СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа педагога-психолога по адаптации обучающихся 5 класса

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа по адаптации

Просмотр содержимого документа
«Программа педагога-психолога по адаптации обучающихся 5 класса»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 п. Ленинский» МО «Алданский район»

678944 Республика Саха (Якутия) Алданский район п. Ленинский,

ул. Ленина 34 «а», тел. факс 8 (41145) 52-5-16,

тел. 52- 5- 32 [email protected]





Утверждаю_____________________

А. С. Усолов

Директор МБОУ

«СОШ №5 п.Ленинский»

Приказ от 23. 08. 2021 г. № 01 – 02/302

«________» ______________ 2021 г.







Программа

педагога-психолога

по внеурочной деятельности

с обучающимися 5 класса

психологического курса

«Сотвори себя сам»

на тему: «Адаптация пятиклассников»







педагог-психолог: С. А. Попова

сроки реализации программы: 1 час в неделю, 34 ч. в год



















2021 г.

п. Ленинский




Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты

Личностными результатами освоения программы кружка ВД являются следующие знания и умения:

- обучающийся получит возможность для формирования внутренней позиции школьника;

- формирование ответственного отношения к учению;

- готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании обучения и познания;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Предметные результаты

Предметными результатами освоения программы кружка ВД являются следующие знания и умения:

- знание индивидуальных и эмоциональных особенностей людей;

- знание правил работы в тренинговой группе;

- знание способов разрешения конфликтных ситуаций;

- умения вести конструктивный диалог;

- умение определять жизненные цели и задачи.

Учащиеся получат возможность научиться:

- понимать себя, свои желания, мечты, ценности;

- вести конструктивную беседу;

-учитывать мнение других людей при взаимодействии, вставать на сторону собеседника;

- бесконфликтному поведению со сверстниками и взрослыми людьми Текущий контроль усвоения материала осуществляется во время наблюдения за работой детей во время урока (активность, заинтересованность). В конце учебного года проводится отчетное занятие, на котором учащиеся продемонстрируют полученные навыки и умения, а также пройдет выставка тетрадей по саморазвитию.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  1. осознавать свои личные качества, способности и возможности

  2. осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции

  3. овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями

  4. научиться контролировать собственное агрессивное поведение

  5. осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки.

  6. учиться прогнозировать последствия собственных поступков.

Познавательные УУД:

  1. учиться осознавать и анализировать изменения в самом себе

  2. планировать свою учебную деятельность с учетом индивидуального стиля учебной деятельности

  3. адекватно воспринимать оценки учителей

  4. уметь распознавать чувства других людей

  5. обогатить представления о собственных ценностях и их роли в жизни

  6. уметь формулировать собственные проблемы

Коммуникативные УУД:

  1. учиться строить взаимоотношения с окружающими

  2. учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации

  3. учиться правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других

  4. учиться самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями

  5. формулировать свое собственное мнение и позицию

  6. учиться толерантному отношению к другому человеку



Содержание курса внеурочной деятельности

Программа рассчитана на работу в группе до 20 человек

Пространственно-временная организация

Продолжительность занятий: 45 минут.

Форма работы: дистанционная, групповая, подгрупповая, индивидуальная

Периодичность встреч: 1 раз в неделю.

Средства формирования УУД: словесные методы, методы проблемного обучения, метод погружения, метод проектов, метод наблюдения, метод экспериментальной психологии, анализ продуктов деятельности, анкетирование и др.

А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся:

Психологическая информация. Достаточно эффективный метод, способствующий углублению самосознания подростков, является изучение некоторых важных для этого возраста психологических понятий. Сообщаемая информация стимулирует подростка к размышлению о себе.

Интеллектуальные задания. Интеллектуальные задания способствуют расширению лексического запаса учащихся в области психологии, помогают им овладеть необходимыми понятиями.

Ролевые методы. Ролевые методы предполагают принятие подростком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание необычных ролей; проигрывание своей роли в гротескном варранте.

Коммуникативные игры. Коммуникативные игры направлены на формирование у подростка умения увидеть в другом человеке его достоинства. А также существует ряд игр, способствующих углублению осознания сферы общения.

Игры, направленные на развитие воображения. Их можно разделить на две группы: вербальные и невербальные игры. В вербальных играх подростки придумывают окончание к той или иной необычной ситуации, невербальные игры предполагают изображение подростками того или иного неживого предмета.

Задания с использованием терапевтических метафор. Можно выделить две основные группы метафор. Первая группа направлена на работу с типичными проявлениями или/и трудными ситуациями подросткового возраста, например, чувством одиночества, стремлением к получению внимания (пусть даже негативного) взрослых. Вторая группа включает в себя сказки развивающего характера, способствующие решению ими возрастных задач развития. Систематическая работа с метафорами приводит к усвоению основной идеи метафоры: в сложной ситуации необходимо искать ресурсы внутри самого себя, и это обязательно приведет к успеху.

Задания на формирование «эмоциональной грамотности». Эти задания предполагают обучение распознаванию эмоциональных состояний по мимике, жестам, голосу; умению принимать чувства другого человека в конфликтных ситуациях.

Когнитивные методы. Эти методы основываются на утверждении, что первопричиной эмоциональных расстройств является наличие у человека некоторых мешающих ему убеждений. Исходя из этого, необходим пересмотр мировоззрения.

Дискуссионные методы. Одним из ведущих методов, используемых в социально-психологическом тренинге, является групповая дискуссия. Она позволяет реализовать принцип субъект-субъектного взаимодействия, выявить различные точки зрения на какую-либо проблему.

Обучение основано на использовании традиционных принципов дидактики: принцип воспитывающего обучения, научности, наглядности, сознательности и активности, систематичности, прочности, доступности. Индивидуальный подход, учет возрастных возможностей для преподавания психологии в обучении младших школьников имеют исключительное значение.












Тематическое планирование 5 класс:

Дата

Тема занятия

Кол-во часов:

Виды деятельности

Формы работы

1 четверть


1 неделя

«Знакомство»

1

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Сказкотерапия, коллективные творческие задания, игры.


2 неделя

«Пропало имя»

1

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коллективные творческие задания, упражнения,

игры.


3 неделя

«Что такое 5 класс?»

1

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Сказкотерапия, коллективные творческие задания, игры.


4 неделя

«Я в этом огромном мире…»

1

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Акция, упражнения,

игры.


5 неделя

«Какой я и чем я отличаюсь от других?»

1

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Сказкотерапия, коллективные творческие задания, игры.


6 неделя

«Мир информации»

1

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коллективные творческие задания, упражнения, игры.


7 неделя

«Я могу»

1

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Сказкотерапия, коллективные творческие задания, проекты, акции, упражнения, олимпиады, игры.


8 неделя


«Пять ступенек счастья»

1

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Сказкотерапия, коллективные творческие задания, проекты, акции, упражнения, олимпиады, игры.


9 неделя

«Мир эмоций»

1

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Сказкотерапия, коллективные творческие задания, проекты, акции, упражнения, олимпиады, игры.

2 четверть


1 неделя

«Мы – единое целое!»

1

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

регулятивные

Сказкотерапия, коллективные творческие задания, проекты, акции, упражнения, олимпиады, игры.


2 неделя

«Наши классные уголки»

1

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Сказкотерапия, коллективные творческие задания, проекты, акции, упражнения, олимпиады, игры.


3 неделя

«Понимаем ли мы друг друга?»

1






Коммуникативные

Личностные

Познавательные

регулятивные

Сказкотерапия, коллективные творческие задания, проекты, акции, упражнения, олимпиады, игры.


4 неделя

«Без друзей меня чуть-чуть»

1

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Сказкотерапия, коллективные творческие задания, проекты, акции, упражнения, олимпиады, игры.


5 неделя


«Когда ребенка дразнят»

1

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Сказкотерапия, коллективные творческие задания, проекты, акции, упражнения, олимпиады, игры.


6 неделя


Игровая психотерапия: техника “Ноги топают” Кэти Вандерлих(Cathy Wunderlich)


1

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Сказкотерапия, коллективные творческие задания, проекты, акции, упражнения, олимпиады, игры.


7 неделя


Развитие воображения (Упражнения «Домовой», «Фигуры», игра « Узнай на ощупь»)


1

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Сказкотерапия, коллективные творческие задания, проекты, акции, упражнения, олимпиады, игры.

3 четверть


1 неделя


Беседа на тему: «Вредные привычки»

1

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Занятия с элементами тренинга


2 неделя


Развитие произвольной сферы (Упражнение «Узоры», игра «Кто точнее?»)


