СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по истокам в старшей группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по истокам в старшей группе»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского района

«Средняя общеобразовательная школа п.Сибирский»

дошкольное отделение












Программа

«Социокультурные истоки»

для обучающихся старшей группы 5-6 лет

на 2021-2022 учебный год








Автор разработчик: Побережец Ю.Ю.














п.Сибирский 2021 г.

Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………………2-3

    1. Цель и задачи………………………………………………………..3

    2. Ожидаемые результаты…………………………………………….4

  2. Календарно-тематическое планирование………………………….4-5

    1. Перспективное планирование образовательной деятельности….5-9

  3. Работа с родителями………………………………………………...9-10

  4. Заключение…………………………………………………………..10-11

  5. Список использованной литературы………………………………11





































1.Пояснительная записка.

Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека. При поступлении в детский сад происходит расширение сферы эмоционально - практического взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития видах деятельности.

Актуальной становится задача объединения усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи и создания единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий. Эту задачу позволяет решить программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования.

Воспитательная программа разработана для детей старшей группы (5-6 лет); подготовительная (6-7 лет). В течение года предусмотрено проведение девяти занятий. Концентрический принцип построения программ «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования и базисного курса «Истоки» обусловил следующую логику освоения основных категорий курса:

в старшей подгруппе (5-6 лет) в связи с формированием способности к эмоциональной децентрации обращается внимание на истоки ценностей внутреннего мира человека;

Восприятие и освоение категорий и ценностей предполагается осуществлять в связи с разнообразными видами деятельности – игрой, чтением, наблюдением, конструированием, эстетической, изобразительной и трудовой деятельностью. Большинство занятий по программе носит интегративный характер. Все занятия по программе позволяют эффективно решать задачу речевого развития детей (обогащение и активизация словарного запаса на основе социокультурных категорий и ценностей, развитие монологической и диалогической речи, способность к рассуждению и доказательству и т.д.).

Содержание и предполагаемые способы взаимодействия выстроены с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и усложняются в соответствии с изменением основных психических процессов, свойств и функций личности. Существенной особенностью данной программы является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении занятий. Активное взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым

приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение. Особое место в рамках программы отводится активным формам обучения, таким как ресурсный круг и работа в паре, способствующим приобретению всеми участниками воспитательного процессе коммуникативных и управленческих навыков.

Позитивный опыт общения с воспитателем, родителями и сверстниками, ресурс успеха, получаемый каждым ребенком на занятии, создают условия для формирования адекватной самооценки, предотвращают возникновение эмоциональной отчужденности, проявляющейся в тревожности, негативизме и агрессии. Обеспечивая высокий эмоциональный фон занятий, данные формы работы позволяют преодолеть опасную тенденцию интеллектуализации дошкольного образования, ведущую к подавлению творчества.



1.1 Цель и задачи

Цель:

Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи:

  • Воспитывать в детях: милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.

  • Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.

  • Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.

  • Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.

  • Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.

  • Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.



1.2 Ожидаемые результаты Результатами реализации программы являются:

-первоначальное освоение воспитателями, дошкольниками и их родителями системы социокультурных категорий и ценностей;

-развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.);

-развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результата);

-развитие речевого взаимодействия (увеличение количества и объема высказываний);

-развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов);

-создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школе, что обусловлено единой системой социокультурных ценностей и универсальностью используемых педагогических технологий.

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердие, правдолюбие, в стремлении его к добру и неприятию зла.


2. Календарно-тематическое планирование


Планируемая дата проведения

Тема

Количество

Примечание

Сентябрь

«Верность родной земле»

1


Октябрь

«Светлая вера»

1


Ноябрь

«Радость послушания»

1


Декабрь

«Светлая надежда»

1


Январь

«Доброе согласие»

1


Февраль

«Добрые друзья»

1


Март

«Добрые дела»

1


Апрель

«Мудрое слово»

1


Май

«Мудрые люди»

1


Всего: 9




2.1 Перспективное планирование образовательной деятельности по программе «Социокультурные истоки».


