СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА ПЕДАГОГА для работы со слабоуспевющими детьми

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА ПЕДАГОГА для работы со слабоуспевющими детьми»




ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

для работы со слабоуспевющими детьми

Абдуризаева З.А.

Учитель биологии

МКОУ «Урсинская СОШ»

Цель:

-ликвидация пробелов у учащихся в обучении биологии;

-создание условий для успешного индивидуального развития ученика.

Основные направления работы:

создание благоприятной атмосферы на уроке;

своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и консультациях;

изменить формы и методы учебной работы на уроках , чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности. Использовать для этого обучающие игры;

освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;

ориентировать детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности;

культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни.

Пояснительная записка

Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов, наркоманов.

Что же такое неуспеваемость?

Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса и пр. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, можно  оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.

Причины, вызывающие школьную неуспеваемость

неблагоприятная наследственность;

нарушения нервной деятельности;

общая неспособность к интеллектуальному труду;

физическая ослабленность;

школьная незрелость;

педагогическая запущенность;

недостаточное развитие речи;

боязнь школы, учителей;

инфантилизм (т. е. детскость)

астеническое состояние;

снижение зрения;

гиподинамия;

социум;

миграции (учащиеся, не владеющие русским языком или владеющие им не в полном объёме);

социально-экономическая ситуация, которая снизила материальный уровень жизни людей (родители вынуждены, кроме основной работы, подрабатывать на другой - ребёнок предоставлен сам себе



План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

Мероприятие

Сроки

1.

Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущего года  обучения.

Цель: Определение фактического уровня знаний детей; Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.







сентябрь

2.

Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: психологом, врачом, с самим ребенком;

сентябрь

3.

Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика  и  корректирование  по мере необходимости;

Сентябрь, обновлять по мере необходимости.

4.

Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий.

в  течение учебного года.


5.

Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса.

в  течение учебного года.

6.

Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету.

в  течение учебного года.

7.

Использование разноуровневых тестов, различных форм работы на уроке.

в  течение учебного года.

8.

Беседа с родителями учащихся с целью организации индивидуальной помощи.

в  течение учебного года.

9.

Координация работы с учителями предметниками, работающих в этих классах.

в  течение учебного года.

Типы слабоуспевающих учащихся:

1 тип.  Низкое качество мыслительной деятельности при положительном отношении к учению.

Подтипы:

А). Стремление компенсировать неуспех в учебе какой-нибудь деятельностью; направленность на определенный вид деятельности в будущем.

Б). Стремление избежать трудностей в учебной работе, поиск обходных путей - списать, обмануть...;  отсутствует направленность на определенный вид деятельности в будущем.

Пути решения проблемы: изменить установку, связанную на простое воспроизведение,  на стремление искать способы решения. Надо учить жесткой регламентацией каждого шага с добыванием знаний, постоянно учить их  рассуждать.

2 тип.  Неплохая интеллектуальная подготовка, но отрицательное отношение к учению.

Подтипы:

А). Стремление компенсировать неуспех в учебе другой деятельностью;  в будущем хотели бы заниматься чем-то романтическим.

Б). Компенсируют популярностью вне школы; о будущем не думают.

Пути решения проблемы: включение в коллектив, формирование положительных мотивов учения и иных видов деятельности.

3 тип. Слабое развитие мыслительных процессов в сочетании с нежеланием учиться.

Подтипы:

А). Компенсируют   практической  деятельностью, с целью избежать учебы, работы; профессиональные интересы неустойчивы и слабы.

Б). Поиск обходных путей любой работы ради корыстных целей, примитивные потребности.

Пути решения проблемы: проведение индивидуальной кропотливой и систематической работы, «потерянные дети».

       Работа  учителя со слабоуспевающими учениками обычно сводится к организации следующих мер: проведение индивидуальных и дополнительных занятий, которые отнимают много времени у учителя и создают дополнительную нагрузку на учащихся; оказание давления на ученика, что порождает у него чувство неполноценности, неверие в свои силы, неуравновешенность, а порой озлобленность и враждебное отношение к школе. Но эти действия не позволяют в должной степени осуществлять эффективную работу с учащимися по предупреждению слабой успеваемости.

