МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа №117 »
РАССМОТРЕНО На заседании ШМО Протокол № ____ от «____» ___________ 20 ____ г. | Согласовано Зам. директора по УВР _____________Блац Н.Н. «_____» августа 202___г. | Утверждаю Директор МБОУ СОШ №117 ___________Рублева О.А. «____» августа 202___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2022-2023 учебный год
по _биологии____
(указать предмет)
Уровень обучения (класс): основное общее образование _6 класс
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Общее количество часов: 34
Количество часов в неделю 1час в неделю Уровень _базовый
(базовый, профильный)
Учитель ___ Громыко О.Г.________
Квалификационная категория ___ ____
Программа разработана на основе программы основного общего образования по биологии 5—9классы Авторы: В. В. Пасечник. В. Латюшин, Г. Г. Швецов.
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
г. Новосибирск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Изучение биологии в 6 классе направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В. В. Пасечника.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС»
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
В 6 классе учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения растений, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений, о методах познания растительного организма.
-
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
-
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
-
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде.
МЕСТО КУРСА «БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ №117
Данная программа рассчитана на 1 год – 6 класс. Общее число учебных часов в 6 классе – 34 часов (1 ч в неделю).
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС»
В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
1. Личностные УУД:
-
понимать смысл своей действительности;
-
использовать биологические знания для осуществления мер по сохранению здоровья;
-
приводить примеры использования и охраны растений, их адаптации к условиям окружающей среды.
2. Регулятивные УУД:
-
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
-
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
-
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
-
работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
-
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
3. Познавательные УУД:
-
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;
-
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
-
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
-
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
-
выделять все уровни текстовой информации;
-
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации,
-
выявлять причины и следствия простых явлений;
-
анализировать и оценивать ее достоверность.
4. Коммуникативные УУД
• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс
(34 часа, 1 час в неделю)
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (28 ч)
Клетки, ткани и органы растений. Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные и практические работы
1. Строения семян двудольных и однодольных растений.
2. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.
3. Корневой чехлик и корневые волоски.
4. Строение почек. Расположение почек на стебле.
5. Строение листа элодеи, герани, хвои сосны.
5. Внутреннее строение ветки дерева.
6. Видоизменённые побеги (корневище, клубень, луковица).
7. Строение цветка.
8. Различные виды соцветий.
9. Многообразие плодов. Сухие и сочные плоды.
Экскурсии:
Осенние явления в жизни растений.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;
—видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.
Учащиеся должны уметь:
—различать и описывать органы цветковых растений;
—объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;
—изучать органы растений в ходе лабораторных работ.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
—осуществлять описание изучаемого объекта;
—определять отношения объекта с другими объектами;
—определять существенные признаки объекта;
—классифицировать объекты;
—проводить лабораторную работу в соответствии с
инструкцией.
Раздел 2. Жизнь растений (18 ч)
Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание удаление продуктов обмена, транспорт веществ.Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Регуляция процессов жизнедеятельности. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений;
испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные и практические работы
-
Фотосинтез в листьях герани
2. Испарение воды листьями
3. Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
4. Вегетативное размножение комнатных растений.
5. Определение всхожести семян растений и их посев.
Экскурсии
Зимние явления в жизни растений.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—основные процессы жизнедеятельности растений;
—особенности минерального и воздушного питания растений;
—виды размножения растений и их значение.
Учащиеся должны уметь:
—характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;
—объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;
—устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;
—показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;
—объяснять роль различных видов размножения у растений;
—определять всхожесть семян растений.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
—под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.
Раздел 3. Классификация растений (14 ч)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учётом местных условий). Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их
выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторные и практические работы
1. Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Экскурсии
Ознакомление с выращиванием растений в защищённом грунте.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;
—характерные признаки однодольных и двудольных растений;
—признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;
—важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.
Учащиеся должны уметь:
—делать морфологическую характеристику растений;
—выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;
—работать с определительными карточками.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—различать объём и содержание понятий;
—различать родовое и видовое понятия;
—определять аспект классификации;
—осуществлять классификацию.
Раздел 4. Природные сообщества (8 ч)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Лабораторные и практические работы:
Взаимосвязи в растительном сообществе на примере леса.
Экскурсии
Весенние явления в жизни растений
ООПТ окружающей местности.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—взаимосвязь растений с другими организмами;
—растительные сообщества и их типы;
—закономерности развития и смены растительных сообществ;
—о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.
