СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по биологии 11 класс профильный уровень

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по биологии 11 класс профильный уровень»

Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету биология для 11 класс разработана на основе основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов и требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования с учѐтом авторской программы А.В. Теремов, Р.А. Петросова; Программа для общеобразовательных учреждений. Биология. Биологические системы и процессы. 10 – 11 классы (профильный уровень) / авт.-сост. А.В. Теремов, Р.А. Петросова. – М. 2020)

Программа по учебному предмету биология включает в себя следующие разделы: Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса; Содержание учебного предмета, курса; Тематическое планирование, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, в том числе, с учетом рабочей программы воспитания; Приложение: Календарно-тематическое планирование; оценочные средства.

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:

– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

– Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Министерства просвещения №442 от 28.08.2020;

– Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;(с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1644, приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года № 1577, приказом Министерства просвещения от 11.12.2020№712);


Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты:


1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно- оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты:


1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.


Предметные результаты


"Биология" (углубленный уровень):

1) сформированность системы знаний об общих биологических закономерностях, законах, теориях;

2) сформированность умений исследовать и анализировать биологические объекты и системы, объяснять закономерности биологических процессов и явлений; прогнозировать последствия значимых биологических исследований;

3) владение умениями выдвигать гипотезы на основе знаний об основополагающих биологических закономерностях и законах, о происхождении и сущности жизни, глобальных изменениях в биосфере; проверять выдвинутые гипотезы экспериментальными средствами, формулируя цель исследования;

4) владение методами самостоятельной постановки биологических экспериментов, описания, анализа и оценки достоверности полученного результата;

5) сформированность убежденности в необходимости соблюдения этических норм и экологических требований при проведении биологических исследований.




Содержание учебного предмета


Углубленный уровень


11 класс


Теория эволюции


Развитие эволюционных идей. Научные взгляды К. Линнея и Ж.Б. Ламарка. Предпосылки возникновения дарвинизма. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Эволюция видов в природе.

Эволюция культурных форм организмов.

Свидетельства эволюции живой природы: палеонтологические, сравнительно-анатомические, эмбриологические, биогеографические, молекулярно-генетические. Развитие представлений о виде. Вид, его критерии. Популяция как форма существования вида и как элементарная единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. СТЭ: история формирования, основные положения. СТЭ: Сравнительная характеристика. Микроэволюция и макроэволюция. Генетические основы эволюции Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Дрейф генов и случайные ненаправленные изменения генофонда популяции. Уравнение Харди–Вайнберга. Молекулярно-генетические механизмы эволюции. Формы естественного отбора: движущая, стабилизирующая, дизруптивная. Экологическое и географическое видообразование. Направления и пути эволюции. Пути биологического прогресса. Формы эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. Закономерности (правила) эволюции Механизмы адаптаций. Коэволюция. Роль эволюционной теории в формировании естественно-научной картины мира.

Многообразие организмов и приспособленность организмов к среде обитания как результат эволюции. Механизмы адаптаций. Принципы классификации, систематика. Основные систематические группы органического мира. Современные подходы к классификации организмов.

Развитие жизни на Земле


Методы датировки событий прошлого, геохронологическая шкала. Развитие жизни в архее и протерозое, палеозое. Развитие жизни в мезозое и кайнозое Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции биосферы Земли. Основные этапы неорганической эволюции: эволюция полимеров, пробионтов планетарная эволюция, химическая эволюция, абиогенный синтез органических веществ. Начало органической эволюции. Формирование надцарств организмов. Ключевые события в эволюции растений и животных. Вымирание видов и его причины.

Антропология – наука о человеке. Современные представления о происхождении человека. Систематическое положение человека. Сходство человека с животными. Движущие силы антропогенеза. Основные стадии антропогенеза. Предшественники людей и человекообразных обезьян. Основные стадии антропогенеза

Отличия человека от животных. Эволюция человека. Факторы эволюции человека. Расы человека, их происхождение и единство.

