СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА по дополнительной платной услуге проведения занятий по развитию логических способностей у детей «Развивайка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Государственная политика в области образования на современном этапе диктует освоение образовательными учреждениями вариативных форм образования, которые являются перспективным способом сохранения и развития дошкольных образовательных учреждений.

     С целью расширения образовательных услуг в дошкольных образовательных учреждениях, повышения конкурентоспособности, популяризации детских садов среди населения в документах, регламентирующих функционирование дошкольного учреждения, закреплены права образовательных учреждений по выбору спектра образовательных услуг в различных документах, регламентирующих работу ДОУ:

 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г;

Постановление Правительства РФ от 15.08. 2013г за № 706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»;

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006г № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17.10.2013г №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2011г.№ 2562  «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении»

СанПин 2.4.1 3049-13 от 30.07.13г (с изменениями на 27.08.2015г)

Постановление администрации города Нижневартовска от 21.02.2014г № 335 «Об утверждении положения о формировании, рассмотрении и установлении тарифов на услуги и работы, предоставляемые муниципальным и казенными учреждениями города Нижневартовска»

Устав МАДОУ города Нижневартовска ДС № 14 «Солнышко» № 1144/36-п от 21.07.2014г.

Приказ ДОО № 238 от 20.09.2016г «Об открытии дополнительных платных услуг»;      

     Дети старшего дошкольного возраста уже могут конструировать из бумаги, из природного материала, сопровождать речью игровое взаимодействие. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины строения предметов; систематизируются представления детей об окружающем мире. Развивается устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь. Однако дети могут испытывать трудности при решении мыслительных задач. Это свидетельствует о несформированности у детей приемов мышления.

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА по дополнительной платной услуге проведения занятий по развитию логических способностей у детей «Развивайка»»









ПРОГРАММА

по дополнительной платной услуге проведения занятий по развитию логических способностей у детей

«Развивайка»



















г. Нижневартовск


Оглавление


1.Паспорт Программы……………………………………………………….3

2.Пояснительная записка…………………………………………………….5

2.1.Цель и задачи……………………………………………………………..7

2.2.Планируемые результаты……………………………………………… 8

3.Содержание программы……………………………………………………8

4.Педагогическая диагностика………………………………………………11

5.Организационно-педагогические условия………………………………..14

5.1.Методическое обеспечение………………………………………………14

5.2.Материально-техническое обеспечение ………………………………..25

6.Кадровые ресурсы…………………………………………………………..27

7.Финансовые ресурсы……………………………………………………….27

8.Список литературы…………………………………………………………29
















1.Паспорт программы


Наименование программы

Программа по проведению занятий по развитию логических способностей у детей «Развивайка»

Основание для разработки программы

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г;

  • Постановление Правительства РФ от 15.08. 2013г за № 706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»;

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006г № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17.10.2013г №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2011г.№ 2562 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении»

  • СанПин 2.4.1 3049-13 от 30.07.13г (с изменениями на 27.08.2015г)

  • Постановление администрации города Нижневартовска от 21.02.2014г № 335 «Об утверждении положения о формировании, рассмотрении и установлении тарифов на услуги и работы, предоставляемые муниципальным и казенными учреждениями города Нижневартовска»

  • Устав МАДОУ города Нижневартовска ДС № 14 «Солнышко» № 1144/36-п от 21.07.2014г.

  • Приказ ДОО № 238 от 20.09.2016г «Об открытии дополнительных платных услуг»;

Заказчик программы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №14 «Солнышко»

Автор -составитель

Грязнова Оксана Давыдовна

Целевая группа

Дети 5-7 лет.

Цель программы

Формирование логико-мыслительных умений и навыков у старших дошкольников и предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний.

Задачи программы

  1. Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классифика­ция, аналогия).

  2. Развитие гибкости мыслительных процессов, умение детей устанавливать причинно-следственные связи.

  3. Развитие любознательности, самостоятельнос­ти, инициативности.

  4. Развитие речи, умения обосновывать свои суж­дения, строить простейшие умозаключения.

  5. Формирование общеучебных умений и навыков (умение обдумывать и планировать действия, осуще­ствлять решение, догадываться о результатах и проверять их, строго подчиняться заданным правилам и алгоритмам и т.д.).

Совершенствование мыслительных операции при решении простых логических задач.

Срок реализации программы

1 год

Краткое содержание программы

Содержание программы отобрано и структурировано с опорой на личностно-деятельностный и индивидуально-дифференцированный подходы. В программе раскрываются методы и приемы развития логико - мыслительных умений и навыков у старших дошкольников с за­держкой психического развития на коррекционных занятиях. Предложенные в программе комплексы заданий и упражнений помогут ребенку научится срав­нивать, классифицировать предметы и явления, устанавливать простые закономерности, работать по ана­логии, находить противоположности, строить логические цепочки, что, безусловно, будет способствовать развитию внимания, речи, памяти, познавательной активности малыша, расширению его кругозора, фор­мированию творческого и логического мышления.

Актуальность

Дошкольное учреждение призвано создать условия для физического, эмоционального, интеллектуального и творческого развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие логического мышления в дошкольном возрасте. Многие дети имеют скрытые формы недоразвития речи и психических процессов. Ни для кого не секрет, что дефекты психологического и речевого развития влекут за собой неспособность «действовать в уме». К тому же растет число родителей, понимающих эту проблему и заинтересованных в развитии мыслительных процессов в дошкольный период. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение

Новизна

Главная особенность программы состоит в систематизации подходов к формированию у дошкольников мыслительных операций и их адаптации к условиям будущего школьного обучения. Новым является актуализация позиции ребенка в процессе усвоения представлений о мыслительной деятельности через использование дидактических игр и упражнений, позволяющей реализовать принцип оптимального соотношения педагогических воздействий взрослого и процессом саморазвития, обусловленным собственной активностью ребенка

Планируемые результаты

К концу года ребенок научится:

  • выделять свойства объекта, или самого объекта из группы по определённому признаку и соединять различные элементы в единое целое (анализ, синтез);

  • выявлять сходства признаков объекта и различия между ними, выделять одни признаки объекта и абстрагироваться от других (сравнение);

  • делать выводы, выделять и фиксировать общий признак двух и более объектов (обобщение);

  • разделять множества на группы по какому-либо признаку, который называют «основание классификации»;

производить операцию мышления, в ходе которой из сопоставления ряда посылок выводится суждение (умозаключение).




2.Пояснительная записка

Государственная политика в области образования на современном этапе диктует освоение образовательными учреждениями вариативных форм образования, которые являются перспективным способом сохранения и развития дошкольных образовательных учреждений.

С целью расширения образовательных услуг в дошкольных образовательных учреждениях, повышения конкурентоспособности, популяризации детских садов среди населения в документах, регламентирующих функционирование дошкольного учреждения, закреплены права образовательных учреждений по выбору спектра образовательных услуг в различных документах, регламентирующих работу ДОУ:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г;

Постановление Правительства РФ от 15.08. 2013г за № 706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»;

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006г № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17.10.2013г №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2011г.№ 2562 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении»

СанПин 2.4.1 3049-13 от 30.07.13г (с изменениями на 27.08.2015г)

Постановление администрации города Нижневартовска от 21.02.2014г № 335 «Об утверждении положения о формировании, рассмотрении и установлении тарифов на услуги и работы, предоставляемые муниципальным и казенными учреждениями города Нижневартовска»

Устав МАДОУ города Нижневартовска ДС № 14 «Солнышко» № 1144/36-п от 21.07.2014г.

