Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сусатская средняя общеобразовательная школа»
Программа
работы с одарёнными детьми
для учащихся 1 класса
на 2019-2020 учебный год
Составитель: Авилова Татьяна Ивановна,
учитель начальных классов, категория первая
х.Сусат
2019г.
Программа работы с одаренными и мотивированными обучающимися
«Наши надежды» (начальная школа)
Нормативно-правовая база программы:
Учебного плана МБОУ Сусатская СОШ на 2019 – 2020 учебный год;
Учебного календарного графика.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010г., утвержденная распоряжением Правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001 года.
Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002 года.
Актуальность программы
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования.
Однако, прежде, чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь.
«Одаренность – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии». К. К. Платонов
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
В основе программы лежит Концепция «Творческой одаренности» Н.И. Ильичевой.
Основные парадигмы развития одаренности:
Все дети одарены от природы.
На развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор.
Концепция программы.
Выявление одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения за учеником, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя.
Одарённые дети:
имеют более высокие по сравнению с большинством ровесников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и способы их проявления;
имеют доминирующую активную, большую познавательную потребность;
испытывают радость от добывания знаний, от умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории одарённых детей:
дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями;
дети с признаками умственной одарённости в определённой области наук и конкретными способностями;
дети с высокими творческими (художественными) способностями;
дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями;
учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.
Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одарённого ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности, поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одарённых детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, её организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одарённый ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в неё нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.
Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одарёнными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.
Цель программы:
выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей;
создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент может быть ещё не проявилась, а так же способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на развитие способностей.
Задачи:
выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика на этапе его поступления в школу;
проводить внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявить свои способности.
произвести отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствует развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
предоставлять возможности совершенствовать способности в совместной урочной и внеурочной деятельности со сверстниками, родителями, учителем, через самостоятельную работу;
воспитывать целеустремленность, активность учащихся в выдвижении перед собой целей, настойчивость и последовательность в их воплощении;
поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье совместно с родителями (тематические родительские собрания, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники).
Этапы реализации.
Реализация индивидуальной программы по работе с одаренными детьми рассчитана на 4 года: с 2019 по 2023 годы.
Первый этап – диагностико-прогностический – предполагается реализовать в первом полугодии 2019 года (1 класс).
Второй этап – деятельностный (второе полугодие (1 класс) 2020 года – второе полугодие 2022 года) – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися во всех указанных выше направлениях.
Третий этап - констатирующий (первое полугодие 2022- 2023 уч.г. , 4 класс)
Формы работы с одаренными детьми.
Индивидуальный подход на уроках, использование в практике учителя элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков.
Дополнительные занятия с одарёнными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам.
Участие в школьных и районных олимпиадах по предметам (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение и др.).
Конкурсы, интеллектуальные игры, концертная деятельность, фестивали, спортивные соревнования.
Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия).
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
Ожидаемые конечные результаты реализации программы.
Создание системы взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, родителями учащихся.
Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.
Развитие потенциала детей.
Проведение мероприятий по различным направлениям с одаренными детьми.
Создание условий поддержки и защиты одаренных детей.
Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми.
Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными компетенциями; увеличение числа таких детей.
Настоящая программа призвана обеспечить плановость, систематичность процессу обучения одаренных детей и детей, чья одаренность на данный момент не проявилась, а также просто способных детей.
Структура работы с одарёнными детьми.
Работа с одарёнными детьми осуществляется в трёх направлениях:
выявление одарённых детей, детей с признаками одарённости, просто способных детей, в отношении которых есть надежда на качественный скачок в развитии их способностей.
работа с одарёнными детьми на уроках и во внеурочное время.
ориентация в обучении на конечный результат, задаваемый не только уровнем сложности текстовых заданий, но и объёмом содержания предмета, продолжительностью опыта творческой деятельности.
переориентация с рутинного труда школьников, связанного с запоминанием и простым воспроизведением задания или текста, решением шаблонных задач на учебную деятельность с элементами творчества и выбора, требующей самостоятельности решений.
Формы работы с одарёнными детьми:
групповые занятия;
кружки по интересам;
конкурсы;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
исследовательская деятельность.
