СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Очумелые ручки"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа "Очумелые ручки"»

У ПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА пгт. НОВОМИХАЙЛОВСКИЙ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН





Принята на заседании

педагогического/методического совета

МБОУ ДО ЦДТ пгт. Новомихайловский

от «_____»____________________2020 г.

Протокол № _______________________





М.П.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДО ЦДТ

пгт. Новомихайловский

_____________ И.Г. Варельджан

Приказ от «___» ________ 2020 г. №___





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Очумелые ручки»


У ровень программы: ознакомительный

Срок реализации программы: 1 год (72 часа)

В озрастная категория: от 7 до 11 лет


Ф орма обучения: очная

(очная, очно-заочная, дистанционная)

Вид программы: модифицированная

(типовая, модифицированная, авторская)


Программа реализуется на бюджетной основе

(на бюджетной/внебюджетной основе)

I D-номер Программы в Навигаторе: 19243





Автор-составитель:

Меликян Анаит Григорьевна

п едагог дополнительного образования




пгт. Новомихайловский, 2020

СОДЕРЖАНИЕ


1.

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты.

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цель и задачи программы

8

1.3.

Содержание программы.

8

1.4.

Планируемые результаты.

11

2.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации.

13

2.1

Календарный учебный график.

13

2.2.

Условия реализации программы.

18

2.3.

Формы аттестации.

19

2.4.

Оценочные материалы.

20

2.5.

Методические материалы.

23

2.6.

Список литературы.

23























Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты.

  1. 1. Пояснительная записка.


Направленность программы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Очумелые ручки» имеет техническую направленность, т.к. основная идея данной программы - максимальное раскрытие творческого потенциала ребенка средствами технического творчества на основе педагогической поддержки его индивидуальных способностей в процессе специально организованной практической деятельности, результатом которой является материальный продукт, изготовленный учащимися.

Новизна программы.

Новизна данной программы заключается в том, что в процессе изготовления сувениров и поделок используются разные техники в сочетании с различным материалом, активно используются возможности информационно-коммуникационных технологий.

Благодаря интерактивности, программа создает оптимальную среду для технического творчества, формирующего нравственные идеалы и духовные потребности ребенка, развивая его творческий потенциал.

Актуальность программы.

Актуальность программы состоит в том, что она восполняет сокращение числа уроков «Технологии» в общеобразовательном учреждении и ориентирована на социальный заказ, то есть на формирование целостной, самодостаточной личности, обладающей широким кругозором, с запасом необходимых знаний, умений, навыков и ориентиров, без которых невозможно органичное существование человека в окружающем мире.

Программа «Очумелые ручки» дает возможность прививать интерес к техническому творчеству, любовь к труду, развивать художественно-эстетический вкус, способствует созданию среды комфортного эмоционального общения. В программе применяется как личностно-ориентированный, так и системно-деятельностный подход к учащимся.

Педагогическая целесообразность.

В процессе занятий учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, шаблоны для разметки, различными измерительными инструментами.

Изготовление изделий строится на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающегося. При изготовлении какого-либо изделия, ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами.

Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у обучающихся способности к планированию.

Использование на занятиях мультимедийных приложений и видеозаписей, инструкционных и технологических карт, других видов наглядного материала, способствует формированию у учащихся интереса к содержанию программы.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она способствует формированию у учащихся необходимых умений и навыков: анализировать, планировать, организовывать и контролировать свою трудовую деятельность. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.

Отличительные особенности программы.

При разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Очумелые ручки» были изучены программы аналогичного характера: «Программа кружка модульного оригами» Жуковой Е.И., авторская программа кружка «Волшебный квиллинг» Осиповой В.А., программа кружка модульного оригами «Ориландия», программа «Художественный труд» Т.Н. Просняковой, «Удивительный мир бумаги» Логиновой Н.П. и др. программы.

В отличие от существующих в данной программе в процессе изготовления сувениров и поделок используются разные техники в сочетании с различным материалом, активно используются возможности информационно-коммуникационных технологий.

Содержание данной программы построено на применении в деятельности различных материалов: бумаги, природного материала, салфеток, ткани, бросового материала, и направлена на овладение учащимися необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы.

Изготовление сувениров и поделок с применением различных техник и материалов подчас в неожиданных сочетаниях - пластика, дерево, бумага; дерево, ткань, бисер; ткань, крупы, нитки для вязания и т.д., является отличительной особенностью программы.

Адресат программы.

Программа «Очумелые ручки» рассчитана на детей от 7 до 11 лет, не имеющих противопоказаний по состоянию здоровья. Целесообразность разновозрастных групп заключается в том, что старшие дети могут оказать посильную помощь при изготовлении изделия младшим. Предполагаемый состав групп одновозрастной.

Программа «Очумелые ручки» предназначена для детей с различными психофизическими возможностями здоровья, мотивированных детей. Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья предусматривается выбор творческих заданий в соответствии со степенью работоспособности и интересами каждого учащегося. Так же программой предусмотрена возможность занятий учащихся по индивидуальному образовательному маршруту.

Набор детей осуществляется без конкурсного отбора, по желанию учащихся. Учитывается степень сформированности интересов и мотивации к данной предметной области, наличие начальные навыков работы с бумагой, природным материалом, тканью и другими материалами.

