СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по истории 5-6 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по истории 5-6 класс общеобразовательных школ.

Просмотр содержимого документа
«Программа по истории 5-6 класс»

Программа по истории 5-6 класс.


Пояснительная записка.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа обеспечена учебниками: Вигасин А. А. Всеобщая история. История Древнего мира. М.; 2014. Агибалова Е. В., Донской Г. М. Всеобщая история. История Средних веков. М.; 2014. Андреев И. Л. Федоров И. Н. История России с древнейших времён до XVI в. М; 2014

Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы по истории являются:

1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории

как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного

российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и

взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о

закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в

социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение

опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений,

современных глобальных процессов;

3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности

современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном,

полиэтничном и многоконфессиональном мире;

4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской,

этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности,

миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического

опыта России и человечества;

5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в

различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего,

способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;

6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций

исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и

многоконфессиональном Российском государстве.

Метапредметными результатами изучения является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные:

  • умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

Коммуникативные:

  • умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.



Содержание учебного предмета

5 класс

История Древнего мира

Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»).

Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические

науки.

Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия

жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования

первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность,

изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли.

Возникновение древнейших цивилизаций.

Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.

Древний Восток

Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-

государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи.

Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.

Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством

(фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор

Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и

пирамиды.

Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия

жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение

евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные

сказания.

Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель

империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.

Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-

государства. Общественное устройство, Варны. Религиозные верования, легенды и

сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.

Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание

объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и

подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли.

Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные

знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.

Древняя Греция

Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на

Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада»

и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.

Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос.

Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение

демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения,

политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.

Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие

сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле.

Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопонесская война.

Возвышение Македонии.

Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и

образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр.

Спортивные состязания; Олимпийские игры.

Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и

ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.

Древний Рим

Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об

основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и

законы. Верования древних римлян.

Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия.

Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем

Риме.

От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь.

Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория,

управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской

империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской

империи.

Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское

искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг

римлян.

Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.

6 класс

История средних веков


Раннее Средневековье

Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских

королевств.

Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия,

общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда». Держава Каролингов:

этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи.

Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя.

Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй,

завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в

странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего

Средневековья.

Византийская империя в IV—XI вв.: территория, хозяйство, управление.

Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и

церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов.

Культура Византии.

Арабы в VI—XI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение

ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.

Зрелое Средневековье

Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное

землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ

жизни.

Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская

община.

Города — центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и

гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-

республики. Облик средневековых городов. Быт горожан.

Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие.

Отношения светской власти и церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты.

Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения.

Преследование еретиков.

Государства Европы в XII—XV вв. Усиление королевской власти в странах

Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных

государств в Англии, Франции. Столетняя война; Ж. д'Арк. Германские государства в

XII—XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском

полуострове. Итальянские республики в XII—XV вв. Экономическое и социальное

развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия,

восстание Уота Таилера). Гуситское движение в Чехии.

Византийская империя и славянские государства в XII— XV вв. Экспансия турок-

османов и падение Византии.

Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире.

Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты.

Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и

крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре.

Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их

творения.

История Росии с древнейших времен до XVI в.

Что изучает история Отечества. История России — часть всемирной истории.

Факторы самобытности российской истории. История региона — часть истории России.

Источники по российской истории.

Древнейшие народы на территории России. Появление и расселение человека на

территории России. Условия жизни, занятия, социальная организация земледельческих и

кочевых племен. Верования древних людей. Древние государства Поволжья, Кавказа и

Северного Причерноморья. Межэтнические контакты и взаимодействия.

Древняя Русь в VIII — первой половине XII в. Восточные славяне: расселение,

занятия, быт, верования, общественное устройство. Взаимоотношения с соседними

народами и государствами.

Образование Древнерусского государства: предпосылки, причины, значение.

Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Формирование княжеской

власти (князь и дружина, полюдье). Первые русские князья, их внутренняя и внешняя

политика. Крещение Руси: причины и значение. Владимир Святославич. Христианство и

язычество.

Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Земельные

отношения. Свободное и зависимое население. Древнерусские города, развитие ремесел и

торговли. Русская Правда. Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Древняя

Русь и ее соседи.

Древнерусская культура. Былинный эпос. Возникновение письменности.

Летописание. Литература (слово, житие, поучение, хождение). Деревянное и каменное

зодчество. Монументальная живопись (мозаики, фрески). Иконы. Декоративно-

прикладное искусство. Быт и образ жизни разных слоев населения.

Русь Удельная в 30-е гг. XII—XIII в. Политическая раздробленность: причины и

последствия. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического, социальнополитического и культурного развития. Идея единства русских земель в памятниках культуры.

Русь в системе международных связей и отношений: между Востоком и Западом. Монгольские завоевания в Азии и на европейских рубежах. Сражение на Калке.

Нашествие монголов на Северо-Западную Русь. Героическая оборона русских городов.

Походы монгольских войск на Юго-Западную Русь

и страны Центральной Европы. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию.

Русь и Запад; отношения Новгорода с западными соседями. Борьба Руси против экс-

пансии с Запада. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.

Русь и Золотая Орда. Зависимость русских земель от Орды и ее последствия.

Борьба населения русских земель против ордынского владычества.

Русь и Литва. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Культура Руси в 30-е гг. XII—XIII в. Летописание. Каменное строительство

(храмы, города-крепости) в русских землях. Развитие местных художественных школ и

складывание общерусского художественного стиля.

Московская Русь в XIV—XV вв. Причины и основные этапы объединения

русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Возвышение Москвы.

Московские князья и их политика. Княжеская власть и церковь. Дмитрий Донской и

Сергий Радонежский. Куликовская битва, ее значение.

Русь при преемниках Дмитрия Донского. Отношения между Москвой и Ордой,

Москвой и Литвой. Феодальная война второй четверти XV в., ее итоги. Образование

русской, украинской и белорусской народностей.

Завершение объединения русских земель. Прекращение зависимости Руси от

Золотой Орды. Иван III. Образование единого Русского государства и его значение.

Становление самодержавия. Судебник 1497 г.

Экономическое и социальное развитие Руси в XIV—XV вв. Система

землевладения. Структура русского средневекового общества. Положение крестьян,

ограничение их свободы. Предпосылки и начало складывания феодально-крепостни-

ческой системы.

Религия и церковь в средневековой Руси. Роль православной церкви в собирании

русских земель, укреплении великокняжеской власти, развитии культуры. Возникновение

ересей. Иосифляне и нестяжатели. «Москва — Третий Рим».

Культура и быт Руси в XIV—XV вв. Начало формирования великорусской

культуры. Летописание. Важнейшие памятники литературы (памятники куликовского

цикла, сказания, жития, хождения). Развитие зодчества (Московский Кремль,

монастырские комплексы-крепости). Расцвет иконописи (Ф. Грек, А. Рублев).



Календарно-тематическое планирование

История Древнего мира (68 часов).

№ урока

Тема урока

Кол. часов

1.

Что изучает история Древнего мира.

1 ч.


Жизнь первобытных людей.


2.

3.

4.

5.

6.

7.

Древнейшие люди.

Родовые общины охотников и собирателей.

Возникновение искусства и религиозных верований.

Возникновение земледелия и скотоводства.

Появление неравенства и знати.

Обобщающее повторение.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

8.

Счет лет в истории.

1 ч.


Древний Восток


9.

10.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

Государство на берегах Нила.

Жизнь и быт египтян.

Жизнь египетского вельможи.

Военные походы фараонов.

Религия древних египтян.

Искусство Древнего Египта.

Древнее Двуречье.

Вавилон. Законы Хаммурапи

Финикийские мореплаватели.

Библейские сказания.

Царство Давида и Соломона.

Ассирийская держава.

Персидская держава.

Природа и люди Древней Индии.

Индийские касты.

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

Первый властелин единого Китая.

Обобщение и повторение.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.


Древняя Греция.


28.

29

30-31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

Греки и критяне.

Микены и Троя.

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Религия древних греков.

Земледельцы Аттики.

Зарождение демократии в Афинах.

Древняя Спарта.

Основание греческих колоний.

Олимпийские игры в древности.

Греко-персидские войны.

В гаванях афинского порта Пирей.

В городе богини Афины.

В афинских школах и гимнасиях.

В театре Диониса.

Афинская демократия при Перикле.

Города Эллады подчиняются Македонии.

Поход Александра Македонского.

В древней Александрии Египетской.

