УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА
НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МБОУ «СОШ № 26 с углубленным изучением отдельных предметов»
Утверждена
на педагогическом совете
протокол № ___ от ____________
Директор (МБОУ «СОШ № 26»)
Марина Сергеевна Пушканова
(подпись) _______________________
м.п.
Дополнительная общеразвивающая программа
физкультурно – спортивной направленности
«Общая физическая подготовка на основе игры в баскетбол»
Рассчитана на 1 год обучения
для учащихся 12-14 летнего возраста
Разработана педагогом
дополнительного образования
1квалификационной категории
Габдрахмановой Ириной Афанасьевной
Нижнекамск , 2020
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Раздел,тема | Количество часов | Сроки проведения | Дата проведения по факту |
1 | Обзор развития спорта. Личная и общественная гигиена .Тб во время занятий и соревнований. История развития баскетбола в России. Развитие вида спорта в республике, городе. Лучшие достижения спортсменов школы, города, республики | 2 часа | 1 неделя сентября | |
2 | Понятие спортивной тренировка. Ведение мяча, остановка, повороты. Игра"Не гляди на мяч" | 2 часа | 2неделя сентября | |
3 | Упражнения с передачей мяча в стену: после смены мест с партнером, после прыжка через мяч с поворотами..Бег 60,30 м. | 2 часа | 3 неделя сентября | |
4 | Гигиенические требования к одежде, обуви. Правила личной гигиены. Значение систематических занятий физическими упражнениями для здоровья. | 2 часа | 4 неделя сентября | |
5 | Упражнения для развития силы. Кросс 1500 м. Двухсторонняя игра в баскетбол. Игра"Внимание номера". | 2 часа | 1неделя октября | |
6 | Общая физическая подготовка. Прыжки через скакалку. Учебная игра в баскетбол 5\5. | 2 часа | 2неделя октября | |
7 | Прыжки на одной и двух ногах, многоскоки. Бег 2000м по пересеченной местности. | 2 часа | 3неделя октября | |
8 | Силовые упражнения с собственной массой, упражнения с гантелями. Эстафеты легкоатлетические. | 2 часа | 4неделя октября | |
9 | Полоса препятствий. Бег с остановками и резким изменением направления движения. Игра баскетбол. Ведение мяча на месте (низкая ,средняя, высокая стойка) Двухсторонняя игра в баскетбол. Игра "Мяч в кольцо". | 2 часа | 2 неделя ноября | |
10 | Челночный бег 3\10м. Учебная игра в баскетбол 5\5. Скоростное ведение мяча с последующей передачей в колонну. Броски мяча в прыжке двумя руками от головы. Двухсторонняя игра в баскетбол. | 2 часа | 3неделя ноября | |
11 | Рывок с места с максимальной скоростью на отрезках (5,10,15, 20 и т.д.) до 30 метров. Учебная игра в баскетбол 5\5. | 2 часа | 4неделя ноября | |
12 | Выпрыгивание из исходного положения, стоя толчковой ногой на опоре 20-30 см.Национальные игры. Упражнения для воспитания специфической координации. Передача и ловля мяча одной рукой от плеча на месте. | 2 часа | 5неделя декабря | |
13 | Беговые, прыжковые, скоростно-силовые и специальные циклические упражнения, используемые в режиме высокой интенсивности. Броски мяча после ведения и остановки. Учебная игра в баскетбол 5\5. | 2 часа | 2 неделя января | |
14 | Броски мяча после обводки стоек. Передача и ловля мяча в движении со сменой мест от груди с отскоком от пола. Игра"Салки с мячом”. | 2 часа | 3неделя января | |
15 | Ведение двух мячей (сидя, стоя)Броски мяча в прыжке двумя руками от груди. Игра "Охотники". Упражнения с передачей мяча в стену: после смены мест с партнером, после прыжка через мяч с поворотом на 180 и 360 градусов, передачи и броски набивного мяча двумя руками от груди, правой и левой рукой на точность, на дальность, в кольцо - на быстроту и точность. Игра "Один на один". | 2 часа | 4неделя января | |
16 | Броски мяча в прыжке одной рукой от плеча. Двухсторонняя игра в баскетбол. Упражнения с передачей мяча в стену: после смены мест с партнером, после прыжка через мяч с поворотом на 180 и 360 градусов.Игра "Один на один",прыжки на одной и двух ногах; многоскоки | 2 часа | 5неделя января | |
17 | Прыжки через гимнастическую скамейку, перепрыгивание через препятствия после поворотов, ускорений, кувырков. Броски мяча в прыжке двумя руками от груди, прыжки через скакалку; | 2 часа | 1 нед февраля | |
18 | Броски мяча в прыжке двумя руками от головы, броски мяча после двух шагов. Двухсторонняя игра в баскетбол. выпрыгивание из приседа, толкание ядра | 2 часа | 2 нед февраля | |
19 | Броски мяча в прыжке двумя руками от груди. броски мяча после двух шагов. Двухсторонняя игра в баскетбол. выпрыгивание из приседа; тройные и пятерные прыжки с места | 2 часа | 3 неделя февраля | |
20 | Передача и ловля мяча в движении со сменой мест от плеча с отскоком от пола. Прыжок в длину с места. Игра "Мяч в кольцо". бег с партнером на спине и плечах; метание набивных мячей; | 2 часа | 4 неделя февраля | |
21 | Прыжки через гимнастическую скамейку, перепрыгивание через препятствия после поворотов, ускорений, кувырков. Рывок 6м.(у) игровые задания по сигналу; подвижные и национальные игры; | 2 часа | 1 нед марта | |
22 | Броски мяча в прыжке двумя руками от головы, броски мяча после двух шагов; Эстафеты с элементами баскетбола. Игра "Мяч в кольцо". кросс 1500 м, 2000 м по пересеченной местности; | 2 часа | 2 неделя марта | |
23 | Броски по кольцу с заданных точек. Двухсторонняя игра в баскетбол. Передача и ловля мяча в парах двумя руками от груди на месте. Эстафеты с элементами баскетбола, прыжки со скакалкой 1-3 минуты; серийное выполнение упражнений с умеренной интенсивностью. Повтор 2-3 раза; Упражнения для воспитания специфической координации | 2 часа | 3 нед марта | |
24 | Передача и ловля мяча в движении со сменой мест от плеча с отскоком от пола. Игра "Мяч в кольцо". круговая тренировка; спортивные игры; | 2 часа | 4 нед марта | |
25 | Броски мяча в прыжке одной рукой от плеча. Высота подскока(у). Двухсторонняя игра в баскетбол. серийное выполнение силовых упражнений, вис на согнутых руках. Упражнения для воспитания скоростно-силовых качеств | 2 часа | 5 неделя марта | |
26 | Броски мяча в прыжке двумя руками от головы. Двухсторонняя игра в баскетбол. Передача и ловля мяча в парах двумя руками от груди на месте. Игра «Лапта». удерживание угла в упоре и висе. Упражнения для развития специальной выносливости: | 2 часа | 1 неделя апреля | |
27 | Броски мяча после двух шагов,броски по кольцу с заданных точек. Двухсторонняя игра в баскетбол. бег 30м, 60 м, 100м, 200 м по беговой дорожке на стадионе, для развития качеств, необходимых при выполнении ловли, передачи и броска мяча | 2 часа | 2 неделя апреля | |
28 | Броски мяча в прыжке двумя руками от головы. Эстафеты с элементами баскетбола. Игра "Мяч в кольцо". Значение систематических занятий физическими упражнениями для здоровья. разнонаправленные движения руками и ногами одновременно и последовательно; | 2 часа | 3 неделя апреля | |
29 | Передача и ловля мяча с отскоком от пола на месте. Двухсторонняя игра в баскетбол. Броски мяча в прыжке двумя руками от головы. Двухсторонняя игра в баскетбол. Игра "Мяч в кольцо", жонглирование различными предметами; | 2 часа | 4 неделя апреля | |
30 | Броски по кольцу с заданных точек. Двухсторонняя игра в баскетбол. Передача и ловля мяча в движении со сменой мест от груди с отскоком от пола. метание на точность малого, среднего мяча, набивного (1 кг, 2 кг) | 2 часа | 5 неделя апреля | |
