СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа патриотического воспитания /для организации внеурочной деятельности, работы в ГПД/ младших школьников с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

представлены содержательные блоки, которые можно наполнить соответствующим конкретным целям и задачам педагога в работе с детьми с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Программа патриотического воспитания /для организации внеурочной деятельности, работы в ГПД/ младших школьников с ОВЗ»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно при­никают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и свое­му народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обита­ния человека. Это патриотическое воспитание в ши­роком смысле слова.

Естественно развивающиеся чувства привязанности к Отеческим ценностям становятся предметом осмысления и процессе целенаправленного патриотического воспита­ния, где на их основе формируются убеждения и готов­ность действовать соответствующим образом. Это патриотическое воспитание как система целенаправленного воздействия.

Патриотизм в современных условиях — это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с дру­гой, — сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Любовь ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям — отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которая может проводиться в образовательных учреждениях, по начально­му формированию чувств гражданственности и патриотизма во взаимодействии с семьей.




МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ.


Методы и приемы патриотического воспитания, используемые педагогами разнообразны, но учитывают психологические особенности ребёнка с ОВЗ (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубину и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений и др.).




Воспитание любви к Родине, родному городу (как начал патриотизма и первых чувств гражданственнос­ти) — значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают обучающегося.



ФОРМЫ РАБОТЫ.


Существуют разнообразные формы воспитания у детей пат­риотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разу­чивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры и, конечно, личный пример педагогов и родителей. Прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различ­ной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.). Прекрасные возможности в воспитании патрио­тизма предоставляет знакомство с традиция­ми, обычаями, бытом и прикладным искусством, фоль­клором России. Издавна славна наша страна своими защитниками которые охраняли границы родной земли. Много славных полководцев прославили Россию с древних времен до нашего времени. Знакомя дошкольников с защитниками Отечества, мы зарождаем в них чувства гордости и любви.

Каждому человеку необходимо знать родную природу, исто­рию и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому детей. А такое становится возможным только тогда, когда освоена родная культура, вклю­чающая много различных аспектов: традиции и обычаи народа, историю его развития, духовное наследие и т.д. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры разви­тия, разрушатся связи между поколениями, может оказаться под угрозой государственность.

Чтобы избежать этого, необходимо воспи­тывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.


ЦЕЛЬ.

Главная цель работы – воспитание гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально развитой творческой личности.



ТЕМАТИЧЕСКИЕ БЛОКИ.


Основу этого подхода составляют тематические блоки, в которых содержатся как конкретные задачи, решение которых необходимо для воспитания маленького гражданина, так и средства их реализации.

Каждый блок включает в себя как специально организованные занятия, так и другие виды де­ятельности: беседы, чтение художественной лите­ратуры, дидактические игры и т. д.

I. «Я ТАКОЙ»


Задачи: помочь ребенку раскрыть сущность человека, осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость, дать ему знания о себе: своем теле, здоровье и безопасности, эмоциях, путях получения знаний; развивать способности решать проблемы и пре­одолевать неудачи; научить верить в себя, свои силы и возможнос­ти, гордиться тем, что он уже умеет делать; формировать доверие к людям, любовь к жизни, чувство радости существования («Я есть!»).


II. «МИР ЛЮДЕЙ»


Задачи: способствовать формированию понятия о том, что в любом сообществе людей (семья, школа и др.) действуют разные правила, которые выполняют все члены этого сообщества; создавать условия для усвоения социальных функций людей и социальных отношений; учить детей быть доброжелательными и терпимыми в общении, легко входить в группы, стремиться к сотрудничеству.


III. «МИР ПРИРОДЫ»


Задачи: установление простейших закономерностей: обратить внимание детей на причины, связи, отношения явлений живой и неживой природы; познакомить с разнообразием растительного и животного мира; формировать понимание зависимости между внешним строением растений и животных и условиями их существования; формировать представления о целостности связей, сложившихся в экосистеме, о необходимости биологического равновесия в природе; развивать поисково-исследовательскую деятельность; воспитывать элементы экологического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к социальной и природной среде, к здоровью (как собственному, так и окружающих людей), стремление следовать экологическим правилам в доступных для возраста и особенностей развития формах.

