Программа по использованию технологии проектного обучения с применением метода встречных усилий
учителя информатики
муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №8» г. Сафоново Смоленской области Петровой Натальи Анатольевны
В условиях развития современного общества, всеобщей информатизации возникает потребность в обучении и воспитании личностей, владеющих современными технологиями, умеющих общаться и взаимодействовать со всем многообразием реального мира, свободно ориентироваться в мировом информационном пространстве.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Не все учащиеся способны самостоятельно выполнить индивидуальный проект. И здесь на помощь приходит метод совместных творческих усилий, который дает возможность включиться в работу над проектом, выполнить и защитить проет слабо подготовленным учащимся.
Результатом выполненных проектов является материал, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Метод проектов предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов творческих по самой своей сути.
Многие темы проектов предполагают обязательное использование знаний и умений из различных областей науки.
Работа над любым проектом включает определенные этапы выполнения проекта, которые необходимо четко спланировать для достижения максимальной эффективности проектной работы.
I этап. Организационный.
II этап. Выбор и обсуждение главной идеи будущего проекта.
III этап. Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся на уроке и во внеурочное время.
IV этап. Структурирование проекта с выделением подзадачи для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов.
V этап. Работа учащихся над проектом.
VI этап. Подведение итогов.
Организуя работу над проектами, следует начать с изучения интересов учащихся, выбора тематики проектов и подготовки учеников к работе по этим проектам.
Для метода проектов очень существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов (например, доклад на конференции, совместный выпуск газеты, компьютерной презентации и т.п.).
На своих уроках сначала я даю базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем учащимися выполняются практические задания, направленные на закрепление навыков работы за компьютером. Завершение работы по изучаемой теме является выполнение проектов, показывающих применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях.
План работы над проектами в 7 классе.
I. Проект «Создание ребусов в графическом редакторе Paint» для учащихся 7-х классов.
Тип проекта: творческий, мини-проект.
Планируемый результат: составление учащимися ребусов и их оформление в графическом редакторе Paint.
Цели: проверить умения учащихся по составлению ребусов, закрепить навыки работы с основными инструментами графического редактора Paint.
Предметно-содержательная область: информатика.
Длительность: два урока и подготовительная домашняя работа.
Ход проекта:
Первый урок. Объяснение нового материала «Правила составления ребусов».
Учащиеся в качестве домашней работы составляют собственные ребусы. Слабым учащимся оказываю помощь
Второй урок. Оформление ребусов в графическом редакторе, используя основные инструменты.
Распечатка готовых изображений ребусов.
Разгадывание ребусов и обсуждение каждой выполненной работы всеми учащимися класса.
Подведение итогов и выставление оценок.
Проект «Создание газеты «Наши любимцы» в текстовом процессоре Word» для учащихся 7-х классов
Тип проекта: информационный.
Планируемый результат: создание и оформление газеты.
Цели: определить уровень сформированности навыков и умений, необходимых для оформления текста, способствовать расширению круга их практического применения.
Предметно-содержательная область: информатика.
Длительность: два урока.
Для выполнения проекта подразумевается работа в парах.
Ход проекта:
Подготовительная домашняя работа:
отбор редактором текстов, а оформителем иллюстраций;
На уроках учащиеся, работая в паре:
создают макет объекта на бумаге;
обсудив полученный макет и придя к единогласному мнению, ученики реализуют проекты на ПК;
представление проекта учащимся класса и учителю;
подведение итогов, выставление оценок.
III. Проект «Создание кроссвордов» для учащихся 7-х классов.
Тип проекта: творческий, мини-проект.
Планируемый результат: составление учащимися кроссвордов и их оформление.
Цели: проверить умения учащихся по составлению кроссвордов, закрепить навыки работы с основными инструментами.
Предметно-содержательная область: информатика.
Длительность: два урока и подготовительная домашняя работа.
Ход проекта:
Первый урок. Объяснение нового материала.
Учащиеся в качестве домашней работы составляют собственные кроссворды. Помогаю слабо подготовленным учащимся
Второй урок. Оформление кроссвордов в текстовом редакторе, используя основные инструменты.
Распечатка готовых изображений.
Подведение итогов и выставление оценок.
Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, не исключает творческого подхода, но требует правильного следования логике и принципам проектной деятельности, а также дает возможность включать в себя другие технологии, помогающие ребенку овладеть необходимыми навыками и умениями, почувствовать свою значимость.
Процедуру работы над проектом можно разбить на 6 этапов. Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация - проблема, заключенная в ней и осознанная человеком - поиск способов решения проблемы – решение.
Этапы работы над проектом:
№ п/п | Содержание работы на этапах | Деятельность учащихся на этапах | Деятельность учителя на этапах |
| Определение темы и целей проекта | Обсуждают предмет с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию | Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает в постановке цели |
| Определение источников, способов сбора и анализа информации, формы отчета, установление критериев оценки, распределение задач | Устанавливают план действий, формулируют задачи | Предлагает идеи, высказывает предположения |
| Сбор информации, решение промежуточных задач | Выполняют исследование, решая промежуточные задачи | Наблюдает, советует, косвенно руководит |
| Анализ информации, формулирование выводов | Анализируют информацию | Наблюдает, советует |
| Представление результатов | Отчитываются, обсуждают | Слушает, задает вопросы в роли рядового участника |
| Рефлексия | Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок | Оценивает усилия учащихся, неиспользованные возможности, потенциал продолжения |
Использование проектной технологии в сочетании с другими методами обучения позволяет сформировать следующие компетенции:
информационную – способность грамотно выполнять действия с информацией;
коммуникативную – способность вступать в общение с целью быть понятым;
социальную – способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;
предметную – способность применять полученные знания на практике.
Всё это способствует максимальному раскрытию индивидуальности, самоопределению, самореализации личности учеников. Позволяет им подойти к осознанному выбору профессии.