СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций сформирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
«Добрый мир»
Разработала воспитатель
Байрамалиева В.Д.
Пояснительная записка
проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчѐркивается, что «система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового,
демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, воспитание нравственных чувств было и остается наиважнейшей задачей, которая стоит перед воспитателем детского сада. На основе анализа теоретических положений мы рассматриваем духовное развитие дошкольника как становление в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей:
идеальная потребность в познании мира;
соц. потребность – жить, действовать для других.
Причем первая из этих потребностей определяет такое личностное качество, как духовность. Духовность предполагает стремление личности к познанию мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Человек духовен в той мере, в какой он задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ. В дошкольном возрасте предпосылкой становления данной потребности (в познании мира в широко смысле) является развитие познавательного интереса как мотива познавательной деятельности и самосознания.
Со второй потребностью связано такое личностное качество, как душевность. Душевность характеризуется добрым отношением человека к окружающим его людям, заботой, вниманием, готовностью прийти на помощь, разделить радость и горе. Это отношение распространяется и на дело, выполняемое внимательно, заинтересованно, с любовью, т. е. «с душой». Поэтому предпосылками становления данного личностного качества
дошкольном возрасте является развитие способности к проявлению сопереживания, сочувствия, а также воспитание добросовестности,
ответственности.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций сформирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
программе по духовно-нравственному воспитанию прослеживается несколько направлений работы:
1. Духовно-образовательное (непрерывный образовательный процесс,
беседы, устные поучения).
Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые, прогулки, экскурсии).
Культурно-познавательное (встречи с интересными людьми, целевые прогулки, экскурсии, концерты).
Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам). Программа составлена для детей старшей группы.
Цель и назначение программы – способствовать формированию личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с развитыми познавательными интересами, эстетическими чувствами, с добротной нравственной основой. Такая личность формируется всю жизнь, но основы ее закладываются в дошкольном возрасте.
Программа не ведет к увеличению учебной нагрузки на детей. Она может реализоваться через разделы примерной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой в
образовательных областях: труд, познание, музыка и как дополнение к любой программе к разделу «Социально-нравственное развитие» [45; 52].
Цель: Создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно–нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им.
Задачи:
Воспитывать уважение к нравственным нормам морали. Учить различать добро и зло, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.
Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
Прививать трудовые навыки, учить выполнять простые бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
Ориентировать семью на духовно–нравственное воспитание детей
(ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).
Ожидаемые результаты программы
Применение программы в практической деятельности позволит обеспечить постепенное воспитание у ребѐнка ясного понимания вещей окружающего мира, возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли.
Содержание программы включает два раздела:
Познай себя 1. Обучить детей правилам семейного этикета, показать связь правил внутрисемейных отношений, их нравственную и эстетическую основу; помочь детям познать такие явления, как коллектив, родина, страна, мир.
Познай окружающий мир 2. Показать детям удивительный мир народной культуры и помочь осознать себя личностью, чувствовать духовную связь со своими предками.
Первый раздел программы «Познай себя» вводит дошкольников в самопознание. Они осмысливают и понимают самих себя, вырабатывают умения выражать свои эмоции, сопоставлять личные черты характера и воспитание в себе доброжелательности и сочувствия. Успешному выполнению этих задач способствует восприятие дошкольниками нравственных ценностей через игровую деятельность. Полученные знания позволяют детям понять необходимость проявления заботы и внимания по отношению друг к другу. Выработанные навыки этикетного поведения будут способствовать формированию у дошкольников доброты. Чуткости,
доброжелательности. Поскольку духовно-нравственное воспитание предполагает усвоение ребенком нравственных ценностей, то данный раздел включает развитие оценочной сферы личности с опорой на эмоции и целенаправленное культивирование чувств.
Основное внимание уделено: развитию коммуникативных умений и навыков (умение слушать, понимать, адекватно оценивать себя и других, взаимодействовать, умение строить равноправные, добрые взаимоотношения со сверстниками; умение настраивать себя на позитивный лад, выражать свои чувства и распознавать чувства других; развитию социальной активности. Методические приемы направлены на формирование и развитие умений детей любить друг друга, прощать, проявлять снисходительность, терпимость, благородство. В результате совместной творческой работы дети научаться видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих людей, поступать по справедливости, подчинять свои желания общим интересам, подражать хорошим манерам. Заложенные основы знаний и воспитания помогут ребенку вырабатывать в себе чувство ответственности за свои поступки, требовательность по отношению к себе, позволят формировать правильную самооценку, что поможет развитию основных черт личности.
