
Составители:
Суворова И. Ю.
Паспорт
Наименование Программы | Программа духовно-нравственного развития и воспитания «Школа добрых наук» |
Основание для разработки | Закон РФ «Об образовании» Федеральный государств. образовательный стандарт основного образования Концепция духовно-нравствен. развития и воспитания гражданина России |
Разработчик | МКОУ Большеинская ООШ № 6 |
Тема | Становление личности каждого ученика на основе его природных задатков и склонностей через обеспечение оптимального уровня интеллектуального, духовно-нравственного, социально-культурного и физического развития. |
Цель | Обеспечение оптимального уровня интеллектуального, духовно-нравственного, социально-культурного и физического развития личности каждого ученика на основе его природных задатков и склонностей. |
Задачи | 1.Формировать организационно-управленческую модель духовно- нравственного воспитания обучающихся. 2. Создать единое воспитательное пространство на основе сохранения исторической преемственности поколений, воспитания бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. 3. Интегрировать духовно-нравственное содержание в планы воспитательной работы кл. рук. |
Сроки реализации | |
Актуальность | Проблема развития сельской школы в современных условиях сложна. школы. Развал в укладе российских сёл привел к потере рабочих мест, стабильности, уверенности в завтрашнем дне и обрек многие семьи на выживание. Большая часть родителей работает за пределами не только села, района, но и края - далеко от дома. На первое место вышло материальное выживание, а о нравственном воспитании детей многие семьи просто не вспоминают. Семья должна являться первым воспитательным институтом социализации детей. Именно в семье закладываются основы нравственности, формируются нормы поведения, усваиваются ценностные ориентации человека. Но родители стали меньше общаться с детьми, многие самоустранились от их воспитания, переложив эти обязанности на школу. Плохо посещают родительские собрания. Есть семьи, в которых процветает пьянство, а дети видят его и считают образцом для подражания. Дети становятся грубее, перестают уважать старшее поколение. Не знают границ дозволенного, правил поведения… Школа является единственным центром не только образования, но и воспитания, развития детей на селе, и сельский ученик все еще менее конкурентноспособен на рынке труда, поэтому возникла необходимость создания социокультурного комплекса, способствующего объединить все усилия для качественного обучения, воспитания и развития детей, повышения их нравственного, культурного уровня. |
Основные направления программных мероприятий | Воспитание: - гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям граждан; - нравственных чувств и этического сознания; - трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; - ценностного отношения к природе, окружающей среде; - ценностного отношения к прекрасному. Формирование: - ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; - представлений об эстетических идеалах и ценностях. |
Исполнители | Учителя, родители, учащиеся МКОУ Большеинской ООШ № 6 |
Ожидаемые результаты | 1. Создание системы духовно-нравственного воспитания и просвещения обучающихся на основе изучения и возрождения нравственных традиций русского народа. 2. Гармоничное развитие личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности, доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепление семейных уз, любви к детям и уважения к старшим. 3. Формирование бережного отношения к культурному и историческому наследию народов России, природе, людям, Отечеству. 4. Воспитание деятельностного отношения уч-ся ко всему, что его окружает, на основе творческой деятельности по улучшению окружающей среды. |
Контроль за исполнением | Администрация МКОУ Большеинской ООШ № 6 |
Законодательная и нормативно-правовая база для разработки программы развития школы:
Конвенция о правах ребенка.
Закон РФ « Об основных гарантиях прав ребенка».
Закон РФ «Об образовании».
Закон РФ «Об утверждении Федеральной программы развития образования».
Национальная доктрина образования в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 г.
Типовое положение ОУ.
Конституция РФ.
I. Портрет обучающегося
Обобщенный результат образовательной деятельности МКОУ Большеинской ООШ № 6 фиксируется в портрете ученика, который:
- умеет учиться, пользоваться информационными источниками, способен самостоятельно организовать свою деятельность;
- владеет опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах разного уровня;
- обладает основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
- любознателен, активно познает мир;
- любит своё село, край, Родину;
- уважает и принимает ценности семьи и общества;
- готов самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- выполняет правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих;
- чувствует связь со своим народом, страной, культурой;
- бережно относится к слову, к своим речевым поступкам;
- толерантный (уважающий других, не похожих на него).
