МИНОБРНАУКИ Челябинской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Южноуральский энергетический техникум»
ГБПОУ ЮЭТ
ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 04 ОФОРМЛЕНИЕ ПРИЧЕСОК
2018 г.
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО) 43.01.02 «Парикмахер», входящей в состав укрупненной группы профессий 43.00.00. Сервис и туризм.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение ГБПОУ «Южноуральский Энергетический техникум»
Разработчики:
Дементьева Анастасия Николаевна – мастер производственного обучения ГБПОУ «Южноуральский энергетический техникум»
Примерная программа рекомендована Советом Министерства образования и науки Челябинской области по примерным основным профессиональным образовательным программам начального и среднего профессионального образования
Заключение Совета Министерства образования и науки Челябинской области по примерным основным профессиональным образовательным программам начального и среднего профессионального образования № 4 от «31» мая 2013г.
Рассмотрено предметной (цикловой) комиссией сферы обслуживания и общественного питания Протокол № от « » 2018г.
Рассмотрена Методическим Советом и рекомендована к утверждению, протокол №___ от «____» ________ 20__г
Замдиректора по МР ________ И.С. Николаева
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 6
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 7
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 20
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 24
1. паспорт ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 04 ОФОРМЛЕНИЕ ПРИЧЕСОК
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля – является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии 43.01.02. Парикмахер, укрупненная группа профессий 43.00.00 Сервис и туризм, в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Оформление причесок и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 4.1 Выполнять подготовительные работы по обслуживанию клиентов.
ПК 4.2 Выполнять прически с моделирующими элементами.
ПК 4.3 Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов.
Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовки при освоении профессии Парикмахер.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями студенты в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
организации подготовительных работ по обслуживанию клиентов;
выполнения причесок с моделирующими элементами (повседневных и нарядных);
выполнения заключительных работ по обслуживанию клиентов.
уметь:
организовывать рабочее место;
подбирать препараты, принадлежности для причесок;
пользоваться парикмахерским инструментом;
выполнять все виды причесок в соответствии с инструкционно – технологической картой;
производить коррекцию прически;
выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов.
знать:
состав и свойства профессиональных препаратов;
современные направления моды в парикмахерском искусстве;
нормы расхода препаратов, времени на выполнение работы;
технологии выполнения причесок с моделирующими элементами;
критерии оценки качества выполненной работы.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося – 363часов, включая:
Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 353 часов;
Самостоятельной работы обучающегося – 10 час;
Практических работ обучающегося - 15 час;
Учебной и производственной практики – 324 часов
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение студентами видом профессиональной деятельности Оформление причесок, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1 | Выполнять подготовительные работы по обслуживанию клиентов |
ПК 2 | Выполнять прически с моделирующими элементами |
ПК 3 | Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем |
ОК 3 | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы |
ОК 4 | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6 | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами |
ОК 7 | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
ПМ.04 ОФОРМЛЕНИЕ ПРИЧЕСОК
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля* | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося, часов | Учебная часов | Производственная, часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) |
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ПК 1 ПК 2 ПК 3 | Раздел 1. Оформление причесок | | 29 | 15 | 10 | 180 | 144 |
| Всего: | 363 | 29 | 15 | 10 | 180 | 144 |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося, часов | Учебная, часов | Производственная, часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) |
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ПК 1 ПК 2 ПК 3 | Тема 1. 1 История причесок. Классификация и основные композиции прически. | 97 | 18 | 8 | 7 | 72 | – |
Тема 2. 1 Основы моделирования прически | 266 | 11 | 7 | 3 | 108 | 144 |
Производственная практика, часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика) | 144 | | |
| Всего: | 363 | 29 | 15 | 10 | 180 | 144 |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел ПМ.04 Оформление причесок | | 39 | |
МДК. 04.01 Искусство причесок | | 25 |
Тема 1. 1 История причесок. Классификация и основные композиции прически. | Содержание | 10 |
