СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по духовно-нравственному воспитанию " если добрый ты..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  духовно-нравственного воспитания " Если добрый ты..."

Просмотр содержимого документа
«Программа по духовно-нравственному воспитанию " если добрый ты..."»













Составители:

Суворова И. Ю.






















Паспорт


Наименование Программы

Программа духовно-нравственного развития и воспитания

«Школа добрых наук»

Основание для разработки

Закон РФ «Об образовании»

Федеральный государств. образовательный стандарт основного образования

Концепция духовно-нравствен. развития и воспитания гражданина России

Разработчик

МКОУ Большеинская ООШ № 6

Тема

Становление личности каждого ученика на основе его природных задатков и склонностей через обеспечение оптимального уровня интеллектуального, духовно-нравственного, социально-культурного и физического развития.

Цель

Обеспечение оптимального уровня интеллектуального, духовно-нравственного, социально-культурного и физического развития личности каждого ученика на основе его природных задатков и склонностей.

Задачи

1.Формировать организационно-управленческую модель духовно- нравственного воспитания обучающихся.

2. Создать единое воспитательное пространство на основе сохранения исторической преемственности поколений, воспитания бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.

3. Интегрировать духовно-нравственное содержание в планы воспитательной работы кл. рук.

Сроки реализации


Актуальность

Проблема развития сельской школы в современных условиях сложна. школы.

Развал в укладе российских сёл привел к потере рабочих мест, стабильности, уверенности в завтрашнем дне и обрек многие семьи на выживание. Большая часть родителей работает за пределами не только села, района, но и края - далеко от дома. На первое место вышло материальное выживание, а о нравственном воспитании детей многие семьи просто не вспоминают. Семья должна являться первым воспитательным институтом социализации детей. Именно в семье закладываются основы нравственности, формируются нормы поведения, усваиваются ценностные ориентации человека. Но родители стали меньше общаться с детьми, многие самоустранились от их воспитания, переложив эти обязанности на школу. Плохо посещают родительские собрания. Есть семьи, в которых процветает пьянство, а дети видят его и считают образцом для подражания. Дети становятся грубее, перестают уважать старшее поколение. Не знают границ дозволенного, правил поведения…

Школа является единственным центром не только образования, но и воспитания, развития детей на селе, и сельский ученик все еще менее конкурентноспособен на рынке труда, поэтому возникла необходимость создания социокультурного комплекса, способствующего объединить все усилия для качественного обучения, воспитания и развития детей, повышения их нравственного, культурного уровня.

Основные направления программных мероприятий

Воспитание:

- гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям граждан;

- нравственных чувств и этического сознания;

- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

- ценностного отношения к природе, окружающей среде;

- ценностного отношения к прекрасному.

Формирование:

- ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

- представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Исполнители

Учителя, родители, учащиеся МКОУ Большеинской ООШ № 6

Ожидаемые результаты

1. Создание системы духовно-нравственного воспитания и просвещения обучающихся на основе изучения и возрождения нравственных традиций русского народа.

2. Гармоничное развитие личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности, доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепление семейных уз, любви к детям и уважения к старшим.

3. Формирование бережного отношения к культурному и историческому наследию народов России, природе, людям, Отечеству.

4. Воспитание деятельностного отношения уч-ся ко всему, что его окружает, на основе творческой деятельности по улучшению окружающей среды.

Контроль

за исполнением

Администрация МКОУ Большеинской ООШ № 6

     

                                     


Законодательная и нормативно-правовая база для разработки программы развития школы:


  1. Конвенция о правах ребенка.

  2. Закон РФ « Об основных гарантиях прав ребенка».

  3. Закон РФ «Об образовании».

  4. Закон РФ «Об утверждении Федеральной программы развития образования».

  5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 г.

  6. Типовое положение ОУ.

  7. Конституция РФ.


I. Портрет обучающегося

Обобщенный результат образовательной деятельности МКОУ Большеинской ООШ № 6 фиксируется в портрете ученика, который:

- умеет  учиться, пользоваться информационными источниками, способен самостоятельно организовать свою деятельность;

- владеет опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах разного уровня;

- обладает  основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);

- любознателен, активно познает  мир;

- любит своё село, край, Родину;

- уважает и принимает ценности семьи и общества;

- готов самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

- выполняет правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих;

- чувствует   связь со своим народом, страной, культурой;

- бережно относится  к слову, к своим речевым поступкам;

- толерантный (уважающий других, не похожих на него).