Содержание второго раздела программы «Познай окружающий мир» ориентировано на формирование ориентации дошкольников на духовно-
нравственные ценности, воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека, воспитание нравственных чувств и этического сознания. В программе данного раздела предусмотрено приобщение дошкольников к фольклору, обращаясь к народности, дети через православные праздники, народную песню, сказку, игру знакомятся с понятиями: вера, надежда, любовь. Высокой ступенью духовно-нравственного развития личности – принятие детьми традиций, ценностей, особых форм культурно – исторической, социальной и духовной жизни родного села. Через семью, друзей, окружающую среду и социальное окружение наполняются понятия «семья, род, народ». Казачество и православие не отделимы, вот почему казачья народная культура – одна из форм воспитания духовно-нравственной личности. Очень важно воспитывать
детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром.
Раздел включает как теоретический блок, так и практический. Система духовно-нравственного воспитания детей строиться через приобщения их к культурному наследию своего народа. Из теоретического блока,
посвященных общечеловеческим ценностям, дошкольники узнают об обязанностях уважать право другого человека на жизнь, знакомятся с символикой, как государственной, так и малой родины – Раздольное, достопримечательностями родного края. Этот опыт поможет детям научиться жить в гармонии с собой и окружающем миром, сохранять и укреплять свое здоровье, формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе. Эмоциональная насыщенность занятий обеспечивается использованием практического блока – экскурсий, проведение различных праздников. «Подлинные встречи» с культурным наследием села помогут раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировать некоторые оценки и суждения.
Программа составлена с учѐтом реализации межпредметных связей по разделам:
Система организованных образовательных областей (познание,
музыкальное развитие, изобразительное творчество) ;
Работа вне занятий (беседы, экскурсии, встречи с интересными людьми);
Массовые театрализованные праздники и развлечения.
Учебные занятия проводятся раз в месяц продолжительностью 25 минут. Работая по направлению духовно–нравственного воспитания дошкольников, детям легче найти гармонию во взаимоотношениях с другими людьми, формируется умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть, учатся жить в согласии с собой и совестью, развивается чувство собственного достоинства.
Перспективный план работы
по духовно-нравственному воспитанию
детьми старшего дошкольного возраста и их родителями
Составление календаря дней рождений и именин. Праздник осенних именинников
Цель: формировать у детей навыки социокультурного взаимодействия;
развивать монологическую и диалогическую речь; учить радовать друг друга и радоваться за других, дать представления о роли в жизни человека Ангела-Хранителя и святого небесного покровителя; познакомить детей с традицией празднования именин.
«Посиделки» с родителями «На Воздвиженье первая барыня –
капуста»
Цель: закреплять знания детей о православном празднике Воздвиженье; познакомить с обычаем делать заготовки на зиму из капусты, с подвижными играми; развивать ловкость, быстроту, умение переключаться с одного вида деятельности на другой; расширять словарь, упражнять в образовании прилагательных от существительных, развивать речевое дыхание и голос; воспитывать интерес к казачьему быту, взаимопомощь,
упражнять детей в совместном творчестве с родителями с различным природным материалом (блоко, груша) ; формировать желание к творческому труду; развивать общую и мелкую моторику пальцев рук, внимание,
воображение; обогащать словарь прилагательными; воспитывать доброжелательность, бережное отношение к природе.
Праздник «Осенины»
Цель: продолжать развивать эстетическое восприятие, интерес и любовь к народной музыке и устному народному творчеству; создавать условия для развития индивидуальных способностей детей; закрепить знания детей о характерных признаках осени родного края; развивать общую и мелкую моторику, воспитывать уважение к культуре нашего народа.
Беседа с родителями «на Покров…»
Цель: учить понимать связь душевных переживаний человека с явлениями и состоянием природы; формировать эстетический вкус и любовьк художественному слову; развивать умение замечать и чувствовать красоту в окружающем мире, любоваться ею; развивать способность создавать художественные образы в творческих работах; продолжать развивать подвижность органов артикуляционного аппарата, силу и длительность речевого выдоха, совершенствовать навык ведения диалога; воспитывать у родителей и детей любовь к Родине и родной природе, продолжать учить использовать природный, бросовый материал при изготовлении поделок, закрепить знания об особенностях этого материала, развивать фантазию; развивать мелкую моторику, расширять словарь, упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; воспитывать желание сделать совместную поделку для близкого человека, друга.
Занятие «Народные промыслы»
Цель: познакомить детей с народными промыслами, с их историей, традициями, материалом, который используют мастера; активизировать словарь, упражнять в согласовании существительных с прилагательными; воспитывать любовь и бережное отношение к казачьей культуре и традициям русского народа.
Развлечение для матерей «День Матери»
Цель: развивать духовно-нравственный потенциала дошкольников; упражнять в подборе однородных определений к существительному, продолжать развивать общую и мелкую моторику, память, внимание; воспитывать любовь и уважение к матери, нравственных качеств личности, создание благоприятных условий для формирования духовных ценностей.
