СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Пояснительная записка
Развитие универсальных учебных действий это один из приоритетов современного начального образования. Действующие ранее стандарты акцентировали внимание на предметном содержании образования. В основу обучения был положен объём знаний, умений, навыков, который должен освоить ученик. Ученые и учителя определяли, что нужно знать ученику по тому или иному предмету. Однако становится очевидным, что требования к уровню подготовки ученика по конкретным предметам не означают его успешной социализации после окончания школы. Конкурентоспособность личности определяется не только предметными знаниями, а и надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности. Поэтому сегодня, когда информация так быстро обновляется, ученику школы важно не только усвоить определенный объем знаний, но и освоить универсальные учебные действия.
Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимается совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию. Интегративный характер способности к саморазвитию позволяет нам определить систему универсальных учебных действий как ключевую компетенцию, обеспечивающую у учащихся «умение учиться». Е.В. Бондаревская определяет ключевую компетенцию, как личностно-осознаваемую, вошедшую в субъективный опыт, имеющую личностный смысл систему знаний, умений, навыков, которая имеет универсальное значение, т.е. может быть использована в различных видах деятельности при решении множества жизненно значимых проблем.
Универсальные учебные действия разработчиками федерального государственного образовательного стандарта второго поколения подразделяются на следующие виды: регулятивные, познавательные, личностные и коммуникативные действия.
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции действий и оценки успешности усвоения.
Познавательные действия включают: общеучебные, логические действия, а также постановку и решение проблемы. Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее, осуществлять поиск недостающей информации, осмыслять тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; ставить и формулировать проблемы.
Коммуникативные учебные действия обеспечивают сотрудничество – умение слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию.
Цель программы данного курса - развитие познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных универсальных учебных действий.
Задачи:
- развитие навыков позитивного коммуникативного общения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других;
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- формирование адекватной позитивной осознанной самооценки,
знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);
- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- развитие умения действовать по плану и планировать свою деятельность;
- развитие умения контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Нормативно – правовое обеспечение программы
- Закон РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 (ред. от 01.04.2012 г.) «Об образовании»;
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Указом президента РФ от 4 февраля 2010 г., №271;
- Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, май 2003г., г. Москва)
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009 г. №15785);
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Программа развития МБОУ гимназии №1;
- Образовательная программа МБОУ гимназии №1.
Сведения о программе
Данная программа направлена на работу с учащимися 2х классов. Цикл включает в себя 17 занятий продолжительностью 40 минут. Занятия проводятся с группой один раз в две недели. Во время занятий у детей происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
Данные занятия призваны в большей степени обратить внимание на то, что не всегда удаётся реализовать на традиционном уроке, или затрагивается косвенно, опосредованно.
Программа построена на основе авторских программ В.Н. Карандашева «Курс комплексного развития младшего школьника» и Д.А. Глазунова «Развивающие занятия для второго класса».
Основные принципы
Включение обучающихся в активную деятельность.
Доступность и наглядность.
Связь теории с практикой.
Учёт возрастных особенностей.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Методы и приемы организации занятий ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Методы: обсуждение, беседы, практические упражнения, подвижные игры, кинезиологические упражнения и другие.
Требования к уровню подготовки учащихся
Дети должны знать:
- простейшие культурные правила управления своими эмоциями,
мимикой и жестами в ходе общения;
- правила поведения в совместной работе;
- простейшие культурные правила не конфликтного поведения;
- основные приемы совершенствования внимания, памяти, речи;
- алгоритмы анализа, сравнения, обобщения;
- такие базовые ценности, как: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг»;
- как обеспечивать организацию своей учебной деятельности.
Дети должны уметь:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».
- определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- адекватно понимать причины успешности/ неуспешности учебной деятельности;
- определять и формулировать цель деятельности;
- проговаривать последовательность действий;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Средства, необходимые для реализации данной программы
Помещение, отводимое для занятий, отвечает санитарно – гигиеническим требованиям: сухое, светлое, теплое, с естественным доступом воздуха, хорошей вентиляцией, с площадью, достаточной для проведения занятий группы. Для проветривания помещения предусмотрены форточки. Проветривание помещения происходит в перерыве между занятиями.
Для работы на занятиях необходимо наличие тетрадей, ручки, карандашей, фломастеров, а также специальные бланки для некоторых упражнений.
Содержание рабочей программы
№ | Раздел | Содержание |
1 | Моя вселенная. (1час)
| Общеучебные, логические универсальные действия. Самоопределение. Планирование. Волевая саморегуляция. Коммуникация как условие интериоризации. |
2 | Словесный аукцион. (1 час) | Коммуникация как общение. Волевая саморегуляция. Общеучебные, логические универсальные действия. |
3 | Чашка доброты. (1 час) | Нравственно – этическая ориентация. Волевая саморегуляция. Контроль, оценка. Общеучебные, логические универсальные действия. |
4 | Причины и следствия событий. (1 час)
| Контроль, коррекция. Логические универсальные действия. Планирование. Коммуникация как общение. |
5 | Логические задачи. (1 час)
| Логические, общеучебные универсальные действия. Волевая саморегуляция. Нравственно – этическая ориентация. |
6 | Спрятанное слово. (1 час) | Общеучебные, логические универсальные действия. Коммуникация как общение. Контроль. |
7 | Командный рисунок. (1 час) | Общеучебные, логические универсальные действия. Волевая саморегуляция. Самоопределение, смыслообразование. Коммуникация как кооперация. |
8 | Маленький учитель. (1 час) | Общеучебные, логические универсальные действия. Постановка и решение проблемы. Контроль, коррекция, оценка. Самоопределение. Коммуникация как общение, как условие интериоризации. |
9 | Письмо другу. (1 час) | Общеучебные, логические универсальные действия. Коммуникация как условие интериоризации. Волевая саморегуляция. |
10 | Корректор. (1 час)
| Общеучебные, логические универсальные действия. Коммуникация как общение. Контроль, коррекция, оценка. Нравственно – этическая ориентация. |
11 | Графический диктант. (1 час) | Логические универсальные действия. Нравственно – этическая ориентация. Планирование. Волевая саморегуляция. |
12 | Послушай и запомни. (1 час) | Общеучебные, логические универсальные действия. Волевая саморегуляция. Нравственно – этическая ориентация. |
13 | Перепутанный рассказ. (1 час)
| Логические универсальные действия. Контроль, коррекция. Планирование. Волевая саморегуляция. Нравственно – этическая ориентация. Коммуникация как общение. |
14 | Слова и буквы. (1 час) | Общеучебные, логические универсальные действия. Волевая саморегуляция. Нравственно – этическая ориентация |
15 | Этюд с неопределенным концом. (1 час) | Общеучебные, логические универсальные действия. Нравственно – этическая ориентация. Коммуникация как общение. Волевая саморегуляция. Контроль. |
16 | Волшебный стул. (1 час) | Волевая саморегуляция. Логические универсальные действия. Коммуникация как общение. Планирование. |
17 | Подарок на всех. (1 час) | Общеучебные, логические универсальные действия. Волевая саморегуляция. Нравственно – этическая ориентация. Контроль, коррекция, оценка. |
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1 | Моя вселенная. | 1 |
|
2 | Словесный аукцион. | 1 |
|
3 | Чашка доброты. | 1 |
|
4 | Причины и следствия событий. | 1 |
|
5 | Логические задачи. | 1 |
|
6 | Спрятанное слово. | 1 |
|
7 | Командный рисунок. | 1 |
|
8 | Маленький учитель. | 1 |
|
9 | Письмо другу. | 1 |
|
10 | Корректор. | 1 |
|
11 | Графический диктант. | 1 |
|
12 | Послушай и запомни. | 1 |
|
13 | Перепутанный рассказ. | 1 |
|
14 | Слова и буквы. | 1 |
|
15 | Этюд с неопределенным концом. | 1 |
|
16 | Волшебный стул. | 1 |
|
17 | Подарок на всех. | 1 |
|
Литература
Глазунов Д. А., Развивающие занятия. 1 класс. Методическое пособие с электронным приложением/ авт. – сост. Д.А. Глазунов. – 2-е изд., стереотипн.– М.: Планета,2011.
Глазунов Д.А. , Развивающие занятия. 2 класс. Методическое пособие с электронным приложением/ авт. – сост. Д.А. Глазунов. – 2-е изд., стереотипн. – М.: Планета, 2011.
Винокурова Н. К., Развиваем способности детей/ Н.К. Винокурова. – М.: РОСМЭН, 2003.
Истратова О.Н., Справочник психолога начальной школы/ О.Н. Истратова, Т.В. Экзакусто. – Ростов-на-Дону: Феникс,2003.
Карандашев В.Н. Курс комплексного развития младшего школьника: программа, занятия, дидактические материалы/В.Н. Карандашев, А.С.Лисянская, Т.А.Крылова. - Волгоград: Учитель, 2012.
