СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников "Восхождение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по нравственно – патриотическому воспитанию несовершеннолетних

Просмотр содержимого документа
«Программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников "Восхождение"»

13


Министерство труда и социального развития Краснодарского края

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края

«Абинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»


СОГЛАСОВАНО


УТВЕРЖДАЮ




Заместитель директорапо ВРР ГКУ СО КК


Директор ГКУ СО КК

«Абинскийсоциально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»


«Абинскийсоциально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

М.М.Шевлякова


Е.М.Пунгина

«______» ___________________ 2017 г.


«_____» ____________________2017 г.








Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по нравственно – патриотическому воспитанию несовершеннолетних 5 - 8 лет

«Восхождение»









Разработчик:

Завгородняя Анастасия Олеговна

Воспитатель










Абинский р-н, ст. Холмская

2017 г.

Пояснительная записка


… «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»…

Л. С. Лихачев


Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

  Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма, включающее в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, а также толерантное отношение к другим людям. Ключевую роль в формирование патриотических чувств играет семья, т. к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности ребёнка и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.


Цели: - Формирование патриотических качеств личности ребёнка через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.

- Воспитание гражданина и патриота своей страны, любящего свою семью, родной дом, близких ему людей.


Задачи:


Дидактические задачи.

  1. Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках.

  2. Развивать активное культурное сознание и волю для практической реализации нравственных норм и правил.

  3. Способствовать развитию речевых навыков:

- умение правильно формулировать и излагать свои мысли,

- отстаивать свою точку зрения,

- находить аргументы и контраргументы в диалогах и спорах;

  1. Развивать умение логически мыслить и решать различные проблемы и задачи.

  2. Пополнить знания ребёнка более широкими и углубленными сведениями из различных областей знаний, искусства, философии, краеведения.

Воспитательные задачи.

  1. Формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к действительности и дать почувствовать себя с ранних лет гражданином своего Отечества.

  2. Формировать в сознании детей патриотические ценности: любовь к своей семье, родному дому.

  3. Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.

  4. Формировать у детей уважительное отношение к родителям, осознанное, заботливое отношение к старшим и младшим.

  5. Формировать интерес к своей родословной.

  6. Воспитывать духовные и нравственные качества личности ребенка.

  7. Формировать основы морали — осознанной необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма.


Методика и технология реализации:

Для повышения эффективности восприятия материала программа дополнительного образования реализуется в 3 этапа (14 часов).

1. Диагностический этап (1 час).

2.Коррекционный этап, представленный 3 блоками (12 часов):

- «Уроки доброты» (4 часа).

- «Я – и мир вокруг меня» (4 часа).

- «Православные праздники» (4 часа).

Каждый из блоков представляет собой цикл занятий. Общий объем занятий по 3 блокам – 24 занятия. Занятия проводятся по 30 минут. Каждое из занятий может быть реализовано как самостоятельное мероприятие, так и в комплексе других общеразвивающих программ.

3.Контрольно-оценочный этап (1 час).

Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания занятий.


Целевая группа: несовершеннолетние в возрасте 5 - 8 лет, находящиеся в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.


Форма обучения: групповые занятия.


Режим занятий: 2 раза в неделю по одному аудиторному занятию в день.

Занятия поводятся регулярно, для того чтобы знания, умения и навыки успели сформироваться и закрепиться у дошкольников.


Состав исполнителей: воспитатель, имеющий среднее профессиональное образование, образовательный ценз подтверждается документом государственного образца о соответствующем уровне образования.


Критерии эффективности общеразвивающей программы:

  • занятия адаптированы к конкретной культурной среде;

  • рассчитаны на непрерывное обучение в течение всего срока реабилитации несовершеннолетнего;

  • используются различные методы работы;

  • все участники информированы о целях, задачах и формах работы;

  • занятия и процесс обучения постоянно подвергаются экспертизе.


По окончании цикла занятий дети дошкольного младшего школьного возраста должны:

  • Иметь представления об окружающем мире, ???отношение к действительности и почувствовать себя с ранних лет гражданином своего Отечества.

  • Иметь доступные их пониманию представления о государственных праздниках.

  • Иметь представления об основах экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.

  • Научиться уважительно, относиться к родителям, осознанно, заботливо относиться к старшим и младшим.

  • Иметь представления о духовных и нравственных качествах личности ребенка.

  • Приобрести активное культурное сознание и волю для практической реализации нравственных норм и правил.