Организмы и окружающая среда


Зарождение и развитие экологии. Методы экологии. Экологические факторы и закономерности их влияния на организмы (принцип толерантности, лимитирующие факторы). Среды обитания организмов. Приспособления организмов к действию экологических факторов. Биологические ритмы. Взаимодействие экологических факторов. Свет как экологический фактор. Температура как экологический фактор. Влажность как экологический фактор. Газовый и ионный состав среды. Почва и рельеф. Погодные и климатические условия. Приспособления организмов к действию экологических факторов. Биологические ритмы. Жизненные формы организмов. Экологическая ниша.

Биогеоценоз. Сообщества организмов: структуры и связи. Экосистема. Компоненты экосистемы. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Пищевая сеть. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Биотические взаимоотношения организмов в экосистеме. Конкуренция. Хищничество. Паразитизм. Коэволюция. Мутуализм. Комменсализм. Аменсализм. Нейтрализм. Экологическая характеристика вида и популяции. Экологическая структура популяции. Динамика популяций и ее регуляция. Свойства экосистем. Продуктивность и биомасса экосистем разных типов. Сукцессия. Саморегуляция экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Биоразнообразие – основа устойчивости сообществ. Необходимость сохранения биоразнообразия экосистемы. Агроценозы, их особенности.

Учение В.И. Вернадского о биосфере, ноосфера. Закономерности существования биосферы. Компоненты биосферы и их роль. Круговороты веществ в биосфере. Биогенная миграция атомов. Основные биомы Земли.

Роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Природные ресурсы и рациональное природопользование. Загрязнение биосферы. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы. Восстановительная экология. Проблемы устойчивого развития.

Перспективы развития биологических наук, актуальные проблемы биологии.


Перечень лабораторных и практических работ:


  • Приготовление, рассматривание и описание микропрепаратов клеток растений.

  • Изучение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука.

  • Изучение ферментативного расщепления пероксида водорода в растительных и животных клетках.

  • Обнаружение белков, углеводов, липидов с помощью качественных реакций.

  • Выделение ДНК.

  • Изучение каталитической активности ферментов (на примере амилазы или каталазы).

  • Наблюдение митоза в клетках кончика корешка лука на готовых микропрепаратах.

  • Выявление признаков сходства зародышей человека и других позвоночных животных как доказательство их родства.

  • Составление элементарных схем скрещивания.

  • Решение генетических задач.

  • Составление и анализ родословных человека.

  • Изучение изменчивости, построение вариационного ряда и вариационной кривой.

  • Сравнение видов по морфологическому критерию.

  • Описание приспособленности организма и ее относительного характера.

  • Выявление приспособлений организмов к влиянию различных экологических факторов.

  • Сравнение анатомического строения растений разных мест обитания.

  • Составление пищевых цепей.




Тематическое планирование


11 КЛАСС. БИОЛОГИЯ. УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ


Тема разделов

Ко-во часов

В том числе

Воспитательные задачи

Лабораторные работы

Контрольные работы, зачеты


Теория эволюции

35

3

2

Знать роль отечественных ученых в изучении эволюционных процессов.

Изучать критерии вида на примерах видов Ростовской области

Развитие жизни на Земле

23

-

2

Организмы и окружающая среда

35

3

3

Изучать экосистемы на примерах экосистем Ростовской области

Знать основные принципы рационального использования природных ресурсов в Ростовской области

ИТОГО

93

6

7





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(биология)

на 2021-2022 учебный год


Класс 11 класс (профиль)

Учитель Насирова Наталья Анатольевна

Общее количество часов на предмет по учебному плану 93 часа

Из них на:

I четверть 23 часов

II четверть 20 часов

III четверть 30 часов

IV четверть 20 часов


№ урока

Тема урока

Ко-во часов

Дата

Форма обучения

(очная или с применением дистанционных образовательных технологий)


Теория эволюции

35



1

Развитие эволюционных идей.

1

01.09

Очная

2

Научные взгляды К. Линнея и Ж.Б. Ламарка.

1

06.09

Очная

3

Предпосылки возникновения дарвинизма

1

07.09

Очная

4

Эволюционная теория Ч. Дарвина. Эволюция культурных форм организмов.

1

08.09

Очная

5

Эволюционная теория Ч. Дарвина. Эволюция видов в природе.

1

13.09

Очная

6

Развитие эволюционная теории Ч. Дарвина.