Творческая мастерская «Добрая сказка»
Цель: учить детей создавать образы из сказок по образцу, сделанному воспитателем, добиваться выразительности в образе, развивать способность видеть в реальных событиях духовный смысл; упражнять в подборе синонимов, в составлении разных типов предложений; продолжать развивать образные представления, воображение; закреплять представления детей об окружающем мире; содействовать формированию и уточнению представлений детей о мире духовном,; активизировать словарь детей; развивать общую и мелкую моторику, совершенствовать навык ведения диалога.
Праздник совместно с родителями «Новый год»
Цель: вызывать эмоционально – положительное отношение к празднику, приобщать детей к всенародному веселью; продолжать развивать речевое дыхание; воспитывать внимание и любовь к окружающим людям, стремление вовремя поздравлять с памятными событиями, приучать активно, участвовать в подготовке и проведении праздников.
Творческая мастерская – Изготовление вертепного театра
Цель: способствовать эстетическому и этическому развитию ребенка, развитию интеллектуального потенциала; активизировать словарь детей; продолжать развивать воображение, мелкую моторику. : закрепить знания детей об обрядах и обычаях, присущих канону Рождества Христова; познакомить с понятием «Сочельник» - день перед Рождеством Христовым; продолжать рассматривать иллюстрации в книгах на тему Рождество Христово; упражнять в составлении предложений разного типа и описательных рассказов; уточнить понятие «Святки»; вспомнить знакомые колядки.
Праздник «Рождество Христово»
Цель: познакомить детей с повествованием о Рождестве Христовом; содействовать формированию чувства радостного ожидания православных праздников; воспитывать желание трудиться для того, чтобы порадоватьблизких; познакомить с традиционным видом рождественского театра – вертепом; продолжать развивать подвижность органов артикуляционного аппарата, выразительность речи.
Развлечение «Масленицу встречаем»
Цель: закрепить собирательный образ весенних примет; развивать любознательность и активность в познании окружающего мира; упражнять в образовании новых слов; активно употреблять предлоги; воспитывать умение видеть и различать красивое, стремление участвовать в творческой деятельности.
«Начался Великий пост»
Цель: познакомить детей с назначением православного поста как времени особой собранности и молитвы на пути подготовки к большому
празднику; формировать представления о Великом посте как времени подготовки к празднику Пасхи.
Творческая мастерская «Пасхальное яичко»
Цель: учить самостоятельно, придумывать узор из вырезанных детьми деталей; развивать логическое мышление, чувство ритма и цвета; вызывать чувство радости от результата совместного труда и от возможности сделать подарок родным; развивать общую и мелкую моторику; воспитывать любовь к народным праздникам, уважение к традициям, самостоятельность.
Русский костюм
Цель: познакомить дошкольников с элементами народного костюма, предметами народного быта; упражнять в согласовании местоимений с существительными в роде, числе, падеже; совершенствовать ведение диалога; воспитывать любовь и бережное отношение к культуре и традициям русского народа.
Семейные посиделки к всемирному дню семьи
Цель: обобщить и закрепить представления, полученные детьми на занятиях в течение года; познакомить с всемирным днѐм семьи и особенностями его празднования; активизировать словарь детей.
Таким образом, нами была разработана программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Откроем в сердце двери…». В программе по духовно-нравственному воспитанию прослеживается несколько направлений работы: духовно-образовательное, воспитательно-оздоровительное, культурно-познавательное, нравственно-трудовое. Цель: Создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно–нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им. Применение программы в практической деятельности позволит
обеспечить постепенное воспитание у ребѐнка ясного понимания вещей окружающего мира, возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли.
Методические рекомендации по подготовке и проведению народных
праздников в дошкольном образовательном учреждении
Праздник в дошкольном образовательном учреждении - один из видов досуга детей и взрослых, который в ненавязчивой форме знакомит детей с народными традициями и обычаями русского народа. Организация и проведение праздничных мероприятий расширяет знания детей о знаменательных датах истории страны, об истории самого праздника, о том, как его празднуют в семье. Праздник важен тем, что на основе общих интересов у детей формируется коммуникативная, художественно - эстетическая, игровая, нравственная и другие виды культур, необходимые для успешного вхождения ребенка в мир взрослых. В ходе праздника ребенок получает положительные эмоции, вызывающие чувство радости, удовлетворения от совместной деятельности в коллективе, это создает комфортность в его эмоциональном состоянии, которая важна для личностного становления дошкольника.
