Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа п.Сибирский»
дошкольное отделение
Программа
«Социокультурные истоки»
для обучающихся старшей группы 5-6 лет
на 2021-2022 учебный год
Автор разработчик: Побережец Ю.Ю.
п.Сибирский 2021 г.
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………2-3
Цель и задачи………………………………………………………..3
Ожидаемые результаты…………………………………………….4
Календарно-тематическое планирование………………………….4-5
Перспективное планирование образовательной деятельности….5-9
Работа с родителями………………………………………………...9-10
Заключение…………………………………………………………..10-11
Список использованной литературы………………………………11
1.Пояснительная записка.
Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека. При поступлении в детский сад происходит расширение сферы эмоционально - практического взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития видах деятельности.
Актуальной становится задача объединения усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи и создания единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий. Эту задачу позволяет решить программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования.
Воспитательная программа разработана для детей старшей группы (5-6 лет); подготовительная (6-7 лет). В течение года предусмотрено проведение девяти занятий. Концентрический принцип построения программ «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования и базисного курса «Истоки» обусловил следующую логику освоения основных категорий курса:
в старшей подгруппе (5-6 лет) в связи с формированием способности к эмоциональной децентрации обращается внимание на истоки ценностей внутреннего мира человека;
Восприятие и освоение категорий и ценностей предполагается осуществлять в связи с разнообразными видами деятельности – игрой, чтением, наблюдением, конструированием, эстетической, изобразительной и трудовой деятельностью. Большинство занятий по программе носит интегративный характер. Все занятия по программе позволяют эффективно решать задачу речевого развития детей (обогащение и активизация словарного запаса на основе социокультурных категорий и ценностей, развитие монологической и диалогической речи, способность к рассуждению и доказательству и т.д.).
Содержание и предполагаемые способы взаимодействия выстроены с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и усложняются в соответствии с изменением основных психических процессов, свойств и функций личности. Существенной особенностью данной программы является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении занятий. Активное взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым
приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение. Особое место в рамках программы отводится активным формам обучения, таким как ресурсный круг и работа в паре, способствующим приобретению всеми участниками воспитательного процессе коммуникативных и управленческих навыков.
Позитивный опыт общения с воспитателем, родителями и сверстниками, ресурс успеха, получаемый каждым ребенком на занятии, создают условия для формирования адекватной самооценки, предотвращают возникновение эмоциональной отчужденности, проявляющейся в тревожности, негативизме и агрессии. Обеспечивая высокий эмоциональный фон занятий, данные формы работы позволяют преодолеть опасную тенденцию интеллектуализации дошкольного образования, ведущую к подавлению творчества.
1.1 Цель и задачи
Цель:
Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи:
Воспитывать в детях: милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.
1.2 Ожидаемые результаты Результатами реализации программы являются:
-первоначальное освоение воспитателями, дошкольниками и их родителями системы социокультурных категорий и ценностей;
-развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.);
-развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результата);
-развитие речевого взаимодействия (увеличение количества и объема высказываний);
-развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов);
-создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школе, что обусловлено единой системой социокультурных ценностей и универсальностью используемых педагогических технологий.
Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердие, правдолюбие, в стремлении его к добру и неприятию зла.
2. Календарно-тематическое планирование
Планируемая дата проведения | Тема | Количество | Примечание |
Сентябрь | «Верность родной земле» | 1 | |
Октябрь | «Светлая вера» | 1 | |
Ноябрь | «Радость послушания» | 1 | |
Декабрь | «Светлая надежда» | 1 | |
Январь | «Доброе согласие» | 1 | |
Февраль | «Добрые друзья» | 1 | |
Март | «Добрые дела» | 1 | |
Апрель | «Мудрое слово» | 1 | |
Май | «Мудрые люди» | 1 | |
Всего: 9 | |
2.1 Перспективное планирование образовательной деятельности по программе «Социокультурные истоки».
