МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия№25»
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
Педагогическим Советом приказом № _______от_________
МАОУ «Гимназия «25» Решение от___________ Протокол №__________ | Директор МАОУ «Гимназия №25» _______________Е.И.Калинина |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Информатика
2 класс
Возраст учащихся: 7-8 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик:
Уланова Т.Ю.,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Ревда
2019г.
Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы курса информатики и информационных технологий для 2 – 4 классов средней общеобразовательной школы Матвеевой Н. В.
Программа рассчитана на один год - 28 часов (1 час в неделю, продолжительность занятия 40 минут).
Группа не менее 12 человек.
Планируемые результаты освоения информатики
Результаты достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в теоритической части и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время — это освоение УУД:
познавательных;
регулятивных;
коммуникативных и личностных;
овладение межпредметными понятиями (кодирование, система, действие, алгоритм и др.)
Личностные результаты
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
развитие мотивов учебной деятельности;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные результаты
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Ожидаемым результатом обучения является усвоение обязательного минимума содержания учебного материала по информатике, выполнение требований к уровню подготовки учеников 2-го класса.
В результате изучения информатики на начальном уровне ученик:
узнает/поймёт
- что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, её называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;
- что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной;
- что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
- что человек, природа, книги могут быть источниками информации;
- что человек может быть и источником информации, и приёмником информации;
- правила работы с компьютером и технику безопасности;
- что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной;
- что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
- что данные – это закодированная информация;
- что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;
- как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
- что данные – это закодированная информация;
- что информацию можно представить числами;
- как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них в виде чисел;
- что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
- что данные – это закодированная информация;
- что информацию можно представить текстом;
- как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них в виде текста;
будет уметь:
- пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером.
- кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия.
- представлять в тетради и на экране компьютера информацию об объекте числами;
- кодировать информацию числами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
- называть и описывать различные помощники человека при счёте и обработке информации (счётные палочки, абак, счёты, калькулятор и компьютер).
- представлять в тетради и на экране компьютера информацию об объекте в виде текста;
- работать с текстами на экране компьютера.
Содержание курса информатики во 2 классе
Изучение курса информатики во втором классе начинается с темы «Человек и информация», при изучении которой внимание ребенка обращается на феномен информации, подчеркивается ее роль в жизни человека. Затем выделяются виды информации по способу восприятия ее человеком, вводятся понятия источника и приемника информации на простых примерах, обсуждается компьютер как инструмент, помогающий человеку работать с информацией.
Содержание второй главы естественно вытекает как «связка» между информацией и компьютером.
Содержание третьей главы формирует понимание и представления школьников о том, что компьютер обрабатывает не информацию (информацию обрабатывает человек), а данные, т. е. закодированную информацию. Дается представление о видах данных (закодированной информации), что очень важно для того, чтобы младшие школьники поняли, почему существуют разные прикладные программы: текстовые и графические редакторы, электронные таблицы и др. — для обработки разных типов данных требуются соответствующие программы.
В этой главе начинается серьезный разговор о двоичном кодировании.
Содержание четвертой главы направлено на формирование и развитие понятие документа, на способы его создания, поскольку понимание того, что такое данные для второклассника еще не очень актуально. А вот понятие документа — актуально во всех смыслах, так как дети уже постоянно имеют дело с разными бумажными и электронными документами (со свидетельством о рождении, заявлениями, справками, файлами и пр.).
