Комсомольский-на-Амуре филиал краевого государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования
«Хабаровский государственный медицинский колледж»
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 31.02.03 ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА,
БАЗОВАЯ ПОДГОТОВКА, ОЧНАЯ ФОРМА ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
I курс, группа 11-л/д
Утверждено
на заседании ЦМК
Протокол № ____
«_14_»_____05__________ 20_ г.
Председатель_____________
Утверждаю
Заведующий учебным отделом
_____________ Л. Н. Натяжко
«_15__»_____05__________ 20_г.
РЕЦЕНЗИЯ
на программу по учебной дисциплине ОП.02 Анатому и физиология человека,
для специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика
базовая подготовка, очная форма получения образования
составленную преподавателем Кокшаровой Н.У.
Предлагаемая программа разработана для учебной дисциплины ОП.02 Анатомия и физиология человека для специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика, базовая подготовка, очная форма получения образования в соответствии с учебным планом и на основе ФГОС СПО нового поколения.
Весь курс составляет 165 часов и включает в себя следующие разделы:
Лекции – 28 ч.
Семинарские занятия – 24 ч.
Практические занятия – 58 ч.
Самостоятельная работа – 55 ч.
Программа включает в себя требования к уровню освоения содержания предмета, почасовое распределение видов учебной деятельности. Программа обеспечена дидактическим материалом, тестовыми заданиями, видеофильмами, перечнем тем для презентаций и реферативных работ.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: применять знания об анатомическом строении органов и систем, физиологических процессах, происходящих в организме человека при оказании профилактической и первой медицинской помощи. Знания и умения, полученные в процессе изучения учебной дисциплины ОП.02 Анатомия и физиология человека студенты используют для освоения профессиональных и общих компетенций, предусмотренных базовой подготовкой для специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика, базовая подготовка, очная форма получения образования.
Таким образом, программа учебной дисциплины ОП.02 Анатомия и физиология человека направлена на получение общих и профессиональных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда.
Рецензент
Преподаватель АФЧ КФ ХГМК,
высшей квалификационной категории Кривобокова И.Ю.
РЕЦЕНЗИЯ
на программу по учебной дисциплине ОП.02 Анатому и физиология человека,
для специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика,
базовая подготовка, очная форма получения образования
составленную преподавателем Кокшаровой Н.У.
Программа учебной дисциплины ОП.02 Анатомия и физиология человека для специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика, базовая подготовка, очная форма получения образования разработана на основе федеральных государственных образовательных стандартов по специальностям среднего профессионального образования, составлена в соответствии с ФГОС СПО нового поколения.
Весь курс составляет 165 часов и включает в себя следующие разделы:
Лекции – 28 ч.
Семинарские занятия – 24 ч.
Практические занятия – 58 ч.
Самостоятельная работа – 55 ч.
Имеется перечень практических и семинарских занятий, перечень тем по внеаудиторной работе (самостоятельная работа студентов).
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: применять знания об анатомическом строении органов и систем, физиологических процессах, происходящих в организме человека при оказании профилактической и первой медицинской помощи.
Знания и умения, полученные в процессе изучения учебной дисциплины ОП.02 Анатомия и физиология человека студенты используют для освоения следующих профессиональных и общих компетенций:
Общие компетенции, включающие в себя способность (по базовой подготовке):
OK.1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
OK.4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
Профессиональные компетенции, соответствующие основным видам профессиональной деятельности (по базовой подготовке):
ПK 2.2 Проводить забор капиллярной крови.
Таким образом, программа учебной дисциплины «Анатомия и физиология человека» направлена на получение общих и профессиональных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.
Рецензент
Главный врач КГБУЗ
«Городская больница №7» Тяжелков А.П.
Программа учебной дисциплины ОП.02 Анатомия и физиология человека разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 31.02.03 Лабораторная диагностика базовая подготовка очная форма получения образования.
Организация – разработчик: Комсомольский-на-Амуре филиал краевого государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Хабаровский государственный медицинский колледж».
Разработчик:
Кокшаровой Н.У. преподаватель учебной дисциплины ОП.02 Анатомия и физиология человека КФ ХГМК, высшей квалификационной категории.
Рассмотрена и утверждена на заседании учебно-методического совета КФ ХГМК
Протокол № _____ от «___»____________20___ г.
Заключение учебно-методического совета
Протокол № _____ от «___»____________20___ г.
Рецензенты:
Главный врач КГБУЗ
«Городская больница №7» Тяжелков А.П.
Преподаватель АФЧ КФ ХГМК,
высшей квалификационной категории Кривобокова И.Ю.
Содержание
Паспорт программы учебной дисциплины Структура и содержание учебной дисциплины Условия реализации программы учебной дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплин
1. Паспорт программы учебной дисциплины ОП.02 Анатомия и физиология человека
1.1 Область применения программы
Программа учебной дисциплины ОП.02 Анатомия и физиология человека является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика базовая подготовка очная форма получения образования.
Программа учебной дисциплины может быть использована при реализации программ дополнительного профессионального образования по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика базовая подготовка очная форма получения образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина ОП.02 Анатомия и физиология человека является частью общепрофессиональной дисциплины профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
использовать знания анатомии и физиологии при взятии биологических материалов для лабораторных исследований.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
структурные уровни организации человеческого организма
структуру функциональных систем организма, его основные физиологические функции и механизмы регуляции
количественные и качественные показатели состояния внутренней среды организма, механизмы ее регуляции и защиты
Знания и умения, полученные в процессе изучения учебной дисциплины ОП.02 Анатомия и физиология человека, студенты используют для освоения следующих профессиональных и общих компетенций:
Общие компетенции:
OK.1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
OK.4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
Профессиональные компетенции:
ПK 2.2 Проводить забор капиллярной крови.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины
ОП.02 Анатомия и физиология человека:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 165 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 110часов;
самостоятельной работы обучающегося 55 часов.
