СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по дополнительному образованию "Алгебра плюс"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная программа ДО "Алгебра плюс" предназначена для получения дополнительного образования в той области математики, которая выходит за рамки обычного учебника

Просмотр содержимого документа
«Программа по дополнительному образованию "Алгебра плюс"»

Пояснительная записка


Образовательная программа дополнительного образования детей "Алгебра плюс" имеет естественнонаучную направленность и предназначена для получения дополнительного образования в той области математики, которая выходит за рамки действующих учебников алгебры. Программа является модифицированной и разработана на основе программы Казак В.М. "Знакомьтесь: модуль и параметры!". Основная роль при изучении программы отводится решению задач с параметрами.

Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844 "О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей", с учетом требований Положения о порядке оформления образовательных программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях Великого Новгорода от 12.11.2008 г. Программа "Алгебра плюс" реализуется в объединениях дополнительного образования гимназии "Новоскул".

Педагогическая целесообразность разработки и внедрения данной образовательной программы обусловлена тем, что математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, в том числе химии, биологии, физики. Изучение дополнительных вопросов математики преследует две взаимосвязанные цели. Это и создание в совокупности с основными разделами курса базы для удовлетворения интересов и развития способностей обучающихся, имеющих склонность к математике и смежным к ней предметам, и восполнение содержательных пробелов основного курса, придающее содержанию изучения необходимую целостность.

Актуальность, практическая значимость данной программы выражается в том, что современная школа призвана решать две тесно связанные друг с другом задачи: с одной стороны, обеспечить овладение обучающимися твёрдо установленным и четко очерченным минимальным объёмом знаний и умений, необходимых каждому члену нашего общества, с другой — создать условия для дополнительного изучения школьного курса математики для тех, кто проявляет интерес и склонность к данному предмету. Свой вклад в решение этих задач призвана сделать программа "Алгебра плюс". Содержание данного курса позволяет обучающимся интегрировать в практической деятельности знания, полученные в других образовательных областях (физика, химия, информатика, экономика). В процессе обучения осуществляются межпредметные связи.

Цель дополнительной образовательной программы "Алгебра плюс" – расширение представлений обучающихся о способах решения задач, содержащих знак модуля, параметры.

Для достижения данной цели формулируются следующие задачи:

  • обучающие:

- рассмотреть нестандартные способы возведения многочлена в степень;

- изучить нестандартные способы разложения многочлена на множители;

- научить решать различные уравнения с параметром;

  • развивающие:

- развить умение определять асимптоты;

- способствовать развитию умения аналитически определять количество корней уравнения;

- развить "алгебраическую зоркость";

  • воспитательные:

- содействовать воспитанию организованности и дисциплинированности;

- содействовать формированию самостоятельности.

Отличительной особенностью данной программы является ее практическая значимость. Предлагаемый курс своим содержанием может привлечь внимание обучающихся, которым интересна математика и которые хотят приобрести первоначальные навыки в решении задач, содержащих модули и параметры.

Программа адаптирована к условиям образовательного процесса гимназии. В рамках модификации изменено количество часов с 34 до 36. Данные изменения обусловлены дополнением темы "Многочлены высших степеней", в том числе за счет сокращения часов в теме "Уравнения и неравенства с параметрами". Введение данной темы обусловлено необходимостью решения задач, содержащих многочлены высших степеней.

Возраст детей, которым адресована данная дополнительная образовательная программа, -14 лет (8 класс).

Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. Набор в группу – свободный. В целом, состав групп остается постоянным. Однако состав групп может изменяться по следующим причинам: обучающиеся могут быть отчислены при условии систематического непосещения занятий; смена места жительства и др.

Наполняемость групп выдержана в пределах требований СанПиН и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 19.10.2006 № 06-1616 "О методических рекомендациях" (Приложение 7 "Примерная наполняемость групп"): до 15 человек.

Срок реализации программы - 1 год.

Режим занятий: одинакадемический час в неделю.

Программа рассчитана на 36 часов в год.

Ведущими формами организации обучения является работа в группах, использование внутренней дифференциации и индивидуализации обучения; занятий-лекций, занятий-практикумов, занятий коллективного исследования, занятий с использованием электронных средств обучения; различных форм внеклассной работы по математике.

Ожидаемые результаты:

К концу обучения

обучающийся должен знать:

- различные способы возведения многочлена в степень;

- способы представления многочлена в виде произведения двух и более множителей;

- способы определения количества корней квадратного и дробно-рационального уравнения;

- понятие асимптоты;

обучающийся должен уметь:

- возводить многочлен в степень с помощью треугольника Паскаля;

- раскладывать многочлен на множители при помощи деления многочлена на многочлен и метода неопределенных коэффициентов;

- выполнять преобразование графиков элементарных функций;

- решать графически уравнения, уравнения содержащие модуль, уравнения с параметром;

- применять теорему Виета при решении квадратных уравнений с параметром.

Способами определения результативности реализации данной программы являются проведение дискуссий, выполнение учениками индивидуальных заданий, проведение конкурсов.

Формой подведения итогов реализации данной программы является проведение семинара.


Учебно-тематический план


Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Многочлены высших степеней

9

3

6

2.

Решение уравнений и неравенств, содержащих знак абсолютной величины

13

5

8

3.

Уравнения и неравенства с параметрами

13

6

7

4.

Семинар по теме: "Решение уравнений высших степеней с параметрами"

1

-

1

Итого

36

14

22



Содержание программы


Тема 1. "Многочлены высших степеней" (9 ч.)

