Программа по формированию профориентации детей дошкольного возраста
«Путешествие в мир профессий»
Старшая группа
Воспитатель:
Лашкова Евгения Юрьевна
п. им. А. Д. Цюрупы
2019 – 2020 учебный год
Оглавление
Паспорт программы ………………………………………………………………3
Пояснительная записка, актуальность……………………………………….….4
Этапы и сроки реализации программы……………………………………….....4
Ожидаемый результат……………………………..……………………………...5
Критерии результативности программы……………………………..………….5
Принципы реализации программы………………………………………….…...5
Основные технологии, используемые при реализации программы…………..6
Механизм реализации программы………………………..………………….…..6
Итоговые мероприятия…………………………………………………………...6
План – сетка реализации программы…………………………………………….7
Перспективный план работы с родителями ……………………………………15
Список используемой литературы…………….…………………………..……17
Паспорт программы
по формированию ранней профориентации детей дошкольного возраста
Цель программы
Создание модели методического и организационно-педагогического сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста через формирование системы представлений о труде взрослых, о назначении и содержании отдельных профессий
Основные задачи программы
формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества;
формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах;
формировать первичные представления о мотивах труда людей;
формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе;
учить сравнивать профессии;
учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат;
знакомить с наиболее распространенными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями;
расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий
Ожидаемые результаты реализации программы
ребенок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;
называет профессии разных сфер;
различает профессии по существенным признакам;
называет профессионально важные качества представителей разных профессий;
выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);
объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;
объясняет роль труда в благополучии человека;
имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;
моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;
участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;
эмоционально положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;
демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.
Пояснительная записка.
Актуальность
Детство – удивительная пора! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – парикмахер, завтра – строитель.
Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем.
Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда.
Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых, мотивы и цели их труда, способы достижения результата. Многие педагоги рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.
Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).
Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребёнка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути.
Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно ещё в дошкольном детстве.
Этапы и сроки реализации программы:
1 этап подготовительный: создание условий
Теоретический анализ состояния проблемы в научно-методических ресурсах.
Оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы.
Повышение собственной компетенции по теме.
Разработка плана мероприятий по повышению компетентности родителей воспитанников в вопросах профориентации детей.
2 этап основной: практическая деятельность
Работа с детьми (план-сетка реализации программы).
Работа с родителями (консультации, памятки, анкетирование, участие в конкурсах, досугах и развлечениях).
3 этап: заключительный (Анализ результатов реализации программы, подведение итогов)
Создание презентации-отчета по реализации программы
Развлечение «Путешествие в мир профессий».
Оценка и прогнозирование перспективных направлений дальнейшего использования результатов работы.
Обобщение положительного опыта работы в данном направлении.
Трансляция опыта учреждения в сети Интернет.
Ожидаемый результат:
Для воспитанников:
ребенок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;
называет профессии разных сфер;
различает профессии по существенным признакам;
называет профессионально важные качества представителей разных профессий;
выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);
объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;
объясняет роль труда в благополучии человека;
имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;
моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;
участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;
положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;
демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.
Для родителей:
Расширение знаний родителей о ранней профориентации детей дошкольного возраста;
Активное включение в совместные с детьми мероприятия познавательного характера.
Критерии результативности программы:
Удовлетворенность детей и родителей результатами процесса работы по результатам анкетирования.
Повышение у дошкольников уровня знаний о профессиях, орудиях труда.
Организация взаимодействия с семьями воспитанников, разнообразие форм работы с родителями.
Принципы реализации программы
Принцип разностороннего развития личности
Принцип цикличности и систематичности
Принцип гармонизации отношений ребёнка и детского коллектива.
Принцип интеграции
Принцип гуманизма
Принцип информативности.
Принцип взаимосвязи с семьей
Основные технологии:
Развивающие технологии;
Личностно-ориентированные технологии;
Технология «ТРИЗ»;
Игровые технологии;
Информационно-коммуникационные технологии.
Механизмы реализации программы
Сюжетно-ролевые игры
Игры, досуги и развлечения, викторины
Беседы
НОД;
Наблюдения за трудом взрослых; Совместно трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация трудовых действий;
Целевые прогулки и экскурсии;
Самостоятельная деятельность;
Художественно-творческая деятельность;
Игровая деятельность;
Взаимодействие с семьями воспитанников.
