14
Пояснительная записка
Нормативно-правовую базу разработки Рабочей программы по предмету «Окружающий природный мир» составляют:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
Федеральный государственный образовательный стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
Постановление от 10 июля 2015 года N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Примерная (адаптированная) основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
АООП НОО ОВЗ РАС (вариант 8.4.) от 01.09.2017 г. приказ № 624-1/02-03 по ГОУ ТО «ТОЦО»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями);
учебный план ГОУ ТО «ТОЦО» для обучающихся от ____________________ г. приказ № _________________________________ по ГОУ ТО «ТОЦО».
Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений".
Учебно-методический комплекс
Матвеева Н.Б., Попова М.А., Куртова Т.О. Живой мир. 1-4 классы. – 2017, Просвещение.
Мир природы и человека. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт.основн.общеобр.программы. В 2частях./ [Н.Б. Матвеева, И.Я. ярочкина, М.А. Попова]. – М.: Посвещение, 2018
Требования к результатам освоения АООП НОО образования обучающихся с РАС:
Личностные результаты освоения АООП НОО образования обучающихся с РАС
Возможные личностные результаты освоения АООП обучающихся с РАС, осложненными умственной отсталостью, заносятся в СИОП с учетом их индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей и могут включать:
осознание себя, своего «Я»;
осознание своей принадлежности к определенному полу;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
развитие адекватных представлений об окружающем мире, овладение социально-бытовыми умениями необходимыми в повседневной жизни дома и в школе, умение выполнять посильную домашнюю работу, включаться в школьные дела
умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.
владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия
первоначальное осмысление социального окружения
развитие самостоятельности
овладение общепринятыми навыками поведения
наличие интереса к практической деятельности
2. Метапредметные результаты освоения АООП НОО образования обучающихся с РАС
Не предусмотрены
3. Предметные результаты освоения АООП НОО образования обучающихся с РАС
1. Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям:
- интерес к объектам и явлениям неживой природы;
- представления об объектах неживой природы (вода, огонь, лес, река, водоемы);
- представления о временах года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека;
- умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.
2. Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека:
- интерес к объектам живой природы;
- представления о животном и растительном мире (растения, животные);
- опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.
3. Элементарные представления о течении времени:
- умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение со временем года.
- представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в году и др.
Педагогические технологии, используемые на уроке:
-традиционные (репродуктивные) технологии;
-игровые технологии;
-личностно-ориентированные;
-здоровьесберегающие технологии;
-технологии коррекционно-развивающего обучения;
-информационно-коммуникационные технологии;
-технологии компенсирующего обучения;
Методы обучения на уроке:
-словесные (рассказ, беседа, инструктаж);
-наглядные (демонстрация пособий, действий..)
-практические (упражнения, самостоятельные наблюдения, графические и письменные работы).
Возможности в развитии, коррекции и адаптации обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью строго индивидуальны. Система коррекционной работы с данной группой обучающихся направлена на личностное развитие каждого, его потенциальных возможностей и способностей.
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире. Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».
Система оценки достижений обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4) планируемых результатов освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы
При оценке результативности обучения учитываются особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения происходит вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся оказывается помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений учитывается степень самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий:
«выполняет действие самостоятельно»,
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
«выполняет действие по образцу»,
««выполняет действие с частичной физической помощью»,
«выполняет действие со значительной физической помощью»,
«действие не выполняет».
Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области создает основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
Формы и средства контроля
Контрольные работы по данному предмету (в традиционном виде) не предусмотрены, в конце каждого учебного года учитель отбирает художественные и письменные материалы, в которых отслеживаются приобретённые учащимися умения и навыки.
Контроль за усвоением программного материала – текущий.Результаты контроля успеваемости выражаются в оценке знаний, умений и навыков обучающихся. Оценивание знаний, умений, навыков по учебным предметам проводится согласно личностному развитию, личностным успехам, положительным достижениям в обучении и воспитании каждого обучающихся с применением индивидуального подхода.
Критерии оценивания знаний, умений, навыков обучающегося:
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
- выполняет задания самостоятельно;
- выполняет задания по словесной инструкции;
- выполняет задания по образцу;
- выполняет задания по подражанию.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
- выполняет задания по словесной инструкции с оказанием незначительной помощи;
- выполняет задания по образцу с оказанием незначительной помощи;
- выполняет задания по подражанию с оказанием незначительной помощи.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
- выполняет задания по словесной инструкции после оказания значительной помощи;
- выполняет задания по образцу после оказания значительной помощи;
- выполняет задания по подражанию после оказания значительной помощи.
Оценка «2» не выставляется.
Возможности в развитии, коррекции и адаптации обучающегося с умеренной умственной отсталостью строго индивидуальны. Система коррекционной работы с обучающимся направлена на личностное развитие, его потенциальных возможностей и способностей.
