МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса
«Правила дорожного движения»
для обучающихся 2 класса
на 2021-2022 учебный год
Направление: социально-культурное
2021г
г. Каменск-Шахтинский
Программа внеурочной деятельности «Правила дорожного движения» составлена на основе программы Н.Ф. Виноградовой «Я — пешеход и пассажир», рассчитана на 135 учебных часов, из расчета 1 час в неделю. Из них в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю, 33 учебных недели), во 2 – 4 классах – по 34 часов (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностях;
в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД
определять цель деятельности;
учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
устанавливать причинно-следственные связи;
вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
Познавательные УУД
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;
Коммуникативные УУД
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы
.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
к концу 2-го года обучения
Универсальные учебные действия:
Ориентирование и поведение в окружающей среде:
— сравнивать предметы по их положению в пространстве;
— определять направление движения объекта и свое пространственное положение по отношению к нему;
— соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко-медленно; близко-быстро); различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос: «Кто (что) быстрее (медленнее)?»;
— самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко-далеко, ближе-дальше, рядом, около и пр.);
— различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт.
Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
— определять геометрическую форму знаков дорожного движения, группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие, предписывающие знаки);
— ориентироваться в скорости приближающегося транспортного средства (быстро, медленно);
— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на дороге и улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего поведения;
— различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков (изученных);
— в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты (по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»;
— объяснять значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД);
— различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота;
— оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое может быть затрачено на переход дороги;
— группировать транспортные средства по принадлежности к группам «общественный», «личный».
Содержание курса внеурочной деятельности
2класс
Ориентировка в окружающем мире
Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение,
объяснение соотношений с использованием соответствующей терминологии (близко-ближе, далеко-дальше, рядом, перед, за и т.д.).
Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). Особенности пространственного положения предмета (транспортного средства) при разной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам дорожного движения (далеко-близко; медленно-быстро, рядом, около).
Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота.
Транспорт личный и общественный (отличие, классификация). Механические транспортные средства. Маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай). Маршрут (определение на рисунках, моделирование). Гужевой транспорт.
Населенный пункт как территория, застроенная домами: город, село,
поселок, деревня. Знание своего района как условие безопасного передвижения.
Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги.
Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасностей. Безопасные маршруты движения (установление, определение по рисункам и личным наблюдениям).
Ты — пешеход
Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка». Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево…». Значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД). Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков.
Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства.
Ты – пассажир
В легковом автомобиле пристегиваться ремнями безопасности. На первом сидении ребенок ехать не может. Из машины выходить можно только со стороны тротуара или обочины. Не открывать двери автомобиля на ходу, не высовываться из окна.
Описание форм организации и видов деятельности
На занятиях по внеурочной деятельности «Правила дорожного движения» преобладают следующие виды деятельности: познавательная (групповая дискуссия, мозговой штурм, экскурсии), игровая (игры, физминутки, решение ребусов, головоломок, практические занятия), творческая (групповые и индивидуальные проекты)
Формы организации:
тематические занятия;
игровые уроки;
практические занятия;
конкурсы, соревнования, на лучшее знание правил дорожного движения;
подготовка и проведение игр и праздников по ПДД;
изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;
просмотр видеоматериалов по ПДД;
создание групповых и индивидуальных проектов по ПДД
организация экскурсий на улицу.
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения |
Ориентировка в окружающем мире |
1 | Повторение правил ДД по материалам 1 класса | 1 | |
2 | Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение, объяснение соотношений с использованием соответствующей терминологии (близко-ближе, далеко-дальше, рядом, перед, за и т.д.). | 1 | |
3 | Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). | 1 | |
4 | Особенности пространственного положения транспортного средства при разной скорости движения по отношению к другим участникам дорожного движения | 1 | |
5 | Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота. | 1 | |
6 | Транспорт личный и общественный (отличие, классификация). | 1 | |
7 | Механические транспортные средства. Маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай). | 1 | |
8 | Маршрут (определение на рисунках, моделирование). Гужевой транспорт. | 1 | |
9 | Конкурс рисунков «Автомобиль – друг или враг?» | 1 | |
10 | Населенный пункт: город, село, поселок, деревня. | 1 | |
11 | Знание своего района как условие безопасного передвижения. | 1 | |
12-13 | Проектная работа «Улицы моего города» | 2 | |
14 | Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). | 1 | |
15 | Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги. | 1 | |
16 | Опасность и безопасность на дорогах. | 1 | |
17 | Причины возникновения опасностей. В каких случаях транспортные средства представляют опасность для пешехода? | 1 | |
18 | Когда пешеходы представляют опасность для транспортных средств и водителей? | 1 | |
19 | Целевая прогулка «Правила юного пешехода» | 1 | |
20 | Безопасные маршруты движения (установление, определение по рисункам и личным наблюдениям) | 1 | |
21 | Разбор маршрутов следования учащихся по улицам с интенсивным движением. | 1 | |
22 | Игра « Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!» | 1 | |
Ты – пешеход |
23 | Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка». | 1 | |
24 | Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево…». | 1 | |
25 | Значение конкретного знака. Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков. | 1 | |
26 | Рисуем дорожные знаки | 1 | |
27 | Викторина «Дорожные знаки в загадках и стихах». | 1 | |
28 | Автобусные остановки, посадочные площадки в местах остановок трамвая. Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства | 1 | |
29 | Целевая прогулка «Остановки транспортного средства» | 1 | |
Ты – пассажир |
30 | Ты - пассажир. Правила для пассажиров легкового автомобиля | 1 | |
31 | Составление памятки «Правила для пассажиров» | 1 | |
32-33 | Проектная работа «Безопасность на дорогах» | 2 | |
34 | Тест «Какой ты пассажир?» | 1 | |