При разработке программы учитывались особенности психофизиологического развития учащихся. Возраст 7-8 лет является одним из переломных этапов в развитии ребенка. Ребёнок становится способным к рассуждению. Вместо импульсивного поведения ребёнок 7-8 лет анализирует всю ситуацию, перед тем как действовать. Во-вторых, происходят изменения в социальной позиции ребёнка. Возникает ряд сложных образований, это самолюбие, самооценка, обобщение чувств, уровень запроса к самому себе. Кризис 7 лет связывают с моментом начала занятий в школе. Внешними признаками начала кризиса являются утрата детской непосредственности, появление не совсем понятных «странностей». В поведении появляется что-то нелепое и искусственное, какая–то вертлявость, паясничанье, клоунада, ребёнок строит из себя шута. Отношения ребёнка к обучению транслируется родителями. Если родители негативно относятся к обучению, то очень скоро ребёнок будет рассуждать точно так же.

Семилетний ребенок должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Переживания по поводу изменений своего возрастного статуса является прямым следствием перестройки социальной ситуации его развития в этот период, его объективных и субъективных характеристик. Объективная составляющая статуса связана с реальными изменениями, происходящими в жизни ребенка, - общество в лице школы и семьи ожидают от него нового отношения к новому виду деятельности (учебной), и к себе. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений, навыков и уровня интеллектуального развития ему трудно в школе. Ведь не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе.

У учащегося в этом возрасте расширяется круг общения. Он становится более самостоятельным, выходит за рамки узкосемейных связей и начинает общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Усиливается потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру, дети берут в руки различные материалы и начинают творить.

Как правило, в 8 лет у детей уже произошла адаптация к школе, и они вполне комфортно чувствуют себе в роли школьников. К этому возрасту у детей уже довольно развита самостоятельность и чувство ответственности за собственные поступки. В 8 лет дети чувствуют себя настолько взрослыми, что порой не признают вторжение старших на их территорию. Одно из основных качеств, формируемых в этом возрасте — независимость.

В этом возрасте у детей может появиться желание читать умные, «взрослые» книжки. Однако, большинство детей 8 лет в наше время предпочитают всем развлечениям компьютерные игры. Еще в этом возрасте очень важны игры и развлечения, развивающие мелкую моторику рук и настольные игры. В 8 лет у детей развит подражательный инстинкт: они внимательно следят за взрослыми и их жизнью, прислушиваются к их разговорам, стремясь быть похожими на них.

В 9 лет психическое развитие ребенка переходит на новый уровень. Мальчик это или девочка, не важно – главное, что они становятся эмоционально заметно более зрелыми, умеют чувствовать ситуацию, приходить на помощь. Еще одна характеристика психического развития школьника в 9 лет — это самоуверенность или же, наоборот, неуверенность в себе. Ребенок либо слишком высокого о себе мнения, перестает считаться с взрослыми, либо слишком низкого из-за испытываемого натиска со стороны одногодок. Чтобы школьник лучше справился с новыми для него испытаниями, необходимо воспитывать в нем чувство здоровой уверенности в себе.

К 9-10 годам формируется самооценка ребенка. Она может быть адекватной, завышенной или заниженной. Если ребенок склонен себя переоценивать, обратите его внимание на неудачи и объясните, как их можно избежать. Гораздо сложнее скорректировать заниженную самооценку, которая часто связана с особенностями семейного воспитания. Поддерживайте ребенка, чаще хвалите его за малейшие достижения и не сравнивайте с другими детьми. Только успех порождает новый успех. А для этого ребенок должен верить в свои силы, знать, что самоценен и любим. В этом возрасте дети часто стремятся выглядеть бесстрашными, скрывают спрятанные в глубине души тревоги.

Ребенок 9—10 лет активен, любит подвижные игры, приключения, физические упражнения, обычно не очень заботится о своей внешности. Для общения детей этого возраста характерна эмоциональность, неустойчивость контактов. Ребенок, как правило, стремится дружить с теми, кого одобряют родители, учителя. Однако постепенно дети начинают проявлять большую самостоятельность в общении, приспосабливаются к обществу вне семейного круга. При этом обычно они ищут группу ровесников того же пола, так как для девочек мальчики «слишком шумные», а для мальчиков девочки «слишком глупые». В этом возрасте бурно развивается чувство юмора, ребенок с удовольствием рассказывает забавные истории, подмечает смешное в жизни. Хорошо, если он может посмеяться над собой. Необходимо учить детей терпимости и самоконтролю: уважать права и чувства других людей; сначала думать, а потом делать; не позволять себе оскорбительные высказывания в адрес других и т.п. У ребёнка формируются умения ориентиров в современном мире, адекватно реагировать на жизненные ситуации. Уделяется повышению мотивации. Вдохновение, желание творить.

К 10-летнему возрасту у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной деятельности. Несмотря на различия в индивидуальном стиле учебной деятельности, все дети к концу начальной школы должны уметь учиться, то есть быть способными качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно. Большинство умений опирается на мыслительные способности и развитую произвольность — умение управлять своими психическими процессами, эмоциями и поведением — которая является новообразованием данного возрастного периода. К концу начальной школы наиболее интересным для ребенка становится обучение через исследование. В этом возрасте ребенка интересуют не просто новые факты, но и причины, механизмы событий.

В возрасте 9-10 лет у ребенка окончательно закрепляется школьная мотивация, которая может быть:

- негативной — ребенку не хочется и не нравится ходить в школу. У таких детей даже при хорошем развитии психических процессов обучаемость низкая;

- формальной — ребенку нравится ходить в школу, но не для получения знаний, а ради того, например, чтобы пообщаться с другими детьми, поиграть и т. п. У таких детей успеваемость обычно средняя;

- содержательной — ребенок любит ходить в школу, ему нравится получать новые знания. Такие дети обычно достаточно успешны. Посещая кружки, секции, клубы, дети погружаются в занятия, которые позволят им проявить свою умелость, добиться успеха, обрести уверенность в себе.