Занятие №1
Упражнение 1 «Моя Вселенная»
Учащиеся записывают в тетради и по очереди отвечают на следующие вопросы:
твое любимое занятие...,
твой любимый цвет...,
твое любимое животное...,
твой лучший друг...,
я хочу быть...,
В заключение говорится о неповторимости внутреннего мира каждого человека.
Упражнение 2 «Переплетенные линии»
Инструкция: «Ребята, перед вами, нарисованы линии, соединяющие буквы с цифрами. Надо найти, какая буква соединена с определенной цифрой. Будьте внимательны, линии переплетены, запутанны, найти пары будет сложно. Следить по линии можно только глазами, без помощи рук, линеек и т.д. Найденные пары запишите в тетради. Затем расставьте буквы по порядку. И у вас получится слово».
Время выполнения не более 5 минут
Упражнение 3 «Ухо-нос»
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо, нос, хлопнуть в ладоши и взяться правой рукой за нос, а левой – за противоположное ухо. Повторить 6-8 раз, увеличивая темп.
Упражнение 4 «Составь пару»
Надо подобрать имя существительное к имени прилагательному. («апельсиновый...», «пчелиный...», «чайная…», «зеленая...», «деревянный…»).
Упражнение 5 «Цепочка действий»
Учащемуся предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно, например: «Подойди ко второй парте третьего ряда, возьми ручку и отнеси на стол учителя, положи ее на середину стола».
Занятие №2
Упражнение 1 «Диалоги»
Участники разбиваются на пары. Каждой паре предлагается побеседовать на тему «Мое любимое время года». Надо запомнить то, о чем рассказал партнер. В течение 3-5 минут участники общаются. Затем по сигналу разговоры прекращаются, и дети меняются парами. Им дается второе задание – рассказать друг другу то, что услышали от предыдущих собеседников.
Упражнение 2 «Шифр»
Инструкция: «Ребята, сейчас я буду произносить слова. Вам нужно запомнить их и записать первые буквы запомненных слов в порядке их произношения. Если вы записали правильно – у вас получится новое слово. Буквы можно записывать только после моей команды». Например: Озеро, Клен, Нос, Орден – ОКНО
Улитка, Чашка, Еда, Нос, Иголка, Крот – УЧЕНИК
Шнурок, Карта, Очки, Листок, Арбуз - ШКОЛА
Урок, Роза, Автомобиль – УРА
Упражнение 3 «Мельница»
Ребята производят одновременные круговые движения рукой и ногой – вперед, назад, вразнобой. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.
Упражнение 4 «Послушай и запомни»
Инструкция: «Ребята, я прочитаю вам текст. Послушайте его внимательно.
Чудесная елка
Шел мелкий снег. Пушистые хлопья легли на землю, кусты и деревья. На поляне одиноко стояла молоденькая елочка. Ребята решили украсить ее. Они повесили на елочку ягоды рябины, три яблока, апельсин, к нижним веткам прикрепили морковку, под елку положили кочан капусты. Утром на елке уже сидела стайка снегирей, вечером прибежали два зайца, они угощались сладкой морковкой и капустой. Неожиданно появилась лиса, покружилась у елочки и скрылась в темноту леса.
А теперь запишите в тетрадь предметы, украсившие елку»
Важно обеспечить самостоятельность деятельности.
Упражнение 5 «Словесный аукцион»
Инструкция: «Ребята, я напишу на доске слово (существительное), вам нужно придумать к нему как можно больше определений. Кто назовет больше определений, тот и победил»
Важно сразу ввести регламент – спрашивать по поднятой руке, выкрики не допускаются и т.д. Имена отвечающих пишутся на доске и рядом каждое придуманное слово обозначается палочкой. После выполнения упражнения количество палочек напротив имени выявляет победителя. Придуманные слова тоже записываются на доске во избежание повторений.
Слово: стол
Занятие №3
Упражнение 1 «Чашка доброты»
На доске нарисовать большую кружку с надписью «Чашка доброты».
Предложить ученикам вспомнить те ситуации, в которых проявлялось добро, ассоциацию с каким напитком вызывает слово «Доброта». Идет обсуждение. В конце упражнения заполнить «Чашку доброты» добрыми делами и подвести итоги упражнения.
Упражнение 2 «Шифр»
Инструкция: «Ребята, сейчас я буду произносить слова. Вам нужно запомнить их и записать первые буквы запомненных слов в порядке их произношения. Если вы записали правильно – у вас получится новое слово. Буквы можно записывать только после моей команды» Например: Озеро, Клен, Нос, Орден – ОКНО
Дерево, Окно, Мама – ДОМ
Коробка, Носок, Игла, Город, Апельсин – КНИГА
Дом, Нора, Ель, Ведро, Нитка, Иней, Крыша – ДНЕВНИК
Дрова, Рыба, Улитка, Город – ДРУГ
Доска, Резинка, Ужин, Жгут, Бант, Ананас – ДРУЖБА
Упражнение 3 «Корректор»
Инструкция 1: «Ребята, перед вами бланки на которых изображены фигуры. Обратите внимание – фигуры изменяются. Возьмите ручки и вычеркните те фигурки, лица которых недовольные».
Время выполнения не более 5 минут. По окончании работы дети обмениваются бланками.
Инструкция 2: «Возьмите работы ваших товарищей, проверьте их и отметьте ошибки, если они есть, цветным карандашом».
Упражнение 4 «Перекрестное марширование»
Упражнение выполняется возле парт. Ребята медленно шагают на месте, попеременно касаясь, то правой, то левой руки до противоположного колена, чередовать с односторонними касаниями.
Упражнение 4 «Перекрестное марширование»
Упражнение выполняется возле парт. Ребята медленно шагают на месте, попеременно касаясь, то правой, то левой руки до противоположного колена, чередовать с односторонними касаниями.
Упражнение 5 «Послушай и запомни»
Инструкция: «Ребята, я прочитаю вам текст. Послушайте его внимательно и постарайтесь запомнить
У нас во дворе
Я сижу дома и гляжу в окно. Ярко светит солнце, во дворе много людей. Вот дворник поливает клумбу с тюльпанами и астрами. На скамейке, у березы сидит бабушка с внуком. Наша соседка тетя Валя повесила сушить белье на веревку, натянутую между молодыми тополями. Дядя Антон чинит свою машину. Вон мой друг Коля, он зовет меня на улицу.
Напишите в тетради какое количество человек в рассказе?
Упражнение №6 «Целое и часть»
Надо указать целое, частью которого являются: карман, крыло, плавник, ветка. Рукав, ножка, окно, кабина, лепесток, циферблат, ступень, ручка.
Занятие №4
Упражнение 1 «Что изменилось»
Инструкция: «Ребята, перед вами лежат два листа, каждый имеет порядковый номер. По моей команде вы перевернете лист №1, и постарайтесь запомнить картинку, изображенную на нем. Как только я скажу стоп, переворачиваете картинку рисунком вниз. Начали!
Время запоминания 15-30 сек.
Инструкция: «Ребята, сейчас вы по моей команде переворачиваете лист №2, и, глядя, на рисунок, ищите изменения. Отмечаете их в рисунке цветным карандашом. Начали!
Время выполнения не более 5 минут
Оцените свою работу.
Упражнение 2 «Причины и следствия событий»
Надо назвать вероятные причины следующих событий:
насморк – … синяк – … авария – … ошибка – … | наказание – … наводнение – … опоздание – … драка – … |
Надо назвать возможные следствия следующих событий:
засуха –… праздник – … сражение – … молния – … | осень – … опасность – … переедание – … болезнь – … |
Упражнение 3 «Комбинаторные умения»
Изображены герои известной русской сказки:
Пузырь – ☺,
Соломинка – /
и Лапоть – Ө
Они отправились погулять, но заспорили, кому за кем идти. Не хотят Лапоть и Соломинка становиться после Пузыря. Необходимо расставить их друг за другом по-разному столько раз, сколько это возможно.
Упражнение 4 «Кулачки»
Сжать пальцы в кулак с загнутыми внутрь большими пальцами. Сделать выдох, не торопясь, сжать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие, сделать вдох. Повторить 5 раз с закрытыми глазами
Упражнение 5 «Плохое настроение»
У каждого человека может быть плохое настроение, окружающим нужно постараться понять его причину и научиться правильно реагировать на плохое поведение и высказывание человека. Зачитывается рассказ: «Один мальчик пришел в детский сад в плохом настроении и сердито сказал своему другу: Я не буду с тобой играть. Его друг подумал немного и спросил: Ты имеешь в виду, что тебе хочется поиграть с другими детьми? У мальчика улучшилось настроение, потому что друг не стал с ним спорить, ругаться, не обиделся, а просто постарался его понять». После этого выбирается ученик, который будет изображать ребенка в плохом настроении. Остальные дети пытаются правильно реагировать, начиная любое высказывание со слов: Ты имеешь в виду, что ...