Теория: нестандартные приемы возведения многочлена в степень, разложения на множители, основные приемы решения уравнений с параметрами.

Практика: возведение трехчлена в степень, треугольник Паскаля, возведение в степень многочлена, понижение степени многочлена, метод неопределенных коэффициентов, разность и сумма п-ых степеней.

Тема 2."Решение уравнений и неравенств, содержащих знак абсолютной величины" (13 ч.)

Теория: понятие абсолютной величины, уравнения, содержащие знак модуля, способы построение графиков функций, содержащих знак модуля, графическая интерпретация решения уравнений, содержащих переменную под знаком модуля, способы решения неравенств, содержащих знак модуля

Практика: решение уравнений, содержащих знак модуля, построение графиков функций, содержащих знак модуля, решение неравенств, содержащих знак модуля, игра "Сократ".

Тема 3. "Уравнения и неравенства с параметрами " (13 ч.)

Теория: различные способы решения линейных, квадратных уравнений, систем уравнений, неравенств и систем и неравенств с параметрами.

Практика: решение линейных, квадратных уравнений, систем уравнений, неравенств и систем и неравенств с параметрами, семинар по теме "Различные способы решения задач, с параметром ".

Тема 4. Семинар по теме: "Решение уравнений высших степеней с параметрами" (1 ч.)

Практика: Проведение семинара обучающихся по теме: "Решение уравнений высших степеней с параметрами".



Методическое обеспечение программы

1. Основные методы и формы организации учебно-воспитательного процесса

Формы организации учебно-воспитательного процесса: групповые, практикумы с элементами творческих занятий, игры.

Методы организации учебно-воспитательного процесса: словесный, наглядный, метод оценки детьми друг друга, самооценка, ролевая игра, соревновательный, творческий, поисковый, исследовательский.

2. Дидактический материал:

- демонстрационный материал (рисунки, карты, схемы, графики, чертежи на электронных носителях);

- раздаточный материал (графические данные);

- методические разработки игр.

3. Материально-техническое оснащение занятий

Кабинет для обучения

Доска

Интерактивная доска

Письменные принадлежности, канцелярские товары



Список литературы


А. Для педагога

  1. Ю. Н. Макарычев, Дополнительные главы к школьному учебнику математики, М., Просвещение, 2000

  2. И. С.Петраков, Математические кружки в 8—10 классах. Книга для учителя, http://mirknig.com/knigi/estesstv_nauki/1181246948-matematicheskie-kruzhki-v-810-klassax.html

Б. Для обучающихся

  1. Виленкин Н.Я. и др. "Алгебра для 8 класса", Учебное пособие для школ и классов с углубленным изучением математики., М., "Просвещение", 1995 г.

  2. Галицкий М. Л., Гольдман А. М., Звавич Л. И. "Сборник задач по алгебре" для 8-9классов, М., "Просвещение", 1995 т.

  3. Кострикина Н.П. "Задачи повышенной трудности в курсе алгебры" 7-9 классы, М., "Просвещение", 1991 г.

  4. Ястребинецкий Г. А. "Задачи с параметрами", М., "Просвещение" 1986 г.






Календарно-тематическое планирование по программе "Алгебра плюс" - 8 класс


Тема

Кол-во час

Т\П

Возведение трехчлена в степень

1

Т

Треугольник Паскаля

1

П

Возведение в степень многочлена

1

Т

Приемы понижения степени многочлена

1

П

Деление многочлена на многочлен

1

Т

Метод неопределенных коэффициентов

1

П

Применение метода неопределенных коэффициентов

1

П

Разность п-ых степеней

1

П

Сумма п-ых степеней

1

П

Понятие абсолютной величины

1

Т

Решение линейных уравнений, содержащих знак модуля

1

Т

Решение квадратных уравнений, содержащих знак модуля

1

П

Решение дробно-рациональных уравнений, содержащих знак модуля

1

П

Решение уравнений высших степеней, содержащих модуль под знаком радикала

1

П

Построение графиков функций, содержащих знак модуля

1

Т

Графическое решение уравнений высших степеней, содержащих знак модуля

1

П

Графическая интерпретация решения уравнений, содержащих переменную под знаком модуля

1

Т

Асимптоты

1

Т

Решение линейных неравенств, содержащих знак модуля

1

П

Решение квадратных неравенств, содержащих знак модуля

1

П

Графическое решение неравенств, содержащих знак модуля

1

П

Игра "Сократ"

1

П

Линейные уравнения с параметрами

1

Т

Квадратные уравнения с параметрами

1

Т

Решение дробно-рациональных уравнений с параметрами

1

Т

Решение уравнений, содержащих параметр под знаком радикала

1

П

Решение уравнений высших степеней, содержащих параметр под знаком модуля

1

П

Построение графиков функций с параметрами

1

Т

Графическое решение уравнений с параметрами



Графическая интерпретация решения уравнений, содержащих параметр

1

П

Графическая интерпретация решения уравнений, содержащих параметр под знаком модуля

1

П

Решение линейных неравенств с параметрами

1

Т

Решение квадратных неравенств с параметрами

1

П

Решение систем линейных и квадратных уравнений с параметрами

1

П

Решение систем линейных неравенств с параметрами

1

Т

Защита исследовательских работ учащихся по теме: "Решение уравнений высших степеней с параметрами"


П


Итого

36 час