Повторение и обобщение.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.


Древний Рим.


48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

63.

66.

67.

68.

Древнейший Рим.

Завоевание Римом Италии.

Устройство Римской республики.

Пунические войны.

Установление господства Рима во всем Средиземноморье.

Рабство в Древнем Риме.

Земельный закон братьев Гракхов.

Восстание Спартака.

Единовластие Цезаря.

Установление империи в Риме.

Соседи Римской империи.

В Риме при императоре Нероне.

Первые христиане и их учение.

Расцвет Римской империи во II в.

«Вечный город» и его жители.

Римская империя при Константине.

Взятие Рима готами.

Восточная римская империя при Юстиниане.

Повторение и обобщение.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

6 класс.

История средних веков (28 час.)

№ урока

Тема урока

Кол. часов

1.

Введение в предмет «История Средних веков»



Европейский мир в раннее Средневековье.


2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

Варварский мир.

Великое переселение народов.

Возникновение франкского государства.

Христианская церковь.

Образование франкской империи Карла Великого.

Феодальная раздробленность.

Время викингов.

Славяне в I в. н. э.

Византийская империя.

Культура Византийской империи. (проверочная работа)

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.


Арабо-мусульманский мир.


12.

13.

Арабы в VI-X вв.

Культура арабского халифата.

1 ч.

1 ч.


Европейский мир в период расцвета Средневековая.


14.

15.

16.

17.

18.

19.

Средневековое рыцарство.

Средневековое крестьянство.

Средневековый город.

Католическая церковь.

Крестовые походы.

Образование централизованных государств в Европе.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.


Европейский мир в XIV-XV вв.


20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

Столетняя война.

Реконкиста в Испании.

Усиление королевской власти в Англии и во Франции в конце XV в.

Усиление власти князей в Германии. Политическая борьба в Италии.

Гуситское движение в Чехии.

Технические открытия и изобретения.

Средневековая литература.

Архитектура, скульптура, живопись.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

28.

Обобщение и повторение.

1 ч.

История Росии с древнейших времен до XVI в. (40 час.)

№ урока

Тема урока

Кол. часов


Народы и государства Восточной Европы в древности


1

Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины.

История народов Восточной Европы с I тыс до н. э. - середины VI в. н. э.

Первые государства на территории Восточной Европы.

Обобщение и повторение

Контроль по теме «Народы и государства Восточно-Европейской равнины»

1 ч.

2

1 ч.

3

1 ч.

4

1 ч.

5

1 ч.


Русь в IX - первой половине XII в.


6-7

Образование Древнерусского государства

Русь в конце X - первой половине XI в. Становление государства.

Русь в середине XI - начале XII в.

Общественный строй Древней Руси.

Древнерусская культура.

Обобщение и повторение

Контроль по теме «Русь в IX –первой половине XII в.»

2 ч.

7-8

2 ч.

9-10

2 ч.

11

1 ч.

12-13

2 ч.

14

1 ч.

15

1 ч.


Русь в середине XII - начале XIII в.


16

Начало удельного периода. Княжества Южной Руси.

Княжества Северо-Восточной Руси.

Боярские республики Северо-Западной Руси

Культура Руси

Обобщение и повторение

Контроль по теме «Русь в середине XII – начале XIII в.»

1 ч.

17

1 ч.

18

1 ч.

19-20

2 ч.

21

1 ч.

22

1 ч.


Русские земли в середине XIII - XIV в.


23

Поход Батыя на Русь

Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада.

Русские земли под властью Орды.

Москва и Тверь: борьба за лидерство.

Обобщение и повторение

Контроль по теме «Русские земли в середине XIII –XIV в.»

1 ч.

24

1 ч.

25-26

2 ч.

27

1 ч.

28

1 ч.

29

1 ч.


Формирование единого русского государства.


30

Начало объединения русских земель вокруг Москвы.

Московское княжество в конце XIV - середине V в.

Соперники Москвы.

Объединение русских земель вокруг Москвы

Русское государство во второй половине XV - начале XVI в.

Русская культура в XIV - начале XVI в.

Контроль по теме «Формирование единого русского государства».

Итоговый контроль.

1 ч.

31

1 ч.

32

1 ч.

33

1 ч.

34

1 ч.

35-36

2 ч.

37-38

2 ч.

39-40

2 ч.