Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«В мире биологии»
с использованием оборудования
в рамках проекта
«Точка Роста»
7 класс
Учитель биологии:
Назимова Н.А.
2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Оснащение общеобразовательных школ современным аналоговым и цифровым оборудованием является материальной базой реализации федеральных государственных образовательных стандартов. Это открывает новые возможности в урочной и внеурочной, внеклассной деятельности и является неотъемлемым условием формирования высокотехнологичной среды школы, без которой сложно представить не только профильное обучение, но и современный образовательный процесс в целом. Разрастается поле взаимодействия ученика и учителя, которое распространяется за стены школы в реальный и виртуальный социум. Использование учебного оборудования становится средством обеспечения этого взаимодействия, тем более в условиях обучения предмету на углублённом уровне, предполагаемом профилизацией обучения.
В процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит взаимодействию учебной и внеурочной деятельности. Цель этой работы – обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников. Важнейшей задачей внеурочной работы с учащимися по предмету является усиление их интереса к биологической науке, развитие познавательного интереса, углубление основных вопросов содержания школьного курса. В ходе данной работы учащиеся активно обмениваются мнениями, формируются оценочные суждения, ребята учатся отстаивать свою точку зрения. Для жизни в современном обществе важным является формирование естественно-научного мышления, проявляющегося в определенных навыках. Вовлечение учащихся в практическую деятельность, стимулирование их к пополнению знаний об окружающей среде, возможность обобщить знания подтолкнуло к разработке программы естественно-научной направленности, применение которой на занятиях дополнительного образования поможет ученикам найти ответы на многие вопросы, повысить свою информационную компетентность.
Программа построена на принципиально новой основе — компетентностном подходе в осуществлении образовательного процесса. Он предполагает осуществлять связь обучения школьников с жизнью в современных условиях; развивать самостоятельность в познавательной деятельности.
Программа направлена на гуманизацию, культуросообразность и экологизацию знаний, деятельности и поведения школьников в отношениях с природой и обществом; на отражение практического значения биологии в жизнедеятельности людей, сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека.
В процессе прохождения программы организуется самостоятельная познавательная деятельность, развиваются навыки исследователя живой природы, самоорганизации, приобщающим ученика к самостоятельности, формирующим потребность к дальнейшему самообразованию и использованию разнообразных источников информации образовательной среды. Благодаря использованию системы различных форм, средств обучения биологии и комплексного применения средств мультимедиа ученики узнают много нового и интересного.
При реализации содержания программы учитываются возрастные индивидуальные возможности подростков, создаются условия для успешности каждого ребенка. Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий. Численность группы – до 10человек, продолжительность занятий – 45 минут. В основе работы объединения лежит принцип добровольности.
Программа направлена на общение с живой природой, природой своего родного края.
Цель программы - развитие у школьников экологической культуры поведения, понимания ценности жизни, уважения к предмету «Биология» как важному естественно-научному и культурному опыту человечества.
Изучение построено с учетом развития основных биологических понятий в каждом курсе. Лабораторные работы и экскурсии включены в программу. Однако их тематика и выбор объектов изучения даны ориентировочно и могут быть изменены по желанию педагога в связи с особенностями местных условий.
Достижение цели обеспечено посредством решения следующих задач.
Задачи первого года обучения:
Обучающие:
Показать разнообразие мира растений
Познакомить со строением растений
Расширить представления учащихся о значении растений
Показать эволюцию растительного мира
Познакомить с животным миром, его значением
Знать эволюцию животного мира
Воспитывающие:
Воспитать у учащихся чувство коллективизма
Воспитывать бережное отношение к природе
Формировать коммуникативные свойства личности
Воспитывать заботливое отношение к животным
Развивающие:
Развивать интеллектуальные умения
Развивать творческие способности
Развивать познавательный интерес
Развивать биологическое мышление
Формировать научное мировоззрение
Ожидаемый результат:
Должны знать:
• признаки биологических объектов: живых растений, их клеток, экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, своего региона;
• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ.
• признаки биологических объектов: живых организмов; животных, популяций; биосферы; животных своего региона;
• объяснять: родство, общность происхождения и эволюцию животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
Должны уметь:
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений, роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения, опасные для человека растения.
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах.
Задачи второго года обучения:
Обучающие:
Изучить строение человека, его органов
Изучить происхождение человека
Познакомить с физиологией человека
Воспитывающие:
Воспитывать умения сочетать индивидуальную работу с коллективной
Воспитывать бережное отношение к здоровью человека
Развивающие:
Развитие интеллектуальных умений
Самостоятельно работать с научной литературой
Ожидаемый результат:
Должны знать:
• признаки биологических объектов: живых организмов (человека); генов и
• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости
• особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности.
