МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования Брянской области
Отдел по образованию Трубчевского муниципального района
МБОУ Плюсковская СОШ
У Т В Е Р Ж Д Е Н О
Директор
_____________________
______С.М.Андреюшина
Приказ № 72 от «01»
сентября 2023г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предмета «Окружающий мир»
для обучающихся 1-4 классов
Плюсково 2023
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» составлена в соответствии с федеральной рабочей программой по данному учебному предмету.
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115;
ФГОС начального общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 (далее – ФГОС НОО);
Министерство РФ Приказ от 18.07.2022 №569 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утверждённый приказом Министерства Просвещения РФ от 31.05.2021 №286;
приказа Минпросвещения от 16.11.2022 № 992 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
Уставом МБОУ Плюсковская СОШ;
положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ Плюсковская СОШ
в соответствии с содержанием учебников по окружающему миру:
Окружающий мир. Учебник для 1 класса. В 2 ч. /А. А. Плешаков – М.: Просвещение, 2018
Окружающий мир. Учебник для 2 класса. В 2 ч. /А. А. Плешаков – М.: Просвещение, 2019
Окружающий мир. Учебник для 3 класса. В 2 ч. /А. А. Плешаков – М.: Просвещение, 2013
Окружающий мир. Учебник для 4 класса. В 2 ч. /А. А. Плешаков – М.: Просвещение, 2014
Содержание рабочей программы полностью соответствует содержанию примерной программы учебного предмета, рекомендованной Минобрнауки России и программы общеобразовательных учреждений автора А. А. Плешакова «Окружающий мир.1-4 классы», учебно-методической системы «Школа России».
1. Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения ООП НОО, представленных в ФГОС НОО и федеральной программы воспитания.
2. Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам обучающихся на уровне НОО и направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета;
- формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни;
- развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу;
- проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации;
- освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме;
- обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения;
- становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
3. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.
4. Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе следующих ведущих идей:
- раскрытие роли человека в природе и обществе;
- освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
Место учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане
Учебный предмет «Окружающий мир» входит в предметную область «Обществознание и естествознание».
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», - 270 ч. (два часа в неделю в каждом классе):
1 класс - 66 ч., 2 класс - 68 ч., 3 класс - 68 ч., 4 класс - 68 ч.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
CОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 3 КЛАССЕ
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина - Российская Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов, государственным символам России.
Семья - коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. Уважение к семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры - символы стран, в которых они находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух - смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.
Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные. Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения - пища и укрытие для животных; животные - распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2-3 примера на основе наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах.
Человек - часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена отдельных органов и систем органов человека. Измерение температуры тела человека, частоты пульса.
Правила безопасной жизни
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.
Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности).
Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности).
Безопасность в Интернете (ориентирование в признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет.
Изучение окружающего мира в 3 классе способствует освоению ряда УУД: познавательных УУД, коммуникативных УУД, регулятивных УУД, совместной деятельности.
Познавательные УУД
Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных УУД способствуют формированию умений:
- проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных) по предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе результатов совместных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы;
- устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями жизни животного;
- определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;
- моделировать цепи питания в природном сообществе;
- различать понятия «век», «столетие», «историческое время»;
- соотносить историческое событие с датой (историческим периодом).
Работа с информацией как часть познавательных УУД способствует формированию умений:
- понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и интересную информацию о природе нашей планеты; находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить на карте нашу страну, столицу, свой регион;
- читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами;
- находить по предложению учителя информацию в разных источниках - текстах, таблицах, схемах, в т.ч. в Интернете (в условиях контролируемого входа);
- соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде.
Коммуникативные УУД
Коммуникативные УУД способствуют формированию умений:
- ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой:
- знать понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный бюджет, памятник культуры);
- знать понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга);
- знать понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение);
- описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
- описывать схожие, различные, индивидуальные признаки на основе сравнения объектов природы;
- приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы;
- называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма;
- описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах изученного).
Регулятивные УУД
Регулятивные УУД способствуют формированию умений:
- планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи учителя);
- устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия.