Для того чтобы организовать и провести праздник с исторической или религиозной тематикой, нужно вызвать интерес к событию или явлению, которое положено в основу сценария, организовать глубокое осмысление его детьми как на занятиях, так и в повседневной жизни. Во время чтения произведений детской литературы или рассказов воспитателя, например, на историческую тему, следует использовать все средства выразительности. Организовывая народные праздники в дошкольном образовательном учреждении, следует основываться на трех положениях. Во-первых, подготовка к празднику, что создает перспективу деятельности детей в
течение определенного времени. В ходе этого процесса у детей дошкольного возраста создается игровой настрой, появляется желание, готовность сделать друг другу приятное, оказать помощь, что является основой формирования некоторых нравственныхкачеств. Во-вторых, всегда разрабатывается программа проведения праздника и содержание сценария. Главное - учитывать активность самих детей на празднике. Дети счастливы на празднике, если они вступают во взаимодействие друг с другом: исполняют народные танцы, играют в народные игры, поют, участвуют в разнообразных состязаниях и обрядах. В - третьих, праздник - это всегда яркое эмоциональное событие, а значит, детям он должен запомниться на долгое время, его самые яркие и интересные моменты.
При организации народных праздников в дошкольном образовательном учреждении воспитателю необходимо руководствоваться психолого-педагогическими принципами, на основе которых формируется культура ребенка: деятельностный подход, принцип интереса, сочетание индивидуальной и коллективной деятельности, единство отдыха и познания, принцип нравственно - эстетической направленности.
Интегративный подход позволяет в народном празднике соединить познание и развлечение, наполнить его нравственно - эстетическим и культурным содержанием. Немаловажно в ходе подготовки программы народного праздника и разработке его содержательной части учитывать уровень обученности, воспитанности и нравственного развития детей, дать возможность детям раскрыть знания о народном празднике в новой для них форме - атмосфере народного праздника.
Программа строится на принципах:
культуросообразности (учѐт национальных ценностей и традиций в образовании);
принцип систематичности, последовательности, преемственности в обучении. При соблюдении данного принципа можно достичь положительного результата в работе;
принцип результативности. Предполагает обязательность общения воспитателя с ребенком, выяснения того, что и как он понял, почувствовал. С этой целью педагоги разрабатывают анкеты, тесты.
принцип развития самоценных форм активности. В соответствии с этим принципом наши воспитанники получают возможность познавать мир через те виды деятельности, которые для них наиболее привлекательные [20].
Следующим важным принципом является сочетание индивидуальной
коллективной деятельности детей в ходе подготовки проведения народного
праздника. Совместная деятельность, обладающая социальной направленностью, способствует формированию у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, умения договориться о содержании деятельности, оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Совместная работа детей при организации праздника формирует ценностно-ориентационное единство группы. В современных условиях при подготовке и организации народных праздников в дошкольном образовательном учреждении используется два педагогических подхода.
Первый подход - является традиционным и включает в себя несколько основополагающих позиций: определение тематики праздника, цели и задачи праздника, его адресность, место и время проведения, разработка сценария,
распределение поручений в детском коллективе, создание и воплощение сценария, анализ праздника. Второй подход - не является принципиально новым, но широко используется при технологии приобщения дошкольников
праздничной народной культуре - это проектный метод. В его основе лежит развитие активной деятельности воспитанников, развитие их мышления,
умений ориентироваться в информационном пространстве. Работа над проектами позволяет воспитателю детского сада осуществить в полной мере индивидуальный подход в воспитании, открывает простор для развития творчества детей, их духовности и культуры. Следует отметить несколько общих моментов подготовки программ народных праздников. Она состоит из ряда этапов:
организационной подготовки (формулирование идеи праздника,
| продумывание примерного плана праздника, использование народных |
| |
| костюмов, изучение истории народного праздника, изучение обрядовых |
| |
| компонентов праздника, использование фольклора в сценарии праздника); - |
| |
| написание сценария праздника; - распределение заданий и выполнения |
| |
| условий, необходимых для осуществления праздника (продумывание |
| |
| сценического и музыкального оформления). |
| |
| Методы для реализации программы: наглядный, словесный, |
| |
| практический [8]. |
| |
| Наглядный метод используется во время: |
| |
| Чтения педагогом рассказов об иконах православных праздников; |
| |
| наблюдений; |
| |
|
| ||
| показа сказок (детьми) ; |
| |
|
| ||
| рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов; |
| |
|
| ||
| проведения дидактических игр; |
| |
|
| ||
|
|
|
экскурсий по городу, целевых прогулок в Христорождественскую церковь.
| Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе: |
| ||
| бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя; |
| ||
ответов на вопросы педагога, детей; |
| |||
|
| |||
|
|
| ||
| проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, |
| ||
|
| дидактические, игры-драматизации и др.) ; |
| |
сообщения дополнительного материала воспитателем; |
| |||
|
| |||
| загадывания загадок; |
| ||
|
| |||
| рассматривания наглядного материала; |
| ||
|
| |||
| разбора житейских ситуаций; |
| ||
|
| |||
| проведения тематических вечеров; |
| ||
|
|
чтения литературных произведений родителями. Практический метод используется, когда необходимо:
организовывать продуктивную деятельность;
провести игры (строительные, дидактические, подвижные,
| малоподвижные, инсценировки и др.) ; |
|
сшить кукол к сказкам; |
| |
|
| |
организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, |
| |
|
| |
| а так же праздников; |
|
провести экскурсии различной направленности; |
| |
|
| |
организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников; |
| |
|
| |
изготовить с детьми наглядные пособия для занятий. |
| |
|
| |
| Основные условия духовно-нравственного воспитания: |
|
гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к
миру и с миром (любовь к ближним).