2. Структура и содержание учебной дисциплины
ОП. 02 Анатомия и физиология человека
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 165 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 110 |
в том числе: | |
практические занятия | 58 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 55 |
в том числе: | |
написание рефератов подготовка докладов выполнение домашней работы | 12 18 40 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.02 Анатомия и физиология человека
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1 Человеческий орган как единое целое | Содержание учебного материала | 8 | |
Анатомия и физиология как медицинские науки | | 2 |
Методы изучения организма человека. Части тела человека. Оси и плоскости. | 2 |
Анатомическая номенклатура. | 2 |
Конституция. Морфологические типы конституции. | 2 |
Практические занятия | 4 | |
Составление глоссария, выписка терминов, выполнение заданий в тестовой форме. Заполнение схем, таблиц, кроссвордов | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
Составление словаря терминов. Составление конспекта «Краткая история развития анатомии и физиологии» Зарисовка частей тела человека, плоскостей и осей движения, условных линий для определения положения органов. | | |
Тема 2 Основы гистологии и цитологии | Содержание учебного материала | 8 | |
Клетка: строение и функции клеток. Химический состав клетки. Обмен веществ и энергии в клетке. Деление клетки | | 1 |
Ткань - определение, классификация, функциональные различия. Эпителиальная ткань - расположение в организме, виды, функции строение. | 1 |
Соединительная ткань - расположение в организме, функции, классификация. Строение соединительной ткани | 1 |
Хрящевая ткань - строение, виды, расположение в организме | 1 |
Костная ткань, расположение, строение, функции | 1 |
Мышечная ткань - сократимость, функции, виды - гладкая, исчерченная скелетная и сердечная. Функциональные особенности | 1 |
Нервная ткань - расположение, строение | 1 |
Строение нейрона. Виды нейронов. Нервные окончания: рецепторы, эффекторы | 1 |
Определение органа. Системы органов | 1 |
Практические занятия | 4 | |
Определение разновидностей тканей на макро- и микропрепаратах. Заполнение схем, таблиц | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
Составление словаря терминов. Зарисовка основных структур клетки. Составление таблицы «Системы органов» | | |
Тема 3 Костная система | Содержание учебного материала | 8 | |
Понятие «опорно-двигательный аппарат». Скелет - понятие, функции. Кость как орган, химический состав. Виды костей, строение. Надкостница | | 1 |
Соединения костей. Строение сустава. Вспомогательный аппарат суставов. Классификация суставов. Виды движений в суставах | 1 |
Череп в целом - свод, основание, черепные ямки, глазница, полость носа, полость рта. Возрастные особенности черепа. Строение родничков черепа новорожденного, сроки закрытия родничков | 2 |
Мозговой и лицевой отделы черепа. Соединение костей. Височно-нижнечелюстной сустав, движения в нем | 2 |
Скелет туловища, структуры его составляющие. Позвоночный столб, отделы. Строение позвонков, крестца, копчика. Соединения позвоночного столба | 2 |
Грудная клетка, грудная полость, апертуры, реберные дуги, подгрудинный угол. Формы грудной клетки | 2 |
Строение грудины | 2 |
Ребра: истинные, ложные, колеблющиеся. Соединение ребер с позвоночником | 2 |
Скелет верхней конечности, отделы. Скелет плечевого пояса - кости его образующие. Строение лопатки и ключицы. Строение и соединения костей свободной верхней конечности | 2 |
Движения в суставах верхней конечности (плечевой, локтевой, лучезапястный, суставы кисти). | 1 |
Типичные места переломов конечностей. Скелет нижней конечности - отделы. Скелет тазового пояса. Большой и малый таз - кости их образующие. Половые различия таза, размеры женского таза | 2 |
Скелет свободной нижней конечности - кости его образующие, их строение, соединения. Стопа как целое - своды стопы (продольные - опорный и рессорный, поперечный) | 2 |
Движения в суставах свободной нижней конечности (тазобедренный, коленный, голеностопный, большеберцово-малоберцовые, голеностопный, плюсне-предплюсневые, плюсне-фаланговые, межфаланговые). Типичные места переломов конечностей | 1 |
Практические занятия | 4 | |
Изучение препаратов костей черепа, туловища, заполнения таблиц. Изучение препаратов костей нижних и верхних конечностей. Исследование двигательных функций методом активных и пассивных движений | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
Составление таблицы соединения костей черепа и туловища. Составление таблицы описания суставов верхних и нижних конечностей. Схематическое изображение мест переломов конечностей. Описание связочного аппарата соединений костей конечностей. Реферат | | |
Тема 4 Мышечная система. Понятие о физиологии мышц | Содержание учебного материала | 8 | |
Саркомер, сокращение саркомера, мышечного волокна, мышцы. Мышечные группы. Виды мышц | | 1 |
Вспомогательный аппарат мышц: фасции, фиброзные и костно-фиброзные каналы. Синовиальные сумки, костные и фиброзные блоки | 1 |
Основные физиологические свойства мышц - возбудимость, возбуждение, рефрактерность, лабильность, сократимость. Виды мышечного сокращения: одиночное, зубчатый тетанус, гладкий тетанус. Утомление и отдых мышц | 1 |
Группы мышц шеи. Топографические образования шеи | 1 |
Мышцы спины - расположение, функции | 1 |
Мышцы груди - расположение, функции | 1 |
Мышцы живота - расположение, функции | 1 |
Мышцы верхней конечности: мышцы плечевого пояса, передняя и задняя группы мышц плеча, мышцы предплечья: передняя группа - поверхностные и глубокие, задняя группа - поверхностные и глубокие. Мышцы кисти, расположение, функции | 2 |
Мышцы нижней конечности. Мышцы таза: передняя группа, задняя группа, функции. Мышцы бедра: передняя (сгибатели), задняя группа (разгибатели), расположение, функции. Мышцы голени: передняя, задняя, латеральная группы, функции. Мышцы стопы (мышцы большого пальца, мышцы мизинца, средняя группа мышц), расположение, функции. | 2 |