Совместная деятельность
Совместная деятельность способствует формированию умений:
- участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера), подчинённого;
- справедливо оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на советы и замечания в свой адрес;
- выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь собственное суждение, мнение; самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по окружающему миру характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
гражданско-патриотического воспитания:
- становление ценностного отношения к своей Родине - России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
- проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества;
духовно-нравственного воспитания:
- проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
- принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
- применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;
эстетического воспитания:
- понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в т.ч. информационной);
- приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью;
трудового воспитания:
- осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;
экологического воспитания:
- осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
- осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития;
- проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения окружающего мира на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные УУД
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных УУД:
- понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
- на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть - целое; причина - следствие; изменения во времени и в пространстве);
- сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
- объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных УУД:
- проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;
- проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
- определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
- формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
- моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.);
- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных УУД:
- использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
- находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;
- находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;
- читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
- соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя);
- анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
- фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные УУД
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных УУД:
- в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
- признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
- соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
- использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
- конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
- находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
- подготавливать небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и другие) к тексту выступления.
Регулятивные УУД
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных УУД:
- планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
- выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных УУД:
- осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
- находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
- предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в т.ч. в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни;
- объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
- оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
Совместная деятельность
У обучающегося будут сформированы следующие умения самооценки как части регулятивных УУД:
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности как части регулятивных УУД:
- понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
- коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
- ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
3 КЛАСС
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
- различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам России и своего региона;
- проявлять уважение к государственным символам России и своего региона; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
- приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с богатой историей и культурой; российских центров декоративно-прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России;
- показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
- различать расходы и доходы семейного бюджета;
- распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
- проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдать безопасность проведения опытов;
- группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию;
- сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства;
- использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
- использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека;
- фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы;
- создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией);
- соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта;
- соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к двигательной активности и принципы здорового питания;
- соблюдать основы профилактики заболеваний; соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
- соблюдать правила нравственного поведения на природе;
- безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть «Интернет»;
- ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
Раздел 1. Человек и общество |
1.1 | Наша родина - Российская Федерация | 14 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
1.2 | Семья - коллектив близких. Родных людей. | 2 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
1.3 | Страны и народы мира. | 4 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
Итого по разделу | 20 | |
Раздел 2. Человек и природа |
2.1 | Методы изучения природы. Разнообразие веществ в окружающем мире. | 11 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
2.2 | Бактерии, грибы и их разнообразие | 2 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
2.3 | Разнообразие растений | 7 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
2.4 | Разнообразие животных | 7 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
2.5 | Природные сообщества | 3 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
2.6 | Человек - часть природы | 5 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
Итого по разделу | 35 | |
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности |
3.1 | Здоровый образ жизни | 2 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
3.2 | Правила безопасного поведения пассажира. Безопасность в сети Интернет | 5 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
Итого по разделу | 7 | |
