ПРОГРАММА
ПИОНЕРСКОГО ОТРЯДА
«Солнечный»
«ДОРОГОЮ ДОБРА»
Пояснительная записка
Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. Сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок тех или иных фактов, процессов, явлений. Это привело к изменению ценностных ориентаций подрастающего поколения, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов. Большую роль в формировании духовно-нравственных качеств подрастающего поколения играют общественные объединения, которые способствует воспитанию в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, возрождению и охране духовных традиций своего народа.
Процесс формирования личности пионера осуществляется через детскую общественную организацию путём использования различных форм и методов её работы.
Если в пионерском коллективе осуществляется в определённой целенаправленной системе интересная, разнообразная деятельность, высокая общественная активность, дисциплина и организованность подростков, мы вправе говорить о высоком качестве пионерской работы. Успешность деятельности пионерской организации во многом определяется организацией учёбы актива, уровнем самоуправления, организацией интересной, общественно – полезной деятельности.
Цель программы: формирование у детей духовно-нравственных ценностей, социальных компетенций и навыков взаимодействия с различными категориями детей, людей, организациями.
Данная программа опирается на ряд методологических принципов:
-принцип гуманистической направленности воспитания;
-принцип эстетической организации всей жизни детей;
-принцип ориентации на личностные интересы, потребности, способности каждого подростка;
-принцип свободного самоопределения, самореализации, саморазвития личности каждого старшеклассника;
- принцип учета индивидуальных половозрастных особенностей, личностных характеристик и возможностей детей;
-принцип стимулирования активности личности.
Участники программы: Пионерская организация «Бригантина»
Ресурсное обеспечение программы:
Обеспечение организационных условий - это создание новых структур (органов, самоуправления старшеклассников, временных творческих коллективов и др.).
Обеспечение мотивационных условий - это действия, призванные стимулировать заинтересованность вожатых и старшеклассников в решении задач.
Обеспечение нормативно-правовых условий - это подготовка документов, регламентирующих деятельность общественных объединений.
Кадровое обеспечение - это не только наличие вожатых, но и умение правильно распределить функции и обязанности между членами активами.
Материально-техническое обеспечение – снабжение вожатых необходимой методической литературой, методическими разработками, дидактически материалом, новыми технологическими средствами и др.
Этапы реализации программы «Дорогою Добра»:
1 этап – подготовительный (апрель - май 2017 г.)
Подведение итогов работы пионерской организации, по программе «Орлята - территория детства». Определение перспектив развития организации.Разработка адаптированных вариантов районных программ «Дорогою Добра». Обсуждение содержания программы. Создание творческих групп для разработки методического обеспечения программы. Подготовка практических рекомендаций по реализации программы.
этап – основной (2018 -2021 г.г.)
Старт новой программы «Дорогою Добра» (сентябрь 2017 - декабрь 2017г). Апробация программы в пионерской организации школы. Обобщение и анализ данных по внедрению новой. Работа по программе «Дорогою Добра».
3 этап – заключительный (2021 - 2022 г.г.)
Систематическое обсуждение хода реализации программы на районных методических объединениях педагогических работников. Создание отчета о результатах действия программы, новых подходах, технологиях, методах и формах работы с участниками программы.
4 Этап – итоговый (2, 4 кварталы 2022 года)
Подведение итогов работы над программой - 19 мая 2022 года. Отчёт о выполнении пионерской программы на сборе пионеров - ноябрь 2022 года.
Сроки реализации программы: январь 2015 – ноябрь 2022 года.
Направления программы:
Программа включает в себя 3 направления:
1. «Пионер - всем ребятам пример».
2. «Вот тебе моя рука».
3. «Если хочешь – будь здоров!».
1. «Пионер - всем ребятам пример!»
Цель: создание условий для формирования коммуникативных, организационных умений и навыков у пионерского актива.
Задачи:
активизация пионерской деятельности в дружине;
стимулирование деятельности каждого члена коллектива к самопознанию и самосовершенствованию себя как личности;
формирование лидерской группы в дружине;
формирование знаний, умений и навыков у актива в области организации самоуправления в коллективе;
включение каждого пионера в разнообразную социальную деятельность - полезную, практически - необходимую и личностно – значимую деятельность;
создание благоприятной, эмоциональной атмосферы в детском коллективе.
Формы работы:
«Моя дружина и я в ней хозяин!» - диспут о месте пионера в своей организации. Разговор о том, что даёт пионерская организация детям, что значит быть пионером сегодня, для чего нужен союз пионеров и взрослых, Что важнее: права или обязанности?
«Всё начинается с командира!» - организуются клубные занятия, которые носят обучающий характер для пионерского актива. По направлениям, в течении года:
Конкурс отрядных уголков, отрядные сборы, соблюдение пионерских ритуалов, ведение дневника (летописи) отряда, соблюдение традиций и ритуалов пионерской организации, работа с подшефным отрядом, тимуровская работа с ветеранами и престарелыми людьми – весь период.
Конкурс проектов - «Моя организация и я в ней хозяин!»
Фестиваль пионерской песни .
Районный конкурс «Пионер года!» (конкурс на выявление самого активного пионера)
Ожидаемые результаты:
сформированный высокий уровень организаторских умений и навыков;
сформированный высокий уровень развития коллектива, состоящего из разновозрастных групп;
сформированные умения у пионерского актива в самостоятельной организации и проведении различных массовых пионерских мероприятий, КТД дружины;
созданная атмосферы сотрудничества и сотворчества детей и взрослых.