Приказ ДОО № 238 от 20.09.2016г «Об открытии дополнительных платных услуг»;

Дети старшего дошкольного возраста уже могут конструировать из бумаги, из природного материала, сопровождать речью игровое взаимодействие. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины строения предметов; систематизируются представления детей об окружающем мире. Развивается устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь. Однако дети могут испытывать трудности при решении мыслительных задач. Это свидетельствует о несформированности у детей приемов мышления. Дети с ЗПР затрудняются действовать по наглядному образцу из-за нарушений операций анализа, нарушение целостности, целенаправленности, активности восприятия – все это ведет к тому, что ребенок затрудняется проанализировать образец, выделить главные части, установить взаимосвязь между частями и воспроизвести данную структуру в процессе собственной деятельности. У детей имеются нарушения важнейших мыслительных операций, которые служат составляющими логического мышления:

  • Анализ (выделяют незначительные признаки);

  • Сравнение (сравнивают предметы по несущественным признакам);

  • Классификация (ребенок осуществляет классификацию часто правильно, но не может объяснить то, почему он так поступил).

У всех детей с ЗПР уровень логического мышления значительно отстает от уровня нормального школьника. К 6-7 годам дети с нормальным умственным развитием начинают рассуждать, делать самостоятельные выводы, стараются все объяснить.

В качестве профилактики трудностей в развитии мыслительных операций следует уже с пятилетнего возраста выполнять с ребенком соответствующие упражнения, направленные на восполнение пробелов развития тех или иных приемов мышления.



Теоретическая и методологическая основа: 

  • Возможность развития у дошкольников элементов логического мышления доказана многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных психологов и педагогов (Ж.Пиаже, Л.С.Выготским, А.В.Запорожец, Н.Б.Венгер, Е.Л.Агаевой и др.).

  • Для дошкольного возраста характерно преобладание образных форм познания действительности, в том числе и мышления. В то же время, благодаря постепенному взаимодействию и взаимопроникновению образного и логического мышления (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, Б.М.Теплов, Н.Н.Поддьяков) элементы логического мышления могут появиться и успешно функционировать уже в дошкольном возрасте.

  • Ж. Пиаже считает, что мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция - это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.

  • С.И. Ожегова, мышление – это “способность человека рассуждать, представляющая собою процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях”.

Новизна данной работы состоит в систематизации подходов к формированию у дошкольников мыслительных операций и их адаптации к условиям будущего школьного обучения. Новым является актуализация позиции ребенка в процессе усвоения представлений о мыслительной деятельности через использование дидактических игр и упражнений, позволяющей реализовать принцип оптимального соотношения педагогических воздействий взрослого и процессом саморазвития, обусловленным собственной активностью ребенка.

Актуальность дополнительной образовательной программы заключается в том, что по данным статистики увеличивается количество детей, испытывающих затруднения при обучении в начальной школе. В настоящее время контингент воспитанников массовых дошкольных учреждений составляют дети, как с нормальным ходом психического развития, так и с различными вариантами психического дизонтогенеза, поэтому важен подход к обучению дошкольников с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, а также поиск новых приемов интегративного обучения.

Многие дети имеют скрытые формы недоразвития речи и психических процессов. Ни для кого не секрет, что дефекты психологического и речевого развития влекут за собой неспособность «действовать в уме». К тому же растет число родителей, понимающих эту проблему и заинтересованных в развитии мыслительных процессов в дошкольный период. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Дополнительная платная услуга по развитию логики у детей старшего дошкольного возраста имеет важное значение для успешного умственного развития и последующего школьного обучения. Развитие у дошкольников способности мыслить приводит к определенным изменениям в поведении и психике детей: возрастает самоконтроль и самостоятельность их деятельности.

2.1.Цель и задачи

Цель программы: развитие логико-мыслительных умений и навыков, формирование у дошкольников устойчивого интереса и положительной мотивации к обучению и предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний.

Выполнение различных логических и практических заданий игрового характера будет способствовать:

  • развитию у детей мыслительных процессов: внимания, воображения, восприятия, наблюдения, памяти, мышления;

  • формированию способов действий: обобщения, классификации;

  • проявлению творческой инициативы, интуиции;

  • формированию умений практически применять полученные знания в конкретной ситуации.

Задачи:

  • Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классифика­ция, аналогия).

  • Развитие гибкости мыслительных процессов, умение детей устанавливать причинно-следственные связи.

  • Развитие речи, умения обосновывать свои суж­дения, строить простейшие умозаключения.

  • Формировать умения и навыки выполнения логических и творческих заданий различной направленности, навыки самостоятельной деятельности.

  • Развивать мыслительные процессы и индивидуальные способности старших дошкольников, культуру устной речи, самостоятельность творческого мышления детей в исследовательской деятельности и умение использовать полученные знания на практике.

2.2. Планируемые результаты.

К концу года ребенок научится:

  • выделять свойства объекта, или самого объекта из группы по определённому признаку и соединять различные элементы в единое целое (анализ, синтез);

  • выявлять сходства признаков объекта и различия между ними, выделять одни признаки объекта и абстрагироваться от других (сравнение);

  • делать выводы, выделять и фиксировать общий признак двух и более объектов (обобщение);

  • разделять множества на группы по какому-либо признаку, который называют «основание классификации»;

производить операцию мышления, в ходе которой из сопоставления ряда по сылок выводится суждение (умозаключение).

Таким образом, программа по формированию логико-мыслительной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития позволяет сформировать мыслительные операции (обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация), развить гибкость мыслительных процессов, умение устанавливать причинно-следственные связи, повысить уровень речевого развития, умение связно высказываться, обосновывать свои суждения, делать умозаключения. Знания, полученные в результате систематических занятий, в занимательной форме, с использованием яркой, красочной наглядности усваиваются детьми достаточно прочно и позволяют в дальнейшем успешно использовать их в повседневной жизни, перенося из игровых ситуаций в жизнь.



3.Содержание программы

Содержание программы отобрано и структурировано с опорой на личностно-деятельностный и индивидуально-дифференцированный подходы. В программе раскрываются методы и приемы развития логико-мыслительных умений и навыков у старших дошкольников с за­держкой психического развития на коррекционных занятиях.

Вся работа с детьми строиться поэтапно.


1 ЭТАП.

Построение упорядоченных возрастающих или убывающих, рядов.

Предлагаемые задания направлены на обучение детей построению упорядоченных возрастающих или убывающих, рядов. Классический пример сериации – матрёшки, пирамидки, вкладные мисочки. Сериации детям можно представить по размеру-длине, высоте, ширине. Например, игрушки, отличающиеся по росту. («Раскрась башни», «Что бывает широкое, длинное, высокое, низкое, узкое?», «Три медведя», «Посели зверей в домики», «Какай крокодил самый длинный?», «Кто быстрее всех бегает», «Что толще?», «Кто выше?», «Какова длина забора?»), «Что сначала, что потом», «Отгадай зашифрованные времена года».