Месяц | Тема | Неделя | Содержание деятельности | Литература |
Сентябрь | «Верность родной земле» | 1 | Чтение былины «Илья Муромец» (в пересказе И.А. Кузьмина) | Книга «Верность родной земле» стр.4 |
2 | Чтение былины «Добрыня Никитич и змей» (в пересказе И.А. Кузьмина) Словесная игра «Объясни слово» | Книга «Верность родной земле» стр.8 |
3 | Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» (в пересказе И.А. Кузьмина) ПИД :«Богатырская застава» | Книга «Верность родной земле» стр.12 |
4 | Беседа с детьми «Богатыри – первые защитники» Дидактическая игра «Что может пригодиться богатырю в бою» | Книга «Верность родной земле» стр. 21 Альбом для рисования стр.15 |
Октябрь | «Светлая вера» | 1 | Чтение былины «Бой с несметной ратью под Киевом» (по А.Н. Нечаевой) П/и «Наседка и коршун» | Книга «Светлая вера» стр.14 |
2 | Чтение былины «Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович» (по А.Н. Нечаевой) Дидактическая игра «Исправь ошибку» | Книга «Светлая вера» стр.16 |
3 | Чтение стихотворения «Русь» (И.С. Никитина) Словесная игра «Дополни предложение» Сюжетно-ролевая игра «Богатыри» | Книга «Светлая вера» стр. 22 |
4 5 | Режиссёрская игра « Наши защитники» с набором богатырей, русских солдат разных эпох и родов войск. Изготовления коллажа «Русские богатыри» | |
Ноябрь | «Радость послушания» | 1 | Чтение сказки «Гуси-лебеди» П/и «Гуси-лебеди». | Книга «Радость послушания» стр.4 Альбом для рисования стр.3 |
2 | Чтение сказки С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» | Книга «Радость послушания» стр.7 Альбом для рисования стр.4 |
3 | Чтение сказки «Царевна – лягушка» (фрагмент) Словесная игра «Что такое хорошо, а что такое плохо». | Книга «Радость послушания» стр.24 |
4 | Чтение сказки « Дочь и падчерица» Рисования «Моя семья». | |
Декабрь | «Светлая надежда» | 1 | Рассказ И.С. Шмелев «Рождество» | Книга «Светлая Надежда» стр.5 |
2 | Рассказ Е. Ивановский «Предание о первой рождественской елке» | Книга «Светлая Надежда» стр.9 |
3 | Чтение стихотворения Ф.М. Достоевский «Божий дар» | Книга «Светлая Надежда» стр.12 |
4 | Акция «Сохраним елочку, зеленую иголочку» (коллективная работа) | |
Январь | «Доброе согласие» | 1 | Рассказ И.С. Шмелев «Счастье мое миндальное». Раскрасить рисунок к фрагменту произведения. И.С. Шмелев «Счастье мое миндальное» | Книга «Светлая Надежда» стр.17, |
2 | Рассказ Л. Нечаев «Саночки» | Книга «Светлая Надежда» стр.20 |
3 | Рассказы К.Д. Ушинский «Четыре желания» | Книга «Светлая Надежда» стр.22 Альбом для рисования стр.5 |
4 | Поэзия: А. Митяев «Сад», «Где жить хорошо», рассказ «Дружба». Подбор пословиц и поговорок о дружбе. | |
Февраль | «Добрые друзья» | 1 | Сказка русская народная «Сивка-Бурка». Раскрасить рисунок к данной сказке. | Книга «Добрые друзья» стр.5, 11. |
2 | Сказка русская народная «Зимовье зверей». Раскрасить рисунок к сказке. | Книга «Добрые друзья» стр.12 Альбом для рисования стр.8,9 |
3 | Сказка русская народная «Два Ивана – солдатских сына | Книга «Добрые друзья» стр. |
4 | Изготовление игрушки в подарок другу. | |
Март | «Добрые дела» | 1 | Сказка П.П. Ершов «Конёк-Горбунок» | Книга «Добрые друзья» стр.17 Альбом для рисования стр.11 |
2 | Сказка П.П. Ершов «Конёк-Горбунок» (продолжение ) | Книга «Добрые друзья» стр.17 Альбом для рисования стр.12 |
3 | В.П. Катаев «Цветик - семицветик». | |
4 | Изготовление цветика – семицветика из ткани. Подбор высказываний о добре. | |
Апрель | «Мудрое слово» | 1 | Русская народная сказка «Никита Кожемяка» | Книга «Мудрое слово» стр.5, стр.9 (Рисунок раскрасить) |
2 | Чтение фрагментов из произведений, прочитанных в течение года: Былина «Бой с несметной ратью под Киевом», Сказка «Аленький цветочек», П.П. Ершов «Конёк – Горбунок». | Книга «Мудрое слово» стр.8 |