природосообразность (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться
общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).
культуросообразность (воспитание должно строиться в соответствии
ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям региона).
светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ).
Главный результат заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.
Предполагаемая программа духовно-нравственного воспитания ставит своей целью достичь следующих результатов.
Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру, состояние близости души, внутреннего мира к Вышнему.
Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира. Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование. Субъективное психоэмоциональное благополучие. Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном
служении на благо Отечества.
Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах. Деятельное
отношение к труду. Ответственность за свои дела и поступки. Алгоритм создания сценария народного праздника состоит из
следующих этапов: определение темы, идеи праздника; определение адресности праздника; определение состава участников; определение исполнителей действия; сценическое решение» подбор литературного материала и реквизита; разработка плана подготовки и плана проведения самого праздника. Тема сценария народного праздника зависит от народного календаря. Немалую роль играет идея праздника. Идея - это главная мысль праздничного действия. Любой сценарий народного праздника представляет собой план праздничного события, в котором должны быть отражены все компоненты народного праздника:
«зачин» праздника (яркое театрализованное зрелище - объявление о начале торжества); - «разгул» и «перелом» праздника (воспроизведение участниками праздника тех или иных праздничных обрядов, которые делят каждый праздник на две половины – до середины праздника и после нее); -
«спад» праздника (организованное завершение праздничного гуляния с соответствующими каждому празднику кульминационными по содержанию ритуалами). При написании сценария народного праздника следует учесть логику, смысловую связь всех компонентов праздника, законченность каждого эпизода, динамичность эпизодов праздника (развитие главной
мысли в эпизодах), зрелищность и эмоциональную насыщенность. В любом праздничном действии должен быть сюжет. Сюжет - последовательность и связь описания событий в сценарии праздника, совокупность и разнообразие событий во всей их противоречивой сложности, лежащих в основе праздника, всех его составляющих: завязка, основное развитие хода действия, включая кульминацию и концовку как завершение, финал праздника. Особое значение в праздничном сценарии отводится действующим лицам, ролям, которые на народном празднике будут исполняться участниками. Создавая сценарий народного праздника, следует позаботиться о том, чтобы как можно больше детей приняло участие в празднике.
Многоролевой праздник обеспечивает создание не только интереса у детей к предстоящему празднику, так как каждый ребенок находит для себя возможность поучаствовать в нем, но и объединяет весь детский коллектив, т.е. несет в себе огромный нравственный и творческий потенциал для воспитания личности ребенка. Массовая часть является составляющим компонентом праздничных действий. Массовая часть праздника - это творческое общение детей со взрослыми, друг с другом, это условия самореализации и самопроявления. В массовую часть народных праздников включаются следующие виды народного творчества: народные танцы, народные игры, народные конкурсы или состязания. Без народного танца невозможно представить ни один праздник. Вместе с тем народный танец на празднике выполняет и ряд воспитательных задач: учит культуре поведения, этикету, развивает пластику, координацию и красоту движений. Народные игры и народные состязания - еще один яркий элемент народного праздника, который вызывает чувство соперничества, желание быть первым и лучшим, проявить себя пред коллективом. Особое внимание в процессе организации праздника необходимо уделить активному включению родителей в процесс подготовки и проведения праздника, т.к. это содействует общей сплоченности детей и взрослых, их объединению.
Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к современной, так и к народной.
Народные игры являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, учат малыша обретать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств. Перед игрой педагоги, как правило, рассказывают о культуре и быте того или иного народа (русские народные игры: «Кто сильнее», «Ловкий в кругу», «Ручеѐк», «Перетягивание каната», игра-инсценировка «Теремок», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору» и т.д.).
Яркой особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту, фольклору.
Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка-дошкольника вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно. И именно поэтому знакомство с русским фольклором происходит сразу, как только ребѐнок попадает в детский сад: ему читают потешки, песенки, колыбельные, фольклорные стишки. Далее в старших группах приобщения детей к устному народному творчеству идѐт через волшебные сказки, афоризмы, пословицы, поговорки, народные приметы, героический эпос. Также в детском саду есть мини-музей «Русская изба»
Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников и обрядов: осенью – «День матери»; зимой – «Новый год», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной – «Наши любимые», «Праздник птиц», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица), «Пасха». Дети
вместе со взрослыми (т.к. на праздники мы приглашаем родителей) исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также
важными датами, событиями в общественной жизни. Знакомя с культурным наследием нашей страны, педагоги приобщают детей к изготовлению народных игрушек, поделок и других предметов, где дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать что-то своими руками. Также дети знакомятся с народными костюмами. Это очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа. Со старшими дошкольниками костюмы классифицируются по его принадлежности: праздничный, будничный; для женщины, девушки;
женский, мужской. Происходит знакомство с декором костюма, материалом украшений: жемчуг, бисер, разноцветное стекло. Дети украшают декором женский народный костюм, мужскую косоворотку и др. (в рисунке, аппликации).