Практические занятия | 4 | |
Тестовый контроль, работа с таблицами, немыми схемами. | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
Составление перечня мышц конечностей синергистов и антагонистов Работа с макропрепаратами | | |
Тема 5 Пищеварительная система. Пищеварение. Обмен веществ и энергии | Содержание учебного материала | 8 | |
Пищеварительная система. Структуры пищеварительной системы - пищеварительный канал, большие пищеварительные железы | | 2 |
Отделы пищеварительного канала. Полость рта, строение. Миндалины лимфоэпителиального кольца Пирогова-Вальдейера. Органы полости рта, функции полости рта | 2 |
Глотка - расположение, строение, стенки, отделы, функции. | 2 |
Желудок - расположение, проекция на переднюю брюшную стенку, формы, отделы, поверхности, кривизны. Строение стенки желудка: серозная оболочка, мышечная оболочка, слизистая оболочка (складки, эпителий, ее покрывающий, лимфоидные фолликулы, железы) | 2 |
Железы желудка: виды (собственные, кардиальные, пилорические) - их строение; клетки (главные, добавочные, обкладочные, С-клетки) и вещества, ими вырабатываемые: протеолитические ферменты (пепсиноген, гастриксин, химозин), липолитические ферменты (липаза желудка), амилолитические ферменты (амилаза, мальтаза), слизеподобные вещества (муцин, внутренний фактор Кастла), лизоцим, соляная кислота, тканевые гормоны (гастрин, гастрон) | 2 |
Функции желудка. Желудочный сок - свойства, состав. | 2 |
Тонкая кишка - расположение, строение, отделы: 12-перстная, тощая и подвздошная кишка, функции. Строение стенки, образования слизистой оболочки (складки, ворсинки, микроворсинки, пейеровы бляшки, железы). Кишечный сок - свойства, состав, функции | 2 |
Толстая кишка - расположение, отделы. Проекция отделов на переднюю брюшную стенку, особенности строения, функции. Прямокишечное венозное сплетение, внутренний сфинктер мышечного слоя стенки кишки, наружный сфинктер заднего прохода. Состав кишечного сока, его значение | 2 |
Брюшина - строение, ход брюшины. Образования брюшины: связки, брыжейки, сальники. Отношение органов к брюшине | 1 |
Большие слюнные железы: околоушные, поднижнечелюстные, подъязычные - строение, места открытия выводных протоков, секрет слюнных желез. Слюна - состав (вода, микроэлементы, лизоцим, муцин, мальтаза, амилаза), свойства | 2 |
Поджелудочная железа - расположение, функции: экзокринная – выделение пищеварительного сока (состав сока, ферменты - трипсиноген, химотрипсин, фосфолипаза, липаза, амилаза, мальтаза), эндокринная: инсулин, глюкагон. | 2 |
Печень - расположение, границы, функции (пищеварительная, пластическая, антитоксическая, депо гликогена, депо крови, кроветворная). Макро- и микроскопическое строение печени. Кровоснабжение печени, ее сосуды | 2 |
Желчный пузырь - расположение, строение, функции. Состав и свойства желчи. Функции желчи: пищеварительная, выделительная, стимуляция секреции и моторики кишечника, секреции поджелудочной железы, активация ферментов, бактериостатическая. Механизм образования желчи, виды желчи (пузырная, печеночная), отделение желчи | 2 |
Пищеварение в полости рта: механическая и химическая обработка пищи, образование пищевого комка. Всасывание в полости рта. Глотание. Роль полости рта в секреторной и моторной функции пищеварительного тракта | 2 |
Движение пищи в глотке и пищеводе. Пищеварение в желудке под воздействием ферментов желудочного сока. Моторная функция желудка, как фактор механического переваривания пищи. Эвакуация содержимого желудка в двенадцатиперстную кишку. Голодные и антиперистальтические движения желудка | 2 |
Пищеварение в тонком кишечнике, виды. Полостное пищеварение. Пристеночное пищеварение. Моторная функция тонкой кишки. Всасывание в тонкой кишке | 2 |
Эвакуация пищи в толстую кишку (работа илеоцекального клапана). Пищеварение в толстой кишке под действием ферментов кишечного сока и бактерий. Синтез витаминов группы В, витамина К. Формирование каловых масс. Состав каловых масс. Моторная функция толстой кишки как фактор формирования каловых масс. Акт дефекации | 1 |
Регуляция пищеварения - местные механизмы (интрамуральная нервная система, гормоны желудка и кишечника, желчь), центральные механизмы - пищеварительный центр - уровни, их функция; рефлекторный механизм действия. Роль пищи в регуляции пищеварения | 1 |
Обмен веществ и энергии - определение; пластический и энергетический обмен - характеристика. Превращение веществ и энергии в организме человека. Расходование энергии пищи на согревание организма и синтез АТФ. Использование энергии АТФ. | 2 |
Три этапа освобождения энергии в организме человека. Белки: биологическая ценность (пластическая, регуляторная, ферментативная, транспортная, наследственная, энергетическая роль), энергетическая ценность, суточная потребность человека в белках. Индивидуальная специфичность белков человека. Продукты, содержащие белки и незаменимые аминокислоты. Азотистый баланс, понятие, виды. Конечные продукты белкового обмена. | | 2 |
Углеводы: биологическая ценность. Депо углеводов в организме. Конечные продукты обмена. Суточная потребность человека в углеводах. Продукты, содержащие углеводы. | | 2 |
Жиры: биологическая ценность. Суточная потребность человека в жирах. Ненасыщенные жирные кислоты (линолевая, линоленовая, арахидоновая). Продукты, содержащие жиры и жирные кислоты. Конечные продукты расщепления жиров в организме: глицерин и жирные кислоты | | 2 |
Водно-солевой обмен. Биологическая ценность воды. Количество воды в организме. Суточная потребность человека в воде. Минеральные вещества и микроэлементы, продукты их содержащие. Биологическая ценность натрия, калия, хлора, кальция, фосфора, железа, йода | | 2 |
Витамины - понятие, биологическая ценность, факторы, влияющие на потребность организма в витаминах. Источники витаминов (пища, синтез в организме). Понятие о гиповитаминозах, авитаминозах, гипервитаминозах. Классификация витаминов (жирорастворимые, водорастворимые). Витамины: А, Д, Е, К, B1, В2В6, B12, С, РР, F - биологическая ценность, источники. | | 2 |