№ п/п | Тема (количество часов) |
1 | Виды информации. Человек и компьютер. 6 |
| Правила поведения в кабинете информатики. Человек и информация. Какая бывает информация. Источники информации. Приёмники информации. Компьютер как инструмент. ПР «Что умеет компьютер» Т «Виды информации», «Человек и компьютер» |
2 | Кодирование информации. 7 |
| Носители информации. Кодирование информации. Алфавит и кодирование информации. Письменные источники информации. Языки людей и языки программирования. ПР «Кодирование информации» Т «Виды информации» |
3 | Информация и данные 5 |
| Текст. Текстовые данные. Графические данные. Число, числовая информация, десятичное кодирование, двоичное кодирование, числовые данные. ПР « Помощники человека при счёте» СР «Числовая информация» |
4 | Алгоритмы и исполнители 4 |
| Управление, алгоритмы и исполнители. Знакомство с роботом «Вертуном». Линейные алгоритмы. Повторители. Знать: алгоритм – это последовательность шагов, направленных на достижение цели; создатель алгоритмов, исполнитель алгоритмов; отличие программы от алгоритма; команды робота Вертуна; понятие линейного алгоритма, повторителей. Уметь: запускать программу Пиктомир; составлять простые линейные программы для робота Вертуна. |
5 | Документ и способы его создания 6 |
| Документ, электронный документ. Поиск документа. Создание тексктового и графического документа. Т «Память компьютера» ПР «Текстовая информация» |
Тематическое планирование
«Информатика » 28 часов (1 час/нед.) № п/п | Тема | Результаты | Возможные виды деятельности | Информацион ные ресурсы |
1 | Техника безопасности при работе на компьютере Человек и информация | Актуализация примеров и сведений из личного жизненного опыта; Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом — необходимость изучения «Информатики» для получения личностно значимых знаний и умений. | 6 (или 1), 2, 3, 7, 4, 5. | Работа с ЭОР « 2 класс» в среде Stratum П. 1,2 |
2 | Какая бывает информация | Актуализация примеров и сведений из личного жизненного опыта; Смыслообразование; Установление причинно-следственных связей; Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; Умение составлять тексты. | 6 (или 1), 2, 3, 7, 4, 5. | Работа с ЭОР « 2 класс» в среде Stratum П. 3 |
3 | Источники информации | Актуализация примеров и сведений из личного жизненного опыта; Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; Смысловое чтение; Анализ описательных примеров; Установление причинно-следственных связей. | 6 (или 1), 2, 3, 7, 4, 5. | Работа с ЭОР « 2 класс» в среде StratumП. 5 |
4 | Приёмники информации | Актуализация примеров и сведений из личного жизненного опыта; Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; Смысловое чтение; Анализ описательных примеров; Установление причинно-следственных связей. | 6 (или 1), 2, 3, 7, 4, 5. | Работа с ЭОР «2 класс» в среде StratumП. 7 |
5 | Компьютер и его части | Актуализация примеров и сведений из личного опыта; Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; Смысловое чтение; Установление причинно-следственных связей. | 6 (или 1), 2, 3, 7, 4, 5. | Работа с ЭОР « 2 класс» в среде Stratum П. 3-5 |
6 | Повторение по теме «Виды информации. Человек и компьютер» | Актуализация примеров и сведений из личного жизненного опыта; Умение концентрироваться для выполнения самостоятельной деятельности; Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; Смысловое чтение; Установление причинно-следственных связей. | 6 (или 1), 2, 3, 7, 4, 5. | |
7 | Носители информации | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; Смысловое чтение; Анализ описательных примеров; Установление причинно-следственных связей. | 6 (или 1), 2, 3, 7, 4, 5. | Работа с ЭОР «2 класс» в среде Stratum П. 8 |
8 | Кодирование информации | Смыслообразование; Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. | 6 (или 1), 2, 3, 7, 4, 5. | Работа с ЭОР « 2 класс» в среде Stratum П. 9 - 10 |
9 | Кодирование информации | Смыслообразование; Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. | 6 (или 1), 2, 3, 7, 4, 5. | Работа с ЭОР « 2 класс» в среде Stratum П. 9 - 10 |
