СОДЕРЖАНИЕ
| |
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО 3 ПРЕДМЕТА | |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 9 | |
условия реализации рабочей программы учебноГО ПРЕДМЕТА 17 | |
Контроль и оценка результатов Освоения ИучебноГО ПРЕДЕТА 18 | |
| |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1: Фонд оценочных средств По УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ | |
| |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОУП. 06 История
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебного предмета является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 51.02.02 Социально-культурная деятельность (по видам), вид: Организация и постановка культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений, по программе углублённой подготовки,
относящейся к укрупненной группе 51.00.00. Культуроведение и социальные проекты.
1.2. Место предмета в структуре программы подготовки специалистов среднего звена
Учебный предмет «История» относится к федеральному компоненту среднего общего образования и является обязательной частью общеобразовательного цикла ППССЗ.
Уровень освоения – углубленный
1.3. Цели и планируемые результаты освоения предмета:
Особое значение предмет имеет при формировании и развитии общих компетенций (ОК):
ОК01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
В рамках программы учебного предмета обучающимися осваиваются:
- личностные результаты (ЛР) в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования:
Гражданского воспитания:
ЛР 1. Сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
ЛР 2. Осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
ЛР 3. Принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;
ЛР 4. Готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
ЛР 5. Готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях;
ЛР 6. Умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
ЛР 7. Готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности.
Патриотического воспитания:
ЛР 8. Сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ЛР 9. Ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;
ЛР 10. Идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу.
Духовно-нравственного воспитания:
ЛР 11. Осознание духовных ценностей российского народа;
ЛР 12. Сформированность нравственного сознания, этического поведения;
ЛР 13. Способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
ЛР 14. Осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ЛР 15. Ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России.
Эстетического воспитания:
ЛР 16. Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений;
ЛР 17. Способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
ЛР 18. Убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
ЛР 19. Готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности.
Физического воспитания:
ЛР 20. Сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;
ЛР 21. Потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
ЛР 22. Активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
ЛР 23. Готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
ЛР 24. Готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
ЛР 25. Интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
ЛР 26. Готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.
Экологического воспитания:
ЛР 27. Сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;
ЛР 28. Планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;
ЛР 29. Активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
ЛР 30. Умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
ЛР 31. Расширение опыта деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
ЛР 32. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
ЛР 33. Совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;
ЛР 34. Осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
- метапредметные результаты (МР) в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования:
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
МР 1 : владение базовыми логическими действиями: формулировать проблему, вопрос, требующий решения; устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерные черты и противоречия в рассматриваемых явлениях; разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся ресурсов; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям.
МР 2 : владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности; осуществлять анализ объекта в соответствии с принципом историзма, основными процедурами исторического познания; систематизировать и обобщать исторические факты (в том числе в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий прошлого и настоящего; сравнивать события, ситуации, определяя основания для сравнения, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы; соотносить полученный результат с имеющимся историческим знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.); объяснять сферу применения и значение проведенного учебного исследования в современном общественном контексте.
МР3:работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебники, исторические источники, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) – извлекать, сопоставлять, систематизировать и интерпретировать информацию; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по предложенным или самостоятельно сформулированным критериям); рассматривать комплексы источников, выявляя совпадения и различия их свидетельств; использовать средства современных информационных и коммуникационных технологий с соблюдением правовых и этических норм, требований информационной безопасности; создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации.
В сфере универсальных коммуникативных действий:
МР4:общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого и современности, выявляя сходство и различие высказываемых оценок; излагать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; владеть способами общения и конструктивного взаимодействия, в том числе межкультурного, в школе и социальном окружении; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
МР5:осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной деятельности людей как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; проявлять творчество и инициативу в индивидуальной и командной работе; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных регулятивных действий:
МР6: владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы – выявлять проблему, задачи, требующие решения; составлять план действий, определять способ решения, последовательно реализовывать намеченный план действий и др.;
МР 7: владение приемами самоконтроля – осуществлять самоконтроль, рефлексию и самооценку полученных результатов; вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей;
МР 8:принятие себя и других – осознавать свои достижения и слабые стороны в учении, школьном и внешкольном общении, сотрудничестве со сверстниками и людьми старших поколений; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; признавать свое право и право других на ошибку; вносить конструктивные предложения для совместного решения учебных задач, проблем.