Практические занятия | 6 | |
Изучение строения органов пищеварения. Зарисовка органов полости рта, глотки, пищевода, желудка, тонкой кишки и ее отделов, толстой кишки и ее отделов Составление словаря терминов. Составление схем регуляции выделения пищеварительных соков, сравнительной таблицы пищеварения в различных отделах пищеварительного канала. Составление рекомендаций по питанию пациентов. Измерение температуры разных участков тела. Заполнение немых схем. Решение профессиональных задач. Тест-контроль. | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
Написание доклада «Значение нормальной микрофлоры кишечника». Подготовка доклада на тему: "Регуляция пищеварения". Решение ситуационных задач. Подготовка рефератов, сообщений | | |
Тема 6 Дыхательная система. Кожа. Производные кожи | Содержание учебного материала | 8 | |
Органы дыхательной системы: верхние дыхательные пути, нижние дыхательные пути, собственно дыхательная часть, их функции. Значение кислорода и углекислого газа для человека. | | 2 |
Обзор дыхательной системы: воздухоносные пути и легкие, их функции и строение. Нос, наружный нос, носовая полость, носоглотка, придаточные пазухи носа. | 2 |
Гортань, топография, строение стенки, хрящи гортани, мышцы гортани, отделы гортани, •голосовая щель. Функции гортани. | 2 |
Трахея, топография, бифуркация трахеи, строение стенки, функции. | 2 |
Плевра - строение, листки, плевральная полость, синусы. | 2 |
Бронхи - виды бронхов, строение стенки, бронхиальное дерево. | 2 |
Легкие - внешнее строение, границы, внутреннее строение: доли, сегменты, дольки, ацинус. | 2 |
Функции. Факторы, препятствующие старению легких. Мертвое пространство, определение, виды. | 2 |
Строение, границы, отделы средостения. | 2 |
Процесс дыхания - определение, этапы. Внешнее дыхание, характеристика, структуры его осуществляющие. | 2 |
Транспорт газов кровью. Тканевое дыхание. Принцип газообмена между дыхательными средами | 2 |
Соматическая сенсорная система, виды кожных рецепторов; тактильные тельца Мейснера, рецепторы давления - диски Меркеля, тельца Руффини, рецепторы вибрации - тельца Пачини, терморецепторы - холодовые и тепловые. | 2 |
Проприорецепторы: мышечные веретена и сухожильные органы Гольджи. Проводниковый отдел кожной и проприоцептивной сенсорных систем. Подкорковые и корковые центры кожной и проприоцептивной чувствительности, их функциональное значение. | 2 |
Строение кожи - эпидермис, дерма; подкожный слой, сосудистые сети кожи, железы кожи, производные кожи: волосы, ногти; функции кожи. | 2 |
Ноцицептивная (болевая) сенсорная система. Отличие болевых ощущений с кожи и внутренних органов. Ноцицепторы, виды, локализация, проводниковый отдел, центральный отдел -подкорковый и корковый центры. | 2 |
Висцеральная сенсорные системы. Рецепторы (интерорецепторы) - чем представлены, локализация. Особая роль интерорецепторов кровеносных сосудов. Проводниковый отдел, центральный отдел: подкорковый и корковый центры. | 2 |
Практические занятия | 4 | |
Заполнение немых рисунков дыхательных путей с указанием латинских и русских названий. Решение ситуационных задач. Изучение строения органов дыхательной системы. Определение ЖЕЛ, минутного объёма легких. Исследование проприоцептивных рефлексов человека (коленного, ахиллово, подошвенного, локтевых). Исследование корнеального и зрачковых рефлексов | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
Составление словаря терминов Зарисовка демонстрационных объектов Зарисовка микроскопического строения легких. Составление сравнительной таблицы «Содержание кислорода и углекислого газа в дыхательных средах организма». Подготовка доклада на тему: "Ноцицептивная сенсорная система". Зарисовка строения кожи. Составление сравнительной таблицы анализаторов | | |
Тема 7 Анатомия и физиология мочеполовой системы | Содержание учебного материала | 8 | |
Мочевая система, органы ее образующие. Почки: макроскопическое строение. Топография почек. Кровоснабжение почки. | | 2 |
Строение нефронов, их виды. Выделительная функция почек. Определение и характеристика мочевыделения. Механизмы образования мочи: фильтрация, реабсорбция, секреция. Количество и состав первичной мочи, количество и состав конечной мочи. | 2 |
Суточный диурез. Водный баланс. Произвольная и непроизвольная регуляция актов мочеиспускания. Регуляция мочеобразования и мочевыделения. | 2 |
Мочеточники, расположение, строение. Мочевой пузырь - расположение, отношение к брюшине, строение. Мочеиспускательный канал женский и мужской (строение стенки, отделы мужского мочеиспускательного канала, произвольный сфинктер мочеиспускательного канала). Строение мочеполовой диафрагмы | 2 |
Процесс ово- и сперматогенеза. | 2 |
Механизм движения яйцеклетки из яичника в матку. Оплодотворение яйцеклетки | 2 |
Механизм движения сперматозоидов. Процесс опускания яичка в мошонку | 2 |
Женские половые органы - внутренние (яичники, маточные трубы, матка, влагалище) и наружные (большие и малые половые губы, клитор, девственная плева). Прямокишечно-маточное пространство. Большие половые губы. Половая щель, лобок. Малые половые губы. Преддверие влагалища. Клитор, строение, функции | 2 |
Молочная железа - функция, расположение, внешнее строение, строение дольки. | 2 |
Мужские мочеиспускательный канал. Половые органы - внутренние (яичко, придаток яичка, семявыносящий проток, семенные пузырьки, предстательная железа, куперовы железы) и наружные (половой член, мошонка) | 2 |
Практические занятия | 4 | |
Изучение строения органов мочевыделительной системы. Оценка общего клинического анализа мочи. Заполнение немых таблиц, тестовый контроль | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
Изображение схемы нефрона. Составление словаря терминов Подготовка доклада «Искусственная почка» Работа с бланками анализа мочи, оценка показателей Подсчет суточного диуреза и водного баланса | | |
