СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Окружающий мир" 1 дополнительный класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа "Окружающий мир" 1 дополнительный класс»



Приложение 1

к адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 2)











Рабочая программа

по учебному предмету «Окружающий мир»

для обучающихся 1 дополнительного класса

на 2023 - 2024 учебный год











Составитель: учитель начальных классов

Роговастова М.В.












Биробиджан, 2023 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру для 1 дополнительного класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

    1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

    2. Приказ Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

    3. Учебный план ОГАОУ «Центр образования «Ступени» на 2022 – 2023 учебный год.

    4. Положение о рабочей программе учебного предмета, курса в ОГАОУ «Центр образования «Ступени»;

    5. Авторская программа А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 класс» (учебно – методический комплекс «Школа России»).

    6. Программа составлена с учётом рабочей программы воспитания ОГАОУ «Центр образования «Ступени» начального общего образования.

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена на основе ФГОС НОО с учётом Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы НОО для обучающихся с расстройством аустического спектра с использованием УМК «Школа России».

    Основными целями начального обучения окружающего мира являются:

    1. формировании начальных знаний о природе и обществе – предпосылок для изучения широкого спектра учебных предметов в основной школе;

    2. коррекция нарушений психофизического развития с использованием специальных методов, примеров и средств обучения.

    Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей окружающего мира:

    1. сформировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

    2. сформировать начальные знания о предметах и явлениях окружающего мира, заложить основы экологической грамотности, создать условия для усвоения элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

    3. способствовать усвоению простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;

    4. развивать умение устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, прогнозировать простые последствия собственных действий, совершаемых другими людьми, что происходит за счет развития познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации, коррекции и профилактики усугубления имеющихся трудностей развития, обучения и социализации;

    5. способствовать и специально обучать переносу сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью, их своевременной актуализации.


    Воспитательный потенциал предмета «Окружающего мира» реализуется через:

  • побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

  • привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений;

  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрация детям примера ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе);

  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

  • применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;

    выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания.

    Планируемые результаты

    В процессе изучения окружающего мира, учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественнонаучные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.

    ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    У обучающегося будут сформированы:

    1) Знать домашний адрес, имена и отчества родителей. Проявлять уважение к своей семье, родственникам, любовь к родителям.

    2) Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

    3) Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие.

    5) Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.

    6) Выполнять правила безопасного поведения на улице и в быту.

    7) Освоить роли ученика; формирование интереса к учению;

    8) В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

    9) Развивать эколого-этическую деятельность (анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем; оценка поступков других людей в природе).

    МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

    Регулятивные

    Обучающийся научится:

    1) Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

    2) Проговаривать последовательность действий на уроке.

    3) Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

    4) Учиться работать по предложенному учителем плану.

    5) Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), решение проблемных вопросов;

    6) Учиться отличать правильность выполнения задания;

    7) Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.

    8) Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

    Познавательные

    Обучающийся научится:

    1) Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

    2) Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).

    3) Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;

    4) Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате работы.

    5) Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

    6) Стремиться к передаче мысли словом, образом, моделью, рисунком – схемой.

    7) Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

    Коммуникативные

    Обучающийся научится:

    1) Донести свою позицию до других

    2) Слушать и понимать речь других.

    3) Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

    4) Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах).

    5) Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).

    6) Формировать умение работать в группах и парах.

    7) Составлять небольшой рассказ на тему «Кем ты хочешь стать».

    ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    Обучающийся научится:

    1) название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

    2) государственную символику России: флаг, герб, гимн;

    3) государственные праздники;

    4) основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

    5) общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

    6) уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

    7) вести наблюдения в природе;

    8) различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; называть их роль в жизни человека;

    9) называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

    10) называть основные особенности каждого времени года;

    11) уметь определять своё отношение к миру;

    12) знать названия дней недели;

    13) вырабатывать соответствующие нормы и правила по экологической этике;

    14) выполнять посильную деятельность по охране окружающей среды;

    15) объяснить, какое значение имеет окружающая природа для людей;

    16) группы растений и животных; деревья, кустарники, травы; насекомых, рыб, птиц, зверей;

    17) различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами; отображать их на рисунке (схеме);

    18) азличать овощи и фрукты;

    19) выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, домашними животными (кошкой, собакой);

    20) особенности труда людей наиболее распространённых профессий;

    21) оценивать правильность поведения в быту (правила общения).


Содержание учебного курса

На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю (в 1 классе — 66 часов, 33 учебные недели).