Занятие 5
Упражнение 1 «Выделение существенных признаков»
Зачитывается ряд слов из которых надо выбрать только два, обозначающие главные признаки основного слова, т.е. то, без чего этот предмет не может быть. Другие слова тоже имеют отношение к основному слову, но они не главные. Например, сад... Какие из данных слов главные: растения, садовник, собака, забор, земля, т.е. то, без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника... собаки... забора... земли?.. Почему?"
Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы дети поняли, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.
Примерные задания:
а) Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)
б) Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
в) Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
г) Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены)
Упражнение 2 «Логические задачи»
1. По улице идут два сына и два отца. Всего три человека. Может ли так быть?
2. Термометр показывает три градуса мороза. Сколько градусов покажут два таких термометра?
3. Коля ростом выше Андрея, но ниже Сережи. Кто выше Андрей или Сережа?
Упражнение 3 «Сорви яблоко»
Исходное положение - стоя
Инструкция: «Ребята, представьте себе, что перед каждым вас растет яблоня с чудесными яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните»
Тоже самое провести для левой руки.
Упражнение 4 «Дежурная чашка»
Зачитывается рассказ "Чашка".
В старшей группе детского сада было двадцать пять ребят, а новеньких чашек с голубыми незабудками и золотыми каемочками по краям - двадцать четыре. Двадцать пятая чашка была совсем старая. Картинка на ней почти стерлась, краешек в одном месте был чуть-чуть отбит. Никто не хотел пить чай из старой чашки.
- Противная чашка, - говорили ребята, - хоть бы она скорей разбилась.
Упражнение 5 «Вам барыня прислала туалет…»
Задаются вопросы, а учащиеся отвечают. Ответы могут быть разными, нельзя только произносить одно запретное слово, например, называть белый цвет. Пример: «Был ли ты в поликлинике? Какого цвета халаты у врачей?» и т.п. Учащиеся должны найти такую форму ответов, чтобы выполнить правила игры. После нескольких различных вариантов (запретными могут быть разные цвета) это упражнение можно усложнить, вводя 2 запретных цвета или другие запретные слова, например, ДА и НЕТ.
Однажды всем ребятам достались новые чашки. Они удивились. А где же старая чашка? Нет, она не раскололась, не потерялась. Лена, которая в тот день была дежурной, взяла чашку себе. На этот раз чай пили тихо, без ссор и слез.
- Молодец, Лена, догадалась сделать так, чтобы всем было хорошо, - думали ребята.
И с тех пор дежурные пили чай из старой чашки. Ее так и называли "наша дежурная чашка". (По В. Осеевой.)
Вопрос для обсуждения: "Каким одним словом можно назвать поступок Лены?" каждый ученик записывает в тетради.
Занятия № 6
Упражнение 1 «Послушай и запомни»
Инструкция: «Ребята, я прочитаю вам текст. Послушайте его внимательно и постарайтесь запомнить
В деревне
В эти выходные мы ездили в деревню к дедушке Андрею. Деревня была недалеко, мы быстро доехали. Вот на холме показался дом, издали он похож на избушку из сказки. Мы въехали во двор, около забора был привязан теленок, рядом гуляла курица с цыплятами, важно прохаживались гуси. Веселым лаем нас встретила собака Жулька, а вот и дедушка, он радостно помахал нам с крыльца.
Напишите в тетради какие животные встречаются в рассказе?
Какие имена встречаются в рассказе?
Упражнение 2 «Спрятанное слово»
Инструкция: «Ребята, перед вами на листочках написаны ряды букв, среди которых спрятаны слова. Вам нужно, внимательно просматривая ряды, находить спрятанные слова и обводить их. Обратите внимание – внутри найденных слов могут прятаться другие слова»
Упражнение 3«Логические задачи»
1. Два третьеклассника шли в школу во вторую смену. Они встретили трёх первоклассников – учеников первой смены. Сколько всего учеников шли в школу?
2. Мама дала сыновьям по 8 конфет. Вечером у старшего осталось 3 конфеты, а у младшего - 1 конфета. Кто съел больше?
3. Оля гуляла и видела у реки 4 уток, 2 гусей, жука, 4 бабочки и соседскую собаку. Сколько птиц видела Оля?
Упражнение 4 «Перекрестное марширование»
Упражнение выполняется возле парт. Ребята медленно шагают на месте, попеременно касаясь, то правой, то левой руки до противоположного колена, чередовать с односторонними касаниями.
Упражнение 5 «Кодирование»
Каждой букве соответствует своя цифра.
Например: зашифровать слова МЕТРО, ТОРТ.
Е…Р…А…Н…Л…М…О…С…Т
3….5....6….1….7….2…..8….0…4 23458 , 4854
Упражнение 6 «Горная тропинка» Зачитывается басня С. Маршака Два барана. По крутой тропинке горной Шёл домой барашек чёрный И на мостике горбатом Повстречался с белым братом.
И сказал барашек белый: "Братец, вот какое дело: Здесь вдвоём нельзя пройти – Ты стоишь мне на пути".
Чёрный брат ответил: "Ме-е, Ты в своём, баран, уме-е? Пусть мои отсохнут ноги, Не сойду с твоей дороги!"
Помотал один рогами, Уперся другой ногами... Как рогами ни крути, А вдвоём нельзя пройти. Сверху солнышко печёт, А внизу река течёт. В этой речке утром рано Утонули два барана. Вопросы для обсуждения: Как вы думаете, почему произошло несчастье с баранами? Какие, качества погубили баранов? Подумайте и скажите, был ли выход из создавшейся ситуации? Как, на ваш взгляд, следовало бы поступить баранам? Затем с помощью мела или веревок ограничивается пропасть шириной 2 м, мостик и тропинка шириной 25-30 см. Дети разбиваются на пары. «Представьте, что мы высоко в горах. Впереди - пропасть, через которую вам предстоит перебраться. Вы пойдете навстречу друг другу по узкой тропинке и встретитесь на очень узком мостике. Помните, что главное - не свалиться в пропасть самому и не дать упасть своему другу. Учитывается и оценивается активность детей, степень внимания к своему партнеру, взаимопомощь, а также время выполнения задания».
|
Занятие 7
Упражнение 1 «Найди лишнее слово»
Предъявляется группа слов, которые, за исключением одного из них, объединены общим родовым понятием. Необходимо найти «лишнее» слово, не относящееся к указанному понятию.
1. Дряхлый, старый, изношенный, некрасивый, ветхий.
2. Смелый, отважный, храбрый, бесстрашный, злой.
3. Иван, Федор, Порфирий, Иванов, Геннадий.
4. Молоко, кефир, сыр, сметана, сало.
5. Глубокий, темный, высокий, мелкий, низкий.
6. Дом, сарай, коттедж, хижина, здание.
7. Береза, дуб, дерево, осина, ель.
8. Ненавидеть, негодовать, презирать, возмущаться, наказывать.
9. Минута, секунда, час, сутки, утро.
Упражнение 2 «Шифр»
Инструкция: «Ребята, сейчас я буду произносить слова. Вам нужно запомнить их и записать первые буквы запомненных слов в порядке их произношения. Если вы записали правильно – у вас получится новое слово. Буквы можно записывать только после моей команды» Например: Озеро, Клен, Нос, Орден – ОКНО
Пряжа, Апельсин, Рыба, Телевизор, Альбом - ПАРТА
Зима, Ведро, Окно, Нитка, Олень, Краска – ЗВОНОК
Крыша, Озеро, Нос, Фрукты, Ель, Труд, Альбом – КОНФЕТА
Пила, Радость, Ананас, Звонок, Друг, Нитка, Игла, Ключ – ПРАЗДНИК.
Упражнение 3 «Логические задачки»
1. Алеша на дорогу в школу тратит 5 минут. Сколько минут он потратит, если пойдет вдвоем с сестрой?
2. Коля ростом выше Андрея, но ниже Сережи. Кто выше Андрей или Сережа?
Упражнение 4 «Кулачки»
Сжать пальцы в кулак с загнутыми внутрь большими пальцами. Сделать выдох, не торопясь, сжать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие, сделать вдох. Повторить 5 раз с закрытыми глазами
Упражнение 5 «Ваши достижения за неделю»
«Расскажите о том, чему вы научились за прошедшую неделю, какими достижениями вы можете гордиться»
Дети рассказывают о своих достижениях. Необходимо стимулировать рассказ ребенка, поощряя его максимально подробно рассказывать о процессе учения для того, чтобы он понял, что его успех достигнут его усилиями, стараниями, трудом.
Упражнение 6 «Командный рисунок»
Инструкция: «Сегодня мы будем рисовать «рисунок команды». Нужно разбиться на две - три команды и за 5 минут придумать имя своей команды и нарисовать какой-либо общий командный рисунок».
Каждая команда садиться за отдельный стол, на котором уже лежит лист ватмана и фломастеры.