Резервное время | 6 | 4 | 2 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 4 | 2 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№ п/п | | Тема урока | Количество часов | Электронные цифровые образовательные ресурсы | целевые ориентиры результатов воспитания |
| Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | 4.09 | Что такое общество? | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841330e https://m.edsoo.ru/f841254e | Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях. |
2 | 7 | Наша Родина - Российская Федерация Государственная символика РФ. Уважение к государственным символам России | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84123aa | Знающий и любящий свою малую родину, имеющий представление— России. |
3 | 11 | Родной край – малая родина | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412d5a | Знающий и любящий свою малую родину, имеющий представление— России. |
4 | 14 | Уникальные памятники культуры России: Красная площадь, Кремль | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84140ba | Знающий и любящий свою малую родину, имеющий представление— России. |
5 | 18 | Уникальные памятники культуры России: исторический центр Санкт-Петербурга | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841427c | Знающий и любящий свою малую родину, имеющий представление— России. |
6 | 21 | Уникальные памятники культуры России: Кижи, памятники Великого Новгорода | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84134bc | Знающий и любящий свою малую родину, имеющий представление— России. |
7 | 25 | Достопримечательности родного края: памятники природы и культуры региона | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841380e | Знающий и любящий свою малую родину, имеющий представление— России. |
8 | 28 | Города Золотого кольца России. Кремлевские города: Ростов Великий, Переславль-Залесский | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8413e30 | Знающий и любящий свою малую родину, имеющий представление— России. |
9 | 2.10 | Города Золотого кольца России. Кремлевские города: Суздаль, Сергиев Посад, Ярославль | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e | Знающий и любящий свою малую родину, имеющий представление— России. |
10 | 5 | Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России. Традиции воспитания трудолюбия у детей разных народов нашей страны | 1 | 0 | 0 | https://m.edsoo.ru/f841254e | Воспитание уважения к труду, результатам труда |
11 | 9 | Труд жителей региона. Профессии, связанные с трудом на производстве, в сельском хозяйстве | 1 | 0 | 0 | https://m.edsoo.ru/f841254e | Воспитание уважения к труду, результатам труда |
12 | 12 | Труд жителей региона. Профессии, связанные с трудом в учреждениях образования и культуры | 1 | 0 | 0 | https://m.edsoo.ru/f841254e | Воспитание уважения к труду, результатам труда |
13 | 16 | Культура, традиции народов России. Уважение к культуре, традициям, истории разных народов и своего народа | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8413c3c | Воспитание уважения к труду, результатам труда |
14 | 19 | Нужны ли обществу правила поведения? Правила поведения в социуме | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841213e | Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях. |
15 | 23 | Семья – первый и главный коллектив в жизни человека Повседневные заботы семьи | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412ef4 | формирование традиционных российских семейных ценностей |
16 | 26 | Совместный труд. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841314c | формирование традиционных российских семейных ценностей |
17 | | Памятники природы и культуры стран Европы (по выбору) | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841481c | Способный воспринимать и чувствовать прекрасное |
18 | | Памятники природы и культуры Белоруссии (по выбору) | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414650 | Способный воспринимать и чувствовать прекрасное |
19 | | Памятники природы и культуры стран Азии (по выбору) | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84149d4 | Способный воспринимать и чувствовать прекрасное |
20 | | Памятники природы и культуры Китая (по выбору) | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414b6e | Способный воспринимать и чувствовать прекрасное |
21 | | Проект. Семья: традиции, праздники | 1 | 1 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84112c0 | формирование традиционных российских семейных ценностей |
22 | | Административный контрольный срез в форме тестирования | 1 | 1 | 0 | https://m.edsoo.ru/f8414b6e | |
23 | | Методы изучения природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты и эксперименты. Материки и океаны, части света: картины природы | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840c162 | Проявляющий любовь и бережное отношение к природе |
24 | | Разнообразие веществ в природе. Примеры веществ (соль, сахар, вода, природный газ): узнавание, называние, краткая характеристика | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840c392 | Проявляющий любовь и бережное отношение к природе |
25 | | Твердые вещества, жидкости, газы. Определение свойств твердых веществ, жидкостей и газов | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840c9c8 https://m.edsoo.ru/f840c7ca | Проявляющий любовь и бережное отношение к природе |
26 | | Вода как вещество. Определение свойств воды в ходе практической работы | 1 | 0 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840cce8 https://m.edsoo.ru/f840cb62 | Проявляющий любовь и бережное отношение к природе |
27 | | Распространение воды в природе: водоемы, реки. Круговорот воды в природе | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ce78 | Проявляющий любовь и бережное отношение к природе |
28 | | Значение воды для жизни живых организмов и хозяйственной деятельности людей. Охрана воды | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840d03a | Проявляющий любовь и бережное отношение к природе |
29 | | Воздух как смесь газов. Значение воздуха для жизни флоры, фауны, человека. Охрана воздуха | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840d328 | Проявляющий любовь и бережное отношение к природе |
30 | | Горная порода как соединение разных минералов. Примеры минералов | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840d846 | Проявляющий любовь и бережное отношение к природе |
31 | | Полезные ископаемые – богатство земных недр | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412706 | Проявляющий любовь и бережное отношение к природе |
32 | | Полезные ископаемые родного края: характеристика, использование в хозяйственной деятельности региона | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412896 | Проявляющий любовь и бережное отношение к природе |
33 | | Почва, её состав | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840dd78 https://m.edsoo.ru/f840dbde | Проявляющий любовь и бережное отношение к природе |
34 | | Бактерии – мельчайшие одноклеточные живые существа | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840f9fc https://m.edsoo.ru/f840df26 | Проявляющий любовь и бережное отношение к природе |