1. Слабая успеваемость как явление имеет сложную природу, формируясь в определенных условиях, при определенных причинах, под влиянием множества факторов. Причины слабой успеваемости делятся на типы в зависимости от их источника и содержания: личностные психические и медицинские, семейные педагогические и бытовые, школьные педагогические, социальные педагогические и бытовые. Ведущую роль играют личностные психические факторы, причины и условия.
  2. Формы слабой успеваемости различаются, в частности, по глубине и по устойчивости. 
  3. Важным фактором успеваемости в начальный период обучения является уровень школьной готовности, имеющей три основные составляющие: интеллектуальную, мотивационную и волевую. В свою очередь, готовность во многом определяет успешность адаптации к школе.

Действие факторов, причин, условий преломляется в системе других факторов и в первую очередь - в психике ребенка. В результате этого взаимодействия реализуется тот или иной вариант развития процесса. Так, следствием влияния неблагоприятных семейных условий в одних случаях может быть снижение успеваемости, в других - воспитание положительных качеств характера, устойчивой учебной мотивации с тем, чтобы в дальнейшем избежать сложной семейной обстановки.

     Для получения информации о состоянии слабой успеваемости учеными было проведено анкетирование. Анализ данных позволил, с одной стороны, определить мнение педагогов о проблеме отставания детей в учении, с другой стороны - обстоятельства, сопутствующие слабой успеваемости. Учителям было предложено указать главные причины неуспеваемости. Более 80%  среди них отметили личностные особенности ученика и его бытовые условия. Педагогические причины указали всего 28% учителей.
     По ответам родителей установили зависимость успеваемости от различных обстоятельств. Доля детей, отстающих в обучении, высока среди школьников, живущих в плохих бытовых условиях (50%), в семьях которых отсутствует контроль со стороны родителей (63%) или они отрицательно относятся к данной школе (63%). Анкетирование свидетельствует о том, что условия для успешного обучения наиболее благоприятны в больших городах (где более доступно дополнительное образование детей в центрах детского творчества, кружках и т.п.), а также в небольших поселениях (где выше занятость школьников в домашнем хозяйстве).

 Одним из неотъемлемых свойств слабой успеваемости является динамичность. Динамика слабой успеваемости зависит от наличия и организации соответствующей педагогической работы с учащимися, при адекватной постановке которой можно добиться хороших результатов. Наибольшие сложности в работе педагога возникают во втором полугодии, когда у детей теряется чувство новизны по отношению к школе, и соответствующие мотивы учения перестают действовать.

Исходя из вышеизложенного даются рекомендации для последующей работы с учащимися:

в работе со слабоуспевающими школьниками использовать методику педагогического исследования причин слабой успеваемости;

 учитывать конкретные индивидуальные причины слабой успеваемости, факторы и условия учебного процесса;

активно и систематически вести разнообразную работу с отстающими и школьниками "группы риска" - индивидуальную, групповую, общеклассную;

при  опросе  слабоуспевающим  школьникам  даётся примерный  план 

ответа,  разрешается  пользоваться  планом,  составленным  дома,    больше времени  готовиться  к  ответу  у доски,  делать предварительные  записи,  пользоваться  наглядными  пособиями;

ученикам  задаются  наводящие  вопросы,  помогающие  последовательно излагать материал;

при  опросе  создаются  специальные  ситуации  успеха;

периодически  проверяется  усвоение  материала  по  темам  уроков,  на     которых ученик  отсутствовал;

входе  опроса  и  при  анализе  его  результатов  обеспечивается  атмосфера благожелательности;

концентрировать внимание   на  наиболее  важных  и  сложных 

разделах  изучаемой  темы;  

даются упражнения,  направленные  на  устранение  ошибок, 

допускаемых ими  при  ответах  или  в  письменных  работах; 

домашняя  работа  для  слабоуспевающих  школьников  подбирается   на осознание  и исправление  ошибок:  проводится  подробный  инструктаж  о  порядке  выполнения  домашнего  задания;  дается задания на поиск в Интернете;

контрольные работы проводить  в трех уровнях сложности;

каждому предметнику вести индивидуальный журнал слабоуспевающих учащихся

Десять правил работы со «слабоуспевающими»

Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.

Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.

Каждый урок - продолжение предыдущего, многократное повторение основного материала  - один из приемов работы со слабыми.

Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).

Работy со «слабоуспевающими » не понимайте примитивно. Тут идет постоянное  развитие памяти, логики,  мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.

Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и  закрепить.

Общение - главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе - не получите и результатов обучения.

Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход - займутся своими делами.

9. Начав целенаправленно работать со слабыми, помните:    спустя короткое время их среда вновь расколется – на способных, средних и... «слабоуспевающих».

10. Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных - посадите их к слабым, и пусть продолжается учеба.