- предметные результаты (ПР) в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования:
ПР1: Понимание значимости России в мировых политических и социально-экономических процессах ХХ – начала XXI в., знание достижений страны и ее народа; умение характеризовать историческое значение Российской революции, Гражданской войны, новой экономической политики (далее – нэп), индустриализации и коллективизации в Союзе Советских Социалистических Республик (далее – СССР), решающую роль СССР в победе над нацизмом, значение советских научно-технологических успехов, освоения космоса; понимание причин и следствий распада СССР, возрождения Российской Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине и других важнейших событий ХХ – начала XXI в.; особенности развития культуры народов СССР (России).
ПР2: Знание имен героев Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной войн, исторических личностей, внесших значительный вклад в социально-экономическое, политическое и культурное развитие России в ХХ – начале XXI в.
ПР3: Умение составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории ХХ – начала XXI в. и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов.
ПР4: Умение выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов; систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями; сравнивать изученные исторические события, явления, процессы.
ПР5: Умение устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов; характеризовать их итоги; соотносить события истории родного края и истории России в ХХ – начале XXI в.; определять современников исторических событий истории России и человечества в целом в ХХ – начале XXI в.
ПР6: Умение критически анализировать для решения познавательной задачи аутентичные исторические источники разных типов (письменные, вещественные, аудиовизуальные) по истории России и зарубежных стран ХХ – начала XXI в., оценивать их полноту и достоверность, соотносить с историческим периодом; выявлять общее и различия; привлекать контекстную информацию при работе с историческими источниками.
ПР7: Умение осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности поиск исторической информации по истории России и зарубежных стран ХХ – начала XXI в. в справочной литературе, сети Интернет, средствах массовой информации для решения познавательных задач; оценивать полноту и достоверность информации с точки зрения ее соответствия исторической действительности.
ПР8: Умение анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации, в том числе исторические карты/схемы, по истории России и зарубежных стран ХХ – начала XXI в.; сопоставлять информацию, представленную в различных источниках; формализовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм; приобретение опыта осуществления проектной деятельности в форме разработки и представления учебных проектов по новейшей истории, в том числе – на региональном материале (с использованием ресурсов библиотек, музеев и т. д.).
ПР9: Приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе ценностей современного российского общества: идеалов гуманизма, демократии, мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; проявление уважения к историческому наследию народов России.
ПР10: Умение защищать историческую правду, не допускать умаления подвига народа при защите Отечества, готовность давать отпор фальсификациям российской истории.
ПР11: Знание ключевых событий, основных дат и этапов истории России и мира в ХХ – начале XXI в.; выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории; важнейших достижений культуры, ценностных ориентиров.
Освоение учебного предмета способствует достижению личностных результатов (ЛР*) (в соответствии с рабочей программой воспитания по специальности):
Планируемые результаты освоения предмета включают | Коды ЛР* |
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны | ЛР* 1 |
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организации | ЛР *2 |
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. | ЛР* 3 |
