СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по дополнительному образованию "Занимательная биология"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по дополнительному образованию "Занимательная биология"

Просмотр содержимого документа
«Программа по дополнительному образованию "Занимательная биология"»




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА


ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Занимательная биология»

Возраст обучающихся:13-15 лет.

Срок реализации : 1 год




ЗЗанимательная биология









Автор–составитель:

Сорокина Олеся Алексеевна

Учитель биологии








Ф.И.О


Сорокина Олеся Алексеевна

Вид программы


Модернизированная

Тип программы


Общеразвивающая

Образовательная область


Биология

Направленность деятельности

Естественнонаучная направленность

Способ освоения


содержания образования


Практический

Уровень освоения

содержания образования


Базовый

Уровень реализации

Программы


Дополнительное образование

Форма реализации


Групповая

Продолжительность

реализации программы


1 год.

Информационная карта программы




Введение.

Одним из важнейших требований к биологическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками. Предлагаемый курс направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о живом мире, на развитие практических умений через обучение моделировать, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике.

Данная программа может быть полезна для формирования устойчивого познавательного интереса учащихся к изучению курса биологии, а также определенного набора знаний, опираясь на которые можно с большей эффективностью осуществлять преподавание в средней школе. Кроме этого вовлечь  школьников  в  процесс познания  живой  природы, заставить  их задуматься  о  тонких  взаимоотношениях  внутри  биоценозов, научить   высказывать свои  мысли  и  отстаивать их – это  основа организации биологического  кружка, т.к. биологическое  образование формирует  у подрастающего  поколения  понимание  жизни  как величайшей  ценности.

Занятия строятся с учётом  психолого-педагогических особенностей учащихся среднего школьного возраста, поэтому дети без труда усваивают сложные понятия и курса.


1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.


1.1 Пояснительная записка


Направленность программы дополнительного образования «Занимательная биология» - естественнонаучная.

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Программа ориентирована на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление школьных программ по биологии, экологии, химии, способствует формированию интереса к научно-исследовательской деятельности учащихся.


Актуальность программы в том, что она даёт возможность обобщить, систематизировать, расширить имеющиеся у детей представления о многообразии, строении и значении живых организмов, подготовить к олимпиадам, конкурсам различного уровня.


Новизна программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.


Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что при ее реализации, у обучающихся возникает интерес к биологии, расширяется кругозор, развиваются коммуникативные качества личности, и как результат – участие в олимпиадах, биологических конкурсах разного уровня, научно-исследовательских конференциях.


Отличительной особенностью данной образовательной программы

является то, что содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. обучающиеся могут включаются в исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог.



Адресат программы

В реализации данной образовательной программы участвуют дети в возрасте 13-15 лет.


Количество учащихся

В группе 1 года обучения – 10 человек.

Объём и срок освоения программы

Срок реализации программы – 1 год обучения.

Форма организации деятельности учащихся – групповые занятия.

Режим занятий: 1 год обучения -38 ч.

Виды занятий – лекции, практические работы, опыты, экскурсии, викторины, праздники.




1.2 Цель и задачи программы.

Цель главная цель курса заключается в том, чтобы учащийся под руководством педагога, а впоследствии самостоятельно, определял основные этапы биологического разнообразия на Земле, неоднородность организмов в пространстве и во времени на основе комплексного изучения организмов нашей планеты.


Задачи программы:

Образовательные:

  1. Способствовать развитию интереса к предмету «биология».

  2. Обучить навыкам работы с лабораторным оборудованием.

  3. Сформировать основные биологические понятия.

4. Обучить применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, прово­дить наблюдения за растениями.

  1. Расширять кругозор, популяризировать интеллектуальное творчество.


Личностные:

  1. Воспитание  бережного отношения к природе.

2. Способствовать развитию потребности общения человека с природой.

3. Развивать альтернативное мышление в восприятии прекрасного.

4. Развивать потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных школь­нику, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

5. Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, постановки биологических экспе­риментов, работы с различными источниками информации.

6. Развитие монологической устной речи.

7. Развитие коммуникативных умений.

8. Развитие способностей к творческой деятельности.


Метапредметные:

  1. Развитие умения думать, исследовать, общаться, взаимодействовать, умения доводить дело до конца и т.д.

  2. Умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

  3. Овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности.


