СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по дополнительному образованию "Занимательная физика"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная программа содержит задачи на моделирование физических процессов, раскрывает перед обучающимися интересные и важные стороны практического использования физических знаний. Её реализация способствует воспитанию творческой личности с активной жизненной позицией. Работа с лабораторным оборудованием развивает экспериментальные умения и навыки, углубляют связь теории с практикой. Содержание программы актуально, так как программа определяет реализацию исследовательских работ, а также выполняются практические задания по темам программы. Их главная идея – направленность учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической или теоретической проблем.

Просмотр содержимого документа
«Программа по дополнительному образованию "Занимательная физика"»



I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.


1.1.Пояснительная записка.


Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Занимательная физика» -естественнонаучная.

Актуальность программы заключается в том, что она содержит задачи на моделирование физических процессов, раскрывает перед обучающимися интересные и важные стороны практического использования физических знаний. Её реализация способствует воспитанию творческой личности с активной жизненной позицией. Работа с лабораторным оборудованием развивает экспериментальные умения и навыки, углубляют связь теории с практикой. Содержание программы актуально, так как программа определяет реализацию исследовательских работ, а также выполняются практические задания по темам программы. Их главная идея – направленность учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической или теоретической проблем.

Педагогическая целесообразность программы «Занимательная физика» заключается в том, что с помощью включения обучающихся в различные виды творческой деятельности обеспечивается приобщение обучающихся к научно-технической, экспериментально-исследовательской деятельности. При этом развивается творческое мышление обучающихся.

Отличительные особенности программы. Отличительной особенностью данной образовательной программы является краткосрочность и направленностьнаформированиеучебно-исследовательскихнавыков,различныхспособовдеятельности обучающихся.


      1. Адресат программы.

      2. Возраст обучающихся.

Возрастная категория обучающихся по программе 12-16 лет.

      1. Количество обучающихся в группе. Число обучающихся в группе 15 человек.

      2. Возрастные особенности обучающихся от 11-12 до 14-16 лет. Переход от детства к взрослости составляет главный смысл и специфическое различие этого этапа. Подростковый период считается «кризисным», такая оценка обусловлена многими качественными сдвигами в развитии подростка. Именно в этом возрасте происходят интенсивные и кардинальные изменения в организации ребенка на пути к биологической зрелости и полового созревания. Анатом физиологические сдвиги в развитии подростка порождают психологические новообразования: чувство взрослости, развитие интереса к противоположному полу, пробуждение определенных романтических чувств. Характерными новообразованиями подросткового возраста есть стремление к самообразованию и самовоспитанию, полная определенность склонностей и профессиональных интересов.

      3. 15-16 лет Главное психологическое приобретение ранней юности — это открытие своего внутреннего мира, внутреннее «Я». Главным измерением времени в самосознании является будущее, к которому он (она) себя готовит. Ведущая деятельность в этом возрасте — учебно-профессиональная, в процессе которой формируются такие новообразования, как мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечта и идеалы.

      4. Объём программы: 16 часов.

      5. Форма обучения: очная.

Режим занятий: занятия проводятся1 раз в неделю по 2 часа, перерыв между занятиями 10 минут.


Программа разработана согласно документу:

- Положение о дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программе МОУ ООШ с. Караман Марксовского района Саратовской области. Приказ №117 от 12 сентября 2023г.

    1. 1.2.Цель и задачи программы.

Цель программы–формирование у обучающихся научного мировоззрения, опыта научно-технической, экспериментально- исследовательской, творческой деятельности и учебно-исследовательских навыков.


Задачи:

Обучающие:

- научить определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды, воздуха, физических явлений в природе и технике;

- научить опыту анализа, обобщения, классификации, сравнения (по некоторым свойствам) воду, воздух, некоторых физических явлений в природе и технике.

Развивающие:

- развивать умение работать с информацией;

- развивать наблюдение, исследование, умение анализировать свою работу;

- развивать умение делать выводы.

Воспитательные:

- воспитывать ориентацию на взаимопомощь и сотрудничество (умение принимать и оказывать помощь);

- формирование чувств коллективизма, понимания социальной значимости выполняемой деятельности;

-продолжить воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике, как к элементу общечеловеческой культуры.