Тема 8 Эндокринная система | Содержание учебного материала | 8 | |
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции | | 2 |
Виды гормонов, их характеристика. Что такое органы - мишени | 2 |
Гипоталамо-гипофизарная система - структуры ее образующие. Гормоны гипоталямической области (либерины и статины), структуры, транспортирующие их в гипофиз | 2 |
Гипофиз, расположение, доли, нейрогипофиз, аденогипофиз. Гормоны нейрогипофиза, физиологическое действие вазопрессина и окситоцина. Гормон средней доли гипофиза - меланотропин - физиологическое действие. Гормоны передней доли гипофиза: тропные (соматотропный, пролактин, тиреотропный гормон, адренокортикотропный гормон, гонадотропные, фолликулостимулирующий, лютеинизирующий, лютеотропный | 2 |
Эпифиз расположение, внешнее и внутреннее строение, гормоны (мелатонин, антигонадотропин, серотонин) их физиологические эффекты | 2 |
Щитовидная железа: расположение, строение, гормоны - тироксин, трийодтиронин, тиреокальцитонин. Роль йода в синтезе гормонов щитовидной железы | 2 |
Паращитовидные железы: паратгормон, его физиологические эффекты. | 2 |
Надпочечники - расположение, строение. Кора надпочечников, гормоны клубочковой зоны - минералокортикоиды - альдостерон; гормоны пучковой зоны - глюкокортикоиды - кортизол и кортикостерон, гормоны сетчатой зоны - половые гормоны - андрогены, эстрогены, прогестерон. Физиологические эффекты гормонов. Гормоны мозгового слоя (норадреналин, адреналин), физиологические эффекты. | 2 |
Гормоны поджелудочной железы (инсулин и глюкагон), структуры их вырабатывающие, физиологические эффекты | 2 |
Гормоны половых желез: тестостероны яичек, эстрогены и прогестерон яичников, физиологические эффекты | 2 |
Гормон вилочковой железы (тимозин), его действие. Тканевые гормоны: гормоны почек и их эффекты, простагландины, кальцитриол, эритропоэтин, гормон сердца - атриопептид. Их физиологические эффекты. | 2 |
Проявление гипо- и гиперфункции гипофиза, щитовидной железы, паращитовидных желез, поджелудочная железы, половых желез, надпочечников, вилочковой железы. Заболевания щитовидной железы - как регионарная патология | 1 |
Практические занятия | 4 | |
Составление словаря терминов. Составление сравнительной таблицы желез внутренней секреции. Схематическое отображение функций желез внутренней секреции. Тест-контроль. Решение ситуационных задач | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
Написание докладов на темы: «Сахарный диабет», «Эндемический зоб», «Несахарный диабет», «Базедова болезнь», «Гигантизм и карликовость», «Аддисонова болезнь» | | |
Тема 9 Нервная система | Содержание учебного материала | 8 | |
Классификация нервной системы. Общие принципы строения центральной нервной системы - серое вещество, белое вещество. | | 1 |
Виды нейронов: по локализации, по функции, виды ядер, ганглии. Нервный центр - понятие. Виды нервных волокон, нервы - строение, виды. | 1 |
Спинной мозг - расположение, внешнее строение (внешний вид, утолщения, мозговой конус, терминальная нить, щель и борозды), полость, отделы, микроструктура. Оболочки спинного мозга. Локализация чувствительных нейронов. Сегмент - понятие, виды | 1 |
Зоны Захарьина-Геда. | 1 |
Спинномозговые корешки: передние и задние, их функции. | 1 |
Головной мозг, расположение, отделы. Продолговатый мозг, строение, функции, основные центры. | 1 |
Мост - строение, функций. Мозжечок, расположение, внешнее и внутреннее строение, функции, связи, ножки мозга | 1 |
Четверохолмие - верхние и нижние бугры, их микроструктура, функции (ориентировочные рефлексы - зрительные, слуховые). | 1 |
Промежуточный мозг, структуры его образующие; талямус, эпиталямус, метаталямус, гипоталямус. | 1 |
Ствол мозга (продолговатый, задний, средний, промежуточный мозг). | 1 |
Ретикулярная формация, строение, функции. | 1 |
Лимбическая система (гипокамп, поясная извилина, гипоталямус, талямус, лобные доли). | 1 |
Функции, интеграция эмоций и вегетативных реакций. | 1 |
Конечный мозг - внешнее и внутреннее строение. | 1 |
Базальные ядра - виды, расположение, функции. | 1 |
Проекционные зоны коры. Ассоциативные поля, их функции. | 1 |
Послойное строение коры. | 1 |
Условные рефлексы. Условно-рефлекторная деятельность коры. | 1 |
Оболочки головного мозга и межоболочечные пространства, расположение, их содержимое. Полости головного мозга (желудочки) их сообщение друг с другом, со спинномозговым каналом, субарахноидальным пространством головного и спинного мозга. | 1 |
Синапс - понятие, виды: по виду контакта, по расположению, по функции, по способу передачи сигналов, виды химических синапсов - холинергические, адренергические. Механизм передачи возбуждения в синапсах | 1 |
1 |
Рефлекс - понятие, виды (безусловные, условные). Нервная деятельность: виды (высшая и низшая) и структуры, их осуществляющие. Возбуждение и торможение (нервный импульс и медиаторы). Интегративный характер нервной деятельности и его структурно-функциональные основы (принципы конвергенции, дивергенции, ревербации), доминанты. | 1 |
Функции спинного мозга: рефлекторная и проводниковая. | 1 |
Рефлексы спинного мозга (сухожильные, кожно-мышечные, кожно-висцеральные, висцеро-моторные, аксон-рефлекс. | 1 |
Рефлекторная дуга как система нейронов и их отростков, контактирующих посредством синапсов | 1 |
Рефлекторные дуги простых и сложных соматических рефлексов спинного мозга (сухожильных и кожно-мышечных) | | 1 |
Спинномозговые нервы: образование, виды, количество, нервные волокна, их образующие (чувствительные - дендриты чувствительных нейронов спинальных ганглиев, двигательные - аксоны двигательных нейронов спинного мозга; вегетативные - аксоны вегетативных нейронов спинного мозга). | | 1 |
Грудные спинномозговые нервы. Сплетения передних ветвей спинномозговых нервов (шейное, плечевое, поясничное, крестцово-копчиковое), нервные стволы, области иннервации, сплетений. | | 1 |