  • Приобрести основы морали — осознанной необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма.


Материальное обеспечение цикла занятий, технические средства обучения: учебное помещение, мольберт, телевизор, музыкальный проигрыватель для создания эмоционального настроя на упражнения и организации перерыва, копировальная техника для размножения раздаточных материалов, канцелярские принадлежности (бумага, ватман, плотные листы бумаги, фломастеры, маркеры, ручки, карандаши, краски для рисования, ножницы, клей, цветная бумага).



Содержание программы


I. Диагностический этап (1ч)

Первичная диагностика нравственной оценки, диагностика этики поведения (Приложение №1).


II.Коррекционный этап (12 ч)


1 блок «Уроки доброты» (4 ч)


1.1. Волшебные слова

Беседа «Что такое вежливость и вежливые слова?». Игра «Приветствие». Чтение стихотворения «Простите». Чтение отрывка из стихотворения «Добрые слова». Чтение стихотворения «Поссорились». Игра «Догадайся». Физминутка. Игра «В кругу волшебных слов». Пословицы. Игра «Вежливо – невежливо».



1.2. Доброе слово – что лучик света

Упражнение «Барометр настроения». Диалог – презентация «Страна Вежливости». Проблемная ситуация «Для чего говорят «Спасибо?». Чтение рассказа «Спасибо» В. А. Сухомлинского. Упражнение «Драгоценность». Ролевая игра «Мы волшебники». Подвижная игра «Пожалуйста». Игра «Хоровод».



1.3. Ежели вы вежливы

Пальчиковая игра «Дружат в нашей группе». Игра «Не сердись, улыбнись!». Чтение и разбор стихотворений, с использованием вежливых слов. Игра «Хлопки». Игра с мячом «Вежливые слова».



1.4. Путешествие в страну Вежливости

Станция «Улица волшебных слов». Станция «Парк сказок». Игра «Вежливо – невежливо». Станция «Тупик вредных советов». Станция «Улица Театральная». Станция «Оранжерея Добрых дел».



1.5. Учимся уважать старших

Чтение рассказа В. Осеевой «Бабка». Народные пословицы об уважительном отношении к старшим. Просмотр мультфильма «Алешины сказки».



1.6. Уроки доброты для дошколят

Путешествие в сказку «Муравей и голубка». Беседа по сказке. Физминутка. Пальчиковая гимнастика «Доброта». Путешествие в парк «Доброта». Пальчиковая гимнастика «Дружат в нашей группе девочки и мальчики…». Рисунок «Солнце доброты».



1.7. Учимся прощать

Чтение рассказа Е. Пермяка «Самое страшное». Обсуждение рассказа. Физминутка. Групповое пение «День рождения кота Леопольда». Сюрпризный момент.



1.8. Что такое хорошо и что такое плохо?

Составляем слово из букв. Упражнение «Добро и зло в сказках». Чтение стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?». Игра «Коробочка добра». Физминутка. Игра «Дополни пословицу». Правила жизни добрых детей. Игра «Круг доброты».


  1. блок «Я – и мир вокруг меня» (4 ч)


2.1. Имя – великое сокровище

Появление гостя – Бабушка – Загадушка. История русских имен. Прослушивание песни «Было у матушки 12 дочерей». Дети передают платок и рассказывают об имени. Кроссворд «Имена».Пословицы об именах.


2.2. Именины

История праздника «Именины». Рассказ о великомученице Татьяне. Задание от Буратино. Физминутка. Монгольская игра. Игра от Мальвины.



2.3. Дом, в котором я живу»

Упражнение «Волшебные шарики». Игра «Помогите птичке». Работа с демонстрационным материалом «Семья». Подвижная игра «Птички». Аппликация модульная обрывная «Дом, в котором я живу». Рефлексия.



2.4. Путешествие в прошлое. Русская изба

Рассказ о быте русской семьи. Беседа Матушки с гостями из «будущего». Рассказ о печи. Д.и. «Предметы быта: древность и современность». Народная игра «Ворота». Народные приметы. Изготовление макета города.



    1. Моя малая Родина – Кубань

Прослушивание песни «Ой-да, Краснодарский край». Беседа о злаковых культурах. Физминутка «Я по травке на лугу». Игра «Море волнуется».


    1. Наша Родина – Россия

Песня «Гляжу в озера синие». Стихотворение Ю. Друнина «О России». Государственные символы. Флаг. Стихотворение «Наш трехцветный флаг» Смирнова. Герб. Стихотворение «Герб России». Песня «У моей России». Гимн. Песня «Росиночка – Россия».