31 | Броски мяча в прыжке одной рукой от плеча. Двухсторонняя игра в баскетбол. Игра "Мяч в кольцо",полосы препятствий (гимнастические скамейки, гимнастические маты, легкоатлетические барьеры); | 2 часа | 2 неделя мая | |
32 | Броски мяча в прыжке двумя руками от головы. Игра "Один на один". Передача и ловля мяча в движении со сменой мест от груди с отскоком от пола. эстафеты (легкоатлетические, с передачей различных предметов; с элементами баскетбола) | 2 часа | 3 неделя мая | |
33 | Передача и ловля мяча в тройках двумя руками от груди, с отскоком от пола,40-секундный челночный бег.(у) подвижные и национальные игры, пружинящие наклоны различных исходных положений,. Упражнения для развития быстроты | 2 часа | 4 неделя мая | |
34 | Сдача нормативов. Зачет: 1.60 бег метров 2. прыжок в длину с места 3. рывок 6 метров 4. высота подскока 5. процентные показания с 20 бросков 6. 40 сек. челночный бег повороты и вращения туловища с большой амплитудой; | 2 часа | 5 неделя мая | |
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Общая физическая подготовка на основе игры в баскетбол»
Личностные результаты
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения
Метапредметные результаты Регулятивные УУД:
владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Предметные результаты 1) понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
2) овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учетом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
3) приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
4) расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность ее воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;
5)результатами этой программы будут: укрепление здоровья детей, умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями, овладение занимающимися базовыми ЗУН игры в баскетбол.
Данная программа рассчитана на один год обучения с учащимися средних общеобразовательных учреждений в возрасте 12-14лет, которые изучают игру баскетбол в рамках школьной программы по физическому воспитанию.
Содержание учебного предмета
Название раздела | Основное содержание раздела | Перечень лабораторных, практических, контрольных работ, изложений, сочинений, диктантов, экскурсий | Количество часов (использование резерва учебного времени) |
1.Теоретическая подготовка. | .1. Обзор развития спорта. а) История развития баскетбола в России. Развитие вида спорта в республике, городе. Лучшие достижения спортсменов школы, города, республики. 1.2. Личная общественная гигиена. а) Гигиенические требования к одежде, обуви. Правила личной гигиены. б) Правила поведения и техника безопасности на занятиях. 1.3. Понятие спортивной тренировки. а) Значение систематических занятий физическими упражнениями для здоровья. | практическая работа | 3 часа |
2.Общая физическая подготовка | 2.1.Упражнения для развития силы: а) общие развивающие упражнения с предметами; б) упражнения с гантелями; в) удерживание угла в висе и упоре; г) силовые упражнения с собственной массой; д) упражнения с партнером; е) подвижные и национальные игры; 2.2. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств: а) прыжки через скакалку; б) прыжки на одной и двух ногах; в) многоскоки; г)выпрыгивание из приседа; д) тройные и пятерные прыжки с места; е) бег с партнером на спине и плечах; ж) метание набивных мячей; з) толкание ядра; и) игровые задания по сигналу; к) подвижные и национальные игры; 2.3. Упражнения на общую и силовую выносливость: а) кросс 1500 м, 2000 м по пересеченной местности; б) прыжки со скакалкой 1-3 минуты; в) серийное выполнение упражнений с умеренной интенсивностью. Повтор 2-3 раза; г) круговая тренировка; д) спортивные игры; е) серийное выполнение силовых упражнений; ж) вис на согнутых руках; з) удерживание угла в упоре и висе; е) бег 30м, 60 м, 100м, 200 м по беговой дорожке на стадионе. 