Занятие №8
Упражнение 1 «Слова и буквы»
На доске чертится три колонки для каждого ряда. Дети по очереди выходят и пишут слова-ответы в своей колонке.
Задание: за пять минут написать как можно больше слов, где буква О встречается три раза.
Упражнение 2 «Составление предложений»
Берутся наугад три слова, не связанные по смыслу, например, «озеро», «карандаш» и «медведь». Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять их падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь упустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя словами, и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»), и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий как карандаш, стоял возле озера, которое ревело как медведь»).
Упражнение 3 «Маленький учитель»
Раздать детям предложения с ошибками. Необходимо найти ошибки, исправить их и поставить оценки этим ученикам.
Упражнение 4 «Кто Я?»
Надо написать загадку, в которой ученики описывают самих себя. Например, кто-нибудь из мальчиков может написать: "Я мальчик. Я живу в небольшом белом доме. Я люблю гулять с огромной черной собакой. Я умею рисовать красивые картинки. Я с удовольствием играю в футбол. Иногда я проявляю нетерпение. Кто я?" Надо написать пять или шесть предложений, и завершить загадку о себе вопросом: "Кто я?"
Написав, дети складывают листки в одну общую коробку. Коробка "проходит" по кругу, и каждый ребенок достает одну из загадок. Тот, кто случайно вытащит свое сочинение, должен вернуть его и взять из коробки другое.
Упражнение 5 «Змей Горыныч»
Зачитывается рассказ: «Петя нарисовал Змея Горыныча и показал рисунок друзьям. Володя сказал: «Вот здорово!» А Саша воскликнул: «Фу, ну и страшилище!».
Вопросы для обсуждения: Как вы думаете, кто из них прав? Почему так сказал Саша? А Володя? О чем подумал Петя? Что ответит Петя каждому из мальчиков? Что бы вы ответили на месте Саши и Володи? Почему?
Упражнение 6 «Опиши друга»
Упражнение выполняется в парах. Дети стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок был точен.
Обсуждение
Занятие №9
Упражнение 1 «Слова и буквы»
На доске чертится три колонки для каждого ряда. Дети по очереди выходят и пишут слова-ответы в своей колонке.
Задание : за пять минут написать как можно больше героев мультфильмов на букву Т (З,Р, …).
Упражнение 2 «Послушай и запомни»
Инструкция: «Ребята, я прочитаю вам текст. Послушайте его внимательно и постарайтесь запомнить»
Художник – Осень
Для своей работы взяла Художник-Осень самые яркие краски и принялась за свою картину. Березы и клены покрыла лимонной желтизной, листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник ярко-красный. Глядит, а неподалеку, с краю поляны, густые липы встали в кружок. Им больше всего подойдет золотая краска!
Напишите в тетради какие краски использовала Осень?, Какие деревья упоминаются в рассказе?
Упражнение 3 «Графический диктант»
Инструкция: «Поставьте карандаш (ручку) на точку и, не отрывая от листа, чертите изображение, выполняя все действия под диктовку.
Упражнение 4 «Мельница»
Ребята производят одновременные круговые движения рукой и ногой – вперед, назад, вразнобой. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.
Упражнение 5 «Предложение без пробелов»
Раздать бланки с предложениями
Инструкция 1: «Ребята, перед вами предложения, в котором все слова написаны слитно. Прочитайте предложение.
Инструкция 2: Теперь переверните бланк текстом вниз и в тетради письменно постарайтесь ответить на вопросы.
Сколько в предложении имен существительных?
О каком времени года идет речь?
Сколько слов в предложении?
Упражнение 6 «Письмо другу»
Инструкция: «У тебя есть друг, он живет где-то далеко. Он хочет больше узнать о тебе, ему интересно: какой ты, как ты выглядишь, что тебе интересно? Ты решил отправить ему свой рисунок и рассказ о себе. Дети рисуют и рассказывают в классе то, что они хотели бы передать другу».
Занятие №10
Упражнение 1 «Слова и буквы»
На доске чертится три колонки для каждого ряда. Дети по очереди выходят и пишут слова-ответы в своей колонке.
Задание: за пять минут написать как можно больше слов, где нет букв А и Е.
Упражнение 2 «Корректор»
Инструкция 1: Ребята, перед вами бланки, на которых изображены фигуры. Обратите внимание – фигуры изменяются. Возьмите ручки и вычеркните те фигуры, которые показывают указательным пальцем вправо.
Время выполнения не более 5 мин. По окончании работы дети меняются бланками.
Инструкция 2: Возьмите работы ваших товарищей, проверьте их и отметьте ошибки, если они есть.
Упражнение 3 «Послушай и запомни»
Инструкция: «Ребята, я прочитаю вам текст. Послушайте его внимательно и постарайтесь запомнить.
На базаре
Утром мы с мамой пошли на базар. Чего там только не было! Сладкие яблоки, пузатые арбузы, синие и желтые сливы. Справа и слева доносились крики продавцов, нахваливающих свой товар. Пирамидами вздымались краснобокие помидоры, сочные изумрудные огурцы чередовались с синими баклажанами. Базар гудел как улей!
Напишите в тетради какие фрукты и овощи упоминаются в тексте? Какие цвета упоминаются в тексте?
Упражнение 4 «Перекрестное марширование»
Упражнение выполняется возле парт. Ребята медленно шагают на месте, попеременно касаясь, то правой, то левой рукой до противоположного колена, чередовать с односторонними касаниями.
Упражнение 5 «Потерянная варежка»
Зачитывается рассказ:
Зима. Дети играли во дворе: кидались снежками, лепили снеговика. Одна девочка потеряла варежку. У нее замерзли руки, пальцы не слушаются. Она дышит на них, пытается согреть, но без варежек это плохо получается.
Один мальчик, увидев это, сказал: «Эх ты, Маша-растеряша! Разве можно зимой без варежек? Вот у меня пара пуховых варежек, и мне совсем не холодно!» И побежал дальше играть в снежки. А другой мальчик ничего не сказал, он молча подошел и одел на ее руку свою рукавицу. Девочка с благодарностью на него посмотрела.
Вопросы для обсуждения: Как бы в этом случае поступили разные герои сказок (карлсон, буратино, баба яга), а как ты? Что ты чувствовал, когда тебе не помогли. А потом когда помогли?
Добрый человек расположен к людям, проникнут участием к ним, готов прийти на помощь, поддержать, выражает сочувствие, отзывчивый, проявляет теплоту, чуткость.
Упражнение 6 «Словесный аукцион»
Инструкция: Ребята, я написала на доске слово – конфета, вам нужно придумать к нему как можно больше определений. Кто назовет больше определений, тот и победил.
Важно сразу ввести регламент – спрашивать по поднятой руке, выкрики не допускаются и т.д. Имена отвечающих пишутся на доске и рядом каждое придуманное слово обозначается палочкой. После выполнения упражнения количество палочек напротив имени выявляет победителя. Придуманные слова тоже записываются на доске во избежание повторений.
Занятие №11
Упражнение 1«Графический диктант»
Инструкция: «Поставьте карандаш (ручку) на точку и, не отрывая от листа, чертите изображение, выполняя все действия под диктовку.
Упражнение 2 «Подбери пару»
Написать на доске пример
Инструкция 1: Ребята, перед вами на доске записана пара слов, находящихся в определенном отношении друг к другу. Для третьего слова надо придумать, подобрать такое, чтобы сохранилось отношение, как и у данной пары слов.
Разобрать пример.
Инструкция 2: Я сейчас буду читать вам слова, определите их отношения и подберите для третьих слов соответствующие пары.
Строитель – дом, художник - …
Черное-белое, огонь – ...
Рысь-кошка, волк – …
Конфета-фантик, тетрадь – …
Светло-темно, хорошо- …
Начало-старт, конец- …
Радио-звук, лампа- …
Автомобиль – руль, самолет- …
Дерево-оверед, трава- …
Время – часы, температура - …
Упражнение 3 «Что может быть…»
Написать на доске фразу «Что может быть…», продолжением которой – свойство предмета. (мягким, грубым, сильным).
Инструкция: «Ребята, придумайте как можно больше ответов на вопрос, написанный на доске.» Свои ответы запишите в тетрадь.
Упражнение 4 «Ухо-нос»
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо, нос, хлопнуть в ладоши и взяться правой рукой за нос, а левой – за противоположное ухо. Повторить 6-8 раз, увеличивая темп.
Упражнение 5 «Голодный щенок»
Зачитывается рассказ:
Котенок встречает скулящего щенка. Щенок голоден, он потерял родителей. Котенок решает ему помочь. В этот момент мимо проходит толстый поросенок и жует толстую булку. Котенок и щенок просят поросенка дать им кусочек булки, на что тот отвечает, что ему самому мало, и поскорее убегает к маме.
Вопросы для обсуждения: Каким качеством можно назвать поросенка? Что ты чувствовал, когда жадничал? А когда поделился?
