ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно приникают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.
Естественно развивающиеся чувства привязанности к Отеческим ценностям становятся предметом осмысления и процессе целенаправленного патриотического воспитания, где на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Это патриотическое воспитание как система целенаправленного воздействия.
Патриотизм в современных условиях — это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, — сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
Любовь ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям — отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которая может проводиться в образовательных учреждениях, по начальному формированию чувств гражданственности и патриотизма во взаимодействии с семьей.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ.
Методы и приемы патриотического воспитания, используемые педагогами разнообразны, но учитывают психологические особенности ребёнка с ОВЗ (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубину и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений и др.).
Воспитание любви к Родине, родному городу (как начал патриотизма и первых чувств гражданственности) — значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают обучающегося.
ФОРМЫ РАБОТЫ.
Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры и, конечно, личный пример педагогов и родителей. Прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.). Прекрасные возможности в воспитании патриотизма предоставляет знакомство с традициями, обычаями, бытом и прикладным искусством, фольклором России. Издавна славна наша страна своими защитниками которые охраняли границы родной земли. Много славных полководцев прославили Россию с древних времен до нашего времени. Знакомя дошкольников с защитниками Отечества, мы зарождаем в них чувства гордости и любви.
Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому детей. А такое становится возможным только тогда, когда освоена родная культура, включающая много различных аспектов: традиции и обычаи народа, историю его развития, духовное наследие и т.д. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями, может оказаться под угрозой государственность.
Чтобы избежать этого, необходимо воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.
ЦЕЛЬ.
Главная цель работы – воспитание гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально развитой творческой личности.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ БЛОКИ.
Основу этого подхода составляют тематические блоки, в которых содержатся как конкретные задачи, решение которых необходимо для воспитания маленького гражданина, так и средства их реализации.
Каждый блок включает в себя как специально организованные занятия, так и другие виды деятельности: беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры и т. д.
I. «Я ТАКОЙ»
Задачи: помочь ребенку раскрыть сущность человека, осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость, дать ему знания о себе: своем теле, здоровье и безопасности, эмоциях, путях получения знаний; развивать способности решать проблемы и преодолевать неудачи; научить верить в себя, свои силы и возможности, гордиться тем, что он уже умеет делать; формировать доверие к людям, любовь к жизни, чувство радости существования («Я есть!»).
II. «МИР ЛЮДЕЙ»
Задачи: способствовать формированию понятия о том, что в любом сообществе людей (семья, школа и др.) действуют разные правила, которые выполняют все члены этого сообщества; создавать условия для усвоения социальных функций людей и социальных отношений; учить детей быть доброжелательными и терпимыми в общении, легко входить в группы, стремиться к сотрудничеству.
III. «МИР ПРИРОДЫ»
Задачи: установление простейших закономерностей: обратить внимание детей на причины, связи, отношения явлений живой и неживой природы; познакомить с разнообразием растительного и животного мира; формировать понимание зависимости между внешним строением растений и животных и условиями их существования; формировать представления о целостности связей, сложившихся в экосистеме, о необходимости биологического равновесия в природе; развивать поисково-исследовательскую деятельность; воспитывать элементы экологического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к социальной и природной среде, к здоровью (как собственному, так и окружающих людей), стремление следовать экологическим правилам в доступных для возраста и особенностей развития формах.
В основе отношения обучающегося с ОВЗ к окружающему миру природы должны лежать следующие базовые положения:
Я — часть природы.
Я восхищаюсь природой, которая меня окружает.
Я стараюсь понимать окружающий мир.
Я сострадаю живому и неживому, как живому.
Я отношусь к невероятному как к обычному и к обычному — как к невероятному.
Я умею видеть красивое рядом с собой и любоваться им.
Я оказываю посильную помощь природе.
IV. «РУКОТВОРНЫЙ МИР»
Задачи: через деятельность обучающегося раскрыть мотивы, потребности, цели, способности человека и необходимость их преемственности; формировать представление о том, что человек - творец и хозяин рукотворного мира; подвести обучающихся к мысли, что и они могут быть созидателями; продолжать работу по воспитанию экологической культуры, бережного отношения к объектам рукотворного мира.
V. «ГРАЖДАНСТВО»
Задачи: познакомить обучающихся с символами государства: гимном, флагом, гербом; расширять знания о географическом положении места, где живет ребенок; способствовать пониманию того, что география объединяет людей региона (рельеф, климат влияют на образ жизни); формировать определенное отношение к истории (через осознание своего генеалогического дерева); помочь осознать принадлежность к своему народу, государству.
VI. «КУЛЬТУРА»
Задачи: познакомить обучающихся с системой обычаев, включающей праздники, обряды, традиции в одежде, еде, формах досуга и отдыха; воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку; знакомить детей с разными видами и формами искусства; формировать уважительное, бережное отношение к культурным ценностям; развивать способность к индивидуальному творческому самовыражению в различных видах творчества.
Между тем опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов. При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками развивающего процесса. И здесь важно отметить, что использование метода совместных семейных проектов является большим подспорьем для реализации этого раздела.
ПРИНЦИПЫ.
В основу программы положены важнейшие стратегические принципы современной системы российского образования:
единство тематических целей и их специфичность в отдельности;
сохранение самоценности детства, как созидательного,
раскрывающего ребенку окружающий мир и высокую духовность
национальной культуры;
профессиональная компетентность педагога, основанная на личностно-ориентированном взаимодействии его с ребенком;
сочетание научности и доступности исторического материала;
взаимосвязь и взаимопроникновение разных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности - как главный принцип формирования творчески активной личности младшего школьника.
Каждая из тем является общей для разных направлений детской деятельности:
Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные младшему школьнику стороны окружающей действительности.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Известны педагогические принципы — любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, школе, городу. Большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в образовательном учреждении.
Одной из задач патриотического воспитания является формирование у них активного положительного отношения к славным защитникам нашей Родины — к воинам Российской армии. Героизм, мужество, стойкость, готовность совершать подвиги во имя Родины — эти черты российского воина понятны младшим школьникам, вызывают у них желание подражать воинам, быть такими же мужественными и смелыми.
Педагог справится с поставленной перед ним задачей, если свои знания сможет передать детям в доступной и эмоциональной форме, поэтому
работу по воспитанию патриотических чувств у детей проводят через вовлечение воспитанников в художественно-речевую, изобразительную, театральную и музыкальную деятельность, что в конечном итоге способствует достижению определенных результатов в патриотическом воспитании. Воспитание его души — создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Но, очевидно, рациональное воспитание нравственности, не затрагивающее эмоции ребенка, никогда не приведет к желаемому результату. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях — человечности — закладывается именно в возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.

МОДЕЛЬ
обучающегося
Я такой!
Я есть!
Правила
сообщества
людей

Человек творчества и хозяин рукотворного
мира
Экологическая культура, связи в
экосистеме.
Я – созидатель.


Я
часть
природы
Я есть!
Принадлежность к народу, государству.
География
объединяет людей.
Праздники.
Обряды.
Традиции.
Родной язык.
Творчество.