2.4. Упражнения для развития координации; а)разнонаправленные движения руками и ногами одновременно и последовательно; б)жонглирование различными предметами; в)метание на точность малого, среднего мяча, набивного (1 кг, 2 кг); г)полосы препятствий (гимнастические скамейки, гимнастические маты, легкоатлетические барьеры); д)эстафеты (легкоатлетические, с передачей различных предметов; с элементами баскетбола) е)подвижные и национальные игры 2.5. Упражнений на гибкость; а)пружинящие наклоны различных исходных положений; б)повороты и вращения туловища с большой амплитудой; в)акробатические упражнения. | практическая работа | 15 часов |
3.Специальная физическая подготовка. | 3.1. Упражнения для развития быстроты: а) по зрительному сигналу, слуховому — рывок с места с максимальной скоростью на отрезках (5,10,15, 20 и т.д.) до 30 метров, с постоянным изменением длины отрезков из исходных положений: стойка баскетболиста лицом, боком, спиной, сидя, лежа на спине, на животе в различных положениях к стартовой линии; то же, но перемещение передвижными шагами! Стартовые рывки с мячом в соревнованиях с партнером, вдогонку за партнером, вдогонку за летящим мячом, в соревнованиях с партнером за владение мячом. б) бег с остановками и резким изменением направления движения, «челночный бег», отрезки пробегают лицом, спиной вперед, правым и левым боком, приставными шагами. То же с набивными мячами в руках (от 1 до 3 кг). в) бег в колонну по одному - по постоянно меняющемуся зрительному сигналу выполняется задание: ускорение, остановка, изменение направления и способа передвижения, поворот на 360 градусов - прыжком вверх, имитация, передача. 3.2. Упражнения для воспитания скоростно-силовых качеств: а) одиночные и серийные прыжки толчком, двумя и одной ногой с доставанием одной и двумя руками подвешенных предметов (сетки, щита кольца); б) выпрыгивание из исходного положения, стоя толчковой ногой на опоре 20-30 см.. в) подпрыгивание на месте на мате на одной и двух ногах по 5-8 отталкиваний в серии; г) прыжки по ступенькам с максимальной скоростью; д) прыжки с места вперед-вверх, назад-вверх, влево-вверх, вправо-вверх, отталкиваясь одной, двумя ногами 3.3. Упражнения для развития специальной выносливости: а) беговые, прыжковые, скоростно-силовые и специальные циклические упражнения, используемые в режиме высокой интенсивности. б) игровые упражнения 2 х 2, 3 х 3. в) двусторонняя тренировочная игра по 8-10 минут 3.4. Упражнения для воспитания специфической координации: а) ловля и передача баскетбольного мяча во время ходьбы, бега, прыжки через гимнастическую скамейку, перепрыгивание через препятствия после поворотов, ускорений, кувырков. б) упражнения с передачей мяча в стену: после смены мест с партнером, после прыжка через мяч с поворотом на 180 и 360 градусов. 3.5. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении ловли, передачи и броска мяча: а) сгибание, разгибание кисти, круговые движения кистями, сжимание и разжимание пальцев в положении руки вперед, в стороны, вверх вместе. б) передача набивного мяча в положении лежа на спине; животе, сидя, стоя на коленях, многократные броски набивного мяча двумя руками вперед, вверх (особое внимание обращать на заключительное движение кистями и пальцами). в) передача и ловля мяча правой, левой сукой из различных исходных положений. г) передачи и броски набивного мяча двумя руками от груди, правой и левой рукой на точность, на дальность, в кольцо - на быстроту и точность. | практическая работа | 10 часов |