Жадный человек стремится заполучить как можно больше всего, что представляет собой какую-либо ценность, не соизмеряя с необходимостью; стремится избегать трат и расходов.
Упражнение 6 «Перепутанный рассказ»
Инструкция: «Ребята, перед вами текст, в котором перепутана последовательность предложений. Восстановите последовательность предложений, отметив их цифрами по порядку».
Занятие №12
Упражнение 1 «Слова и буквы»
На доске чертится три колонки для каждого ряда. Дети по очереди выходят и пишут слова-ответы в своей колонке.
Задание: за пять минут написать как можно больше слов, начинающихся и оканчивающихся на одну и ту же букву.
Упражнение 2 «Логические задачи»
Галя, Маша, Даша и Лена вышивали. Три девочки вышивали листочки, одна девочка – цветочки. Маша и Галя вышивали разное. Галя и Лена – тоже. Что вышивала каждая девочка?
Оля, Таня, Юля и Ира варили варенье. Две девочки варили из смородины, две девочки – из крыжовника. Таня и Ира варили из разных ягод. Ира и Оля варили из разных ягод. Ира варила из крыжовника. Из каких ягод варила варенье каждая девочка?
Ника, Валя, Инна, Марина и Костя собирали фрукты. Трое собирали яблоки, двое – груши. Костя и Марина собирали одинаковые фрукты. Марина и Валя – разные. Валя и Инна – разные. Что собирал каждый из ребят?
Можно предложить детям решить задачи при помощи рисунков, схем, даже инсценировок.
Упражнение 3 «Графический диктант»
Инструкция: «Поставьте карандаш (ручку) на точку и, не отрывая от листа, чертите изображение, выполняя все действия под диктовку
Упражнение 4«Перекрестное марширование»
Упражнение выполняется возле парт. Ребята медленно шагают на месте, попеременно касаясь, то правой, то левой рукой до противоположного колена, чередовать с односторонними касаниями.
Упражнение 5 «Послушай и запомни»
Инструкция: «Ребята, я прочитаю вам текст. Послушайте его внимательно и постарайтесь запомнить
Рассказ мальчика
Было жаркое лето. Мы с Колей пошли в лес. Лес был густой, тенистый. «Мишка! Мишка!», - позвал меня Коля. Он нашел ежа. Еще мы видели белку на сосне, за деревьями пробежала лиса. Мы слышали, как кукует кукушка. В лесу пахло грибами и сыростью. Мы набрали много грибов и ягод. Домой вернулись только к вечеру.
Напишите в тетради каких животных встретили мальчики?
Упражнение 6 «Забытый зонтик»
Зачитывается рассказ:
В такси сел пассажир с зонтиком. Он сказал водителю, куда ему надо ехать, и они быстро прибыли на место. Пассажир расплатился, вышел из машины и скрылся в подъезде дома. Только теперь водитель заметил оставленный пассажиром зонтик
Водитель взял зонтик и пошел к подъезду, в который зашел пассажир. Водитель не знал, в какой квартире живет рассеянный пассажир, поэтому звонил во все квартиры подряд. Наконец одну из дверей ему открыл сам хозяин зонтика. Водитель протянул ему потерю, пассажир поблагодарил его.
Вопросы для обсуждения: Как бы в этом случае поступил бы ты? Каким качеством можно назвать водителя? Что ты чувствовал, когда помогал? А когда не помогал?
Честность – избегание обмана, и в частности мошенничества, в отношениях с другими людьми
Занятие 13
Упражнение 1 «Перепутанный рассказ»
Инструкция: Ребята, перед вами текст, в котором перепутана последовательность предложений. Прочитайте текст и поставьте предложения на свои места.
Запишите последовательность предложений.
Упражнение 2«Графический диктант»
Инструкция: «Поставьте карандаш (ручку) на точку и, не отрывая от листа, чертите изображение, выполняя все действия под диктовку.
Упражнение 3 « Что изменилось»
Инструкция: «Ребята, перед вами лежат два листа, каждый имеет порядковый номер. По моей команде вы перевернете лист №1, и постарайтесь запомнить картинку, изображенную на нем. Как только я скажу стоп, переворачиваете картинку рисунком вниз. Начали!
Время запоминания 15-30 сек.
Инструкция: «Ребята, сейчас вы по моей команде переворачиваете лист №2, и, глядя, на рисунок, ищите изменения. Отмечаете их в рисунке цветным карандашом. Начали!
Время выполнения не более 5 минут
Оцените свою работу.
Упражнение 4 «Сорви яблоко»
Исходное положение - стоя
Инструкция: «Ребята, представьте себе, что перед каждым вас растет яблоня с чудесными яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните»
Тоже самое провести для левой руки.
Упражнение 5 «Логические задачи»
Витя, Саша и Андрей смастерили из бумаги кораблик, змея и аиста. Какую игрущку сделал каждый мальчик, если Витя не сделал кораблика и змея, а Саша не делал кораблик
Отца одного гражданина зовут Николай Петрович, а сына – Алексей Владимирович. Как зовут гражданина?
Володя, Дима и Петя устроили соревнование. Один из мальчиков решил 12 примеров, второй – 13, а третий – 14. Сколько примеров решил каждый мальчик, если Петя решил примеров меньше, чем Дима, а Дима меньше чем Володя?
Упражнение 6 «Саша-дразнилка» (по Н.М.Артюховой)
Много ли у вас друзей? Расскажите, как можно найти друга? Что бы вы посоветовали человеку, который хочет иметь друзей, но пока не может их найти? Нужно ли учиться дружить? Что может разрушить дружбу? (непонимание, ссора, обида, конфликт). Что мешает дружбе? (непонимание, обида, конфликт)
Зачитывается рассказ
Саша очень любил дразнить свою соседку по парте Динару. Динара обижалась и даже плакала
– Почему ты плачешь, Динарочка? – спросила учительница.
– Меня Саша дразнит.
– Ну и пусть дразнит! А ты не дразнись в ответ.
Было очень трудно не дразниться, но один раз Динара попробовала, и вот что из этого вышло.
Ребята сидели в столовой, обедали.
– Вот я сейчас поем, – начал Саша, – вернусь в класс и твою куклу в окно выброшу.
– Ну что ж, — засмеялась Динара, – это будет очень весело!
Саша даже поперхнулся от удивления.
– У тебя насморк, — сказал он, подумав. – Тебя завтра в кино не возьмут.
– А мне завтра не хочется. Я пойду послезавтра.
— Все вы, девчонки; – дрожащим голосом проговорил Саша, – все вы ужасные трусихи и плаксы!
– Мне самой мальчики больше нравятся, – спокойно ответила Динара.
Саша посмотрел вокруг и крикнул:
– У меня карандаши лучше, чем у тебя!
– Рисуй на здоровье, – сказала Динара.
Тут Саша не выдержал и заплакал:
– О чем ты плачешь, Саша? – спросила учительница, подойдя к мальчику.
– Меня Динара обидела! – ответил Саша, всхлипывая. – Я ее дразню, а она не дразнится!
Вопросы для обсуждения: Что помогло Динаре избежать ссоры? Почему Саша обиделся, заплакал?
Занятие №14
Упражнение 1 «Слова и буквы»
На доске чертится три колонки для каждого ряда. Дети по очереди выходят и пишут слова-ответы в своей колонке.
Задания: за пять минут составить из букв одного слова как можно больше других слов (из САМОЛЕТ — ЛОМ, ТЕЛО, АТОМ, ЛЕТО, СМЕЛО, МЕЛКО, …).
Упражнение 2 «Подбери пару»
Написать на доске пример
Инструкция 1: Ребята, перед вами на доске записана пара слов, находящихся в определенном отношении друг к другу. Для третьего слова надо придумать, подобрать такое, чтобы сохранилось отношение, как и у данной пары слов.
Разобрать пример.
Инструкция 2: Я сейчас буду читать вам слова, определите их отношения и подберите для третьих слов соответствующие пары.
Лето – жара, зима- …
Рыба – вода, птица - …
Земля – планета, солнце - …
Мел – доска, ручка - …
Дерево – пила, бумага - …
Волк – мясо, лошадь - …
Упражнение 3 « Устный счет в игре»
Инструкция: Ребята, всем вам знаком устный счет. Сейчас мы с вами тоже посчитаем, но для того, чтобы справиться с заданием, мало просто хорошо считать, нужно быть еще и очень внимательным, проявить находчивость и смекалку. Результаты записывайте в тетрадь.
На пять больше семи
На шесть больше девяти
Половина суммы количества пальцев рук и ног
На два больше половины шести
Сосед семерки слева
Сосед двенадцати справа
Количество дней в двух неделях отнять три
Важно обеспечить самостоятельность деятельности. После выполнения задания обсудить результаты.
Упражнение 4«Мельница»
Ребята производят одновременные круговые движения рукой и ногой – вперед, назад, вразнобой. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.
