СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа организации внеурочной деятельности « Формирование учебно-исследовательской компетенции учащихся начальной школы с использованием ИКТ »

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа организации внеурочной деятельности « Формирование учебно-исследовательской компетенции учащихся начальной школы с использованием ИКТ »»






Программа организации

внеурочной деятельности

« Формирование учебно-исследовательской компетенции учащихся начальной школы с использованием ИКТ »

Срок реализации 3 года

Возраст детей 2 – 4 класс.





Автор: Конева Л.И.

учитель начальных классов






г.Гусиноозерск

2019 – 2021 уч.год


Пояснительная записка.


Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру - важнейшие линии развития личности ученика средствами прохождения курса «Юный исследователь». Огромную роль играет исследовательская деятельность в современных школьных программах. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию исследователя, занимает ведущее место в системах развивающего обучения. Учебная исследовательская деятельность - это специально организованная, сознательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследоватёльских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.


1.1. Актуальность. В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования- формированию ключевых компетенций.

Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Изучив материалы по данной теме, я пришла к выводу, что ориентирована методика в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.


1.2.Постановка проблемы. Анализируя свою деятельность по программе развивающего обучения Занкова, отмечая положительные результаты в ходе реализации программы развивающего обучения, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования:

  • Разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;

  • Отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.

Например, на уроках русского языка дети стараются писать грамотно, обдумывая, какой буквой обозначить звук в той или иной слабой позиции, а в другой ситуации (не на уроке русского языка) пишут безграмотно, не используя имеющиеся у них знания языка.

Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, я решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т.е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике.

Стремление ребенка к самостоятельному исследованию окружающего мира предопределено генетически. Если этой активности малыша не противодействовать, не пресекать всевозможными “нельзя”, “не тронь”, то с возрастом эта потребность в исследовании эволюционирует, спектр объектов детских исследований существенно расширяется.

Собственную исследовательскую деятельность ребенка следует рассматривать, в первую очередь, как одно из основных направлений развития творческих способностей. Путей развития творческих способностей ребенка существует много, но собственная исследовательская деятельность один из самых эффективных. Умения и навыки исследования, самостоятельного постижения истины легко прививаются и переносятся в дальнейшем на все виды деятельности.

Исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования учебно-исследовательской компетенции, позволяющей трансформировать обучение в самообучение.


1.3. Цель и задачи проекта:

Цель курса: стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование учебно-исследовательской компетенции.


Задачи проектной и исследовательской деятельности:

  • обучение проведению учебных исследований младших школьников

  • развитие творческой исследовательской активности детей и рефлексивных, самооценочных навыков;

  • стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам - ознакомление с научной картиной мира; формирование информационной и коммуникативной компетенции, использование ИКТ при оформлении результатов проведенных исследований;

  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс


1.4. Механизм реализации проекта:


Исполнители проекта: учащиеся начальных классов, учитель.

Партнеры: родители, библиотекарь, учитель ИВТ, консультант по ИД .

Для индивидуальной работы с учащимися мной разработан и апробирован факультативной курс «Формирование учебно-исследовательской компетенции учащихся начальной школы с применением ИКТ»

1.5.Описание проекта

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю, им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования, работа по развивающей программе Занкова Л.В. предполагает исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира, труда, литературы. Я включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. С 1 по 3 класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В 3-4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы.

- Что мне интересно больше всего?
- Чем я хочу заниматься в первую очередь?
- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
- По каким предметам у меня самые хорошие отметки?
- О чём хотелось бы узнать как можно больше?
- Чем я мог бы гордиться?



1.6.Основные этапы выполнения научно-исследовательских работ учащихся:

  1. Мотивация;

  2. Выбор направлений исследований;

  3. Постановка задачи;

  4. Фиксация и предварительная обработка данных;

  5. Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез;

  6. Оформление результатов работы;

  7. Грамотное представление исследовательской работы с применением ИКТ;

Вся исследовательская деятельность учащихся, проводимая в нашем классе, и проекты детей выполнялись по этой схеме. В зависимости от темы и ряда условий какой-то из моментов доминировал, какой-то сворачивался.

Все разнообразие тем исследовательской деятельности детей можно объединить в три основные группы:

  • Фантастические – ориентированные на разработку несуществующих объектов, явлений (например, сочинения, рассказы, творческие работы и др.);

  • Эмпирические – предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов(наблюдения за птицами, домашними животными, комнатными растениями и т.п.);

  • Теоретические – ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. (рефераты, доклады)


1.7.Рекомендации по поводу выбора темы исследований:

  • Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его;

  • Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования;

  • Тема должна быть оригинальна;

  • Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Следует запомнить, что выбор проекта – это только начало. Задача взрослых – помочь в проведении детских исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ребенка и его окружения. Помощь требуется на всех этапах работы: и при выборе предмета исследования, при сборе и обобщении материала, при доведении всего дела до логического завершения.

