СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Одаренные дети"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  работыф "Одаренные  дети", для  1 класса.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Одаренные дети"»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сусатская средняя общеобразовательная школа»













Программа

работы с одарёнными детьми

для учащихся 1 класса


на 2019-2020 учебный год








Составитель: Авилова Татьяна Ивановна,

учитель начальных классов, категория первая











х.Сусат


2019г.


Программа работы с одаренными и мотивированными обучающимися

«Наши надежды» (начальная школа)


Нормативно-правовая база программы:

  1. Учебного плана МБОУ Сусатская СОШ на 2019 – 2020 учебный год;

  2. Учебного календарного графика.

  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г., утвержденная распоряжением Правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001 года.

  4. Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002 года.

Актуальность программы

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования.

Однако, прежде, чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь.

«Одаренность – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии». К. К. Платонов

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

В основе программы лежит Концепция «Творческой одаренности» Н.И. Ильичевой.

Основные парадигмы развития одаренности:

  1. Все дети одарены от природы.

  2. На развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор.

Концепция программы.

Выявление одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения за учеником, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя.

Одарённые дети:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством ровесников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и способы их проявления;

  • имеют доминирующую активную, большую познавательную потребность;

  • испытывают радость от добывания знаний, от умственного труда.

Условно можно выделить следующие категории одарённых детей:

  • дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями;

  • дети с признаками умственной одарённости в определённой области наук и конкретными способностями;

  • дети с высокими творческими (художественными) способностями;

  • дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями;

  • учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

  1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.

  2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одарённого ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

  3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности, поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одарённых детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, её организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

  4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одарённый ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в неё нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одарёнными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

Цель программы:

выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей;

создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент может быть ещё не проявилась, а так же способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на развитие способностей.

Задачи:

  • выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика на этапе его поступления в школу;

  • проводить внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявить свои способности.

  • произвести отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствует развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

  • предоставлять возможности совершенствовать способности в совместной урочной и внеурочной деятельности со сверстниками, родителями, учителем, через самостоятельную работу;

  • воспитывать целеустремленность, активность учащихся в выдвижении перед собой целей, настойчивость и последовательность в их воплощении;

  • поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье совместно с родителями (тематические родительские собрания, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники).



Этапы реализации.

Реализация индивидуальной программы по работе с одаренными детьми рассчитана на 4 года: с 2019 по 2023 годы.

Первый этапдиагностико-прогностический – предполагается реализовать в первом полугодии 2019 года (1 класс).

Второй этапдеятельностный (второе полугодие (1 класс) 2020 года – второе полугодие 2022 года) – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися во всех указанных выше направлениях.

Третий этап - констатирующий (первое полугодие 2022- 2023 уч.г. , 4 класс)

Формы работы с одаренными детьми.

  • Индивидуальный подход на уроках, использование в практике учителя элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков.

  • Дополнительные занятия с одарёнными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам.

  • Участие в школьных и районных олимпиадах по предметам (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение и др.).

  • Конкурсы, интеллектуальные игры, концертная деятельность, фестивали, спортивные соревнования.

  • Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия).

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

Ожидаемые конечные результаты реализации программы.

  • Создание системы взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, родителями учащихся.

  • Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.

  • Развитие потенциала детей.

  • Проведение мероприятий по различным направлениям с одаренными детьми.

  • Создание условий поддержки и защиты одаренных детей.


Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми.

  1. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

  2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.

  3. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.

  4. Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными компетенциями; увеличение числа таких детей.

Настоящая программа призвана обеспечить плановость, систематичность процессу обучения одаренных детей и детей, чья одаренность на данный момент не проявилась, а также просто способных детей.

Структура работы с одарёнными детьми.

Работа с одарёнными детьми осуществляется в трёх направлениях:

  • выявление одарённых детей, детей с признаками одарённости, просто способных детей, в отношении которых есть надежда на качественный скачок в развитии их способностей.

  • работа с одарёнными детьми на уроках и во внеурочное время.

