РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Финансовая грамотность»
Для 4 класса
На 2022-2023 учебный год
Составитель:Прохорова Светлана Геннадьевна
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» для 4 класса составлена на основе авторской программы Юлия Корлюгова «Финансовая грамотность»: учебная программа.4 класс общеобразоват. орг.- М.: ВАКО, 2018 г.
Изучение курса «Финансовая грамотность» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие основ экономического образа мышления;
- воспитание ответственного и грамотного финансового поведения;
- развитие учебно-познавательного интереса в области экономических отношений в семье;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи, а также для выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Основные содержательные линии курса:
- деньги, их история, виды, функции;
- семейный бюджет.
Освоение содержания курса финансовой грамотности опирается на межпредметные связи с курсами математики, технологии, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Место курса в учебном плане.
На изучение курса «Финансовая грамотность» в 4 классе начальной школы отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 34 часа.
Планируемые результаты.
Личностные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»
У учащегося будут сформированы:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• учебно-познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;
• самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки в области финансов;
• ориентирование в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в области финансов;
• понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);
• понимание между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды;
• навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях.
Учащийся получит возможность научиться:
• понимания необходимости освоения финансовой грамотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний в этой области;
• положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли финансово грамотного школьника;
• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающейся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»
Познавательные:
Учащийся научится:
• использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации в области финансов;
• производить логические действия сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием, построения рассуждений на финансовые темы, отнесения явлений или объектов к известным финансовым понятиям;
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения финансовых задач;
• владеть элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера;
• оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой грамотности.
Учащийся получит возможность научиться:
• представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;
Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные:
Учащийся научится:
• определять личные цели развития финансовой грамотности;
• ставить финансовые цели;
• составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;
• проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
• осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый контроль результата;
• оценивать правильность выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;
• корректировать учебное действие после его выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок;
• использовать цифровую форму записи хода и результатов решения финансовой задачи;
• корректировать свои действия с учётом рекомендаций и оценочных суждений одноклассников, учителей и родителей.
Учащийся получит возможность научиться:
• преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
• самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости.
Коммуникативные:
Учащийся научится:
• осознанно и свободно строить сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;
• слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• признавать возможность существования различных точек зрения и права на своё мнение для каждого;
• излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку финансовых действий и решений;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;
• осуществлять самоконтроль и контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Учащийся получит возможность научиться:
• учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений;
• формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
•оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»
Учащийся научится:
• правильно использовать термины (обмен, бартер, товар, услуга, продажа, покупка, деньги, виды денег, доходы семьи, потребности, благо, расходы семьи, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, пособия, банк, сбережения, вклад, кредит, долги, валюта);
• объяснять причины и приводить примеры обмена товарами;
• объяснять проблемы, возникающие при обмене;
• приводить примеры товарных денег;
• объяснять на простых примерах, что деньги – средство обмена, а не благо;
• понимать, что деньги зарабатываются трудом;
• описывать виды и функции денег;
• объяснять, что такое безналичный расчет и пластиковая карта;
• производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;
• называть основные источники доходов;
• приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;
• называть основные направления расходов семьи;
• приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи;
• различать планируемые и непредвиденные расходы;
• считать доходы и расходы, составлять семейный бюджет на условных примерах;
• объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;
• объяснять роль банков, для чего делают вклады и берут кредиты;
• называть ситуации, при которых государство выплачивает пособия, и приводить примеры пособий;
• объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.
Учащийся получит возможность научиться:
• описывать свойства товарных денег;
Сравнивать и обобщать финансовую информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
•понимать простейшие выражения, содержащие логические связи и слова («…и…», «если…то…», «верно/неверно»);
•понимать особенности выполнения учебных проектов и мини-исследований в области финансов;
•осуществлять под руководством учителя элементарную проектную и исследовательскую деятельность в малых группах: выявлять практическую проблему, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его, демонстрировать готовый продукт (расчёты, бюджет, финансовый план);
• распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, диаграмма);
• планировать элементарные исследования в области семейного бюджета, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
• объяснять суть финансовой информации, сравнивать и обобщать данные о финансах, полученные при проведении учебных исследований, делать выводы.
Содержание учебного предмета
Модуль 1. Что такое деньги и какими они бывают
Как появились деньги. История российских денег. Какими бывают деньги. Банки, банкоматы и банковские карты. Безналичные деньги и платежи. Как я умею пользоваться деньгами. Что такое валюта. Проверим, что мы узнали о том, как изменялись деньги.
Основные понятия и знания: обмен, бартер, товары, услуги, деньги, монеты, бумажные деньги, купюры, банкноты, наличные деньги, безналичные деньги, банк, банковская карта, валюта.
Модуль 2. Из чего складываются доходы в семье
Откуда в семье берутся деньги. Подсчитаем все доходы семьи.
Основные понятия и знания: доходы семьи; виды источников доходов семьи: заработная плата, премия, пенсия, стипендия, наследство, собственность, ценные бумаги, акции, предпринимательская деятельность, бизнес.
Модуль 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал
Как планировать семейный бюджет. Правила составления семейного бюджета. Учимся составлять семейный бюджет. Что узнали, чему научились.