В основе отношения обучающегося с ОВЗ к окружающему миру природы должны лежать следующие базовые положения:

Я — часть природы.

Я восхищаюсь природой, которая меня окружает.

Я стараюсь понимать окружающий мир.

Я сострадаю живому и неживому, как живому.

Я отношусь к невероятному как к обычному и к обычному — как к невероятному.

Я умею видеть красивое рядом с собой и любоваться им.

Я оказываю посильную помощь природе.


IV. «РУКОТВОРНЫЙ МИР»


Задачи: через деятельность обучающегося раскрыть мотивы, потребности, цели, способности че­ловека и необходимость их преемственности; формировать представление о том, что человек - творец и хозяин рукотворного мира; подвести обучающихся к мысли, что и они могут быть созидателя­ми; продолжать работу по воспитанию экологической культу­ры, бережного отношения к объектам рукотворного мира.


V. «ГРАЖДАНСТВО»


Задачи: познакомить обучающихся с символами государства: гим­ном, флагом, гербом; расширять знания о географическом по­ложении места, где живет ребенок; способствовать пониманию того, что география объединяет людей региона (рельеф, кли­мат влияют на образ жизни); формировать определенное отно­шение к истории (через осознание своего генеалогического де­рева); помочь осознать принадлежность к своему народу, госу­дарству.


VI. «КУЛЬТУРА»


Задачи: познакомить обучающихся с системой обычаев, включающей праздники, обряды, традиции в одежде, еде, формах досуга и отдыха; воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку; знакомить детей с разными видами и формами искусст­ва; формировать уважительное, бережное отношение к культур­ным ценностям; развивать способность к индивидуальному твор­ческому самовыражению в различных видах творчества.


Между тем опыт работы показывает, что наиболее эффектив­ных результатов можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов. При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участни­ками развивающего процесса. И здесь важно отме­тить, что использование метода совместных семей­ных проектов является большим подспорьем для реализации этого раздела.


ПРИНЦИПЫ.


В основу программы положены важнейшие стратегические прин­ципы современной системы российского образования:

  • единство тематических целей и их специфичность в отдельности;

  • сохранение самоценности детства, как созидательного,

раскрывающего ребенку окружающий мир и высокую духовность

национальной культуры;

  • профессиональная компетентность педагога, основанная на личностно-ориентированном взаимодействии его с ребенком;

  • сочетание научности и доступности исторического материала;

  • взаимосвязь и взаимопроникновение разных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности - как главный принцип фор­мирования творчески активной личности младшего школьника.


Каждая из тем является общей для разных направлений детской дея­тельности:


  • социально-коммуникативной;

  • учебно-познавательной;

  • речевой;

  • художественно-эстетической;

  • физической.

Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармо­нично наполняли его мировоззрение нравственным содержани­ем, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные младшему школьнику стороны окружающей действительности.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Известны педагогические принципы — любовь к Родине начинается с от­ношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, школе, городу. Большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в образовательном учреждении.


Одной из задач патриотического воспитания является формирование у них активного положительного отно­шения к славным защитникам нашей Родины — к воинам Рос­сийской армии. Героизм, мужество, стойкость, готовность со­вершать подвиги во имя Родины — эти черты российского воина понятны младшим школьникам, вызывают у них желание под­ражать воинам, быть такими же мужественными и смелыми.

Педагог справится с поставленной перед ним задачей, если свои знания сможет передать детям в доступной и эмоциональ­ной форме, поэтому

работу по воспитанию патриотических чувств у детей про­водят через вовлечение воспитанников в художественно-речевую, изобразительную, театральную и музыкальную деятельность, что в конечном итоге способствует достижению определенных результатов в патриотическом воспитании. Воспитание его души — создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Но, очевидно, рациональное воспитание нравственности, не затрагивающее эмоции ребенка, никогда не приве­дет к желаемому результату. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях — человеч­ности — закладывается именно в возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.



























МОДЕЛЬ

обучающегося



Я такой!

Я есть!

Правила

сообщества

людей









Человек творчества и хозяин рукотворного

мира


Экологическая культура, связи в

экосистеме.

Я – созидатель.




Я

часть

природы

Я есть!

Принадлежность к народу, государству.

География

объединяет людей.

Праздники.

Обряды.

Традиции.

Родной язык.

Творчество.