35 | | Разнообразие грибов: узнавание, называние, описание | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840f240 https://m.edsoo.ru/f840e0de | Проявляющий любовь и бережное отношение к природе |
36 | | Разнообразие растений: зависимость внешнего вида от условий и места обитания | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e282 | Проявляющий любовь и бережное отношение к природе |
37 | | Растения родного края: названия и краткая характеристика (на основе наблюдения) | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e41c | Проявляющий любовь и бережное отношение к природе |
38 | | Растения, используемые людьми в хозяйственной деятельности | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e6a6 | Проявляющий любовь и бережное отношение к природе |
39 | | Растение как живой организм | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840fde4 | Проявляющий любовь и бережное отношение к природе |
40 | | Как растения размножаются? | 1 | 0 | 0 | https://m.edsoo.ru/f841254e | Проявляющий любовь и бережное отношение к природе |
41 | | Развитие растения от семени до семени (по результатам практических работ) | 1 | 0 | 1 | https://m.edsoo.ru/f841254e | Проявляющий любовь и бережное отношение к природе |
42 | | Условия роста и развития растения (по результатам наблюдений) | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412a1c | Проявляющий любовь и бережное отношение к природе |
43 | | Жизнь животных в разные времена года | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e85e | Проявляющий любовь и бережное отношение к природе |
44 | | Животные родного края: узнавание, называние, краткая характеристика | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ea16 | Проявляющий любовь и бережное отношение к природе |
45 | | Бережное отношение к животным – нравственная ценность людей. Охрана животного мира в России | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ebe2 | Проявляющий любовь и бережное отношение к природе |
46 | | Как животные питаются? | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ed90 | Проявляющий любовь и бережное отношение к природе |
47 | | Особенности дыхания животных разных классов (звери –легкие; рыбы - жабры; насекомые – трахеи) | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ef2a | Проявляющий любовь и бережное отношение к природе |
48 | | Размножение и развитие рыб, птиц, земноводных | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840f0b0 | Проявляющий любовь и бережное отношение к природе |
49 | | Условия, необходимые для жизни животных: воздух, вода, тепло, пища (среда обитания) – обобщение на основе результатов наблюдений и работы с информацией | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412b98 | Проявляющий любовь и бережное отношение к природе |
50 | | Естественные природные сообщества: лес, луг, водоем, степь | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841030c https://m.edsoo.ru/f840ff74 | Проявляющий любовь и бережное отношение к природе |
51 | | Искусственные природные сообщества, созданные человеком - пруд, поле, парк, огород | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410122 | Проявляющий любовь и бережное отношение к природе |
52 | | Природные сообщества родного края – два-три примера на основе наблюдения | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84104ba | Проявляющий любовь и бережное отношение к природе |
53 | | Общее представление о строении организма человека. Температура тела, частота пульса как показатели здоровья человека | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410654 | Бережно относящийся к здоровью, соблюдающий основные правила техники безопасности |
54 | | Опорно-двигательная система и ее роль в жизни человека | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84116c6 | Бережно относящийся к здоровью, соблюдающий основные правила техники безопасности |
55 | | Дыхательная система и ее роль в жизни человека | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410aa0 | Бережно относящийся к здоровью, соблюдающий основные правила техники безопасности |
56 | | Пищеварительная система и ее роль в жизни человека | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410dd4 | Бережно относящийся к здоровью, соблюдающий основные правила техники безопасности |
57 | | Кровеносная и нервная система и ее роль в жизни человека | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411108 | Бережно относящийся к здоровью, соблюдающий основные правила техники безопасности |
58 | | Органы чувств их роль в жизни человека | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841146e https://m.edsoo.ru/f8410f78 | Бережно относящийся к здоровью, соблюдающий основные правила техники безопасности |
59 | | Промежуточная аттестация в форме тестирования | 1 | 1 | 0 | | |
60 | | "Человек - часть природы. Строение тела человека " | 1 | 0 | 0 | https://m.edsoo.ru/f841146e | Бережно относящийся к здоровью, соблюдающий основные правила техники безопасности |
61 | | Роль двигательной активности: утренней гимнастики, динамических пауз | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410c3a | Бережно относящийся к здоровью, соблюдающий основные правила техники безопасности |
62 | | Профилактика заболеваний. Роль закаливания для здоровья растущего организма | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84118a6 | Бережно относящийся к здоровью, соблюдающий основные правила техники безопасности |
63 | | Соблюдение правил перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411a5e | Соблюдающий правила дорожного движения. |
64 | | Знаки безопасности во дворе жилого дома | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410910 | Соблюдающий правила дорожного движения. |
65 | | Безопасное поведение пассажира железнодорожного транспорта. Знаки безопасности | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411c0c | Соблюдающий правила дорожного движения. |
66 | | Безопасное поведение пассажира авиа и водного транспорта | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411dd8 | Соблюдающий правила дорожного движения. |
67 | | Безопасная информационная среда | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411f90 | Соблюдающий правила дорожного движения. |
68 | | Итоговая комплексная работа | 1 | 1 | 0 | | |
| ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 4 | 2 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Окружающий мир: 1 –й класс: учебник: в 2 частях/А.А.Плешаков.- 16 – е изд., перераб. –Москва: Просвещение, 2023. – ( Школа России).
Учебное издание. Серия «Школа России». Плешаков Андрей Анатольевич. Окружающий мир. Рабочая тетрадь, 1 класс. Учебное пособиедля общеобразовательных организаций в двух частях.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2ч. – М.: « Просвещение»,2023.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
А.А.Плешаков «Окружающий мир» (Сборник рабочих прграмм/ 1-4 классы. Пособие для учителя общеобразовательных учреждений. – М.: « Просвещение», 2011.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416180, https://m.edsoo.ru/7f4116e4.