Упражнение 5 «Графический диктант»
Инструкция: «Поставьте карандаш (ручку) на точку и, не отрывая от листа, чертите изображение, выполняя все действия под диктовку.
Упражнение 6 «Восстанови пословицы»
Инструкция: «Восстановите пословицы, объясните смысл».
На доске написаны окончания пословиц, необходимо составить пословицы целиком.
1. Добрый человек …………….. 2. Чем сердиться, лучше ………. 3. Сделай доброе дело, чтобы … 4. Ласковое слово, как ………… 5. Как утро начнешь, так и….…. Окончания пословиц: весенний день сердце пело приятен людям день проведешь помириться |
Занятие №15
Упражнение 1 «Сравни пару»
Перед выполнением упражнения разобрать с ребятами: что значить сравнивать предметы?
Инструкция: Ребята, на доске написана пара слов (существительные). Вам нужно найти общие и различные признаки, свойства этих предметов и выписать их в два столбика. Один столбик – общие признаки, свойства, в другой столбик – различные признаки, свойства.
Попросить найти по 2-3 общих и различных признака. Важно обеспечить самостоятельность деятельности. По окончании проверить результаты. Можно выписать на доску найденные признаки, обратить внимание на количество ответов.
Упражнение 2 « Логические задачи»
1. Иван Петрович – отец Нины Ивановны, а Толя – сын Нины Ивановны. Кем Толя приходится Ивану Петровичу?
2. Взрослый и ребенок сели в лодку и поехали ловить рыбу. Взрослый говорит ребенку: « Ты мне сын, но я тебе не отец». Кем приходится взрослый ребенку?
3. Коля ростом выше Васи, но ниже Сережи. Кто выше: Вася или Сережа?
4. Ира и Лена одинакового роста. Лена ростом выше Оли, а Таня выше Иры. Кто выше Таня или Оля?
Упражнение 3 «Графический диктант»
Инструкция: «Поставьте карандаш (ручку) на точку и, не отрывая от листа, чертите изображение, выполняя все действия под диктовку.
Упражнение 4 «Ухо-нос»
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо, нос, хлопнуть в ладоши и взяться правой рукой за нос, а левой – за противоположное ухо. Повторить 6-8 раз, увеличивая темп.
Упражнение 5 «Спрятанное слово»
Инструкция: «Ребята, перед вами на листочках написаны ряды букв, среди которых спрятаны слова. Вам нужно, внимательно просматривая ряды, находить спрятанные слова и обводить их. Обратите внимание – внутри найденных слов могут прятаться другие слова»
Упражнение 6 «Этюд с неопределенным концом»
К тебе пришли гости. Пока ты ходил на кухню за фруктами, сломалась твоя новая машина. Как бы ты поступил?
Обсуждение.
Занятие №16
Упражнение 1 «Перепутанный рассказ»
Инструкция: Ребята, перед вами текст, в котором перепутана последовательность предложений. Прочитайте текст и поставьте предложения на свои места.
Запишите последовательность предложений.
Упражнение 2 «Графический диктант»
Предложите ребенку поставить карандаш (ручку) на точку и, не отрывая от листа, чертить изображение, выполняя все действия под диктовку.
Что получилось?
Упражнение 3«Устный счет в игре»
Инструкция: Ребята, всем вам знаком устный счет. Сейчас мы с вами тоже посчитаем, но для того, чтобы справиться с заданием, мало просто хорошо считать, нужно быть еще и очень внимательным, проявить находчивость и смекалку. Результаты записывайте в тетрадь.
- на три меньше количества месяцев в году
- соседи четырех слева и одиннадцати справа
- от какого числа нужно отнять шестнадцать, чтобы получилось два
- что больше 20-6 или 9+4
Упражнение 4 «Кулачки»
Сжать пальцы в кулак с загнутыми внутрь большими пальцами. Сделать выдох, не торопясь, сжать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие, сделать вдох. Повторить 5 раз с закрытыми глазами
Упражнение 5 «Логические задачи»
У трёх подружек – Вики, Ани и Лены – очень красивые куртки, синяя и красная с капюшонами и синяя без капюшона. У кого какая куртка, если Аня и Лена ходят с капюшонами, а у Ани и Вики куртки синего цвета?
Ваня живет выше Пети, но ниже Сени, а Коля живет ниже Пети. На каком этаже четырёхэтажного дома живёт каждый из них?
Тетрадь дешевле ручки, но дороже карандаша. Что дешевле?
Упражнение 6 «Волшебный стул»
Организуется игра "Волшебный стул" (идея Н. Е. Щурковой). Перед игрой обращается внимание ребят на то, что каждый человек хорош по-своему: один - прекрасно поет; другой - приветлив, добр к людям, всегда готов помочь; третий - надежен в деле и т. п. Дети делятся на группы по 4 - 5 человек. Один садится на "волшебный" стул, а остальные поочередно говорят только о хороших его (ее) поступках и качествах личности. Например: "Марина вежливая, потому что...", "Она добрая, так как..." и др. Подобным образом через обсуждение в микроколлективах проходят все дети. Игра может быть организована в несколько этапов (дней), чтобы ребята не устали, не потеряли к ней интерес.
Занятие №17
Упражнение 1 « Что изменилось»
Инструкция: «Ребята, перед вами лежат два листа, каждый имеет порядковый номер. По моей команде вы перевернете лист №1, и постарайтесь запомнить картинку, изображенную на нем. Как только я скажу стоп, переворачиваете картинку рисунком вниз. Начали!
Время запоминания 15-30 сек.
Инструкция: «Ребята, сейчас вы по моей команде переворачиваете лист №2, и, глядя, на рисунок, ищите изменения. Отмечаете их в рисунке цветным карандашом. Начали!
Время выполнения не более 5 минут
Оцените свою работу.
Упражнение 2 «Графический диктант»
Предложите ребенку поставить карандаш (ручку) на точку и, не отрывая от листа, чертить изображение, выполняя все действия под диктовку.
Упражнение 3 « Ребусы»
Инструкция: Ребята, на доске нарисованы ребусы. Какие слова получились?
Разобрать основные правила решения ребусов.
Лимон´ ´´100 пад
Лимо
Д
5´но
Упражнение 4 «Ухо-нос»
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо, нос, хлопнуть в ладоши и взяться правой рукой за нос, а левой – за противоположное ухо. Повторить 6-8 раз, увеличивая темп.
Упражнение 5 «Логические задачи»
1. Поезд состоит из 12 вагонов. Марат сел в 6 по счёту вагон с головы поезда, а Андрей сел в 6 вагон по счёту с хвоста поезда. В одном ли вагоне ехали Марат и Андрей?
2. У трёх девочек по 2 цветных шара: у Оли синий и красный, у Кати зелёный и красный, у Ланы жёлтый и синий. Сколько различных по цвету шаров у детей?
3. Лестница состоит из 9 ступенек. На какую ступеньку надо встать, чтобы быть на середине лестницы?
Упражнение 6 «Подарок на всех»
Инструкция: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?»
Обсуждение.
Стимульный материал
З
анятие №1 упражнение №2
Занятие №3 упражнение 3
Занятие №4 упражнение 1
Занятие №6 упражнение 2
Гшпкоиросагштыпартащшергконьзщокячоыволщзамокфэжыйщьстолыщорцушдорогаммакфщшфврольсчимтьгшпфчасыбпрорубахаяолыицаплясшщрэжюсджьлопатагшклиуароипароходшпайцроведросгшцушрпмполкацвфолиамесяцывщрутпарашутгиылесывриалдиглацдйцвворонволироликущопршвщкусокирплсрпесняизщутвмизаборгроммтсфвпьфвцйлампащштултсигналшрцвььлдверьмошцкрбородаукшщшорметельфуащшйплото
Гшпкоиросагштыпартащшергконьзщокячоыволщзамокфэжыйщьстолыщорцушдорогаммакфщшфврольсчимтьгшпфчасыбпрорубахаяолыицаплясшщрэжюсджьлопатагшклиуароипароходшпайцроведросгшцушрпмполкацвфолиамесяцывщрутпарашутгиылесывриалдиглацдйцвворонволироликущопршвщкусокирплсрпесняизщутвмизаборгроммтсфвпьфвцйлампащштултсигналшрцвььлдверьмошцкрбородаукшщшорметельфуащшйплото
Гшпкоиросагштыпартащшергконьзщокячоыволщзамокфэжыйщьстолыщорцушдорогаммакфщшфврольсчимтьгшпфчасыбпрорубахаяолыицаплясшщрэжюсджьлопатагшклиуароипароходшпайцроведросгшцушрпмполкацвфолиамесяцывщрутпарашутгиылесывриалдиглацдйцвворонволироликущопршвщкусокирплсрпесняизщутвмизаборгроммтсфвпьфвцйлампащштултсигналшрцвььлдверьмошцкрбородаукшщшорметельфуащшйплото
Гшпкоиросагштыпартащшергконьзщокячоыволщзамокфэжыйщьстолыщорцушдорогаммакфщшфврольсчимтьгшпфчасыбпрорубахаяолыицаплясшщрэжюсджьлопатагшклиуароипароходшпайцроведросгшцушрпмполкацвфолиамесяцывщрутпарашутгиылесывриалдиглацдйцвворонволироликущопршвщкусокирплсрпесняизщутвмизаборгроммтсфвпьфвцйлампащштултсигналшрцвььлдверьмошцкрбородаукшщшорметельфуащшйплото
Гшпкоиросагштыпартащшергконьзщокячоыволщзамокфэжыйщьстолыщорцушдорогаммакфщшфврольсчимтьгшпфчасыбпрорубахаяолыицаплясшщрэжюсджьлопатагшклиуароипароходшпайцроведросгшцушрпмполкацвфолиамесяцывщрутпарашутгиылесывриалдиглацдйцвворонволироликущопршвщкусокирплсрпесняизщутвмизаборгроммтсфвпьфвцйлампащштултсигналшрцвььлдверьмошцкрбородаукшщшорметельфуащшйплото
Гшпкоиросагштыпартащшергконьзщокячоыволщзамокфэжыйщьстолыщорцушдорогаммакфщшфврольсчимтьгшпфчасыбпрорубахаяолыицаплясшщрэжюсджьлопатагшклиуароипароходшпайцроведросгшцушрпмполкацвфолиамесяцывщрутпарашутгиылесывриалдиглацдйцвворонволироликущопршвщкусокирплсрпесняизщутвмизаборгроммтсфвпьфвцйлампащштултсигналшрцвььлдверьмошцкрбородаукшщшорметельфуащшйплото
Занятие №7 упражнение 1
1. Дряхлый, старый, изношенный, некрасивый, ветхий.