Работа с родителями.
Родители, семья в системе реализации программы:
учитывать одаренность как сложное явление;
учитывать личностные и возрастные способности одаренных детей;
создать условия для формирования у ребенка положительной «Я-концепции» для полной реализации потенциальных возможностей;
оказывать помощь в создании семейного микроклимата, в повышении образовательного уровня семьи;
формировать умение ребенка адаптироваться в социально значимой среде (семье, среди сверстников, педагогов);
Семейные аспекты развития одаренных детей и реализации программы:
организация работы с родителями по вопросу воспитания одаренных детей;
привлечение родителей к подготовке мероприятий различного направления.
№ пп | Мероприятия | Сроки |
1. | Изучения психологических особенностей учащихся (речи, мышления, памяти). Диагностика одарённых детей, результаты групповых тестирований, социологических опросных листов. | в течение года |
2. | Создание банка данных с систематизацией по видам одаренности. | октябрь |
3. | Вовлечение школьников в деятельность кружков, клубов, студий, органов самоуправления в школе и в учреждениях дополнительного образования по интересам и склонностям. | сентябрь |
4. | Работа с родителями, опросы, анкетирования, консультирование. | в течение года |
5. | Организация индивидуальной и групповой работы с одарёнными детьми. | в течение года |
6. | Предметные недели в начальной школе. | февраль- апрель |
7. | Участие в школьных предметных олимпиадах. | октябрь |
8. | Участие в школьных, районных интеллектуальных, музыкальных, художественных и творческих конкурсах. | в течение года |
10. | Участие учащихся в международных и всероссийских предметных конкурсах («Кенгуру», «Русский медвежонок» и др.) | в течении года |
11. | Участие в общешкольных праздниках. | в течение года |
12. | Проектная и исследовательская деятельность на уроке. | в течение года |
13. | Использование ИКТ для организации работы с одарёнными детьми. | в течение года |
14. | Участие в районной научно-практической конференции. | в течение года |
15. | Создание портфолио учащихся. | в течение года |
16. | Участие в благотворительных акциях «Дети детям» (игрушки дет. саду и детям с огранич.возможностями). | в течение года |
17. | Участие в школьных днях здоровья, в соревнованиях «Весёлые старты». | в течение года |
18. | Интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?», «Ребусы, шарады, головоломки» и др. | в течение года |
19. | Посещение спектаклей и сказок в ДК г.Семикаракорска. | в течение года |
20. | Участие в общешкольных, районных конкурсах рисунков и поделок. | в течение года |
21. | Экскурсия в школьного музея и музея г.Семикаракорска. | в течение года |
22. | Активное привлечение к деятельности в рамках программы и родителей учащихся. | в течение года |
Приложение № 1
к программе работы с одарёнными детьми по математике
Календарно-тематическое планирование с одарёнными детьми
№ п/п | Дата | Тема |
1 | 04.09 | Счёт предметов. На сколько больше (меньше)? Сравнение групп предметов. |
2 | 11.09 | Числа от 1 до 10. |
3 | 18.09 | Изучаем состав чисел |
4 | 25.09 | Графический диктант. |
5 | 02.10 | Точка. Прямая линия. Кривая линия. Отрезок. |
6 | 09.10 | Равенство. Неравенство. Числа от 1 до 5 |
7 | 16.10 | Числа от 1 до 7 |
8 | 23.10 | Числа от 1 до 10 |
9 | 06.11 | Сложение с 0. Вычитание 0. |
10 | 13.11 | Нумерация. Числа от 1 до 10 и число 0 |
11 | 20.11 | Прибавить и вычесть число 0 |
12 | 27.11 | Составление задач на сложение, вычитание по одному рисунку |
13 | 04.12 | Решение задач |
14 | 11.12 | Прибавить и вычесть число 3. Составление и заучивание таблиц |
15 | 18.12 | Прибавить и вычесть числа 1, 2, 3. Решение задач |
16 | 25.12 | Прибавить и вычесть число 4.Приёмы вычислений |
17 | 15.01 | Составление и заучивание таблиц |
18 | 22.01 | Перестановка слагаемых. Для случаев _ +5,6,7,8,9. |
19 | 29.01 | Уменьшаемое , вычитаемое, разность. |
20 | 05.02 | Вычитание из чисел 8,9. Решение задач. |
21 | 12.02 | Устная нумерация чисел от 1 до 20. |
22 | 19.02 | Образование чисел из одного десятка и нескольких. |
23 | 04.03 | Решение задач |
24 | 11.03 | Подготовка к введению задач в два действия. |
25 | 18.03 | Закрепление по теме «Числа от 1 до 20» |
26 | 01.04 | Закрепление по теме «Числа от 1 до 20» |
27 | 08.04 | Приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток |
28 | 15.04 | Таблица сложения |
29 | 22.04 | Закрепление знаний по теме «Таблица сложения», «Математические разминки» |
30 | 29.04 | Приём вычисления с переходом через десяток. |
31 | 06.05 | Табличное сложение и вычитание |
32 | 13.05 | Занимательные задачи |
33 | 20.05 | Занимательные задачи |
Литература.