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностного и профессионального конструктивного «цифрового следа». | ЛР* 4 |
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. | ЛР* 5 |
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. | ЛР* 6 |
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. | ЛР* 7 |
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. | ЛР* 8 |
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. | ЛР* 9 |
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. | ЛР* 11 |
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания | ЛР *12 |
Владеющий культурой устной и письменной речи | ЛР* 22 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Учебная нагрузка с преподавателем (всего) | 169 |
в том числе: |
теоретическое обучение (лекции, уроки и др.) | 131 |
лабораторные занятия (если предусмотрено) | - |
практические занятия | 36 |
контрольные работы (если предусмотрено) | - |
консультация (если предусмотрено) | 2 |
из них в форме практической подготовки: | 10 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 10 |
……………… ……………… Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии (реферат, расчетно-графическая работа, домашняя работа и т.п.) |
Промежуточная аттестация- экзамен в 4 семестре | 6 |
2.2. Тематический план и содержание учебного предмета история
наименование
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Коды ОК, ЛР, МР, ПР (из ФГОС СОО/ФОП СОО), ЛР (из программы воспитания), формированию которых способствует элемент программы |
| в т.ч. в форме практической подготовки |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 семестр: 50 часов лекций, 18 часов практических занятий, в том числе 6 практической подготовки. (всего 68 часов) |
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ 1914-1945 ГГ. | | |
Раздел 1. | Введение | 6 | | ЛР 1, ЛР 4, ЛР 12, ЛР 17. МР1-8, ПР 1, ПР 3, ПР6, ПР 1,1 ОК 1-О6 ЛР*1, ЛР* 2, ЛР* 4 ЛР*5, ЛР*7-8, ЛР*22 |
Тема 1.1. Введение | Содержание учебного материала | | |
1.Введение. Всеобщая история.1914-1945. | 2 | |
Тема 1.2. Мир накануне и в годы Первой мировой войны | Содержание учебного материала | | |
1.Мир в начале ХХ в. | 2 | |
2.Первая мировая война (1914–1918) | |
Практические занятия -семинар | 2 | |
Раздел 2 | Мир в 1918 -1939 гг. | 14 | | ЛР2, ЛР 8, ЛР 14, ЛР 15 МР 1-8 ПР2, ПР3, ПР6, ПР 9, ПР11 ОК1-6 ЛР*1, ЛР* 2, ЛР* 4 ЛР*5, ЛР*7-8, ЛР*22 |
Тема 2.1. От войны к миру | Содержание учебного материала | | |
1.От войны к миру. | 2 | |
Тема 2.2 Страны Европы и Северной Америки в 1920-1930 гг. | Содержание учебного материала | | |
1.Революционные события 1918-1919 г. в Европе. | 4 | |
2.Страны Европы в 20-30 гг. | 2 |
3.Установление авторитарных режимов в странах Европы | |
| Практические занятия -семинар | 2 | |
Тема 2.3 Страны Азии, Латинской Америки в 1918-1930 гг. | Содержание учебного материала | 2 | |
1.Страны Азии, Латинской Америки в 1918-1930 гг. |
Тема 2.4 Международные отношения в 1920-1930 гг. | Содержание учебного материала | | |
1.Международные отношения в 1920-1930 гг. | 2 | |
Тема 2.5 Развитие культуры в 1914-1930 гг. | Содержание учебного материала | | 2 |
1.Наука и культура в 1914- 1930 гг. |
Практическое занятие -семинар | 2 | |
Раздел 3 | Вторая мировая война | 6 | | ЛР2, ЛР 8, ЛР 14, ЛР 15 МР 1-8 ПР2, ПР3, ПР6, ПР 9, ПР11 ОК1-6 ЛР*1, ЛР* 2, ЛР* 4 ЛР*5, ЛР*7-8, ЛР*22 |
Тема 3.1 Вторая мировая война | Содержание учебного материала | | |
1.Начало Второй мировой войны. | 2 | |
2.Разгром Германии, Японии и их союзников. | |
| Практические занятия -семинар | 2 | |
Тема 3.2 Обобщение | Содержание учебного материала | | |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Всеобщая история 1914-1945» | | |
Практические занятия-тестирование | 2 | |
Раздел 4 | Содержание учебного материала | 16 | | ЛР6, ЛР 10, ЛР 15, ЛР 16 МР 1-8 ПР5, ПР6, ПР8, ПР 10, ПР11 ОК1-6 ЛР*1,ЛР* 2, ЛР* 4 ЛР*5, ЛР*7-8, ЛР*22 |
Россия в годы Первой мировой войны и Великой российской революции (1914-1922гг.) |