    1. 1.3. Планируемые результаты.

Предметные:

- могут определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды, воздуха, физических явлений в природе и технике;

- умеют анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать (по некоторым свойствам) воду, воздух, некоторых физических явлений в природе и технике.


Метапредметные:

- умеют работать с информацией;

- умеют наблюдать, исследовать, анализировать свою работу;

- могут делать выводы.


Личностные:

- обучающиеся ориентированы на взаимопомощь и сотрудничество (умение принимать и оказывать помощь);

- у обучающихся сформировано чувств коллективизма, понимание социальной значимости выполняемой деятельности;

-обучающиеся проявляют интерес и уважение к творцам науки и техники, относятся к физике, как к элементу общечеловеческой культуры.



1.4. Содержание программы.

Учебный план программы.

/№

Наименование разделов

И тем

Количество часов

Вид контроля

/форма контроля

Всего часов

Теоретические

занятия

Практические занятия

1.

Вводное занятие.


2

1

1

Входной контроль.

2.

Взаимодействие тел.

2

1

1

Текущий контроль,наблюдение.

3.

Давление твердых тел, жидкостей и газов.

2

1

1

Творческое задание.

4.

Тепловые явления.

2

1

1

Текущий контроль,

наблюдение.

5.

Электричество и магнетизм.

2

1

1

Творческое задание.

6.

Астрофизика и физика Космоса.

4

3

1

Текущий контроль, наблюдение.

7.

Итоговое занятие. Защита проектов.

2

1

1

Итоговый контроль. Защита проектов.


Итого:

16

9

7


    1. Содержание учебного плана программы.


Тема 1.Вводное занятие (2 ч.).

Теория. Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на занятиях. Планирование работы. Полезные ссылки по физике в Интернет. Физика в современном мире. Роль и место физики в современном мире. Основные этапы развития физики .Физика и смежные дисциплины.

Практика. Связь физики с окружающим миром, техническим прогрессом. Методы изучения физических явлений. Измерение физических величин. Компьютеры в физических исследованиях и при изучении физики.


Тема2.Взаимодействие тел (2ч.).

Теория. Механическое движение. Явление инерции. Плотность. Сила. Вес. Невесомость.

Практика. Решение задач. Явление тяготения. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести на других планетах. Решение задач. Сила трения .Механическая работа и мощность.


Тема3.Давление твердых тел, жидкостей и газов (2ч.).

Теория. Давление твердых тел. Закон Паскаля. Давление в жидкости. Атмосферное давление.

Практика. Приборы для измерения давления. Атмосферное давление и погода.


Тема4.Тепловые явления (2 ч.).

Теория. Температура. Термометр. Примеры различных температур в природе. Испарение. Влажность.

Практика. Измерение влажности воздуха в помещении и на улице. Водяной пар в атмосфере.


Тема5.Электричество и магнетизм (2ч.).

Теория. Электрические явления. Электризация тел. Способы соединения потребителей электрической энергии. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников. Проводники и непроводники электричества. Электрическая цепь и ее составные части. Магнитное поле Земли. Сила Лоренца.

Практика. Движение заряженной частицы в однородном магнитном поле. Люминесценция. Электронные полярные сияния.


Тема6.Астрофизика и физика Космоса(4ч.).

Теория. Строение солнечной системы. Планеты земной группы. Планеты -гиганты. Спутники планет и Луна. Малые тела, орбиты и периодичность комет. Наблюдение за звездным небом. Звездное небо. Созвездия. Звезды и галактики близкие и далекие. Мифы о созвездиях. Звездное небо в различные времена года. Виды и характеристика звезд. Черные дыры и белые карлики. Галактика Млечный путь. Строение и возраст Вселенной. Время и его измерение. Календарь.

Знакомство с программами по астрономии. Луна–естественный спутник Земли. Наблюдение Луны. Космические путешествия на Марс. Тайны Марса. Великие астрономы. Сатурн. Спутники и кольца Сатурна. Астероиды. Кометы.

Достижения и перспективы современной космонавтики. Роль космоса в жизни современного общества. Полеты к другим планетам, влияние космоса на организм человека.