Известный специалист Д.Треффингер рекомендует нам, занимающимся с детьми исследовательской деятельностью, соблюдать следующие правила:

  • Помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

  • На основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.

  • Научитесь не торопиться с вынесением суждения.

  • Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.

  • Подходите ко всему творчески.

Разработка проекта является важной стадией работы ребенка, которая поможет ему больше узнать об исследуемом объекте. На каждой стадии работы по проекту детьми ведутся записи в индивидуальном рабочем журнале. В него заносятся все шаги, проходимые ребенком во время исследования.

На всех этапах работы исследовательской деятельности ребенка мы должны ясно осознавать, что основной ожидаемый результат – развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков. В данном случае имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя:

  • первым можно считать тот, что создает ребенок своей головой и руками – макет, отчет и тому подобное.

  • второй – самый важный – педагогический – это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр новых психологических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя. Оба эти результата хорошо видны во время защиты детьми собственных проектов. В этой связи защита итогов приобретает особую значимость. Это необходимый важный этап работы.

Защита – венец исследования. О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения. Публичная защита повышает самооценку учащихся, способствует формированию коммуникативной компетенции.

Новое время диктует новые задачи, заставляет на деле переходить от призывов к развитию интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка , который учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.

Если мы хотим, чтобы процессы развития и саморазвития личности младшего школьника шли интенсивно, нам необходимо стимулировать его исследовательскую активность, поддерживать в ребенке жажду новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину.

Работая с младшими школьниками, мы руководствовались тремя принципами организации учебно-исследовательской деятельности:

  • принцип доступности;

  • принцип поуровневости;

  • принцип временного развития;

Принцип доступности предполагает организацию научно-исследовательской деятельности, которая учитывает определение тематики и возраста .

Принцип поуровневости включает в себя управление научно-исследовательской деятельностью на всех уровнях организации работы школы: администрации, педагогического коллектива, родителей , конечно, самих учащихся.

Принцип временного развития связан с определением временного промежутка для каждого научного исследования, а также с этапами подготовки, организации и проведения, с мерами, предупреждающими неудачи и трудности. Принцип временного развития наиболее труден для учащихся, так как требует выработку таких качеств личности, как настойчивость в преодолении трудностей и достижение целей, выработку трудолюбия и т.д.

При развитии исследовательской деятельности учащихся моими основными задачами как педагога начальных классов становятся:

  • актуализация исследовательской потребности ученика,

  • вовлечение в поисковую деятельность,

  • поиск средств, активизирующих процесс познания,

  • содействие в осознанном целеполагании,

  • доведение ученика до результативности в деятельности..



1.8.Социальная эффективность проекта:

Как отмечено в стратегии модернизации содержания общего образования все ключевые компетентности имеют следующие характерные признаки:  многофункциональность, надпредметность и междисциплинарность, многомерность.

В учебно-исследовательской и проектной деятельности в большей степени формируются компетентности, относящиеся к деятельности человека. В результате работы по реализации проекта с точки зрения компетентностного подхода были достигнуты следующие цели, научить:

  • решать познавательные задачи: объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат;

  • ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – например, экологических, решать аналитические проблемы.


1.9.Виды учебных исследований в начальной школе.

Экспресс — исследования. Эта форма организации предполагает массовое участие всех детей. Суть ее сводится к тому, что дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной тематике. Долговременные исследования.

- ребенок сам выделяет и ставит проблему;

- предлагает возможные варианты решения;

- собирает материал;

- делает обобщения;

- готовит проект;

- защищает проект.

1.10.Правила выбора темы.

-Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.

-Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Необходимо предложить ребенку ту идею, в реализации которой он раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - задача сложная, но без ее решения эта работа теряет смысл.

-Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

-Тема должна бытv такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Выполнить исследование « на одном дыхании» практически очень сложно, но, учитывая, что способность долговременно работать в одном направлении у младшего школьника ограничена, следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

-Тема должна быть доступной .Необходимо учитывать, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Не забывайте о сочетании желаний и возможностей ребенка. Выбирая проблему, нужно учесть наличие необходимых средств и материалов,





1.11.Общие направления исследований:

Живая природа: зоология, ботаника, природопользование (сельское хозяйство).

Человек: происхождение человека, развитие человеческого организма выдающиеся мыслители.

Земля: география, климат.

Направление - живая природа, область знаний - зоология:

Где живет?

Чем питается?

Основные особенности: тип животного, класс, отряд, семейство, род,

вид;

Поведение;

Кто главные враги?

Поиск вариантов решения и сбор материала.