Месяц

Тема

Неделя

Содержание деятельности

Литература

Сентябрь

«Верность родной земле»

1

Чтение былины «Илья Муромец»

(в пересказе И.А. Кузьмина)

Книга «Верность родной земле» стр.4

2

Чтение былины «Добрыня Никитич и змей»

(в пересказе И.А. Кузьмина)

Словесная игра «Объясни слово»

Книга «Верность родной земле» стр.8

3

Чтение былины

«Алеша Попович и Тугарин Змеевич»

(в пересказе И.А. Кузьмина)

ПИД :«Богатырская застава»

Книга «Верность родной земле» стр.12

4

Беседа с детьми «Богатыри – первые защитники»

Дидактическая игра «Что может пригодиться богатырю в бою»

Книга «Верность родной земле» стр. 21 Альбом для рисования стр.15


Октябрь

«Светлая вера»

1

Чтение былины «Бой с несметной ратью под Киевом» (по А.Н. Нечаевой)

П/и «Наседка и коршун»

Книга «Светлая вера» стр.14

2

Чтение былины «Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович» (по А.Н. Нечаевой)

Дидактическая игра «Исправь ошибку»

Книга «Светлая вера» стр.16


3

Чтение стихотворения «Русь» (И.С. Никитина)

Словесная игра «Дополни предложение»

Сюжетно-ролевая игра «Богатыри»

Книга «Светлая вера» стр. 22


4



5

Режиссёрская игра « Наши защитники» с набором богатырей, русских солдат разных эпох и родов войск.

Изготовления коллажа «Русские богатыри»


Ноябрь

«Радость послушания»

1

Чтение сказки «Гуси-лебеди»

П/и «Гуси-лебеди».

Книга «Радость послушания» стр.4

Альбом для рисования стр.3

2

Чтение сказки С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»


Книга «Радость послушания» стр.7 Альбом для рисования стр.4


3

Чтение сказки «Царевна – лягушка» (фрагмент)

Словесная игра

«Что такое хорошо, а что такое плохо».


Книга «Радость послушания» стр.24

4

Чтение сказки « Дочь и падчерица»

Рисования «Моя семья».


Декабрь

«Светлая надежда»

1

Рассказ И.С. Шмелев «Рождество»

Книга «Светлая Надежда» стр.5

2

Рассказ Е. Ивановский «Предание о первой рождественской елке»


Книга «Светлая Надежда» стр.9

3

Чтение стихотворения Ф.М. Достоевский «Божий дар»

Книга «Светлая Надежда» стр.12

4

Акция «Сохраним елочку, зеленую иголочку» (коллективная работа)


Январь

«Доброе согласие»

1

Рассказ И.С. Шмелев «Счастье мое миндальное».

Раскрасить рисунок к фрагменту произведения. И.С. Шмелев «Счастье мое миндальное»

Книга «Светлая Надежда» стр.17,


2

Рассказ Л. Нечаев «Саночки»


Книга «Светлая Надежда» стр.20

3

Рассказы К.Д. Ушинский «Четыре желания»

Книга «Светлая Надежда» стр.22

Альбом для рисования стр.5

4

Поэзия: А. Митяев «Сад», «Где жить хорошо», рассказ «Дружба». Подбор пословиц и поговорок о дружбе.


Февраль

«Добрые друзья»

1

Сказка русская народная «Сивка-Бурка». Раскрасить рисунок к данной сказке.

Книга «Добрые друзья» стр.5, 11.


2

Сказка русская народная «Зимовье зверей». Раскрасить рисунок к сказке.

Книга «Добрые друзья» стр.12

Альбом для рисования стр.8,9

3

Сказка русская народная «Два Ивана – солдатских сына

Книга «Добрые друзья» стр.

4

Изготовление игрушки в подарок другу.


Март

«Добрые дела»

1

Сказка П.П. Ершов «Конёк-Горбунок»

Книга «Добрые друзья» стр.17

Альбом для рисования стр.11

2

Сказка П.П. Ершов «Конёк-Горбунок» (продолжение )

Книга «Добрые друзья» стр.17

Альбом для рисования стр.12

3

В.П. Катаев «Цветик - семицветик».


4

Изготовление цветика – семицветика из ткани. Подбор высказываний о добре.


Апрель

«Мудрое слово»

1

Русская народная сказка «Никита Кожемяка»

Книга «Мудрое слово» стр.5, стр.9 (Рисунок раскрасить)


2

Чтение фрагментов из произведений, прочитанных в течение года:

Былина «Бой с несметной ратью под Киевом», Сказка «Аленький цветочек», П.П. Ершов «Конёк – Горбунок».