4 Техника и тактика баскетбола. | 4.1. Ведение мяча, остановка, повороты: а) ведение мяча на месте (низкая, средняя, высокая стойка); б) ведение мяча шагом, бегом (низкая, средняя, высокая стойка); в) ведение мяча шагом с обводкой стоек, набивных мячей; г) ведение мяча бегом с изменением направления и отскока мяча; д) скоростное ведение мяча с последующей передачей в колонну; е) ведение двух мячей (сидя, стоя); ж)ведение мяча, остановка в два шага, прыжком; з) поворот на месте вперед-назад,; и) передача - ловля мяча - поворот - ведение мяча; 4.2. Передача и ловля мяча; а) передача и ловля мяча в парах двумя руками от груди на месте; б) передача и ловля мяча одной рукой от плеча на месте; в) передача и ловля мяча с отскоком от пола на месте; г)передача и ловля мяча в тройках двумя руками от груди, с отскоком от пола; д) передача и ловля мяча в движении со сменой мест от груди с отскоком от пола; е) передача и ловля мяча в движении со сменой мест от плеча с отскоком от пола; 4.3. Броски мяча в кольцо: а) броски мяча после ведения и остановки; б) броски мяча после обводки стоек; в) броски мяча в прыжке двумя руками от груди; г) броски мяча в прыжке двумя руками от головы; • д) броски мяча в прыжке одной рукой от плеча; е) броски мяча после двух шагов; ж) броски по кольцу с заданных точек; | практическая работа | 14 часов |
5.Интегральная подготовка. | 5.1.Подвижные игры (см. приложение) а) "Не гляди на мяч" б) "Салки с мячом” в) "Охотники" г) "Мяч в кольцо" д) "Внимание номера" е) "Один на один 5.2. Спортивные игры: а) Двухсторонняя игра в баскетбол. б) Эстафеты с элементами баскетбола. | практическая работа | 25 часов |
6.Контрольные нормативы: | 6.1. Бег 60 м — выполняется с высокого старта, учитывается лучший результат по двум попыткам; 6.2. Прыжок в длину с места - исходное положение: встать носками к стартовой черте, приготовиться к прыжку. Выполняется двумя ногами с махом руками. Длина прыжка измеряется в сантиметрах от стартовой линии до ближнего к стартовой линии касания пола ногами (по пяткам); 6.3.Рывок 6м — прямолинейный рывок с высокого старта. Учитывается лучший результат по двум попыткам; 6.4. Высота подскока - чертится мелом квадрат 50 х 50 см. измеряется рост испытуемого стоя с вытянутой вверх рукой точка Р (см), затем выполняется прыжок вверх с места и отмечается намеленными пальцами точка Б (см). Высота подскока оценивается разностью: Б - Р. Выполнение прыжка и приземление должно быть в пределах начертанного квадрата; 6.5. Процент попадания с 20-ти бросков без учета времени - занимающийся выполняет 4 серии по 5 бросков с разно расположенных и разно удаленных точек. Точность попадания подсчитывается в процентах. 6.6. 40-секундный челночный бег - бег без пауз от одной лицевой линии баскетбольной площадки до другой. Оценивается максимально преодоленная дистанция за 40 секунд. | практическая работа | 3 часа |
3.Тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов |
| | |
1 | Теоретическая подготовка. | 3 |
2 | Общая физическая подготовка | 15 |
3 | Специальная физическая подготовка | 10 |
4 | Техника и тактика баскетбола | 14 |
5 | Интегральная подготовка. | 25 |
6 | Контрольные нормативы: | 3 |
Приложение
«Не гляди на мяч»
У каждого занимающегося в руках баскетбольный мяч: Все мячи пронумерованы. Нумерация мячей имеет, большое значение. Каждый занимающийся знает номер своего мяча. При потере мячей во время занятий сразу несколькими занимающимися или при подборе после отскока от щита или кольца мячей, совершенно одинаковых по цвету и размеру, каждый занимающийся мгновенно берет свой мяч. Нет потери рабочего времени, не портится настроение занимающихся, нет споров между учащимися из-за мяча, не отвлекается по пустякам учитель.