10 | Письменные источники информации | Структурирование, обобщение информации; Извлечение необходимой информации. | 6 (или 1), 2, 3, 7, 4, 5. | Работа с ЭОР «2 класс» в среде Stratum П. 12 |
11 | Языки людей и языки программирования | Структурирование, обобщение информации; Извлечение необходимой информации. | 6 (или 1), 2, 3, 7, 4, 5. | Работа с ЭОР «2 класс» в среде Stratum П. 13 |
12 | Повторение по теме «Кодирование информации» | Умение концентрироваться для выполнения самостоятельной деятельности; Установление причинно-следственных связей; Самоконтроль. | 6 (или 1), 2, 3, 7, 4, 5. | Работа с ЭОР «2 класс» в среде Stratum П. 8-13 |
13 | Текстовые данные | Смыслообразование; Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; Структурирование знаний. | 6 (или 1), 2, 3, 7, 4, 5. | Работа с ЭОР « 2 класс» в среде Stratum. П. 14 Тренажер клавиатуры |
14 | Графические данные | Смыслообразование; Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; Структурирование знаний. | 6 (или 1), 2, 3, 7, 4, 5. | Работа с ПК «Мир информатики» Раскрашива ние компьютер ного рисунка |
15 | Числовые данные, информация | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; Поиск и выделение необходимой информации; Знаково-символьные действия; Смысловое чтение; Установление причинно-следственных связей. | 6 (или 1), 2, 3, 7, 4, 5. | Работа с ЭОР « 2 класс» в среде Stratum П. 15 |
16 | Десятичное кодирование. Двоичное кодирование | Установление причинно-следственных связей; Структурирование знаний; Рефлексия действий; Классификация понятий; Умение работать с текстом; Построение логических цепочек, рассуждений. | 6 (или 1), 2, 3, 7, 4, 5. | Работа с ЭОР «2 класс» в среде Stratum. П. 16, 18 |
17 | Числовые данные | 6 (или 1), 2, 3, 7, 4, 5. | Работа с ЭОР «2 класс» в среде Stratum П. 19 |
18 | Повторение по теме «Информация и данные» | Установление причинно-следственных связей; Самоконтроль. | 6 (или 1), 2, 3, 7, 4, 5. | Работа с ЭОР «2 класс» в среде Stratum П. 10,15 |
19 | Управление, алгоритмы и исполнители | Актуализация знаний, сведений из личного жизненного опыта с целью понимания того, что привычные на первый взгляд вещи и предметы имеют информационные характеристики, которые влияют на повседневную жизнь и деятельность каждого человека. | 6 (или 1), 2, 3, 7, 4, 5. | ЭОР «Пикто Мир» |
20 | Линейные алгоритмы | Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком, инструкцией-алгоритмом | 6 (или 1), 2, 3, 7, 4, 5. | ЭОР «Пикто Мир» |
21 | Повторители | | 6 (или 1), 2, 3, 7, 4, 5. | ЭОР «Пикто Мир» |
22 | Правила ТБ, Документ и его создание. | Актуализация сведений из личного жизненного опыта: примеры с информацией, встречающейся в жизни. Проблемные ситуации в примерах, взятых из повседневной жизни. Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком. | 6 (или 1), 2, 3, 7, 4, 5. | ЭОР «Редактор», «Впиши слова», «Вставь слово» |
23 | Электронный документ и файл | 6 (или 1), 2, 3, 7, 4, 5. | ЭОР «Вставь буквы», «Напиши слова» |
24 | Поиск документа | 6 (или 1), 2, 3, 7, 4, 5. | Работа с графическим редактором |
25 | Создание текстового документа | Актуализация сведений из личного жизненного опыта: примеры с информацией, встречающейся в жизни. Проблемные ситуации в примерах, взятых из повседневной жизни. Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком. | 6 (или 1), 2, 3, 7, 4, 5. | Практич. работа «Создай текстовый документ на компьютере |
26 | Создание графического документа | 6 (или 1), 2, 3, 7, 4, 5. | Практич. работа «Создай текстовый документ на компьютере |
27 | Повторение по теме «Документ и способы его создания» | Умение концентрироваться для выполнения самостоятельной деятельности | 2, 3, 7, 4, 5. | Работа с файлом «Таблица» |
28 | Повторение изученного во втором классе | Умение концентрироваться для выполнения самостоятельной деятельности | 2, 3, 7, 4, 5. | Работа с графическим редактором |
Возможные виды деятельности
1 - чтение текста 2 - выполнение заданий и упражнений 3 - наблюдение за объектом изучения (компьютером) 4 – компьютерный практикум 5 – работа со словарем | 6 – эвристическая беседа 7 – физкультурные минутки или «компьютерные эстафеты» |