1

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Занятия с элементами тренинга


3 неделя


Развитие слуховой памяти (Упражнение «Звуки», игра «Стой»). Сказкотерапия: «Фиолетовый котенок»


1

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

регулятивные

Занятия с элементами тренинга


4 неделя


Беседа: «Колокольчики добра». Тренинг “Домовой”

1

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Занятия с элементами тренинга


5 неделя

Коррекция произвольной сферы (Упражнения «Каждой руке – свое дело», «И мы»). Тренинг на тему: «Острова счастья»

1

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Занятия с элементами тренинга


6 неделя

Развитие логического мышления (Упражнения «Часы», «Найди пару») Тренинг: «Зажги звезду»

1

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

регулятивные

Занятия с элементами тренинга


7 неделя

Развитие мышления (Упражнение «Раздели на части», игра «Не ошибись!»)

1

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Занятия с элементами тренинга


8 неделя

Коррекция интеллектуального развития (Упражнения «Четвертый лишний», «Хлопки»)

1

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

регулятивные

Занятия с элементами тренинга


9 неделя




Развитие концентрации внимания (Упражнения «Поезд», «»Цифры», «Сгруппируй узор»)

1

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Занятия с элементами тренинга


10 неделя


Коррекция агрессивности (Упражнения «Распускающийся бутон», «Письмо Бяке и Буке».

Галерея негативных портретов

1

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

регулятивные

Занятия с элементами тренинга

4 четверть


1 неделя


Коррекция памяти (Упражнения «Окончание слов», «Назови слово»)

1

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Занятия с элементами тренинга

2 неделя


Развитие внимания и наблюдательности (Упражнение «Перепутанные линии», игра «Художник»).

1

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Занятия с элементами тренинга


3 неделя


Коррекция интеллектуального развития (Упражнение «Твердый – мягкий», игра «Кубик»)

1

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Занятия с элементами тренинга


4 неделя


Развитие мелкой моторики пальцев рук (Упражнение «Золотая рыбка», игра «Звездное небо»)

1

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Занятия с элементами тренинга


5 неделя


Развитие способности к переключению внимания (Упражнения «Перепутанные буквы», «Угадай предмет»)

1

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Занятия с элементами тренинга


6 неделя


Коррекция памяти (Упражнение «Найди кольцо», игра «Учимся запоминать»). Тренинг «Созвездие»

1

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Занятия с элементами тренинга


7 неделя


Коррекция межличностных отношений класса (Упражнение «Живые цепочки», игра «Рукопожатие», «Подарок другу»)

1

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Занятия с элементами тренинга

8 неделя

«Мой выбор. Мы изменились!»

1

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Занятия с элементами тренинга


Всего часов



34 ч.































Список литературы:

  1. Андрияхина Н. Как помочь пятикласснику?// Школьный психолог, 2003.-№.3

  2. Битиянова М.Р. Адаптация ребенка к школе:диагностика, коррекция, педагогическая поддержка.-М.: Генезис,1998

  3. Владимирова Ю. Новичок в средней школе.//Школьный психолог,2004.-№9

  4. Панфилова М.А. Игротерапия общения.-М.: Генезис,2001

  5. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы.-М.: Новая школа,1993

  6. Битянова М.  Психолого-педагогическое сопровождение школьников на этапе перехода из начального в среднее звено / М. Битянова // Школьный психолог. Приложение к газете "Первое сентября". – 2001. - №33.

  7. Владимирова Ю. Новичок в средней школе: Программа адаптационных встреч для пятиклассников / Ю. Владимирова // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября», - 2004. - №9.

  8. Журавлев Д.  Адаптация учащихся при переходе из начальной в среднюю школу / Д. Журавлев // Народное образование. - 2002. - №8.

  9. Иванова Н.  Адаптационный период в школе: смысл, значение, опыт / Н. Иванова // Новые ценности образования. - М., 1997 г.

  10. Коблик Е. Г. Первый раз в 5 класс. Программа адаптации детей к средней школе. – М.: Генезис, 2003. – 122 с.

  11. Коробкина С.А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами / авт.-сост. С. А. Коробкина. – Волгоград: Учитель, 2010. – 238 с.

  12. Крылова М.  На новой ступени: трудности адаптации пятиклассников к школе / М. Крылова // Классное руководство и воспитание школьников. Приложение к газете "Первое сентября". - 2009. - №16.

  13. Останина Н.  Я и школа: Программа развития адаптивных возможностей учащихся при переходе в среднее звено / Н. Останина // Школьный психолог. Приложение к газете "Первое сентября". - 2003. - №41.

  14. Прихожан А.  Пятиклассники: Собрание для родителей пятиклассников (психологические аспекты): методический материал / А. Прихожан // Школьный психолог. Приложение к газете "Первое сентября". - 2002. -№12.