Взаимодействие со службами и ведомствами:
Поликлиника
Магазин
Аптека
Библиотека
Итоговые мероприятия
1.Сентябрь - Викторина «Чья профессия нужней, интересней и важней»
2.Октябрь – Экскурсия в библиотеку
3.Ноябрь – Оформление альбома «Профессии»
4.Декабрь – Спортивный досуг «Юные пожарные»
5.Январь – ООД «Все профессии нужны, все профессии важны»
6.Февраль – Спортивное развлечение «Бравые солдаты»
7.Март – Выставка рисунков «Кем я буду, когда вырасту»
8.Апрель – Конкурс чтецов (стихи о профессиях).
9.Май – Викторина «Чья профессия нужней, интересней и важней»
ПЛАН – СЕТКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Работа с детьми строится на основе тематического планирования и интеграции содержания пяти образовательных областей с использованием разных форм организации детской деятельности.
СЕНТЯБРЬ
«Кем быть?» (2.09-09.09)
1. Беседа «Кто работает в детском саду» (закрепление знаний детей о работе медсестры и врача, прачки, повара, дворника и других работниках детского сада, воспитывать интерес и уважение к их труду)
2. Чтение В. В. Маяковский «Кем быть?»
3. Д/и «Я начинаю предложение, а вы заканчиваете» (закреплять представления детей о значении и результатах труда людей разных профессий).
4. Коллаж «Кто работает у нас в детском саду» (учить детей составлять портреты из готовых частей; учить самостоятельно, вырезать некоторые части из заготовок, аккуратно наклеивать)
5. Сюжетно – ролевая игра «Детский сад»
6. Труд: «Поможем младшему воспитателю накрыть на стол»
«Сад. Фрукты» (10.09 – 16.09)
«Садовник»
1. Рассматривание иллюстраций «Кто работает в саду» (учить детей описывать картину, формировать представление детей о профессии садовника)
2. Чтение Г.Сапгир «Садовник»
3. Д/и «Инструменты для людей разных профессий» (закрепить знания об инструментах и предметах, нужных людям разных профессий)
4. Аппликация «Инструменты для садовника»
5. Труд: сбор семян цветов.
«Огород. Овощи» (17.09 – 23.09)
«Агроном»
1. Беседа «Кто такой агроном» (формировать представления о значении и содержании труда работников сельского хозяйства)
2. Рисование «Чудо – овощи и фрукты»
3. Д/и «Угадай профессию» (Научить понимать назначение и функции предметов профессиональной деятельности)
4. Чтение К. Ушинский «Два плуга»
«Осень. Осенний лес» (24.09 – 30.09)
«Лесник»
1. Чтение рассказов: С. Михалкова «Ёлочка», Г. Скребицкого «Лесное эхо», «Сказки следопыта»
2. Просмотр презентации «Кто в лесу главный?»
3. Беседа «Знакомство с профессией Лесник» (Сформировать знания о труде лесника и его экологическом значении)
4. Акция «Посади дерево»
ОКТЯБРЬ
«Все профессии важны» (1.10 – 10.10)
1. Пригласить маму, работающую пекарем с целью знакомства детей с профессией пекарь
2. Чтение стихотворения С. Погореловский «Вот он Хлебушек душистый…»
3. С/р игра «Хлебный магазин» (закрепление представлений о работе продавца, о многообразии х/б изделий)
4. Лепка из пластилина теста «Баранки, крендели, батоны…»
5. Экспериментирование «Испечем хлеб» (формировать представление о технологии приготовления теста для хлеба экспериментальным путем)
«Домашние и дикие животные» (11.10 – 21.10)
«Ветеринар»
1. Беседа «Ветеринар» (познакомить с новой профессией – ветеринар; вызвать эмоциональный отклик у детей, гордость за людей разных профессий)
2. C/р игра «Ветеринарная лечебница»
3. Чтение сказки К. И. Чуковского «Айболит».
4. «Я начинаю предложение, а вы заканчиваете» (закреплять представления детей о значении и результатах труда людей разных профессий).