Андреева Г.И. Педагогика творческого саморазвития.
Бурменская Г.В. Одаренные дети.
Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети
Дружинин В.Н. Развитие и диагностика способностей.
Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьника.
Панов В. Не только дар, но и испытание.
М.И. Кузнецова. 5000 примеров по математике. Счёт от 1 до 5,Изд. «Экзамен», 2012 г.
Е.В. Колесникова . Я считаю до двадцати» Математика для детей 6-7 лет. Изд. ООО «ТЦ Сфера», 2014 г.
О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. 3000 примеров по математике (Табличное умножение и деление). 2-3 классы
Улитина Н.В. Краткий справочник по математике для начальной школы с тренировочными заданиями, - М.; Айрис-Пресс, 2004
Серия «Я иду на урок в начальную школу». Внеклассная работа. Олимпиады и интеллектуальные игры. Книга для учителя., Изд. «Первое сентября», 2000 г.
А.О.Орг, Н.Г. Белицкая. ФГОС. Олимпиады по математике. 1-4 классы. Изд. «Экзамен», 2014г.
А.О.Орг, Н.Г. Белицкая. ФГОС. Олимпиады по русскому языку. 1-4 классы. Изд. «Экзамен», 2015 г.
А.О.Орг, Н.Г. Белицкая. ФГОС. Олимпиады по окружающему миру. 1-4 классы. Изд. «Экзамен», 2016 г.
Интернет-ресурсы:
http://www.e-parta.ru - Блог школьного Всезнайки. В Блоге есть информация о подростковых конкурсах, турнирах и олимпиадах, в которых можно попробовать свои силы и получить свою минуту славы.
http://logika.vobrazovanie.ru/ - Увлекательные логические задачки,
http://uchit.rastu.ru - Математика, русский язык онлайн задания. - Информационно развлекательный и образовательный портал для детей дошкольного и младшего школьного возраста и их родителей.
http://interneturok.ru - Образовательный видео-портал InternetUrok.ru. База бесплатных видео-уроков по школьной программе.