2 ЭТАП

Выделение свойств объекта, или самого объекта из группы по определённому признаку и соединение различных элементов в единое целое.


При задержке психического развития первостепенное значение приобретает обучение детей синтезу и анализу. Поэтому вначале необходимо обучить детей синтезу – соединение различных элементов в единое целое. Способность к синтезу формируется у ребёнка раньше, чем к анализу, и развивать её активно можно с помощью конструирования. Для конструирования используются мозаика, кубики, конструктор, разрезные картинки. На первых порах ребёнок воспроизводит объект, повторяя за педагогам, затем - по памяти. После усваивает способ самостоятельно восстанавливать построение уже готового объекта. Последний этап ребёнок должен построить объект без образца. Затем обучаем детей анализу – выделению свойств объекта, или самого объекта из группы по определённому признаку. Например, задаётся признак: все предметы кислые. Сначала у каждого объекта множества проверяется наличие или отсутствие этого признака, затем объекты выделяются и объединяются в группу по признаку «кислые». («Собери радугу», «Отгадай части суток», «Построй грузовик из фигур», «Придумай загадку», «Найди предметы овальной формы», «Помоги расшифровать письмо», «Собери и сравни снеговиков», «Найди и сосчитай большие треугольники»).

3 ЭТАП

Выявление сходства признаков объекта и различия между ними, выделять одни признаки объекта и абстрагироваться от других.

Коррекционная работа направлена на то, чтобы научить детей выявлять сходства признаков объекта и различия между ними, выделять одни признаки объекта и абстрагироваться от других. Методика рекомендует сначала учить сравнивать два объекта, затем группу. Дошкольникам легче даётся определить сначала признаки различия, затем сходства. Умение выделять признаки объекта и, ориентируясь на них, сравнивать предметы универсально, применяя к любому классу объектов. Показатель умение самостоятельно применять метод сравнения в деятельности.

(«Найди фигуру похожую на яблоко», «Волшебное зеркало», «Сравни дорожки», «Волшебный сундучок», «Кто выше всех летает», «Кто за кем?», «Чей забор выше?».

4 ЭТАП

Умение делать вывод, выделять и фиксировать общий признак двух и более объектов.

К работе по умению делать вывод, выделять и фиксировать общий признак двух и более объектов рекомендуется приступать в том случае, если дети хорошо понимают этот процесс, если результат деятельности, например выделение основного признака, произведён ими самостоятельно, скажем: эти предметы все большие, эти все летают, эти все бегают. Приведённые примеры – сравнения и классификации – завершаются обобщением. Затем: дошкольники способны обобщать результаты своей деятельности даже эмпирически. Но для этого необходимо подбирать объекты деятельности, задавать вопросы в специально разработанной последовательности, чтобы «подвести» детей к необходимому обобщению. Например: «Определите в наборе фигур лишнюю и объясните, чем схожи остальные фигуры?» («Обведи три похожих шарика», «Назови одним словом», «Продолжи ряд», «Какие предметы спрятаны», «Что лишнее и почему?», «Заполни пустые клеточки», «Назови общий признак»).


5 ЭТАП

Умение разделять множества на группы по какому-либо признаку, который называют «основание классификации».

Предлагаемая коррекционная работа должна способствовать дальнейшему развитию умения разделять множества на группы по какому-либо признаку, который называют «основание классификации». Классификацию проводят либо по заданному основанию, либо по поиску самого основания (этот вариант чаще используется со старшими детьми, так как он требует от детей определённого уровня сформированности операций - анализа, сравнения, обобщения). Классификацию может производится: по назначению, по размеру, по цвету, по форме и по другим признакам нематематического характера: что можно и что нельзя; кто летает, кто бегает, кто плавает; что бывает летом и что зимой и т.д. Перечисленные примеры – это классификация по заданному основанию: педагог сообщает, дети разделяют. В других случаях классификация выполняется по основанию, которое дети определяют сами.

(«Посели фигуры в домик», «Раздели предметы на группы», «Подбери и нарисуй знак», «Назови каждую группу», «Помоги животным найти свой дом», «Раздели своих друзей по признаку».

6 ЭТАП

Умение производить операцию мышления, в ходе которой из сопоставления ряда посылок выводится суждение.

Основной задачей логического развития ребенка предполагает формирование умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Дети должны не просто уметь делать умозаключения, но и должны уметь с помощью их получать новые знания.

Один из видов умозаключения – умозаключение по аналогии. При этом свойства изученного объекта переносятся на незнакомый, но сходный по свойствам объект. Ребенок устанавливает связь между первой парой предметов, а затем по аналогии формирует вторую пару, подбирая в нее подходящий предмет. Здесь ребенок учится рассуждать, решать логические задачи. При формировании этой мыслительной операции, я использовала задания: «Подбери картинки в пустые клеточки», «Что было сначала, что потом»,

«Кого на рисунке больше: мячей или игрушек?», «Закончи рассуждения», решение логических задач, например: «Таня и Сережа купили мороженое и конфеты. Таня купила не мороженое. Что купил Сережа?» или позже более сложные логические отношения, например: «Вася и Алена пошли в лес. Алена собирала землянику и чернику, а Вася – лисички и подберезовики. Кто из детей собирал ягоды?» и т.п.














4. Педагогическая диагностика.

Ожидаемый результат реализации Программы – повышение уровня сформированности мыслительной деятельности у старших дошкольников.

Согласно задачам исследования, направленных на выявление качественных и количественных особенностей мыслительных процессов у старших дошкольников, были разработаны необходимые задания и проведено исследование их выполнения в соответствии с возрастными возможностями детей. При обследовании были использованы следующие методики: «Исключение лишнего», «Лабиринт» Л.А.Венгера, «Матричные задачи Равенна», «Мозаика» (адаптированный вариант методики «Кубики Кооса»), логические задачи авт. Н.В.Бабкина.

Первое задание. Методика «Мозаика».

Выявление степени овладения зрительным анализом и синтезом-объединением элементом в целостный образ у старших дошкольников.

В основу данного субтеста положена методика «Кубики Кооса», однако тестовый материал несколько изменен (вместо кубиков используются карточки). Детям предлагается из имеющегося набора карточек трех видов составить двухцветную картинку по образцу.

Деятельность детей при выполнении этого задания оценивается по следующим параметрам: отношение к заданию, наличие (или отсутствие) периода ориентировки в задании, способ выполнения, целенаправленность деятельности, сформированность операций пространственного анализа и синтеза, осуществление самоконтроля.

К 1-му уровню успешности относятся дети, наиболее легко справившиеся с заданием. Они проявляют сосредоточенность и собранность при прослушивании инструкции. У этих детей наблюдается период ориентировки в задаче. Они внимательно рассматривают образец, время от времени переводя взгляд на хаотично расположенные составные элементы. Анализ образца приводит к целенаправленной деятельности без избыточного манипулирования элементами. Каждый этап деятельности завершается сличением с образцом.

Дети, относимые ко 2-му уровню успешности выполнения задания, также работают сосредоточенно, не отвлекаясь. У них хорошо выражен этап ориентировки, но отмечается более низкая сформированность операций пространственного анализа и синтеза. Мысленное расчленение фигуры на 4 блока поначалу представляет для них трудности. Однако после непродол­жительного манипулирования карточками дети правильно выполняют это задание.

К 3-му уровню успешности относятся дети с менее выраженным периодом ориентировки на образец, мысленное расчленение вызывает у них трудности. Они выражают сомнение в возможности самостоятельного выполнения задания. У некоторых детей задание вызывает повышенную двигательную активность, хаотичный перебор составных элементов. При выполнении задания они нередко разрушают уже правильно составленную часть «мозаики». Столь нерациональный способ можно объяснить импульсивностью этих детей, сформированными функциями произвольного внимания, а также недостаточной сформированностью пространственного анализа и синтеза. Эта группа детей хорошо принимает помощь. После условного деления задания на составные этапы и внешнего руководства задание выполняется ими успешно.

К 4-му уровню относятся дошкольники, не справляющиеся с заданием и не принимающие помощь.

Второе задание. Методика «Лабиринт» (автор Л. А. Венгер).

Выявление уровня развития наглядно-образного мышления и умения использовать условно-схематические изображения для ориентировки в пространстве.

Данная методика направлена на диагностику способности ребенка, пошагово соотносить рисунок со схемой в соответствии с правилом, организовывать свою познавательную деятельность, действовать в соответствии с целью.

При выполнении задания оценивается способность ребенка работать в плане схем и знаков, решать задачу, ориентируясь, наряд признаков, учитывать целое пространство и его отдельные элементы.

К 1-му уровню успешности относятся дети, проявляющие большую познавательную активность, концентрацию внимания при рассмотрении плана и продвижении по схеме. У них практически не наблюдается ошибочных ходов.

Дошкольники, относимые ко 2-му уровню, отличаются от предыдущей группы более длительным периодом ориентирования по плану. Они допускают небольшое количество ошибочных ходов, но сразу исправляют ошибку.

Дошкольники, выполнившие задание на 3-м уровне, также проявляют большую заинтересованность. Однако индивидуальные особенности, трудности в пространственной ориентации и концентрации внимания не позволяют этим детям быть столь же успешными.

К 4-му уровню относятся дети, не способные ориентироваться по плану и соотносить свои действия со схемой.

объема активного глагольного словаря и умения адекватно употреблять слова в соответствии с их лексическими значениями.

Третье задание. Методика «Исключение лишнего» (исследование на предметном и на вербальном материалах).

Выявление уровня способностей детей к обобщению и абстрагированию, умению выделять существенные признаки. Ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:

— Что здесь лишнее?

— Почему? Назови отличительный признак.

— Как, одним словом можно охарактеризовать три оставшихся предмета? Дети, относимые к 1-му уровню, справляются с вербальным вариантом

задания и способны сделать правильное обобщение, употребляя при этом адекватные родовые понятия.

Ко 2-му уровню относят детей, которые правильно выполняют вербальный вариант задания, однако нуждаются при этом в средствах внешнего дисциплинирования мыслительной деятельности (наводящие вопросы, повторение задания). Им трудно сосредоточиться, удержать задание в памяти. Предметный вариант методики никаких трудностей у этих детей не вызывает.

Для детей, относимых к 3-му уровню, необходимо неоднократное повторение задания для поддержания внимания. Им требуется дополнительное разъяснение, зачастую на наглядном материале. Сложнее всего им дается подбор обобщающего слова для обозначения той или иной группы объектов.

К 4-му уровню относят детей, полностью не справившихся с заданием. Если ребенку при выполнении задания трудно подобрать обобщающее слово, рекомендуется сузить круг поиска, например, задав вопрос: «Это мебель, посуда или одежда?» Достаточно эффективной оказывается активизация пассивного словаря с помощью ассоциаций, например, ребенка можно спросить: «А что мама моет после ужина?» В протоколе обследования следует обязательно указать, какие дополнительные виды помощи были использованы.

Четвертое задание. Методика «Матричные задачи Равенна».

Выявление уровня развития основных компонентов наглядно-образного мышления: зрительный анализ целого пространства и его отдельных частей, зрительная манипуляция образами, выявление закономерностей.

Методика позволяет оценить способность ребенка к установлению тождества в простых рисунках, установлению тождества в сложных рисунках, решению задач на простую аналогию.

Дети, относимые к 1-му уровню успешности, решают задачи всех типов: установление тождества в простых рисунках, установление тождества в сложных рисунках, выявление простых аналогий. Они самостоятельно анализируют простую наглядную ситуацию, выделяют в ней иные признаки и осуществляют их мысленный синтез. При этом отмечаются внимательное выслушивание инструкции.

Дошкольники, относимые ко 2-му уровню, также справляются всеми типами задач, однако для успешного выполнения третьего типа (выявление простых аналогий) им требуется помощь. В дальнейшем они усваивают принцип и действуют уже безошибочно.

Дети, выполняющие задание частично, относятся к 3-му спешности. Наибольшие трудности вызывают у них задания третьего типа на установление простых аналогий. Задания второго типа решаются с переменным успехом (в зависимости от степени концентрации внимания). Ошибки, на которые обращают их внимание, тут же исправляются. Задания первого типа затруднений не вызывают и выполняются самостоятельно.

К 4-му уровню относят детей, которые справляются только с первым заданием. Выполняя задания второго и третьего типа, они просто хаотично перечисляют возможные варианты ответов, избегая интеллектуального усилия.

Пятое задание. Методика «Логические задачи».

Выявление понимания логических отношений, умения соотносить два суждения для получения вывода.

Детям предъявляются 2 сюжетно-логические задачи (одна с прямым утверждением, другая — с обратным), например:

Мальвина и Красная Шапочка пили чай с вареньем. Одна девочка пила чай с вишневым вареньем, другая — с клубничным. С каким вареньем пила чай Красная Шапочка, если Мальвина пила чай с клубничным вареньем? (задача с прямым утверждением).

Буратино и Пьеро соревновались в меткости. Один из них бросал в цель камушки, другой — шишки. Что бросал в цель Буратино, если Пьеро не бросался шишками? (задача с обратным утверждением). При выполнении задания оцениваются: отношение к заданию,

эффективность запоминания условия, умение соотносить два суждения для

получения вывода.

Дети, относимые к 1-му уровню успешности, внимательно выслушивают условие задачи, повторяют его про себя и не спешат с ответом, отвечают уверенно и правильно.

Дети 2-го уровня успешности решают задачу с помощью педагога, который постоянно поддерживает их внимание на условии задачи, помогает «не соскальзывать» с нужной мысли.

У детей 3-го уровня возникают стойкие затруднения в решении задачи с обратным утверждением. С помощью педагога анализ этих задач проходит успешно. Дети охотно принимают помощь.

Дети 4-го уровня не справляются с решением задач данного вида из-за сложностей анализа вербальной информации

Результаты диагностического обследования заносятся в таблицу.

5.Организационно-педагогические условия.

Уровень достижений дошкольников отслеживается в течение учебного года, и фиксируются по определенным показателям в начале и в конце года.

Обработанная информация доводится до сведения родителей на индивидуальных собеседованиях.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  • викторина на тему «Осень»;

  • выступление на родительских собраниях с результатами достижений воспитанников;

  • интеллектуальная игра «Домашние и дикие животные»;

  • КВН (по правилам дорожного движения);

  • развлечение «Моя 7 – я»;

  • открытые занятия.

5.1.Методическое обеспечение

Программа разработана на основе программы «Подготовка к школе детей с ЗПР» (автор С.Г. Шевченко). В программе отражены основные приоритеты педагогической работы – развитие познавательного интереса к процессу формирования мыслительных операций у детей с ЗПР. Программа основывается на следующих принципах.

Принцип учета индивидуальных особенностей. Всем детям определенного возраста свойственно иметь индивидуальные (отличительные) особенности. Индивидуальность ребенка характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт, которые заметно отличают данного ребенка от других детей. Кроме того, к  индивидуальным особенностям относятся ощущения, восприятие, мышление, память, воображение, интересы, склонности, способности, темперамент, характер.

Индивидуальные особенности влияют на развитие личности.

Принцип учета зоны "ближайшего развития" (по Л.С.Выготскому).

Зона ближайшего развития – это то, на что ребенок способен, но не умеет без помощи взрослых. Все обучение строится на принципе учета зоны ближайшего развития, с опережением актуального развития.

Принцип единства диагностики и коррекции обеспечивает целостность педагогического процесса. Невозможно вести эффективную и полномасштабную коррекционную работу, не зная исходных данных об объекте. Педагогический процесс требует постоянного систематического контроля, фиксации происшедших изменений или их отсутствия, т.е. контроля динамики хода и эффективности проводимых мероприятий.

Принцип деятельностного подхода  Данный принцип задает направление коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности ребенка. Принцип деятельностного подхода является методологическим принципом построения всего процесса обучения.

Принцип нормативности развития (Р.В. Овчарова). Этот принцип заключается в учете основных закономерностей психического развития  и значения последовательности стадий развития для формирования личности ребенка. Данный принцип постулирует существование некоторой «возрастной нормы» развития, своеобразного эталона возраста. Согласно этому принципу коррекционная работа осуществляется по следующей схеме: что есть; что должно быть; что надо сделать, чтобы было должное.

Вся работа строиться не как отдельные упражнения по развитию логико-мыслительной деятельности у детей, а как  целостная система мер, направленных на создание комфортности в обучении старших дошкольников.

Программно-методическое обеспечение программы включает в себя:

1. Серию занятий по формированию логико-мыслительной деятельности у старших дошкольников.

Развивающие занятия построены таким образом, чтобы в доступной игровой форме сформировать у детей необходимые знания и навыки, раскрыть их творческие способности, научить их самостоятельно мыслить и рассуждать. В занятия включены игровые упражнения и дидактические играх, которые позволяют стимулировать мыслительные операции. Занятия строятся на материале различной трудности, это дает возможность осуществить индивидуальный подход, обеспечить активное участия детей с разным уровнем развития мыслительной деятельности. На этих занятиях незаметно для себя дети выполняют большое число мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей).

Были подобраны и систематизированы: загадки, считалки, физкультминутки, стихи, которые включены в конспекты занятий. Все это позволяет разнообразить занятия, снять утомление, а самое главное – дети узнают что-то новое, задумываются, учатся сравнивать, обобщать, делать умозаключения.

(Приложение 2).

  1. Рабочая тетрадь по формированию логико-мыслительной деятельности у старших дошкольников.

Рабочая тетрадь является индивидуальным пособием для выполнения заданию по освоению приёмов мыслительной деятельности.

(Приложение 3).

Главная цель рабочей тетради – создать благоприятные условия для умственного развития дошкольников: детям предлагается анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать делать умозаключения о том, что они видят в окружающей жизни. Преподнести детям необходимые сведения, закрепить их через увлекательные и интересные задания для самостоятельной работы. Всем своим содержанием, заданиями и вопросами тетрадь направлена на «соавторство» ребенка и взрослого.

Яркий иллюстративный материал, используемый в рабочей тетради, творческие задания, игры, головоломки стимулируют активность детей и прививают интерес к умственной деятельности. Игровая форма заданий позволяет создать в процессе обучения комфортную эмоциональную атмосферу. С самых первых занятий дети с интересом включаются в самостоятельную работу, учатся анализировать и оценивать результаты своей деятельности, отмечают успехи и исправляют недостатки, приобретают чувство уверенности в себе и в своих действиях, повышают самооценку, развивают мышление.

Дополнительная образовательная программа «Развивайка» реализуется в течение 1 года обучения, с сентября по май – в течение 36 недель.

Занятия с детьми проводятся два раза в неделю: в понедельник и четверг, всего 72 занятия. Длительность занятий  составляет не более 30 минут.

Дни недели

Время

Занятие

Длительность

Понедельник

18.00 – 18.30

Теоретическая часть

30 минут

Четверг

18.00 – 18.30

Практическая часть в тетрадях

30 минут

На занятиях используются игровые и здоровьесберегающие приемы обучения.

При планировании и проведении занятий педагог:

  • определяет тему и цель занятия;

  • обозначает основные этапы занятия, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, а также сформулировав цель каждого этапа;

  • подчеркивает наличие обучающего момента и последовательного закрепления нового материала;

  • обеспечивает постепенную смену видов речевых и мыслительных заданий возрастающей сложности;

  • включает в занятие разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля за своими действиями и действиями сверстников;

  • учитывает при отборе программного материала зону ближайшего развития дошкольника, потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности, сложных форм восприятия, воображения;

  • предусматривает приемы, обеспечивающие при индивидуальном подходе к детям вовлечение их в активную речевую и познавательную деятельность;

  • регулярно повторяет усвоенный материал.

  • В процессе овладения разными приемами педагог особое внимание должен уделить развитию восприятия, мнестических процессов, мотивации, доступных форм логического мышления, познавательных интересов.

  • При проведении занятий учитывается присутствие всех компонентов этой деятельности.

  • Предложенные в программе комплексы заданий и упражнений помогут ребенку, научится срав­нивать, классифицировать предметы и явления, устанавливать простые закономерности, работать по ана­логии, находить противоположности, строить логические цепочки, что, безусловно, будет способствовать развитию внимания, речи, памяти, познавательной активности малыша, расширению его кругозора, фор­мированию творческого и логического мышления.


Учебный план

Тема

Количество часов

Формы

отчетности

Всего

Теоретическая

часть

Практическая часть

«Лето»

1

0,5

0,5


«Детский сад»

1

0,5

0,5


«Деревья и кустарники»

1

0,5

0,5


«Фрукты»

1

0,5

0,5


«Овощи»

1

0,5

0,5


«Ягоды»

1

0,5

0,5


«Грибы»

1

0,5

0,5


«Бытовые приборы»

1

0,5

0,5


«Осень»

1

0,5

0,5

Викторина на тему «Осень»

«Посуда»

1

0,5

0,5


«Мебель»

1

0,5

0,5


«Домашние птицы»

1

0,5

0,5


«Домашние животные»

1

0,5

0,5


«Дикие животные»

1

0,5

0,5


«Домашние и дикие животные»

1

0,5

0,5

Интеллектуальная игра

«Новый год»

1

0,5

0,5


«Транспорт»

1

0,5

0,5


«Правила дорожного движения»

1

0,5

0,5

КВН (по правилам дорожного движения)

«Зимующие птицы»

1

0,5

0,5


«Зима»

1

0,5

0,5


«23 февраля»

1

0,5

0,5


«Профессии»

1

0,5

0,5


«8 Марта»

1

0,5

0,5


«Любимый город»

1

0,5

0,5


«Моя семья»

1

0,5

0,5

Развлечение «Моя 7 – я»

«Одежда»

1

0,5

0,5


«Обувь»

1

0,5

0,5


«Весна»

1

0,5

0,5


«Перелётные птицы»

1

0,5

0,5


«Космос»

1

0,5

0,5

Показ занятия для родителей

«Животные Севера»

1

0,5

0,5


«Животные жарких стран»

1

0,5

0,5


«9 Мая»

1

0,5

0,5


«Насекомые»

1

0,5

0,5


«Рыбы»

1

0,5

0,5


«Школа»

1

0,5

0,5

Итоговое занятие для родителей

Итого:

36

18

18


Общее количество часов учебного плана не приводит к увеличению общей нагрузки воспитанников. Расписание занятий составлено с учетом того, чтобы дети, изучающие дополнительную коррекционно-развивающую программу, не пропускали основные занятия по общеобразовательной программе учреждения.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Неделя

занятия

Тема

Программные задачи

Методические

приемы

1.