3 | Русская народная сказка «Белая уточка» | Книга «Мудрое слово» стр.10 |
4 | Беседа «Мудрости начала» | Русские народные загадки, пословицы, поговорки (составитель Ю.Г. Круглов) стр.261 |
Май | «Мудрые люди» | 1 | Русская народная сказка «Пастушья Дудочка» | Книга «Мудрое слово» стр.17 |
2 | Русская народная сказка «Названный отец» | Книга «Мудрое слово» стр.22 Альбом для рисования стр.14 |
3 | А. Плещеев «Лето» | |
4 | Беседа «Мудрость приходит с годами» Рисование «Как я с бабушкой (дедушкой) иду из детского сада домой» | Т.С. Комарова «Занятие по изобразительной деятельности» стр. 99 |
3. Работа с родителями
№ темы | Тема занятия | Школа для родителей |
1 | «Верность родной земле» | Занятие №1. План 1. Вера и верность. Вступительное слово воспитателя. 2.Чтение текста «Верность» 3. Работа в четверке «Что помогает нам хранить верность?» Литература: Камкин А.В. Истоки: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений: Издание 2-е, исправленное. – М.: ТШБ, 1999 г., с.13-18. |
2 | «Святая вера» | Рисунок родителей и детей «Храм» |
3 | «Радость послушания» | Ресурсный круг «Расскажите, когда вы послушались взрослых?» Впечатления о послушании. |
4 | «Светлая надежда» | Занятие №2 План 1. Надежда. Выступление воспитателя. Работа в четверке «Что укрепляет надежду?» Литература: Камкин А.В. Истоки: Учебное пособие для 3 класса общеобразовательных учебных заведений: Издание 2-е, исправленное. – М.: ТШБ, 1999, с. 35-41. |
5 | «Доброе согласие» | Общение с родителями «Как часто вы соглашаетесь с мнением детей?» |
6 | «Добрые друзья» | Рекомендации по прочтению литературы о «Дружбе» |
7 | «Добрые дела» | Занятие №3 План Великая сила любви. Вступительное слово воспитателя. Чтение родителями текста «Покаяние» Работа в четверке «Раскаяние» Литература: Камкин А.В. Истоки: Учебное пособие для 3 класса общеобразовательных учебных заведений: Издание 2-е, исправленное. – М.: ТШБ, 1999, с.78-84 |
8 | «Мудрое слово» | Консультация «Во что играли наши бабушки» |
9 | «Мудрые люди» | Занятие №4 План 1.Результаты работы по программе. Выступление воспитателя. 2..Работа в четверке «Истоки победителя» 3.Ресурсный круг «Значимые результаты работы за год» |
Заключение
Работая по Программе «Социокультурные истоки» дети получают системное представление о главных ценностях жизни. Сквозь призму главных ценностей жизни ребенок понимает, что значимо, что менее значимо в жизни. Происходит качественно иное осмысление полезных видов деятельности. Другими словами, ребенок научается выбирать то, что является жизненно важным.
Существенной особенностью программы «Истоки» является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении занятий. Активное взаимодействие с ребенком в условиях детского сада, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение.
В результате такой целенаправленной работы педагога с родителями, родителей с детьми, педагога с родителями и детьми знания о нравственности становятся осмысленными, прочувствованными, создаются условия для единого контекста воспитания детей, развития социокультурного пространства в дошкольном образовательном учреждении.
Список использованной литературы
Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. – М.: Просвещение, 1988.
Иванова М.Н. Воспитание в контексте истоковедения. – Истоковедение. - Т. 2. – М.: ТШБ, 2002
Игра дошкольника. /Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989.
Концепция регионализации образования на основе истоковедения. – Истоковедение. - Т. 1 – М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2001.
Лисина В. О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие дошкольников// Дошкольное образование. – 1994 - № 3.
Пучкова Ю.М., Твардовская Н.Ю. Социокультурный тренинг – уникальная педагогическая технология. – Истоковедение. – Т. 2. – М.: ТШБ, 2002.
5