Должны уметь:
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды;
• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для:
• соблюдения мер по профилактике заболеваний, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• оказания первой помощи при отравлении, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
Данная программа включает в себя два этапа: основной обучающе-репродуктивный и этап творческой самостоятельной или групповой работы. Результатом работы по программе должны стать самостоятельные разработки детей. Таким образом, итоговая конечная точка программы – создание школьниками собственного проекта.
Формы проведения занятий: комбинированные учебные занятия (оптимальное сочетание форм занятий – индивидуальная, парная, групповая в рамках фронтальной).
Характеристика участников образовательного процесса
Программу реализует педагог дополнительного образования.
Условия реализации программы
дидактические, методические материалы
оборудование-компьютер, мультимедийный проектор, экран
помещение - учебный кабинет
педагог, реализующий программу –в штате образовательного учреждения
Способы проверки ожидаемых результатов
беседы на каждом занятии
проверки больших тем или ряда тем (диагностика: стартовая, промежуточная, итоговая)
фестивали исследовательских работ
рисование плакатов
викторины
учебно - практическая конференция
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММы
Введение. Зоология — часть биологии 3ч. Наука о животном мире — зоология. Краткая история зоологии 1ч. Наука о животном мире — зоология. Краткая история зоологии. Среды жизни и места обитания животных. Экологические факторы. Многообразие животных. Система животного мира. Классификация животных. Царство Животные и его два подцарства — Одноклеточные животные, или Простейшие, и Многоклеточные животные (беспозвоночные и хордовые). 2. Методы биологических исследований в зоологии 1ч. Основные систематические группы: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. | | |
3.Среды жизни и места обитания животных 1ч. Экологические факторы в жизни животных. Животные — важные компоненты биогеоценозов (экосистем) и круговорота веществ в них. | | |
| | |
2. Строение животного организма 10ч. 1. Клетка 1ч. Клетка — структурная единица животного организма. Особенности животной клетки. Животные ткани (эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная) и органы, общие для многоклеточных организмов. Животное — целостный организм как живая система (биосистема). . . | | |
2.Органы и системы органов животного организма1ч. Органы и системы органов животного организма. Опорно-двигательная система. Скелет и его типы (наружный и внутренний). Части скелета позвоночных животных: череп, осевая часть и конечности. | | Лабораторная работа № 1. Распознавание тканей и органов у животных. |
3.Покровы тела животных 1ч. Покровы тела животных (от однослойного эпителия к коже) с ее роговыми и костными образованиями. | | |
4.Дыхательная система 1ч. Дыхательная система и ее роль для организма. Органы дыхания. | | |
5.Пищеварительная система 1ч. Пищеварительная система у различных животных. Органы пищеварительной системы. Питание и пищеварение. | | |
6.Выделительная система1ч. Выделительная система, ее строение и функции у многоклеточных животных | | |
7.Кровеносная система1ч. Кровь и кровеносная система, их состав, строение и значение. Сердце и сосуды (артерии, вены и капилляры). Усложнение кровеносной системы у позвоночных животных. Большой и малый круги кровообращения. | | |
8.Нервная система 1ч. Нервная система — основа регуляции деятельности органов и целостного организма. Строение нервной системы: головной мозг, спинной мозг и нервы. Типы нервной системы. Органы чувств. | | |
9.Половая система 1ч. Рост и развитие животных. Значение метаморфоза. Забота о потомстве. | | |
10.Рост и развитие животных 1ч. Типы индивидуального развития (онтогенеза) у многоклеточных животных: без превращения и с превращением (полным и неполным). | | |
3. Подцарство Одноклеточные животные 4ч. 1.Характеристика простейших 1ч. Многообразие простейших. Места обитания простейших. | | |
2.Особенности строения, питания и размножения1ч. Корненожки (амеба), жгутиковые (эвглена) и инфузории (парамеция). | | Лабораторная работа № 2. Наблюдение за живыми инфузориями и изучение фиксированных простейших. |
3.Биологическое значение простейших в истории развития животного мира1ч. 4.Роль простейших в природе 1ч. | | |
Значение простейших для человека и животных. Болезнетворные простейшие, вызывающие малярию, токсоплазмы, амебиоз. | | |
4. Многоклеточные животные 13ч. 1.Подцарство Многоклеточные животные 1ч. Деление на две группы: не имеющие позвоночника (или беспозвоночные) и имеющие хорду (или хордовые и позвоночные). | | Лабораторная работа № 3. Изучение внешнего вида и поведения дождевого червя. |
2.Тип Кишечнополостные1ч. Общая характеристика типа. Пресноводная гидра: строение, питание и размножение. Коралловые полипы. Роль кораллов в природе и для человека. | | |
3.Тип Плоские черви 1ч. Общая характеристика типа. Планария, ее строение, питание и размножение. Ленточные черви. Болезни человека и животных, вызванные плоскими червями (цепни свиной и бычий, лентец широкий, эхинококк, печеночный сосальщик). Профилактика заболевания. | | |