Черепные нервы. Функциональные виды черепных нервов. Принцип образования чувствительных, двигательных и парасимпатических волокон черепных нервов. | | 1 |
Обонятельные нервы - образование, выход из полости носа в полость черепа, обонятельные тракты, место контакта с обонятельным мозгом, функция. | | 1 |
Зрительный нерв - образование, выход из полости глазницы в полость мозга, перекрест, зрительные тракты, функции. | | 1 |
Глазодвигательный, блоковой и отводящий нервы - выход из полости глазницы в полость мозга, области иннервации. | | 1 |
Тройничный нерв - его ветви, название, место выхода из полости черепа, области иннервации чувствительных, двигательных и парасимпатических волокон 1-й, 2-й и 3-й ветвей. | | 1 |
Лицевой нерв - расположение в височной кости, место выхода из полости черепа, области иннервации. | | 1 |
Преддверно-улитковый нерв - образование, функции. | | 1 |
Языкоглоточный нерв - виды волокон, место выхода из полости черепа, области иннервации чувствительных волокон. | | 1 |
Блуждающий нерв, виды волокон, место выхода из полости черепа, области иннервации двигательных, чувствительных и парасимпатических волокон. | | 1 |
Добавочный нерв - место выхода из полости черепа, вид его волокон. | | 1 |
Подъязычный нерв - место выхода из полости черепа, область иннервации. | | 1 |
Классификация вегетативной нервной системы | | 1 |
Области иннервации и функции вегетативной нервной системы. Центральные и периферические отделы вегетативной нервной системы | | 1 |
Отличия вегетативной нервной системы от соматической, симпатической от парасимпатической. Симпатические стволы и нервные сплетения, вегетативная рефлекторная дуга, медиаторы в синапсах. Влияние симпатической и парасимпатической нервной системы на свойства миокарда, тонус сосудов, просвет бронхов, секрецию бронхиальных желез, секрецию пищеварительного тракта, секрецию потовых желез, детрузор и непроизвольный сфинктер мочевого пузыря, на обмен веществ и энергии | | 1 |
Практические занятия | 4 | |
Изучение в атласах и на муляжах строение спинного и головного мозга, выписка терминов, составление схем, глоссариев. Работа со схемами, таблицами. Тест-контроль. | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
Заполнение рабочей тетради, работа с учебными тестами, подготовка реферата, сообщения по теме занятия. Подготовка рефератов, презентаций | | |
Тема 10 Высшая нервная деятельность | Содержание учебного материала | 8 | |
Понятие о ВНД. Инстинкты, условные рефлексы | | 1 |
Принципы рефлекторной системы И. П. Павлова. Механизмы образования условных рефлексов. Виды условных рефлексов. Торможение условных рефлексов. | 1 |
Динамический стереотип. Взаимоотношения процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий. | 1 |
Электрические явления в коре. Биоритмы мозга. | 1 |
Сигнальные системы. Деятельность 1 и 2 сигнальных систем. | 1 |
Физиологические основы индивидуальной психической деятельности. Типы высшей нервной деятельности человека | 1 |
Практические занятия | 4 | |
Составление схем рефлекторных дуг Зарисовка грудных спинномозговых нервов. Описание основных нервов сплетений передних ветвей спинномозговых нервов Зарисовка зон иннервации сплетений передних ветвей спинномозговых нервов (шейное, плечевое, поясничное, крестцово-копчиковое). Составление схем иннервации туловища, верхних и нижних конечностей Зарисовка схем полостей головного мозга Зарисовка схем синусов головного мозга | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
Составление сравнительной таблицы функциональных зон коры правого и левого полушарий конечного мозга. Составление сравнительной таблицы 12 пар черепных нервов по тексту учебника. Зарисовка зон иннервации черепных нервов. Зарисовка схем вегетативных рефлексов. Составление сравнительной таблицы вегетативной и соматической. Составление сравнительной таблицы симпатической и парасимпатической нервной системы. Составление словаря терминов | | |
Тема 11 Органы чувств | Содержание учебного материала | 8 | |
Учение И.П. Павлова об анализаторах. Отделы сенсорной системы: периферический, проводниковый, центральный. | | 1 |
Обонятельная сенсорная система: вспомогательный аппарат, обонятельные рецепторы, проводниковый и центральный отделы. | 1 |
Вкусовая сенсорная система - вспомогательный аппарат, вкусовые рецепторы, локализация, строение вкусовой луковицы, проводниковый отдел, подкорковый и корковый центры вкуса. | 1 |
Зрительная сенсорная система, ее вспомогательный аппарат. Светочувствительные рецепторы, зрительный нерв, зрительный перекрест, зрительный тракт. Центральный отдел: подкорковые центры зрения (верхние бугры четверохолмия, латеральные коленчатые тела, талямус), корковый центр зрения (затылочные доли коры конечного мозга), их функции. | 1 |
Глаз, глазное яблоко, вспомогательный аппарат глаза. Оптическая система глаза - структуры к ней относящиеся. Аккомодация, аккомодационный аппарат. | 1 |
Слуховая сенсорная система. Рецепторы, локализация - кортиев орган улитки, проводниковый отдел; центральный отдел - подкорковые центры слуха (нижние бугры четверохолмия, медиальные коленчатые тела, талямус), корковый центр слуха (верхняя височная извилина коры), их функции. | 1 |
Вестибулярная сенсорная система. Рецепторы, локализация (отолитовый аппарат, ампулярные кристы), проводниковый отдел, центральный отдел - подкорковые центры (ядра ромбовидной ямки, мозжечка, таламуса), корковый центр (височная доля), их функции. Вспомогательный аппарат слуховой и вестибулярной сенсорных систем - ухо. | | 1 |
Отделы уха. Наружное ухо, внутреннее ухо, строение, функции. Костный лабиринт, перепончатый лабиринт; строение, функции. | 1 |
Практические занятия | 4 | |
Работа с таблицами, схемами. Тест-контроль. | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
Зарисовка строения вкусовой луковицы, схемы прохождения света через оптические системы глаза, семы прохождения звука. | | |
Тема 12 Сердечно-сосудистая система. Кровообращение | Содержание учебного материала | 8 | |