Книга «Мудрое слово» стр.8

3

Русская народная сказка «Белая уточка»

Книга «Мудрое слово» стр.10

4

Беседа «Мудрости начала»

Русские народные загадки, пословицы, поговорки (составитель Ю.Г. Круглов) стр.261

Май

«Мудрые люди»

1

Русская народная сказка «Пастушья Дудочка»

Книга «Мудрое слово» стр.17

2

Русская народная сказка «Названный отец»

Книга «Мудрое слово» стр.22

Альбом для рисования стр.14

3

А. Плещеев «Лето»


4

Беседа «Мудрость приходит с годами» Рисование «Как я с бабушкой (дедушкой) иду из детского сада домой»

Т.С. Комарова

«Занятие по изобразительной деятельности» стр. 99





3. Работа с родителями



№ темы

Тема занятия

Школа для родителей

1

«Верность родной земле»

Занятие №1.

План

1. Вера и верность. Вступительное слово воспитателя.

2.Чтение текста «Верность»

3. Работа в четверке «Что помогает нам хранить верность?»

Литература:

Камкин А.В. Истоки: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений: Издание 2-е, исправленное. – М.: ТШБ, 1999 г., с.13-18.

2

«Святая вера»

Рисунок родителей и детей «Храм»

3

«Радость послушания»

Ресурсный круг «Расскажите, когда вы послушались взрослых?» Впечатления о послушании.

4

«Светлая надежда»

Занятие №2

План

1. Надежда. Выступление воспитателя.

  1. Работа в четверке «Что укрепляет надежду?»

Литература:

Камкин А.В. Истоки: Учебное пособие для 3 класса общеобразовательных учебных заведений: Издание 2-е, исправленное. – М.: ТШБ, 1999, с. 35-41.

5

«Доброе согласие»

Общение с родителями «Как часто вы соглашаетесь с мнением детей?»

6

«Добрые друзья»

Рекомендации по прочтению литературы о «Дружбе»

7

«Добрые дела»

Занятие №3

План

  1. Великая сила любви. Вступительное слово воспитателя.

  2. Чтение родителями текста «Покаяние»

  3. Работа в четверке «Раскаяние»

Литература:

Камкин А.В. Истоки: Учебное пособие для 3 класса общеобразовательных учебных заведений: Издание 2-е, исправленное. – М.: ТШБ, 1999, с.78-84

8

«Мудрое слово»

Консультация «Во что играли наши бабушки»

9

«Мудрые люди»

Занятие №4

План

1.Результаты работы по программе. Выступление воспитателя.

2..Работа в четверке «Истоки победителя»

3.Ресурсный круг «Значимые результаты работы за год»



  1. Заключение



Работая по Программе «Социокультурные истоки» дети получают системное представление о главных ценностях жизни. Сквозь призму главных ценностей жизни ребенок понимает, что значимо, что менее значимо в жизни. Происходит качественно иное осмысление полезных видов деятельности. Другими словами, ребенок научается выбирать то, что является жизненно важным.

Существенной особенностью программы «Истоки» является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении занятий. Активное взаимодействие с ребенком в условиях детского сада, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение.

В результате такой целенаправленной работы педагога с родителями, родителей с детьми, педагога с родителями и детьми знания о нравственности становятся осмысленными, прочувствованными, создаются условия для единого контекста воспитания детей, развития социокультурного пространства в дошкольном образовательном учреждении.



  1. Список использованной литературы


  1. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. – М.: Просвещение, 1988.

  2. Иванова М.Н. Воспитание в контексте истоковедения. – Истоковедение. - Т. 2. – М.: ТШБ, 2002

  3. Игра дошкольника. /Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989.

  4. Концепция регионализации образования на основе истоковедения. – Истоковедение. - Т. 1 – М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2001.

  5. Лисина В. О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие дошкольников// Дошкольное образование. – 1994 - № 3.

  6. Пучкова Ю.М., Твардовская Н.Ю. Социокультурный тренинг – уникальная педагогическая технология. – Истоковедение. – Т. 2. – М.: ТШБ, 2002.













































5