1.3 Содержание программы:

- учебный план -


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Форма аттестации/

контроля

всего

теория

практика

контроль

1.

Вводное занятие.

1

1

-

-

-

2.

Почувствуй себя ученым

11

6

5

-

-

3.

Занимательные опыты и эксперименты.

10

2

8

-

-

4.

Этот необычный мир.

10

2

8

-

-

5.

Итоговая аттестация.

1

-


1

Устный опрос

6.

Воспитательная работа.

5

5

-

-

-


Итого

38

16

21

1


Содержание учебно-тематического плана:

Тема №1. Вводное занятие.

Теория (1 час). Ознакомление с программой обучения. Инструктаж по технике безопасности.


Тема №2. Почувствуй себя ученым.

Теория (6 часов). Почувствуй себя ученым – исследователем. Изучение разделов биологии по направлениям:

Ботаника — наука о растениях.

Зоология — наука, предметом изучения которой являются представители царства животных.

Микробиология — наука о бактериях. Разделы микробиологии: бактериология, вирусология.

Биохимия — наука о химическом составе клеток и организмов. Цитология — раздел биологии, изучающий клетки, их строение, функции и процессы.

Гистология — раздел биологии, изучающий строение тканей организмов.

Физиология — наука о жизненных процессах.

Эмбриология– наука о развитии организмов.

Этология — дисциплина зоологии, изучающая поведение животных.

Экология—наука о взаимодействиях организмов с окружающей средой.

Антропология — наука, изучающая человека, его происхождение, развитие.

Бактериология — наука о бактериях.

Биогеография — наука изучает закономерности географического распространения и распределения организмов.

Биогеоценология — научная дисциплина, исследующая строение и функционирование биогеоценозов.

Дендрология — раздел ботаники, предметом изучения которого являются деревья.

Систематика — научная дисциплина, о классификации живых организмов.

Микология — наука о грибах.

Морфология — изучает внешнее строение организма.

Наука о водорослях называется альтологией.

Орнитология — раздел зоологии, посвященный изучению птиц.

Практика (5 часов). Лабораторные работы.

Лабораторная работа № 1 «Моделирование макета этапов развития семени фасоли»

Лабораторная работа № 2 «Работа с микроскопом».

Лабораторная работа № 3 «Строение тканей животного организма»

Лабораторная работа № 4 «Химический состав растений»

Лабораторная работа № 5 «Выращивание плесени, рассматривание ее под микроскопом»

Практические занятия: моделирование макетов биологических объектов, конструирование биологических объектов, проведение познавательных игр, работа с картой животного и растительного мира, работа с гербарием. Проведение очных и заочных экскурсий.


Тема №3. Занимательные опыты и эксперименты.

Теория (2 часа). Исследование возникновения жизни на Земле. Первые живые организмы, эволюционирование планеты, развитие живых организмов.

Практика (8 часов). Практические занятия по изучению развития растений. Химическое и биологическое взаимодействие веществ. Проведение занимательных опытов.

Заочные экскурсии в прошлое нашей планеты.


Тема №4. Этот необычный мир.

Теория (2 часа). Исследование приспособлений животных и растений к жизни в их среде обитания.

Практика (8 часов). Индивидуальное исследование, коллективное исследование, подбор и выступление с подготовленным материалом по данному биологическому объекту.


1.4 Планируемые результаты.

Учащиеся должны знать:

- о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости экосистем;

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

- наиболее типичных представителей животного и растительного мира Краснодарского края;

- основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- какую пользу приносят представители животного мира;

- съедобные и ядовитые растения своей местности;

- лекарственные растения, правила сбора, хранения и применения их;

- редкие и охраняемые виды растений и животных нашего края;

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

- современные проблемы охраны природы, аспекты, принципы и правила охраны природы.


Учащиеся должны уметь:

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

- ухаживать за домашними животными и птицами;

- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения;

- ухаживать за культурными растениями и домашними жи­вотными (посильное участие);

- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

- наблюдать предметы и явления природы;

- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

- подготовить доклад, презентацию;

- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • учебно-исследовательские конференции;

  • демонстрация презентаций, творческих представлений;

  • участие в конкурсах и олимпиадах.








2. Комплекс организационно - педагогических условий.

2.1 Календарный учебный график

п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов/ Время проведения занятий

Форма занятий

Место проведения

Форма контроля

план

факт

1.