Педагоги организуют целевые прогулки, экскурсии по улицам города. Целевые наблюдения и короткий рассказ взрослого способствуют тому, что ребенок, не перегружаясь излишней информацией, получает яркие представления об объекте, об истории нашего города.
Формы и методы работы с родителями
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности дошкольников показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому педагогам необходимо помочь родителям осознать, что
первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками,
прабабушками и прадедушками и что именно родители ответственны в первую очередь за воспитание детей.
Необходимо использовать очень разнообразные формы работы с родителями:
*родительские собрания на духовно-нравственные темы; *лекторий для родителей
*открытые показы воспитательно-образовательного процесса («Дни открытых дверей»)
*проведение совместных выставок, конкурсов, родительских семинаров на диалоговой основе;
*факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
*индивидуальные консультации специалистов;
*наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
*совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
*помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).
Идеалом, к которому стремится семья, школа, все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически
нравственно, умеющий и любящий трудиться.
важности организации процесса семейного воспитания детей писал А.С. Макаренко: «Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие.
Поручиться за то, что семья воспитывает как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание…».
этих позиций и определяются основные задачи работы педагогов с родителями дошкольников:
систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей, т.е. ознакомление их как с основами теоретических
знаний, так и с практикой работы с учащимися;
привлечение родителей к активному участию в учебно-
воспитательном процессе;
формирование у родителей потребности в самообразовании;
обеспечение правовой защиты ребенка в семье и дошкольном учреждении.
При проведении этой большой и ответственной работы учитываются проблемы, выдвигаемые перед обществом самой жизнью: малочисленность семьи, воспитание в ней одного ребенка; отдельное проживание молодых супругов и отсюда – утрачивание семейных традиций, затрудненность передачи опыта семейного воспитания, специфика влияния неполной семьи на ребенка; дефицит общения родителей с детьми в связи с большой занятостью родителей, продолжением учения молодых родителей; поглощение духовных интеллектуальных запасов так называемым
«вещизмом». Правильное педагогическое руководство семейным воспитанием возможно при условии комплексного подхода к воспитанию, обеспечению координации усилий по всем направлениям воспитания – трудового, нравственного, эстетического, физического.
Работа педагогов с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. В практике сложились наиболее рациональные ее формы: собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ детей. Родители привлекаются к участию в организации учебно-воспитательного процесса: руководство кружками, выступления перед родителями и детьми, подготовка и участие в проведении различного рода мероприятий, хозяйственная помощь.
Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если педагог строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные повороты. Давая советы, стремясь, если это необходимо, внести коррективы в воспитательные воздействия родителей на ребенка, нужно помнить, что прямое нетактичное вмешательство во внутренние дела семьи может вызвать как протест и нанести трудно поправимый вред. Ведь каждый родитель воспитывает своих детей так, как считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений.
Большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключается в том, что, направляя по нужному руслу воздействие родителей на детей, педагог влияет и на перестройку внутрисемейных отношений, способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает уровень общей культуры населения.
Индивидуальная работа с родителями и другими взрослыми членами семьи учащегося сложна и разнообразна.
Преимуществом индивидуальной работы является то, что, находясь наедине с педагогом, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах внутрисемейных отношений, о которых никогда бы ни сказали при посторонних. При индивидуальных беседах необходимо придерживаться главного правила: содержание индивидуальной беседы должно быть достоянием только беседующих, оно не должно разглашаться.
Очень внимательно следует относиться к просьбам родителей. Не выполнить просьбу можно только в том случае, если ее выполнение может нанести вред ребенку.
Индивидуальное общение не только дает возможность учителю оказать влияние на родителей, но и в свою очередь, во многом помогает ему в выборе правильного подхода к детям.
Многое в отношении дошкольного учреждения и семьи зависит от первой встречи. В первом разговоре с родителями не следует говорить о
трудностях работы с детьми. Нужно постараться, чтобы у родителей появилась уверенность, что учить и воспитывать их сына или дочь будут квалифицированные педагоги и для этого подготовлены все необходимые условия. Особенно это относится к родителям, которые приводят детей в первый раз – ведь некоторые из них, если ребенок не ходил в ясли или детский сад, впервые расстаются с ним и очень волнуются. Чтобы в будущем рациональнее спланировать работу, наметить индивидуальный подход к каждому родителю, найти пути привлечения семьи к активному участию, можно при записи ребенка в школу предложить родителям анкету с определенным содержанием.