4.Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви 1ч. Общая характеристика типа. Нематоды — паразиты животных и растений. Аскарида и острица — паразиты человека и их циклы развития в организме человека. Профилактика заболевания. Общая характеристика типа. Дождевой червь, его строение, питание и размножение. Пиявка медицинская. Значение дождевых червей и пиявок в природе и для человека. | | |
5.Тип Моллюски 1ч. Общая характеристика типа. Классы типа: брюхоногие, двустворчатые, головоногие. Многообразие брюхоногих моллюсков (виноградная улитка, слизень, прудовик, живородка, ахатина). Значение брюхоногих моллюсков в природе: участие в круговороте веществ, в передаче паразитических червей в качестве промежуточного хозяина. | | Лабораторная работа № 3. Изучение внешнего вида и поведения аквариумных моллюсков. |
6.Тип Членистоногие 1ч. Общая характеристика типа: общий план строения, питания и размножения. Деление на классы. Класс Ракообразные. Речной рак: строение, питание и размножение. Многообразие ракообразных: крабы, креветки, дафнии, щитни. Значение в природе и для человека. Класс Паукообразные. Общая характеристика класса. Паук-крестовик. Паутина, ее роль в жизни пауков. Пауки-охотники. Ядовитые пауки. Клещи как переносчики инфекционных заболеваний. Меры профилактики и защиты от нападения клещей. Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие и значение в природе и для человека. Внешнее строение жука, бабочки и пчелы. Забота о потомстве у насекомых. Понятие инстинкта. Общественные насекомые: пчелы, шмели, термиты, муравьи. | | Лабораторная работа № 4. Изучение строения тела мухи. |
7.Тип хордовые 1ч. Характеристика хордовых и деление их на бесчерепных и черепных, или позвоночных, животных. Регулирование численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и разведение пушных промысловых зверей. | | |
8. Класс Земноводные или Амфибии. Класс Пресмыкающиеся или Рептилии 1ч. Общая характеристика класса. Многообразие земноводных: лягушки, жабы, тритоны. Древние амфибии и их биологическое значение в животном мире. Общая характеристика класса. Многообразие современных рептилий: крокодилы, черепахи, змеи, ящерицы. Древние рептилии: динозавр, ихтиозавр, диплодок. | | Лабораторная работа № 5. Строение тела и скелета рыбы. |
9. Надкласс Рыбы 1ч. Строение, размножение, поведение. Миграция рыб. Многообразие и значение рыб (акула, скат, целакант, тунец, удильщик, игла, гуппи, щука, сом, карась). Промысловые рыбы: сельдь, лосось, осетр, угорь, карп. Воспроизводство и охрана рыбных ресурсов. Рыборазведение. и жизни человека. | | |
10. Класс Птицы 1ч. Общая характеристика класса. Многообразие птиц: экологические группы птиц — лесные, околоводные, открытых мест и городских ландшафтов. Домашние птицы: куры, утки, гуси, перепела. Банкивская курочка — предок домашних кур родом из Индии. Разведение перепелов и страусов. Декоративные домашние птицы. | | Лабораторная работа № 6. Строение перьев птиц. |
11.Класс Млекопитающие, или Звери 1ч. Общая характеристика млекопитающих: строение, питание, дыхание и размножение. Волосяной покров. Типы кожных желез. Усложнение строения внутренних систем органов: пищеварительной, кровеносной, выделительной, нервной и органов чувств. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни зверей. | | Экскурсия. Домашние млекопитающие: многообразие, содержание, уход и выращивание потомства. (Экскурсия в животноводческое хозяйство.) |
12. Развитие животного 1ч. Историческое развитие животного мира и его этапы. Понятие об эволюции. Доказательства эволюции животных. Разнообразие животных как результат эволюции живой природы. | | Экскурсия. Животный мир весной (на примере леса, парка или водоема мира на Земле |
13.Современный мир животных — результат длительного исторического развития на Земле1ч. Биоразнообразие материков. Разнообразие животных Евразии, Африки, Австралии, Северной и Южной Америки. | | Экскурсия. Многообразие диких животных своего края. (Экскурсия в краевой центр охраны природы или в зоомузей, зоопарк.) |
5.Создание проекта 4ч. | | |
Методическое обеспечение
№ | Изучаемая тема | Форма занятий | Приемы и методы | Дидактический материал | ТС | Форма подведения итогов |
| | | |
1 | Введение. Зоология — часть биологии 3ч. Наука о животном мире — зоология. виртуальная экскурсия | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
2 | Среды жизни и места обитания животных. | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
3 | Основные систематические группы | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
4 | 2. Строение животного организма 10ч. Клетка. | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
5 | Органы и системы органов Лабораторная работа № 1. Распознавание тканей и органов у животных и животного организма. | Эвристическая беседа Лабораторная работа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
6 | Покровы тела животных (от однослойного эпителия к коже) с ее роговыми и костными образованиями. | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
7 | Дыхательная система | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
8 | Пищеварительная система | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
9 | Выделительная система | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