II. Ценностные установки

Ценностные установки согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми  являются следующие ценности:

- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

- гражданственность (долг перед Отечеством, старшим поколением и  семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир);

- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших);

- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

- традиционные российские религии (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

- природа (жизнь, малая родина, заповедная природа, планета Земля);

- человечество (мир во всем мире).


III. Основные направления

 1. «Я – гражданин» - воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

2. «Если добрый ты…» - воспитание нравственных чувств и этического сознания.

3. «Труд для себя и для других» - воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

4. «Быть здоровым – здорово» - формирование ценностного отношения к  семье, здоровью и здоровому образу жизни.

5. «Зеленый дом» - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

6. «Красота вокруг нас» - воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).     


IV. Содержание

        Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда разделяются ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности в:

- содержании и построении занятий;

- способах организации совместной деятельности взрослых и детей в деятельности;

- характере общения и сотрудничества взрослого и ребёнка;

- опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности обучающихся;

- специальных событиях, спроектированных с  учетом определенной ценности и смысла;

- личном  примере.

Для организации такого пространства и его полноценного функционирования согласованы усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, СДК, поселенческой библиотеки.

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания  личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:

- самоактуализации (пробудить и поддержать стремление уч-ся  к проявлению и развитию своих природных и социальных приобретенных возможностей);

- индивидуализации (учитывать инд. особенности ребенка и содействовать их дальнейшему развитию);

- субъектности (помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности вне школы, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта);

- выбора (чтобы уч-ся жили, учились и воспитывались в условиях постоянного выбора, обладали субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в школе и вне);

- творчества и успеха (способстваовать формированию позитивной Я-концепции личности, для дальнейшей работы по самосовершенствованию и самоопределению);

- доверия и поддержки (верить в ребенка, доверять ему, поддерживать его устремления к самореализации и самоутверждении – развивать внутреннюю мотивацию на успех воспитания и обучения);

- развивающего характера образования (определить зону ближайшего развития уч-ся).


Создание среды духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является важнейшей задачей деятельности школы, именно в этом пространстве осмысливаются, утверждаются, развиваются и реализуются нравственные ценности.

В школе организованы условия, позволяющие:

- изучать символы российской государственности и символы родного края;

- участвовать в праздниках;

- изучать историю, культурные традиции;

- принимать эстетические ценности красоты, гармонии, совершенства;

- ценности здорового образа жизни;

- демонстрировать опыт нравственных отношений в урочной и внеурочной деятельности (использование спортзала, фойе для проведения праздников, культурных событий, социальных проектов).


Реализация основных направлений


1. «Я – гражданин»: 

          - знакомство с правилами, образцами гражданского поведения, обучение   распознаванию гражданских и антигражданских, антиобщественных поступков в ходе различных добрых дел;

          – беседы, диспуты - кл. часы по  темам:  «Что значит любовь к Родине?», «Что связывает меня с моими друзьями, моими земляками, моей страной?», «Что я могу сделать для своих земляков, своих сограждан?», «Кем из наших предков я горжусь?», «Что делать, если я столкнулся с несправедливостью?», «Как разные народы могут жить в мире друг с другом»;

        – просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения;

      - опыт оказания взаимной помощи и поддержки, разрешения конфликтных ситуаций, общения в разных социальных ролях (групповая работа);

       - социальное проектирование, проект «Равный – равному», «Улица героя-земляка»;

- экскурсии (и виртуальные) в музеи (школьный, им. Н. М. Мартьянова) по  теме: «Герои ВОВ в памяти нашего села, края», «Патриотизм в дни мира», «Культурное наследие предков»;

-организация исследовательской и проектной деятельности:

          - «Моя семья в истории страны»;

          - «Кем из наших предков я горжусь?»;

          - «Декларация прав ребенка. Что я знаю об этом?».

- «Встречи» - организация встреч с интересными людьми разных возрастов, профессий, ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться;

- «Родные истоки» -  изучения фольклора, традиционной одежды, промыслов жителей села Большая Иня и Минусинского района. Участие в краевых акциях: «Знай свои права - управляй своим будущим», «Ассамблея - мы вместе», «Мой край - моё дело» и др.

