Программа по истории 5-6 класс.
Пояснительная записка.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа обеспечена учебниками: Вигасин А. А. Всеобщая история. История Древнего мира. М.; 2014. Агибалова Е. В., Донской Г. М. Всеобщая история. История Средних веков. М.; 2014. Андреев И. Л. Федоров И. Н. История России с древнейших времён до XVI в. М; 2014
Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы по истории являются:
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории
как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного
российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и
взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о
закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в
социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение
опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений,
современных глобальных процессов;
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности
современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном,
полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности,
миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического
опыта России и человечества;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в
различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего,
способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций
исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном Российском государстве.
Метапредметными результатами изучения является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; |
|
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; |
|
|
Познавательные:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; |
|
Коммуникативные:
|
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. |
Содержание учебного предмета
5 класс
История Древнего мира
Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»).
Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические
науки.
Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия
жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования
первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность,
изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли.
Возникновение древнейших цивилизаций.
Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.
Древний Восток
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-
государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи.
Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством
(фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор
Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и
пирамиды.
Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия
жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение
евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные
сказания.
Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель
империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-
государства. Общественное устройство, Варны. Религиозные верования, легенды и
сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.
Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание
объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и
подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли.
Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные
знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.
Древняя Греция
Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на
Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада»
и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.
Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос.
Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение
демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения,
политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.
Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие
сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле.
Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопонесская война.
Возвышение Македонии.
Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и
образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр.
Спортивные состязания; Олимпийские игры.
Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и
ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.
Древний Рим
Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об
основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и
законы. Верования древних римлян.
Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия.
Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем
Риме.
От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь.
Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория,
управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской
империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской
империи.
Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское
искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг
римлян.
Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.
6 класс
История средних веков
Раннее Средневековье
Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских
королевств.
Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия,
общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда». Держава Каролингов:
этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи.
Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя.
Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй,
завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в
странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего
Средневековья.
Византийская империя в IV—XI вв.: территория, хозяйство, управление.
Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и
церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов.
Культура Византии.
Арабы в VI—XI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение
ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.
Зрелое Средневековье
Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное
землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ
жизни.
Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская
община.
Города — центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и
гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-
республики. Облик средневековых городов. Быт горожан.
Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие.
Отношения светской власти и церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты.
Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения.
Преследование еретиков.
Государства Европы в XII—XV вв. Усиление королевской власти в странах
Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных
государств в Англии, Франции. Столетняя война; Ж. д'Арк. Германские государства в
XII—XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском
полуострове. Итальянские республики в XII—XV вв. Экономическое и социальное
развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия,
восстание Уота Таилера). Гуситское движение в Чехии.
Византийская империя и славянские государства в XII— XV вв. Экспансия турок-
османов и падение Византии.
Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире.
Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты.
Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и
крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре.
Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их
творения.
История Росии с древнейших времен до XVI в.
Что изучает история Отечества. История России — часть всемирной истории.
Факторы самобытности российской истории. История региона — часть истории России.
Источники по российской истории.
Древнейшие народы на территории России. Появление и расселение человека на
территории России. Условия жизни, занятия, социальная организация земледельческих и
кочевых племен. Верования древних людей. Древние государства Поволжья, Кавказа и
Северного Причерноморья. Межэтнические контакты и взаимодействия.
Древняя Русь в VIII — первой половине XII в. Восточные славяне: расселение,
занятия, быт, верования, общественное устройство. Взаимоотношения с соседними
народами и государствами.
Образование Древнерусского государства: предпосылки, причины, значение.
Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Формирование княжеской
власти (князь и дружина, полюдье). Первые русские князья, их внутренняя и внешняя
политика. Крещение Руси: причины и значение. Владимир Святославич. Христианство и
язычество.
Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Земельные
отношения. Свободное и зависимое население. Древнерусские города, развитие ремесел и
торговли. Русская Правда. Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Древняя
Русь и ее соседи.
Древнерусская культура. Былинный эпос. Возникновение письменности.
Летописание. Литература (слово, житие, поучение, хождение). Деревянное и каменное
зодчество. Монументальная живопись (мозаики, фрески). Иконы. Декоративно-
прикладное искусство. Быт и образ жизни разных слоев населения.
Русь Удельная в 30-е гг. XII—XIII в. Политическая раздробленность: причины и
последствия. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического, социальнополитического и культурного развития. Идея единства русских земель в памятниках культуры.
Русь в системе международных связей и отношений: между Востоком и Западом. Монгольские завоевания в Азии и на европейских рубежах. Сражение на Калке.
Нашествие монголов на Северо-Западную Русь. Героическая оборона русских городов.
Походы монгольских войск на Юго-Западную Русь
и страны Центральной Европы. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию.
Русь и Запад; отношения Новгорода с западными соседями. Борьба Руси против экс-
пансии с Запада. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.
Русь и Золотая Орда. Зависимость русских земель от Орды и ее последствия.
Борьба населения русских земель против ордынского владычества.
Русь и Литва. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Культура Руси в 30-е гг. XII—XIII в. Летописание. Каменное строительство
(храмы, города-крепости) в русских землях. Развитие местных художественных школ и
складывание общерусского художественного стиля.
Московская Русь в XIV—XV вв. Причины и основные этапы объединения
русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Возвышение Москвы.
Московские князья и их политика. Княжеская власть и церковь. Дмитрий Донской и
Сергий Радонежский. Куликовская битва, ее значение.
Русь при преемниках Дмитрия Донского. Отношения между Москвой и Ордой,
Москвой и Литвой. Феодальная война второй четверти XV в., ее итоги. Образование
русской, украинской и белорусской народностей.
Завершение объединения русских земель. Прекращение зависимости Руси от
Золотой Орды. Иван III. Образование единого Русского государства и его значение.
Становление самодержавия. Судебник 1497 г.
Экономическое и социальное развитие Руси в XIV—XV вв. Система
землевладения. Структура русского средневекового общества. Положение крестьян,
ограничение их свободы. Предпосылки и начало складывания феодально-крепостни-
ческой системы.
Религия и церковь в средневековой Руси. Роль православной церкви в собирании
русских земель, укреплении великокняжеской власти, развитии культуры. Возникновение
ересей. Иосифляне и нестяжатели. «Москва — Третий Рим».
Культура и быт Руси в XIV—XV вв. Начало формирования великорусской
культуры. Летописание. Важнейшие памятники литературы (памятники куликовского
цикла, сказания, жития, хождения). Развитие зодчества (Московский Кремль,
монастырские комплексы-крепости). Расцвет иконописи (Ф. Грек, А. Рублев).
Календарно-тематическое планирование
История Древнего мира (68 часов).
№ урока | Тема урока | Кол. часов |
1. | Что изучает история Древнего мира. | 1 ч. |
| Жизнь первобытных людей. | |
2. 3. 4. 5. 6. 7. | Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религиозных верований. Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати. Обобщающее повторение. | 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. |
8. | Счет лет в истории. | 1 ч. |
| Древний Восток | |
9. 10. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. | Государство на берегах Нила. Жизнь и быт египтян. Жизнь египетского вельможи. Военные походы фараонов. Религия древних египтян. Искусство Древнего Египта. Древнее Двуречье. Вавилон. Законы Хаммурапи Финикийские мореплаватели. Библейские сказания. Царство Давида и Соломона. Ассирийская держава. Персидская держава. Природа и люди Древней Индии. Индийские касты. Чему учил китайский мудрец Конфуций. Первый властелин единого Китая. Обобщение и повторение. | 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. |
| Древняя Греция. | |
28. 29 30-31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. | Греки и критяне. Микены и Троя. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религия древних греков. Земледельцы Аттики. Зарождение демократии в Афинах. Древняя Спарта. Основание греческих колоний. Олимпийские игры в древности. Греко-персидские войны. В гаванях афинского порта Пирей. В городе богини Афины. В афинских школах и гимнасиях. В театре Диониса. Афинская демократия при Перикле. Города Эллады подчиняются Македонии. Поход Александра Македонского. В древней Александрии Египетской. Повторение и обобщение. | 1 ч. 1 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. |
| Древний Рим. | |
48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 66. 67. 68. | Древнейший Рим. Завоевание Римом Италии. Устройство Римской республики. Пунические войны. Установление господства Рима во всем Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Земельный закон братьев Гракхов. Восстание Спартака. Единовластие Цезаря. Установление империи в Риме. Соседи Римской империи. В Риме при императоре Нероне. Первые христиане и их учение. Расцвет Римской империи во II в. «Вечный город» и его жители. Римская империя при Константине. Взятие Рима готами. Восточная римская империя при Юстиниане. Повторение и обобщение. | 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. |
6 класс.