10 | Кровеносная система | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
11 | Нервная система | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
12 | Половая система | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
13 | Рост и развитие животных. Типы индивидуального развития. | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
14 | 3. Подцарство Одноклеточные животные 4ч. Характеристика простейших. Многообразие простейших. Места обитания простейших. | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
15 | Особенности строения, Лабораторная работа № 2. Наблюдение за живыми инфузориями и изучение фиксированных простейших питания и размножения. | Эвристическая беседа Лабораторная работа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
16 | Биологическое значение простейших в истории развития животного мира. Роль простейших в природе | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
17 | Значение простейших для человека и животных. Болезнетворные простейшие, вызывающие малярию, токсоплазмы, амебиоз. | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
18 | 4. Многоклеточные животные 13ч. Подцарство Многоклеточные животные Лабораторная работа № 3. Изучение внешнего вида и поведения дождевого червя. | Эвристическая беседа Лабораторная работа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
19 | Тип Кишечнополостные Общая характеристика типа. Пресноводная гидра: строение, питание и размножение. Коралловые полипы. Роль кораллов в природе и для человека. | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
20 | Тип Плоские черви. Общая характеристика типа. | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
21 | Тип Круглые черви. Общая характеристика типа. Тип Кольчатые черви. Общая характеристика типа. Дождевой червь, его строение, питание и размножение. | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
22 | Тип Моллюски. Общая характеристика типа. Лабораторная работа № 3. Изучение внешнего вида и поведения аквариумных моллюсков. | Эвристическая беседа Лабораторная работа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
23 | Тип Членистоногие. Общая характеристика типа: общий план строения, питания и размножения. Деление на классы. Лабораторная работа № 4. Изучение строения тела мухи. | Эвристическая беседа Лабораторная работа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
24 | Тип Хордовые Характеристика хордовых и деление их на бесчерепных и черепных, или позвоночных, животных. | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
25 | Класс Земноводные, или Амфибии. Общая характеристика класса. Лабораторная работа № 5. Строение тела и скелета рыбы. | Эвристическая беседа Лабораторная работа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
26 | Надкласс Рыбы, их строение, размножение, поведение. Миграция рыб. | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
27 | Класс Птицы. Общая характеристика класса. Лабораторная работа № 6. Строение перьев птиц. | Эвристическая беседа Лабораторная работа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
28 | Класс Млекопитающие, Экскурсия. Домашние млекопитающие: многообразие, содержание, уход и выращивание потомства. (Экскурсия в животноводческое хозяйство.) | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
29 | Развитие животного Историческое развитие животного мира Экскурсия. Животный мир весной (на примере леса, парка или водоема мира на Земле и его этапы. | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
30 | Современный мир животных — результат длительного исторического развития на Земле. Экскурсия. Многообразие диких животных своего края. (Экскурсия в краевой центр охраны природы или в зоомузей, зоопарк.) | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
31- 34 | Создание проекта | | | | | |
Литература
Интернет-ресурсы
1. Ь11р://^^^.5С1.аЬа.ги/АТЬ/га21с.Ь1т — биологическое разнообразие России.
2. И11р://шшш.шшкги — Всемирный фонд дикой природы (МЖР).
3. Ь11р://еби.5еи.ги/те1об1аие5/5аткоуа.Ь1т —
интернет-сайт
«Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.
4. Ьнр://ммм.кип2т.ги — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.
5. Ь11р://^^^,есо5У51ета.ги — экологическое образование детей и изучение природы России.
Методическое обеспечение: Информационно-коммуникативные средства обучения
1. Компьютер
2. Мультимедийный проектор
Техническое оснащение (оборудование):
1. Микроскопы;
2. Цифровая лаборатория «Releon»;
3. Оборудование для опытов и экспериментов.
Литература для учителя
1. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М.: LINKA PRESS, 1996.
4. Лесные травянистые растения. Биология и охрана: справочник. - М.: Агропромиздат, 1988.
5. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. -2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1991.
6. Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 3—5 классов //Биология в школе. - 2003. - № 7; 2004. - № 1, 3, 5, 7.
7. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 1986.
Интернет-ресурсы 1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России. 2. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF). 3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» 4. http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.