АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 9» города Смоленска
(МБОУ «СШ № 9»)
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 30.08.2019 | Утверждаю Директор О.В. Антышева Приказ № 242-ОД От 30.08.2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии для 8 класса, основное общее образование
(предмет, класс, ступень обучения)
Чудовская Анжелика Сергеевна
(ФИО)
2019 год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательном стандартом основного общего образования, на основе авторской программы В.В.Пасечника (В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова).
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, то есть 68 часов за год.
В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей.
Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.
Целями курса биологии 8 класса являются:
формирование у учащихся научного мировоззрения о строении и функциях человеческого организма, его месте в биосоциальной среде; формирование у учащихся представления о человеке как о биоциальном существе, в котором биологический и социальный компоненты тесно связаны между собой; сформировать понятия об уровнях организации организма человека, структуре тела, органах, системах органов; воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, другим людям, стремление действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни.
Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц, в форме лабораторных работ, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Колесов Д.В., Маш Р.Д.Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2018.
Программа рассчитана на работу с учебником Д.В. Колесова, Р.Д. Маш, И.Н.Беляева. Биология. Человек. 8 класс. М., Дрофа, 2018.
2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.
( 2ч в неделю; всего 68ч.)
Название разделов и тем | Количество часов для изучения | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Формы контроля |
Тема 1. Введение. Науки, изучающие организм человека | 2 | Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. | |
Тема 2. Происхождение человека | 3 | Место человека в систематике. Черты сходства и различия чело века и животных. Доказательства животного происхождения. Основные этапы эволюции чело века. Влияние биологических и социальных факторов на эволю цию человека. Человеческие расы. Человек как вид. | Интерактивные технологии Тестовые задания |
Тема 3. Строение организма | 4 | Уровни организации. Строение организма человека: клетки, тка ни, органы и системы органов. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств органи зма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и био логическое окисление, их значе ние. Роль ферментов в обмене ве ществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения. Образова ние тканей. Эпителиальные, сое динительные, мышечные, нервна я ткани. Л .Р. №1. Строение и функция нейрона. Синапс .Цен тральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нер вы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувст вительные, вставочные и испол нительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепто ров в восприятии раздражений. Л .Р. №2 | Интерактивные технологии Письменная работа Письменная работа |
Тема 4. Опорно-двигательная система | 7 | Опора и движение. Скелет имыш цы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микро строение, типы костей. Л .Р. №3 Скелет человека, его приспособ ление к прямохождению, трудо вой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синерги сты. Л.Р. №4 Понятие о двигате льной единице. Значение физи ческих упражнений и культуры труда для формирования скеле та и мускулатуры. Л.Р. №5 Изменение мышцы при трени ровке. Последствия гиподина мии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа. Нарушения осанки и развитие плоскостопи я: причины, выявление,предупре ждение и исправление. Л.Р. №6 Ушибах, переломах костей и вывихах суставов. Профилактика травматизма. | Письменная работа Тестовые задания Письменная работа Письменная работа Письменная работа |
Тема 5. Внутренняя среда организма | 3 | Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Состав внутренней среды организма и её функции. Кровь. Тканевая жидкость. Лимфа. Свёртывание крови Иммунитет, факторы, влияющие на иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Аллергические реак ции. СПИД. Переливание крови. Группы крови. Донор. Реципиент. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. | Тестовые задания |
Тема 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма | 6+1 | Транспорт веществ. Замкнутое и незамкнутое кровообращение. Кровеносная и лимфатическая системы. Органы кровообраще ния. Сердечный цикл. Сосуди стая система, её строение. Круги кровообращения. Давление крови в сосудах и его измерение. Пульс. Л.Р. №7 Строение и работа сердца. Коро-нарная кровеносная система. Автоматизм сердца. Кровяное давление (артериальное), пульс Артериальное давление крови, пульс. Л.Р. №8. Физиологичес кие основы укрепления сердца и сосудов. Гиподинамия и её последствия. Влияние курения и употребления спиртных напит ков на сердце и сосуды. Болезни сердца и их профилактика. Функциональные пробы для самоконтроля своего физическо го состояния и тренированности Типы кровотечений и способы их остановки. Приёмы оказания первой помощь при кровотече ниях. Контрольная работа №1 | Письменная работа Письменная работа Тестовые задания Письменная работа |