Вариант 1. Играющие расположены вдоль боковой линии разметки баскетбольной площадки. По команде учителя они осуществляют свободное ведение мяча по всей площадке, не спуская с учителя глаз. Тот, предварительно объяснив школьникам задание, делает определенное движение рукой; например, он может поднять руку вверх; согнуть а локте, положив ладонь на голову; поставить руку на пояс; сжать пальцы в кулаж; выпрямить кисть, демонстрируя различные стойки при ведении мяча. Учащиеся, не прерывая ведение мяча, должны повторить то или иное движение руки учителя, вслед за ним менять стойки баскетболиста.
Вариант II Мяч в руках у каждого занимающегося. Играющие выполняют ведение мяча правой, левой рукой, продвигаясь шагом, легким бегом вдоль боковых линий разметки баскетбольной площадки. Затем они делятся на две группы. Участники группы 1 продолжают движение в том же направлении, а группы 2 - осуществляют ведение мяча им на встречу. Задача занимающихся - не столкнуться с игроками, перемещающихся навстречу, и не потерять свой мяч. Игроки вынуждены переключать внимание, и таким образом естественно происходит перераспределение зрительного контроля, что позволяет достаточно полно охватывать и оценивать окружающуюся обстановку. Усложнение задания: игроки при встречном движении начинают не только уклоняться, чтобы не столкнуться друг с другом, а играючи «мешать» продвигаться встречному занимающемуся. Занимающийся должен избирать ответную тактику действий, пуская в ход весь запас умений и навыков владения мячом и проявляя смекалку. В данном случае игроку приходиться постоянно соображать, быть на чеку, поскольку игровые ситуации меняются с калейдоскопической быстротой. Занимающийся, не прерывая ведения мяча, уходит вправо, влево, выполняет ведение мяча на месте; если нужно, отступает назад, меняет руку, ведущую мяч, или стойку, или стойку баскетболиста, делает повороты. Игра становится все более оживленной, занимающиеся «заводятся». При повторных встречных перемещениях они реализуют избирательный подход к той или иной игровой ситуации. Некоторые противоборствующие участники начинают «напрягать» друг друга ( в хорошем смысле этого слова), действовать творчески; им постоянно приходится быть настороже, поглядывать кругом.
Дальнейшее усложнение игры - ведение мяча левой рукой (для левшей - правой). Здесь учитель должен подсказать ребятам индивидуально (не все должны знать подсказку учителя), что сильные игроки не должны уж очень «допекать» тех, кто послабее, а уступать им. А вот к тем, кто хорошо подготовлен и лучше других владеет мячом, можно и «прицепиться».
2. «Салки с мячом»
Мяч в руках у каждого занимающегося, лишь один не имеет мяча - водящий. У него надета наискось через плечо красная лента в виде кольца, которая хорошо видна всем играющим с любой точки спортивного зала, в какой бы позе водящий не находился. Занимающиеся (их может быть 20-30 человек) свободно перемещаются по спортивному залу, выполняя ведение мяча правой или левой рукой в любой стойке. По команде учителя в игру вступает водящий,, он бегает по залу и выискивает как бы зазевавшегося игрока, пытаясь в пределах правил выбить у него мяч и овладеть мячом. Игрок, потерявший мяч, надевает отличительную ленту и становится водящим. Игру можно усложнить, увеличив количество водящих до 2-4 человек.