Понятие о сердечно-сосудистой системе и кровообращении. Структуры малого круга кровообращения. Кровоснабжение легких - бронхиальные артерии. | | 2 |
Венечный круг кровообращения: коронарные артерии (левая и правая), вены сердца, венечный синус. | 2 |
Структуры большого круга кровообращения. Аорта, ее отделы | 2 |
Системы верхних и нижних полых вен. Система воротной вены печени | 2 |
Сердце - расположение, внешнее строение, анатомическая ось, проекция на поверхность грудной клетки, камеры сердца, отверстия и клапаны сердца. Строение стенки сердца - эндокард, миокард, эпикард, расположение, физиологические свойства. Строение перикарда. | 2 |
Сосуды и нервы сердца. | 1 |
Проводящая система сердца, ее структура и функциональная характеристика. | 2 |
Электрические явления в сердце, их регистрация. Электрокардиограмма - зубцы, интервалы. | 1 |
Сердечный цикл, его фазы, продолжительность. Сердечный толчок, тоны сердца, факторы, обусловливающие звуковые явления в сердце. Перкуссия и аускультация сердца. | 2 |
Регуляция деятельности сердца: местные механизмы (закон Старлинга, Бейнбриджа), центральные механизмы - сердечно-сосудистый центр продолговатого мозга | 1 |
Строение системы лимфообращения. Лимфоидная ткань. | 2 |
Состав лимфы, ее образование, строение стенки лимфатических сосудов. Отличие строения лимфатического капилляра от кровеносного. Основные лимфатические сосуды, стволы и протоки. | 2 |
Причины движения лимфы по лимфососудам. Функции лимфатической системы. Строение и функции лимфоузла. Группы лимфоузлов. Строение и функции селезенки. | 2 |
Связь лимфатической системы с иммунной системой. Значение лимфатической системы для организма. | 1 |
| Практические занятия | 6 | |
Изучение строения сосудов малого и большого, коронарного кругов кровообращения. Заполнение схем, таблиц. Самостоятельный поиск, изучение и демонстрация сердца, сосудов по атласу, таблицам, муляжам. Прощупывание пульса артерий: височной, лицевой, общей сонной, лучевой и др. Подсчет пульса. Определение артериального давления по методу Короткова. Изучение кровоснабжения лица и головы. Отработка наружного массажа сердца на фантомах. Тестовый контроль, работа с таблицами, немыми схемами. Изучение в атласах, таблицах строение органов иммунной системы. Выполнение заданий в тестовой форме. Решение профессиональных ситуационных задач | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
Составление словаря терминов. Составление схем кровоснабжения головы, мозга, конечностей. Составление схем систем верхней и нижней полых вен, воротной вены печени. Схематическое изображение микроциркуляторного русла кровообращения, транскапиллярного обмена. Изучение разделов учебника и анатомического атласа по теме «Сердечно-сосудистая система. Кровообращение». Составить схемы «Большой круг кровообращения» и «Малый круг кровообращения», рефераты, доклады. Составление сравнительной характеристики венозной и лимфатической систем Зарисовка схемы расположения регионарных лимфоузлов Составление словаря терминов. Написание реферата на тему «Функциональная анатомия лимфатической системы» | | |
Тема 13 Внутренняя среда организма человека. Кровь | Содержание учебного материала | 8 | |
Понятие о внутренней среде организма. | | 1 |
Гомеостаз. "Кровь. Понятие о системе крови. Основные функции крови. | 2 |
Состав и количество крови. Свойства крови. Гемостаз. | 1 |
Группы крови. Резус - фактор. Правила переливания крови. Кровезаменяющие растворы | 2 |
Практические занятия | 4 | |
Тестовый контроль, работа с рисунками, немыми схемами | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
Клинико-физиологический анализ крови и его значение для выявления заболеваний крови. Работа с карточками | | |
Тема 14 Иммунитет. Лимфатическая система | Содержание учебного материала | 4 | |
Понятие об иммунитете | | 1 |
Аллергия | 1 |
Органы иммунной системы | 2 |
Практические занятия | 2 | |
Работа с литературой и анатомическим атласом, использование методических разработок преподавателя по теме «Внутренняя среда организма. Иммунитет» | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | |
Подготовка к практическому занятию с использованием конспектов лекций, учебника, анатомического атласа и Интернет. Подготовка рефератов: «Клинические проявления стоматологических заболеваний в зависимости от состояния иммунной системы», «Формирование иммунитета», «Аллергические реакции» | | |
Обязательная нагрузка (всего) | 110 | |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 165 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств).
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством).
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета анатомии и физиологии человека.
Оборудование учебного кабинета:
Доска классная
Стол преподавательский
Столы
Стулья
Книжные шкафы
Шкафы для хранения влажных препаратов
Шкафы для хранения учебно-наглядных пособий,
приборов, раздаточного материала
Стеклянный шкаф для скелета
Экран
Подставка для анатомических плакатов
Анатомические плакаты по всем разделам дисциплины
Муляжи по всем разделам дисциплины
Приборы (динамометр, медицинские термометры, тонометр, фонендоскопы)
Видеофильмы
Слайды
Тренажер для определения групп крови
Технические средства обучения:
Телевизор
Кодоскоп
DVD-плеер
Компьютер
Мультимедийный проектор
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Барышников С.Д. Лекции по анатомии и физиологии человека с основами патологии.-М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2000
2. Барышников С.Д. Тестовые задания по анатомии и физиологии человека с основами патологии.-М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2000
3. Гайворонский И.В. Анатомия и физиология.-М.: Издательский центр «Академия», 2006.
4.Гайворонский,И.В. Нормальная анатомия человека.-СПб.:Спец.Лит, 2002
5. Смоляниикова Н.В. и др. Анатомия и физиология, Москва. : Гэотар-Медиа, 2013.
Дополнительные источники:
1.Анатомия человека I и II том/ Под ред. Акад. РАМН проф. М.Р.Сапина.-М.: Медицина, 2005.