1 | История прически. Стиль и мода в искусстве прически. История возникновения прически. История развития прически. Прически древнего мира, прически народов средневековой Европы, прически эпохи возрождения. Прически народов Африки. Прически Египта, Древней Греции, Древнего Рима. Европейские прически периода барокко. Прически 20 века. Общее понятие стиля. Основные направления современной моды. Характеристика облика современного человека. Факторы, влияющие на его формирование. Развитие направлений моды. | 2 | 2 |
2 | Классификация причесок. Виды и их особенности. Классификация причесок и их особенности, характеристика бытовых и зрелищных причесок. Композиция прически, Симметрия и асимметрия. | 2 | 2 |
3 | Характеристика причесок по возрастным группам и по назначению. Характеристика стилей: классического, романтического, авангардного, экстравагантного, спортивного, элегантного, исторического и стиля эклектика. Сочетание различных стилей. | 2 | 2 |
4 | Основы композиции прически. Композиция прически. Ее сущность и основные законы. Свойства композиции. Композиция лицевой части прически. Значение цвета в прическе. | 2 | 2 |
5 | Законы пропорционального соотношения в прическе. Пропорции фигуры и прически. Пропорции головы. Пропорции форм лица. Силуэт прически в профиль и его взаимосвязь с видом в анфас. | 2 | 2 |
Практические работы | 8 | |
1 | Инструктаж по ТБ. Выполнение элементов прически: волна, проборы | 2 |
2 | Инструктаж по ТБ. Выполнение элементов прически: букли, жгуты и локоны | 2 |
3 | Инструктаж по ТБ. Выполнение элементов прически: косы, хвост | 2 |
4 | Инструктаж по ТБ. Выполнение элементов прически: пробор валик | 2 |
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ.04 Оформление причесок Тема 1.1 Создание презентации на тему « Прически древнего мира» Выполнение реферата по теме « Классификация причесок» Выполнение реферата по теме « Характеристика причесок по возрастным группам и по назначению» Работа с контрольными вопросами | 7 | |
Тема 2. 1 Основы моделирования прически | Содержание | 4 |
1 | Форма и технологические методы оформления волос в прическу. Основные элементы прически. Оформление пряди с помощью бигуди. Получение эффекта углубления. | 2 | 2 |
2 | Разработка причесок. Вечерняя прическа. Свадебная прическа. | 2 | 2 |
Практические работы | 7 | |
1 | Составление ИТК на выполнение прически с применением декоративных украшений | 2 |
2 | Составление ИТК на выполнение нарядной прически | 2 |
3 | Составление ИТК на выполнение прически с применением постижерных изделий» | 2 |
| Дифференцированный зачет. Разработка индивидуальной технологии прически. | 1 |
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ.04 Оформление причесок Тема 2.1 Работа с конспектом лекции Разработать индивидуальную технологию причесок Подготовка к дифференцированному зачету | 3 | |
|
Учебная практика Виды работ: Инструктаж по организации рабочего места. Выполнение подготовительных и заключительных работ по обслуживанию клиентов. Выполнение элементов прически («Пробор», «Коса», «Жгут», «Каракулевый жгут», «Узел», «Волна») Выполнение элементов прически («Локон», «Кудри», «Хвост», «Букли», «Кок», «Валик», «Ракушка»). Выполнение повседневной причёски, с использованием основных элементов: косы, жгуты, узлы, хвосты. Выполнение торжественной прически на коротких волосах (с применением декоративных украшений). Выполнение торжественной прически на длинных волосах, с использованием основных элементов: хвосты, букли (с применением постижерных изделий). Выполнение прически для невесты, с использованием основных элементов: волны, локоны, кудри (с применением декоративных украшений). Выполнение вечерней прически, с использованием основных элементов: кок, валик, ракушка (с применением постижерных изделий). Выполнение повседневной причёски, с использованием основных элементов: косы, жгуты. Выполнение проверочных работ. | 180 |
Производственная практика Виды работ: Выполнение повседневных причесок с моделирующими элементами. Выполнение торжественных причесок с моделирующими элементами. Выполнение конкурсных причесок с моделирующими элементами. Выполнение исторических причесок с моделирующими элементами. Освоение современных технологических процессов выполнения оформления причесок | 144 |
Всего | 363 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета специальных дисциплин и учебной парикмахерской – мастерской.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест:
аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления;
автоматизированное рабочее место преподавателя;
компьютер с лицензионным программным обеспечением;
мультимедиапроектор, экран; цифровые образовательные ресурсы с конкурсными работами, обучающими семинарами, технологиями оформления прически;
специализированная учебная мебель по количеству обучающихся с комплектом стульев;
комплект нормативной документации (ГОСТы, ОСТы, РСТ, СанПиНы);
таблицы, схемы выполнения причесок;
комплекты специальных инструментов и приспособлений: расчёска комбинированная, расческа-хвостик, зажимы, клеммы, фен, бигуди, трес банк, карда, веретено, шпильки, невидимки, резиночки, сетки для волос, валик;
тренажёры: манекен-головка;
комплект учебно-методической документации.