Организация и участие в русских народных праздниках - Масленицы и др.


Участие в районной акции «Солдатский платок».

2. «Если добрый ты…»:

- реализация курса ОРКСЭ модуль «Светская этика» в 4, 5 кл.;

- занятия соцпедагога «Приглашаем в мир общения» - проведение тренингов для детей из малообеспеченных и неполных семей;

 - «Сказкотерапия», «Песочная терапия» - занятия психолога с детьми с ОВЗ;

- участие в краевой акции «Чистое слово».

3. «Труд для себя и других».

Реализация программы «Выбор» - занятия с выпускниками 9 кл. по дальнейшему выбору профессии:

- встречи-беседы с людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами;

- экскурсии в учреждения и на предприятия, расположенные на территории села, с целью знакомства с разными профессиями;

- организация исследовательской и проектной деятельности - проект «Профессии моих родителей»;

- фестиваль профессий.

4. «Быть здоровым – здорово!»

Знакомство с правилами ЗОЖ, укрепления здоровья, взаимосвязи здоровья физического, психического и здоровья общества, семьи  в ходе различных добрых дел (мероприятий):

          - спортивные праздники, подвижные игры (в т.ч. с родителями);

         -  проведение Дней здоровья;

         - туристические походы.

- ценностные установки: умение сопереживать, сочувствовать, заботиться о себе, о природе,  об окружающих людях, беречь и чтить то, что создано;

- реализация программы ЛОП «Солнышко»;

- участие в районных антинаркотических акциях.

Участие в краевых акциях:

-«Осенняя неделя добра»;

-«Будь богаче - принимай других»;

-«Спорт вместо наркотиков»;

- «Здоровье молодёжи – богатство края»;

- «Телефон доверия»;

- «Весенняя неделя добра».

Спортивные соревнования по различным видам спорта.

5. «Зеленый дом».

- «Кормушка для птиц»;

- создание и распространение текстов (объявления, рекламы, буклеты, инструкции)     на тему «Сбережём природу родного края»;

- кл. часы по теме «Бережное отношение к природе»;

- наведение порядка на берегу пруда Деревенский; очистка родника от мусора и др.

- создание мульти-видео-презентаций «Любимое место отдыха», «Наше любимое село» и др.

6. «Красота вокруг нас».

- Посещение театральных представлений, концертов;  

- экскурсии в лес;

- участие в региональном конкурсе «Мой сказочный край»;

- занятия в кружке «Умелые руки»;

- участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров;

- участие в художественном оформлении помещений к праздникам:

V. Совместная деятельность школы, семьи и общественности

Направления:

- повышение педагогической культуры родителей  (законных представителей) обучающихся:

- работа  семейного клуба;

- организация педагогического лектория;

- КТД «День семьи»;

- проведение родительских конференций, круглых столов, деловых игр,  тематических расширенных педагогических советов;

- выпуск информационных материалов;

- совершенствования межличностных отношений учителей, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций:

праздники «День знаний», Осенний бал, Новогодний, спортивный  к 23 февраля, праздник мам, Полёт в космос, и др.;

- «Мои первые исследования» (сотворчество и сотрудничество детей, родителей и учителей в исследовательской деятельности);

 - расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Управляющего Совета.

         Школа активно взаимодействует с СДК, поселенческой библиотекой.


VI. Ожидаемые результаты по направлениям


1. «Я – гражданин».

– элементарные знания о законах и правилах общественной жизни, о государственном устройстве России, о правах и обязанностях граждан, об их самостоятельных объединениях (гражданском обществе);  

– знание важнейших вех истории России, своего народа, представления об общей судьбе народов единой страны, о тех людях или событиях, которыми может гордиться каждый гражданин России;

– знание основ светской этики;

– знание о необходимости мирного сотрудничества народов и государств ради развития всего человечества;

– осуществление чего-то полезного для «своих» – друзей, одноклассников, земляков, граждан своей страны (даже вопреки своим личным интересам и желаниям);

– умение отвечать за свои проступки (принятие наказания, в т.ч. самооценка проступков, «самонаказание»);

– избегание насилия, препятствование его проявлениям;

– недопущение (в пределах своих возможностей) оскорбления, высмеивания людей другой национальности, религии, убеждений, расы;

– умение вести корректный, доброжелательный  разговор с человеком других взглядов, религиозных убеждений, национальности;

– проявление уважения (в действиях) к государственным символам России, памятникам истории;

– осуществление чего-то полезного для своей семьи, самых близких людей, в том числе – отказ ради них от каких-то собственных желаний;

– защита (в пределах своих возможностей) собственной чести и достоинства, своих друзей и близких;

– уважительное отношение (в действиях) к старшим, к традициям семьи, школы и общества, к чести и достоинству других людей;

– добровольная помощь, забота и поддержка по отношению к младшим, к людям, попавшим в трудную ситуацию, ко всему живому;

– следование правилам вежливого, приличного поведения («волшебные слова», правила этикета) в  общественных местах.

2. «Труд для себя и для других».

– Знание о важной роли в современной жизни разных профессий;

– понимание особой роли творчества в жизни людей;

– отрицательная оценка лени и небрежности;

–  уважение в действии к результатам труда других людей;

– стремление и умение делать что-то полезное (вещи, услуги) своими руками;

– умение работать в коллективе;

– стремление к творческому, нестандартному выполнению работы;

– выражение своей личности в разных видах творчества;

– проявление настойчивости в работе – доведение начатого дела до конца;

– соблюдение порядка на рабочем месте.

3. «Быть здоровым – здорово!».

– знание о  ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности, и  о том вреде, который можно нанести здоровью различными действиями;

– знание о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и среды, его окружающей;

– знание о важности физкультуры для сохранения и укрепления здоровья;

– знание о возможном вреде для здоровья компьютерных игр, телевидения;

– отрицательная оценка неподвижного образа жизни, нарушения гигиены;

– понимание влияния слова на физическое состояние, настроение человека.

– соблюдение правил гигиены и здорового режима дня;

– подвижный образ жизни (прогулки, подвижные игры, соревнования)

4. «Зеленый дом».

– начальные знания о роли жизни в природе, её развитии (эволюции);

– начальные знания о взаимосвязи живой и неживой природы, о том вреде, который наносит ей современное хозяйство человека, о нормах экологической этики;

– знание о богатствах и некоторых памятниках природы родного края, России, планеты Земля;

– отрицательная оценка (на основе норм экологической этики) действий,  разрушающих природу;

– умение с помощью слова убедить другого бережно относиться к природе.  

– самостоятельное заинтересованное изучение явлений природы, форм жизни, роли человека;

– бережное, заботливое отношение к растениям и животным;

– добровольные природоохранные действия (уборка мусора после пикника,  экономия воды и электричества и т.д.);

– добровольное участие в экологических проектах.

5. «Красота вокруг нас».

– Представление о красоте души и тела человека, о гармонии в природе и творениях человека;

– умение видеть и чувствовать красоту природы, творчества, поступков людей;

– начальные представления о выдающихся художественных ценностях культуры России и мира;

– проявление эмоцион. переживаний при восприятии произведений искусства, фольклора и т.п.

– отрицание некрасивых поступков (в т.ч. речевых поступков, жестов), неряшливости, знание норм речевого этикета;

– самостоятельное заинтересованное обращение к произведениям искусства (чтение литературы, посещение концертов, спектаклей, музеев);

– реализация себя в художественном творчестве;

– украшение пространства своей жизни – дома, класса, школы, улицы;

– соблюдение правил этикета,  поддержание опрятного внешнего вида.

 
































Приложение




Диагностические методики:


- уровня воспитанности школьника (методика Н.П. Капустиной, Л. Фридмана);

- межличностных отношений «Настоящий друг» (методика  А.С. Прутченкова);

- изучение представлений учащихся о нравственных качествах «Незаконченная история, или моё отношение к людям» (методика Н.Е. Богуславской);

- уровня товарищества и взаимопомощи (методика С.Г. Макеевой);

- исследования нравственной сферы школьника «Что такое хорошо и что такое плохо?»

(методика Г.М. Фридмана);

- эмоционального компонента нравственного развития (методика Р.Р. Калининой);

- письменный опрос-диагностика «Какие качества вы цените в людях?»;

- диспут по этическим проблемам добра и зла (обсуждение статей, отрывков и художественных произведений, сказок);

- осознанности отношения к собственному здоровью (методика М.А. Тыртышной);

- осознанности гражданской позиции учащихся.