Набор производится по желанию учащихся и их родителей, предварительной подготовки учащихся не требуется. Учитывается степень сформированности интересов и мотивации к данной предметной области. Группы формируются в количестве 10-15 человек. Занятия проводятся на базе МБОУ СОШ № 19 им. М.Г. Бондаренко с. Ольгинка. Программа может быть использована для работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья.

Уровень программы, объем и сроки реализации.

Программа «Очумелые ручки» реализуется на ознакомительном уровне, разработана на 1 год обучения с общим объемом 72 часа. Ведущим разделом программы является «Изготовление игрушек-сувениров».

Тематика, содержание, сложность и трудоемкость заданий в программе подобраны с учетом возрастных особенностей детей и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.

Формы обучения.

Фома обучения по программе «Очумелые ручки» - очная с включением дистанционных технологий. При организации деятельности используются следующие формы: групповая, индивидуальная, в микрогруппах и парах. Формы проведения занятий: традиционные занятия, беседы, викторины, конкурсы, праздники, выставки.

Режим занятий.

Режим занятий составляет 1 раз в неделю по 2 учебных часа либо 2 раза в неделю по 1-му учебному часу.

Особенности организации образовательного процесса.

Набор учащихся производится по желанию учащихся и их родителей. Состав групп постоянный, одновозрастной, предварительной подготовки учащихся не требуется. Весь учебный материал реализуется по принципу «от простого к сложному». В содержании занятий используются игровые приемы с использованием наглядных пособий, которые способствуют активизации познавательной деятельности, закреплению знаний, умений и навыков начального технического творчества. Программа реализуется на базе МБОУ СОШ № 19 им. М.Г. Бондаренко с. Ольгинка.


    1. Цель и задачи программы.

Цель программы:

Создание условий для развития творческого потенциала и художественного вкуса учащихся через погружение в техническое творчество.

Образовательные (предметные) задачи:

  • Обучить правилам работы с инструментами;

  • Обучить основам бумагопластики;

  • Обучить основам формообразования.

Метапредметные задачи:

  • Сформировать начальные навыки по технологии изготовления сувениров из различных материалов;

  • Развить познавательные, творческие способности;

  • Привить интерес к ручному труду.

Личностные задачи:

  • Приобщение к труду;

  • Воспитание уважительного отношения в коллективе;

  • Воспитание взаимопомощи, взаимовыручки.








1.3. Содержание программы.

Учебный план.


Тема занятий

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Ведение в программу. Знакомство с детьми. Инструктаж по технике безопасности.

1

1

-

беседа

2.

Основы мастерства.

9

3,5

5,5

опрос,

педагогическое наблюдение

3.

Изготовление игрушек-сувениров.

61

17

44

педагогическое наблюдение,

выставка

4

Итоговое занятие «Парад работ».

1

-

1

выставка


Итого

72

21,5

50,5



Содержание учебного плана.

  1. Вводное занятие.

Теория: Введение в программу. Инструктаж по ТБ. Знакомство с материалами и инструментами для работы.

  1. Основы мастерства.

Теория: Рациональные и безопасные способы работы с инструментами. Как родилась бумага. Виды бумаги. Приёмы работы с бумагой. Обрывная аппликация. Вырезание изделий. Склеивание изделий. Подготовка эскиза.

Практика: Приёмы работы с бумагой. Аппликация из геометрических фигур «Весёлый клоун». Аппликация из геометрических фигур «Любимая бабулечка». Вырезание изделий. Склеивание изделий. Аппликация из геометрических фигур «Любимая бабулечка». Оформление работы. Обрывная аппликация. Приемы работы. «Летний день на море». Подготовка эскиза. Расположение изделий на фоне, приклеивание. Обрывная аппликация «Летний день на море». Подготовка деталей. Оформление работы. Аппликация «Осенний пейзаж». Оформление работы. Использование схем для рамочек.

  1. Изготовление игрушек-сувениров.

Теория: Техника бумагопластики. Приёмы конструирования из бумаги. Изготовление схемы. Подготовка деталей. Работа со схемами, чертежами, технологической картой. Бумажная пластика. Технология изготовления. Составление эскиза. Изготовление деталей. Знакомство с различными материалами для изготовления сувениров. Составление схем, чертежей, выкроек. Знакомство с различными материалами для изготовления сувениров. Составление схем, чертежей, выкроек. Из истории. Технология изготовления «Помпонов». Технология изготовления «Коврика из пластиковых пакетов». Работа с пластилином. Выбор цветовой гаммы изделия. Технология изготовления «Солнышка». Работа с бумагой и картоном. Широкая Масленица. Изготовление куклы. Работа с тканью. Пасхальный перезвон. Писанки. Технология изготовления «Пасхальное яйцо». Корзиночка для яичек. Пасха в Кубанской семье. Приёмы работа с салфетками, торцевание. Технология изготовления работы с салфетками «Розы». Изготовление корзиночки для роз. Работа с пластилином. «Мандала». Виды плетения. Знакомство со шпагатом. Технология изготовления игрушки-дергунчика «Балерина». Работа с тканью «Коврик из полосок». Работа с бросовым материалом. Бисероплетение. Технология изготовления браслета. Изготовление цветка. Рисуем пластилином. Технология изготовления изделия «Подставка для карандашей». Работа с бросовым материалом. Объёмное изделие «Цветок из бумаги».