1. Где и когда? (23 ч).Когда учиться интересно? Когда придет суббота, наступит лето? Где живут белые медведи, слоны? Где зимуют птицы? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми


2. Почему и зачем (43 ч).

Почему Солнце светит днем, а звезды — ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда и железная дорога? Зачем строят корабли, самолеты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?

Тематическое планирование


Наименование разделов и тем


Всего часов

В том числе

Практическая работа

Тестирование


Экскурсии

Проект

1

Где и когда?


23

1

1


1

2

Почему и зачем?


43

2

1


1


Итого


66



















Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Сроки прохождения

Кол-во

часов

план

факт


1. Где и когда? (23 ч)

I четверть

1

Когда учиться интересно?

09/05/23


1

2

Когда учиться интересно?

09/07/23


1

3

Проект «Мой класс и моя школа»

09/12/23


1

4

Проект «Мой класс и моя школа»

09/14/23


1

5

Когда придёт суббота?

09/19/23


1

6

Когда придёт суббота?

09/21/23


1

7

Когда наступит лето?

09/26/23


1

8

Когда наступит лето?

09/28/23


1

9

Где живут белые медведи?

10/03/23


1

10

Где живут белые медведи?

10/05/23


1

11

Где живут слоны?

10/10/23


1

12

Где живут слоны?

10/12/23


1

13

Где зимуют птицы?

10/17/23


1

14

Где зимуют птицы?

10/19/23


1

15

Странички для любознательных: Когда жили динозавры?

10/24/23


1

16

Странички для любознательных: Когда жили динозавры?

10/26/23


1

II четверть

17

Когда появилась одежда?

11/07/23


1

18

Когда появилась одежда?

11/09/23


1

19

Когда изобрели велосипед?

11/14/23


1

20

Когда изобрели велосипед?

11/16/23


1

21

Когда мы станем взрослыми?

11/21/23


1

22

Когда мы станем взрослыми?

11/23/23


1

23

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?».

11/28/23


1

2. Почему и зачем? (43 ч)

24

Почему Солнце светит днем, а звёзды ночью?

11/30/23


1

25

Почему Солнце светит днем, а звёзды ночью?

12/05/23


1

26

Почему Луна бывает разной?

12/07/23


1

27

Почему Луна бывает разной?

12/12/23


1

28

Почему идет дождь и дует ветер?

12/14/23


1

29

Почему идет дождь и дует ветер?

12/19/23


1

30

Почему звенит звонок?

12/21/23


1

31

Почему звенит звонок?

Проверочная работа № 1

12/26/23


1

32

Почему радуга разноцветная?

12/28/23


1

III четверть

33

Почему радуга разноцветная?

01/09/24


1

34

Почему мы любим кошек и собак?

01/11/24


1

35

Почему мы любим кошек и собак?

Проверочная работа № 1

01/16/24


1

36

Проект «Мои домашние питомцы»

01/18/24


1

37

Проект «Мои домашние питомцы»

01/23/24


1

38

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

01/25/24


1

39

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

01/30/24


1

40

Почему мы в лесу будем соблюдать тишину?

02/01/24


1

41

Почему мы в лесу будем соблюдать тишину?

02/06/24


1

42

Страничка для любознательных: Почему их так назвали?

02/08/24


1

43

Страничка для любознательных: Почему их так назвали?

02/20/24


1

44

Зачем мы спим ночью?

02/22/24


1

45

Зачем мы спим ночью?

02/27/24


1

46

Почему полезно есть овощи и фрукты?

02/29/24


1

47

Почему полезно есть овощи и фрукты?

03/05/24


1

48

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

03/07/24


1

49

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Проверочная работа № 2

03/12/24


1

50

Зачем нужны автомобили?

03/14/24


1

IV четверть

51

Зачем нужны автомобили?

03/28/24


1

52

Зачем нужны поезда и железные дороги?

04/02/24


1

53

Зачем нужны поезда и железные дороги?

04/04/24


1

54

Зачем строят корабли?

04/09/24


1

55

Зачем строят корабли?

04/11/24


1

56

Зачем строят самолёты?

04/16/24


1

57

Зачем строят самолёты?

04/18/24


1

58

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

04/23/24


1

59

Промежуточная аттестация

04/25/24


1

60

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

04/30/24


1

61

Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?

05/02/24


1

62

Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила

05/07/24


1

63

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?».

05/14/24


1

64

Зачем люди осваивают космос?

05/16/24


1

65

Почему мы часто слышим слово «экология»?

05/21/24


1

66

Почему мы часто слышим слово «экология»?

