Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 п. Ленинский» МО «Алданский район»
678944 Республика Саха (Якутия) Алданский район п. Ленинский,
ул. Ленина 34 «а», тел. факс 8 (41145) 52-5-16,
тел. 52- 5- 32 [email protected]
Утверждаю_____________________
А. С. Усолов
Директор МБОУ
«СОШ №5 п.Ленинский»
Приказ от 23. 08. 2021 г. № 01 – 02/302
«________» ______________ 2021 г.
Программа
педагога-психолога
по внеурочной деятельности
с обучающимися 1 класса
психологического курса
«Сотвори себя сам»
на тему:
«Адаптация первоклассников»
педагог-психолог: С. А. Попова
сроки реализации программы: 1 час в неделю. 33 ч. в год
2021 г.
п. Ленинский
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа рассчитана на достижение 2-х уровней результатов:
- первый уровень- приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
- второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Личностные результаты:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
- сформированность мотивации к учению и познанию,
- ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции;
- социальные компетентности, личностные качества;
- сформированность основ российской, гражданской идентичности.
Применительно к данной программе
- сформированность у обучающихся уважения и интереса к чувствам других людей;
- сформированность умения анализировать свое поведение на основе общих морально-нравственных понятий (о добре и зле, должном и недопустимом);
- сформированность уважительного отношения к отличительным особенностям чувств и эмоций других людей;
- сформированность у обучающихся мотивации к изучению психологии, с целью самосовершенствования и дальнейшей самореализации;
- сформированность у обучающихся готовности и способности к духовному развитию;
- сформированность нравственных качеств обучающихся, основанных на духовных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
- сформировнность у обучающихся мотивации к обучению и познанию.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
осознавать свои личные качества, способности и возможности
осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции
овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями
научиться контролировать собственное агрессивное поведение
осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки.
учиться прогнозировать последствия собственных поступков.
Познавательные УУД:
учиться осознавать и анализировать изменения в самом себе
планировать свою учебную деятельность с учетом индивидуального стиля учебной деятельности
адекватно воспринимать оценки учителей
уметь распознавать чувства других людей
обогатить представления о собственных ценностях и их роли в жизни
уметь формулировать собственные проблемы
Коммуникативные УУД:
учиться строить взаимоотношения с окружающими
учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации
учиться правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других
учиться самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями
формулировать свое собственное мнение и позицию
учиться толерантному отношению к другому человеку
Предметные результаты:
- психологические знания (понятия, факты, идеи, законы науки психологии, способы психической деятельности),
- психологические умения (чем для самого человека становятся те знания и способы действия, которые он приобретает в процессе обучения),
- навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой),
- опыт творческой самодеятельности,
- овладение культурой психической деятельности,
- формирование эмоционально-целостного отношения к психологической реальности и действительности в целом.
Содержание курса внеурочной деятельности
Программа рассчитана на работу в группе из 10-18 человек.
Пространственно-временная организация
Продолжительность занятий: 40 минут.
Форма работы: дистанционная, групповая, подгрупповая и индивидуальная.
Периодичность встреч: 1 раз в неделю.
Средства формирования УУД: словесные методы, методы проблемного обучения, метод погружения, метод проектов, метод наблюдения, метод экспериментальной психологии, анализ продуктов деятельности, анкетирование и др.
А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся:
Психологическая информация. Достаточно эффективный метод, способствующий углублению самосознания подростков, является изучение некоторых важных для этого возраста психологических понятий. Сообщаемая информация стимулирует подростка к размышлению о себе.
Интеллектуальные задания. Интеллектуальные задания способствуют расширению лексического запаса учащихся в области психологии, помогают им овладеть необходимыми понятиями.
Ролевые методы. Ролевые методы предполагают принятие подростком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание необычных ролей; проигрывание своей роли в гротескном варранте.
Коммуникативные игры. Коммуникативные игры направлены на формирование у подростка умения увидеть в другом человеке его достоинства. А также существует ряд игр, способствующих углублению осознания сферы общения.
Игры, направленные на развитие воображения. Их можно разделить на две группы: вербальные и невербальные игры. В вербальных играх подростки придумывают окончание к той или иной необычной ситуации, невербальные игры предполагают изображение подростками того или иного неживого предмета.
Задания с использованием терапевтических метафор. Можно выделить две основные группы метафор. Первая группа направлена на работу с типичными проявлениями или/и трудными ситуациями подросткового возраста, например, чувством одиночества, стремлением к получению внимания (пусть даже негативного) взрослых. Вторая группа включает в себя сказки развивающего характера, способствующие решению ими возрастных задач развития. Систематическая работа с метафорами приводит к усвоению основной идеи метафоры: в сложной ситуации необходимо искать ресурсы внутри самого себя, и это обязательно приведет к успеху.
Задания на формирование «эмоциональной грамотности». Эти задания предполагают обучение распознаванию эмоциональных состояний по мимике, жестам, голосу; умению принимать чувства другого человека в конфликтных ситуациях.
Когнитивные методы. Эти методы основываются на утверждении, что первопричиной эмоциональных расстройств является наличие у человека некоторых мешающих ему убеждений. Исходя из этого, необходим пересмотр мировоззрения.