Практика: Бумажная пластика «Волшебный букет». Бумажная пластика «Волшебный букет». Составление композиции. Оформление работы. Бумажная пластика «Туесок». Изготовление схемы. Сборка деталей. Бумажная пластика «Туесок». Оформление работы. Бумажная пластика «Ёлочка». Подготовка деталей. Оформление работы. Украшение изделия. Работа со схемами, чертежами, технологической картой. Бумажная пластика - «Рождество». Бумажная пластика - «Рождество». Оформление работы. Бумажная пластика. Технология изготовления. Подвеска «Ангел». Сборка деталей. Оформление выставки работ. Бумажная пластика панно «Зимний лес». Составление эскиза. Изготовление деталей. Панно «Зимний лес». Сборка деталей. Оформление композиции. Бумажная пластика «Чудо-птица». Эскиз изделия. Изготовление деталей. Сборка деталей. Оформление композиции. Славянская «Кукла оберег». Технология изготовления. Подготовка деталей. Украшение изделия. Цыплёнок из помпонов. Оформление работы. «Коврик из пластиковых пакетов». Технология изготовления. Подготовка деталей для работы. Плетение коврика. Выставка работ. «Сивка-бурка-волшебный конь». Технология изготовления. Подготовка деталей для работы. Изготовление изделия, оформление. Подготовка деталей. Изготовление работы «Солнышко». Кукла «Масленица» Изготовление куклы. Сборка деталей. Оформление работы. Оформление выставки работ «Славянские куклы-обереги». Технология изготовления «Пасхальное яйцо». Оформление работы. Украшение изделия. Выставка работ. Корзиночка для яичек. Схема. Сборка деталей. Оформление корзиночки. Пасха в Кубанской семье. Технология изготовление сувениров из бросового материала. Изготовление и оформление работ. Выставка. Технология изготовления панно «Ирисы». Подготовка деталей для работы. панно «Ирисы». Оформление работы. Технология изготовления работы с салфетками «Розы». Подготовка деталей для работы. Работа с салфетками «Розы». Оформление букета. Изготовление корзиночки для роз. Украшение корзиночки. «Розы из пластилина». Подготовка деталей для работы. Изготовление изделия. Выставка. «Мандала». Виды плетения. Крепление палочек. Способы рисунков. Плетение изделия. Выставка работ. Изделие «Ремешок». Технология работы. Способы крепления изделия. Виды плетения. Самостоятельная работа учащихся. Выставка работ. Технология изготовления игрушки-дергунчика «Балерина». Изготовление деталей для работы. Раскрашивание. Соединение деталей. Выставка работ. Работа с тканью «Коврик из полосок». Технология изготовления. Подготовка деталей для работы. Соединение деталей - плетение. Выставка полученных работ. Технология изготовления «Мебель из спичечных коробков». Соединение деталей. Украшение изделия. Конструирование комнаты с использованием изготовленной мебели. Бисероплетение. Технология изготовления браслета. Изготовление кулона. Выставка работ. Изготовление цветка (ромашка). Выставка работ. Рисуем пластилином. Технология работы. Выбор темы рисунка. Набросок. Самостоятельная деятельность учащегося. Выставка работ. Технология изготовления изделия «Подставка для карандашей». Подготовка материала к работе. Выполнение работы учащимися. Украшение изделия. Изделие «Браслет из фантиков». Технология изготовления. Подготовка деталей для работы. Объёмное изделие «Цветок из бумаги». Технология работы. Подготовка деталей. Соединений деталей, скрепление. Выставка работ.

  1. Итоговое занятие «Парад работ».


1.4. Предполагаемые результаты.


Предметные результаты:

  • знают правила работы с инструментами;

  • знают основы бумагопластики;

  • знают основы формообразования.

Метапредметные результаты:

  • сформированы начальные навыки по технологии изготовления сувениров из различных материалов;

  • развиты познавательные, творческие способности;

  • привит интерес к ручному труду.

Личностные результаты:

  • учащиеся приобщены к труду;

  • сформированы уважительные отношения в коллективе;

  • воспитаны взаимопомощь, взаимовыручка.

Предполагаемые предметные УУД.

Учащиеся научатся пользоваться инструментам; соблюдать технику безопасности при работе с инструментами; работать с бумагой; работать по готовым лекалам; создавать лекало и делать раскрой игрушки; подбирать цветовую гамму основы для сувенирной игрушки; различать ткани по их свойствам; применять ручные соединительные швы; работать с технологическими картами; работать с пластиком; выполнять технологию набивки; изготавливать объемные текстильные игрушки; оформлять выполненную игрушку.

Предполагаемые метапредметные УУД.

Учащиеся будут уметь принимать учебную задачу или ситуацию, выделять проблему, составлять план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата.

Предполагаемые личностные УУД.

Учащиеся будут внимательно и доброжелательно относиться к сверстникам, младшим и старшим; оказывать взаимопомощь и взаимовыручку; проявлять заботливость, чуткость; проявлять коллективные навыки; уверенность в себе; общительность; самостоятельность; аккуратность; ответственность; трудолюбие; уважительное отношение к своему и чужому труду, результатам труда.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации.

2.1. Календарный учебный график.




Тема занятий

Количество часов

Форма

занятия

Форма

контроля

Дата план


Дата факт

Всего

Теория

Практика

1.

Ведение в программу.

1

1

-

-

-

-

-

1.

Введение в программу. Инструктаж по ТБ.

Знакомство с материалами и инструментами для работы.

1

1

-

Игровая программа

беседа



2.

Основы мастерства.

9

3,5

5,5

-

-

-

-

2.

Рациональные и безопасные способы работы с инструментами.

1

0,5

0,5

беседа

опрос



3.

Как родилась бумага. Виды бумаги. Приёмы работы с бумагой.

1

0,5

0,5

беседа

Педагогическое наблюдение



4.

Аппликация из геометрических фигур «Весёлый клоун».

1

0,5

0,5

Мастер-класс

Педагогическое наблюдение



5.

Аппликация из геометрических фигур «Любимая бабулечка». Вырезание изделий. Склеивание изделий.

1

0,5

0,5

Практическое занятие

Педагогическое наблюдение



6.

Аппликация из геометрических фигур «Любимая бабулечка». Оформление работы.

1

-

1

Практическое занятие

Педагогическое наблюдение



7.

Обрывная аппликация. Приемы работы. «Летний день на море». Подготовка эскиза.

1

0,5

0,5

Практическое занятие

Педагогическое наблюдение



8.

Расположение изделий на фоне, приклеивание.

1

-

1

Практическое занятие

Педагогическое наблюдение



9.

Обрывная аппликация «Летний день на море». Подготовка деталей. Оформление работы.

1

0,5

0,5

Практическое занятие

Педагогическое наблюдение



10.

Аппликация «Осенний пейзаж». Оформление работы. Использование схем для рамочек.

1

0,5

0,5

Практическое занятие

Педагогическое наблюдение



3.

Изготовление игрушек-сувениров.

61

17

44

-

-

-

-

11.

Техника бумагопластики. Приёмы конструирования из бумаги. Бумажная пластика «Волшебный букет».

1

0,5

0,5

Мастер-класс

Педагогическое наблюдение



12.

Бумажная пластика «Волшебный букет». Составление композиции. Оформление работы.

1

-

1

Практическое занятие

Педагогическое наблюдение



13

Бумажная пластика «Туесок». Изготовление схемы. Сборка деталей.

1

0,5

0,5

Практическое занятие

Педагогическое наблюдение



14.

Бумажная пластика «Туесок». Оформление работы.

1

-

1

Практическое занятие

Педагогическое наблюдение



15.

Бумажная пластика «Ёлочка». Подготовка деталей. Оформление работы.

1

0,5

0,5

Практическое занятие

Педагогическое наблюдение



16.

Украшение изделия.

1

-

1

Практическое занятие

Педагогическое наблюдение



17.

Работа со схемами, чертежами, технологической картой. Бумажная пластика - «Рождество».

1

0,5

0,5

Практическое занятие

Педагогическое наблюдение



18.

Бумажная пластика - «Рождество». Оформление работы.

1

-

1

Практическое занятие

Педагогическое наблюдение



19.

Бумажная пластика. Подвеска «Ангел». Технология изготовления.

1

0,5

0,5

Практическое занятие

Педагогическое наблюдение



20.

Бумажная пластика. Подвеска «Ангел». Сборка деталей. Оформление выставки работ.

1

-

1

Практическое занятие

Педагогическое наблюдение



21.

Бумажная пластика. Панно «Зимний лес». Составление эскиза. Изготовление деталей.

1

0,5

0,5

Практическое занятие

Педагогическое наблюдение



22.

Панно «Зимний лес». Сборка деталей. Оформление композиции.

1

-

1

Практическое занятие

Педагогическое наблюдение



23.

Бумажная пластика «Чудо-птица». Эскиз изделия. Изготовление деталей.

1

0,5

0,5

Практическое занятие

Педагогическое наблюдение



24.

Бумажная пластика «Чудо-птица». Сборка деталей. Оформление композиции.

1

-

1

Практическое занятие

Педагогическое наблюдение



25.

Знакомство с различными материалами для изготовления сувениров. Составление схем, чертежей, выкроек.

1

0,5

0,5

Мастер-класс

Педагогическое наблюдение



26.

Славянская «Кукла оберег». Из истории. Технология изготовления.

1

0,5

0,5

беседа

Педагогическое наблюдение



27.

Подготовка деталей. Украшение изделия.

1

-

1

Практическое занятие

Педагогическое наблюдение



28

«Помпоны» технология изготовления. Цыплёнок из помпонов.

1

0,5

0,5

Практическое занятие

Педагогическое наблюдение



29.

Оформление работы.

1

-

1

Практическое занятие

Педагогическое наблюдение



30.

Технология изготовления «Коврика из пластиковых пакетов». Подготовка деталей для работы.

1

0,5

0,5

Практическое занятие

Педагогическое наблюдение



31.

Плетение коврика. Выставка работ.

1

-

1

Практическое занятие

выставка



32.

«Сивка-бурка-волшебный конь». Работа с пластилином. Технология изготовления. Подготовка деталей для работы. Выбор цветовой гаммы изделия.

1

0,5

0,5

Мастер-класс

Педагогическое наблюдение



33.

Изготовление изделия, оформление.

1

-

1

Практическое занятие

Педагогическое наблюдение



34.

Технология изготовления «Солнышка». Работа с бумагой и картоном. Подготовка деталей.

1

0,5

0,5

Практическое занятие

Педагогическое наблюдение



35.

Изготовление работы «Солнышко».

1

-

1

Практическое занятие

Педагогическое наблюдение



36.

Широкая Масленица. Кукла «Масленица». Изготовление куклы. Работа с тканью.

1

0,5

0,5

Практическое занятие

Педагогическое наблюдение



37.

Изготовление куклы. Сборка деталей. Оформление работы.

1

-

1

Практическое занятие

Педагогическое наблюдение



38.

Оформление выставки работ «Славянские куклы-обереги». Пасхальный перезвон. Писанки.

1

0,5

0,5

Практическое занятие

выставка



39.

Пасхальное яйцо. Технология изготовления. Оформление работы.

1

0,5

0,5

Мастер-класс

Педагогическое наблюдение



40.

Украшение изделия. Выставка работ.

1

-

1

Практическое занятие

выставка



41.

Корзиночка для яичек. Схема. Сборка деталей.

1

0,5

0,5

Практическое занятие

Педагогическое наблюдение



42.

Оформление корзиночки.

1

-

1

Практическое занятие

Педагогическое наблюдение



43.

Пасха в Кубанской семье. Технология изготовление сувениров из бросового материала.

1

0,5

0,5

Практическое занятие

Педагогическое наблюдение



44.

Изготовление и оформление работ. Выставка.

1

-

1

Практическое занятие

Выставка



45.

Приёмы работа с салфетками, торцевание. Панно «Ирисы». Технология изготовления.

1

0,5

0,5

Мастер-класс

Педагогическое наблюдение



46.

Подготовка деталей для работы. Панно «Ирисы». Оформление работы.

1

-

1

Практическое занятие

Педагогическое наблюдение



47.

Технология изготовления работы с салфетками «Розы». Подготовка деталей для работы.

1

0,5

0,5

Практическое занятие

Педагогическое наблюдение



48.

Работа с салфетками «Розы». Оформление букета.

1

-

1

Практическое занятие

Педагогическое наблюдение



49.

Изготовление корзиночки для роз. Украшение корзиночки.

1

0,5

0,5

Практическое занятие

Педагогическое наблюдение



50.


Работа с пластилином. «Розы из пластилина». Подготовка деталей для работы.

1

0,5

0,5

Практическое занятие

Педагогическое наблюдение



51.

Изготовление изделия. Выставка.

1

-

1

Практическое занятие

выставка



52.

«Мандала». Виды плетения. Крепление палочек. Способы рисунков.

1

0,5

0,5

Мастер-класс

Педагогическое наблюдение



53.

Плетение изделия. Выставка работ.

1

-

1

Практическое занятие

выставка



54.

Знакомство со шпагатом. Изделие «Ремешок». Технология работы. Способы крепления изделия. Виды плетения.

1

0,5

0,5

Практическое занятие

Педагогическое наблюдение



55.

Самостоятельная работа учащихся. Выставка работ.

1

-

1

Практическое занятие

выставка



56.

Игрушка-дергунчик «Балерина». Технология изготовления. Изготовление деталей для работы. Раскрашивание.

1

0,5

0,5

Практическое занятие

Педагогическое наблюдение



57.

Соединение деталей. Выставка работ.

1

-

1

Практическое занятие

выставка



58.

Работа с тканью «Коврик из полосок». Технология изготовления. Подготовка деталей для работы.

1

0,5

0,5

Практическое занятие

Педагогическое наблюдение



59.

Соединение деталей-плетение. Выставка полученных работ.

1

-

1

Практическое занятие

выставка



60.

Работа с бросовым материалом. Технология изготовления «Мебель из спичечных коробков». Соединение деталей.

1

0,5

0,5

Практическое занятие

Педагогическое наблюдение



61.

Украшение изделия. Конструирование комнаты с использованием изготовленной мебели.

1

-

1

Практическое занятие

Педагогическое наблюдение



62.

Бисероплетение. Технология работы. Изготовление браслета.

1

0,5

0,5

Практическое занятие

Педагогическое наблюдение



63.

Изготовление кулона. Выставка работ.

1

-

1

Практическое занятие

выставка



64.

Изготовление цветка (ромашка). Выставка работ.

1

0,5

0,5

Практическое занятие

выставка



65.

Рисуем пластилином. Технология работы. Выбор темы рисунка. Набросок.

1

0,5

0,5

Мастер-класс

Педагогическое наблюдение



66.

Самостоятельная деятельность учащегося. Выставка работ.

1

-

1

Самостоятельная работа

выставка



67.

Изделие «Подставка для карандашей». Технология изготовления. Подготовка материала к работе.

1

0,5

0,5

Практическое занятие

Педагогическое наблюдение



68.

Выполнение работы учащимися. Украшение изделия.

1

-

1

Практическое занятие

Педагогическое наблюдение



69.

Работа с бросовым материалом. Изделие «Браслет из фантиков». Технология изготовления. Подготовка деталей для работы.

1

0,5

0,5

Практическое занятие

Педагогическое наблюдение



70.

Объёмное изделие «Цветок из бумаги». Технология работы. Подготовка деталей.

1

0,5

0,5

Практическое занятие

Педагогическое наблюдение



71.

Соединений деталей, скрепление. Выставка работ.

1

-

1

Практическое занятие

выставка



72.

Итоговое занятие «Парад работ».

1

-

1

Сувенирная ярмарка

Анализ работ




Итого:

72

21,5

50,5







2.2. Условия реализации программы.


Материально-техническое обеспечение программы.

Кабинет, в котором проводятся занятия, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям СаНПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». До начала занятий и после их окончания осуществляется сквозное проветривание помещения. В процессе обучения учащиеся и педагог соблюдают правила техники безопасности труда.

В кабинете имеется доска, экран, мультимедийная аппаратура, ноутбук, инструменты и приспособления для работы с различными материалами, шкаф для дидактических разработок.

Оборудование, инструменты и материалы, необходимые для реализации программы: бумага офисная цветная марки «Color», бумага офисная белая, бумага цветная, гофробумага, картон цветной, гофрокартон, картон белый, альбомы для эскизов, карандаши, клей ПВА, клей-карандаш, бросовый материал, ткань, пластилин, нитки, пластик, инструменты и приспособления для выполнения практических работ: ножницы, иглы, линейки, мелок, шаблоны и лекало игрушек, мультимедиа для просмотра презентаций, учебные таблицы, раздаточный материал, памятки.

Интернет-ресурсы: https://stranamasterov.ru/technics

Кадровое обеспечение.

Для реализации программы «Очумелые ручки» педагог дополнительного образования должен иметь высшее образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее образование или среднее профессиональное образование и ДПО по направлению деятельности в образовательном учреждении. Требования к педагогическому стажу работы и квалификационной категории педагога не предъявляются. Педагог дополнительного образования должен систематически повышать свою профессиональную квалификацию.