Практика. Международное сотрудничество в освоении космоса. Проекты исследования космоса.


Тема7.Итоговое занятие(2ч.).

Теория. Итоговый контроль. Обсуждение новостей науки в области физики и астрономии.

Практика. Защита проектов.


    1. Формы контроля/аттестации и их периодичность.


Входной контроль проводится в начале обучения. Текущий контроль, наблюдение проводится по итогам изученной темы. Итоговый контроль проводится во время защиты проектов по окончанию курса программы.


II. Комплекс организационно-педагогических условий дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.


2.1. Методическое обеспечение программы.


В процессе реализации программы используются следующие

педагогические технологии:

-личностно-ориентированная технология;

- игровые технологии;

- информационно-коммуникационная технология;

- проектная технология;

-здоровьесберегающие технологии.


В процессе обучения используются следующие методы и приемы:

-словесные;

-наглядные;

-практические;

-проектный метод;

-метод игры;

-приемы контроля и самоконтроля.


Программа предусматривает следующие формы учебной

деятельности обучающихся:

-индивидуальная форма;

-групповая форма;

-коллективная форма.


2.2. Условия реализации программы.


Материально-техническое обеспечение.

Для успешной реализации программы необходимо:

- наличие кабинета:

- фото и видео материалы.

- лабораторное оборудование

-компьютер;

-ноутбук;

-проектор;

-экран.


Информационно-методические и дидактические материалы:

-наличие утвержденной программы;

-календарно-тематическое планирование;

-методический материал;

-дидактический материал;

-справочные материалы;

- иллюстрации.


2.3. Оценочные материалы.

Входной контроль. Педагогическое наблюдение.

Текущий контроль. Педагогическое наблюдение, творческое задание.

Итоговый контроль.

Цель: проверить уровень сформированности у обучающихся первоначальных знаний в области физики и астрономии.

Создание и защита проектов являются оценочным материалом уровня освоения программы.


2.4. Информационное обеспечение программы.

Список литературы для педагога:

  1. Приложение к газете «Первое сентября» – «Физика» // электронныйресурсhttps://fiz.1sept.ru/

  2. Билимович Б. Ф. Физические викторины.–М.:Просвещение,1968.–280 с.

  3. Боброва С.В. Нестандартные уроки физики. VII-X классы. –

Волгоград:Учитель,2003.–54с.

  1. БуровВ.А.идр.Фронтальныелабораторныезанятияпофизике.–М.:Просвещение,1970,215с.

  2. ГоревЛ.А. Занимательные опыты по физике.–М.:Просвещение,1977.– 120 с.

  3. Ермолаева Н.А. и др. Физика в школе: сборник нормативных документов.– М.:Просвещение,1987,224с.

  4. ЛанинаИ.Я.100игрпофизике.–М.:Просвещение,1995.–232 с.

  5. ПерельманЯ.И.Занимательнаяфизика.–М.:Гос.изд-вотехнико-теоретической литературы, 1949.–267с.

  6. ШаталовВ.Ф. Физика на всю жизнь. М.–Спб,2003.–187


Список литературы для обучающихся и родителей.

  1. Асламазов Л.Г., Варламов А.А. Удивительная физика.

  2. М.:«Добросвет»,2002.– 236с.

  3. ГартманЭ.Занимательнаяфизика,илифизикавовремяпрогулки.«Либроком»,2011.

  4. ДжонсМ.Д.,ФлаксманЛ.Физика«невероятного»времени.АСТ,2014.

  5. ДжонсонД.Десять самых красивых экспериментов в истории науки.«Колибри»,2009.

  6. КакуМ .Физика будущего.АНФ, 2012.

  7. ЛангеВ.Н.Физическиеопытыинаблюдениявдомашнейобстановке.«Либроком»,2010.

  8. Сасскинд Л., ГрабовскиД. Теоретический минимум. Все,что нужно знать о современной физике.«Питер»,2014.

  9. СпиридоновО.П.Биографияфизическихконстант.Увлекательныерассказыобуниверсальных физических постоянных.«Красанд»,2011.

  10. ХокингСтивен.Физикавсего.Амфора,2009.

  11. ЧернинА.Д.Физика времени.«ЛКИ»,2010.

9