2. Смелый, отважный, храбрый, бесстрашный, злой.
3. Иван, Федор, Порфирий, Иванов, Геннадий.
4. Молоко, кефир, сыр, сметана, сало.
5. Глубокий, темный, высокий, мелкий, низкий.
6. Дом, сарай, коттедж, хижина, здание.
7. Береза, дуб, дерево, осина, ель.
8. Ненавидеть, негодовать, презирать, возмущаться, наказывать.
9. Минута, секунда, час, сутки, утро.
1. Дряхлый, старый, изношенный, некрасивый, ветхий.
2. Смелый, отважный, храбрый, бесстрашный, злой.
3. Иван, Федор, Порфирий, Иванов, Геннадий.
4. Молоко, кефир, сыр, сметана, сало.
5. Глубокий, темный, высокий, мелкий, низкий.
6. Дом, сарай, коттедж, хижина, здание.
7. Береза, дуб, дерево, осина, ель.
8. Ненавидеть, негодовать, презирать, возмущаться, наказывать.
9. Минута, секунда, час, сутки, утро.
1. Дряхлый, старый, изношенный, некрасивый, ветхий.
2. Смелый, отважный, храбрый, бесстрашный, злой.
3. Иван, Федор, Порфирий, Иванов, Геннадий.
4. Молоко, кефир, сыр, сметана, сало.
5. Глубокий, темный, высокий, мелкий, низкий.
6. Дом, сарай, коттедж, хижина, здание.
7. Береза, дуб, дерево, осина, ель.
8. Ненавидеть, негодовать, презирать, возмущаться, наказывать.
9. Минута, секунда, час, сутки, утро.
1. Дряхлый, старый, изношенный, некрасивый, ветхий.
2. Смелый, отважный, храбрый, бесстрашный, злой.
3. Иван, Федор, Порфирий, Иванов, Геннадий.
4. Молоко, кефир, сыр, сметана, сало.
5. Глубокий, темный, высокий, мелкий, низкий.
6. Дом, сарай, коттедж, хижина, здание.
7. Береза, дуб, дерево, осина, ель.
8. Ненавидеть, негодовать, презирать, возмущаться, наказывать.
9. Минута, секунда, час, сутки, утро.
1. Дряхлый, старый, изношенный, некрасивый, ветхий.
2. Смелый, отважный, храбрый, бесстрашный, злой.
3. Иван, Федор, Порфирий, Иванов, Геннадий.
4. Молоко, кефир, сыр, сметана, сало.
5. Глубокий, темный, высокий, мелкий, низкий.
6. Дом, сарай, коттедж, хижина, здание.
7. Береза, дуб, дерево, осина, ель.
8. Ненавидеть, негодовать, презирать, возмущаться, наказывать.
9. Минута, секунда, час, сутки, утро.
Занятие №8 упражнение 3
1) Дети поют хором песня.
2) На дубе растут яблоки.
3) Бабушка вяжет носк
4) Игорь пьет ск.
5) Воробьи сидят на ветках старой берез.
6) Завтра я ходил в библиотеку.
7) Книги, тетради, блоноты лежали на столе.
8) Мальчик рисует краками.
9) Оля моет руки с млом.
10) У павлина краивыйхвос.
1) Дети поют хором песня.
2) На дубе растут яблоки.
3) Бабушка вяжет носк
4) Игорь пьет ск.
5) Воробьи сидят на ветках старой берез.
6) Завтра я ходил в библиотеку.
7) Книги, тетради, блоноты лежали на столе.
8) Мальчик рисует краками.
9) Оля моет руки с млом.
10) У павлина краивыйхвос.
1) Дети поют хором песня.
2) На дубе растут яблоки.
3) Бабушка вяжет носк
4) Игорь пьет ск.
5) Воробьи сидят на ветках старой берез.
6) Завтра я ходил в библиотеку.
7) Книги, тетради, блоноты лежали на столе.
8) Мальчик рисует краками.
9) Оля моет руки с млом.
10) У павлина краивыйхвос.
1) Дети поют хором песня.
2) На дубе растут яблоки.
3) Бабушка вяжет носк
4) Игорь пьет ск.
5) Воробьи сидят на ветках старой берез.
6) Завтра я ходил в библиотеку.
7) Книги, тетради, блоноты лежали на столе.
8) Мальчик рисует краками.
9) Оля моет руки с млом.
10) У павлина краивыйхвос.
Занятие №9 упражнение 5
яркосветитсолнцемогучийдубраскинулсвоизеленыеветви
яркосветитсолнцемогучийдубраскинулсвоизеленыеветви
яркосветитсолнцемогучийдубраскинулсвоизеленыеветви
яркосветитсолнцемогучийдубраскинулсвоизеленыеветви
яркосветитсолнцемогучийдубраскинулсвоизеленыеветви
яркосветитсолнцемогучийдубраскинулсвоизеленыеветви
яркосветитсолнцемогучийдубраскинулсвоизеленыеветви
яркосветитсолнцемогучийдубраскинулсвоизеленыеветви
яркосветитсолнцемогучийдубраскинулсвоизеленыеветви
яркосветитсолнцемогучийдубраскинулсвоизеленыеветви
яркосветитсолнцемогучийдубраскинулсвоизеленыеветви
яркосветитсолнцемогучийдубраскинулсвоизеленыеветви
яркосветитсолнцемогучийдубраскинулсвоизеленыеветви
яркосветитсолнцемогучийдубраскинулсвоизеленыеветви
яркосветитсолнцемогучийдубраскинулсвоизеленыеветви
яркосветитсолнцемогучийдубраскинулсвоизеленыеветви
яркосветитсолнцемогучийдубраскинулсвоизеленыеветви
яркосветитсолнцемогучийдубраскинулсвоизеленыеветви
яркосветитсолнцемогучийдубраскинулсвоизеленыеветви
яркосветитсолнцемогучийдубраскинулсвоизеленыеветви
яркосветитсолнцемогучийдубраскинулсвоизеленыеветви
яркосветитсолнцемогучийдубраскинулсвоизеленыеветви
яркосветитсолнцемогучийдубраскинулсвоизеленыеветви
яркосветитсолнцемогучийдубраскинулсвоизеленыеветви
Занятие №10 упражнение 2
Занятие №11упражнение 6
Развели на берегу большой костер и напились чаю.
Собака почуяла на дереве соболя.
Скоро мы нашли место для ночлега.
Это было в глухой тайге.
Привязали собаку, легли спать.
Я и старик охотник со своей собакой шли по берегу реки.
Ночью нас разбудил лай собаки.
Развели на берегу большой костер и напились чаю.
Собака почуяла на дереве соболя.
Скоро мы нашли место для ночлега.
Это было в глухой тайге.
Привязали собаку, легли спать.
Я и старик охотник со своей собакой шли по берегу реки.
Ночью нас разбудил лай собаки.
Развели на берегу большой костер и напились чаю.
Собака почуяла на дереве соболя.
Скоро мы нашли место для ночлега.
Это было в глухой тайге.
Привязали собаку, легли спать.
Я и старик охотник со своей собакой шли по берегу реки.
Ночью нас разбудил лай собаки.
Развели на берегу большой костер и напились чаю.
Собака почуяла на дереве соболя.