5. Беседа о правилах безопасного поведения с домашними животными (Обучение правилам безопасного поведения)
«Животные стран мира» (22.10 – 31.10)
«Орнитолог»
1. Беседа «Кто такой Орнитолог» (Знакомство с профессией «орнитолог». Объяснить детям важность данной профессии для сохранения природы Земли)
2. Конструирование «Кормушка для птиц»
3. Д/и «Доскажи словечко» (продолжать формировать умение соотносить профессию с родом деятельности человека)
4. Чтение стихотворения «Птичкина столовая» А. Черпукова
НОЯБРЬ
Профессия «Журналист» (1.11- 8.11)
1. Чтение С. Баруздин «Страна, где мы живем»
2. Беседа «Какая профессия важнее всех» (закрепить знания детей о разнообразных профессиях: их названии и роде деятельности; воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию)
3. Беседа «Знакомство с профессией журналист» (совершенствовать овладение детьми связной диалогической и монологической речью посредством изучения основ профессии журналиста)
4. С/р игра «Интервью» (учить детей построению самостоятельных высказываний, умению излагать свои мысли развернуто, связно, логично, со смысловой завершенностью)
5. Д/и «Не ошибись» (закреплять знание предметов, относящихся к журналистике)
«Моя семья» (11.11 – 18.11)
«Профессии наших родителей»
1. Чтение Е. Пермяка «Мамина работа»
2. Беседа «Где работают мои родители» (Закрепить знание о труде людей, разных профессий, о важности всех профессий нашего поселка)
3. С/р игра «Семья» (обогащение социально-игрового опыта между детьми; развитие игровых умений по сюжету)
4. Отгадывание , о каких профессиях идёт речь в пословицах и поговорках
«Кухня. Посуда» (19.11 – 25.11)
«Повар»
1. Экскурсия на пищеблок
2. Сюжетно – ролевая игра «Готовим обед» (учить отражать в игре трудовые действия людей, развивать умение вступать в ролевое взаимодействие, согласовывать игровые действия с принятой ролью, использовать предметы-заместители)
3.Д/и «Инструменты для людей разных профессий» (закрепить знания об инструментах и предметах, нужных людям разных профессий)
4. Беседа «Что нужно повару для работы» (закреплять представление воспитанников о профессии повара, ее значимости, профессиональных трудовых процессах, предметах и продуктах, необходимых для работы)
«Одежда и обувь» (26.11 – 29.11)
«Швея»
1. Беседа «Профессия – швея» (Продолжать знакомить детей с трудом взрослых;
расширять и закреплять представления детей о профессии швеи; развивать представления детей об инструментах и тканях, используемых в данной профессии)
2. Аппликация: «Украсим платье»
3. Чтение рассказа Н. Носова «Заплатка»
4. Д/и «Подбери заплатку»
ДЕКАБРЬ
Профессия «Электрик» (2.12 – 9.12)
1. Беседа «Знакомство с профессией электрика» (дать первичные представления о труде электрика, его роли в обществе и в жизни каждого человека)
2. Д/и «Собери целое», «Кому что нужно?», «Что лишнее?», «Лото осторожностей»
3. чтение стихотворения Ирины Гуриной «Про электричество»
4. Встреча с папой, работающим электриком.
Профессия «Продавец» (10.12 – 16.12)
1. Экскурсия в магазин
2. Сюжетно-ролевая игра «Торговый центр»
3. чтение стихотворения Н. Кнушевицкая «Продавец»
4. Д/и «Исправь Незнайкины ошибки»
5. Инсценировка стихотворения «Веселый магазин» Э. Э. Мошковской.
Профессия «Библиотекарь» (17.12 – 23.12)
1. Экскурсия в библиотеку
2. Игра «Кто самый внимательный?»
3. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»
4. Викторина «Что я знаю о профессиях»
Профессия «Учитель» (24.12 – 31.12)
1. Беседа «Профессия учитель» (знакомить детей с профессией учителя; развивать познавательный интерес, интерес к школьному обучению)
2. Игра с мячом «Скажи по-другому»
3. Сюжетно – ролевая игра «Школа»
4. Экскурсия в школу
ЯНВАРЬ
Профессия «Строитель» (9.01 – 17.01)
1. Беседа ««Знакомство детей со строительными профессиями» (расширять знания детей о различных профессиях людей, уточнять и систематизировать знания детей о строительных профессиях, познакомить их с обобщающим понятием - строитель)
2. Чтение С. Баруздина «Кто построил этот дом?»