Тема 7. Дыхание | 4 | Дыхание и его значение. Дыха-тельная система. Строение и функции органов дыхания. Верхние и нижние дыхательные пути. Голосовой аппарат. Заболевания органов дыхания и их предупреждение Газообмен в лёгких и тканях Механизм дыха ния. Дыхательные движения: вдох и выдох. Регуляция дыха ния. Гигиена органов дыхания. Охрана воздушной среды Жиз ненная ёмкость лёгких. Вред та бакокурения. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопа ющего. Заболевания органов дыхания и их выявление и предупреждение. Л.Р. №9 | Интерактивные технологии Тестовые задания Письменная работа |
Тема 8. Пищеварение | 6 | Питание и его значение. Пище варительная система. Органы пищеварения и их функции. Пи щеварение в ротовой полости. Л.Р. №10 Пищеварение в желудке и кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Тонкий и толстый кишечник. Барьерная роль печени. Аппендикс. Первая помощь при подозрении на аппендицит. Регуляция пищеварения. Открытие условных и безусловных рефлексов. Нервная и гуморальная регуляция пищеварения Гигиена питания. Наиболее опасные кишечные инфекции. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика | Письменная работа Биологический диктант Зачётный практикум |
Тема 9. Обмен веществ и энергии | 1 3 1 | Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов. Обмен воды Обмен воды и минеральных солей. Ферменты и их роль в орга-низме человека. Механизмы работы ферментов. Роль ферментов в организме человека Витамины и их роль в организме человека. Классификация витаминов. Роль витаминов в организме человека Основной и общий обмен. Энергетическая ёмкость (кало рийность) пищи. Рациональное питание. Нормы и режим питания. | Интерактивные технологии Письменная работа |
Тема 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение | 4+1 | Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Производные кожи. Л.Р. №11 Уход за кожей, волосами, ногтями. Болезни и травмы кожи. Гигиена кожных покро вов. Гигиена одежды и обуви. Роль кожи в терморегуляциии обменных процессах. Закалива ние организма. Приёмы оказани я первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях, про-филактика поражений кожи. Строение и функции выделительной системы Выделе ние и его значение. Органы вы-деления. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение. Контрольная работа №2 | Письменная работа Интерактивные технологии Тестовые задания Письменная работа |
Тема 11. Нервная система | 5 | Нервная система. Значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности. Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная (автономная). Спинной мозг. Спинномозговые нервы. Функции спинного мозга Головной мозг. Отделы головного мозга и их функции. Пальценосовая проба и особен ности движения, связанные с функциями мозжечка и среднего мозга. Изучение рефлексов продолговатого и среднего мозга. Рефлексы и рефлекторная дуга Передний мозг. Промежу точный мозг. Большие полуша рия головного мозга и их функ ции Вегетативная нервная сис тема, её строение. Симпатичес кий и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы. | Интерактивные технологии Тестовые задания Письменная работа |
Тема 12. Анализаторы. Органы чувств | 5 | Понятие об анализаторах. Органы чувств Строение зрите льного анализатора. Строение и функции органа зрения Л.Р. №12 Заболевания органов зрения и их предупреждение. Нарушения зрения и их предупреждение. Слуховой ана лизатор, его строение. Строение и функции органа слуха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Вестибу лярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание. Обоняние. | Письменная работа Фронтальный и индивидуальный опрос Письменная работа |
Тема 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика | 5+1 | Поведение и психика человека Вклад И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и других отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности Безуслов ные и условные рефлексы. Особенности поведения челове ка. Врождённое и приобретён ное поведение Сон и бодрство вание. Значение сна. Особеннос ти высшей нервной деятельно сти человека. Речь. Познаватель ные процессы: мышление, внимание, память.. Память и обучение. Виды памяти. Расстройства памяти. Способы улучшения памяти. Л.Р. №13 Волевые действия. Эмоциональ ные реакции. Физиологические основы внимания. Эмоции и чувства: эмоциональные реакци и, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения. Темперамент и характер. Способность и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики. | Интерактивные технологии Тестовые задания Письменная работа Биологический диктант |