Тема 4.1 Введение | Содержание учебного материала | 2 | |
1.Россия в начале ХХ в, |
Практическое занятие -семинар |
Тема 4.2 Россия в Первой мировой войне (1914-1918гг.) | Содержание учебного материала | 2 | |
1.Россия в Первой мировой войне. |
Практическое занятие -семинар | |
Тема 4.3 Великая российская революция (1917-1922) | Содержание учебного материала | 2 | |
1.Великая российская революция (1917-1922) |
Тема4.4. Первые революционные преобразования большевиков | Содержание учебного материала | 2 | |
1.Первые революционные мероприятия большевиков |
Практические занятия-семинар |
Тема 4.5 Гражданская война и ее последствия | Содержание учебного материала | | | |
1.Причины, этапы и основные события Гражданской войны. | 4 | | ЛР6, ЛР 10, ЛР 15, ЛР 16 МР 1-8 ПР5, ПР6, ПР8, ПР 10, ПР11 ОК1-6 ЛР*1, ЛР* 2, ЛР* 4 ЛР*5, ЛР*7-8, ЛР*22 |
2.Политика «военного коммунизма». | |
Тема 4.6 Идеология и культура Советской России периода Гражданской войны | Содержание учебного материала | 2 | |
1.Идеология и культура Советской России периода Гражданской войны. |
Тема 4.7 Наш край в 1914-1922 | Содержание учебного материала | 2 | |
1Архангельск в 1914–1922 гг. |
Раздел 5 | Советский Союз в 1920-1930 гг. | 18 | | |
Тема 5.1 СССР в годы нэпа (1921-1928гг.) | Содержание учебного материала | | | ЛР6, ЛР 10, ЛР 15, ЛР 16 МР 1-8 ПР5, ПР6, ПР8, ПР 10, ПР11 ОК1-6 ЛР*1, ЛР* 2, ЛР* 4 ЛР*5, ЛР*7-8, ЛР*22 |
1.Последствия Первой мировой и Гражданской войн. НЭП. | 2 | |
2.Образование СССР. | 2 | |
Тема 5.2. Советский Союз в 1929-1941 гг. | Содержание учебного материала | | |
1.«Великий перелом» | 2 | |
2.Утверждение культа личности Сталина | 2 | |
3.Советская социальная и национальная политика 1930-х гг. | 2 | |
Тема 5.3 Культурное пространство советского общества в 1920-1930 гг. | Содержание учебного материала | | |
1. Культурное пространство советского общества в 1920-1930 гг. | | 2 |
Практическое занятие-семинар | 2 | |
Тема 5.4. Внешняя политика СССР в 1920-1930гг. | Содержание учебного материала | 2 | |
1.Внешняя политика в 1920-1930 гг. |
2.СССР накануне Великой Отечественной войны. | 2 | |
Тема 5.5 Наш край в 1920-1930 гг. | Содержание учебного материала | 2 | |
1.Архангельск в 1920-1930 гг. |
Раздел 6 | Великая Отечественная война (1941-1945гг.) | 14 | | |
Тема 6.1 Первый период войны (июнь 1941-1942 гг.) | Содержание учебного материала | 2 | | ЛР6, ЛР 10, ЛР 15, ЛР 16 МР 1-8 ПР5, ПР6, ПР8, ПР 10, ПР11 ОК1-6 ЛР*1, ЛР* 2, ЛР* 4 ЛР*5, ЛР*7-8, ЛР*22 |
1.Первый период войны (июнь 1941-1942 гг.) |
Тема 6.2 Коренной прелом в ходе войны (осень 192-1943гг.) | Содержание учебного материала | 2 | |
1. Коренной прелом в ходе войны (осень 192-1943гг.) |
Тема6.3 Человек и война: единство фронта и тыла | Содержание учебного материал | | |
1.«Все для фронта, все для победы!». | 4 | |
2.Культурное пространство в годы войны. | |
2 семестр: (81 часов лекций, 18 часов практические, в том числе 6 практической подготовки (всего 99 часов) |
Тема 6.4. Победа СССР в Великой Отечественной войне (1944-сентябрь 1945г.) | Содержание учебного материала | | |
1.Важнейшие события на фронтах (1944-1945) | 8 | |
2.Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны. | |
Тема 6.5 Наш край в 1941-1945 г. | Содержание учебного материала | | |
1.Архангельск 1941-1945 гг. |
Практические занятия-семинар | 2 | |
Раздел 7 | Всеобщая история. 1945-2022 гг. | 24 | | ЛР6, ЛР 10, ЛР 15, ЛР 16 МР 1-8 ПР1, ПР2, ПР3, ПР4 ПР5, ПР6, ПР8, ПР 10, ПР11 ОК1-6 ЛР*1, ЛР* 2, ЛР* 4 ЛР*5, ЛР*7-8, ЛР*22 |
Тема 7.1 Введение | Содержание учебного материала | 2 | |
1.Введение. |
Тема 7.2 Страны Северной Америки и Европы во второй половине XX-XXI вв. | Содержание учебного материала | | |
1.От мира к холодной войне | 6 | |
2.Соединенные Штаты Америки во второй половине XX-XXI вв. | |
3. Страны Западной, Восточной и Центральной Европы во второй половине XX-XXI вв. | |
Тема 7.3 Страны Азии и Африки во второй половине XX-XXI вв. | Содержание учебного материала | | |
