СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по географии»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« СМОЛЬЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Брянского района

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

О.В.Кузина


Рабочая программа

УЧЕБНОГО предмета

«География» 8 класс

Количество часов : 70 часов

Учебник : Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс. – М.: Просвещение, 2017. – (Сферы)



Учитель: Макушина Ю.В.









2019-2020 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по географии для 8 класса  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, учебного плана МБОУ «Смольянской СОШ», программы по географии авторского коллектива под руководством Дронова В.П. (предметная линия учебников «Сфера»).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, о закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-

экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение предмета в 8 классе согласно учебному плану отводится 70 часов (2 часа в неделю)



Содержание учебного предмета

Разделы

Содержание раздела

Введение





Раздел I. Географическое пространство России




Что изучает география России. Комплексное изучение России во всем ее многообразии и контрастности.

Границы России. Государственная территория и государственные границы России. Морские и сухопутные границы. Воздушное пространство. Территориальные воды. Континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации. Соседи России.

Размеры территории России. Часовые пояса. Размеры и конфигурация территории, их влияние на жизнь и деятельность населения. Часовые пояса на территории нашей страны. Поясное, декретное, летнее время.

Географическое положение России. Виды и особенности. Сравнение физико-географического положения России с положением других государств. Влияние физико-географического положения на природу, население и хозяйство страны.

Россия в мире. Жизненное пространство России. Сравнение с другими государствами мира по основным показателям: территориальному, человеческому, природному, экономическому и экологическому потенциалу. Россия и Содружество независимых государств (СНГ). Россия и международные организации.

Освоение и изучение территории России. Формирование, освоение территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах. История изучения территории России. Современные географические исследования.

Районирование — важнейший метод географической науки. Факторы формирования районов. Виды районирования.

Административно-территориальное устройство России. Функции административно-территориального деления. Россия — федеративное государство. Разнообразие субъектов федерации. Административно-территориальное устройство России. Федеральные округа.

Раздел 2. Природа России.

Природные условия и ресурсы. Понятия о природных условиях и природных ресурсах. Классификации природных ресурсов.

Рельеф и недра. Геологическое летосчисление. Этапы формирования земной коры на территории России. Современное тектоническое строение, его связь с рельефом. Особенности размещения равнин и гор в России. Основные внутренние и внешние процессы формирования рельефа. Тектонические движения, районы проявления землетрясений и вулканизма. Формирование рельефа в результате деятельности поверхностных вод и ветра. Древнее оледенение и ледниковые формы рельефа. Изучение и освоение российских недр. Минеральные ресурсы: размещение, виды, использование. Стихийные природные явления в земной коре и на ее поверхности, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Изменение земной коры и рельефа в результате человеческой деятельности. Рациональное использование и охрана ресурсов недр.

Климат. Географическое положение и климат. Климатообразующие факторы на территории России: географическая широта, близость морей и океанов, циркуляция воздушных масс. Свойства подстилающей поверхности, особенности рельефа, их воздействие на климат. Солнечная радиация: распределение, воздействие на климат. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Распределение температур, осадков и увлажнения на территории России. Климатические пояса и типы климатов России. Комфортность климатических условий. Адаптация людей к различным типам климата, его влияние на хозяйственную деятельность людей. Агроклиматические ресурсы. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Охрана воздушного бассейна.

Внутренние воды и моря. Воды России как составная часть мировой гидросферы. Моря разных океанов, омывающие побережья России. Особенности природы морей, их хозяйственное использование. Воды суши, их виды и запасы на территории России. Основные речные бассейны и системы. Бассейны стока рек. Влияние рельефа и климата на сток, характер течения и режим рек. Крупнейшие озера и водохранилища, их происхождение и размещение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота, ее распространение по территории страны и влияние на природу и хозяйство. Обеспеченность водными ресурсами: неравномерность распределения, рост потребления, загрязнение. Рациональное использование и охрана водных ресурсов. Опасные природные явления, связанные с гидросферой, их предупреждение. Ресурсы морей, проблемы их использования.

Растительный и животный мир. Российская часть биосферы. Особенности и разнообразие растительного и животного мира России. Зональные и незональные факторы размещения. Биологические ресурсы, их богатство и рациональное использование. Охрана растительного и животного мира.