1

14.09

Очная

7

СТЭ: история формирования, основные положения

1

15.09

Очная

8

СТЭ: Сравнительная характеристика

1

20.09

Очная

9

Роль эволюционной теории в формировании естественно-научной картины мира.

1

21.09

Очная

10

Зачет № 1 «История эволюционного учения»

1

22.09

Очная

11

Генетические основы эволюции

1

27.09

Очная

12

Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции.

1

28.09

Очная

13

Дрейф генов и случайные ненаправленные изменения генофонда популяции.

1

29.09

Очная

14

Уравнение Харди–Вайнберга.

1

04.10

Очная

15

Молекулярно-генетические механизмы эволюции.

1

05.10

Очная

16

Естественный отбор

1

06.10

Очная

17

Формы естественного отбора: движущая, стабилизирующая, дизруптивная.

1

11.10

Очная

18

Многообразие организмов и приспособленность организмов к среде обитания как результат эволюции. Механизмы адаптаций. Коэволюция.

1

12.10

Очная

19

Лабораторная работа № 1 «Описание приспособлен-ности организма и ее относительного характера».

1

13.10

Очная

20

Развитие представлений о виде. Вид, его критерии.

1

18.10

Очная

21

Лабораторная работа № 2 «Сравнение видов по морфологическому критерию».

1

19.10

Очная

22

Популяция как форма существования вида и как элементарная единица эволюции.

1

20.10

Очная

23

Видообразование . Экологическое и географическое видообразование.

1

25.10

Очная

24

Свидетельства эволюции живой природы: палеонтологические, биогеографические,

1

08.11

Очная

25

Свидетельства эволюции живой природы: сравнительно-анатомические, эмбриологические,

1

09.11

Очная

26

Лабораторная работа № 3 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других позвоночных животных как доказательство их родства».

1

10.11

Очная

27

Свидетельства эволюции живой природы: молекулярно- биохимические, генетические, математические

1

15.11

Очная

28

Направления и пути эволюции. Биологический прогресс и биологический регресс

1

16.11

Очная

29

Пути биологического прогресса

1

17.11

Очная

30

Формы эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм.

1

24.11

Очная

31

Закономерности (правила) эволюции

1

29.11

Очная

32

Принципы классификации, систематика. Основные систематические группы органического мира.

1

30.11

Очная

33

Современные подходы к классификации организмов.

1

01.12

Очная

34

Обобщающий урок «Микро- и макроэволюция»

1

06.12

Очная

35

Контрольная работа № 1 «Микро- и макроэволюция»

1

07.12

Очная


Развитие жизни на Земле

23


Очная

36

Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции биосферы Земли.

1

08.12

Очная

37

Основные этапы неорганической эволюции: планетарная эволюция, химическая эволюция, абиогенный синтез органических веществ

1

13.12

Очная

38

Основные этапы неорганической эволюции: эволюция полимеров, пробионтов

1

14.12

Очная

39

Начало органической эволюции

1

15.12

Очная

40

Формирование надцарств организмов

1

20.12

Очная

41

Ключевые события в эволюции растений . Вымирание видов и его причины. Споровые растения

1

21.12

Очная

42

Ключевые события в эволюции растений . Вымирание видов и его причины. Семенные растения

1

22.12

Очная

43

Ключевые события в эволюции животных. Вымирание видов и его причины. Эволюция беспозвоночных

1

10.01

Очная

44

Ключевые события в эволюции животных. Вымирание видов и его причины. Эволюция позвоночных.

1

11.01

Очная

45

Методы датировки событий прошлого, геохронологическая шкала.

1

12.01

Очная

46

Развитие жизни в архее и протерозое, палеозое

1

17.01

Очная

47

Развитие жизни в мезозое и кайнозое

1

18.01

Очная

48

Контрольная работа № 3 «Развитие жизни на Земле»

1

19.01

Очная

49

Антропология – наука о человеке

1

24.01

Очная

50

Современные представления о происхождении человека.

1

25.01

Очная

51

Сходство человека с животными

1

26.01

Очная

52

Отличия человека от животных

1

31.01

Очная

53

Движущие силы антропогенеза.

1

01.02

Очная

54

Основные стадии антропогенеза. Предшественники людей и человекообразных обезьян

1

02.02

Очная

55

Основные стадии антропогенеза

1

07.02

Очная

56

Систематическое положение человека. Эволюция человека. Факторы эволюции человека.

