МАОУ «Саган – Нурская СОШ»
ПРОГРАММА
«Одаренные дети»
Пояснительная записка
Программа разработана на основе:
Закона РФ "Об образовании";
Национального проекта «Образование»;
Программа "Развитие воспитания детей в РФ до 2010г.";
Доклада Правительства РФ "Образовательная политика России на современном этапе".
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Особенности, присущие одаренным детям: высокая чувствительность, высокий интеллект, познавательная непрекращающаяся активность, большая энергия, целеустремленность и настойчивость. Проблемы диагностики одаренности и ее развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. Ведь именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. В настоящее время можно говорить о развитии разнообразных форм и помощи, предлагаемой детям с повышенными способностями. Однако, очевидным является и тот факт, что работа с одарёнными детьми требует глубокого изучения и проработки её методологических основ.
Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»). Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный — отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.
Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире — степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия.
Цель: создание условий для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
Задачи: создать условия для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей;
проводить диагностические обследования детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей; развить способности и творческий потенциал одаренных и высокомотивированных детей на основе дифференцированного обучения их в области естественных, гуманитарных, технических наук, художественного творчества, совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий.
Этапы реализации.
Реализация индивидуальной программы по работе с одаренными детьми рассчитана на 4 года: с 2018 по 2022 годы.
Первый этап – диагностико-прогностический – предполагается реализовать 2018 год (1 класс).
Второй этап – деятельностный ( 2019 г – 2020 г.) – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися во всех указанных выше направлениях.
Третий этап - констатирующий (второе полугодие 2022 года, 4 класс)
Формы работы с одаренными детьми.
Индивидуальный подход на уроках, использование в практике учителя элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков.
Дополнительные занятия с одарёнными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам.
Участие в школьных и районных олимпиадах по предметам (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение и др.).
Конкурсы, интеллектуальные игры, концертная деятельность, фестивали, спортивные соревнования.
Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия).
тематические и проблемные мини - курсы,
«мозговые штурмы» во всех вариантах,
ролевые тренинги,
_ развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно - практической работы или творческих зачетов
Виды одаренности:
в практической деятельности: - одаренность в ремеслах;
в познавательной деятельности: - интеллектуальная одаренность
в художественно-эстетической деятельности: - хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная
в спортивной деятельности
Научно-педагогической основой организации работы с одаренными детьми являются личностно-ориентированные технологии обучения.
Организационные формы:
Одаренные учащиеся обучаются в классах вместе с другими, тоже очень хорошо подготовленными и способными школьниками, что позволяет создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся.
Создание групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий
Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок.
Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы:
групповые формы работы,
творческие задания,
вовлечение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность,
дискуссии,
диалоги.
Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают:
факультативы,
кружки,
конкурсы,
интеллектуальный марафон,
привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы
система внеурочной исследовательской работы учащихся.
Обучение одаренных детей осуществляется в единой системе общего и дополнительного образования на основе взаимосвязи следующих внутренних и внешних факторов:
- психологических (система исследовательских умений и навыков различных видов деятельности школьника, его адекватная самооценка, установка на творчество, опыт самоорганизации деятельности, саморегуляция поведения, самореализация учащимися своих общих и творческих способностей);
- педагогических (инновационная профессиональная деятельность учителя, широкая мотивирующая образовательная среда, индивидуально-направленная система обучения);
- социальных (ценности этнокультурной среды, социализирующие тенденции микросоциума, здоровый уклад жизни).
Планируемые результаты:
совершенствование форм работы с одаренными и способными детьми;
создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;
обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
стимулирование мотивации развития способностей;
проведение конкурсов, конференций, олимпиад, создание сборника лучших работ учащихся;
увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;
создание и апробация пакета психолого-педагогических диагностик по выявлению одаренных детей (психологический профиль одаренного ребенка);
разработка методических рекомендаций для работы с одаренными детьми;
создание электронного банка данных «Одаренные дети».