II. Ценностные установки
Ценностные установки согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:
- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
- гражданственность (долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир);
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших);
- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
- традиционные российские религии (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
- природа (жизнь, малая родина, заповедная природа, планета Земля);
- человечество (мир во всем мире).
III. Основные направления
1. «Я – гражданин» - воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
2. «Если добрый ты…» - воспитание нравственных чувств и этического сознания.
3. «Труд для себя и для других» - воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
4. «Быть здоровым – здорово» - формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
5. «Зеленый дом» - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
6. «Красота вокруг нас» - воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
IV. Содержание
Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда разделяются ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности в:
- содержании и построении занятий;
- способах организации совместной деятельности взрослых и детей в деятельности;
- характере общения и сотрудничества взрослого и ребёнка;
- опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности обучающихся;
- специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;
- личном примере.
Для организации такого пространства и его полноценного функционирования согласованы усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, СДК, поселенческой библиотеки.
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:
- самоактуализации (пробудить и поддержать стремление уч-ся к проявлению и развитию своих природных и социальных приобретенных возможностей);
- индивидуализации (учитывать инд. особенности ребенка и содействовать их дальнейшему развитию);
- субъектности (помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности вне школы, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта);
- выбора (чтобы уч-ся жили, учились и воспитывались в условиях постоянного выбора, обладали субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в школе и вне);
- творчества и успеха (способстваовать формированию позитивной Я-концепции личности, для дальнейшей работы по самосовершенствованию и самоопределению);
- доверия и поддержки (верить в ребенка, доверять ему, поддерживать его устремления к самореализации и самоутверждении – развивать внутреннюю мотивацию на успех воспитания и обучения);
- развивающего характера образования (определить зону ближайшего развития уч-ся).
Создание среды духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является важнейшей задачей деятельности школы, именно в этом пространстве осмысливаются, утверждаются, развиваются и реализуются нравственные ценности.
В школе организованы условия, позволяющие:
- изучать символы российской государственности и символы родного края;
- участвовать в праздниках;
- изучать историю, культурные традиции;
- принимать эстетические ценности красоты, гармонии, совершенства;
- ценности здорового образа жизни;
- демонстрировать опыт нравственных отношений в урочной и внеурочной деятельности (использование спортзала, фойе для проведения праздников, культурных событий, социальных проектов).
Реализация основных направлений
1. «Я – гражданин»:
- знакомство с правилами, образцами гражданского поведения, обучение распознаванию гражданских и антигражданских, антиобщественных поступков в ходе различных добрых дел;
– беседы, диспуты - кл. часы по темам: «Что значит любовь к Родине?», «Что связывает меня с моими друзьями, моими земляками, моей страной?», «Что я могу сделать для своих земляков, своих сограждан?», «Кем из наших предков я горжусь?», «Что делать, если я столкнулся с несправедливостью?», «Как разные народы могут жить в мире друг с другом»;
– просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения;
- опыт оказания взаимной помощи и поддержки, разрешения конфликтных ситуаций, общения в разных социальных ролях (групповая работа);
- социальное проектирование, проект «Равный – равному», «Улица героя-земляка»;
- экскурсии (и виртуальные) в музеи (школьный, им. Н. М. Мартьянова) по теме: «Герои ВОВ в памяти нашего села, края», «Патриотизм в дни мира», «Культурное наследие предков»;
-организация исследовательской и проектной деятельности:
- «Моя семья в истории страны»;
- «Кем из наших предков я горжусь?»;
- «Декларация прав ребенка. Что я знаю об этом?».
- «Встречи» - организация встреч с интересными людьми разных возрастов, профессий, ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться;
- «Родные истоки» - изучения фольклора, традиционной одежды, промыслов жителей села Большая Иня и Минусинского района. Участие в краевых акциях: «Знай свои права - управляй своим будущим», «Ассамблея - мы вместе», «Мой край - моё дело» и др.
Организация и участие в русских народных праздниках - Масленицы и др.
Участие в районной акции «Солдатский платок».
