Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету биология для 11 класс разработана на основе основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов и требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования с учѐтом авторской программы А.В. Теремов, Р.А. Петросова; Программа для общеобразовательных учреждений. Биология. Биологические системы и процессы. 10 – 11 классы (профильный уровень) / авт.-сост. А.В. Теремов, Р.А. Петросова. – М. 2020)
Программа по учебному предмету биология включает в себя следующие разделы: Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса; Содержание учебного предмета, курса; Тематическое планирование, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, в том числе, с учетом рабочей программы воспитания; Приложение: Календарно-тематическое планирование; оценочные средства.
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
– Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Министерства просвещения №442 от 28.08.2020;
– Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;(с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1644, приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года № 1577, приказом Министерства просвещения от 11.12.2020№712);
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно- оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты
"Биология" (углубленный уровень):
1) сформированность системы знаний об общих биологических закономерностях, законах, теориях;
2) сформированность умений исследовать и анализировать биологические объекты и системы, объяснять закономерности биологических процессов и явлений; прогнозировать последствия значимых биологических исследований;
3) владение умениями выдвигать гипотезы на основе знаний об основополагающих биологических закономерностях и законах, о происхождении и сущности жизни, глобальных изменениях в биосфере; проверять выдвинутые гипотезы экспериментальными средствами, формулируя цель исследования;
4) владение методами самостоятельной постановки биологических экспериментов, описания, анализа и оценки достоверности полученного результата;
5) сформированность убежденности в необходимости соблюдения этических норм и экологических требований при проведении биологических исследований.
Содержание учебного предмета
Углубленный уровень
11 класс
Теория эволюции
Развитие эволюционных идей. Научные взгляды К. Линнея и Ж.Б. Ламарка. Предпосылки возникновения дарвинизма. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Эволюция видов в природе.
Эволюция культурных форм организмов.
Свидетельства эволюции живой природы: палеонтологические, сравнительно-анатомические, эмбриологические, биогеографические, молекулярно-генетические. Развитие представлений о виде. Вид, его критерии. Популяция как форма существования вида и как элементарная единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. СТЭ: история формирования, основные положения. СТЭ: Сравнительная характеристика. Микроэволюция и макроэволюция. Генетические основы эволюции Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Дрейф генов и случайные ненаправленные изменения генофонда популяции. Уравнение Харди–Вайнберга. Молекулярно-генетические механизмы эволюции. Формы естественного отбора: движущая, стабилизирующая, дизруптивная. Экологическое и географическое видообразование. Направления и пути эволюции. Пути биологического прогресса. Формы эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. Закономерности (правила) эволюции Механизмы адаптаций. Коэволюция. Роль эволюционной теории в формировании естественно-научной картины мира.
Многообразие организмов и приспособленность организмов к среде обитания как результат эволюции. Механизмы адаптаций. Принципы классификации, систематика. Основные систематические группы органического мира. Современные подходы к классификации организмов.
Развитие жизни на Земле
Методы датировки событий прошлого, геохронологическая шкала. Развитие жизни в архее и протерозое, палеозое. Развитие жизни в мезозое и кайнозое Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции биосферы Земли. Основные этапы неорганической эволюции: эволюция полимеров, пробионтов планетарная эволюция, химическая эволюция, абиогенный синтез органических веществ. Начало органической эволюции. Формирование надцарств организмов. Ключевые события в эволюции растений и животных. Вымирание видов и его причины.
Антропология – наука о человеке. Современные представления о происхождении человека. Систематическое положение человека. Сходство человека с животными. Движущие силы антропогенеза. Основные стадии антропогенеза. Предшественники людей и человекообразных обезьян. Основные стадии антропогенеза
Отличия человека от животных. Эволюция человека. Факторы эволюции человека. Расы человека, их происхождение и единство.
Организмы и окружающая среда
Зарождение и развитие экологии. Методы экологии. Экологические факторы и закономерности их влияния на организмы (принцип толерантности, лимитирующие факторы). Среды обитания организмов. Приспособления организмов к действию экологических факторов. Биологические ритмы. Взаимодействие экологических факторов. Свет как экологический фактор. Температура как экологический фактор. Влажность как экологический фактор. Газовый и ионный состав среды. Почва и рельеф. Погодные и климатические условия. Приспособления организмов к действию экологических факторов. Биологические ритмы. Жизненные формы организмов. Экологическая ниша.
