Рабочая программа по формированию представлений безопасного поведения дошкольников составлена на основе программы «Безопасность» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стёркиной
В последние годы в российской системе дошкольного образования происходят изменения, направленные на повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, активное использование современных образовательных технологий. Одной из них может быть технология формирования основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста на основе программы «Безопасность» Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стёркина, целью которой является формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения. В ходе реализации данной технологии решаются следующие задачи:
создание условий для формирования у детей знаний о правилах безопасного поведения;
осуществление систематической работы с детьми по формированию знаний об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми, ценностей здорового образа жизни, знаний о правилах безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте;
вовлечение родителей в педагогический процесс по формированию навыков безопасного поведения у детей;
повышение профессиональной компетентности педагогов в формировании у детей знаний о правилах безопасного поведения.
Содержание работы может выстраиваться в соответствии с комплексно-тематическим планом. Различные формы работы с детьми органично вплетаются в образовательный процесс, обеспечивая достижение положительных результатов в овладении детьми знаниями о правилах безопасного поведения.
Пояснительная записка
С каждым годом сложившаяся социально-экономическая и экологическая обстановка вызывает всё большее беспокойство у людей всей планеты. Рост количества машин на улицах наших городов, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, доступность сложных бытовых приборов и оборудования, мобильность образа жизни взрослых и детей, антропогенные изменения в природе, являющиеся причиной возникновения глобальных экологических проблем, таких как снижение качества воды, воздуха, исчезновение отдельных видов растений и животных и др. делает жизнь и деятельность человека травмоопасной. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей.
Современные тенденции жизни общества вызывают необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности детей. Большую роль в решении этой проблемы играет организация работы по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников в детском саду.
Знакомить детей с основами безопасности жизнедеятельности необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные. Правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
В связи с этим одним особенно актуальным становится поиск новых подходов к моделированию системы по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников в детском саду.
Целью программы является формирование знаний о правилах безопасного поведения и здоровом образе жизни.
Основными задачами программы является формирование у детей знаний об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми; формирование ценностей здорового образа жизни, формирование знаний о правилах безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте.
В ходе реализации программы используются различные формы образовательной деятельности:
экскурсии, целевые прогулки;
наблюдения за движением автотранспорта, поведением пешеходов;
рассказы воспитателя на тему безопасности жизнедеятельности;
анализ различных ситуаций;
чтение и обсуждение художественных произведений;
рассматривание иллюстраций;
беседы с детьми на темы безопасного поведения;
игровая и изобразительная деятельность на тему безопасности;
праздники и досуги.
Решение программных задач предусматривается в ходе непосредственно образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию, в совместную деятельность с детьми в утренний период времени, на прогулке, во второй половине дня.
Разделы программы:
Ребенок и другие люди.
Ребенок и природа.
Ребенок дома.
Здоровье ребенка.
Ребенок на улице.
Планируемые результаты освоения программы
К пяти годам в результате освоения программы ребёнок:
«Ребёнок и другие люди»
имеет представление о том, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения;
понимает, кто является «своим» и «чужим» среди окружающих; знает, что с что не надо разговаривать с чужим человеком на улице;
знает, что нельзя открывать дверь незнакомому человеку.
«Ребёнок и природа»
представления о съедобных и несъедобных грибах;
знает, что нельзя гладить и брать на руки бездомных животных;
нельзя дразнить и мучить наших четвероногих соседей.
«Ребёнок дома»
знает предметы, опасные для жизни и здоровья, пользоваться которыми могут только взрослые;
знает предметы, которыми нужно пользоваться осторожно.
«Здоровье ребёнка»
знает о пользе овощей и фруктов для здоровья;
имеет представление о строении тела человека;
имеет представление о том, что такое здоровье и болезнь; о том, что врач лечит, помогая побороть болезнь и выздороветь;
имеет представление о полезных для здоровья продуктах;
знают о необходимости выполнения гигиенических процедур;
имеет представление о том, что нужно закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы не болеть;
знают, что купаться можно только в разрешённых местах и под присмотром взрослого.
«Ребёнок на улице»
имеет представление о правилах уличного движения: люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора; детям играть у дорог и на перекрёстках опасно;
понимает значения сигналов светофора;
знает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети»;
различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»;
правильно называет элементы дороги; знает правила движения по обочине дороги;
имеет представление о безопасности игр во дворе (где можно кататься на велосипеде, играть в мяч и т.д.).