Почвы. Роль почвы в природе. Состав и свойства почв, факторы почвообразования. Основные типы почв страны, их особенности и размещение. Почвенные ресурсы России. Эрозия, мелиорация земель, рациональное использование и охрана почв.

Природно-хозяйственные зоны России. Разнообразие природных территориальных комплексов. Природные районы и природные зоны. Преобразование природных зон в природно-хозяйственные. Взаимосвязь и взаимообусловленность природных компонентов, расселения населения и основных видов хозяйственной деятельности в природно-хозяйственных зонах: арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Освоение и изменение зон в результате хозяйственной деятельности людей, экологические проблемы. Горные области: характер высотной поясности, население, особенности освоения. Рациональное природопользование. Особо охраняемые природные территории.

Раздел 3.Население России

Численность населения. Динамика численности населения. Переписи населения. Геодемографическое положение России. Воспроизводство и механический прирост российского населения на разных исторических этапах. Факторы, влияющие на динамику численности населения. Прогнозы изменения численности населения России и демографические проблемы страны.

Половой и возрастной состав населения страны. Соотношение мужчин и женщин. Продолжительность жизни россиян. Возрастная структура населения. Половозрастная пирамида, причины ее своеобразия в России.

Народы, языки и религии России. Многонациональность — важнейший фактор формирования и развития России. Национальный и языковой состав России. Наиболее многонациональные районы России. Русский язык — язык межнационального общения. География основных религий.

Расселение населения. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Средняя плотность населения страны. Основная зона расселения. Размещение населения в зоне Севера. Городское и сельское население. Городские поселения. Размещение городов по территории, их функции. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения, их различия.

Миграции населения. Миграции, их типы и причины возникновения. Основные направления миграций на разных этапах развития страны. Роль миграций в условиях сокращения численности населения России.



Курс включает практические работы:

Практическая работа №1Определение поясного времени для разных городов России

Практическая работа №2 Сравнение географического положения и размеров государственной территории России и других стран.

Практическая работа №3 Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны.

Практическая работа №4 Выявление связи между строением земной коры и размещением полезных ископаемых

Практическая работа № 5 Составление макета климатической карты.

Практическая работа № 6 Оценка климата района России.

Практическая работа № 7 Сравнение рек основных регионов страны.

Практическая работа № 8 Определение взаимосвязи вод суши, рельефа и климата

Практическая работа № 9 Оценка обеспеченности водными ресурсами территорий страны

Практическая работа № 10 Характеристика почвенных ресурсов своей местности.

Практическая работа №11 Сравнительная характеристика природно-хозяйственных зон

Практическая работа № 12 Определение особо охраняемых природных территорий района своего проживания

Практическая работа № 13 Составление сравнительной характеристики половозрастного состава населения регионов России

Практическая работа№ 14 Характеристика особенностей движения населения России.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ

Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно- нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её

народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с

учётом устойчивых познавательных интересов;

3) формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли и её крупных районов и стран, о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

4) формирование уважительного отношения к истории, культуре,

национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования:

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;

11) развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные

учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими

основу умения учиться. Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое

рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы

по географии являются:

1) формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3) формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в

отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных

стихийных бедствий и техногенных катастроф; 8) формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Разделы и темы программы

Количество часов

Введение

1

Географическое пространство России

8

Природа России

47

Рельеф и недра

8

Климат

11

Внутренние воды и моря

8

Растительный и животный мир

4

Почвы

4

Природно-хозяйственные зоны

11

Население России

12

Резерв

2

Итого:

70ч



Планируемые результаты изучения учебного предмета


п/п

Разделы, темы

Требования к уровню подготовки обучающихся


1

Введение

География России. Комплексное и взаимосвязанное изучение России во всем её многообразии и контрастности

2

Раздел I. Географическое пространство России

Определять границы РФ и приграничных государств по физической и политической картам, наносить их на контурную карту, положение РФ на карте часовых поясов, поясное время для разных городов России по карте часовых поясов, субъекты РФ и их столицы по политико - административной карте РФ. Определять состав и границы федеральных округов по карте федеральных округов

Сравнивать морские и сухопутные границы РФ по протяжённости и значению для развития внешнеторговых связей РФ с другими государствами, размеры государственной территории России и других стран (Канады, США и т. п.) на основе анализа карт и статистических данных.