Учащиеся должны уметь:
—устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;
—определять растительные сообщества и их типы;
—объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;
—проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание объектов наблюдений, их результаты, выводы;
—организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Личностные результаты обучения
—Воспитание чувства гордости за российскую биологическую науку;
—знание и соблюдение учащимися правил поведения в природе;
—понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
—умение реализовывать теоретические познания на практике;
—осознание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
—понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
—умение учащихся проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
—воспитание в учащихся любви к природе, чувства уважения к учёным, изучающим растительный мир, и эстетических чувств от общения с растениями;
—признание учащимися прав каждого на собственное мнение;
—проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
—умение отстаивать свою точку зрения;
—критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;
—понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
—умение слушать и слышать другое мнение;
—умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема. | | |
Количество часов. | Количество лабораторных работ |
| Введение | 1 | |
1 | Строение и многообразие покрытосеменных растений | 14 | 11 |
2 | Жизнь растений | 11 | 2 |
3 | Классификация растений | 5 | 3 |
4 | Природные сообщества | 3 | |
| Итого за год. | 34 | 16 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса биологии 6 класса учащиеся узнают:
-
строение органов цветкового растения;
-
основные жизненные функции растительного организма: фотосинтез, дыхание, испарение воды, передвижение веществ;
-
способы размножения растений (семенами и вегетативными органами), рост и развитие;
-
взаимосвязь растений и факторов неживой и живой природы, приспособленность растений к совместному обитанию;
-
роль растений в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве;
-
мероприятия по охране и рациональному использованию растений.
Учащиеся научатся:
-
распознавать органы цветкового растения;
-
проводить рыхление, полив, окучивание, пикировку, вносить удобрения;
-
проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями в растительном мире и оформлять результаты наблюдений;
-
пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
-
заготавливать черенки и размножать ими растения;
-
соблюдать правила поведения в природе;
-
ориентироваться в учебнике, работать с текстом и рисунками.
Календарно - тематическое планирование курса «Биология. Многообразие покрытосеменных растений»
6 класс (34ч, 1 ч в неделю)
№ п/п | Тема учебного занятия | Элементы содержания | Характеристика содержания | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
1 | Введение. Биология Наука о живой природе. | Предмет изучения биологии. Разнообразие биологических наук. эстетическое, культурно-историческое, практическое значение живых организмов. | Объясняют роль биологии в практической деятельности людей | | |
2 | Строение семян двудольных и однодольных растений. Лабораторная работа 1 Изучение строения семян двудольных и однодольных растений | Внешнее и внутреннее строение семени. Приспособления к распространению. Этапы прорастания семени | Определять понятия «однодольные растения», «двудольные растения», «семядоля», «зародыш», «семенная кожура», «микропиле». Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии | | |
3 | Строение корней. | Внутреннее и внешнее строение корня; этапы роста и развития корня | Определяют понятия: «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения». Анализируют строение корня. | | |
4 | Виды корней. Типы корневых систем. Лабораторная работа 2 Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы | Главный, придаточные, боковые корни; мочковатая и стержневая корневые системы. | Определяют понятия: «главный корень», «боковые корни», «придаточные корни». Анализируют виды корней и типы корневых систем | | |
5 | Условия произрастания и видоизменения корней. | Виды корней, условия произрастания. | | Определяют понятия: «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни». Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней. | | |
6 | Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Лабораторная работа 3 Строение почек. Расположение почек на стебле | Определение побега и его структурные элементы; спящие, пазушные, боковые и терминальные почки; вегетативные и генеративные почки; строение почек разных типов | Определяют понятия: «побег», «почка», «вегетативная почка». «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие». Анализируют результаты лабораторной работы и наблюдений за ростом и развитием побега. | | |
7 | Внешнее строение листа. Лабораторная работа 4 Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение | Структурные элементы листа; характеристика листьев по системам признаков; | Определяют понятия: «листовая пластинка», «черешок», «простой лист», «сложный лист», «жилкование листа». Заполнят таблицу по результатам изучения различных листьев. Выполняют лабораторные работы и обсуждают их результаты. | | |
8 | Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Лабораторные работы 5 Строение кожицы листа Клеточное строение листа | Устьица, эпидермис, сосуды, хлорофилловые зѐрна, столбчатая и губчатая паренхима; | Определяют понятия: « световые листья», «теневые листья», «видоизменения листьев». | | |
9 | Строение стебля. Многообразие стеблей. Лабораторная работа 6 Внутреннее строение ветки дерева | Луб, древесина, сердцевина, перицикл, флоэма, ксилема, проводящие ткани | Определяют понятия: « кора», «древесина», «камбий», «ситовидные трубки», «сосуды», «луб», «сердцевина». Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты. | | |
10 | Видоизменение побегов. Лабораторная работа 7 Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица) | Разнообразие побегов; экологические адаптации | Определяют понятия: «видоизмененный побег», «корневище», «клубень», «луковица». Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты. | | |