Тема 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система) | 2 | Эндокринная система. Органы эндокринной системы и их функционирование. Нейрогумо ральная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Единство нервной и гумораль ной регуляции. Нарушения деятельности нервной и эндок-ринной систем и их предупреж дение. Влияние гормонов желёз внутренней секреции на человека. Гормоны, механизмы их действия на клетки | Интерактивные технологии |
Тема 15. Индивидуальное развитие организма | 5+1 | Размножение и развитие. Особенности размножения чело века. Половые железы и половы е клетки. Половое созревание Закон индивидуального разви тия. Оплодотворение и внутри утробное развитие. Развитие зародыша и плода. Беременно сть и роды Наследственные заболевания. Медико-генетичес кое консультирование. Беремен ность. Вредное влияние на разви тие организма курения, алкого ля, наркотиков. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфек ция. Рост и развитие ребёнка после рождения. Темперамент. Черты характера. Индивид и личность. Контрольная работа. №3 | Письменная работа |
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название темы | Количество часов | Резерв |
1 | Введение. Науки, изучающие организм человека | 2 | |
2 | Происхождение человека | 3 | |
3 | Строение организма | 4 | |
4 | Опорно-двигательная система | 7 | |
5 | Внутренняя среда организма | 3 | |
6 | Кровеносная и лимфатическая системы организма | 6 | 1 |
7 | Дыхание | 4 | |
8 | Пищеварение | 6 | |
9 | Обмен веществ и энергии | 3 | |
10 | Покровные органы. Терморегуляция. Выделение | 4 | 1 |
11 | Нервная система | 5 | |
12 | Анализаторы. Органы чувств | 5 | |
13 | Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика | 5 | 1 |
14 | Железы внутренней секреции (эндокринная система) | 2 | |
15 | Индивидуальное развитие организма | 5 | 1 |
ИТОГО | | 64 | 68 |
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для 8 класса
( 2ч в неделю; всего 68ч.)
№ урока | Тема урока | Планируемое домашнее задание | Дата | Корректировка КТП | Дополнительные информация с учетом специфики предмета (демонстрации, лабораторный опыт и т.д.) |
Тема 1. Введение. Науки, изучающие организм человека (2 час) |
1 | Науки о человеке. Здоровье и его охрана. | §1 | | | |
2 | Становление наук о человеке | §2 | | | |
Тема 2. Происхождение человека (3 ч) |
3 | Систематическое положение человека | §3 | | | |
4 | Историческое прошлое людей | §4 | | | Демонстрация Модель «Происхо ждение человека». Модели остатков древней культуры человека.. |
5 | Расы человека. Среда обитания. | §5 | | | |
Тема 3. Строение организма (4 ч) |
6 | Общий обзор организма человека. | §6 | | | |
7 | Клеточное строение организма. | §7 | | | Демонстрация модели клетки |
8 | Ткани . Л .Р. №1 Рассматри вание клеток и тканей в опти ческий микроскоп. Микропрепа раты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей. | §8 | | | |
9 | Рефлекторная регуляция. Л .Р. №2 Самонаблюдение мигатель ного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс. | §9 | | | |
Тема 4. Опорно-двигательная система (7 ч) |
10 | Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. Строение костей. Л .Р. №3 Микроскопическое строение кости. | §10 | | | Демонстрация черепа, костей конечностей, позвонков. |
11 | Скелет человека. Осевой скелет. | §11 | | | Демонстрация Скелет и муляжи торса человека |
12 | Добавочный скелет. Типы соединений костей. | §12 | | | |
13 | Строение мышц. Л.Р. №4 Мышцы человеческого тела. | §13 | | | Самонаблюдение работы основных мышц |
14 | Работа скелетных мышц и их регуляция. Л.Р. №5 Утомление при статической и динамической работе | §14 | | | |
15 | Осанка. Предупреждение плоскостопия. Л.Р. №6 Определение гармоничности физического развития. Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия. | §15 | | | |
16 | Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы | §16 | | | Демонстрация Приёмы оказания первой помощи при травмах. |
Тема 5. Внутренняя среда организма (3 ч) |
17 | Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма | §17 | | | |
18 | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. | §18 | | | |
19 | Иммунология на службе здоровья | §19 | | | |
Тема 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 +1ч) |
20 | Транспортные системы организма | §20 | | | |
21 | Круги кровообращения Л.Р. №7 Измерение кровяного давления. Подсчёт ударов пуль са в покое и при физической нагрузке (выполняется дома) | §21 | | | |
22 | Строение и работа сердца | §22 | | | |
23 | Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения Л.Р. №8 Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса. | §23 | | | |
24 | Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов | §24 | | | |
25 | Первая помощь при кровотечениях | §25 | | | |
26 | Контрольная работа №1 по теме: «Внутренняя среда организма» | | | | |
Тема 7. Дыхание (4 ч) |
27 | Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхате льные пути, голосообразова ние. Заболевания дыхательных путей | §26 | | | Фильм «Дыхательная система» |
28 | Лёгкие. Газообмен в лёгких и других тканях. | §27 | | | |