1.Обретенеие независимости и выбор путей развития странами Азии и Африки. | 4 | |
2. Страны Азии и Африки во второй половине XX-XXI вв. | |
Тема 7.4. Международные отношения во второй половине XX-XXI вв. | Содержание учебного материала | | |
1.Международные отношения в 1960-1980 гг. | | |
Практические занятия-семинар | 4 | |
2.Международные отношения во второй половине XX-XXI вв. | 2 | |
Тема 7.5 Развитие науки и культуры во второй половине XX-XXI вв. | Содержание учебного материала | | |
1.Развитие науки во второй половине XX-XXI вв. | 4 | 2 |
2. Течения и стили в художественной культуре второй половины XX-XXI вв. | 2 |
Практические занятия-семинар | |
Тема 7.6 Современный мир | Содержание учебного материала | 2 | |
1.Современный мир |
Тема 7.7 Обобщение | Содержание учебного материала | 2 | |
1.Повторительно-обобщающий урок по теме «Всеобщая история 1945-2022 гг.» |
Тема 8.1 СССР в 1945-1953 гг. | Содержание учебного материала | 12 | | |
1Восстановление экономики в 1945-1953 гг. | 12 | |
2.Ужесточение административно-командной системы в 1945-1953 гг. | |
| 3. Внешняя политика СССР 1945-1953 гг. | |
Тема 8.2 СССР в середине 1950-х- первой половине 1960-х гг. | Содержание учебного материала | 12 | |
1.СССР в период оттепели. | 12 | |
2.Соиально -экономическое развитие СССР в середине 1950-х- первой половине 1960-х гг. | | ЛР6, ЛР 10, ЛР 15, ЛР 16 МР 1-8 ПР1, ПР2, ПР3, ПР4 ПР5, ПР6, ПР8, ПР 10, ПР11 ОК1-6 ЛР*1,ЛР* 2, ЛР* 4 ЛР*5, ЛР*7-8, ЛР*22 |
3. Внешняя политика СССР в середине 1950-х- первой половине 1960-х гг. | |
Тема 8.3 Советское государство и общество в середине 1960-х- начале 1980х гг. | Содержание учебного материала | 10 | |
1.Экономическое развитие СССР середины 1960-х- начале 1980х гг. | 4 | |
2.Повседневность в городе и деревне. | |
3.Развитие науки и культуры середины 1960-х- начале 1980х гг. | 2 |
Практическое занятие-семинар | 2 | |
4.Внешняя политика СССР середины 1960-х- начале 1980х гг | 4 | |
Тема 8.4 Политика перестройки. Распад СССР (1985-1991 гг.) | Содержание учебного материала | 12 | |
1.Реформы М.С. Горбачева в экономике и политической сфере. | 10 | |
2.Новое мышление М.С. Горбачева | |
3.Попытка государственного переворота в августе 1991 года | |
Тема 8.5 Наш край в 1945-1991 гг. | Содержание учебного материала | | |
1. Наш край в 1945-1991 гг. | | |
Практическое занятие-семинар | 2 | | |
Раздел 9 | Российская Федерация в 1992-2022 гг. | 18 | | |
Тема 9.1 Становление новой России (1992-1999 гг.) | Содержание учебного материала | 6 | | ЛР6, ЛР 10, ЛР 15, ЛР 16 МР 1-8 ПР1, ПР2, ПР3, ПР4 ПР5, ПР6, ПР8, ПР 10, ПР11 ОК1-6 ЛР*1, ЛР* 2, ЛР* 4 ЛР*5, ЛР*7-8, ЛР*22 |
1.Б.Н. Ельцин. Начало радикальных реформ. | |
2.Нарастание кризиса в условиях ухудшения экономической ситуации | |
3. Новые приоритеты внешней политики | |
Тема 9.2 Россия в XXI веке: вызовы времени и задачи модернизации | Содержание учебного материала | 10 | |
1.Основные направления внутренней и внешней политики В.В. Путина 2000-2008 | | |
Практическое занятие-семинар | 2 | |
2.Принципы и направления развития РФ в 2012-2022 | 4 | |
3.Внешняя политика России в конце XX-XXI века | |
4.Религия, наука и культура России в конце XX-XXI века. | | |
Практические занятие-семинар | 2 | |
Тема 9.3. Наш край в 1992-2023 гг. | Содержание учебного материала | 2 | |
1 Наш край в 1992-2023 гг. | | |
| Итоговое обобщение | 1 | | |
Самостоятельная работа | Подготовка к экзамену | 10 | | |
Консультация «Подготовка к экзамену» _____________________________ | 2 | |
Промежуточная аттестация в форме ____________________________ экзамена | 6 | ** |
Всего: | 185 часов (169 ауд. + 10 с/р + 6 экз.) | |
3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Для реализации программы учебного предмета должны быть предусмотрен учебный кабинет истории.
Оборудование учебного кабинета: доска учебная, рабочее место преподавателя, столы, стулья (по числу обучающихся), шкафы для хранения раздаточного дидактического материала.