11 | Цветок и его строение. Лабораторная работа 8 Изучение строения цветка | Структурные элементы цветка; ветроопыляемые и животноопыляемые цветки и их морфологические различия; двойное оплодотворение; типы цветков по различным классификациям; | Определяют понятия: «цветок», «венчик», «тычинки», «пестик», «околоцветник», «цветоножка», «цветоложе», «однодомное растение», «двудомное растение», «завязь», «семязачаток». Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты. | | |
12 | Соцветия. Лабораторная работа 9 Ознакомление с различными видами соцветий | Разнообразие типов соцветий | Выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой. | | |
13 | Плоды и их классификация. Лабораторная работа 11 Ознакомление с сухими и сочными плодами | Сухие и сочные плоды, строение плода; типы плодов; роль плодов в распространении семян; | Определяют понятия: «плод», «сухие плоды», «сочные плоды». Анализируют и сравнивают различные плоды. Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты. | | |
14 | Распространение плодов и семян | Роль плодов в распространении семян; | | | |
15 | Контрольная работа по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений» | | | | |
16 | Минеральное питание растений | Поступление воды и минеральных веществ в растение; запасание воды; экологические адаптации растений | Определяют понятия: «минеральное понятие», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение». Выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путем внесения удобрений. | | |
17 | Фотосинтез | Темновая и световая фазы фотосинтеза; значение фотосинтеза в жизни растений. | Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза. Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в жизни человека. | | |
18 | Дыхание растений. | Биохимические процессы в растительном организме; выделение углекислого газа и поглощение кислорода | Выделяют существенные признака дыхания. Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роль кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений. Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. | | |
19 | Испарение воды растениями. Листопад. | Фотоокисление воды; транспорт воды по растению | Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений. | | |
20 | Передвижение воды и питательных веществ в растении | Транспорт воды, растворѐнных солей, сахара по растению; запасание | Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. | | |
21 | Прорастание семян. Лабораторная работа 12 Определение всхожести семян растений и их посев | Этапы прорастания семени; | Объясняют роль семян в жизни растений. Выявляют условия, необходимые для прорастания семян. Обосновывают сроки посева семян. | | |
22 | Способы размножения растений. | Двойное оплодотворение; строение половой системы растений; роль полового размножения в жизни растений | Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого и полового размножения. Объясняют значение бесполого размножения. Раскрывают преимущество полового размножения по сравнению с бесполым, значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира. | | |
23 | Размножение споровых растений. | Типы вегетативного размножения растений; роль вегетативного размножения в сельском хозяйстве; эволюционное значение бесполого размножения в жизни растений | Определяют понятий: «заросток», «зооспора», «спорангий». Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также чередование поколений у споровых растений. | | |
24 | Размножение семенных растений | Процесс размножения у водорослей, мхов, плаунов, хвощей, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений | Определение понятий: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «двойное оплодотворение», «опыление». Объясняют преимущество семенного размножения перед споровым. Сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения и образование плодов и семян. | | |
25 | Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Лабораторная работа 13 Вегетативное размножение комнатных растений | Процесс покрытосеменных растений | Определяют понятия: «черенок», «прививка», «привой», «подвой». Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком. | | |
26 | Систематика растений | История становления науки о систематике растений. Типология классификации растений. Роль систематики в понимании направлений эволюции растительного мира | Определяют понятия: «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство». Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений. | | |
27 | Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные Лабораторная работа 14 Выявление признаков семейства по внешнему строению растений | Общая характеристика класса Двудольные. Особенности представителей семейств | Учащиеся знают отличительные признаки растений семейств Крестоцветные и Розоцветные. | | |
28 | Семейства Пасленовые и Бобовые, Сложноцветные Лабораторная работа 15 Выявление признаков семейства по внешнему строению растений | Особенности представителей семейств. | Учащиеся знают отличительные признаки растений семейств Пасленовые, Бобовые и Сложноцветные. | | |
29 | Класс Однодольные растения. Семейства Лилейные и Злаки. | | | | |
Лабораторная работа 16 Выявление признаков семейства по внешнему строению растений. | Общая характеристика класса Однодольные. Особенности представителей семейства. | | | |
|
30 | Важнейшие сельскохозяйственные растения | Использование растительного сырья в медицине, строительстве, пищевой промышленности. Эстетическая роль растений. Глобальная средообразующая роль растений | Учащиеся имеют представление о многообразии культурных растений и особенностях их агротехники. | | |
31 | Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе. | Состав растительных сообществ; факторы среды; биоценозы. | Учащиеся имеют представление о таких понятиях как: биоценозы и факторы среды. | | |
32 | Развитие и смена растительных сообществ. | Состав растительных сообществ; факторы среды; биоценозы. | Учащиеся знакомятся с приспособленностью организмов к совместному проживанию в сообществе. | | |
33 | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир | Состав растительных сообществ; факторы среды; биоценозы. Антропогенная нагрузка растительных сообществ. Сукцессии. | Учащиеся знают больше видов растений, произрастающих в местах их проживания , умеют видеть черты приспособленности растений к обитанию в сообществе. Знать правила поведения в природе и последствия влияния человека на природные сообщества | | |
34 | Итоговая контрольная работа | | | | |
| Итого 34 | | | | |
14