СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа педагога-психолога по адаптации обучающихся 1 класса на 2021-2022 учебный год

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по адаптации

Просмотр содержимого документа
«Программа педагога-психолога по адаптации обучающихся 1 класса на 2021-2022 учебный год»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 п. Ленинский» МО «Алданский район»

678944 Республика Саха (Якутия) Алданский район п. Ленинский,

ул. Ленина 34 «а», тел. факс 8 (41145) 52-5-16,

тел. 52- 5- 32 [email protected]




Утверждаю_____________________

А. С. Усолов

Директор МБОУ

«СОШ №5 п.Ленинский»

Приказ от 23. 08. 2021 г. № 01 – 02/302

«________» ______________ 2021 г.








Программа

педагога-психолога

по внеурочной деятельности

с обучающимися 1 класса

психологического курса

«Сотвори себя сам»

на тему:

«Адаптация первоклассников»






педагог-психолог: С. А. Попова

сроки реализации программы: 1 час в неделю. 33 ч. в год
















2021 г.

п. Ленинский

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Программа рассчитана на достижение 2-х уровней результатов:

- первый уровень- приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

- второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Личностные результаты:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию,

- сформированность мотивации к учению и познанию,

- ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции;

- социальные компетентности, личностные качества;

- сформированность основ российской, гражданской идентичности.

Применительно к данной программе

- сформированность у обучающихся уважения и интереса к чувствам других людей;

- сформированность умения анализировать свое поведение на основе общих морально-нравственных понятий (о добре и зле, должном и недопустимом);

- сформированность уважительного отношения к отличительным особенностям чувств и эмоций других людей;

- сформированность у обучающихся мотивации к изучению психологии, с целью самосовершенствования и дальнейшей самореализации;

- сформированность у обучающихся готовности и способности к духовному развитию;

- сформированность нравственных качеств обучающихся, основанных на духовных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

- сформировнность у обучающихся мотивации к обучению и познанию.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  1. осознавать свои личные качества, способности и возможности

  2. осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции

  3. овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями

  4. научиться контролировать собственное агрессивное поведение

  5. осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки.

  6. учиться прогнозировать последствия собственных поступков.

Познавательные УУД:

  1. учиться осознавать и анализировать изменения в самом себе

  2. планировать свою учебную деятельность с учетом индивидуального стиля учебной деятельности

  3. адекватно воспринимать оценки учителей

  4. уметь распознавать чувства других людей

  5. обогатить представления о собственных ценностях и их роли в жизни

  6. уметь формулировать собственные проблемы

Коммуникативные УУД:

  1. учиться строить взаимоотношения с окружающими

  2. учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации

  3. учиться правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других

  4. учиться самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями

  5. формулировать свое собственное мнение и позицию

  6. учиться толерантному отношению к другому человеку


Предметные результаты:

- психологические знания (понятия, факты, идеи, законы науки психологии, способы психической деятельности),

- психологические умения (чем для самого человека становятся те знания и способы действия, которые он приобретает в процессе обучения),

- навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой),

- опыт творческой самодеятельности,

- овладение культурой психической деятельности,

- формирование эмоционально-целостного отношения к психологической реальности и действительности в целом.


Содержание курса внеурочной деятельности

Программа рассчитана на работу в группе из 10-18 человек.

Пространственно-временная организация

Продолжительность занятий: 40 минут.

Форма работы: дистанционная, групповая, подгрупповая и индивидуальная.

Периодичность встреч: 1 раз в неделю.

Средства формирования УУД: словесные методы, методы проблемного обучения, метод погружения, метод проектов, метод наблюдения, метод экспериментальной психологии, анализ продуктов деятельности, анкетирование и др.

А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся:

Психологическая информация. Достаточно эффективный метод, способствующий углублению самосознания подростков, является изучение некоторых важных для этого возраста психологических понятий. Сообщаемая информация стимулирует подростка к размышлению о себе.

Интеллектуальные задания. Интеллектуальные задания способствуют расширению лексического запаса учащихся в области психологии, помогают им овладеть необходимыми понятиями.

Ролевые методы. Ролевые методы предполагают принятие подростком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание необычных ролей; проигрывание своей роли в гротескном варранте.

Коммуникативные игры. Коммуникативные игры направлены на формирование у подростка умения увидеть в другом человеке его достоинства. А также существует ряд игр, способствующих углублению осознания сферы общения.

Игры, направленные на развитие воображения. Их можно разделить на две группы: вербальные и невербальные игры. В вербальных играх подростки придумывают окончание к той или иной необычной ситуации, невербальные игры предполагают изображение подростками того или иного неживого предмета.

Задания с использованием терапевтических метафор. Можно выделить две основные группы метафор. Первая группа направлена на работу с типичными проявлениями или/и трудными ситуациями подросткового возраста, например, чувством одиночества, стремлением к получению внимания (пусть даже негативного) взрослых. Вторая группа включает в себя сказки развивающего характера, способствующие решению ими возрастных задач развития. Систематическая работа с метафорами приводит к усвоению основной идеи метафоры: в сложной ситуации необходимо искать ресурсы внутри самого себя, и это обязательно приведет к успеху.

Задания на формирование «эмоциональной грамотности». Эти задания предполагают обучение распознаванию эмоциональных состояний по мимике, жестам, голосу; умению принимать чувства другого человека в конфликтных ситуациях.

Когнитивные методы. Эти методы основываются на утверждении, что первопричиной эмоциональных расстройств является наличие у человека некоторых мешающих ему убеждений. Исходя из этого, необходим пересмотр мировоззрения.

Дискуссионные методы. Одним из ведущих методов, используемых в социально-психологическом тренинге, является групповая дискуссия. Она позволяет реализовать принцип субъект-субъектного взаимодействия, выявить различные точки зрения на какую-либо проблему.

Обучение основано на использовании традиционных принципов дидактики: принцип воспитывающего обучения, научности, наглядности, сознательности и активности, систематичности, прочности, доступности. Индивидуальный подход, учет возрастных возможностей для преподавания психологии в обучении младших школьников имеют исключительное значение.

























































































Тематическое планирование:

Дата

Тема занятия

Количество часов

Виды деятельности

Формы работы

Раздел 1. Введение. Знакомство школьника с нормами школьной жизни

1 четверть

1 неделя


«Вводное занятие. Знакомство. Расскажи о себе»

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Занятия с элементами тренинга, игры, упражнения.


2 неделя

«Я в кругу семьи»

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Занятия с элементами тренинга, игры, упражнения.


3 неделя

«Первый раз в школе»

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Занятия с элементами тренинга, игры, упражнения.


4 неделя

«Я и мое имя»

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Занятия с элементами тренинга, игры, упражнения.


5 неделя

«Школьные правила»

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Занятия с элементами тренинга, игры, упражнения.


6 неделя

«Школьные принадлежности»

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Занятия с элементами тренинга, игры, упражнения.


7 неделя

«Собираем портфель»

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Занятия с элементами тренинга, игры, упражнения.


8 неделя

«Звездная страна»

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Сказкотерапия


9 неделя

«Школьные оценки»

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Занятия с элементами тренинга, игры, упражнения.

2 четверть

1 неделя

«Подсказки и списывание»

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Занятия с элементами тренинга, игры, упражнения.


2 неделя

«Что такое хорошо?»




1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Сказкотерапия


3 неделя

«Мои эмоции»

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Занятия с элементами тренинга, игры, упражнения.


4 неделя

«Мое настроение»


1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Занятия с элементами тренинга, игры, упражнения.


5 неделя

«Конверты радости и огорчений»

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Занятия с элементами тренинга, игры, упражнения.


6 неделя

«Как лошадка Лу стала храброй»

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Сказкотерапия


7 неделя

«Радость одна на всех»

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Сказкотерапия

3 четверть

1 неделя

«Чудо-дерево»

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Занятия с элементами тренинга, игры, упражнения.


2 неделя

«Наши страхи»

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Занятия с элементами тренинга, игры, упражнения:



3 неделя

«Сказка про обыкновенного мальчика, с которым произошла необыкновенная история»

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Сказкотерапия


4 неделя

«Грусть и печаль»

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Занятия с элементами тренинга, игры, упражнения


5 неделя

«Я контролирую себя»

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Занятия с элементами тренинга, игры, упражнения


6 неделя

«Слушай команду»

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Занятия с элементами тренинга, игры, упражнения


7 неделя

«Волшебная клетка»

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Занятия с элементами тренинга, игры, упражнения


8 неделя

«Планета эмоций»

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Занятия с элементами тренинга, игры, упражнения

Раздел 2. Развитие коммуникативных умений и навыков


9 неделя

«Что такое общение»

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Занятия с элементами тренинга, игры, упражнения

4 четверть

1 неделя

«Путешествие в страну «Понимание»

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Занятия с элементами тренинга, игры, упражнения


2 неделя

«Я – доброжелательный»

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Занятия с элементами тренинга, игры, упражнения.



3 неделя

«Волшебные средства взаимопонимания»

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Занятия с элементами тренинга, игры, упражнения


4 неделя

«Драки и обида»

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Занятия с элементами тренинга, игры, упражнения


5 неделя

«Мы поссорились и помирились»

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Занятия с элементами тренинга, игры, упражнения


6 неделя

«Застенчивость и уверенность»

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Занятия с элементами тренинга, игры, упражнения

Раздел 3. Заключительная часть


7 неделя

«Настенькино чудо»

1




Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Сказкотерапия


8 неделя

«Дерево дружбы»

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Занятия с элементами тренинга, игры, упражнения


Всего часов



33 час








Список литературы:

  1. Амонашвили Ш.А, В школу с 6 лет. М.: Педагогика, 1986.

  2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989.

  3. Битянова М., Азарова Т., Афанасьева Е., Васильева Н. Работа психолога в начальной школе. М.: Совершенство, 1998.

  4. Божович Л.И, Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.

  5. Вачков И.В, Групповые методы в работе школьного психолога. М.: Ось-89, 2002

  6. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы). М., 1992.

  7. Психическое развитие младшего школьника, /экспериментальное психологическое исследование под ред. Давыдова В.В,, М., «Педагогика», 1990

  8. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют. Дубна: «Феникс»,1998.

  9. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999