО «КАТ», заинтересованных в обучении навыкам медиации конфликтов. Предназначена для группы подростков в количестве 6-12 человек.

Форма работы.

Программа предполагает групповую форму работы в формате лекции, семинара- практикума, занятий с элементами тренинга, практических занятий. Рассчитана на 24 занятия по 1 академическому часу.

Учебно-тематический план.

№ п/п

Название темы

Количество часов

1.

Что такое медиация? Роль медиатора.

Каким должен быть «настоящий медиатор»? Упражнения «Интервью», «Качества медиатора», «Рассказ от имени предмета».

2

2.

Поиск позитивных аспектов среди подростков. Тесты конфликтности и тактика поведения в конфликте общении (Басса-Дарки, Томаса-Килмена, выявление особенностей ведения переговоров).

2

3.

Навыки слушания. Общение и умение слушать.

Изучение правил ведения споров.

Упражнения «Комплимент», «Я спешу».

Ролевая игра «Контакты».

Упражнение «Контакты».

2

4.

Знакомство с понятием «конфликт». Стратегии поведения в конфликте. Самоконтроль в общении. Упражнение «Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы». Упражнения «Передерни веревочку», «Хвосты», «Наблюдательные марсиане», «Покажи ситуацию».

3

5.

Структура медиации. Работа в малых группах. Упражнения «Выход из контакта», «Выражаем благодарность».

2

6.

Возникли проблемы: что делать? Упражнения «Ответ без размышлений», «Шапка вопросов», «Рецепт хорошей медиации»

1

7.

 Наши сходства и различия. Упражнение «Поиск сходства», Психогеометрический тест, Упражнение «На льдине».

2

8.

Разминка «Привет себе».

Упражнение «Испорченный телефон».

Информационный блок «Знакомство с понятием «эмоции», «чувства». Особенности эмоционального общения. Упражнение «Рисование по инструкции».

Практическая работа: «Польза и вред эмоций».

2

9.

Эмоции и чувства. Навыки самообладания при общении с неприятными вам людьми. Как управлять своим состоянием и как его изменить. Стресс. Упражнения: «Угадай эмоцию», «Передай чувство мимикой», «Передай чувство, только голосом».

3

10.

Откуда медиатору взять столько сил и терпения? Упражнения «Благодарность», «Страшилка», «Аптечка самопомощи».

2

11.

Чему мы научились? Практические навыки ведения процедуры медиации.

3

Всего:

24

Содержание изучаемого курса.


№ п/п

Название темы

Форма проведения

Количество часов

1.

Что такое медиация? Роль медиатора.


лекция

1

2.

Каким должен быть «настоящий медиатор»? Упражнения «Интервью», «Качества медиатора», «Рассказ от имени предмета».

семинар-практикум

1

3.

Поиск позитивных аспектов среди подростков. Тесты конфликтности и тактика поведения в конфликте общении (Методика Басса-Дарки)

диагностика

1

4.

Поиск позитивных аспектов среди подростков. Тесты конфликтности и тактика поведения в конфликте общении (Методика Томаса-Килмена)

диагностика

1

5.

Навыки слушания. Общение и умение слушать.

семинар-практикум


6.

Изучение правил ведения споров.

Упражнения «Комплимент», «Я спешу».

Ролевая игра «Контакты».

Упражнение «Контакты».

занятие с элементами тренинга

1

7.

Знакомство с понятием «конфликт».

лекция

1

8.

Самоконтроль в общении. Упражнение «Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы».

занятие с элементами тренинга

1

9.

Упражнения «Передерни веревочку», «Хвосты», «Наблюдательные марсиане», «Покажи ситуацию».

занятие с элементами тренинга

1

10.

Структура медиации

лекция

1

11.

Работа в малых группах. Упражнения «Выход из контакта», «Выражаем благодарность».

практикум

1

12.

Возникли проблемы: что делать? Упражнения «Ответ без размышлений», «Шапка вопросов», «Рецепт хорошей медиации»

занятие с элементами тренинга

1

13.

Наши сходства и различия.

лекция

1

14.

Упражнение «Поиск сходства», Психогеометрический тест, Упражнение «На льдине». Проблемные вопросы.

занятие с элементами тренинга

1

15.

Знакомство с понятием «эмоции», «чувства». Особенности эмоционального общения

лекция

1

16.

Разминка «Привет себе».

Упражнение «Испорченный телефон».

Упражнение «Рисование по инструкции».

Практическая работа: «Польза и вред эмоций».

занятие с элементами тренинга

1

17.

Эмоции и чувства.

лекция

1

18.

Навыки самообладания при общении с неприятными вам людьми. Как управлять своим состоянием и как его изменить.

семинар-практикум

1

19.

Стресс. Упражнения: «Угадай эмоцию», «Передай чувство мимикой», «Передай чувство, только голосом».

семинар-практикум

1

20.

Откуда медиатору взять столько сил и терпения?

лекция

1

21.

Упражнения «Благодарность», «Страшилка», «Аптечка самопомощи».

занятие с элементами тренинга

1

22.

Чему мы научились? Практические навыки ведения процедуры медиации.

практикум

1

23.

Восстановительная медиация.

практикум

1

24.

Восстановительная медиация.

практикум

1


Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:

Тест Басса-Дарки;

Тест Томаса «Поведение в конфликтной ситуации»

Презентации по темам: «Конфликт», «Эмоции»;

Карточки с описанием конфликтных ситуаций;

Карточки к упражнениям.







Список литературы:

П 11 Подготовка медиаторов-волонтеров («групп равных») в школе : методический сборник / сост. С. К. Рыженко. Краснодар, 2018. 118 с. Электронная версия.

Программа «Деятельность команды медиаторов (учащиеся) школьной службы примирения «Цепочка мира» (программа обучения «группы равных») Составитель: Звонкова М.В. , руководитель школьной службы медиации Барабинск, 2017г. Электронная версия.

Групповая психокоррекция: тренинги и роли, игры для личностного и профессионального развития/ Т.В.Эксакусто, О.Н.Истратова.-Ростов н/Д: Феникс, 2014.-254с.- (Психологический практикум) Грецов А. Тренинг общения для подростков. – СПб.: Питер, 2014. Электронная версия.

Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2014. Электронная версия.

Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2008.

Лидерс А.С. Групповой психологический тренинг со старшеклассниками и студентами. – М., 2009

Шабалина В.В. Виртуальная мастерская: подготовка посредников – волонтеров подростковой психологической службы. – СПб., 2001.

Интернет ресурсы:mirznanii.coma/166962/osnovnye-pravilavedeniya