«Лето»

Систематизировать представления детей о лете. Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве (слева, справа, вверху, внизу). Развивать слуховую память, речь, логическое мышление, внимание, самооценку.

Беседа, вопросы, показ, дидактические упражнения и игры, практические упражнения.

Работа в тетрадях

Развивать способности на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерность в изображении; слуховую память, речь, логическое мышление, внимание.

Показ, объяснение, практические упражнения.

2.

«Детский сад»

Систематизировать знания детей о здании детского сада; названиях и назначении комнат в саду и в группе. Закрепить цвета и свойства геометрических фигур. Развивать речь, логическое мышление, внимание.

Беседа, вопросы, показ, дидактические упражнения и игры, практические упражнения.

Работа в тетрадях

Развивать умения декодировать информацию; слуховую память, речь, логическое мышление, внимание, самооценку, мелкую моторику.

Показ, объяснение, практические упражнения.

3.

«Деревья и кустарники»

Систематизировать представления детей о деревьях и кустарниках. Закрепить свойства геометрических фигур. Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве (слева, справа, вверху, внизу). Развивать мелкую моторику, слуховую память, речь.

Беседа, вопросы, показ, дидактические упражнения и игры, практические упражнения.

Работа в тетрадях

Развивать умения классифицировать предметы по существенным признакам; слуховую память, речь, приемы мышления, слуховую и зрительную память.

Показ, объяснение, практические упражнения.

4.

«Фрукты»

Уточнять и расширять знания детей о фруктах. Закрепить свойства геометрических фигур. Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве (слева, справа, вверху, внизу). Развивать слуховую память, речь, логическое мышление, внимание, самооценку.

Беседа, вопросы, показ, дидактические упражнения и игры, практические упражнения.

Работа в тетрадях

Развивать мыслительные процессы обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

Показ, объяснение, практические упражнения.

5.

«Овощи»

Продолжать обогащать и совершенствовать представления детей об овощах. Закрепить свойства геометрических фигур. Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве (слева, справа, вверху, внизу).

Беседа, вопросы, показ, дидактические упражнения и игры, практические упражнения.

Работа в тетрадях

Развивать способности к анализу и самоана­лизу, умения решать нестандартные задачи, интеллек­туальных способностей; слуховую память, речь, логическое мышление, внимание, самооценку, зрительный ориентир.

Показ, объяснение, практические упражнения.

6.

«Ягоды»

Формировать понятие «ягоды»; учить узнавать и правильно называть конкретные предметы, относящиеся к этому понятию. Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве.

Беседа, вопросы, показ, дидактические игры, практические упражнения.

Работа в тетрадях

Развивать умение обобщать и сравнивать, слуховую память, речь, логическое мышление внимание.

Показ, объяснение, практические упражнения.

7.

«Грибы»

Познакомить детей с грибами, с понятиями «съедобный», «несъедобный». Закреплять умение детей собирать разрезные картинки из 6 частей.

Беседа, вопросы, дидактические игры, практические упражнения.

Работа в тетрадях

Развивать способности на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерность в изображении; слуховую память, речь, логическое мышление, внимание.

Показ, объяснение, практические упражнения.

8.

«Бытовые приборы»

Закреплять знания детей о названиях и назначении бытовых приборов. Упражнять в умении ориентироваться на листе в клеточку.

Вопросы, дидактические игры, практические упражнения.

Работа в тетрадях

Развивать умения декодировать информацию; слуховую память, речь, логическое мышление, внимание, самооценку, мелкую моторику.

Показ, объяснение, практические упражнения.

9.

«Осень»

Систематизировать представления детей об осени. Закрепить свойства геометрических фигур. Развивать слуховую память, речь, логическое мышление, внимание, самооценку.

Беседа, вопросы, дидактические игры, практические упражнения.

Работа в тетрадях

Развивать умения классифицировать предметы по существенным признакам; слуховую память, речь, приемы мышления, слуховую память.

Показ, объяснение, практические упражнения.

10.

«Посуда»

Закрепить названия и назначение отдельных предметов посуды. Развивать речь, логическое мышление, внимание, самооценку.

Беседа, вопросы, показ, дидактические игры.

Работа в тетрадях

Развивать мыслительные процессы обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

Показ, объяснение, практические упражнения.

11.

«Мебель»

Закреплять знания детей о названиях и назначении мебели, ее частей. Упражнение на развитие смысловой памяти и логическо­го мышления.

Вопросы, дид. игры, практические упражнения.

Работа в тетрадях

Развивать способности к анализу и самоана­лизу, умения решать нестандартные задачи, интеллек­туальных способностей.

Показ, объяснение, практические упражнения.

12.

«Домашние птицы»

Систематизировать представления детей о домашних птицах и их детёнышах. Упражнять в развитии логического мышления и смы­словой памяти. Закреплять представления о геометрических фигурах.

Беседа, вопросы, показ, дидактические игры, практические упражнения.

Работа в тетрадях

Развивать умение обобщать и сравнивать, слуховую память, речь, логическое мышление внимание.

Показ, объяснение, практические упражнения.

13.

«Домашние животные»

Систематизировать представления детей о домашних животных, их повадках, пище, пользе, приносимой людям. Упражнять в развитии зрительно-логической памяти.

Беседа, вопросы, дидактические игры, практические упражнения.

Работа в тетрадях

Развивать способности на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерность в изображении; слуховую память, речь, логическое мышление, внимание.

Показ, объяснение, практические упражнения.

14.

«Дикие животные»

Систематизировать представления детей о диких животных, их повадках, пище, пользе, приносимой людям. Упражнять в развитии зрительно-логической памяти.

Беседа, вопросы, дидактические игры, практические упражнения.

Работа в тетрадях

Развивать умения декодировать информацию; слуховую память, речь, логическое мышление, внимание, самооценку, мелкую моторику.

Показ, объяснение, практические упражнения.

15.

«Домашние и дикие животные»

Систематизировать представления детей о домашних и диких животных, их повадках, пище, пользе, приносимой людям. Упражнять в развитии зрительно-логической памяти.

Беседа, вопросы, дидактические игры, практические упражнения.

Работа в тетрадях

Развивать умения классифицировать предметы по существенным признакам; слуховую память, речь, приемы мышления, слуховую память.