парикмахерское бельё: специальная одежда, пеньюар, полотенца;
материалы и препараты: воротнички, шампунь, бальзам, лак, мусс, жидкий шелк, флюид, гель.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:
Учебная парикмахерская – мастерская, оборудованная парикмахерскими креслами, зеркалами, столиками для инструментов и препаратов, мойками для мытья волос, сушуарами, стерилизаторами.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Нормативная литература:
Инструкция по охране труда для парикмахера Мин труда и соц. развития РФ от 18 мая 2004 года (в действующей редакции)
Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации (в ред. Постановлений Правительства РФ 01.02.2005 N 49).
Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.2. 2631-10.
Типовые нормы времени на работы, связанные с обслуживанием населения в парикмахерских (в действующей редакции).
Печатные издания:
Плотникова,И.Ю.Технология парикмахерских работ/ И.Ю.Плотникова, Т.А.Черниченко – М.: Академия, 2017.- 192 с.; 22 см.-
Библиогр: -1000 экз. – ISBN 978-5-4468-3897-4.- Текст: непосредственный.
Королева, С.И. Основы моделирования прически / И.С. Королева - М.: Академия, 2016. - 144 с.; 22 см.-
Библиогр: - 1000 экз. – ISBN 978-5-4468-1511-1.- Текст: непосредственный.
Панина, Н.И. Парикмахер-универсал / Н.И.Панина - М.: Академия, 2015. - 64 с.; 24 см.-
Библиогр: - 500 экз. – ISBN 978-5-4468-1264-6.- Текст: непосредственный.
Дополнительные источники:
Голубева Е, Марина З, Николаева М. Большая книга домашнего парикмахера.– М.: Эксмо, 2007.
Беспалова Т.И. Грузь А.В. Основы художественного проектирования прически. – М.: Академия, 2012.
Соколова Е.А. Основы физиологии кожи и волос. Учебное пособие.– М.: Академия, 2012.
Кулешкова О.Н, Читаева О.Б, Бутко Т.Н. Основы дизайна прически. Учебное пособие.– М.: Академия, 2002.
Сыромятникова И.С. Искусство грима и прически. Учебное пособие.– М.: Академия, 2000.