Основные понятия и знания: семейный бюджет, структура семейного бюджета, планирование семейного бюджета, сбережения (накопления), дефицит, долги
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающегося
Номер раздела | Название разделов | Количество часов | Основные виды учебной деятельности |
1 | Что такое деньги и какими они бывают | 13 | Понимать, что деньги – не цель, а средство обмена. Ставить личные цели для развития финансовой грамотности, определять свои финансовые цели, составлять простой план своих действий в соответствии с финансовой целью, проявлять познавательную и творческую инициативу в области применения финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Правильно использовать экономические термины; объяснять причины обмена, различать виды денег; объяснять, чем удобны в использовании наличные и безналичные деньги; объяснять роль банков, а также для чего нужны кредиты и вклады; считать наличные деньги; правильно считать сдачу; производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала; приводить примеры валют; решать и составлять задачи с простыми денежными расчётами. |
2 | Из чего складываются доходы в семье | 8 | Понимать безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов; понимать, что деньги зарабатываются трудом человека. Выполнять пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый контроль результата, оценивать правильность финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач, исправлять свои действия на основе оценки и учёта выявленных ошибок. Правильно использовать экономические термины, объяснять и сравнивать основные источники доходов семьи, приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи, считать общую сумму доходов семьи на условных примерах. |
3 | Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал | 13 | Понимать различие между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды. Владеть элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера, выполнять пошаговый и итоговый контроль своей работы и её результата, оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой грамотности. Правильно использовать экономические термины, составлять семейный бюджет на условных примерах, сопоставлять расходы и доходы семьи и предлагать финансовые решения, решать задачи по избеганию дефицита семейного бюджета. |
Итого | 34 | |
Виды деятельности: познавательная, игровая
Формы организации деятельности: этические беседы, мини-исследования, игры
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата проведения | Основные виды учебной деятельности |
план | факт |
Что такое деньги и какими они бывают |
| Как появились деньги? | 1 | | | Понимать, что деньги – не цель, а средство обмена. Ставить личные цели для развития финансовой грамотности, определять свои финансовые цели, составлять простой план своих действий в соответствии с финансовой целью, проявлять познавательную и творческую инициативу в области применения финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Правильно использовать экономические термины; объяснять причины обмена, различать виды денег; объяснять, чем удобны в использовании наличные и безналичные деньги; объяснять роль банков, а также для чего нужны кредиты и вклады; считать наличные деньги; правильно считать сдачу; производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала; приводить примеры валют; решать и составлять задачи с простыми денежными расчётами. |
| История монет | 1 | | |
| Монеты древней Руси (выполнение творческих работ) | 1 | | |
| Представление творческих работ «Монеты Древней Руси» | 1 | | |
| Бумажные деньги | 1 | | |
| Безналичные деньги | 1 | | |
| Дебетовая карта и кредитная карта, в чем разница? | 1 | | |
| Исследование «Деньги современности» | 1 | | |
| Представление результатов исследования | 1 | | |
| Валюты | 1 | | |
| Интерактивная игра «Деньги» | 1 | | |
| Мини-исследование «Сколько стоят деньги» | 1 | | |
| Представление результатов исследования «Сколько стоят деньги» | 1 | | |
Из чего складываются доходы в семье |
| Откуда в семье берутся деньги | 1 | | | Понимать безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов; понимать, что деньги зарабатываются трудом человека. Выполнять пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый контроль результата, оценивать правильность финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач, исправлять свои действия на основе оценки и учёта выявленных ошибок. Правильно использовать экономические термины, объяснять и сравнивать основные источники доходов семьи, приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи, считать общую сумму доходов семьи на условных примерах. |
| Как заработать деньги? | 1 | | |
| На что семьи тратят деньги? | 1 | | |
| Вот я вырасту и стану… | 1 | | |
| Профессии будущего и настоящего | 1 | | |
| А чем занимаются банкиры? | 1 | | |
| Как приумножить, что имеешь? | 1 | | |
| Как правильно планировать семейный бюджет? | 1 | | |
Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал |
| Как тратить с умом? | 1 | | | Понимать различие между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды. Владеть элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера, выполнять пошаговый и итоговый контроль своей работы и её результата, оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой грамотности. Правильно использовать экономические термины, составлять семейный бюджет на условных примерах, сопоставлять расходы и доходы семьи и предлагать финансовые решения, решать задачи по избеганию дефицита семейного бюджета. |
| Примерный бюджет школьника | 1 | | |
| Семейный бюджет | 1 | | |
| Бюджет Российской Федерации | 1 | | |
| Если доходы превышают расходы, образуются сбережения | 1 | | |
| Если расходы превышают доходы, образуются долги | 1 | | |
| Игра «Дерево решений» | 1 | | |
| Товары и услуги | 1 | | |
| Странное слово «Монополисты» | 1 | | |
| Игра «Монополия» | 1 | | |
| Творческий проект «Мое предприятие» | 1 | | |
| Защита проекта «Мое предприятие» | 1 | | |
| Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя» | 1 | | |
| ИТОГО | 34 | | | |