Очень важна форма проведения индивидуальной беседы. Каждый собеседник должен уметь слушать. При знакомстве с родителями это правило особенно необходимо соблюдать.
Часто встречаются трудности в воспитании ребенка, где конфликты между отцом и матерью переходят границы внутрисемейных разногласий. Задача, которую надо решить в работе с неблагополучными семьями – попытаться всеми средствами обеспечить охрану интересов ребенка. А значит так повлиять на родителей, чтобы они осознали ответственность за растущего человека, это очень сложная кропотливая работа, не всегда приносящая результат сразу. Здесь нужно использовать всевозможные формы и методы работы: убеждение, разъяснение, пример других родителей, усиленный контроль.
Часто наблюдается практика, когда для беседы приглашаются те родители, дети которых чем-то провинились. Это крайне неверно, в этом случае каждая предполагаемая встреча с педагогом вызывает беспокойство, смущение, а иногда и раздражает. Планируя беседы, педагог должен исходить из того, что общение с родителями не должно ограничиваться назиданиями – поучениями, замечаниями. Беседы должны быть взаимно интересными, чаще приятными, доходчивыми, естественным видом связи родителей и школы.
Часто беседы с родителями помогают найти правильный подход к ученику – ведь близкие хорошо знают его и могут многое подсказать, помочь определить причину того или иного поступка.
Большие возможности представляет работа с коллективом родителей: широкая педагогическая информация, обмен опытом, создание в необходимых случаях общественного мнения, привлечение родителей к участию в жизни детского «сообщества» (класса, группы в кружке, в детском саду). Эта работа ведется в двух направлениях: повышение педагогической культуры родителей и более совершенное в связи с этим выполнение ими обязанностей воспитателей своих детей, объединение родителей в сплоченный коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебно-воспитательной работы со всеми детьми.
Основная задача педагога – активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер.
Основная форма работы с коллективом родителей – родительское собрание, вместе с воспитателями всех групп, которое проводится ежемесячно, а если это необходимо еженедельно.
Родительские собрания сближают педагогов и родителей, приближают семью к дошкольному образовательному учреждению, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка.
Родительские собрания могут быть построены различно. Основная их часть – сообщение педагогических знаний – может выразиться в лекции, докладе, беседе, диспуте, дискуссии. Это может быть семинарское занятие, просмотр и обсуждение фильма, деловая игра, между учителями и родителями, которую ведет педагог. Может быть проведено чтение отдельных статей, подборки выдержек из произведений классиков педагогической литературы, постановка проблемных ситуаций. Такой прием активизирует аудиторию, стимулирует обмен мнениями, стремление к
| педагогическому самообразованию. Причем выступления должны готовиться |
|
| и родителями. |
|
| В процессе индивидуальной работы с родителями педагогу необходимо |
|
| иметь педагогическую библиотеку, которой могут пользоваться родители. |
|
| Для этого можно завести читательские карточки. Чтобы привлечь родителей |
|
| к чтению педагогической литературы, педагогу можно посещать собрания |
|
| родителей и делать объявления о какой-либо новинке. Если рекомендованная |
|
| книга была прочитана большей частью родительского коллектива, то можно |
|
| организовать обсуждение, обмен мнениями. |
|
| Примерный порядок проведения родительского собрания: |
|
| сообщение педагога или члена родительского комитета о |
|
| выполнении решений предыдущего собрания; |
|
лекция, беседа специалиста на педагогическую тему; |
| |
|
| |
выступление родителей об опыте семейного воспитания по данному |
| |
|
| |
| вопросу; |
|
обобщение, обмен мнениями по изложенному вопросу; |
| |
|
| |
сообщение педагога о состоянии учебно-воспитательной работы; |
| |
|
| |
|
|
обсуждение и решение вопросов, касающихся жизнеобеспечения учреждения.
Опытные педагоги считают, что успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой. Во-первых, о содержании следующего собрания сообщают родителям на предыдущей встречи с ними. Родителям необходимо предложить вопросы, над которыми нужно подумать.
Иногда к собранию готовят выставку детских работ, выступления ребят. Такие мероприятия оживляют родителей.
Собрание не должно затягиваться более чем на 1-1,5 часа. Начало должно настраивать родителей на деловой лад. Вместе с тем непринужденное, эмоционально окрашенное вступительное слово создаст нужную атмосферу доброжелательности.
Исходя из планов работы, индивидуальных бесед с родителями, итогов работы родительских собраний, педагог может проводить коллективные консультации с родителями, по особо волнующим их проблемам.