  • ориентация в обучении на конечный результат, задаваемый не только уровнем сложности текстовых заданий, но и объёмом содержания предмета, продолжительностью опыта творческой деятельности.

  • переориентация с рутинного труда школьников, связанного с запоминанием и простым воспроизведением задания или текста, решением шаблонных задач на учебную деятельность с элементами творчества и выбора, требующей самостоятельности решений.

Формы работы с одарёнными детьми:

  • групповые занятия;

  • кружки по интересам;

  • конкурсы;

  • участие в олимпиадах;

  • работа по индивидуальным планам;

  • исследовательская деятельность.

Работа с родителями.

  1. Родители, семья в системе реализации программы:

  • учитывать одаренность как сложное явление;

  • учитывать личностные и возрастные способности одаренных детей;

  • создать условия для формирования у ребенка положительной «Я-концепции» для полной реализации потенциальных возможностей;

  • оказывать помощь в создании семейного микроклимата, в повышении образовательного уровня семьи;

  • формировать умение ребенка адаптироваться в социально значимой среде (семье, среди сверстников, педагогов);

  1. Семейные аспекты развития одаренных детей и реализации программы:

  • организация работы с родителями по вопросу воспитания одаренных детей;

  • привлечение родителей к подготовке мероприятий различного направления.



пп

Мероприятия

Сроки

1.

Изучения психологических особенностей учащихся (речи, мышления, памяти). Диагностика одарённых детей, результаты групповых тестирований, социологических опросных листов.

в течение года

2.

Создание банка данных с систематизацией по видам одаренности.

октябрь

3.

Вовлечение школьников в деятельность кружков, клубов, студий, органов самоуправления в школе и в учреждениях дополнительного образования по интересам и склонностям.

сентябрь

4.

Работа с родителями, опросы, анкетирования, консультирование.

в течение года

5.

Организация индивидуальной и групповой работы с одарёнными детьми.

в течение года

6.

Предметные недели в начальной школе.

февраль- апрель

7.

Участие в школьных предметных олимпиадах.

октябрь

8.

Участие в школьных, районных интеллектуальных, музыкальных, художественных и творческих конкурсах.

в течение года

10.

Участие учащихся в международных и всероссийских предметных конкурсах («Кенгуру», «Русский медвежонок» и др.)

в течении года

11.

Участие в общешкольных праздниках.

в течение года

12.

Проектная и исследовательская деятельность на уроке.

в течение года

13.

Использование ИКТ для организации работы с одарёнными детьми.

в течение года

14.

Участие в районной научно-практической конференции.

в течение года

15.

Создание портфолио учащихся.

в течение года

16.

Участие в благотворительных акциях «Дети детям» (игрушки дет. саду и детям с огранич.возможностями).

в течение года

17.

Участие в школьных днях здоровья, в соревнованиях «Весёлые старты».

в течение года

18.

Интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?», «Ребусы, шарады, головоломки» и др.

в течение года

19.

Посещение спектаклей и сказок в ДК г.Семикаракорска.

в течение года

20.

Участие в общешкольных, районных конкурсах рисунков и поделок.

в течение года

21.

Экскурсия в школьного музея и музея г.Семикаракорска.

в течение года

22.

Активное привлечение к деятельности в рамках программы и родителей учащихся.


в течение года

Приложение № 1

к программе работы с одарёнными детьми по математике


Календарно-тематическое планирование с одарёнными детьми


п/п

Дата

Тема

1

04.09

Счёт предметов. На сколько больше (меньше)?

Сравнение групп предметов.

2

11.09

Числа от 1 до 10.

3

18.09

Изучаем состав чисел

4

25.09

Графический диктант.

5

02.10

Точка. Прямая линия. Кривая линия. Отрезок.

6

09.10

Равенство. Неравенство. Числа от 1 до 5

7

16.10

Числа от 1 до 7

8

23.10

Числа от 1 до 10

9

06.11

Сложение с 0. Вычитание 0.

10

13.11

Нумерация. Числа от 1 до 10 и число 0

11

20.11

Прибавить и вычесть число 0

12

27.11

Составление задач на сложение, вычитание по одному рисунку

13

04.12

Решение задач

14

11.12

Прибавить и вычесть число 3. Составление и заучивание таблиц

15

18.12

Прибавить и вычесть числа 1, 2, 3. Решение задач

16

25.12

Прибавить и вычесть число 4.Приёмы вычислений

17

15.01

Составление и заучивание таблиц

18

22.01

Перестановка слагаемых. Для случаев _ +5,6,7,8,9.

19

29.01

Уменьшаемое , вычитаемое, разность.

20

05.02

Вычитание из чисел 8,9. Решение задач.

21

12.02

Устная нумерация чисел от 1 до 20.

22

19.02


Образование чисел из одного десятка и нескольких.

23

04.03

Решение задач

24

11.03

Подготовка к введению задач в два действия.

25

18.03

Закрепление по теме «Числа от 1 до 20»

26

01.04

Закрепление по теме «Числа от 1 до 20»

27

08.04

Приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток

28

15.04

Таблица сложения

29

22.04

Закрепление знаний по теме «Таблица сложения», «Математические разминки»

30

29.04

Приём вычисления с переходом через десяток.

31

06.05

Табличное сложение и вычитание

32

13.05

Занимательные задачи

33

20.05

Занимательные задачи


Литература.

  1. Андреева Г.И. Педагогика творческого саморазвития.

  2. Бурменская Г.В. Одаренные дети.

  3. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети

  4. Дружинин В.Н. Развитие и диагностика способностей.

  5. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьника.

  6. Панов В. Не только дар, но и испытание.

  7. М.И. Кузнецова. 5000 примеров по математике. Счёт от 1 до 5,Изд. «Экзамен», 2012 г.

  8. Е.В. Колесникова . Я считаю до двадцати» Математика для детей 6-7 лет. Изд. ООО «ТЦ Сфера», 2014 г.

  9. О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. 3000 примеров по математике (Табличное умножение и деление). 2-3 классы

  10. Улитина Н.В. Краткий справочник по математике для начальной школы с тренировочными заданиями, - М.; Айрис-Пресс, 2004

  11. Серия «Я иду на урок в начальную школу». Внеклассная работа. Олимпиады и интеллектуальные игры. Книга для учителя., Изд. «Первое сентября», 2000 г.

  12. А.О.Орг, Н.Г. Белицкая. ФГОС. Олимпиады по математике. 1-4 классы. Изд. «Экзамен», 2014г.

  13. А.О.Орг, Н.Г. Белицкая. ФГОС. Олимпиады по русскому языку. 1-4 классы. Изд. «Экзамен», 2015 г.

  14. А.О.Орг, Н.Г. Белицкая. ФГОС. Олимпиады по окружающему миру. 1-4 классы. Изд. «Экзамен», 2016 г.


Интернет-ресурсы:

http://www.e-parta.ru - Блог школьного Всезнайки. В Блоге есть информация о подростковых конкурсах, турнирах и олимпиадах, в которых можно попробовать свои силы и получить свою минуту славы.

http://logika.vobrazovanie.ru/ - Увлекательные логические задачки,

http://uchit.rastu.ru - Математика, русский язык онлайн задания. - Информационно развлекательный и образовательный портал для детей дошкольного и младшего школьного возраста и их родителей.

http://interneturok.ru - Образовательный видео-портал InternetUrok.ru. База бесплатных видео-уроков по школьной программе.

http://www.edu.ru/db/portal/sites/portal_page.htm



Приложение № 2

к программе работы с одарёнными детьми по русскому языку

Календарно-тематическое планирование с одарёнными детьми


№ п/п

Дата

Тема

1

05.09

История возникновения письма

2

12.09

Письмо прямых наклонных линий

3

19.09

Письмо прямых наклонных линий с закруглением внизу

4

26.09

Письмо длинной наклонной линии с петлёй вверху

5

03.10

Строчная буква и. Музыкальный букварь. Лепка из пластилина.

6

10.10

Заглавная буква У. Музыкальный букварь. Лепка из пластилина.

7

17.10

Строчная и заглавная буквы с, С. Музыкальный букварь. Лепка из пластилина.