З. «Охотники»
Мяч в руках у каждого играющего. Участники свободно перемещаются по площадке, осуществляя непрерывное ведение мяча с использованием всего запаса соответствующих умений и навыков. Игроки не имеют права брать мяч в руки, чтобы не прерывать ведение. Цель игры: поиск «зазевавшегося» игрока и выбившие у него мяча по правилам баскетбола, но при этом нельзя брать свой мяч в руки. В конце игры подсчитывают количество выбитых у игроков мячей.
«Охотники» - игра очень эмоциональная, ее можно использовать как элемент разминки на занятиях со школьниками всех возрастов, (особенно, если группа играющих состоит из мальчиков и девочек).
4. «Один на один» (один мяч на двоих игроков).
На каждой половине спортивного зала играют 3-4 пары. Один игрок из каждой пары - водящий. Водящий осуществляет ведение мяча, применяя все свое умение владения мячом. При этом можно прерывать ведение мяча и выполнять обманные движения, затем снова продолжать ведение мяча и выполнять обманные движения, снова продолжать ведение мяча и выполнять обманные движения, снова продолжать ведение, делать остановки и обманные движения и т.д. Второй игрок из этой пары старается владеть мячом -в рамках правил баскетбола. Через некоторое время участники меняются ролями. Играющие не должны сталкиваться с другими играющими.
5. «Мяч в кольцо».
Играют те же пары по всей площадке, всего 5-6 пар. В каждой паре определяют, кто из них какое баскетбольное кольцо будет атаковать. Действия играющих те же, что и в предыдущей игре, но игроки пытаются забросите мяч в кольцо соперника. После неудачной атаки кольца каждый из игроков пары старается овладеть мячом, и игра продолжается. В случае попадания мяча в кольцо атаковавший игрок уходит за среднюю линию поля и ожидает там соперника, выполняющего ведение мяча. Игрок, пропустивший мяч в свое кольцо, начинает ведение мяча в направлении кольца соперника, и игра продолжается. Через определенное время происходит смена играющих пар.
6. «Внимание номера».
Мяч в руках у каждого участника. У игроков одеты нагрудные номера. Игроки свободно перемещаются по площадке, выполняя ведение мяча и броски в кольцо. Задача игроков - не пропустить за этим занятием сигнала учителя. У учителя в руках демонстрационная таблица. Пользуясь таблицей учитель может обозначить на ней любое двузначное число, которое видно всем занимающимся с любой точки спортивного зала. Игрок под соответствующим номером должен заметить это и выполнить бросок мяча в кольцо, если нужно, предварительно приблизившись к нему после сигнала учителя. Игрокам после броска некогда расслабляться, потому что учитель может повторно еще и еще раз дать сигнал для броска мяча в кольцо одному и тому же игроку. Никто из ребят не знает, каше число появится на таблице, концентрация внимания предельна.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 1часу. Расписание занятий: четверг- 14.00-16.00 ч;
Программа имеет 6 разделов: теоретические занятия, общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка, техника и тактика баскетболиста, интегральная подготовка, контрольные нормативы.
Реализация программы предполагает следующие условия: наличие спортивного зала с площадкой установленных размеров для проведения занятий, который соответствует гигиеническим требованиям (акт проверки требований безопасности обязателен), две основные стойки со щитами установленного образца, гимнастические скамейки, баскетбольные мячи, набивные мячи весом 1-3 кг, фишки, скакалки, гимнастические маты.
Не случайно игра баскетбол пользуется большой любовью и миллионов людей. Ведь именно для стиля этой игры характерны активность, коллективизм, настойчивость в достижении победы, рациональность в выборе средств и гармоничность в выборе компонентов игры. Это обобщает баскетбол как зрелище, делает его ярким, наполненным напряженной спортивной борьбой. Баскетбол дарит людям радость и несет здоровье. Эта игра является отличным средством физической подготовки и активного отдыха.