1

08.02

Очная

57

Расы человека, их происхождение и единство. Приспособленность человека к разным условиям

1

09.02

Очная

58

Контрольная работа № 2 «Человек – биосоцильная система»

1

14.02

Очная


Организмы и окружающая среда

35


Очная

59

Зарождение и развитие экологии

1

15.02

Очная

60

Методы экологии

1

16.02

Очная

61

Экологические факторы и закономерности их влияния на организмы (принцип толерантности, лимитирующие факторы). Среды обитания организмов. Взаимодействие экологических факторов. Лабораторная работа № 4 «Сравнение анатомического строения растений разных мест обитания».

1

21.02

Очная

62

Свет как экологический фактор

1

22.02

Очная

63

Температура как экологический фактор

1

28.02

Очная

64

Влажность как экологический фактор Лабораторная работа № 5 «Выявление приспособлений организмов к влиянию различных экологических факторов».

1

01.03

Очная

65

Газовый и ионный состав среды. Почва и рельеф

1

02.03

Очная

66

Погодные и климатические условия

1

09.03

Очная

67

Приспособления организмов к действию экологических факторов. Биологические ритмы.

1

14.03

Очная

68

Жизненные формы организмов

1

15.03

Очная

70

Биотические взаимодействия. Конкуренция. Хищничество. Паразитизм. Коэволюция

1

16.03

Очная

71

Биотические взаимодействия. Мутуализм. Комменсализм. Аменсализм. Нейтрализм. Коэволюция

1

21.03

Очная

72

Обобщающий урок «Экология – наука об надорганизменных системах»

1

22.03

Очная

73

Зачет № 2 «Экология – наука об надорганизменных системах»

1

23.03

Очная

74

Экологическая ниша вида

1

04.04

Очная

75

Экологическая характеристика вида и популяции

1

05.04

Очная

76

Экологическая структура популяции

1

06.04

Очная

77

Динамика популяций и ее регуляция

1

11.04

Очная

78

Сообщества организмов: структуры и связи.

1

12.04

Очная

79

Биогеоценоз. Экосистемы. Компоненты экосистемы. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Пищевая сеть. Круговорот веществ и поток энергии

1

13.04

Очная

80

Лабораторная работа № 6 «Составление пищевых цепей»

1

18.04

Очная

81

Основные показатели экосистем. Свойства экосистем. Продуктивность и биомасса экосистем разных типов.

1

19.04

Очная

82

Свойства БГЦ и динамика сообществ. Сукцессия. Саморегуляция экосистем.

1

20.04

Очная

83

Природные экосистемы

1

25.04

Очная

84

Антропогенные системы. Агроценозы, их особенности.

1

26.04

Очная

85

Биоразнообразие – основа устойчивости сообществ. Необходимость сохранения биоразнообразия экосистемы.

1

27.04

Очная

86

Обобщающий урок «Экологическая характеристика вида и популяции. Сообщества и экологические системы»

1

04.05

Очная

87

Зачет № 3 «Экологическая характеристика вида и популяции. Сообщества и экологические системы»

1

11.05

Очная

88

Учение В.И. Вернадского о биосфере, ноосфера.

1

16.05

Очная

89

Закономерности существования биосферы. Компоненты биосферы и их роль.

1

17.05

Очная

90

Круговороты веществ в биосфере. Биогенная миграция атомов. Биогенная миграция атомов.

1

18.05

Очная

91

Основные биомы Земли

1

23.05

Очная

92

Итоговая контрольная работа

1

24.05

Очная

93

Природные ресурсы и рациональное природопользование. Загрязнение воздушной среды. Охрана воздуха

1

25.05

Очная








Приложение 1


Фонд оценочных средств


  1. Задания для текущего и тематического контроля:

- письменные работы и собраны из открытого банка заданий по биологии с сайтов:

а) ФИПИ http://fipi.ru

б) Сдам ГИА https://sdamgia.ru

в) Мобильное электронное образование https://mob-edu.ru/.

г) сборников по подготовке к ЕГЭ Калиновой, Петросовой Р.А. и Рохлова В.С.

2. Итоговые контрольные работы для 10-11 классов.



Приложение 2