3. Игра «Кто чем занимается?»
4. Сюжетно – ролевая игра «Мы – строители» (формировать конкретные представления о строительстве, его этапах; закреплять знания о рабочих профессиях; воспитывать уважение к труду строителей)
5. Конструирование их пакетов из под сока «Дома нашего поселка»
«Все профессии важны. Профессии разных сфер» (18.01 – 24.01)
1. Беседа «Профессий много в мире есть» (Расширять представления детей о профессиях взрослых разных сфер, о значении их труда для общества)
2. С/р игра «Семья»
3. Чтение Е. Пермяк «Для чего руки нужны»
4. Рисование на тему: «Кем я буду, когда вырасту?»
5. Дидактическая игра «Кому это принадлежит?»
«Транспорт. Водитель» (25.01 – 31.01)
1. Беседа «Труд водителя» (Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде людей; расширять знание о профессиях, дать некоторые знания о том, какими качествами и знаниями должен обладать человек, чтобы стать хорошим специалистом – водителем)
2. Чтение Отрывка из произведения Н. Носова “Как Незнайка катался на газированном автомобиле”
3. С/р игра «Путешествие на автобусе»
ФЕВРАЛЬ
«Профессия Психолог» (3.02 – 10.02)
1. Беседа ««Психолог – наш помощник» (познакомить детей с профессией педагог-психолог, развивать чувство внимания и заботы к другим людям)
2. Д/и «Ласковое имя»
3. Акция «Подари добро»
«Мы живем в Цюрупе. Профессии нашего поселка» (11.02 – 17.02)
1. Беседа «Труд взрослых в родном поселке» (закрепить название родного поселка, достопримечательностей, название профессий родителей, формировать у детей чувство любви к своему поселку)
2. С/р игра «Аптека»
3. Рисование «Моя будущая профессия» или «Кем я буду, когда вырасту».
«Защитники России. Военные профессии» (18.02 – 24.02)
1. Беседа «Я непременно буду военным» (продолжать знакомить детей с профессиями военнослужащих; формировать представления детей о Российской армии)
2. Чтение С. Сахарнова «Два радиста», стихотворения Ю. Любимцевой «Буду военным»
3. Д/и «Радист»
4. С/р игра «Военизированные игры»
«ПДД. Регулировщик» (25.02 – 28.02)
1. Беседа «Знакомство с профессией регулировщика» ( расширение представлений детей о работе ГИБДД)
2. Чтение Н. Калининой «Как ребята переходили улицу» и «Где ночуют трамваи и автобусы», Пишумов Я. «Посмотрите, постовой»
3. С\р игра «На дорогах города»
МАРТ
«Профессии наших мам» (2.03 – 6.03)
1. Чтение В. Сухомлинского «Моя мама пахнет хлебом»;
2. Беседа «Профессии наших мам» (Формировать целостные представления дошкольников о профессиях)
3. Сюжетно – ролевая игра «Парикмахерская»
4. Д/и Игра «Кто что делает?», «Продолжи предложение»
5. Оформление альбома «Моя мама на работе»
«Весна. Профессия Метеоролог» (10.03 – 16.03)
1. Беседа «У природы нет плохой погоды. Знакомство с профессией метеоролога» (дать представление о профессии метеоролога и о работе метеорологической станции)
2. С/р игра «Прогноз погоды»
3. Д/и «Хорошо и плохо»
«Пожарная безопасность. Пожарный» (17.03 – 23.03)
1. Беседа «Важная профессия - пожарный» (Расширить представления детей о труде пожарных)
2. Конкурс детских рисунков «Огонь – друг, огонь – враг»
3. Д/и «Выбери, что нужно пожарному для работы», «Что пригодится при пожаре»
4. Чтение Л. Толстого «Пожарные собаки»
5. Рассматривание иллюстраций: изображение тушения пожара, пожарные тренируются, ремонтируют технику, приводят в порядок обмундирование, пожарная машина, пожарный рукав, выдвижная лестница, одежда пожарного, противогаз.