2. «Если добрый ты…»:
- реализация курса ОРКСЭ модуль «Светская этика» в 4, 5 кл.;
- занятия соцпедагога «Приглашаем в мир общения» - проведение тренингов для детей из малообеспеченных и неполных семей;
- «Сказкотерапия», «Песочная терапия» - занятия психолога с детьми с ОВЗ;
- участие в краевой акции «Чистое слово».
3. «Труд для себя и других».
Реализация программы «Выбор» - занятия с выпускниками 9 кл. по дальнейшему выбору профессии:
- встречи-беседы с людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами;
- экскурсии в учреждения и на предприятия, расположенные на территории села, с целью знакомства с разными профессиями;
- организация исследовательской и проектной деятельности - проект «Профессии моих родителей»;
- фестиваль профессий.
4. «Быть здоровым – здорово!»
Знакомство с правилами ЗОЖ, укрепления здоровья, взаимосвязи здоровья физического, психического и здоровья общества, семьи в ходе различных добрых дел (мероприятий):
- спортивные праздники, подвижные игры (в т.ч. с родителями);
- проведение Дней здоровья;
- туристические походы.
- ценностные установки: умение сопереживать, сочувствовать, заботиться о себе, о природе, об окружающих людях, беречь и чтить то, что создано;
- реализация программы ЛОП «Солнышко»;
- участие в районных антинаркотических акциях.
Участие в краевых акциях:
-«Осенняя неделя добра»;
-«Будь богаче - принимай других»;
-«Спорт вместо наркотиков»;
- «Здоровье молодёжи – богатство края»;
- «Телефон доверия»;
- «Весенняя неделя добра».
Спортивные соревнования по различным видам спорта.
5. «Зеленый дом».
- «Кормушка для птиц»;
- создание и распространение текстов (объявления, рекламы, буклеты, инструкции) на тему «Сбережём природу родного края»;
- кл. часы по теме «Бережное отношение к природе»;
- наведение порядка на берегу пруда Деревенский; очистка родника от мусора и др.
- создание мульти-видео-презентаций «Любимое место отдыха», «Наше любимое село» и др.
6. «Красота вокруг нас».
- Посещение театральных представлений, концертов;
- экскурсии в лес;
- участие в региональном конкурсе «Мой сказочный край»;
- занятия в кружке «Умелые руки»;
- участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров;
- участие в художественном оформлении помещений к праздникам:
V. Совместная деятельность школы, семьи и общественности
Направления:
- повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся:
- работа семейного клуба;
- организация педагогического лектория;
- КТД «День семьи»;
- проведение родительских конференций, круглых столов, деловых игр, тематических расширенных педагогических советов;
- выпуск информационных материалов;
- совершенствования межличностных отношений учителей, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций:
праздники «День знаний», Осенний бал, Новогодний, спортивный к 23 февраля, праздник мам, Полёт в космос, и др.;
- «Мои первые исследования» (сотворчество и сотрудничество детей, родителей и учителей в исследовательской деятельности);
- расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Управляющего Совета.
Школа активно взаимодействует с СДК, поселенческой библиотекой.
VI. Ожидаемые результаты по направлениям
1. «Я – гражданин».
– элементарные знания о законах и правилах общественной жизни, о государственном устройстве России, о правах и обязанностях граждан, об их самостоятельных объединениях (гражданском обществе);
– знание важнейших вех истории России, своего народа, представления об общей судьбе народов единой страны, о тех людях или событиях, которыми может гордиться каждый гражданин России;
– знание основ светской этики;
– знание о необходимости мирного сотрудничества народов и государств ради развития всего человечества;
– осуществление чего-то полезного для «своих» – друзей, одноклассников, земляков, граждан своей страны (даже вопреки своим личным интересам и желаниям);
– умение отвечать за свои проступки (принятие наказания, в т.ч. самооценка проступков, «самонаказание»);
– избегание насилия, препятствование его проявлениям;
– недопущение (в пределах своих возможностей) оскорбления, высмеивания людей другой национальности, религии, убеждений, расы;
– умение вести корректный, доброжелательный разговор с человеком других взглядов, религиозных убеждений, национальности;
– проявление уважения (в действиях) к государственным символам России, памятникам истории;
– осуществление чего-то полезного для своей семьи, самых близких людей, в том числе – отказ ради них от каких-то собственных желаний;
– защита (в пределах своих возможностей) собственной чести и достоинства, своих друзей и близких;
– уважительное отношение (в действиях) к старшим, к традициям семьи, школы и общества, к чести и достоинству других людей;
– добровольная помощь, забота и поддержка по отношению к младшим, к людям, попавшим в трудную ситуацию, ко всему живому;
– следование правилам вежливого, приличного поведения («волшебные слова», правила этикета) в общественных местах.