Находить информацию (в Интернете и других источниках) о мировом океане.

Составлять описание границ России

Выявлять на основе анализа схемы преимущества и недостатки больших размеров территории страны, зависимость между географическим положением и особенностями заселения и хозяйственного освоения территории страны, особенности формирования государственной территории России, изменения её границ, заселения и хозяйственного освоения на разных исторических этапах.

Решать задачи на определение поясного времени с контекстом из реальной жизни.

Объяснять роль поясного, декретного, летнего времени в хозяйстве .

Анализировать карты и выявлять особенности разных видов географического положения России.

Наносить на контурную карту объекты, характеризующие географическое положение России.

Анализировать карты и статистические материалы (печатные таблицы, диаграммы, графики, ресурсы Интернета), статистические данные, содержащиеся в учебнике и дополнительных источниках информации, о величине ВВП и национального богатства России (в сравнении с другими странами), решать учебные задачи с контекстом из реальной жизни, карты с маршрутами важнейших путешествий и экспедиций по территории России, схему, отражающую функции административно_ территориального деления страны.

Характеризовать вклад знаменитых путешественников и исследователей в освоение и изучение территории России.

Готовить и обсуждать сообщения и презентации.

3

Раздел II. Природа России



Тема 1. Рельеф и недра

Определять основные этапы формирования земной коры на территории России по тектонической карте, геохронологической таблице и рисункам (моделям), способы изображения основных тектонических структур и сами тектонические структуры по тектонической карте России, особенности рельефа России по физической карте, особенности рельефа региона своего проживания, по физической и тематическим картам территории распространения землетрясений и вулканизма, по тематическим картам границу древнего оледенения и по физической карте приводить приме р ы возвышенностей, созданных деятельностью древних ледников.

Сравнивать тематические карты и выявлять зависимость расположения платформ и районов горообразования от простирания границ литосферных плит

Наносить на контурную карту основные формы рельефа страны, сейсмические пояса России, действующие и потухшие вулканы, угольные и железорудные бассейны, нефтегазоносные районы России.

Выявлять зависимость между тектоническим строением и рельефом на основе сопоставления физической и тектонической карт.

Анализировать карту новейших тектонических движений и выявлять воздействие их направленности и интенсивности на рельеф.

Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о причинах образования оврагов, об их географическом распространении, о влиянии на хозяйственную деятельность и способах борьбы с эрозией

Обсуждать преимущества и недостатки разных способов добычи полезных ископаемых и проблему их рационального использования.

Готовить и обсуждать сообщения (презентации) об опасных стихийных явлениях в литосфере и правилах безопасного поведения в ситуациях, связанных с их проявлением.

Устанавливать особенности формирования и современного развития рельефа и закономерности размещения полезных ископаемых на примере своего региона и своей местности.


Тема 2. Климат

Определять по климатическим картам и климатограммам годовое количество осадков, холодного периода, тёплого периода для различных пунктов, районы распространения разных типов климата на территории страны по карте климатических поясов и областей, особенности климата региона своего проживания х преимущественного выпадения) в таблично-графической форме, районы распространения неблагоприятных климатических явлений на территории страны по тематическим картам.

Сравнивать годовой ход изменения осадков на климатограммах разных пунктов и объяснять различия.

Строить по имеющимся данным диаграмму распределения осадков по месяцам года для какого- либо пункта, график изменения коэффициента увлажнения на территории России по направлению с севера на юг — от тундры до пустыни.

Составлять по климатическим картам описание изменения значений среднегодового количества осадков с запада на восток вдоль параллели 60°с.ш. , климатическую карту с картой испарения и испаряемости, объяснять выявленные закономерности, сравнительную характеристику разных типов климата по основным климатическим показателям (средние температуры января и июля, годовая амплитуда температур, годовое количество осадков и сезон и соответствие между климатограммами и типами климата.

Решать учебные задачи по определению коэффициента увлажнения для различных территорий.

Сопоставлять климатическую карту с картой климатических поясов и областей для выявления основных показателей разных типов климата (средних летних и зимних температур, годового количества осадков, направления ветров).

Описывать разные типы климатов.