Биогеоценоз. Сообщества организмов: структуры и связи. Экосистема. Компоненты экосистемы. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Пищевая сеть. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Биотические взаимоотношения организмов в экосистеме. Конкуренция. Хищничество. Паразитизм. Коэволюция. Мутуализм. Комменсализм. Аменсализм. Нейтрализм. Экологическая характеристика вида и популяции. Экологическая структура популяции. Динамика популяций и ее регуляция. Свойства экосистем. Продуктивность и биомасса экосистем разных типов. Сукцессия. Саморегуляция экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Биоразнообразие – основа устойчивости сообществ. Необходимость сохранения биоразнообразия экосистемы. Агроценозы, их особенности.
Учение В.И. Вернадского о биосфере, ноосфера. Закономерности существования биосферы. Компоненты биосферы и их роль. Круговороты веществ в биосфере. Биогенная миграция атомов. Основные биомы Земли.
Роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Природные ресурсы и рациональное природопользование. Загрязнение биосферы. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы. Восстановительная экология. Проблемы устойчивого развития.
Перспективы развития биологических наук, актуальные проблемы биологии.
Перечень лабораторных и практических работ:
Приготовление, рассматривание и описание микропрепаратов клеток растений.
Изучение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука.
Изучение ферментативного расщепления пероксида водорода в растительных и животных клетках.
Обнаружение белков, углеводов, липидов с помощью качественных реакций.
Выделение ДНК.
Изучение каталитической активности ферментов (на примере амилазы или каталазы).
Наблюдение митоза в клетках кончика корешка лука на готовых микропрепаратах.
Выявление признаков сходства зародышей человека и других позвоночных животных как доказательство их родства.
Составление элементарных схем скрещивания.
Решение генетических задач.
Составление и анализ родословных человека.
Изучение изменчивости, построение вариационного ряда и вариационной кривой.
Сравнение видов по морфологическому критерию.
Описание приспособленности организма и ее относительного характера.
Выявление приспособлений организмов к влиянию различных экологических факторов.
Сравнение анатомического строения растений разных мест обитания.
Составление пищевых цепей.
Тематическое планирование
11 КЛАСС. БИОЛОГИЯ. УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ
Тема разделов | Ко-во часов | В том числе | Воспитательные задачи |
Лабораторные работы | Контрольные работы, зачеты | |
Теория эволюции | 35 | 3 | 2 | Знать роль отечественных ученых в изучении эволюционных процессов. Изучать критерии вида на примерах видов Ростовской области |
Развитие жизни на Земле | 23 | - | 2 |
Организмы и окружающая среда | 35 | 3 | 3 | Изучать экосистемы на примерах экосистем Ростовской области Знать основные принципы рационального использования природных ресурсов в Ростовской области |
ИТОГО | 93 | 6 | 7 | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(биология)
на 2021-2022 учебный год
Класс 11 класс (профиль)
Учитель Насирова Наталья Анатольевна
Общее количество часов на предмет по учебному плану 93 часа
Из них на:
I четверть 23 часов
II четверть 20 часов
III четверть 30 часов
IV четверть 20 часов
№ урока | Тема урока | Ко-во часов | Дата | Форма обучения (очная или с применением дистанционных образовательных технологий) |
| Теория эволюции | 35 | | |
1 | Развитие эволюционных идей. | 1 | 01.09 | Очная |
2 | Научные взгляды К. Линнея и Ж.Б. Ламарка. | 1 | 06.09 | Очная |
3 | Предпосылки возникновения дарвинизма | 1 | 07.09 | Очная |
4 | Эволюционная теория Ч. Дарвина. Эволюция культурных форм организмов. | 1 | 08.09 | Очная |
5 | Эволюционная теория Ч. Дарвина. Эволюция видов в природе. | 1 | 13.09 | Очная |
6 | Развитие эволюционная теории Ч. Дарвина. | 1 | 14.09 | Очная |
7 | СТЭ: история формирования, основные положения | 1 | 15.09 | Очная |
8 | СТЭ: Сравнительная характеристика | 1 | 20.09 | Очная |