8

24.10

Заглавная буква Т. Музыкальный букварь. Лепка из пластилина.

9

07.11

Заглавная буква Р. Музыкальный букварь. Лепка из пластилина.

10

14.11

Заглавная буква М. Музыкальный букварь. Лепка из пластилина.

11

21.11

Заглавная буква Б. Музыкальный букварь. Лепка из пластилина.


12

28.11

Строчная и заглавная буквы д, Д. Музыкальный букварь. Лепка из пластилина.

13

05.12

Строчная буква г. Музыкальный букварь. Лепка из пластилина.

14

12.12

Строчная и заглавная буквы ч, Ч. Музыкальный букварь. Лепка из пластилина.Сочетания ча, чу.

15

19.12

Строчная и заглавная буквы ж, Ж. Музыкальный букварь. Лепка из пластилина.

16

26.12

Заглавная буква Х. Музыкальный букварь. Лепка из пластилина.

17

09.01

Заглавная буква Э. Музыкальный букварь. Лепка из пластилина.

18

16.01

Заглавная буква Ф. Музыкальный букварь. Лепка из пластилина.

19

23.01

Музыкальный алфавит. Звуки и буквы. Составление слов из букв «Азбука»(Игра с карточками со словами и набором букв)

20

30.01

Предложение.

21

06.02

Слово и слог. Буквенная мозайка.

22

13.02

Ударение. Разучивание песни.

23

20.02

Русский алфавит или Азбука. Игры с магнитной азбукой.

24

05.03

Гласные звуки. Музыкальный букварь. Лепка из пластилина.

25

12.03

Гласные звуки. Музыкальный букварь. Лепка из пластилина.

26

19.03

Гласные звуки. Музыкальный букварь. Лепка из пластилина.

27

02.04

Согласные звуки. Музыкальный букварь. Лепка из пластилина.

28

09.04

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

29

16.04

Мягкий знак. Разучивание песни.

30

23.04

Наши проекты . Скороговорки. Конкурс «Кто больше знает скороговорок»

31

30.04

Решение орфографических задач.

32

07.05

Отгадывание ребусов, загадок.

33

14.05

Разучивание песни. Отгадывание ребусов, загадок.




Список литературы.

1. Программа по УМК «Школа России». М. Просвещение. 2009г.

2. Диски «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Большая советская энциклопедия»

3. Методический журнал  «Начальная школа + «До» и «После»

4. Волина В.Праздник букваря, Изд. «АСТ-Пресс», 1995 г.

5.Волина В. Русский язык . Учимся играя., Изд. «АРД ЛТД», 1996 г.

6.Серия «Я иду на урок в начальную школу». Внеклассная работа. Олимпиады и интеллектуальные игры. Книга для учителя, Изд. «Первое сентября», 2000 г.

7.А.О.Орг, Н.Г. Белицкая. ФГОС. Олимпиады по русскому языку. 1-4 классы. Изд. «Экзамен», 2015 г.

8. Буйко В. Серия «Речевые игралочки» Слова, обозначающие предметы. Что? Кто?; Изд. Дом «ЛИТУР», 2015;

9. Буйко В. Серия «Речевые игралочки» Слова, обозначающие действие предмета. Что делают?; Изд. Дом «ЛИТУР», 2015;

10. Буйко В. Серия «Речевые игралочки» Слова, обозначающие признак предмета. Какая?; Изд. Дом «ЛИТУР», 2015;

11. Буйко В. Серия «Речевые игралочки». Гласные звуки и буквы; Изучаем русский язык.: Изд. Дом «ЛИТУР», 2015;

12. Буйко В. Серия «Речевые игралочки». Парные звонкие и глухие согласные; Изучаем русский язык.: Изд. Дом «ЛИТУР», 2015;

13. Буйко В. Серия «Речевые игралочки».Непарные мягкие согласные [ч], [щ], [й];Изучаем русский язык.: Изд. Дом «ЛИТУР», 2015;

14 Буйко В. Серия «Речевые игралочки».Свистящие и шипящие, [л], [р]; Изучаем русский язык.: Изд. Дом «ЛИТУР», 2015;