Подготавливать и обсуждать сообщения (презентации) о воздействии климатических условий на человека (быт, жилище, одежда, способы передвижения, здоровье) и способах адаптации человека к разным климатическим условиям нашей страны.

Оценивать условия жизни и хозяйственной деятельности населения одной из территорий страны.

Обсуждать проблемы изменения климата под влиянием естественных и антропогенных факторов


Тема 3. Внутренние воды и моря

Наносить на контурную карту моря, заливы, проливы, крупнейшие полуострова и острова, водоразделы океанских бассейнов, обозначать крупные реки, озёра.

Анализировать карты и описывать географическое положение морей, ранжировать их по глубине.

Описывать положение летней и зимней границы плавучих льдов в Северном Ледовитом океане.

Находить информацию (в Интернете и других источниках) об истории изучения и освоения российского сектора Арктики

Составлять характеристику одного из морей на основе анализа карт. Наносить на контурную карту крупнейшие порты каждого из морей, одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм.

Определять по физической карте реки, относящиеся к бассейнам разных океанов, типы озёр по происхождению озёрных котловин, солёности, размерам, основные районы распространения горного и покровного оледенения, многолетней мерзлоты.

Решать учебные задачи на определение падения и уклона рек. Выявлять зависимость между характером течения крупнейших рек и рельефом, режимом и климатом по картам и климатограммам. Сравнивать реки по объёму годового стока.

Выявлять положительные и отрицательные последствия строительства водохранилищ.

Сопоставлять тематические карты и определять, для территорий каких климатических поясов и областей характерна мерзлота.

Обсуждать презентации о влиянии разных видов внутренних вод и стихийных природных явлений (наводнения, снежные лавины) на жизнь населения и особенности развития хозяйства России.


Тема 4. Растительный и животный мир

Выявлять факторы, определяющие состав и разнообразие растительности и животных России.

Определять на основе сопоставления тематических карт показатели климата территорий, где широко распространены характерные представители зональных типов растительности (тундровой, лесной, степной), основные биологические ресурсы лесных и безлесных территорий.

Решать учебные задачи по определению площади разных видов лесов на территории России

Устанавливать характерных для зональных типов растительности России животных.

Находить информацию (в Интернете и других источниках), готовить и обсуждать сообщения (презентации) о животных России, занесённых в Красную книгу, и мерах по их охране (о животном мире региона своего проживания)

Оценивать место России в биологических ресурсах мира, долю в мировых запасах древесины.


Тема 5. Почвы

Наблюдать образцы почв, выявлять их состав.

Составлять таблицу (схему) «Состав почв».

Анализировать схему почвообразующих факторов и конкретизировать её примерами непосредственного проявления воздействия каждого фактора на формирование почвы

Определять по типовым схемам типы почв, почвенные горизонты и их названия, свойства главных типов почв, сравнивать их строение, по карте почв главные зональные типы почв и закономерности их распространения на территории страны, структуру земельного фонда России. Оценивать почвенные ресурсы страны.

Сопоставлять карту растительности (природных зон) с картой почв и выявлять взаимосвязь растительного и почвенного покрова.

Готовить и обсуждать сообщения (презентации) о неблагоприятных изменениях почв в результате хозяйственной деятельности и основные мероприятия по рациональному использованию почвенных ресурсов.


Тема 6. Природно-хозяйственные зоны

Определять по картам и схемам особенности географического положения природных районов и природно-хозяйственных зон на территории страны.

Сравнивать природную зональность крупных природных районов, используя тематические карты.

Решать учебные задачи по определению доли природно- хозяйственных зон в площади страны и численности её населения, выражая полученные результаты в графической форме

Определять по картам особенности географического положения арктических пустынь, тундр и лесотундр, тайги, степей, лесостепей, полупустынь.

Выявлять взаимозависимости между компонентами природы зоны на основе анализа физической карты, тематических карт компонентов природы, схем связей компонентов в природных комплексах. Составлять характеристику природы зоны по типовому плану

Сопоставлять карты природных зон, благоприятности природных условий для жизни населения и размещения населения и выявлять причины соответствующей плотности населения.

Определять на основе анализа тематических карт особенности хозяйственной деятельности и выявлять экологические проблемы зоны, связанные с основными видами хозяйственной деятельности, виды ООПТ и особенности их распространения на территории страны по карте особо охраняемых природных территорий.