Мероприятия по работе с одаренными людьми
№ п/п | Мероприятия | Даты | Ответственные |
| Создание учебно-тематических планов, программ и методических материалов для организации учебно-воспитательного процесса с одаренными детьми | 01-21 09 | Кл. руководитель |
| Создание и апробация пакета психолого-педагогических диагностик по выявлению одаренных детей. Разработка программы «Одаренные дети» | В течение месяца | Кл. руководитель |
| Проведение школьных фестивалей и конкурсов детского художественного творчества, слетов юных натуралистов, краеведов, спортивных мероприятий. Участие во Всероссийских и районных конкурсах, фестивалях и т.д. | В течение года | Зам. директора по ВР Кл. руководитель |
| Проведение школьных олимпиад, конкурсов, соревнований по профилям для одаренных детей. | В течение года | Зам. директора по УВР и ВР |
| Формирование системы внеурочной работы с одаренными учащимися: организация работы кружков различных направлений; организация системы исследовательской работы школьников; организация научного общества учащихся | В течение года | Зам. директора по УВР и ВР Кл. руководитель |
| Участие в научно-практической конференции младших школьников | | Кл. руководитель |
| Создание сборника творческих работ победителей конкурсов (юных исследователей, поэтов и т.д.) | | Кл. руководитель |
| Материальная поддержка одаренных детей, учреждение ежегодных премий (призов) одаренным детям | | Директор |
| Организация мониторинга состояния работы с одаренными детьми | В течение года | Психолог |
| Участие в конкурсах «Ученик года», | апрель | Кл. руководитель |
| «Портфолио» | май | Зам.директора по УВР Кл. руководитель |
| Информационная поддержка победителей и призеров олимпиад, конкурсов, соревнований средствами школьной газеты «Перемена» | В течение года | Зам.директора по ВР |
| Подготовка и обновление сайт-страницы "Одаренные дети" на школьном сайте. | | Учитель информатики |
Тематическое планирование
СЕНТЯБРЬ |
1 | Познавательная деятельность. (интеллектуальная одаренность) | Мероприятия | Даты | Участники |
Математический КВН (подготовка к КВН,участие) | 21 09 | Каинова Александра Коденева Алина Курбанова Лилия Пожидаева София Сераждинов Тахир Сологубов Давид Шумков Дмитрий Расов Виталий Михайлов Саша |
2 | Художественно-эстетическая деятельность. | Участие в конкурсе рисунков «Край родной» Запись в художественную студию | | НемчиноваДарья |
Участие в конкурсе рисунков к Дню Матери Стихи | | Каинова Александра Коденева Алина Курбанова Лилия |
3 | Спортивно-оздоровительная деятельность. | Футбол | | Чувашов Максим |
| | Шумков Дмитрий |
| | Виниченко Матвей |
4 | Практическая деятельность | Изготовление оригинальной поделки «Осенняя фантазия» | | Расов Виталий Курбанова Лилия |
ОКТЯБРЬ |
|
1 | Познавательная деятельность. (интеллектуальная одаренность) | «Наши проекты» (выбор темы) | | |
| | |
Кружок «Клуб любознательных» | среда | Каинова Александра Коденева Алина Курбанова Лилия Пожидаева София Сераждинов Тахир Сологубов Давид Шумков Дмитрий Расов Виталий Михайлов Саша |
2 | Художественно-эстетическая деятельность. | Участие в конкурсе рисунков «Красоты осени» | | Сераждинов Тахир Виниченко Матвей |
«Детская риторика» (выразительное чтение, художественное слово) | суббота | Чувашов Максим |
3 | Спортивно-оздоровительная деятельность. | Легкоатлетический кросс | | Рымарева К |
| | |
4 | Практическая Деятельность ( ремесла) | | | Расов Виталий Михайлов Саша |
НОЯБРЬ |
1 | Познавательная деятельность. (интеллектуальная одаренность) | «Наши проекты» | | |
Конкурс «Знатоки русского языка» | | |
Кружок «Клуб любознательных» | среда | Каинова Александра Коденева Алина Курбанова Лилия Пожидаева София Сераждинов Тахир Сологубов Давид Шумков Дмитрий Расов Виталий Михайлов Саша |
2 | Художественно-эстетическая деятельность. | «Детская риторика» (выразительное чтение, художественное слово) | суббота | Сераждинов Тахир Виниченко Матвей |
Конкурс рисунков «Моя мама на работе» | | |
3 | Спортивно-оздоровительная деятельность. | Спортивные игры | | Чувашов Максим |
| | Шумков Дмитрий |
| | Виниченко Матвей |
| | Расов Виталий |
4 | Практическая Деятельность ( ремесла) | «Делаем сами - своими руками» | | Расов Виталий Михайлов Саша |
|
ДЕКАБРЬ |
1 | Познавательная деятельность. (интеллектуальная одаренность) | «Наши проекты» | | |
«Как встречают Новый год в жарких странах?» | | |
Кружок «Клуб любознательных» | среда | Каинова Александра Коденева Алина Курбанова Лилия Пожидаева София Сераждинов Тахир Сологубов Давид Шумков Дмитрий Расов Виталий Михайлов Саша |