2. Судаков К.В. Физиология. Основы и функциональные системы.-М.:Медицина, 2000
3. Швырев А.А. Анатомия и физиология человека с основами общей
патологии.- Ростов н/Д: Феникс, 2005.
Компьютерные средства обучения
1. Виртуальный доктор. Медицинская библиотека анатомии человека, «АLЕХ SОFТ», 2001
2. Мультимедийный атлас для студентов медицинских ВУЗов: анатомия, физиология. «Змейка софт»,2002
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины ОП.02 Анатомия и физиология человека Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы. Наблюдение и оценка демонстрации обучающимися практических умений. Решение заданий в тестовой форме. Экзамен в форме решения заданий в тестовой форме и демонстрации практических умений. Формы контроля: индивидуальный групповой комбинированный самоконтроль фронтальный Методы контроля знаний: устный письменный практический тестовый |
использовать знания анатомии и физиологии при взятии биологических материалов для лабораторных исследований |
Знания: |
структурные уровни организации человеческого организма структуру функциональных систем организма, его основные физиологические функции и механизмы регуляции количественные и качественные показатели состояния внутренней среды организма, механизмы ее регуляции и защиты |
Контроль и оценка результатов освоения компетенций
Общие компетенции (ОК)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | Правильность понимания социальной значимости профессии медсестра | Устный или письменный экзамен |
ОК.4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | Грамотность, точность нахождения и использования информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | Оценка на практических занятиях и за самостоятельную внеаудиторную работу |
Профессиональные компетенции (ПК)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 2.2 Проводить забор капиллярной крови | Эффективное использование полученных знаний по АФЧ при осуществлении лечебно-диагностических мероприятий | Тестирование, решение ситуационных задач, оценка практической деятельности |
Разработчик:
Преподаватель анатомии,
высшей квалификационной категории Н.У.Кокшарова
Перечень тем по учебной дисциплине
ОП.02 Анатомия и физиология человека
Человеческий организм как единое целое
Отдельные вопросы цитологии и гистологии
Костная система
Мышечная система. Понятие о физиологии мышц
Пищеварительная система. Пищеварение. Обмен веществ и энергии
Дыхательная система. Кожа. Производные кожи
Анатомия и физиология мочеполовой системы
Эндокринные железы
Нервная система
Высшая нервная деятельность
Органы чувств
Сердечно-сосудистая система
Внутренняя среда организма человека. Кровь
Иммунитет. Лимфатическая система
Цель: ликвидация пробелов по Теме: «Сердечно-сосудистая система. Кровообращение»
Тема | ОК, ПК | задание | Форма контроля | сроки | Отметка о выполнении |
Оформление реферата по дисциплине | ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК.4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | Оформите реферат в соответствии с требованиями | Текст реферата | | |
Оформление презентации по дисциплине | Оформите презентацию в соответствии с требованиями | Текст презентации | | |
Создание и редактирование таблиц | Практическая работа № 3 | Сдать работу на носителе | | |
Создание буклета по профилактике заболеваний ССС | Создайте буклет в соответствии с требованиями | буклет | | |
Составление кроссворда по профилактике заболеваний ССС | Составьте кроссворд в соответствии с требованиями | Текст кроссворда | | |
Оформление исследовательской работы | Ознакомтесь с требованиями к оформлению исследовательской работы | опрос | | |
Рекомендуемая литература:
1.Барышников С.Д. Лекции по анатомии и физиологии человека с основами патологии.-М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2000
2. Барышников С.Д. Тестовые задания по анатомии и физиологии человека с основами патологии.-М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2000
3. Гайворонский И.В. Анатомия и физиология.-М.: Издательский центр «Академия», 2006.
4.Гайворонский,И.В. Нормальная анатомия человека.-СПб.:Спец.Лит, 2002
5. Смоляниикова Н.В. и др. Анатомия и физиология, Москва. : Гэотар-Медиа, 2013.
Дополнительные источники:
1.Анатомия человека I и II том/ Под ред. Акад. РАМН проф. М.Р.Сапина.-М.: Медицина, 2005.
2. Судаков К.В. Физиология. Основы и функциональные системы.-М.:Медицина, 2000
3. Швырев А.А. Анатомия и физиология человека с основами общей
патологии.- Ростов н/Д: Феникс, 2005.
Цель: ликвидация пробелов по Теме 13: «Внутренняя среда организма человека. Кровь»
Тема | ОК, ПК | задание | Форма контроля | сроки | Отметка о выполнении |
Оформление реферата по дисциплине | ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК.4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | Оформите реферат в соответствии с требованиями | Текст реферата | | |
Оформление презентации по дисциплине | Оформите презентацию в соответствии с требованиями | Текст презентации | | |
Создание и редактирование таблиц | Практическая работа № 3 | Сдать работу на носителе | | |
Создание буклета по профилактике заболеваний ССС | Создайте буклет в соответствии с требованиями | буклет | | |
Составление кроссворда по профилактике заболеваний ССС | Составьте кроссворд в соответствии с требованиями | Текст кроссворда | | |
Оформление исследовательской работы | Ознакомтесь с требованиями к оформлению исследовательской работы | опрос | | |
Рекомендуемая литература:
1.Барышников С.Д. Лекции по анатомии и физиологии человека с основами патологии.-М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2000
2. Барышников С.Д. Тестовые задания по анатомии и физиологии человека с основами патологии.-М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2000
3. Гайворонский И.В. Анатомия и физиология.-М.: Издательский центр «Академия», 2006.
4.Гайворонский,И.В. Нормальная анатомия человека.-СПб.:Спец.Лит, 2002
5. Смоляниикова Н.В. и др. Анатомия и физиология, Москва. : Гэотар-Медиа, 2013.
Дополнительные источники:
1.Анатомия человека I и II том/ Под ред. Акад. РАМН проф. М.Р.Сапина.-М.: Медицина, 2005.
2. Судаков К.В. Физиология. Основы и функциональные системы.-М.:Медицина, 2000
3. Швырев А.А. Анатомия и физиология человека с основами общей
патологии.- Ростов н/Д: Феникс, 2005.