Приложение №2
Сетка часов
Предмет | Количество часов в неделю | Количество часов по четвертям | Количество часов за год |
| I | II | III | IV |
Окружающий природный мир | 1 | 8 | 8 | 10 | 9 | 35 |
Содержание учебного курса
Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь).
Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности. Узнавание (различение) месяцев. Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов.
Узнавание Солнца. Узнавание Луны. Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда). Узнавание изображения Земли из космоса. Узнавание (различение) суши (водоема). Узнавание леса. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года (осень, зима, весна). Узнавание (различение) явлений природы (дождь, листопад, снегопад, ветер, гроза, гром, ветер). Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года (осень, весна). Узнавание воды. Знание свойств воды. Узнавание реки. Узнавание огня. Соблюдение правил обращения с огнем. Соблюдение правил поведения на реке.
Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Различение съедобных и несъедобных частей фрукта.Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника) по внешнему виду. Узнавание (различение) комнатных растений (кактус, фикус). Знание особенностей ухода за комнатными растениями (кактус, фикус): полив, увлажнение. Знание строения домашнего животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, уши).
Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок). Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, белка, еж). Узнавание (различение) детенышей диких животных (лисенок, зайчонок, волчонок, медвежонок, бельчонок, ежонок). Узнавание (различение) домашних птиц(курица (петух), индюк). Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, индюшонок). Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы). Знание особенностей ухода (питание, содержание).
Виды и формы деятельности.
Виды деятельности на уроке:
деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом;
деятельность осуществляется по подражанию;
деятельность осуществляется по образцу;
деятельность осуществляется по последовательной инструкции;
деятельность осуществляется с привлечением внимания ученика учителем к предмету деятельности;
самостоятельная деятельность обучающегося; умение самостоятельно исправить допущенные ошибки.
Вся учебная деятельность осуществляется в зависимости от индивидуальных возможностей учащегося.
Формы деятельности на уроке: игра, предметно-действенное обучение, использование подражательности, детальное расчленение материала на простые элементы, синтез частей в целое, постепенное усложнение самостоятельных действий, частая смена деятельности, большая повторяемость материала, индивидуальная работа, создание «эмоционального» благополучия.
Тематический план предмета «Окружающий природный мир», 5класс
№ разделов и тем | Наименование разделов и тем | Учебные часы |
| I четверть | |
1 | Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). | 1 |
2 | Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. | 1 |
3 | Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности. | 1 |
4 | Узнавание (различение) месяцев. | 1 |
5 | Узнавание (различение) времен года(весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов. | 1 |
6 | Узнавание Солнца. Узнавание Луны. Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда). Узнавание изображения Земли из космоса. | 1 |
7 | Узнавание (различение) суши (водоема). Узнавание леса. | 1 |
8 | Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года (осень). Узнавание (различение) явлений природы (дождь, листопад). | 1 |
| II четверть | |
1 | Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года (осень). | 1 |
2 | Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года (осень). Узнавание воды. Знание свойств воды. Узнавание реки. | 1 |
3 | Узнавание огня. Соблюдение правил обращения с огнем. Соблюдение правил поведения на реке. | 1 |
4 | Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Р.к. Кусты и деревья парков г.Тулы | 1 |
5 | Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок). Р.к. Распространенные цветковые растения парков г.Тулы | 1 |
6 | Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). | 1 |
7 | Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года (зима). | 1 |
8 | Узнавание (различение) явлений природы (снегопад, ветер). | 1 |
| III четверть | |
1 | Различение съедобных и несъедобных частей овоща. | 1 |
2 | Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. | 1 |
3 | Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина) по внешнему виду. Р.к. Дикорастущие ягоды лесов Тульской области | 1 |
4 | Узнавание (различение) ягод (крыжовник, земляника) по внешнему виду. | 1 |
5 | Узнавание (различение) комнатных растений (кактус, фикус). | 1 |
6 | Знание особенностей ухода за комнатными растениями (кактус, фикус): полив, увлажнение. | 1 |
7 | Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года (весна). | 1 |
8 | Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года (весна). | 1 |
9 | Узнавание (различение) явлений природы (дождь, гроза, гром, ветер). | 1 |
10 | Повторение | 1 |
| IV четверть | |
1 | Знание строения домашнего животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, уши). | 1 |
2 | Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь,). Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок,). | 1 |
3 | Узнавание (различение) домашних животных (коза, овца (баран), кот, собака). Узнавание (различение) детенышей домашних животных (козленок, ягненок, котенок, щенок). | 1 |
4 | Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк). Узнавание (различение) детенышей диких животных (лисенок, зайчонок, волчонок). | 1 |
5 | Узнавание (различение) диких животных (медведь, белка, еж). Узнавание (различение) детенышей диких животных (медвежонок, бельчонок, ежонок). Р.к. Животные лесов Тульской области | 1 |
6 | Узнавание (различение) домашних птиц(курица (петух), индюк). Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, индюшонок). | 1 |
7 | Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы). Знание особенностей ухода (питание, содержание). | 1 |
8-9 | Повторение | 2 |
| Итого | 35 |