http://www.edu.ru/db/portal/sites/portal_page.htm
Приложение № 2
к программе работы с одарёнными детьми по русскому языку
Календарно-тематическое планирование с одарёнными детьми
№ п/п | Дата | Тема |
1 | 05.09 | История возникновения письма |
2 | 12.09 | Письмо прямых наклонных линий |
3 | 19.09 | Письмо прямых наклонных линий с закруглением внизу |
4 | 26.09 | Письмо длинной наклонной линии с петлёй вверху |
5 | 03.10 | Строчная буква и. Музыкальный букварь. Лепка из пластилина. |
6 | 10.10 | Заглавная буква У. Музыкальный букварь. Лепка из пластилина. |
7 | 17.10 | Строчная и заглавная буквы с, С. Музыкальный букварь. Лепка из пластилина. |
8 | 24.10 | Заглавная буква Т. Музыкальный букварь. Лепка из пластилина. |
9 | 07.11 | Заглавная буква Р. Музыкальный букварь. Лепка из пластилина. |
10 | 14.11 | Заглавная буква М. Музыкальный букварь. Лепка из пластилина. |
11 | 21.11 | Заглавная буква Б. Музыкальный букварь. Лепка из пластилина. |
12 | 28.11 | Строчная и заглавная буквы д, Д. Музыкальный букварь. Лепка из пластилина. |
13 | 05.12 | Строчная буква г. Музыкальный букварь. Лепка из пластилина. |
14 | 12.12 | Строчная и заглавная буквы ч, Ч. Музыкальный букварь. Лепка из пластилина.Сочетания ча, чу. |
15 | 19.12 | Строчная и заглавная буквы ж, Ж. Музыкальный букварь. Лепка из пластилина. |
16 | 26.12 | Заглавная буква Х. Музыкальный букварь. Лепка из пластилина. |
17 | 09.01 | Заглавная буква Э. Музыкальный букварь. Лепка из пластилина. |
18 | 16.01 | Заглавная буква Ф. Музыкальный букварь. Лепка из пластилина. |
19 | 23.01 | Музыкальный алфавит. Звуки и буквы. Составление слов из букв «Азбука»(Игра с карточками со словами и набором букв) |
20 | 30.01 | Предложение. |
21 | 06.02 | Слово и слог. Буквенная мозайка. |
22 | 13.02 | Ударение. Разучивание песни. |
23 | 20.02 | Русский алфавит или Азбука. Игры с магнитной азбукой. |
24 | 05.03 | Гласные звуки. Музыкальный букварь. Лепка из пластилина. |
25 | 12.03 | Гласные звуки. Музыкальный букварь. Лепка из пластилина. |
26 | 19.03 | Гласные звуки. Музыкальный букварь. Лепка из пластилина. |
27 | 02.04 | Согласные звуки. Музыкальный букварь. Лепка из пластилина. |
28 | 09.04 | Твёрдые и мягкие согласные звуки. |
29 | 16.04 | Мягкий знак. Разучивание песни. |
30 | 23.04 | Наши проекты . Скороговорки. Конкурс «Кто больше знает скороговорок» |
31 | 30.04 | Решение орфографических задач. |
32 | 07.05 | Отгадывание ребусов, загадок. |
33 | 14.05 | Разучивание песни. Отгадывание ребусов, загадок. |
Список литературы.
1. Программа по УМК «Школа России». М. Просвещение. 2009г.
2. Диски «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Большая советская энциклопедия»
3. Методический журнал «Начальная школа + «До» и «После»
4. Волина В.Праздник букваря, Изд. «АСТ-Пресс», 1995 г.
5.Волина В. Русский язык . Учимся играя., Изд. «АРД ЛТД», 1996 г.
6.Серия «Я иду на урок в начальную школу». Внеклассная работа. Олимпиады и интеллектуальные игры. Книга для учителя, Изд. «Первое сентября», 2000 г.
7.А.О.Орг, Н.Г. Белицкая. ФГОС. Олимпиады по русскому языку. 1-4 классы. Изд. «Экзамен», 2015 г.
8. Буйко В. Серия «Речевые игралочки» Слова, обозначающие предметы. Что? Кто?; Изд. Дом «ЛИТУР», 2015;
9. Буйко В. Серия «Речевые игралочки» Слова, обозначающие действие предмета. Что делают?; Изд. Дом «ЛИТУР», 2015;
10. Буйко В. Серия «Речевые игралочки» Слова, обозначающие признак предмета. Какая?; Изд. Дом «ЛИТУР», 2015;
11. Буйко В. Серия «Речевые игралочки». Гласные звуки и буквы; Изучаем русский язык.: Изд. Дом «ЛИТУР», 2015;
12. Буйко В. Серия «Речевые игралочки». Парные звонкие и глухие согласные; Изучаем русский язык.: Изд. Дом «ЛИТУР», 2015;
13. Буйко В. Серия «Речевые игралочки».Непарные мягкие согласные [ч], [щ], [й];Изучаем русский язык.: Изд. Дом «ЛИТУР», 2015;
14 Буйко В. Серия «Речевые игралочки».Свистящие и шипящие, [л], [р]; Изучаем русский язык.: Изд. Дом «ЛИТУР», 2015;