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийным проектор, экран.
Для реализации учебного предмета необходимо следующее учебно-методическое обеспечение: учебники, учебные пособия, словари, карты.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
3.2.1. Основные издания
- печатные издания:
1. История России. 1914- 1945 гг. (в 2 частях): Горинов М.М. и другие, под редакцией Торкунова А.- Акционерное общество «Издательство «Просвещение» 2022г.
2.История. Всеобщая история. Новейшая история. 1914-1945 гг.: Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О.; под редакцией Чубарьяна А.О-Акционерное общество «Издательство «Просвещение». 2022 г.
3. История. Всеобщая история. Новейшая история. 1946 г. — начало XXI века- Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О.; под редакцией Чубарьяна А.О-Акционерное общество «Издательство «Просвещение» 2022 г.
- электронные издания (ресурсы):
1. Кацва Л.А. История России. Советский период: 1917-1941 гг. Учебник для 10-11 классов средней школы. Учебное издание. (Москва: МИРОС, Антиква, 2002. - Московский институт развития образовательных систем) http://history.1543.ru/hist11/
2.Кириллов, В. В. История России: учебник для среднего профессионального образования / В. В. Кириллов, М. А. Бравина. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 565 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08560-0. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490330 (дата обращения: 13.11.2022).
3.Сафонов, А. А. История (конец XX — начало XXI века) : учебник для среднего профессионального образования / А. А. Сафонов, М. А. Сафонова. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 261 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-15461-0. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/507489 (дата обращения: 08.11.2022).
4.История России в 2 ч. Часть 2. 1941—2015 : учебник для среднего профессионального образования / М. В. Ходяков [и др.] ; под редакцией М. В. Ходякова. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 300 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04769-1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491021 (дата обращения: 08.11.2022).
3.2.2. Дополнительные источники
1.История России. ХХ — начало XXI века : учебник для СПО / Л. И. Семенникова [и др.] ; под редакцией Л. И. Семенниковой. — 7-е изд., испр. и доп. — Москва. : Юрайт, 2022. — 328 с. — (Профессиональное образование). - Текст: непосредственный.
2. История России. Начало XX-XXI века: 10 класс. Базовый уровень. О.В. Волобуев, С.П. Карпачев, В.А. Клоков. — 3-е изд., стереотипное —Москва: «Просвещение», 2022. 368с.-). - Текст: непосредственный.
Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета осуществляется преподавателем в процессе текущего контроля (проведения практических занятий, тестирования, проверочных работ, выполнения обучающимися индивидуальных заданий, контрольного чтения, монологических высказываний/устных рассказов, диалогов) и промежуточного контроля в форме дифференцированного зачёта
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели результатов подготовки | Формы и методы контроля |
ОК 01. | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам. | Текущий контроль - практические занятия, опрос, тестирование, проверочные работы, индивидуальные задания. Промежуточный контроль – экзамен |
ОК 04. | Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде. | Текущий контроль - практические занятия, опрос, индивидуальные задания. |
ОК 05. | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; | Текущий контроль - практические занятия, проверочные работы, индивидуальные задания. Промежуточный контроль –экзамен |
ОК 06. | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения; | Текущий контроль - практические занятия, проверочные работы, индивидуальные задания. Промежуточный контроль –экзамен |
Предметные результаты обучения | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