Дискуссионные методы. Одним из ведущих методов, используемых в социально-психологическом тренинге, является групповая дискуссия. Она позволяет реализовать принцип субъект-субъектного взаимодействия, выявить различные точки зрения на какую-либо проблему.
Обучение основано на использовании традиционных принципов дидактики: принцип воспитывающего обучения, научности, наглядности, сознательности и активности, систематичности, прочности, доступности. Индивидуальный подход, учет возрастных возможностей для преподавания психологии в обучении младших школьников имеют исключительное значение.
Тематическое планирование:
Дата | Тема занятия | Количество часов | Виды деятельности | Формы работы |
Раздел 1. Введение. Знакомство школьника с нормами школьной жизни |
1 четверть 1 неделя | «Вводное занятие. Знакомство. Расскажи о себе» | 1 | Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | Занятия с элементами тренинга, игры, упражнения. |
2 неделя | «Я в кругу семьи» | 1 | Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | Занятия с элементами тренинга, игры, упражнения. |
3 неделя | «Первый раз в школе» | 1 | Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | Занятия с элементами тренинга, игры, упражнения. |
4 неделя | «Я и мое имя» | 1 | Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | Занятия с элементами тренинга, игры, упражнения. |
5 неделя | «Школьные правила» | 1 | Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | Занятия с элементами тренинга, игры, упражнения. |
6 неделя | «Школьные принадлежности» | 1 | Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | Занятия с элементами тренинга, игры, упражнения. |
7 неделя | «Собираем портфель» | 1 | Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | Занятия с элементами тренинга, игры, упражнения. |
8 неделя | «Звездная страна» | 1 | Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | Сказкотерапия |
9 неделя | «Школьные оценки» | 1 | Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | Занятия с элементами тренинга, игры, упражнения. |
2 четверть 1 неделя | «Подсказки и списывание» | 1 | Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | Занятия с элементами тренинга, игры, упражнения. |
2 неделя | «Что такое хорошо?» | 1 | Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | Сказкотерапия |
3 неделя | «Мои эмоции» | 1 | Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | Занятия с элементами тренинга, игры, упражнения. |
4 неделя | «Мое настроение» | 1 | Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | Занятия с элементами тренинга, игры, упражнения. |
5 неделя | «Конверты радости и огорчений» | 1 | Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | Занятия с элементами тренинга, игры, упражнения. |
6 неделя | «Как лошадка Лу стала храброй» | 1 | Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | Сказкотерапия |
7 неделя | «Радость одна на всех» | 1 | Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | Сказкотерапия |
3 четверть 1 неделя | «Чудо-дерево» | 1 | Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | Занятия с элементами тренинга, игры, упражнения. |
2 неделя | «Наши страхи» | 1 | Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | Занятия с элементами тренинга, игры, упражнения: |
3 неделя | «Сказка про обыкновенного мальчика, с которым произошла необыкновенная история» | 1 | Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | Сказкотерапия |
4 неделя | «Грусть и печаль» | 1 | Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | Занятия с элементами тренинга, игры, упражнения |
5 неделя | «Я контролирую себя» | 1 | Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | Занятия с элементами тренинга, игры, упражнения |
6 неделя | «Слушай команду» | 1 | Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | Занятия с элементами тренинга, игры, упражнения |
7 неделя | «Волшебная клетка» | 1 | Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | Занятия с элементами тренинга, игры, упражнения |
8 неделя | «Планета эмоций» | 1 | Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | Занятия с элементами тренинга, игры, упражнения |
Раздел 2. Развитие коммуникативных умений и навыков |
9 неделя | «Что такое общение» | 1 | Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | Занятия с элементами тренинга, игры, упражнения |
4 четверть 1 неделя | «Путешествие в страну «Понимание» | 1 | Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | Занятия с элементами тренинга, игры, упражнения |
2 неделя | «Я – доброжелательный» | 1 | Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | Занятия с элементами тренинга, игры, упражнения. |
3 неделя | «Волшебные средства взаимопонимания» | 1 | Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | Занятия с элементами тренинга, игры, упражнения |
4 неделя | «Драки и обида» | 1 | Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | Занятия с элементами тренинга, игры, упражнения |
5 неделя | «Мы поссорились и помирились» | 1 | Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | Занятия с элементами тренинга, игры, упражнения |
6 неделя | «Застенчивость и уверенность» | 1 | Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | Занятия с элементами тренинга, игры, упражнения |
Раздел 3. Заключительная часть |
7 неделя | «Настенькино чудо» | 1 | Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | Сказкотерапия |
8 неделя | «Дерево дружбы» | 1 | Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | Занятия с элементами тренинга, игры, упражнения |
Всего часов | 33 час |
Список литературы:
Амонашвили Ш.А, В школу с 6 лет. М.: Педагогика, 1986.
Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989.
Битянова М., Азарова Т., Афанасьева Е., Васильева Н. Работа психолога в начальной школе. М.: Совершенство, 1998.
Божович Л.И, Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
Вачков И.В, Групповые методы в работе школьного психолога. М.: Ось-89, 2002
Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы). М., 1992.
Психическое развитие младшего школьника, /экспериментальное психологическое исследование под ред. Давыдова В.В,, М., «Педагогика», 1990
Самоукина Н.В. Игры, в которые играют. Дубна: «Феникс»,1998.
Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999