Находить информацию (в Интернете и других источниках), готовить и обсуждать презентации о важнейших ООПТ и памятниках Всемирного природного наследия на территории России (или проводить практическую работу по определению особо охраняемых природных территорий района своего проживания.

4

Раздел III. Население России

Определять виды сельских населённых пунктов по числу жителей, внешнему облику, роли в хозяйстве страны, зональные типы сельских поселений, показатели соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим данным, на основе анализа схем разные виды миграций и вызывающие их причины, основные направления современных миграционных потоков на территории России по тематической карте современных миграционных потоков на территории России по тематической карте, по статистическим данным и тематической карте территории России с наиболее высокими показателями миграционного прироста и убыли населения

Выявлять причино - следственные связи между природными условиями и ресурсами (агроклиматическими, земельными, водными, рыбными, охотничьими, лесными) и формированием зональных типов сельских поселений.

Обсуждать современные социальные проблемы сельских поселений.

Готовить и обсуждать сообщения (презентации) об основных направлениях миграционных потоков на разных этапах исторического развития России.



Описание материально-технической базы

1

Библиотечный фонд


Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Просвещение, 2017г

2

Печатные пособия


Мишняева Е.Ю., Ольховая Н.В., Банников С.В. География.

Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь-тренажёр. М.: Просвещение, 2017.

8 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.

Ходова Е.С. География. Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь-практикум. 8 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2017.

Барабанов В.В. География. Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь-экзаменатор. 8 класс. Пособие для учащихся

общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2017.

География. Россия: природа, население, хозяйство. Атлас.

8–9 классы. М.: Просвещение, 2017.

География. Россия: природа, население, хозяйство. Контурные карты. 8 класс. М.: Просвещение, 2017.

География. Россия: природа, население, хозяйство. Поурочное тематическое планирование. 8 класс. Пособие для учителей

общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2017.

3

Технические средства обучения


Ноутбук

Мультимедиа

Подвесной экран



































п/п

Дата


Тема

урока


Кол-во часов

Домашнее

задание


по плану

факти-чески

1


Введение

1

С. 5-6

Раздел I. Географическое пространство России

8


2



Границы России

1

§1, написать столицы к странам

3



Размеры территории. Часовые пояса

Практическая работа №1Определение поясного времени для разных городов России

1

§2, стр.11- вопросы


4



Географическое положение России

Практическая работа №2 Сравнение географического положения и размеров государственной территории России и других стран.

1

§3


5



Россия в мире.

1

§4, сообщения о путешественниках

6



Освоение и изучение территории России.

1

§5, стр. 25 -вопросы

7



Районирование — основной метод географических исследований.

1

§6

8



Административно-территориальное устройство России.

Практическая работа №3 Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны.

1

§7 стр. 29 - исследования

9



Обобщающий урок по теме «Географическое пространство России»

1

Стр.30 Проект Коллаж «Моя страна»

Раздел II. Природа России

47


10



Природные условия и ресурсы

1

§8 стр.33 вопросы

Тема 1. Рельеф и недра

8


11



Формирование земной коры на территории России

1

§9

12



Изменение рельефа под воздействием внутренних процессов

1

§11 выучить термины

13



Рельеф

1

§10 выучить номенклатуру

14



Изменение рельефа под воздействием внешних процессов

1

§12

15



Минеральные ресурсы и их использование

Практическая работа №4 Выявление связи между строением земной коры и размещением полезных ископаемых

1

§13 стр. 47 исследования

16



Земная кора и человек

1

§14 стр.49 вопросы

17



Рельеф и полезные ископаемые Брянской области

1

конспект

18



Обобщение по теме «Рельеф и недра»

1

Буклет «Интересные формы рельефа России»

Тема 2. Климат

11


19



Географическое положение и климат

1

§15

20



Солнечное излучение и климат. Земная поверхность и климат

1

§16,17 стр. 53 вопросы

21



Воздушные массы и их циркуляция

1

§18 стр.57 вопросы

22



Атмосферные фронты

1

§19 стр.59 вопросы

23



Циклоны и антициклоны

1

§20 выучить термины

24



Распределение температуры воздуха

1

§21 стр. 63 исследования

25



Распределение осадков и увлажнения


1

§22 стр.65 исследования

26



Климатические пояса и области

Практическая работа № 5 Составление макета климатической карты.

