МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 43
«Согласовано» Руководитель МО ________ /И.Н. Ардан / Протокол №____ от «___» _________ 2011г. | «Согласовано» Рассмотрено на заседании НМС МАОУ СОШ № 43 __________/И.Н.Малыгина / «___» _________ 2011г. | «Согласовано» Директор МАОУ СОШ № 43 __________ /Т.Н.Рашева/ Приказ № ______ «___» _________ 2011г. |
Программа
«Одарённые дети»
Автор: Учитель начальных классов, руководитель МО
Ардан Ирина Николаевна
2011 год
г. Калининград
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Модернизация российской системы образовании, требования к уровню подготовки к выпускников школы в условиях компетентного подхода, научно-технический прогресс и быстро меняющиеся условия общественной жизни, предъявляемые человеку новые требования, выполнить которое под силу только творческой, способной гибко реагировать на смену обстоятельств, личности обусловило необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации.
Наличие способных учащихся в школе, реализация целевой программы «Одаренные дети» подчёркивают актуальность и необходимость данной программы развития одарённых детей.
Работа с одаренными детьми требует глубокого понимания природы «одаренности».
Психолог Б.М.Теплов понятие «одаренность» трактует как обеспечение успешности в какой-либо деятельности не отдельной способностью, а своеобразным их сочетанием, которые характеризует личность.
Такое понимание одаренности требует целостного подхода к обучению, воспитанию, развитию, т.к. одарен не сам по себе ум человека, а одарена его личность.
Необходимо учитывать и тот факт, что развитие одаренности происходит не только в системе обучения и воспитания, но имеет свои собственные закономерности, свою внутреннюю логику, определяющие индивидуальность. Одаренная личность наделена собственной познавательной потребностью (характеризуется выраженным чувством удовольствия от умственной или какой-либо творческой деятельности).
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?
Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.
В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
В школе должны быть свои традиции.
Школа должна давать современное образование.
В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.
Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования.
Однако, прежде, чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н.Дубинина о том, “что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг”. Так, память человека способна вместить в себе 20 единиц информации, то есть примерно столько же информации, сколько содержится в миллионах томов Российской государственной библиотеки. Утверждают, что Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Знаменитый шахматист А.А.Алехин мог играть вслепую одновременно на 40 досках.
Понятно, что подобные примеры исключительны в своем роде, но они дают наглядный пример того, какие возможности открываются перед человеком в случае максимального использования заложенных в нем природных данных.
Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.
Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.
Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Никакого особого рецепта по работе с одаренными детьми нет. По своей природной сути большинство детей талантливы. Беда в том, что не все из них об этом знают.
Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.
АКТУАЛИЗАЦИЯ
В последние годы становится все более очевидным тот факт, что школьное образование, традиционно считавшимся основным, не решает своей главной задачи. Оно не может обеспечить ребенка гарантией того, что уровень полученного им образования достаточен для дальнейшего обучения и успешной реализации в разнообразных сферах деятельности своих способностей. Школа гарантирует лишь некий стандарт, который оказывается недостаточным в реальной жизни. Это и заставляет усиленно искать возможности решения проблемы, используя весь арсенал системы дополнительного образования. Это и кружковая работа, и организация предпрофильной подготовки учащихся, и развитие исследовательской деятельности.
При организации работы с одаренными детьми в условиях массовой общеобразовательной школы речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.
КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ:
Имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
КАТЕГОРИИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ:
Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
ИДЕЯ ПРОГРАММЫ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»:
Социальная и общественная поддержка способных и одаренных детей.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Создание условий для выявления, поддержки и развития способных и одаренных детей.
Организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности.
Создание условий для развития у способных и одаренных детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.
Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Выявление одаренных детей с использованием различных диагностик.
Использование на уроках дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей.
Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности.
Обеспечение преемственности в работе начальной и средней школы.
Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения различных мероприятий.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся школы.
Изменение показателей социального статуса интеллекта и школьной успеваемости.
Повышение показателей успешности детей на олимпиадах, конкурсах и соревнованиях различного уровня.
Повышение качества образования.
Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных детей школы.
Увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности.
Повышение социального престижа школы на местном, муниципальном уровне.
ДВА НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»:
Создание общих условий для раскрытия задатков и развития способностей всех учащихся (сохранение индивидуальности, личностный подход в образовании, развитие творческих способностей средствами искусства на уроках и внеклассной деятельности).
Создание индивидуальных условий для развития способностей детей с выраженной собственной познавательной потребностью в какой-либо области.
ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ:
Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).
Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности.
Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, работу в НОУ.
Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.
Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
Принцип комфортности в любой деятельности.
ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ:
Групповые занятия с одаренными детьми.
Конкурсы.
Участие в олимпиадах.
Интеллектуальные марафоны.
Исследовательская деятельность и участие в НОУ.
Творческие мастерские.
Участие в предметных неделях.
Творческие отчетные концерты.
Выставки детского творчества.
Спортивные праздники.
ФУНКЦИИ ЗАМ. ДИРЕКТОРА ПО УВР:
Планирование в годовом плане отдельного раздела по работе с одаренными детьми и контроль его выполнения участниками образовательного процесса.
Создание фонда поощрения одаренных детей и учителей, работающих с одаренными детьми.
Регулирование и корректировка процессов, связанных с реализацией данного положения (постоянно).
ФУНКЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ МО НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ:
Планирование и проведение школьных предметных недель, конкурсов, олимпиад (ежегодно).
Разработка материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по предметам (постоянно).
Оформление материалов по работе с одаренными детьми на сайте школы (образцы заданий, результаты олимпиад и т.д.).
Руководство подготовкой творческих отчетов учителей и координация действий учителей, работающих с одаренными детьми.
ФУНКЦИИ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ:
Подбор диагностических материалов для выявления одаренных детей.
Сбор и систематизация материалов периодической печати и педагогической литературы по данной проблеме.
Подготовка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми.
Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.
ФУНКЦИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ:
Выявление одаренных детей.
Корректировка рабочих программ, тематических планов и планов воспитательной работы для работы с одаренными детьми.
Организация индивидуальной работы с одаренными детьми.
Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям разного уровня.
Отбор и оформление в течение года достижений одаренных детей для предъявления на ежегодном отчетном конференции.
Оформление своего опыта работы с одаренными детьми в виде творческого отчета для предъявления на МО или педсовете.
Создание банка материалов повышенного уровня сложности.
Консультирование родителей одаренных детей по вопросам развития способностей их детей.
ФУНКЦИИ ПСИХОЛОГА:
Психодиагностическая работа (групповая, индивидуальная).
Индивидуальные и групповые занятия с учащимися;
Индивидуальные и групповые консультации для учащихся;
Работа с родителями (выступления на родительских собраниях, консультации);
Работа с учителями (консультации, тренинги, просветительская работа).
Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.
ЭТАПЫ.
2011 – 2012 учебный год – проектировочный
Цель:
Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в начальной школе.
Задачи:
Изучение нормативной базы, подзаконных актов.
Разработка программы работы с одаренными учащимися.
Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.
Создание научного общества учащихся начальной школы.
2012 – 2013 учебный год – экспериментальный.
Цель:
Апробация системы работы с одаренными детьми.
Задачи:
Диагностика склонностей учащихся.
Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, олимпиад, конкурсов, праздников.
Формирование отдела методической библиотеки школы по работе с талантливыми учащимися.
2013 – 2014, 2014 – 2015 учебные годы – переход в режим функционирования.
Цель:
Переход системы работы с одаренными детьми в режим функционирования.
Задачи:
Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе.
Коррекция затруднений педагогов в реализации и развитии детей на всех этапах обучения в школе.
Обобщение результатов работы школы.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОГРАММЫ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
на 2011-2012 учебный год.
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Диагностика одаренных детей | Ноябрь | Психолог Классные руководители |
2. | Проведение совещания по результатам диагностирования способных учащихся | Ноябрь | Психолог Руководитель МО Зам. директора по УВР |
3. | Организация патронажа между способными учащимися и учителями-предметниками | Ноябрь | Классные руководители |
5. | Организация и проведение школьных олимпиад. | Ноябрь – март | Классные руководители |
6. | Участие в районных, республиканских олимпиадах | Ноябрь – апрель | Творческая группа учителей |
7. | Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети» | 2012, 2013 г | |
8. | Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми | Постоянно | Учителя начальной школы |
9. | Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми | Постоянно | Учителя начальной школы |
10. | Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей. | 2012 г | Творческая группа |
11 | Организация работы научного общества обучающихся и учителей (НООУ) в учебном году | Октябрь | Русинова И.А. |
15 | Творческий отчет | Ежегодно май | Классные руководители |
16 | Обобщение опыта работы учителей, работающих с одаренными детьми | Ежегодно | Учителя начальной школы |
17 | Распространение опыта работы с одаренными детьми | 2013-2014 | Учителя начальной школы |
18 | Проведение предметных недель и декад | Ежегодно | |
Приложение 1
Карта одарённого учащегося
1.Фамилия, имя, отчество учащегося: _________________________________________
2.Состав семьи, ее структура: _______________________________________________
полная, единственный ребёнок в семье.
3. Жилищно-бытовые условия: _______________________________________________ __________________________________________________________________________
4. Взаимоотношения в семье:_________________________________________________
доверительные, основанные на взаимопонимании, тёплые.
Наличие отклонений от норм поведения в семье:______________________________
наблюдались, не наблюдались.
5.Культурный уровень семьи:_________________________________________________
высокий, оба родителя имеют высшее образование.
6.Воспитательный потенциал семьи :___________________________________________
высокий, уделяют большое внимание обучению, развитию ребёнка как в школе так и дома.
7. Характер ребенка:__________________________________________________________
лидер.
Качества личности (положительные, отрицательные):_______________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
положительные: веселый, готов помочь другу отрицательные: высокая самооценка
8. Положение ребенка в коллективе: ____________________________________________
пользуется авторитетом
9.Учебная деятельность: успеваемость: __________________________________________
имеет положительные отметки по всем предмет
мотивация обучения:___________________________________________________________
школа первая ступень к знаниям, этап для осуществления своей мечты
посещаемость уроков:__________________________________________________________
не пропускает уроки без уважительной причины
способности к обучению:________________________________________________________
хорошие
познавательный интерес: _______________________________________________________
высокий
10.Трудовая деятельность: наличие трудовых навыков
предпочитаемые виды труда:____________________________________________________
умственный
участие в трудовых делах:______________________________________________________
самое активное
12.Пролучение дополнительного образования:______________________________________ _____________________________________________________________________________
музыкальная школа, художественная школа, кружки, секции.
16