Цифровые образовательные ресурсы:
Интернет ресурсы:
http://beauty.net.ru
http://parikmaxer.tv
www.beauty. passion.ru
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Дисциплины и модули, изучение которых должно предшествовать освоению данного модуля:
Основы культуры профессионального общения
Санитария и гигиена
Основы физиологии кожи и волос
Специальный рисунок
ПМ.01«Выполнение стрижек и укладок волос»
ПМ.02 «Выполнение химической завивки волос»
ПМ.03 «Выполнение окрашивания волос»
Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику, которую рекомендуется проводить концентрированно. Обязательным условием допуска к производственной практике в рамках профессионального модуля ПМ 04 Оформление прически является освоение содержания МДК04.01 Искусство прически и выполнения всех работ по учебной практике для получения первичных профессиональных навыков в рамках данного профессионального модуля.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу МДК 04.01 Искусство причесок:
Преподаватели: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля ПМ. 04 Оформление причесок.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой, мастера: наличие 5-6 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Выполнять подготовительные работы по обслуживанию клиентов | – соблюдение правил ТБ и ОТ при организации рабочего места в соответствии с СанПиН 2.1.2. 2631-10; – рациональность размещения инструментов, материалов, препаратов для оказания услуги по оформлению в соответствии с методическими рекомендациями; – правильность подбора прически для клиента в соответствии с индивидуальными возрастными физиологическими и антропометрическими особенностями; – соблюдение культуры обслуживания в соответствии с «Правилами бытового обслуживания». | Текущий контроль в форме: – защиты лабораторных и практических работ; - Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе практических занятий и в период учебной практики. - Рубежный контроль (промежуточная аттестация) в форме дифференцированных зачетов по учебной и по производственной практике. - экзамена квалификационного по профессиональному модулю. |
Выполнять прически с моделирующими элементами. | – соблюдение технологии выполнения нарядных и повседневных причесок с моделирующими элементами в соответствии с инструкционно-технологической картой; – соответствие времени на оказание услуги клиентам Типовым нормам времени на работы, связанные с обслуживанием населения в парикмахерских; – рациональность в использовании препаратов и материалов в соответствии с нормами расхода материалов по СанПиН 2.1.2. 2631-10; – соответствие выполненной услуги показателям и критериям оценки качества. |
Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов | – оценка соответствия качества выполненной услуги оценке потребителя; – соблюдение культуры обслуживания в соответствии с «Правилами бытового обслуживания населения»; – точность и правильность выполнения дезинфекции и стерилизации оборудования, инструментов, парикмахерского белья в соответствии СанПиН 2.1.2. 2631-10; – точность и правильность подбора профилактических услуг для клиента в соответствии с его индивидуальными особенностями. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | – демонстрация интереса к будущей профессии: участие в профессиональных декадах, конкурсах профессионального мастерства, НПК | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения содержания образовательной программы |
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем | – проектирование программы индивидуальной деятельности, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем; – рациональность (достижение цели минимальным набором действий – минимизация и оптимизация процесса), точность и качество при выполнении учебной и производственных деятельности; – соблюдение графика выполнения учебных заданий и работ | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения содержания образовательной программы |
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы | – адекватность самооценки на основе заявленных критериев (соответствие оценки и самооценки); – рациональность и результативность выполнения собственной программы устранения отклонений по результатам работы; – технологическая, экономическая эффективность принятого решения в ситуации профессионального испытания | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе промежуточной аттестации по учебной практике |
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач | – рациональность и результативность использования различных источников информации, включая электронные, для эффективного выполнения профессиональных задач; – технологическая, экономическая эффективность процесса выполнения профессиональных задач | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе учебной и производственной практики Экспертная оценка |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | – владение ПК на уровне опытного пользователя; – выполнение учебно-научных работ различного уровня в соответствии с заявленными требованиями | Аттестация обучающегося по дисциплине «Информатика и ИКТ» Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе учебной и производственной практики |
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами | – эффективность взаимодействия при работе в команде; – построение бесконфликтных отношений с коллегами, клиентами; – владение культурой общения: умение ясно и четко излагать свои мысли (передавать информацию); способность убеждать, аргументировать собственную позицию, организовывать и поддерживать диалог; умение согласовывать свои действия с действиями коллег; способность выбирать оптимальный стиль общения в различных (в том числе, конфликтных) ситуациях; способность выстраивать межличностные отношения с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения по нормам (соблюдение этических норм общения). | Анкетирование Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе учебной и производственной деятельности |
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) | – осуществлять профессиональную деятельность в условиях, имитирующих прохождение службы в армии | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе прохождения военных сборов |
Разработчики:
ГБПОУ ЮЭТ мастер п/о А.Н.Дементьева
Эксперты:
ГБПОУ ЮЭТ мастер п/о К.Р.Жильцова
Парикмахерская «Имидж» директор И.В.Попова
*
3