9 | Роль эволюционной теории в формировании естественно-научной картины мира. | 1 | 21.09 | Очная |
10 | Зачет № 1 «История эволюционного учения» | 1 | 22.09 | Очная |
11 | Генетические основы эволюции | 1 | 27.09 | Очная |
12 | Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. | 1 | 28.09 | Очная |
13 | Дрейф генов и случайные ненаправленные изменения генофонда популяции. | 1 | 29.09 | Очная |
14 | Уравнение Харди–Вайнберга. | 1 | 04.10 | Очная |
15 | Молекулярно-генетические механизмы эволюции. | 1 | 05.10 | Очная |
16 | Естественный отбор | 1 | 06.10 | Очная |
17 | Формы естественного отбора: движущая, стабилизирующая, дизруптивная. | 1 | 11.10 | Очная |
18 | Многообразие организмов и приспособленность организмов к среде обитания как результат эволюции. Механизмы адаптаций. Коэволюция. | 1 | 12.10 | Очная |
19 | Лабораторная работа № 1 «Описание приспособлен-ности организма и ее относительного характера». | 1 | 13.10 | Очная |
20 | Развитие представлений о виде. Вид, его критерии. | 1 | 18.10 | Очная |
21 | Лабораторная работа № 2 «Сравнение видов по морфологическому критерию». | 1 | 19.10 | Очная |
22 | Популяция как форма существования вида и как элементарная единица эволюции. | 1 | 20.10 | Очная |
23 | Видообразование . Экологическое и географическое видообразование. | 1 | 25.10 | Очная |
24 | Свидетельства эволюции живой природы: палеонтологические, биогеографические, | 1 | 08.11 | Очная |
25 | Свидетельства эволюции живой природы: сравнительно-анатомические, эмбриологические, | 1 | 09.11 | Очная |
26 | Лабораторная работа № 3 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других позвоночных животных как доказательство их родства». | 1 | 10.11 | Очная |
27 | Свидетельства эволюции живой природы: молекулярно- биохимические, генетические, математические | 1 | 15.11 | Очная |
28 | Направления и пути эволюции. Биологический прогресс и биологический регресс | 1 | 16.11 | Очная |
29 | Пути биологического прогресса | 1 | 17.11 | Очная |
30 | Формы эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. | 1 | 24.11 | Очная |
31 | Закономерности (правила) эволюции | 1 | 29.11 | Очная |
32 | Принципы классификации, систематика. Основные систематические группы органического мира. | 1 | 30.11 | Очная |
33 | Современные подходы к классификации организмов. | 1 | 01.12 | Очная |
34 | Обобщающий урок «Микро- и макроэволюция» | 1 | 06.12 | Очная |
35 | Контрольная работа № 1 «Микро- и макроэволюция» | 1 | 07.12 | Очная |
| Развитие жизни на Земле | 23 | | Очная |
36 | Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции биосферы Земли. | 1 | 08.12 | Очная |
37 | Основные этапы неорганической эволюции: планетарная эволюция, химическая эволюция, абиогенный синтез органических веществ | 1 | 13.12 | Очная |
38 | Основные этапы неорганической эволюции: эволюция полимеров, пробионтов | 1 | 14.12 | Очная |
39 | Начало органической эволюции | 1 | 15.12 | Очная |
40 | Формирование надцарств организмов | 1 | 20.12 | Очная |
41 | Ключевые события в эволюции растений . Вымирание видов и его причины. Споровые растения | 1 | 21.12 | Очная |
42 | Ключевые события в эволюции растений . Вымирание видов и его причины. Семенные растения | 1 | 22.12 | Очная |
43 | Ключевые события в эволюции животных. Вымирание видов и его причины. Эволюция беспозвоночных | 1 | 10.01 | Очная |
44 | Ключевые события в эволюции животных. Вымирание видов и его причины. Эволюция позвоночных. | 1 | 11.01 | Очная |
45 | Методы датировки событий прошлого, геохронологическая шкала. | 1 | 12.01 | Очная |
46 | Развитие жизни в архее и протерозое, палеозое | 1 | 17.01 | Очная |
47 | Развитие жизни в мезозое и кайнозое | 1 | 18.01 | Очная |
48 | Контрольная работа № 3 «Развитие жизни на Земле» | 1 | 19.01 | Очная |
49 | Антропология – наука о человеке | 1 | 24.01 | Очная |
50 | Современные представления о происхождении человека. | 1 | 25.01 | Очная |
51 | Сходство человека с животными | 1 | 26.01 | Очная |
52 | Отличия человека от животных | 1 | 31.01 | Очная |
53 | Движущие силы антропогенеза. | 1 | 01.02 | Очная |