«Книжная неделя. Иллюстратор» (24.03 – 31.03)
1. Беседа «Кто рисует в книгах?» (Познакомить детей с профессией художника – иллюстратора, с разнообразием книг; воспитывать любовь к детской книге бережное отношение к ней)
2. Рисование «Иллюстрация к любимой книге»
3. Конкурс «Книжка-малышка»
4. Рассматривание различных книг
5. Ремонт книг в книжном уголке
АПРЕЛЬ
«Профессия Моряк» (1.04 – 6.04)
1. Беседа «Моряки» (Познакомить детей с некоторыми морскими профессиями (Капитан, офицеры, морские инженеры, штурман, механик, боцман, кок, врач )
2. Чтение В. Сутеев «Кораблик», Т. Крюкова «Пароходик Плюх»
3. Аппликация «Кораблик»
4. Оригами «Кораблик»
5. С/р игра «Пароход» – «Рыболовецкое судно»
«Космос. Космонавт» (7.04 – 13.04)
1. Беседа «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
2. Чтение рассказа Ю. Яковлева «Трое в космосе», рассказа В. Бороздина «Первый в космосе»
3. Аппликация «Ракета»
4. Оформление тематической выставки «День космонавтики»
6. С/р игра «Космические полеты» («Путешествие на ракете», «Готовимся в космонавты», «Медицинский осмотр космонавтов»)
«Тело человека. Врач» (14.04 – 20.04)
1. Экскурсия в медицинский кабинет «Профессия – врач» (познакомить с профессиями врача и медицинской сестры, воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада, развивать у детей наблюдательность; пополнить словарь детей медицинской терминологией)
2. С/р игра «Скорая помощь»
3. Чтение И. Туричина «Человек заболел»
4. Создание папки «Пословицы о профессиях»
МАЙ
«Профессии наших пап» (1.05 – 6.05)
1. Беседа «Где работает мой папа» (Расширить представления детей о мужских профессиях; формировать умение адаптироваться к требованиям разных профессий; воспитывать уважение к труду)
2. Наблюдение за трудом рабочего в детском саду
3. Д/и «Кем я буду – не скажу, я вам лучше покажу»
4. Рисование «Мой папа»
Профессия «Почтальон» (7.05 – 15.05)
1. Экскурсия на почту
2. Чтение С. Маршак «Почта» (обобщить представление о труде работников почты, закрепить знание домашнего адреса и правил составления письма)
3. С/р игра «Почта»
4. Рисование «Открытка маме»
«ОБЖ. Полицейский» (18.05 – 22. 05)
1. Беседа «Наша служба и опасна и трудна» (продолжать знакомить с трудом взрослых и их роли в общественной жизни через профессию полицейского)
2. Д/и «Если ты вдруг заблудился», «Запрещается, разрешается».
3. Аппликация «Составь фоторобот»
«Профессия воспитатель» (25.05 – 29.05)
1. Беседа «Кем быть?» (продолжать знакомить детей с профессией воспитатель. Систематизировать и закреплять представления детей о людях этой профессии, их деловых и профессиональных качествах, о значении их труда для общества)
2. Чтение художественной литературы: Л.Куклин «Подумайте, что было бы…»
3.Д/игра « Если не будет…»
4. Беседы - рассуждения: «Какие бывают профессии?», «Что будет, если люди не будут работать?»
5. Создание коллективной стенгазеты «Не так уж важно, кем нам быть, достаточно свой труд любить»
Список литературы
Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н. В. Алешина — М.: «Педагогическое Общество России», 2000. 128с.
Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой — М.: Просвещение,1974. 192с.
Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.
Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых/ В. Логинова, Л. Мишарина // Дошкольное воспитание.- 1978.- № 10. с.56–63.
Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет / Т.В, Потапова.-М.: ТЦ Сфера, 2008. 64с.
Федоренко В. Формирование представлений о профессиях./ В. Федоренко // Дошкольное воспитание. 1978.№ 10. с. 64–69.
https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/04/19/besedy-o-professiyakh