История средних веков (28 час.)
№ урока | Тема урока | Кол. часов |
1. | Введение в предмет «История Средних веков» | |
| Европейский мир в раннее Средневековье. | |
2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. | Варварский мир. Великое переселение народов. Возникновение франкского государства. Христианская церковь. Образование франкской империи Карла Великого. Феодальная раздробленность. Время викингов. Славяне в I в. н. э. Византийская империя. Культура Византийской империи. (проверочная работа) | 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. |
| Арабо-мусульманский мир. | |
12. 13. | Арабы в VI-X вв. Культура арабского халифата. | 1 ч. 1 ч. |
| Европейский мир в период расцвета Средневековая. | |
14. 15. 16. 17. 18. 19. | Средневековое рыцарство. Средневековое крестьянство. Средневековый город. Католическая церковь. Крестовые походы. Образование централизованных государств в Европе. | 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. |
| Европейский мир в XIV-XV вв. | |
20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. | Столетняя война. Реконкиста в Испании. Усиление королевской власти в Англии и во Франции в конце XV в. Усиление власти князей в Германии. Политическая борьба в Италии. Гуситское движение в Чехии. Технические открытия и изобретения. Средневековая литература. Архитектура, скульптура, живопись. | 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. |
28. | Обобщение и повторение. | 1 ч. |
История Росии с древнейших времен до XVI в. (40 час.)
№ урока | Тема урока | Кол. часов |
| Народы и государства Восточной Европы в древности | |
1 | Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины. История народов Восточной Европы с I тыс до н. э. - середины VI в. н. э. Первые государства на территории Восточной Европы. Обобщение и повторение Контроль по теме «Народы и государства Восточно-Европейской равнины» | 1 ч. |
2 | 1 ч. |
3 | 1 ч. |
4 | 1 ч. |
5 | 1 ч. |
| Русь в IX - первой половине XII в. | |
6-7 | Образование Древнерусского государства Русь в конце X - первой половине XI в. Становление государства. Русь в середине XI - начале XII в. Общественный строй Древней Руси. Древнерусская культура. Обобщение и повторение Контроль по теме «Русь в IX –первой половине XII в.» | 2 ч. |
7-8 | 2 ч. |
9-10 | 2 ч. |
11 | 1 ч. |
12-13 | 2 ч. |
14 | 1 ч. |
15 | 1 ч. |
| Русь в середине XII - начале XIII в. | |
16 | Начало удельного периода. Княжества Южной Руси. Княжества Северо-Восточной Руси. Боярские республики Северо-Западной Руси Культура Руси Обобщение и повторение Контроль по теме «Русь в середине XII – начале XIII в.» | 1 ч. |
17 | 1 ч. |
18 | 1 ч. |
19-20 | 2 ч. |
21 | 1 ч. |
22 | 1 ч. |
| Русские земли в середине XIII - XIV в. | |
23 | Поход Батыя на Русь Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада. Русские земли под властью Орды. Москва и Тверь: борьба за лидерство. Обобщение и повторение Контроль по теме «Русские земли в середине XIII –XIV в.» | 1 ч. |
24 | 1 ч. |
25-26 | 2 ч. |
27 | 1 ч. |
28 | 1 ч. |
29 | 1 ч. |
| Формирование единого русского государства. | |
30 | Начало объединения русских земель вокруг Москвы. Московское княжество в конце XIV - середине V в. Соперники Москвы. Объединение русских земель вокруг Москвы Русское государство во второй половине XV - начале XVI в. Русская культура в XIV - начале XVI в. Контроль по теме «Формирование единого русского государства». Итоговый контроль. | 1 ч. |
31 | 1 ч. |
32 | 1 ч. |
33 | 1 ч. |
34 | 1 ч. |
35-36 | 2 ч. |
37-38 | 2 ч. |
39-40 | 2 ч. |