Коллективные консультации для родителей могут быть плановые и внеплановые. Время и сроки проведения плановых консультаций педагог намечает заранее. От темы предстоящей консультации зависит, всех ли родителей можно пригласить, поговорить по данному вопросу, или только тех, с кем необходимо поговорить по данному вопросу. Внеплановые консультации назначаются как по инициативе педагога, так и по просьбе самих родителей.
Формы и методы работы с родителями разнообразны, но главное то, что педагогу необходимо делать правильный выбор, учитывая все особенности работы с конкретными родителями, особенности системы работы дошкольного учреждения и т.п.
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы плохо ни было настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им правильную достойную жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научить их понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней.
Именно поэтому при реализации разработанной нами программы необходимо задействовать максимально широкий спектр педагогических методов, средств и форм. Лишь полное погружение в атмосферу праздника, принятие на себя различных ролевых функций позволит личности дошкольника эффективно усваивать транслируемые духовно-нравственные ценности и моделировать на их основе присущие каждой развитой личности духовно-нравственные качества.
Заключение
Уровень развития представлений о духовно-нравственных качествах у дошкольников характеризуется наличием обобщенных представлений о справедливости, правдивости, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивости, заботливости. Особенностями духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста является то, что с течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, к себе.
Главной целью духовно-нравственного воспитания на основе народных праздников является приобретение молодым поколением нравственного опыта, наследование духовного достояния народа, достижение культуры межличностных и межнациональных отношений. Основные задачи нравственного воспитания дошкольников - это приобретение знаний о нравственных принципах, нормах и правилах общественного поведения; воспитание нравственных чувств, потребностей и отношения к окружающему; формирование нравственных идеалов, убеждений, стойких навыков и привычек нравственного поведения.
Многообразные функции народных праздников обуславливают целесообразность широкого использования этой формы духовно-нравственного воздействия в системе воспитания. Система праздников - это своеобразное педагогическая система, которая органически связана со всей воспитательной работой в данной социальной общности. Она обеспечивает постоянное воспитательное воздействие на людей, отражает их мировоззрение.
Традиционно средством воспитания духовно-нравственных качеств у детей являлись народные праздники, которые органично сочетали в себе педагогическую силу родного слова, дело, игру, обычаи. Каждый праздник
имел свою историю, отражал чаяния народа, включал традиционные виды устного народного творчества - песни, коляды, заговоры. У древних славян праздники во многом были связаны с циклами обновления и угасания природы, ритуалы выражали глубочайшую любовь к природе. С принятием христианства возникли новые праздничные традиции. При этом многие языческие праздники слились с христианскими, составляя единую традицию. Транслируемые через праздники традиции способствовали формированию у детей чувств добра, милосердия, сострадания и т.д.
Для реализации на практике изученных теоретических основ по формированию духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста нами была разработана программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Откроем в сердце двери…». В данной программе прослеживается несколько направлений работы: духовно-образовательное, воспитательно-оздоровительное, культурно-познавательное, нравственно-трудовое. Целью программы является создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им. Применение программы в практической деятельности позволит обеспечить постепенное воспитание у ребѐнка ясного понимания вещей окружающего мира, возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли.
Кроме того, нами были подготовлены методические рекомендации по реализации разработанной программы в детских садах. Данные
рекомендации построены на принципах культуросообразности, систематичности, последовательности, преемственности в обучении, результативности, развития самоценных форм активности, сочетания индивидуальной и коллективной деятельности детей в ходе подготовки проведения народного праздника. Таким образом, поставленная в работе цель была достигнута.
Список литературы
Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников. [Текст] / Н.Г. Аверина // Начальная школа. – 2005. - №11.
– С. 17-24.
Авраменко, О.В. Нравственное воспитание дошкольников в игре: Образовательно-профессиональные программы [Текст] / О.В. Авраменко. - Елец, 2001. - 152 с.
Андросова, М.А. Народная игра как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению [Текст] / М.А. Андросова // Дошкольное воспитание. – 2007. - №3. – С. 13-15.
Аничикова, Т.П. Приобщение к истокам русской народной культуры [Текст] / Т.П. Аничикова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2008. - №4. - С. 55-62.
Антонова, Т.В. Народный праздник как средство приобщения ребенка
– дошкольника к национальной культуре и традициям [Текст] / Т.В. Антонова // Детский сад от А до Я. – 2005. - №6. – С. 35-40.
Аполлонова, К.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре [Текст] / К.А. Аполлонова // Дошкольное воспитание. – М., 2012. – №5-6. – С. 12-18; С 14-20.
Бакланова, Т.И. Народная художественная культура / Т.И. Бакланова. – М., 2000. – 329 с.
Бережнова, О.В. Фольклорные произведения в воспитательной работе дошкольного учреждения [Текст] // Образование и общество. - №12. - 2012. - С. 9-13.