Педагог дополнительного образования, работающий по программе «Очумелые ручки», имеет среднее профессиональное образование по специальности «Учитель начальных классов», Туапсинский социально-педагогический колледж, 1999 г. В 2016 году прошла курсовую подготовку в Армавирском государственном педагогическом университете по программе "Формирование навыков учебной деятельности учащихся начальных классов средствами современных педагогических технологий в условиях ФГОС". В 2017 году прошла курсовую подготовку в Автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования Удмуртской Республики "Институт развития образования" по программе "Организация образовательной деятельности в условиях реализации требований ФГОС для обучающихся с ОВЗ". В 2020 году педагог окончил обучение в ФГБОУ ВО "Армавирский государственный педагогический университет" по специальности «Начальные классы». Педагогический стаж – 20 лет, стаж в должности педагога дополнительного образования - 3 года.

Основными направлениями деятельности педагога, работающего по программе, являются:

  • организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы;

  • организация досуговой деятельности учащихся;

  • обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения, развития и воспитания;

  • педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы;

  • разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы.

Педагог должен обладать следующими компетентностями:

  • профессиональная компетентность;

  • информационная компетентность;

  • коммуникативная компетентность;

  • правовая компетентность.

Педагог должен владеть:

  • технологиями работы с одаренными учащимися;

  • технологиями работы в условиях реализации программ инклюзивного образования;

  • умением работать с учащимися, имеющими проблемы в развитии;

  • умением работать с девиантными, социально запущенными детьми, в том числе имеющими отклонения в социальном поведении.


2.3. Формы аттестации.


В программе «Очумелые ручки» используется такой метод определения результативности как педагогический анализ результатов выполнения учащимися диагностических заданий, участия в выставках детских работ, участие в конкурсах, активности учащихся на занятиях.

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:

  1. Начальная диагностика (сентябрь) – беседа;

  2. Текущая диагностика (в течение всего учебного года) - мониторинг участия в конкурсах и выставках, педагогическое наблюдение, аналитическая справка по итогам мероприятий, контроль посещаемости;

  3. Промежуточная диагностика (декабрь, январь) – педагогическое наблюдение, выставка, анализ творческих работ;

Итоговая диагностика (май) - сувенирная ярмарка, презентация работ, фотоотчёт о проделанной работе.

Формами подведения итогов реализации общеобразовательной программы являются: открытые занятия, выставки, презентации творческих работ, «парад» работ, участие в конкурсах, сувенирная ярмарка, фотоотчет, аналитическая справка по итогам мероприятий.


    1. Оценочные материалы.



Система показателей для фиксации наблюдений по уровням

овладения навыками и умениями

Минимальный

(1 балл)

Общий

(2 балла)

Продвинутый

(3 балла)

  • интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо выражен;

• эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении педагога;

• ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности;

• узнаёт и радуется знакомым образам;

• ребёнок создает работы только при помощи взрослого;

• знает материалы, инструменты, но не хватает умения пользоваться ими;

• не достаточно освоены технические навыки и умения.

  • у ребёнка есть интерес к восприятию эстетического в окружающем;

• он выделяет основные признаки творческих работ, внешние признаки;

• знает способы создания некоторых творческих работ;

• правильно пользуется материалами и инструментами;

• владеет простыми приемами с частичной помощью педагога;

• проявляет интерес к освоению новых техник;

• проявляет самостоятельность.


• ребёнок видит средства выразительности;

• быстро усваивает приёмы работы;

• владеет основными навыками;

• передаёт в работах неко-торое сходство с реальным образцом;

• обогащает образ выразительными деталями, цветом;

• умеет создать творческую работу;

• может самостоятельно выбрать тему работы и получить результат;

• может объективно оцени-вать свою и чужую работу.


Определение взаимоотношений со сверстниками

Тест «Два домика» (Фопель К.)

Для проведения теста нужен лист бумаги, на котором рисуют два домика. Один из них побольше – красного цвета, другой поменьше – черного цвета. Как правило, этот рисунок не заготавливают заранее, а делают на глазах у ребенка черным и красным карандашами.

Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своего класса ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».

Интерпретация результатов: Интерпретируя результаты теста, следует обратить внимание на то, сколько детей ребенок поместил в красном и черном домиках, в отношении кого из детей группы сделан положительный, а в отношении кого отрицательный выбор. Для каждого ребенка считают число положительных (количество баллов со знаком «+») и отрицательных выборов (количество баллов со знаком «минус») со стороны других детей группы, затем из большего вычитают меньшее и ставят знак большего числа.

+4 и более баллов – «социометрические звезды», это внешне привлекательные, достаточно уверенные в себе дети, которые пользуются авторитетом в группе сверстников, они лидируют в играх, с ними охотно дружат другие дети.

от +1 до +3 баллов (выборов со знаком «минус» нет) – эти дети предпочитают игры и общение с постоянным ограниченным кругом друзей (или одним постоянным другом), при этом с другими детьми они почти не конфликтуют, в своей маленькой группе могут быть лидерами.

от -2 до +2 баллов (сумма складывается из «+» и «минусов») – активные, подвижные, достаточно общительные, но нередко, конфликтные дети. Они легко вступают в игру, но также легко ссорятся и отказываются играть, часто обижаются и обижают других, но легко забывают обиды.

0 баллов (выборы со знаком «+» и «минус» отсутствуют) – этих детей просто не замечаю. Их как бы нет в группе, как правило, это тихие, малоактивные дети, которые играют в одиночестве и не стремятся к контактам со сверстниками; чаще всего такие результаты получаются в отношении часто болеющих ребят и тех, кто недавно прибыл в группу.