54 | Основные стадии антропогенеза. Предшественники людей и человекообразных обезьян | 1 | 02.02 | Очная |
55 | Основные стадии антропогенеза | 1 | 07.02 | Очная |
56 | Систематическое положение человека. Эволюция человека. Факторы эволюции человека. | 1 | 08.02 | Очная |
57 | Расы человека, их происхождение и единство. Приспособленность человека к разным условиям | 1 | 09.02 | Очная |
58 | Контрольная работа № 2 «Человек – биосоцильная система» | 1 | 14.02 | Очная |
| Организмы и окружающая среда | 35 | | Очная |
59 | Зарождение и развитие экологии | 1 | 15.02 | Очная |
60 | Методы экологии | 1 | 16.02 | Очная |
61 | Экологические факторы и закономерности их влияния на организмы (принцип толерантности, лимитирующие факторы). Среды обитания организмов. Взаимодействие экологических факторов. Лабораторная работа № 4 «Сравнение анатомического строения растений разных мест обитания». | 1 | 21.02 | Очная |
62 | Свет как экологический фактор | 1 | 22.02 | Очная |
63 | Температура как экологический фактор | 1 | 28.02 | Очная |
64 | Влажность как экологический фактор Лабораторная работа № 5 «Выявление приспособлений организмов к влиянию различных экологических факторов». | 1 | 01.03 | Очная |
65 | Газовый и ионный состав среды. Почва и рельеф | 1 | 02.03 | Очная |
66 | Погодные и климатические условия | 1 | 09.03 | Очная |
67 | Приспособления организмов к действию экологических факторов. Биологические ритмы. | 1 | 14.03 | Очная |
68 | Жизненные формы организмов | 1 | 15.03 | Очная |
70 | Биотические взаимодействия. Конкуренция. Хищничество. Паразитизм. Коэволюция | 1 | 16.03 | Очная |
71 | Биотические взаимодействия. Мутуализм. Комменсализм. Аменсализм. Нейтрализм. Коэволюция | 1 | 21.03 | Очная |
72 | Обобщающий урок «Экология – наука об надорганизменных системах» | 1 | 22.03 | Очная |
73 | Зачет № 2 «Экология – наука об надорганизменных системах» | 1 | 23.03 | Очная |
74 | Экологическая ниша вида | 1 | 04.04 | Очная |
75 | Экологическая характеристика вида и популяции | 1 | 05.04 | Очная |
76 | Экологическая структура популяции | 1 | 06.04 | Очная |
77 | Динамика популяций и ее регуляция | 1 | 11.04 | Очная |
78 | Сообщества организмов: структуры и связи. | 1 | 12.04 | Очная |
79 | Биогеоценоз. Экосистемы. Компоненты экосистемы. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Пищевая сеть. Круговорот веществ и поток энергии | 1 | 13.04 | Очная |
80 | Лабораторная работа № 6 «Составление пищевых цепей» | 1 | 18.04 | Очная |
81 | Основные показатели экосистем. Свойства экосистем. Продуктивность и биомасса экосистем разных типов. | 1 | 19.04 | Очная |
82 | Свойства БГЦ и динамика сообществ. Сукцессия. Саморегуляция экосистем. | 1 | 20.04 | Очная |
83 | Природные экосистемы | 1 | 25.04 | Очная |
84 | Антропогенные системы. Агроценозы, их особенности. | 1 | 26.04 | Очная |
85 | Биоразнообразие – основа устойчивости сообществ. Необходимость сохранения биоразнообразия экосистемы. | 1 | 27.04 | Очная |
86 | Обобщающий урок «Экологическая характеристика вида и популяции. Сообщества и экологические системы» | 1 | 04.05 | Очная |
87 | Зачет № 3 «Экологическая характеристика вида и популяции. Сообщества и экологические системы» | 1 | 11.05 | Очная |
88 | Учение В.И. Вернадского о биосфере, ноосфера. | 1 | 16.05 | Очная |
89 | Закономерности существования биосферы. Компоненты биосферы и их роль. | 1 | 17.05 | Очная |
90 | Круговороты веществ в биосфере. Биогенная миграция атомов. Биогенная миграция атомов. | 1 | 18.05 | Очная |
91 | Основные биомы Земли | 1 | 23.05 | Очная |
92 | Итоговая контрольная работа | 1 | 24.05 | Очная |
93 | Природные ресурсы и рациональное природопользование. Загрязнение воздушной среды. Охрана воздуха | 1 | 25.05 | Очная |
Приложение 1
Фонд оценочных средств
Задания для текущего и тематического контроля:
- письменные работы и собраны из открытого банка заданий по биологии с сайтов:
а) ФИПИ http://fipi.ru
б) Сдам ГИА https://sdamgia.ru
в) Мобильное электронное образование https://mob-edu.ru/.
г) сборников по подготовке к ЕГЭ Калиновой, Петросовой Р.А. и Рохлова В.С.
2. Итоговые контрольные работы для 10-11 классов.
Приложение 2