ПР1: Понимание значимости России в мировых политических и социально-экономических процессах ХХ – начала XXI в., знание достижений страны и ее народа; умение характеризовать историческое значение Российской революции, Гражданской войны, новой экономической политики (далее – нэп), индустриализации и коллективизации в Союзе Советских Социалистических Республик (далее – СССР), решающую роль СССР в победе над нацизмом, значение советских научно-технологических успехов, освоения космоса; понимание причин и следствий распада СССР, возрождения Российской Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине и других важнейших событий ХХ – начала XXI в.; особенности развития культуры народов СССР (России). | Текущий контроль – практические работы, тестирование, работа с картой, работа с источниками. документами, художественной литературой, написание творческих работ. Промежуточный контроль (экзамен) |
ПР2: Знание имен героев Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной войн, исторических личностей, внесших значительный вклад в социально-экономическое, политическое и культурное развитие России в ХХ – начале XXI в. | Текущий контроль – практические работы, тестирование, работа с картой, работа с источниками. документами, художественной литературой, написание творческих работ. Промежуточный контроль (экзамен) |
ПР3: Умение составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории ХХ – начала XXI в. и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов. ПР4: Умение выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов; систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями; сравнивать изученные исторические события, явления, процессы. ПР5: Умение устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов; характеризовать их итоги; соотносить события истории родного края и истории России в ХХ – начале XXI в.; определять современников исторических событий истории России и человечества в целом в ХХ – начале XXI в. ПР6: Умение критически анализировать для решения познавательной задачи аутентичные исторические источники разных типов (письменные, вещественные, аудиовизуальные) по истории России и зарубежных стран ХХ – начала XXI в., оценивать их полноту и достоверность, соотносить с историческим периодом; выявлять общее и различия; привлекать контекстную информацию при работе с историческими источниками. ПР7: Умение осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности поиск исторической информации по истории России и зарубежных стран ХХ – начала XXI в. в справочной литературе, сети Интернет, средствах массовой информации для решения познавательных задач; оценивать полноту и достоверность информации с точки зрения ее соответствия исторической действительности. ПР8: Умение анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации, в том числе исторические карты/схемы, по истории России и зарубежных стран ХХ – начала XXI в.; сопоставлять информацию, представленную в различных источниках; формализовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм; приобретение опыта осуществления проектной деятельности в форме разработки и представления учебных проектов по новейшей истории, в том числе – на региональном материале (с использованием ресурсов библиотек, музеев и т. д.). ПР9: Приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе ценностей современного российского общества: идеалов гуманизма, демократии, мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; проявление уважения к историческому наследию народов России. ПР10: Умение защищать историческую правду, не допускать умаления подвига народа при защите Отечества, готовность давать отпор фальсификациям российской истории. ПР11: Знание ключевых событий, основных дат и этапов истории России и мира в ХХ – начале XXI в.; выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории; важнейших достижений культуры, ценностных ориентиров. | Текущий контроль – практические работы, тестирование, работа с картой, работа с источниками. документами, художественной литературой, написание творческих работ. Промежуточный контроль (экзамен) |
Текущий контроль – практические работы, тестирование, работа с картой, работа с источниками. документами, художественной литературой, написание творческих работ. Промежуточный контроль (экзамен) |
Текущий контроль – практические работы, тестирование, работа с картой, работа с источниками. документами, художественной литературой, написание творческих работ. Промежуточный контроль (экзамен) |