2. «Вот тебе моя рука»
Цель: создание условий для формирования высокой нравственной культуры у подрастающего поколения.
Задачи:
формирование твердой нравственной позиции, правовой культуры, стремления жить по законам добра и милосердия;
формирование практических навыков благотворительной деятельности;
воспитание уважительного отношения к общепринятым моральным ценностям, нормам, законам;
формирование эмпатичного отношения к окружающим, понимания духовного мира другого человека, умения сопереживать, сочувствовать, оказывать психологическую поддержку.
Формы работы:
«Аукцион идей».
Благотворительная ярмарка «Сбор средств и пожертвований в помощь детям различных социальных категорий».
Акция «Дни без одиночества» (для детей - инвалидов).
Акция «Зажги костёр добра!».
Мероприятия, посвящённые «Дню пожилого человека».
КТД «Экран добрых дел» (выставка творческих отчётов о работе пионерских отрядов по данному проекту).
Внеклассное мероприятие «Цветик - семицветик», приуроченная ко дню инвалидов для детей с ограниченными возможностями.
Рейд « Как живёшь, ветеран?» - выявление социальных нужд и потребностей ветеранов войны и труда.
Акция «Ни дня без добрых дел».
Митинг «Живая память» - посвящённый Дню памяти воинов – интернационалистов, Дню Победы.
Вахта Памяти, акция «Рассвет Победы»;
Благотворительная акция, посвящённая защите птиц и зверей.
Акция «От обелиска к обелиску» - уход за историческими памятниками и заброшенными захоронениями.
Ожидаемые результаты от проекта:
активизация благотворительной деятельности детской общественной организации;
сформированный высокий уровень нравственной культуры школьников, осознание и осмысление общечеловеческих ценностей, моральных норм;
сформированный высокий уровень ценностной ориентации у подрастающего поколения на выполнение своего гражданского долга;
осознание подрастающим поколением сопричастности к решению социальных проблем общества;
обогащение представлений пионеров о милосердии, принципах гуманизма, нормах гуманных взаимоотношений между людьми.
3. «Если хочешь – будь здоров»
Цель: пропаганда здорового образа жизни среди подрастающего поколения.
Задачи:
- формирование у подрастающего поколения навыков здорового образа жизни;
- приобщение подрастающего поколения к систематическим занятиям физкультурой и спортом;
- повышение уровня физподготовки в пионерской дружине;
- популяризация разнообразных видов спорта среди детей и подростков;
- реализовать новые формы и методы работы при организации спортивных мероприятий;
- формирование устойчивого интереса у подрастающего поколения к здоровому образу жизни и систематическим занятиям спортом.
Формы работы:
Пионерская агитбригада «Внимание! Дорожная безопасность!».
Игровые часы «Давайте играть!».
КТД «Азбука здоровья».
Дни здоровья.
Военно-спортивные игры: «Вперёд, мальчишки!», «Зарница».
Смотр строя и песни среди пионерских отрядов;
Ожидаемые результаты:
сформированные у подрастающего поколения навыки здорового образа жизни;
популяризация разнообразных видов спорта среди детей и подростков.
реализованные новые формы и методы работы при организации спортивных мероприятий;
сформированный устойчивый интерес у подрастающего поколения к здоровому образу жизни и систематическим занятиям спортом;
объективное оценивание своего состояние здоровья как следствие ведения здорового образа жизни.
Критерии, показатели изучения эффективности программы:
Эффективность разработанной программы определяется результатами мониторинга, проведенного согласно количественной и качественной оценке.
Количественную оценку следует определять по следующим критериям:
социальной активности, проявляющейся в количестве участников и числе акций, общественно полезных дел, мероприятиях;
количество реализации воспитательных дел, акций, мероприятий;
уровень развития коллектива;
развитие пионерского движения в школе.
Качественный анализ эффективности программы должен определяться следующими критериями:
сформированный уровень экологической культуры у подрастающего поколения;
сформированный уровень эстетического отношения к окружающему миру у подрастающего поколения;
сформированный уровень представлений о нравственных качествах;
сформированный уровень непроизвольного поведения в соответствии с нравственными нормами;
сформированный уровень коммуникативных умений и навыков;
сформированный уровень лидерских качеств, организационных умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
сформированный уровень эмпатии.
Список литературы:
Аваткова И.И. - Помоги подростку войти во взрослую жизнь/И.И.Аваткова.- М., 2002.
Вульфов Б.З. - Словарь педагогических ситуаций/Б.З.Вульфов. - М., 2000.
Как вести за собой. Большая книга вожатого. Учебное пособие.-М.,2004.
Солдатова Г.У. - Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков/Г.У.Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д.Шарова. — М., 2000.
Волохов А.А., Мирошкина М.Р., Фришман И.И. - Программы деятельности волонтёров детских общественных объединений в системе дополнительного образования. – М., 2011 г.
ВДЦ «Орлёнок» Маршруты мира безопасности – Н.Н. 2011
Шварц О.Э. - Методический вестник – Брянск, 2011
Волохов А.В. - Искры добрых дел – М. 2012
Сборник нормативных правовых документов по организации отдыха и оздоровления детей Удмуртской республики в 2013 году – Ижевск 2013
Умрихина М.Е. - Учитель – ученик – родители – М., 2010
Информационный сборник: в помощь организаторам педагогической поддержки детского общественного движения – Н.Н., 2011