    1. Русские народные праздники на Руси

История России. Картины: Храм, с другой стороны - русская изба, берёза. Сцены из жизни русского народа. Рассказ о празднике Рождество. Игра «Колечко». Картина «Народные гуляния на Масленицу». Рассказ о празднике Масленица. Песня «Блины». Рассказ о празднике Пасха. Стихотворение «Христос Воскрес». Выставка яиц. Чаепитие.


    1. Мир профессий

Появляется Фея Трудолюбия. Сервировка стола. Стирка салфеток. Игра «Клубочки». Игра «Чудо-сад».


  1. блок «Православные праздники»


3.1. День ангела

Появление Ангела. Хоровод «Каравай». Стихи для именинников. Физминутка. Песня «День рождения». Танец «Ангелочки». Чаепитие.



3.2. Добро и зло в Библии

Беседа о добре и зле. Беседа о жадности. Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Два товарища». Беседа с детьми по содержанию рассказа. Игра «Закончи пословицу». Игра «Ручеек».



3.3. Рождество Христово

Загадка о празднике Рождество Христово. Стихотворение Рождество. Песня «Рождество». Песня «Яркая звездочка». История празднования праздника в разных странах. «Колядки». Игры со снежками и колокольчиками. Стихотворение «Рождественское». Чтение «Рождественская сказка». Песня «Что Бог обещал».



3.4. Крещение Господне

История праздника. Показ иллюстраций «Крещение Господне», «Купель». Игра «Продолжи правильно». Приметы.



3.5. Пасха

Показ иллюстраций храма, картинки пасхи, разукрашенное пасхальное яйцо. История праздника. Показ картинки с пасхальными яйцами. Работа по рисованию пасхальных яиц. Выставка рисунков.



3.6. Святая Троица

Рассказ о празднике Троица. Берёзовые загадки. Рассказ о русалках. Хоровод «Во поле березка стояла».



3.7. Спас Медовый, Яблочный, Ореховый

Стихи, пословицы и загадки про Ореховый, Медовый и Яблочный спас. Хоровод «Ах, вы сени». Игра «Пчелки». Игра «Угости друга яблочком». Игра «Набери корзинку яблок». Песня «Моя Россия».



3.8. Сретение Господне

Аудио запись звук колокола и голос. Загадки. История праздника. Физминутка «Веселый круг». Упражнение «Сокровища сердца».


III. Контрольно – оценочный этап (1 ч)

Итоговая диагностика нравственной оценки, диагностика этики поведения (Приложение №1).


































Список литературы


Основная


    1. Божественная Литургия. – Издание Церкви Рождества Пресвятой Богородицы с. Льялово, 2008.

    2. Бурмистрова И. К., Евдокимова Е. С. «Воспитание маленького гражданина».

    3. Дмитриев Д. Делу – время. Рассказы о близнецах. М.: Приход храма Святаго духа Сошествия, 2009. 

    4. Ермилов Г. Ключи от неба. – М.: Отчий дом, 2009. 

    5. Никифоров-Волгин В. А. Серебряная метель. – М.: Отчий дом, 2009. 

    6. Традиционные народные праздники в общеобразовательных учреждениях: методическое пособие / Е.И. Якубовская, Н.В. Ерёмина, Г.В. Емельянова и др.; Под общ.ред. Е.И. Якубовской. – СПб.: СПбАППО, 2005.

    7. Чарская Л. А. Галина правда. Сказки. – М.: Добрые книжки, 2008. 

    8. Шангина  И.И. Русские девушки. – СПб.: Азбука-классика, 2008.


Дополнительная


  1. Ганаго Б. Неземные мысли. Сборник рассказов. – Минск, Братство в честь святого Архистратига Михаила, 2010. 

  2. Ганаго Б. Детям о душе. Сборник рассказов. – Минск, Белорусская православная церковь, 2008. 

  3. Ганаго Б. Детям о слове. Сборник рассказов. – Минск, Издательство Белорусского экзархата, 2003. 

  4. Ганаго Б. Детям о вере. Сборник рассказов. – Минск, Белорусская православная церковь, 2008.

  5. Ганаго. Детям о молитве. Сборник рассказов. – Минск, Белорусская православная, 2008. 

  6. Ганаго Б. Помыслы сердца. Сборник рассказов. – Минск, белорусская православная церковь, 2007. 

  7. Кондрыкинская Л. А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду».