Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа п.Сибирский»
дошкольное отделение
Программа
«Экономическое воспитание дошкольников»
для обучающихся старшей группы 5-6 лет
на 2021-2022 учебный год
Автор разработчик: Побережец Ю.Ю.
п.Сибирский 2021 г.
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………2
Цель ...……….……………………………………………………….2
Ожидаемые результаты…………………………………………….2-3
Календарно-тематическое планирование………………………….3-5
Список использованной литературы………………………………5-6
1.Пояснительная записка
Программа дополнительного образования “Экономическое воспитание дошкольников” разработана и предлагается для детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет и рассчитана на один год обучения.
Программа направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания.
Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.
Решение экономических задач должно осуществляться в единстве с трудовым и нравственным воспитанием. Более того, усвоение экономических знаний на ступени дошкольного возраста – один из путей совершенствования нравственного и трудового воспитания.
Данная программа базируется на основе авторской программы А.Д.Шатовой “Дошкольник и экономика” с использованием системы работы по экономическому воспитанию дошкольников на основе сказки, разработанной А.А.Смоленцевой.
Цели программы
формирование у детей доступных экономических понятий;
воспитание с детских лет сознательного пользователя всем, что предоставляется детям для их счастливого детства;
воспитание уважения к тем, кто проявляет заботу о них.
Ожидаемый результат
Приближенность знаний к реальной действительности, начала экономического мышления.
Интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни.
Знания о новых профессиях, умение рассказывать о них.
Обогащенный словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий.
Приобретение таких качеств как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша.
Общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца.
Здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий “труд-деньги”, понимание факта купли-продажи.
Календарно – тематическое планирование
по экономическому воспитание дошкольников 5-6 лет.
Месяц | Краткое содержание. Тема, задачи | Образовательная деятельность в условиях обогащенной среды |
I раздел Труд и продукт |
Сентябрь | Формировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы детского сада. Учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги. Поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым. Стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности. | 1.Нод на тему: «Что такое труд?» Д/И «Что сделано руками человека?» 2.Нод на тему: Чтение сказки «Петушок и два мышонка» |
Октябрь | Путешествие в Страну профессий. Д/И «Кому что нужно?» Рисование «Моя будущая профессия» |
II раздел Деньги и цена |
Ноябрь | Познакомить детей с деньгами разных стран и сформировать отношение к деньгам как к части культуры каждой страны. Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание разумного финансового поведения. Дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей. | 1.НОД. Беседа с детьми «Что такое деньги?» (познакомить с монетами и банкнотами, отличительные и сходные признаки, демонстрация иллюстраций) 2. Демонстрация детям слайд- презентации «История денег» |
Декабрь | 1.НОД. Беседа «Как приходят деньги в семью? Что такое семейный бюджет» 2. Игровое занятие «Деньги всякие нужны» Чтение Романов А. «Чудеса в кошельке» |
III раздел Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности |
Январь | Дать представление о рекламе, ее назначении. Поощрять объективное отношение детей к рекламе. Развивать у детей способность различать рекламные уловки. Учить отличать собственные потребности от навязанных рекламой. Учить детей правильно определять свои финансовые возможности (прежде чем купить, подумай, хватит ли денег на все, что хочется). | 1. Экскурсия – рассматривание рекламы на банерах. Дискуссия с детьми «Хорошо-плохо» на тему «О рекламе товара». 2. Игровая ситуация «Где можно взять товар?» С/Р игра «Магазин игрушек» |
Февраль | 1.НОД. «Ярмарка» (учить детей рассказать о своём товаре и привлечь покупателя –первичное представление о рекламе товара) 2. Продуктивная деятельность «Изготовление поделок для ярмарки» (по выбору детей) |
IV раздел Полезные экономические навыки и привычки в быту |
Март | Формировать представление о том, что к вещам надо относиться с уважением, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд, старание, любовь. Воспитывать у детей навыки и привычки культурного взаимодействия с окружающим вещным миром, бережного отношения к вещам. Воспитывать у детей способность делать осознанный выбор между удовлетворением сиюминутных и долгосрочных, материальных и духовных, эгоистических и альтруистических потребностей. Дать детям представление о творческом поиске лучшего решения (либо компромисса) в спорных ситуациях, в ситуациях трудного нравственного выбора. | НОД. Беседа с детьми на тему: ««Что такое потребности?» 2.Игра - рассуждения «Что необходимо человеку?» |
Апрель | 1. Беседа с детьми «Потребности семьи» (Разнообразие потребностей членов семьи) Д/И «Моя семья» 2. Словесная игра «Что мне нужно?» (Личные жизненные потребности и желания ребёнка) |
Май | Закрепление пройденного материала. Применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях. | Деловая игра «Финансовая азбука» (итоговая) Мониторинг |
Список использованной литературы
Воронина М. М. Школа юного экономиста. – М., 2008. – 312 с.
Киреева Л. Г. Играем в экономику. Комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры. – М., 2008. – 169 с.
Кулакова М. В. Занимательная экономика в стихах, сказках, ребусах, загадках. Экономика от А до Я. – Н. Новгород, 1997. – 125 с.
Липсиц И. П. Удивительные приключения в стране «Экономика». – М., 2013. – 336 с.
Сасова И. А. Экономика. 1 класс. Тетрадь творческих заданий. ФГОС. – М., 2015. – 56 с.
Смирнова Т. В. Белка и компания - книга для чтения.- М., 2013. – 144 с.
Смирнова Т. В. Путешествие в компании Белки и ее друзей. Задачник - рабочая тетрадь по экономике. М., 2013. – 96 с.
Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. – М., 2006. – 88 с.
Фесюкова Л.Б., Гехт А.Э. Хочу быть предприимчивым: Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 2004. – 48 с.
Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2009. -96 с.
5