Показ, объяснение, практические упражнения.

16.

«Новый год»

Систематизировать представления детей о Новогоднем празднике. Закрепить знания детей о традициях семьи. Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве (слева, справа, вверху, внизу).

Беседа, вопросы, дидактические упражнения и игры, практические упражнения.

Работа в тетрадях

Развивать речь, приемы мышления (анализ, синтез, классификацию, обобщение), внимание, самооценку.

Показ, объяснение, практические упражнения.

17.

«Транспорт»

Систематизировать представления детей о транспорте (водном, воздушном, наземном). Закрепить умение детей классифицировать по общему признаку.

Беседа, вопросы, дидактические игры, практические упражнения.

Работа в тетрадях

Развивать умения декодировать информацию; слуховую память, речь, логическое мышление, внимание, самооценку, мелкую моторику.

Показ, объяснение, практические упражнения.

18.

«Правила дорожного движения»

Систематизировать представления детей о правилах дорожного движения. Закрепить умение детей классифицировать по общему признаку.

Вопросы, дидактические игры, практические упр-я.

Работа в тетрадях

Развивать умения классифицировать предметы по существенным признакам; слуховую память, речь, приемы мышления, зрительную память.

Показ, объяснение, практические упражнения.

19.

«Зимующие птицы»

Систематизировать представления детей о зимующих птицах (окраска перьев, способ передвижения). Закрепить умение детей классифицировать по общему признаку.

Беседа, вопросы, дидактические игры, практические упражнения.

Работа в тетрадях

Развивать мыслительные процессы обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

Показ, объяснение, практические упражнения.

20.

«Зима»

Систематизировать представления детей о зиме (уменьшается продолжительность дня, морозы, снегопад, замерзли водоемы). Закрепить умение детей классифицировать по общему признаку.

Беседа, вопросы, дидактические игры, практические упражнения.

Работа в тетрадях

Развивать способности к анализу и самоана­лизу, умения решать нестандартные задачи, интеллек­туальных способностей; слуховую память, речь, логическое мышление, зрительный ориентир.

Показ, объяснение, практические упражнения.

21.

«23 февраля»

Систематизировать знания детей о военных профессиях (летчик, танкист, ракетчик, пограничник). Закрепить порядковый счет. Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве (слева, справа, вверху, внизу).

Беседа, вопросы, показ, дидактические упражнения и игры, практические упражнения.

Работа в тетрадях

Развивать умение обобщать и сравнивать, слуховую память, речь, логическое мышление внимание.

Показ, объяснение, практические упражнения.

22.

«Профессии»

Уточнять и расширять представления детей о работниках детского сада. Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве (слева, справа, вверху, внизу). Развивать слуховую память, речь, логическое мышление.

Беседа, вопросы, показ, дидактические игры, практические упражнения.

Работа в тетрадях

Развивать способности на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерность в изображении; слуховую память, речь, логическое мышление, внимание, самооценку, зрительный ориентир.

Показ, объяснение, практические упражнения.

23.

«8 Марта»

Обогащать и уточнять словарь по теме «8 Марта». Упражнять в развитии зрительно-слуховой и ассоциа­тивной памяти на материале стихов. Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве.

Беседа, вопросы, показ, дидактические игры, практические упражнения.

Работа в тетрадях

Развивать умения декодировать информацию; слуховую память, речь, логическое мышление, внимание, самооценку, мелкую моторику.

Показ, объяснение, практические упражнения.

24.

«Любимый город»

Систематизировать представления детей о родном городе. Закрепить название улиц, достопримечательностей. Упражнять в умении объяснять образное сравнение. Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве. Развивать слуховую память, речь, логическое мышление.

Беседа, вопросы, показ, дидактические игры, практические упражнения.

Работа в тетрадях

Развивать умения классифицировать предметы по существенным признакам; слуховую память, речь, приемы мышления, слуховую и зрительную память.

Показ, объяснение, практические упражнения.

25.

«Моя семья»

Закрепить знания детей о себе (имя, фамилия, возраст); о составе семьи. Развивать слуховую память, речь, логическое мышление внимание, самооценку, зрительный ориентир.

Беседа, вопросы, показ, дидактические игры, практические упражнения.

Работа в тетрадях

Развивать речь, приемы мышления (анализ, синтез, классификацию, обобщение), внимание, самооценку.

Показ, объяснение, практические упражнения.

26.

«Одежда»

Закреплять знания детей о названиях предметов одежды и их деталей, о назначении одежды в зависимости от времени года. Развивать слуховую память, речь, логическое мышление, внимание, самооценку.

Беседа, вопросы, показ, дидактические игры, практические упражнения.

Работа в тетрадях

Развивать умения декодировать информацию; слуховую память, речь, логическое мышление, внимание, самооценку, мелкую моторику.

Показ, объяснение, практические упражнения.

27.

«Обувь»

Закреплять знания детей об обуви и ее деталях, о назначении обуви в зависимости от времени года. Развивать слуховую память, речь, логическое мышление, зрительный ориентир.

Беседа, вопросы, дидактические игры, практические упражнения.

Работа в тетрадях

Развивать умения классифицировать предметы по существенным признакам; слуховую память, речь, приемы мышления, слуховую память.

Показ, объяснение, практические упражнения.

28.

«Весна»

Систематизировать знания детей о весне. Закрепить название весенних месяцев. Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве (слева, справа, вверху, внизу). Развивать слуховую память, речь, логическое мышление.

Беседа, вопросы, показ, дидактические упражнения и игры, практические упражнения.

Работа в тетрадях

Развивать мыслительные процессы обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

Показ, объяснение, практические упражнения.

29.

«Перелётные птицы»

Упражнять детей в узнавании и назывании перелетных птиц; закреплять знания об отличительных признаках, значение птиц в жизни людей. Развивать слуховую память, речь, логическое мышление, внимание, самооценку.

Беседа, вопросы, дидактические упражнения и игры, практические упражнения.

Работа в тетрадях

Развивать способности к анализу и самоана­лизу, умения решать нестандартные задачи, интеллек­туальных способностей; слуховую память, речь, логическое мышление, внимание, самооценку, зрительный ориентир.

Показ, объяснение, практические упражнения.

30.

«Космос»

Систематизировать представления детей о космосе. Закрепить название планет солнечной системы. Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве (слева, справа, вверху, внизу). Развивать слуховую память.

Беседа, вопросы, показ, дидактические игры, практические упражнения.

Работа в тетрадях

Развивать умение обобщать и сравнивать, слуховую память, речь, логическое мышление внимание.

Показ, объяснение, практические упражнения.

31.

«Животные Севера»

Систематизировать представления детей о животных, обитающих на Севере, их повадках. Упражнять в развитии зрительно-логической памяти. Развивать способности на основе зрительного и мыслительного анализа.

Беседа, вопросы, показ, дидактические игры, практические упражнения.

Работа в тетрадях

Развивать способности на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерность в изображении; слуховую память, речь, логическое мышление, внимание, самооценку, зрительный ориентир.

Показ, объяснение, практические упражнения.

32.

«Животные жарких стран»

Систематизировать представления детей о животных жарких стран, их повадках. Упражнять в развитии зрительно-логической памяти. Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве (слева, справа, вверху, внизу).

Беседа, вопросы, показ, дидактические игры, практические упражнения.

Работа в тетрадях

Развивать умения декодировать информацию; слуховую память, речь, логическое мышление, внимание, самооценку, мелкую моторику.

Показ, объяснение, практические упражнения.

33.

«9 Мая»

Обобщать материал по теме «День Победы» Закрепить умение детей классифицировать предметы по существенным признакам.

Беседа, вопросы, показ, дидактические игры, практические упражнения.

Работа в тетрадях

Развивать умения классифицировать предметы по существенным признакам; слуховую память, речь, приемы мышления, слуховую и зрительную память.

Показ, объяснение, практические упражнения.

34.

«Насекомые»

Закреплять знания детей о насекомых, пользе (вреде) насекомых для людей и растений. Упражнять в сравнении насекомых.

Вопросы, дидактические игры, практические упражнения.

Работа в тетрадях

Развивать речь, приемы мышления (анализ, синтез, классификацию, обобщение), внимание, самооценку.

Показ, объяснение, практические упражнения.

35.

«Рыбы»

Закреплять знание детей о рыбах (внешний вид, отличительные признаки, чем питаются). Упражнять детей в умении классифицировать рыб по среде обитания. Развивать интеллек­туальные способности.

Беседа, вопросы, дидактические игры, практические упражнения.

Работа в тетрадях

Развивать умения классифицировать предметы по существенным признакам; слуховую память, речь, приемы мышления.

Показ, объяснение, практические упражнения.

36.

«Школа»

Систематизировать представления детей о школе. Закрепить название и предназначение школьных принадлежностей. Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве (слева, справа, вверху, внизу).

Беседа, вопросы, показ, дидактические упражнения и игры, практические упражнения.

Работа в тетрадях

Развивать способности к анализу и самоана­лизу, умения решать нестандартные задачи, интеллек­туальных способностей; слуховую память, речь, логическое мышление, внимание.

Показ, объяснение, практические упражнения.


5.2.Материально-техническое обеспечение.

Наименование критерия

Количество

Наличие программно-методического обеспечения – методические рекомендации, научно-методическая литература.


Конспекты занятий

72

Рабочие тетради

на каждого ребенка

Картины из серии:



«Лето»

1 комплект

«Детский сад»

1 комплект

«Деревья и кустарники»

1 комплект

«Фрукты»

1 комплект

«Овощи»

1 комплект

«Ягоды»

1 комплект

«Грибы»

1 комплект

«Бытовые приборы»

1 комплект

«Осень»

1 комплект

«Посуда»

1 комплект

«Мебель»

1 комплект

«Домашние птицы»

1 комплект

«Домашние животные»

1 комплект

«Дикие животные»

1 комплект

«Домашние и дикие животные»

1 комплект

«Новый год»

1 комплект

«Транспорт»

1 комплект

«Правила дорожного движения»

1 комплект

«Зимующие птицы»

1 комплект

«Зима»

1 комплект

«23 февраля»

1 комплект

«Профессии»

1 комплект

«8 Марта»

1 комплект

«Любимый город»

1 комплект

«Моя семья»

1 комплект

«Одежда»

1 комплект

«Обувь»

1 комплект

«Весна»

1 комплект

«Перелётные птицы»

1 комплект

«Космос»

1 комплект

«Животные Севера»

1 комплект

«Животные жарких стран»

1 комплект

«9 Мая»

1 комплект

«Насекомые»

1 комплект

«Рыбы»

1 комплект

«Школа»

1 комплект

Простой карандаш

на каждого ребенка

Цветные карандаши

на каждого ребенка

Игры на развитие логического мышления

1 игра в неделю

Игра «Спичечный конструктор»

на каждого ребенка

Счетные палочки

на каждого ребенка



6.Кадровые ресурсы


п/п

Наименование критерия

Количество

единиц

1

Заведующий ДОУ

1

2

Заместитель заведующего по ВМР

1

3

Учитель-логопед

1

4

Главный бухгалтер

1

7

Помощник воспитателя

1

Итого:

5








7.Финансовые ресурсы

Наименование критерия

Количество

Наличие программно-методического обеспечения – методические рекомендации, научно-методическая литература.


Конспекты занятий

72

Рабочие тетради

на каждого ребенка

Картины из серии:



«Лето»

1 комплект

«Детский сад»

1 комплект

«Деревья и кустарники»

1 комплект

«Фрукты»

1 комплект

«Овощи»

1 комплект

«Ягоды»

1 комплект

«Грибы»

1 комплект

«Бытовые приборы»

1 комплект

«Осень»

1 комплект

«Посуда»

1 комплект

«Мебель»

1 комплект

«Домашние птицы»

1 комплект

«Домашние животные»

1 комплект

«Дикие животные»

1 комплект

«Домашние и дикие животные»

1 комплект

«Новый год»

1 комплект

«Транспорт»

1 комплект

«Правила дорожного движения»

1 комплект

«Зимующие птицы»

1 комплект

«Зима»

1 комплект

«23 февраля»

1 комплект

«Профессии»

1 комплект

«8 Марта»

1 комплект

«Любимый город»

1 комплект

«Моя семья»

1 комплект

«Одежда»

1 комплект

«Обувь»

1 комплект

«Весна»

1 комплект

«Перелётные птицы»

1 комплект

«Космос»

1 комплект

«Животные Севера»

1 комплект

«Животные жарких стран»

1 комплект

«9 Мая»

1 комплект

«Насекомые»

1 комплект

«Рыбы»

1 комплект

«Школа»

1 комплект

Простой карандаш

на каждого ребенка

Цветные карандаши

на каждого ребенка

Игры на развитие логического мышления

1 игра в неделю

Игра «Спичечный конструктор»

на каждого ребенка

Счетные палочки

на каждого ребенка



8. Список литературы


    1. Н.В.Бабкина. Оценка психологической готовности детей к школе. М.: Айрис-Пресс, 2005.

    2. И.К.Белова, Р.В.Былич, И.Н.Волкова, И.А.Кузнецова, Г.Н.Максимова, С.Г.Шевченко. Готовимся к школе. Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. М.: Ника-Пресс, 1998.

    3. Н.Ю.Борякова, А.В.Собалева, В.В.Ткачева. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. М.: Гном-Пресс, 1999.

    4. Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, Р.И.Говорова, Л.И.Цеханская. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1989.

    5. М.В.Кралина. Логика. Екатеринбург: У-Фактория, 1998.

    6. С.Л. Новоселова. Игра дошкольника. М.: Просвещение, 1989.

    7. Е.О.Севостьянова. Хочу все знать. Развитие интеллекта детей 5 – 7 лет. М.: Творческий центр, 2005.

    8. Л.Ф. Тихомирова. Упражнения на каждый день: логика для дошкольника. Ярославль: Академия развития, 1997.

    9. Л.Ф. Тихомирова. А.В.Басов. Развитие логического мышления. Ярославль: Академия развития, 1998.

    10. Дошкольное воспитание № 1-5, 1998 г. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей.

    11. Дошкольное воспитание №10, 2001. Занятия по развитию логики.

    12. Н.И.Филимонова. Интеллектуальное развитие дошкольников. С-П.: КАРО, 2004

    13. С.Г. Шевченко, Г.М.Капустина. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. М.: Школьная Пресса, 2003.























30