Текущий контроль – практические работы, тестирование, работа с картой, работа с источниками. документами, художественной литературой, написание творческих работ. Промежуточный контроль (экзамен) Текущий контроль – практические работы, тестирование, работа с картой, работа с источниками. документами, художественной литературой, написание творческих работ. Промежуточный контроль (экзамен)Текущий контроль – практические работы, тестирование, работа с картой, работа с источниками. документами, художественной литературой, написание творческих работ. Промежуточный контроль (экзамен) Текущий контроль – практические работы, тестирование, работа с картой, работа с источниками. документами, художественной литературой, написание творческих работ. Промежуточный контроль (экзамен) |
Личностные результаты реализации программы воспитания*
№ п/п | Разделы (темы) учебного предмета | Код личностных результатов |
1 | Введение | |
2 | Мир накануне и в годы Первой мировой войны | ЛР*1, ЛР*2, ЛР*5, ЛР*6, ЛР*8 |
3 | От войны к миру | ЛР*1, ЛР*2, ЛР*5, ЛР*6, ЛР*8 |
4 | Страны Европы и Северной Америки в 1920—1930-е гг. | ЛР*1, ЛР*2, ЛР*5, ЛР*6, ЛР*8 |
5 | Страны Азии, Латинской Америки в 1918—1930-е гг. | ЛР*1, ЛР*2, ЛР*5, ЛР*6, ЛР*8 |
6 | Международные отношения в 1920— 1930-х гг. | ЛР*1, ЛР*2, ЛР*5, ЛР*6, ЛР*8 |
7 | Развитие культуры в 1914—1930-х гг. | ЛР*1, ЛР*2, ЛР*5, ЛР*6, ЛР*8 |
8 | Вторая мировая война | ЛР*1, ЛР*2, ЛР*5, ЛР*6, ЛР*8 |
9 | Обобщение | ЛР*1, ЛР*2, ЛР*5, ЛР*6, ЛР*8 |
10 | Россия в Первой мировой войне (1914—1918) | ЛР*1, ЛР*2, ЛР*5, ЛР*6, ЛР*8 |
11 | Великая российская революция (1917— 1922) | ЛР*1, ЛР*2, ЛР*5, ЛР*6, ЛР*8 |
12 | Первые революционные преобразования большевиков | ЛР*1, ЛР*2, ЛР*5, ЛР*6, ЛР*8, |
13 | Гражданская война и ее последствия | ЛР*1, ЛР*2, ЛР*5, ЛР*6, ЛР*8, |
14 | Идеология и культура Советской России периода Гражданской войны | ЛР*1, ЛР*2, ЛР*5, ЛР*6, ЛР*8, |
15 | Наш край в 1914— 1922 | ЛР*1, ЛР*2, ЛР*5, ЛР*6, ЛР*8, |
16 | СССР в годы нэпа (1921—1928) | ЛР*1, ЛР*2, ЛР*5, ЛР*6, ЛР*8, |
17 | Советский Союз в 1929—1941 гг. | ЛР*1, ЛР*2, ЛР*5, ЛР*6, ЛР*8, |
18 | Культурное пространство советского общества в 1920— 1930-е гг. | ЛР*1, ЛР*2, ЛР*5, ЛР*6, ЛР*8, |
19 | Внешняя политика СССР в 1920— 1930-е гг. | ЛР*1, ЛР*2, ЛР*5, ЛР*6, ЛР*8, |
20 | Наш край в 1920— 1930-е гг. | ЛР*1, ЛР*2, ЛР*5, ЛР*6, ЛР*8, |
21 | Первый период войны (июнь 1941 — осень 1942 г.) | ЛР*1, ЛР*2, ЛР*5, ЛР*6, ЛР*8, |
22 | Коренной перелом в ходе войны (осень 1942—1943 г.) | ЛР*1, ЛР*2, ЛР*5, ЛР*6, ЛР*8, |
23 | Человек и война: единство фронта и тыла | ЛР*1, ЛР*2, ЛР*5, ЛР*6, ЛР*8, |
24 | Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны (1944 — сентябрь 1945 г.) | ЛР*1, ЛР*2, ЛР*5, ЛР*6, ЛР*8, |
25 | Наш край в 1941— 1945 гг. | ЛР*1, ЛР*2, ЛР*5, ЛР*6, ЛР*8, |
26 | Страны Северной Америки и Европы во второй половине ХХ — начале XXI в. | ЛР*1, ЛР*2, ЛР*5, ЛР*6, ЛР*8, |
27 | Страны Азии, Африки во второй половине ХХ — начале XXI в.: проблемы и пути модернизации | ЛР*1, ЛР*2, ЛР*5, ЛР*6, ЛР*8, |
28 | Страны Латинской Америки во второй половине ХХ — начале XXI в. | ЛР*1, ЛР*2, ЛР*5, ЛР*6, ЛР*8, |
29 | Международные отношения во второй половине ХХ — начале XXI в. | ЛР*1, ЛР*2, ЛР*5, ЛР*6, ЛР*8, |
30 | Развитие науки и культуры во второй половине ХХ — начале XXI в. | ЛР*1, ЛР*2, ЛР*5, ЛР*6, ЛР*8, |
31 | Современный мир | ЛР*1, ЛР*2, ЛР*5, ЛР*6, ЛР*8, |
32 | СССР в 1945—1953 гг. | ЛР*1, ЛР*2, ЛР*5, ЛР*6, ЛР*8, |
33 | СССР в середине 1950-х — первой половине 1960-х гг. | ЛР*1, ЛР*2, ЛР*5, ЛР*6, ЛР*8, |
34 | Советское государство и общество в середине 1960-х — начале 1980-х гг. | ЛР*1, ЛР*2, ЛР*5, ЛР*6, ЛР*8, |
35 | Политика перестройки. Распад СССР (1985—1991) | ЛР*1, ЛР*2, ЛР*5, ЛР*6, ЛР*8, |
36 | Наш край в 1945— 1991 гг. | ЛР*1, ЛР*2, ЛР*5, ЛР*6, ЛР*8, |
37 | Итоговое обобщение | ЛР*1, ЛР*2, ЛР*5, ЛР*6, ЛР*8, |
38 | Становление новой России (1992—1999) | ЛР*1, ЛР*2, ЛР*5, ЛР*6, ЛР*8, |
39 | Россия в ХХI в.: вызовы времени и задачи модернизации | ЛР*1, ЛР*2, ЛР*5, ЛР*6, ЛР*8, |
40 | Наш край в 1992— 2022 гг. | ЛР*1, ЛР*2, ЛР*5, ЛР*6, ЛР*9 |