2. «Труд для себя и для других».
– Знание о важной роли в современной жизни разных профессий;
– понимание особой роли творчества в жизни людей;
– отрицательная оценка лени и небрежности;
– уважение в действии к результатам труда других людей;
– стремление и умение делать что-то полезное (вещи, услуги) своими руками;
– умение работать в коллективе;
– стремление к творческому, нестандартному выполнению работы;
– выражение своей личности в разных видах творчества;
– проявление настойчивости в работе – доведение начатого дела до конца;
– соблюдение порядка на рабочем месте.
3. «Быть здоровым – здорово!».
– знание о ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности, и о том вреде, который можно нанести здоровью различными действиями;
– знание о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и среды, его окружающей;
– знание о важности физкультуры для сохранения и укрепления здоровья;
– знание о возможном вреде для здоровья компьютерных игр, телевидения;
– отрицательная оценка неподвижного образа жизни, нарушения гигиены;
– понимание влияния слова на физическое состояние, настроение человека.
– соблюдение правил гигиены и здорового режима дня;
– подвижный образ жизни (прогулки, подвижные игры, соревнования)
4. «Зеленый дом».
– начальные знания о роли жизни в природе, её развитии (эволюции);
– начальные знания о взаимосвязи живой и неживой природы, о том вреде, который наносит ей современное хозяйство человека, о нормах экологической этики;
– знание о богатствах и некоторых памятниках природы родного края, России, планеты Земля;
– отрицательная оценка (на основе норм экологической этики) действий, разрушающих природу;
– умение с помощью слова убедить другого бережно относиться к природе.
– самостоятельное заинтересованное изучение явлений природы, форм жизни, роли человека;
– бережное, заботливое отношение к растениям и животным;
– добровольные природоохранные действия (уборка мусора после пикника, экономия воды и электричества и т.д.);
– добровольное участие в экологических проектах.
5. «Красота вокруг нас».
– Представление о красоте души и тела человека, о гармонии в природе и творениях человека;
– умение видеть и чувствовать красоту природы, творчества, поступков людей;
– начальные представления о выдающихся художественных ценностях культуры России и мира;
– проявление эмоцион. переживаний при восприятии произведений искусства, фольклора и т.п.
– отрицание некрасивых поступков (в т.ч. речевых поступков, жестов), неряшливости, знание норм речевого этикета;
– самостоятельное заинтересованное обращение к произведениям искусства (чтение литературы, посещение концертов, спектаклей, музеев);
– реализация себя в художественном творчестве;
– украшение пространства своей жизни – дома, класса, школы, улицы;
– соблюдение правил этикета, поддержание опрятного внешнего вида.
Приложение
Диагностические методики:
- уровня воспитанности школьника (методика Н.П. Капустиной, Л. Фридмана);
- межличностных отношений «Настоящий друг» (методика А.С. Прутченкова);
- изучение представлений учащихся о нравственных качествах «Незаконченная история, или моё отношение к людям» (методика Н.Е. Богуславской);
- уровня товарищества и взаимопомощи (методика С.Г. Макеевой);
- исследования нравственной сферы школьника «Что такое хорошо и что такое плохо?»
(методика Г.М. Фридмана);
- эмоционального компонента нравственного развития (методика Р.Р. Калининой);
- письменный опрос-диагностика «Какие качества вы цените в людях?»;
- диспут по этическим проблемам добра и зла (обсуждение статей, отрывков и художественных произведений, сказок);
- осознанности отношения к собственному здоровью (методика М.А. Тыртышной);
- осознанности гражданской позиции учащихся.