Вводное занятие.

1 час

Групповая

Григорьевский филиал МБОУ « Жердевская СОШ№2»

-

1.



Воспитательная работа.

1 час

Групповая

Григорьевский филиал МБОУ « Жердевская СОШ№2»

-

2.



Почувствуй себя ученым

11




1



Почувствуй себя натуралистом и антропологом Экскурсия «Живая и неживая природа»

Творческая мастерская «Построение ленты времени».

1 час

Групповая

Григорьевский филиал МБОУ « Жердевская СОШ№2»

-

2



Почувствуй себя фенологом. Лабораторная работа №1.

1 час

Групповая

Григорьевский филиал МБОУ « Жердевская СОШ№2»

-

3



Почувствуй себя исследователем, открывающим невидимое. Лабораторная работа №2

1 час

Групповая

Григорьевский филиал МБОУ « Жердевская СОШ№2»

-

4



Почувствуй себя цитологом и эволюционистом. Моделирование клетки из пластилина. Моделирование макета эволюции животного мира.

1 часа

Групповая

Григорьевский филиал МБОУ « Жердевская СОШ№2»

-

5



Почувствуй себя гистологом. Лабораторная работа №3

1 час

Групповая

Григорьевский филиал МБОУ « Жердевская СОШ№2»

-

6



Почувствуй себя биохимиком. Лабораторная работа №4

1 час

Групповая

Григорьевский филиал МБОУ « Жердевская СОШ№2»

-

2



Воспитательная работа.

1 час.

Групповая

Григорьевский филиал МБОУ « Жердевская СОШ№2»


7



Почувствуй себя систематиком, вирусологом и бактериологом. Моделирование конструктора царств живой природы. Моделирование коллекции вирусов. Конструирование бактерий из подручного материала.

1 час

Групповая

Григорьевский филиал МБОУ « Жердевская СОШ№2»

-

8



Почувствуй себя микологом. Лабораторная работа №5

1 час

Групповая

Григорьевский филиал МБОУ « Жердевская СОШ№2»

--

9



Почувствуй себя орнитологом,экологом и физиологом. Экскурсия: «Наполним кормушки».

Игра «где кто живет».

Эксперимент с растениями.

1 час

Групповая

Григорьевский филиал МБОУ « Жердевская СОШ№2»

-

10



Почувствуй себя аквариумистом и зоогеографом. Конструирование макета аквариума. Работа по карте.


1 час

Групповая

Григорьевский филиал МБОУ « Жердевская СОШ№2»

-

11



Почувствуй себя этологом и зоологом Наблюдение за домашним питомцем. Изучение жизненного цикла животного. Почувствуй себя

Ботаником и цветоводом. Изучение гербариев. Моделирование клумбы.

1 час

Групповая

Григорьевский филиал МБОУ « Жердевская СОШ№2»

-

3



Занимательные опыты и эксперименты.

10




1



Виртуальное путешествие «В стране динозавров».

1 час

Групповая

Григорьевский филиал МБОУ « Жердевская СОШ№2»

-

2



Оформление коллажа «Братья наши меньшие».

1 час

Групповая

Григорьевский филиал МБОУ « Жердевская СОШ№2»

-

3



Воспитательная работа.

1 час

Групповая

Григорьевский филиал МБОУ « Жердевская СОШ№2»

-

3



Виртуальная экскурсия в археологический музей-заповедник

1 час

Групповая

Григорьевский филиал МБОУ « Жердевская СОШ№2»

-

4



Час ребусов.

1 час

Групповая

Григорьевский филиал МБОУ « Жердевская СОШ№2»

-

5



Биологические фокусы.

1 час

Групповая

Григорьевский филиал МБОУ « Жердевская СОШ№2»

-

6



Практическое занятие. Как покрасить живые цветы?


1 час

Групповая

Григорьевский филиал МБОУ « Жердевская СОШ№2»

-

4



Воспитательная работа.

1 час

Групповая

Григорьевский филиал МБОУ « Жердевская СОШ№2»

-

7



Практическая работа «Способы вегетативного размножения растений»

1 час

Групповая

Григорьевский филиал МБОУ « Жердевская СОШ№2»

-

8



Практическая работа «Способы вегетативного размножения растений»

1 час

Групповая

Григорьевский филиал МБОУ « Жердевская СОШ№2»


9



Практическое занятие. Где прорастут семена?

1 час

Групповая

Григорьевский филиал МБОУ « Жердевская СОШ№2»

-

10



Час ребусов.

1 час

Групповая

Григорьевский филиал МБОУ « Жердевская СОШ№2»


4



Этот необычный мир.

10




1



Живородящие птицы.

1 час

Групповая

Григорьевский филиал МБОУ « Жердевская СОШ№2»

-

2



«Конь в пальто», одежды животных.

1 час

Групповая

Григорьевский филиал МБОУ « Жердевская СОШ№2»

-

3



«Зеркальные животные».

1 час

Групповая

Григорьевский филиал МБОУ « Жердевская СОШ№2»

-

4



Животные барометры.

1 час

Групповая

Григорьевский филиал МБОУ « Жердевская СОШ№2»

-

5



Мастера маскировки.

1 час

Групповая

Григорьевский филиал МБОУ « Жердевская СОШ№2»

-

6



Чудо – пчёлы.

1 час

Групповая

Григорьевский филиал МБОУ « Жердевская СОШ№2»

-

7



Заботливые родители.


1 час

Групповая

Григорьевский филиал МБОУ « Жердевская СОШ№2»

-

8



Разноцветный мир бабочек.

1 час

Групповая

Григорьевский филиал МБОУ « Жердевская СОШ№2»

-

9



Подводный мир.

1 час

Групповая

Григорьевский филиал МБОУ « Жердевская СОШ№2»

-

10



Райские птички и

Рептилии.

1 час

Групповая

Григорьевский филиал МБОУ « Жердевская СОШ№2»

-

5



Воспитательная работа.

1 час

Групповая

Григорьевский филиал МБОУ « Жердевская СОШ№2»

-

5.



Итоговая аттестация.

1 час

Групповая

Григорьевский филиал МБОУ « Жердевская СОШ№2»

Устный опрос.




Итого

38






2.2 Условия реализации программы:

  1. Наборы картинок в соответствии с тематикой.

  2. Натуральные объекты.

  3. Гербарии.

  4. Коллекции.

  5. Комплекты микропрепаратов.

  6. Микроскоп.

  7. Набор химической посуды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ.

  8. Лупа ручная.

  9. Компьютер.

  10. Настенная доска.


2.3 Формы аттестации

Для полноценной реализации данной программы используется вид контроля - итоговая аттестация.

Форма аттестации -  контрольный урок в форме устного опроса.

Форма фиксации - лист наблюдений с результатами в виде отметок: зачет «+», либо незачет «-» .


2.4 Оценочные материалы: наблюдение, опрос детей в устной форме, беседа, лист наблюдений, практическое задание, творческая работа.

2.5 Методические материалы. Главный методологический принцип преподавания – освоение закономерностей поведения в обществе и наедине с природой. В проведении занятий используются следующие методы обучения – словесный и наглядный, индивидуальный и групповой. Беседа, самостоятельная работа, анализ, поиски, исследования.

Игровое начало – (поиграем во взрослых) основа всех упражнений и заданий, предусмотренных программой. Это увеличивает объём изучаемого материала и снижает утомляемость детей. Даёт выход избыточной энергии и помогает детям реализовать инстинкт подражания. Она полезна  для тренировки навыков, необходимых в разных делах. И предоставляет удовлетворять потребность в отдыхе и разрядке. Через игру реализуется стремление к соперничеству. Компенсируются вредные побуждения и невыполнимые в реальной жизни желания. Дети испытывают потребность в игре. В игре же формируются их эстетические запросы.

Программа расширяет познания обучающихся в области биологии, даёт возможность проведения самостоятельной исследовательской работы.


3.Список литературы.

Литература для педагога:

1. Афанасьев С. Ю. «Самые удивительные растения», Москва, 2009

2. А. В. Скок. Систематика растений, Брянск, 2013

3. Новак Ф. А. Полная иллюстрированная энциклопедия, 1982

Литература для детей:

1.. Занимательная биология для детей, Белый город 2012

2. Акимушкин «Занимательная биология», 2017

Интернет-ресурсы:

  • Сайт Российского общеобразовательного Портал http://www.school.edu.ru (обмен педагогическим опытом, практические рекомендации).

  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

  • Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа: www.km.ru/ education

  • http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.

  • http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).

  • http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ

  • Вся биология - http://www.sbio.info










16