(-1) и менее баллов – это дети, которых отвергают сверстники. Нередко они внешне мало привлекательны или имеют явно выраженные физические дефекты. Нервозны, чрезмерно конфликтны, негативно настроены по отношению к другим детям.

Особое внимание следует обратить на тех детей, которые основную массу сверстников отправляют в черный домик. Они закрытые, необщительные или конфликтные, успевшие поссориться почти со всеми. Предсказать трудности в общении со сверстниками у таких детей можно с большой вероятностью.




Карта результативности креативного творчества учащихся объединения «Очумелые ручки»

№ п/п

ФИО

учащегося

Наименование творческих работ, проектов, в которых приняли участие учащиеся

Наименование традиционных и конкурсных мероприятий разного уровня, в которых приняли участие учащиеся

Критерии активности личности

Уровень активности учащихся

Общее количество баллов

Мотивация личности


Самостоятельность

Удовлетворенность деятельностью

А

П

Коллективные работы

Индивидуальные работы

1











2











3











4











5











6











7











8











9











10











11











12











13











14











Критерии определения творческой активности учащегося:

1.Митивация личности. Ценностно-смысловое отношение учащегося к познавательной, практической коммуникативной деятельности.

2.Самостоятельность в познавательной, продуктивной коммуникативной (в поступках, отношениях с товарищами) деятельности.

3.Удовлетворенность результатом деятельности.

Оценка критериев творческой активности учащихся определяется при наличии ( «+» или «-» ) большинства таковых и отмечается по двум уровням: активный, пассивный.

2.5. Методические материалы.


Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Очумелые ручки» включает в себя методы и дидактические принципы. При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации образовательного процесса и дидактическим принципам: наглядности, системности, последовательности, доступности, посильности, в обучении, связи теории с практикой.

В программе «Очумелые ручки» используются разнообразные методы обучения: словесный (рассказ-объяснение, беседа); наглядный (демонстрация приемов работы, наглядных пособий, презентация, самостоятельные наблюдения учащихся); практический (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами); игровой, объяснительно-иллюстративный, информационный.

Данные методы способствуют вовлеченности, заинтересованности учащихся, расширению их кругозора, позволяют доставить детям радость от общения, реализовать дарованные от рождения художественные способности, учиться реализовывать свою индивидуальность, быть востребованными и услышанными. Для работы по программе используются следующие метод воспитания: убеждение; поощрение; упражнение; стимулирование; мотивация.

При организации работы объединения используется дидактический материал: образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися; рисунки, открытки и эскизы, специальная и дополнительная литература, фотографии детских работ, разработка отдельных тематических занятий.


2.6. Список литературы.

Литература для педагогов:

  1. Васина Н.С. Бумажная симфония. - М.; Айрис Пресс. 2010 г.

  2. Выгонов В.В. «Трехмерное оригами», Издательский Дом МСП, 2004 г.

  3. Волкова Н.В., Жадько Е.Г. «100 замечательных поделок из всякой всячины», Ростов-на-Дону, 2009 г.

  4. Геронимус Т.М. «150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий». М.: 1997 г.

  5. Гусакова М.А. «Аппликация», М.: Просвещение, 1987 г.

  6. Гусакова М.А. «Подарки и игрушки своими руками», ТЦ "Сфера", 1999 г.

  7. Мищенкова Л.В. Творческие игры и развивающие упражнения для группы продленного дня. - Волгоград; Учитель, 2010 г.

  8. Сержантова Т.Б. «366 моделей из оригами», Айрис-пресс, 2006 г.

  9. Симмонс К. Текстильная кукла. – М.: Пресс, 2006.

  10. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. – Я.: Академия развития, 1997.

  11. Цирюлик Н.А., Проснякова Т.Н.. Технология. Умные руки - Самара; Учебная литература. 2008.

  12. Цирюлик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Уроки творчества. Самара; Учебная литература. 2012.

Литература для родителей (законных представителей):

  1. Козлов Николай «Философские сказки для обдумывающих житьё» М., Новая школа, АСТ - ПРЕСС, 1997 г.

  2. Медведева И. Я., Шишова Т. Л. Книга для трудных родителей. Блиц – педагогика. – Тверь, Издательство «Христианская жизнь», 2006 г.

  3. Некрасова З., Некрасова Н. Дорастем до подростка. Что происходит с детьми от 9 до 16 лет. – М.: АСТ: Астрель, 2011.

  4. Некрасова З., Некрасова Н. Перестаньте детей воспитывать - помогите им расти. - М.: ООО Изд-во «София», 2007.

  5. Некрасова З., Некрасова Н. Ври, да не завирайся! Зачем дети лгут и что с этим делать? - М.: Астрель: АСТ; Владимир: ВКТ, 2010.

  6. Раттер Майкл «Помощь трудным детям» Москва, Апрель Пресс, издательство ЭКСМО - Пресс, 1999 г.

  7. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Конфликтные дети. - М.: Эксмо, 2010.

  8. Юрченко О. Не хочу и не буду! Как бороться с детской ленью? - Спб.: Речь; М.: Сфера, 2011.

Литература для детей:

  1. Гаврилова В.Ю. Подарки своими руками к любому празднику. – Харьков: Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2007 г.

  2. Грив Б.Т. Когда тебе грустно… Как поднять настроение. – М.: ООО «Издательство «Добрая книга», 2003.

  3. Ерзенкова Н. В. Свой дом украшу я сама. - М.: 1998 г.

  4. Котова И.Н., Котова А.С. Волшебная игла. – СПб.,1998.

  5. Нестерова Д.В. Модные украшения своими руками. – М.,2008.

  6. Уте Хаммонд. Я шью сама. – М.: Мой мир ГмбХ & Ко. КГ, 2006 г.
























12




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!