29 | Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. | §28 | | | |
30 | Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приёмы реанимации Л.Р. №9 Определение частоты дыхания | §29 | | | |
Тема 8. Пищеварение (6 ч) |
31 | Питание и пищеварение | §30 | | | Фильм «Пищевари- тельная система» |
32 | Пищеварение в ротовой полости Л.Р. №10 Определение положения слюнных желёз. Движение гортани при глотании. Изучение действия ферментов слюны на крахмал. | §31 | | | |
33 | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной киш ке. Действие ферментов. | §32 | | | |
34 | Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника | §33 | | | |
35 | Регуляция пищеварения | §34 | | | |
36 | Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций | §35 | | | |
Тема 9. Обмен веществ и энергии (3 ч) |
37 | Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. | §36 | | | |
38 | Витамины | §37 | | | Фильм «Роль витаминов» |
39 | Энергозатраты человека и пищевой рацион | §38 | | | |
Тема 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (4 ч) +1 |
40 | Покровы тела. Строение и функции кожи. Л.Р. №11 Изучение под лупой тыльной и ладонной поверхно сти кисти. Определение типа своей кожи с помощью бумажной салфетки | §39 | | | Фильм «Кожа человека» |
41 | Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи | §40 | | | |
42 | Терморегуляция организма. Закаливание | §41 | | | |
43 | Выделение. | §42 | | | |
44 | Контрольная работа №2 по теме: «Пищеварение» | | | | |
Тема 11. Нервная система (5 ч) |
45 | Значение нервной системы. | §43 | | | |
46 | Строение нервной системы. Спинной мозг | §44 | | | Фильм «Спинной мозг» |
47 | Строение головного мозга. Продолговатый мозг, мост. Мозжечок, средний мозг. | §45 | | | Фильм «Головной мозг» |
48 | Передний мозг: промежуточный мозг и большие полушария | §46 | | | |
49 | Соматический и вегетативный отделы нервной системы | §47 | | | |
Тема 12. Анализаторы. Органы чувств (5 ч) |
50 | Анализаторы | §48 | | | |
51 | Зрительный анализатор Л.Р. №12 Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением. | §49 | | | |
52 | Гигиена зрения. Предупреж дение глазных болезней | §50 | | | |
53 | Слуховой анализатор | §51 | | | |
54 | Органы равновесия, мышечное и кожное чувство, обонятельный и вкусовой анализаторы. | §52 | | | |
Тема 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 ч) +1 |
55 | Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности | §53 | | | Фильм «И.П. Павлов» |
56 | Врождённые и приобретённые программы поведения | §54 | | | |
57 | Сон и сновидения | §55 | | | |
58 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы Л.Р. №13 Оценка объёма кратковременной памяти с помощью теста | §56 | | | |
59 | Воля. Эмоции. Внимание | §57 | | | |
60 | Темперамент и характер | конспект | | | |
Тема 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 ч) |
61 | Роль эндокринной регуляции | §58 | | | Фильм«Эндокринная система» |
62 | Функции желёз внутренней секреции | §59 | | | |
Тема 15. Индивидуальное развитие организма (5 +1ч) |
63 | Размножение. Половая система | §60 | | | |
64 | Развитие зародыша и плода. Беременность и роды | §61 | | | |
65 | Наследственные и врождён ные заболевания. Болезни, передающиеся половым путём | §62 | | | |
66 | Развитие ребёнка после рождения. Становление личности. | §63 | | | |
67 | Контрольная работа №3 по теме: «Индивидуальное развитие организма» | | | | |
68 | Интересы, склонности, способности | §64 | | | |
Сводная таблица уроков контроля знаний, умений, навыков
Количество контрольных работ | Количество лабораторных работ | Количество практических работ |
I | II | год | I | II | год | I | II | год |
1 | 2 | 3 | 10 | 3 | 13 | - | - | - |
5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
БИОЛОГИИ 8 КЛАССА
(ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ)
Личностные результаты освоения учебного предмета:
основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;реализация установок здорового образа жизни; сформированность познавательных интересов и мотивов,
направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить опыты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; умение работать с разными источниками биологической информации:
находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках),
анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты освоения учебного предмета:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов;
организма человека;
процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;
приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными;
взаимосвязи человека и окружающей среды;
зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;
соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма. Стрессов. ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки. Зрения. Слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе;
сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов с их функциями;
2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе,
влияние факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма.