Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пригорская средняя школа
Смоленского района смоленской области
Программа
«ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ»
(русский язык и литература)
Составитель: Т.И. Соркина,
учитель русского языка и литературы
2022 г.
Цель программы: создание условий для формирования интеллектуально развитой творческой личности, готовой саморазвиваться, самосовершенствоваться.
Задачи программы:
совершенствовать систему выявления и сопровождения одарённых детей;
отбирать среди различных систем обучения такие методы и приёмы, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
расширять возможности для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах по русскому языку и литературе;
активно вовлекать в создание проектов, презентаций, участие в предметных неделях.
Ожидаемые результаты реализации программы
Реализации программа призвана способствовать:
созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
повышению качества образования по русскому языку и литературе;
формирование банка, технологии и программ для работы со способными и одаренными детьми.
Основные мероприятия программы:
разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм для одарённых детей;
использование технологии личностно – ориентированного обучения;
приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;
организация исследовательских и творческих работ школьников.
Актуальность
В настоящее время ведущим фактором экономического и социального развития общества становятся интеллектуальные и творческие ресурсы человека. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры, социальной жизни страны. В связи с чем чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей в различных сферах деятельности.
Такой «социальный заказ» заставляет педагогов искать новые формы и методы работы с одарёнными детьми, ставит на первое место развитие ребёнка, формирование его индивидуальности.
Концепция программы
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя.
Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
· принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
· принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.
Формы работы с одаренными детьми:
урочная (индивидуальные задания на уроках; использование заданий повышенной сложности, заданий с опережением; подготовка сообщений по теме, рефератов, презентаций; исследовательская работа, проект);
внеурочная (исследовательская работа, проект; участие в предметной недели, во внеклассных мероприятиях; участие в олимпиадах по русскому языку и литературе).
Этапы реализации программ
Программа «Одаренные дети» включает три основных этапа:
выявление одарённых детей,
создание условий для развития способностей одарённых детей,
реализация их потенциальных возможностей.
План мероприятий по выполнению программы
«Одаренные дети» (русский язык и литература)
| Мероприятия | Сроки |
| Диагностика детей | Сентябрь |
| Организация и проведение школьных олимпиад. | Октябрь. |
| Участие в муниципальной и региональной олимпиадах | Ноябрь - декабрь. |
| Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми. | Постоянно. |
| Приобретение литературы программ для организации работы с одаренными детьми. | Постоянно. |
| Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей. | В течение года |
| Организация работы по участию одаренных детей в конкурсах по предмету | Сентябрь. Ежегодно. |
| Использование системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей | Ежегодно |
| Активизация разъяснительной работы по вовлечению способных учащихся в различные конкурсы, заочные олимпиады по русскому языку и литературе. | Постоянно |
| Привлечение одарённых детей к активному участиюв проведении предметной недели | Ежегодно, май. |
| Обобщение опыта работы с одаренными детьми | Ежегодно |