1

§23 стр. 67 исследования

27



Климат и человек

Практическая работа № 6 Оценка климата района России.

1

§24 стр. 69 вопросы

28



Климат Брянской области

1

конспект

29



Контрольная работа № 1 за I первое полугодие

1


Тема 3. Внутренние воды и моря

8


30



Моря

1

§25 стр. 71 вопросы

31



Особенности природы морей

1

§26

32



Внутренние воды России. Реки

Практическая работа № 7 Сравнение рек основных регионов страны.

1

§27 выучить номенклатуру

33



Озёра, водохранилища, болота

1

§28 стр.81 вопросы

34



Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота Подземные воды

1

§29

35



Вода и человек

1

§30 Реки и озера России (создание фотоальбома или презентации)

36



Внутренние воды Брянской области

Практическая работа № 8 Определение взаимосвязи вод суши, рельефа и климата

1

конспект

37



Обобщение по теме «Внутренние воды и моря»

Практическая работа № 9 Оценка обеспеченности водными ресурсами территорий страны

1

Проект «маршруты водных путешествий»

Тема 4. Растительный и животный мир

4


38



Растительный мир

1

§31 стр.89 вопросы

39



Животный мир

1

§32

40



Биологические ресурсы и человек

1

§33 сообщение о животном и растительном мире Брянской области

41



Растительный и животный мир.

Охрана природы в Брянской области

1

конспект

Тема 5. Почвы

4


42



Почвы и факторы их образования

1

§34 стр.97 вопросы

43



Основные типы почв России

1

§35 стр.99 исследования

44



Почвы и человек. Почвы Брянской области

Практическая работа № 10 Характеристика почвенных ресурсов своей местности.

1

§36 стр. 103 вопросы

45



Почвенные ресурсы России. Обобщение по теме «Почвы»

1

Повторить §34-36

Тема 6. Природно-хозяйственные зоны

11


46



Природные районы и природно-хозяйственные зоны

1

§37

47



Природа арктических пустынь, тундр и лесотундр

1

§38 презентация Жизнь в суровых условиях Арктики

48



Население и хозяйство в Арктике и тундре

1

§39 стр. 111 вопросы

49



Природа лесных зон

1

§40 стр. 115 вопросы

50



Население и хозяйство лесных зон

1

§41

51



Природа лесостепей и степей

1

§42«Портрет» российской степи (создание фотоальбома)

52



Население и хозяйство степной и лесостепной зон

1

§43стр. 123 вопросы

53



Засушливые территории России

Практическая работа №11 Сравнительная характеристика природно-хозяйственных зон

1

§44 стр. 125 вопросы

54



Горные области

1

§45

55



Охрана природы и особо охраняемые территории

Практическая работа № 12 Определение особо охраняемых природных территорий района своего проживания

1

§46 Стр.130 вопросы

56



Контрольная работа №2 по теме «Природно-хозяйственные зоны»

1

Национальные парки России (подготовка буклета для туристической фирмы)

Раздел III. Население России

12


57



Численность населения

1

§47,48 стр. 134 исследования

58



Мужчины и женщины.

1

§49 стр. 137 вопросы

59



Молодые и старые

Практическая работа № 13 Составление сравнительной характеристики половозрастного состава населения регионов России

1

§50 стр. 139 исследования

60



Народы

1

§51 Национальные традиции народов России (создание презентации)

61



Языки

1

§52 стр. 143 вопросы

62



Религии

1

§53 стр. 145 исследования

63



Размещение населения

1

§54 стр. 147 исследования

64



Города России. Урбанизация

1

§55 стр. 151 вопросы

65



Сельские поселения и сельское население

1

§56 стр. 153 вопросы

66



Миграции населения. География миграций

Практическая работа№ 14 Характеристика особенностей движения населения России.

1

§57,58

67



Контрольная работа№ 3 итоговая по курсу «Россия: природа, население, хозяйство»

1

Проект «Я-брянчанин»

68



Обобщающий урок по теме «Население России»

1

Стр. 158-159

69


Резерв

1


70



Резерв

1