Выбор источников для сбора материала во многом зависит от формулировки темы. Но сама актуализация поиска новой информации создает прекрасную почву для привлечения ребенка на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей к работе с самыми разными источниками и средствами. Очень важны в образовательном плане при проведении детьми учебных исследований такие методы, как наблюдение и эксперимент.

Обобщение полученных данных и подготовка к представлению результатов.

Задача учителя помочь проанализировать полученную информацию, обобщить, выделить главное, исключить второстепенное, подготовить к представлению результатов. Итогом исследовательской работы может быть макет, выполненный из самых разных материалов; это может быть и книга, и научный отчет о проведенном эксперименте, и многое другое. Важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию исследован/я, но и эстетическим требованиям.


1.12.Защита результатов исследования.

Защита - венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Защита проекта должна быть публичной, с привлечением, как авторов других проектов, так и зрителей.

Программа рассчитана на 3 года:

Первый год обучения - 34 часа (1 час в неделю) Второй год обучения - 42 часов (1- 2 часа в неделю) Третий год обучения - 68 часов в неделю (2 часа в неделю)

В программе предусмотрены часы теоретических и практических занятий, часть занятий отводится на организацию и проведение экскурсий. Программа носит эколого-биологическое направление.
















Содержание программы.

1. Познакомить учащихся с проектной и исследовательской деятельностью. Проект- создание прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния.

Исследование - процесс выработки новых знаний, не предполагает какого- либо заранее планируемого объекта. Это процесс поиска неизвестного, новых знаний.

2. Провести занятие для родителей по теме «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников» '~ презентациями работ учащихся, которые уже работали в данном направлении.

3. Презентации исследовательских работ «Рыбы нашего озера», «Домашние птицы», творческая презентация « Озеро Гусиное глазами детей». (из опыта работы прошлых лет»

4. Экскурсии в библиотеку. Познакомить ребят с тем, как и где находить источники информации, как пользоваться научной литературой.

5. Совместно с родителями , учителем собрать информацию о рыбах нашего водоема.

б. Начать создавать справочник для младшего школьника «Наши проекты и

исследования».

7. Научить ставить проблему и обозначать тему.

8. Научиться составлять план действий.

9. Использовать ИКТ при оформлении презентаций.

10. Научить оформлять работу.

11. Научиться публично защищать работу.


Ожидаемые результаты:

Ожидаемым результатом является интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка. Таким образом, наша работа для ученика должна иметь следующие результаты:

  1. Умение работать с информацией (информационная компетенция).

  2. Опыт целеполагания.

  3. Ребёнок приобрёл опыт планирования.

  4. Расширение кругозора.

  5. Развитие мышления.

  6. Развитие эмоциональной сферы.

  7. Опыт публичного выступления

Учебно-исследовательская деятельность развивает у учащихся: абстрактное мышление, саморефлексию, определение своей собственной позиции, самооценки, критического мышления; формирует интеллектуальные умения (аналитические, критические, коммуникативные и др.): т.е. комплекс качеств, обеспечивающих успешность деятельности в меняющихся условиях, социальную мобильность.


Критерии оценки проекта:

  • результативность учащихся

  • отзывы родителей











Тематическое планирование.

Первый год обучения.


Тема занятия

Количество часов

теория

практика

экскурсии

всего

1

Что нас окружает?


1

1

1

3

2

Животные часть природы


1

1


2

3

Животные часть природы


1

1


2

4

Занятие для родителей «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников». Презентация исследовательских работ учащихся (из опыта работы)

1

1


1

5

Что такое исследование и проекты? Этапы работы над проектом, исследованием. Презентация работ «Особенности поведения зимующих птиц, посещающих кормушку»,

1

1


2

6

Библиотечный час. Экскурсия в библиотеку .



1

1

7

Зимующие птицы.


1



1

8

Птицы посещающие кормушку зимой. (выбор темы исследования)

1


1

2

9

Комнатные растения (сбор информации). Работа в библиотеке.

1

1


2

10

Природа и её сезонные изменения. Составление плана работы.

1



1

11

Природа и её сезонные изменения. Влияние на животных

1



1

12

Сбор информации о режиме дня(работа в библиотеке)


1


1

13

Работа по оформлению справочника для младших школьников «Комнатные растения» (рисунки, сказки)


1

1


2

14

Анализирование информации. Формулировка выводов. Оформление результатов. Отчёт детей по плану действий.


1

1


2

15

Публичная защита работы



1


1

16

Просмотр видеофильма о животных (обсуждение выбора темы исследования)



1



1

16

Сбор информации в школьной библиотеке, использование ИКТ

1



1

17

Оформление полученной информации, её анализ.

1



1

18

Творческие работы учащихся

1



1

19

Публичная защита исследования (на уровне школы)


2


2

20

Подведение итогов первого года обучения (круглый стол).


2


2















Тематическое планирование.

Второй год обучения.


Тема занятия

Количество часов

теория

практика

экскурсии

всего

1

Занятие для родителей «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников». Презентация исследовательских работ учащихся (из опыта работы)

1

1


2

2

Этапы работы над проектом, исследованием. Презентация работ «Цветы для мамы», «Проза и лирика о Байкале», «Биоритмы».

2




2



2






2



2



2




4



4


3

Библиотечный час. Экскурсия в библиотеку .

2

2


4

4

Режим дня


1

1


2

5

Режим дня (выбор темы)

1


1

2

6

Комнатные растения (сбор информации). Работа в библиотеке.

1

1


2

7

Природа и её сезонные изменения. Составление плана работы.

1



1

8

Природа и её сезонные изменения. Влияние на животных

1



1

9

Сбор информации о режиме дня(работа в библиотеке)


1


1

10

Работа по оформлению справочника для младших школьников «Комнатные растения» (рисунки, сказки)


1

1


2

11

Анализирование информации. Формулировка выводов. Оформление результатов. Отчёт детей по плану действий.


1

1


1

12

Публичная защита работы



1


1

13

Просмотр видеофильма (обсуждение выбора темы исследования)

2



2

14

Священное озеро Байкал


1

1


2

15

Разработка проекта «Лирика и проза о Байкале»

1



1

16

Сбор информации в школьной библиотеке, использование ИКТ

1



1

17

Оформление полученной информации, её анализ.



1



1

18

Творческие работы учащихся

1



1

19

Публичная защита исследования (районная)


1


1

20

Подведение итогов первого года обучения (круглый стол).


2


2




















Тематическое планирование.

Третий год обучения.


Тема занятия

Количество часов

теория

практика

экскурсии

всего

1

Занятие для родителей «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников». Презентация исследовательских работ учащихся

(из опыта работы)

1

1


2

2

Этапы работы над проектом, исследованием. Презентация работ

«Экспериментальное исследование

жизнеспособности йогуртовых культур

и микроорганизмов в йогуртах»

«Мой прадед был на той войне»

«Влияние режима дня на успеваемость школьника»






















2




2




2


6












6

Библиотечный час. Экскурсия в библиотеку .

2

2


4

7

«Влияние режима дня на успеваемость школьника»


1

1


2

8

Режим дня (выбор темы)

1


1

2

9

«Мой прадед был на той войне..» (сбор информации). Работа в библиотеке, с семейным архивом

1

1


2

10

«Экспериментальное исследование

жизнеспособности йогуртовых культур

и микроорганизмов в йогуртах»

Составление плана работы.

1

2


3

12

Сбор информации о режиме дня(работа в библиотеке)


1


1

13

Работа по оформлению справочника для младших школьников «Комнатные растения» (рисунки, сказки)


1

1


2

14

Анализирование информации. Формулировка выводов. Оформление результатов. Отчёт детей по плану действий.


1

1


1

15

Публичная защита работы (Район)


1

2


3

16

Просмотр видеофильма (обсуждение выбора темы исследования)

2



2

19

Сбор информации в школьной библиотеке, использование ИКТ



1



1

20

Оформление полученной информации, её анализ.



1



1

21

Творческие работы учащихся

1



1

22

Публичная защита исследования (республика)


2


2

23

Подведение итогов первого года обучения (круглый стол).


5


5












Перспективы дальнейшего развития .

Успешная реализация проекта позволит продолжить исследовательскую деятельность в 5-м классе. Совершенствование ключевых, информационной и учебно-исследовательской компетенций позволит учащимся успешно перейти на среднюю ступень обучения и продолжить свое развитие.


Ожидаемые результаты.

Систему внеурочной проектной деятельности, позволяющую сочетать инициативу детей с дисциплиной исполнения проектов, можно рассматривать как альтернативу детским и молодежным организациям с фиксированным распределением социальных ролей.


    Современная школа  требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

       Курс «Юный  исследователь» будет одной из таких форм.

      

В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:


- что такое проект, исследование, чем отличаются друг от друга;

- что такое план действий;

- как и где найти источники информации;

-структуру проекта, исследования

- основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

- понятия цели, объекта и гипотезы исследования;

- основные источники информации;

- правила оформления списка использованной литературы;

- способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);

- источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).



Учащиеся должны уметь:

 выделять объект исследования;

 разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

 выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

 работать в группе;

 пользоваться словарями, энциклопедиями  другими учебными пособиями;

 вести наблюдения окружающего мира;

 планировать и организовывать исследовательскую деятельность;

- пользоваться источниками информации;

- анализировать полученную информацию, делать выводы;

- планировать свои действия при работе;

- правильно оформлять работу;

- публично защищать работу.




.