05/23/24


1



Контрольно-измерительный материалы для проведения

промежуточной аттестации


Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.


Каждое выполненное задание оценивается в 1 балл


1. Укажи столицу нашей Родины.

А) Санкт-Петербург

Б) Москва

В) Самара

Г) Новгород


2. Что такое Солнце?

А) планета

Б) звезда

В) комета

Г) спутник Земли


3. Что такое Луна?

А) одна из планет Солнечной системы

Б) самая яркая звезда

В) самая горячая звезда

Г) спутник Земли


4. Из чего делают мел?

А) кварц

Б) известняк

В) кремень

Г) гранит


5.Что относится к живой природе?

А) облако

Б) известняк

В) кактус

Г) Солнце


6. Какое дерево не является лиственным?

А) клён

Б) липа

В) лиственница

Г) берёза


7. Почему комнатные растения ставят ближе к окну?

А) чтобы они дышали

Б) чтобы они украшали окно

В) чтобы они получали больше света

Г) чтобы они не мешали


8.Кто не является насекомым?

А) паук

Б) бабочка

В) стрекоза

Г) муха


9.Чем покрыто тело рыб?

А) панцирем

Б) чешуёй

В) перьями

Г) гладкой кожей


10. Чем звери отличаются от других животных?

А) они большие

Б) они покрыты шерстью

В) они умеют хорошо бегать

Г) они покрыты перьями


11. Как помочь птицам зимой?

А) сделать кормушки

Б) развесить скворечники

В) развести костёр

Г) расчистить землю от снега


12. Где можно переходить улицу?

А) где идут взрослые

Б) где есть пешеходный переход

В) где не видно машин

Г) где нет ограждений


13.Как можно экономить воду?

А) не мыть посуду

Б) меньше пить

В) реже умываться

Г) не забывать закрывать кран


14.Чего нельзя делать, когда пользуешься электричеством?

А) включать свет

Б) вставлять вилку в розетку

В) трогать розетку мокрыми руками

Г) выключать электроприборы


15.Какие упаковки быстрее разлагаются?

А) из стекла

Б) из бумаги

В) из пластмассы

Г) из металла


16.Что можно делать в лесу?

А) рвать цветы

Б) слушать пение птиц

В) включать громкую музыку

Г) ловить насекомых


Ключи к тесту.

1. Б) Москва

2. Б) звезда

3. Г) спутник Земли

4. Б) известняк

5. В) кактус

6. В) лиственница

7. В) чтобы они получали больше света

8. А) паук

9. Б) чешуёй

10. Б) они покрыты шерстью

11. А) сделать кормушки

12. Б) где есть пешеходный переход

13. Г) не забывать закрывать кран

14. В) трогать розетку мокрыми руками

15. Б) из бумаги

16. Б) слушать пение птиц













































Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Книгопечатная продукция

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. И доп. На 2011 г.,/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.

  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2014. – 400 с.

  3. Плешаков А. А. Рабочие программы. Окружающий мир М.: Просвещение, 2014.

  4. Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс. М.: Просвещение, 2014.- 80 с.

  5. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. М.: Просвещение, 2017.

  6. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч. М.: Просвещение, 2016.

  7. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. –М.: Просвещение, 2015. – 222с.

  8. Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир. Тесты. М.: Просвещение, 2015.

  9. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 3 / [С.В. Анащенкова, М. В. Бойкина, Л. А. Виноградская и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой.—М. : Просвещение, 2012. – 273 с.

  10. Максимова Т. Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 1 класс. М. : ВАКО, 2014.

  11. Плешаков А. А. Тесты по окружающему миру 1 класс. М.: Просвещение, 2017.

  12. Плешаков А. А. Окружающий мир. Методические рекомендации 1 класс. М.: Просвещение, 2016


Электронные пособия

  1. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир» А.А. Плешакова

  2. CD Окружающий мир 1-4 классы. Тесты

  3. СD Академия младшего школьника 1-4 классы

  4. CD Окружающий мир. 1-4 класс. Интерактивные плакаты.

  5. ЭОР «Наглядная школа»

Интернет ресурсы:

1. .http://www.school.edu.ru/ - Российский образовательный портал

2. http://www.n-shkola.ru/ - Журнал «Начальная школа»

3. www.k-yroku.ru - Учительский портал

4. http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогический идей «Открытый  урок»

5. www.it-n.ru - Cеть творческих учителей

6. http://interneturok.ru/ - Видео уроки по школьной программе

7. http://nsc.1september.ru/ - Газета «Начальная школа»

8. http://nachalka.info/ - Уроки Кирилла и Мефодия