Скоро мы нашли место для ночлега.
Это было в глухой тайге.
Привязали собаку, легли спать.
Я и старик охотник со своей собакой шли по берегу реки.
Ночью нас разбудил лай собаки.
Развели на берегу большой костер и напились чаю.
Собака почуяла на дереве соболя.
Скоро мы нашли место для ночлега.
Это было в глухой тайге.
Привязали собаку, легли спать.
Я и старик охотник со своей собакой шли по берегу реки.
Ночью нас разбудил лай собаки.
Занятие №13 упражнение 1
На ее ветки садились воробьи, снегири.
Оля смотрела в окно.
Так всю зиму Оля помогала птичкам.
Прилетят, пощебечут и улетят.
Оля сделала кормушку и прикрепила ее к яблоне.
Одна яблоня стояла близко от дома.
Пришла домой, а на кормушке сидит воробей и клюет крошки.
Из окна Олиной комнаты были видны яблони и кусты смородины и малины.
На ее ветки садились воробьи, снегири.
Оля смотрела в окно.
Так всю зиму Оля помогала птичкам.
Прилетят, пощебечут и улетят.
Оля сделала кормушку и прикрепила ее к яблоне.
Одна яблоня стояла близко от дома.
Пришла домой, а на кормушке сидит воробей и клюет крошки.
Из окна Олиной комнаты были видны яблони и кусты смородины и малины.
На ее ветки садились воробьи, снегири.
Оля смотрела в окно.
Так всю зиму Оля помогала птичкам.
Прилетят, пощебечут и улетят.
Оля сделала кормушку и прикрепила ее к яблоне.
Одна яблоня стояла близко от дома.
Пришла домой, а на кормушке сидит воробей и клюет крошки.
Из окна Олиной комнаты были видны яблони и кусты смородины и малины.
На ее ветки садились воробьи, снегири.
Оля смотрела в окно.
Так всю зиму Оля помогала птичкам.
Прилетят, пощебечут и улетят.
Оля сделала кормушку и прикрепила ее к яблоне.
Одна яблоня стояла близко от дома.
Пришла домой, а на кормушке сидит воробей и клюет крошки.
Из окна Олиной комнаты были видны яблони и кусты смородины и малины.
Занятие №11упражнение 6
Развели на берегу большой костер и напились чаю.
Собака почуяла на дереве соболя.
Скоро мы нашли место для ночлега.
Это было в глухой тайге.
Привязали собаку, легли спать.
Я и старик охотник со своей собакой шли по берегу реки.
Ночью нас разбудил лай собаки.
Развели на берегу большой костер и напились чаю.
Собака почуяла на дереве соболя.
Скоро мы нашли место для ночлега.
Это было в глухой тайге.
Привязали собаку, легли спать.
Я и старик охотник со своей собакой шли по берегу реки.
Ночью нас разбудил лай собаки.
Развели на берегу большой костер и напились чаю.
Собака почуяла на дереве соболя.
Скоро мы нашли место для ночлега.
Это было в глухой тайге.
Привязали собаку, легли спать.
Я и старик охотник со своей собакой шли по берегу реки.
Ночью нас разбудил лай собаки.
Развели на берегу большой костер и напились чаю.
Собака почуяла на дереве соболя.
Скоро мы нашли место для ночлега.
Это было в глухой тайге.
Привязали собаку, легли спать.
Я и старик охотник со своей собакой шли по берегу реки.
Ночью нас разбудил лай собаки.
Развели на берегу большой костер и напились чаю.
Собака почуяла на дереве соболя.
Скоро мы нашли место для ночлега.
Это было в глухой тайге.
Привязали собаку, легли спать.
Я и старик охотник со своей собакой шли по берегу реки.
Ночью нас разбудил лай собаки.
Занятие №13 упражнение 3
Занятие №15 упражнение 5
Походвшргысеноышдпршагифылазщмшкщельшвфыроиндюкывфливеньщфрцвселоыгшпагатывлпыпеснявапывокзалроыпастьщршхорекжвилхзземляазвпазллучинавиджыареамрозалуолиарбузащвсыроквамзоыуйцзхцукатволдырьзоцуошлепокфыщхаымылолштоищокорокащуявкаслтывггазонвшвышивкадяыцсфасоныщрывзрывокаплущзимавазоцветокцрлоыфшарфаорксвлмашинафыдраконышщрывазаказсмолдывшщфылистокыа
Походвшргысеноышдпршагифылазщмшкщельшвфыроиндюкывфливеньщфрцвселоыгшпагатывлпыпеснявапывокзалроыпастьщршхорекжвилхзземляазвпазллучинавиджыареамрозалуолиарбузащвсыроквамзоыуйцзхцукатволдырьзоцуошлепокфыщхаымылолштоищокорокащуявкаслтывггазонвшвышивкадяыцсфасоныщрывзрывокаплущзимавазоцветокцрлоыфшарфаорксвлмашинафыдраконышщрывазаказсмолдывшщфылистокыа
походвшргысеноышдпршагифылазщмшкщельшвфыроиндюкывфливеньщфрцвселоыгшпагатывлпыпеснявапывокзалроыпастьщршхорекжвилхзземляазвпазллучинавиджыареамрозалуолиарбузащвсыроквамзоыуйцзхцукатволдырьзоцуошлепокфыщхаымылолштоищокорокащуявкаслтывггазонвшвышивкадяыцсфасоныщрывзрывокаплущзимавазоцветокцрлоыфшарфаорксвлмашинафыдраконышщрывазаказсмолдывшщфылистокыа
Походвшргысеноышдпршагифылазщмшкщельшвфыроиндюкывфливеньщфрцвселоыгшпагатывлпыпеснявапывокзалроыпастьщршхорекжвилхзземляазвпазллучинавиджыареамрозалуолиарбузащвсыроквамзоыуйцзхцукатволдырьзоцуошлепокфыщхаымылолштоищокорокащуявкаслтывггазонвшвышивкадяыцсфасоныщрывзрывокаплущзимавазоцветокцрлоыфшарфаорксвлмашинафыдраконышщрывазаказсмолдывшщфылистокыа
Походвшргысеноышдпршагифылазщмшкщельшвфыроиндюкывфливеньщфрцвселоыгшпагатывлпыпеснявапывокзалроыпастьщршхорекжвилхзземляазвпазллучинавиджыареамрозалуолиарбузащвсыроквамзоыуйцзхцукатволдырьзоцуошлепокфыщхаымылолштоищокорокащуявкаслтывггазонвшвышивкадяыцсфасоныщрывзрывокаплущзимавазоцветокцрлоыфшарфаорксвлмашинафыдраконышщрывазаказсмолдывшщфылистокыа
Походвшргысеноышдпршагифылазщмшкщельшвфыроиндюкывфливеньщфрцвселоыгшпагатывлпыпеснявапывокзалроыпастьщршхорекжвилхзземляазвпазллучинавиджыареамрозалуолиарбузащвсыроквамзоыуйцзхцукатволдырьзоцуошлепокфыщхаымылолштоищокорокащуявкаслтывггазонвшвышивкадяыцсфасоныщрывзрывокаплущзимавазоцветокцрлоыфшарфаорксвлмашинафыдраконышщрывазаказсмолдывшщфылистокыа
Занятие №16 упражнение 1
Дежурный развел костер.
За чертой города они перешли через овраг.
Сквозь густые кусты был слышен шум реки.
Вскоре стемнело, поужинав, ребята легли спать.
Миновав поле, вошли в лес.
Раскинули палатки.
Вот и берег реки, ребята остановились на ночлег.
Летом школьники пошли в поход.
Дежурный развел костер.
За чертой города они перешли через овраг.
Сквозь густые кусты был слышен шум реки.
Вскоре стемнело, поужинав, ребята легли спать.
Миновав поле, вошли в лес.
Раскинули палатки.
Вот и берег реки, ребята остановились на ночлег.
Летом школьники пошли в поход.
Дежурный развел костер.
За чертой города они перешли через овраг.
Сквозь густые кусты был слышен шум реки.
Вскоре стемнело, поужинав, ребята легли спать.
Миновав поле, вошли в лес.
Раскинули палатки.
Вот и берег реки, ребята остановились на ночлег.
Летом школьники пошли в поход.
Дежурный развел костер.
За чертой города они перешли через овраг.
Сквозь густые кусты был слышен шум реки.
Вскоре стемнело, поужинав, ребята легли спать.
Миновав поле, вошли в лес.
Раскинули палатки.
Вот и берег реки, ребята остановились на ночлег.
Летом школьники пошли в поход.
Дежурный развел костер.
За чертой города они перешли через овраг.
Сквозь густые кусты был слышен шум реки.
Вскоре стемнело, поужинав, ребята легли спать.
Миновав поле, вошли в лес.
Раскинули палатки.
Вот и берег реки, ребята остановились на ночлег.
Летом школьники пошли в поход.
Занятие №17 упражнение 1