2 | Художественно-эстетическая деятельность. | «Детская риторика» (выразительное чтение, художественное слово Стихи к Новому году | суббота | Сераждинов Тахир Виниченко Матвей |
Подготовка новогодней сценки | | |
3 | Спортивно-оздоровительная деятельность. | Футбол | | Чувашов Максим |
| | Шумков Дмитрий |
| | Виниченко Матвей |
| | Расов Виталий |
| | |
ЯНВАРЬ |
1 | Познавательная деятельность. (интеллектуальная одаренность) | «Наши проекты» | | |
Подготовка к конкурсу «Ученик года» | | |
Кружок «Клуб любознательных» Неделя истории | среда | |
2 | Художественно-эстетическая деятельность. | «Детская риторика» (выразительное чтение, художественное слово) | суббота | Сераждинов Тахир Виниченко Матвей |
| | |
3 | Спортивно-оздоровительная деятельность. | Спортивные игры | | Чувашов Максим |
| | Шумков Дмитрий |
| | Виниченко Матвей |
| | Расов Виталий |
| | |
| | |
| | |
4 | Практическая Деятельность ( ремесла) | «Хобби моей семьи» | | Каинова Александра Коденева Алина Курбанова Лилия Пожидаева София |
|
ФЕВРАЛЬ |
1 | Познавательная деятельность. (интеллектуальная одаренность) | «Наши проекты» | | |
Участие в предметных олимпиадах | | |
Кружок «Клуб любознательных» | среда | Каинова Александра Коденева Алина Курбанова Лилия Пожидаева София Сераждинов Тахир Сологубов Давид Шумков Дмитрий Расов Виталий Михайлов Саша |
2 | Художественно-эстетическая деятельность. | «Детская риторика» (выразительное чтение, художественное слово) | суббота | |
Конкурс худ. чтения «Поэты Бурятии о родной земле» Конкурс рисунков и стихов на тему «Я - будущий защитник Родины» | | Сераждинов Тахир Виниченко Матвей |
4 | Практическая Деятельность ( ремесла) | «Делаем сами - своими руками» | | Расов Виталий Михайлов Саша |
|
МАРТ |
1 | Познавательная деятельность. (интеллектуальная одаренность) | «Наши проекты» | | |
Неделя английского языка | | |
Кружок «Клуб любознательных» | среда | Каинова Александра Коденева Алина Курбанова Лилия Пожидаева София Сераждинов Тахир Сологубов Давид Шумков Дмитрий Расов Виталий Михайлов Саша |
2 | Художественно-эстетическая деятельность. | | | |
Всемирный день поэзии | | Сераждинов Тахир Виниченко Матвей |
3 | Спортивно-оздоровительная деятельность. | Коньки | | |
4 | Практическая деятельность | «Делаем сами - своими руками» | | Расов Виталий Михайлов Саша |
|
АПРЕЛЬ |
1 | Познавательная деятельность. (интеллектуальная одаренность) | «Наши проекты» | | |
| | |
Кружок «Клуб любознательных» | среда | Каинова Александра Коденева Алина Курбанова Лилия Пожидаева София Сераждинов Тахир Сологубов Давид Шумков Дмитрий Расов Виталий Михайлов Саша |
2 | Художественно-эстетическая деятельность. | «Детская риторика» (выразительное чтение, художественное слово) | суббота | Сераждинов Тахир Виниченко Матвей |
| | |
3 | Спортивно-оздоровительная деятельность. | ГТО | | |
| | |
| | |
4 | Практическая Деятельность ( ремесла) | «Ремесла на Руси» | | Расов Виталий Михайлов Саша |
МАЙ |
1 | Познавательная деятельность. (интеллектуальная одаренность) | «Наши проекты» | | |
| | |
Кружок «Клуб любознательных» | среда | Каинова Александра Коденева Алина Курбанова Лилия Пожидаева София Сераждинов Тахир Сологубов Давид Шумков Дмитрий Расов Виталий Михайлов Саша |
2 | Художественно-эстетическая деятельность. | «Детская риторика» (выразительное чтение, художественное слово) | суббота | Сераждинов Тахир Виниченко Матвей |
Выставка лучших работ Конкурс чтецов «Никто не забыт, ничто не забыто» | | Призеры |
3 | Спортивно-оздоровительная деятельность. | «Наши чемпионы» | | Призеры |
4 | Практическая деятельность ( ремесла) | Выставка лучших работ | | Призеры |
Литература:
Блонский П.П. Возрастные особенности детей. — М., 1971.
Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психологической диагностике. — Киев, 1989.
Вопросы психологии способностей / Под ред. В.А. Крутецкого. — М.,1973.
Выготский Л.С. Конкретная психология человека //Вестник МГУ. Серия "Психология". — 1986.— № 1.— С. 11—19.
Выготский Л. С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии.— 1972.— № 2. —С. 114—123.
Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребёнка // Вопросы психологии.— 1969. — № 1.
Лейтес Н.С. Способности и одарённость в детские годы.— М.
Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М.
Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии.-1960.- № 1.— С.9—14.
Шумаков Н.Б. Развитие одаренности детей в младшем школьном возрасте //Новые исследования в психологии и педагогике. — 1991. — № 1. (с. 251)
Элъконин Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. — 1985.— № 4.