Учебно-тематический план
Раздел учебной программы | Кол-во |
| часов |
1. Теоретическая подготовка: 1) обзор развития спорт- | 3 1 |
2) личная и общественная гигиена | 1 |
3) понятие спортивной тренировки | 1 |
2. Общая физическая подготовка | 30 |
1) упражнения для развития сипы | 7 |
2) упражнения для развития скоростно-силовых | 7 |
качеств | |
3) упражнения на общую и силовую выносливость | 7 |
4) упражнения для развития координации | 4 |
5) упражнения на гибкость | 5 |
З. Специальная физическая подготовка | 25 |
1) упражнения на развитие быстроты | 5 |
2) упражнения для воспитания скоростно-силовых» | 5 |
качеств | |
3) упражнения для развития специальной | 5 |
выносливости | |
4) упражнения для развития специфической | 5 |
координации | |
5) упражнения для развития качеств, необходимых | 5 |
при выполнении ловли, передачи и броска мяча | |
4. Техника и тактика баскетбола. | 25 |
1) упражнения, 'направленные на развитие умения | 10 |
ведения мяча, остановки, поворотов | |
2) упражнения, направленные на развитие ловли и | 9 |
передачи мяча | |
3) упражнения, направленные на развитие бросков | 6 |
мяча в кольцо | |
5. Интегральная подготовка: | 13 |
1. Подвижные игры. | 6 |
2. Спортивные игры. | 7 |
6.Контрольные нормативы 1. 60 бег метров 2. прыжок в длину с места 3. рывок 6 метров 4. высота подскока 5. процентные показания с 20 бросков 6. 40 сек. челночный бег | 6 1 1 1 1 1 1 |
III. Содержание программы.
N п/п | Контрольные Упражнения | Уровень |
Мальчики | Девочки |
| | низкий | средний | высокий | низкий | средний | высоки! |
1. | Бег 60 м (сек.) | 10,3 | 9,8 | 9,3 | 10,5 | 10,0 | 9,5 |
2. | Прыжок в длину с места (см.) | 150 | 175 | 200 | 140 | 165 | 190 |
3. | Рывок 6 м (сек.) | 1,74 | 1,65 | 1,55 | 1,84 | 1,75 | 1,65 |
4. | Высота подскока (см.) | 30 | 40 | 50 | 25 | 35 | 45 |
5. | % попадания с 20 бросков | 48 | 63 | 75 | 45 | 56 | 70 |
6. | 40-сек. челн. Бег (м.) | 150 | 170 | 190 | 135 | 155 | 175 |
IV. Методические рекомендации.
Одна из ошибок у начинающих играть в баскетбол, да и не только у начинающих — плохое видение площадки (игрового поля). Отсюда и очень низкий коэффициент полезного действия каждого такого игрока и команды. Такой игрок, выполняющий ведение мяча, смотрит на мяч, на пол игровой площадки перед собой. Приходится придумывать способы избавления играющих от этой ошибки, вырабатывать у них навыки владения мячом с постоянным контролем игровых ситуаций.
В какой-то мере решить эту задачу помогают описанные в приложении игры, проводимые как на уроке физической культуры, так и на занятиях секции баскетбола. Данные игры помогут участникам лучше видеть поле, партнеров по игре, определять действия и намерения действий других игроков, а также добиться необходимой продуктивности, целесообразности действий того или иного игрока.
Разумеется, от степени владения мячом и начальной подготовленности учащихся зависят вариативность и особенность применения предлагаемых игр. Творческая фантазия учителя разовьет и обогатит содержание таких игр.
V. Этапы педагогического контроля
Сроки | Какие ЗУН контролируются | Формы проведения | контроля |
Сентябрь | Знание ТБ и правил поведения в спортивном зале. | Зачет |
II и IV неделя месяца | Тактические действия в защите и нападении. | Практическая работа: стыковые игры. |
Еженедельно | Техника владения мячом. | Практическая работа: стыковые игры. Зачет. |
Первая тренировка каждого месяца | Правила игры в баскетбол. | Теоретические занятия, лекция, показ. |