ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА С.И. ГУСЕВА»
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА В П.МАЯКОВСКОЕ»
«РЕКОМЕНДОВАНО» Руководитель ШМО _________ Безверхова А. Б. «30» мая 2019г. | «УТВЕРЖДЕНО» Директор «СОШ в п. Маяковское» _______________ М.В. Беспалова «31» мая 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
4 класс
Разработчик: Безверхова Анна Борисовна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория
2019/2020 учебный год
Содержание
Паспорт рабочей программы
Пояснительная записка
Содержание учебного курса
Календарно-тематическое планирование
Перечень учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)
Требования к уровню подготовки обучающихся (по годам обучения)
Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ
Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися
Список литературы
1. Паспорт рабочей программы
Тип программы | Программа общеобразовательных учреждений |
Статус программы | Рабочая программа учебного курса |
Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа; | Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» разработана на основе концепции и общеобразовательной программы «Начальная школа ХХI века» и программы Л. Г. Савенковой «Изобразительное искусство» 4 класс, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2009 г.), учебным планом школы. |
Категория обучающихся | Учащиеся 4 класс филиала «МОУ СОШ №1 им. С. И. Гусева» «СОШ в п. Маяковское |
Сроки освоения программы | 1 год |
Объём учебного времени | 8 часов |
Форма обучения | очная |
Режим занятий | 0,25 часов в неделю |
2. Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова. Программа соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования по образовательной области «Искусство». Программа рассчитана на 17 часов.
Цель уроков изобразительного искусства— разностороннее художественно-творческое развитие учащихся; реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира; активизация самостоятельной творческой деятельности; развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Задачи:
воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;
развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.
Исходя из особенностей данного класса, форма работы на уроках будет носить в большей степени творческий характер, т.к. учащиеся любят не просто работать по алгоритму, а проявлять свою индивидуальность и творчество.
Личностными результатами изучения предмета «Изобразительного искусства» являются следующие умения:
проявлять познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала;
анализировать свои переживания и поступки;
находить общие нравственные категории в культуре разных народов;
сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем.
Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;
определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью;
осуществлять само- и взаимопроверку работ;
корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, на определенном этапе.
Познавательные УУД:
самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
отбирать необходимые источники информации;
анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).
активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий.
Коммуникативные УУД:
участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения;
критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого;
участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель;
осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе.
Предметными результатами обучения в начальной школе являются: овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора, совершенствование эстетического вкуса. Осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности.
Так как учащиеся данного класса любят не просто работать по алгоритму, а проявлять свою индивидуальность и творчество, а так же выполнять коллективные работы, то и формы работы на уроках будут носить в большей степени творческий характер, направленный на выявление индивидуальных творческих способностей и возможностей: работы по воображению и представлению на обозначенные темы, созвучные с предметами окружающего мира, литературы, внеклассного чтения, работа в парах, группах, индивидуальные и групповые проекты, дающие ученикам возможность раскрыться в полном объёме.
3.Содержание образовательной программы
Содержание программы и заложенные в ней педагогические возможности требуют переноса акцента с научения изобразительным навыкам на творческое проявление каждого ребенка в искусстве. Задача всемерного развития детских творческих способностей решается при живом участии в творчестве самих школьников.
№ п/п | Содержание программного материала | Всего часов |
1. | Форма | 3 |
| Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму | 1 |
| Развитие фантазии и воображения | 1 |
| Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства | 1 |
2. | Цвет | 3 |
| Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму | 1 |
| Развитие фантазии и воображения | 1 |
| Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства | 1 |
3. | Композиция | 2 |
| Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму | 2 |
| Итого | 8 |
I. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов). Художник — творец и природа. Искусство в окружающей предметно-пространственной среде. Развитие пространственного ощущения мира (многомерность историческая, культурная, национальная, географическая): архитектура, быт, народное искусство.
1.1. Первоосновой для создания художником произведения искусства выступают впечатления от природы, которая покоряет его многообразием состояний, форм, цвета, звуков, ароматов, ритмов, игры света и тени. Развитие представления о пространстве окружающего мира: природное пространство разных народов: Север (снежные просторы, океан), Восток (пустыни, пески, сады), Закавказье (горы, леса, озера), средняя полоса России (равнины, реки, поля, леса) и др.
1.2. Развивать представление об особенностях окружающей природной среды и их влиянии на представления каждого народа об устройстве мира — мироздании: красоте, добре, чести и справедливости. Формировать представление о красоте и величии природы в большом и малом. Связь былин, сказаний, сказок песен, танцев с природным окружением.
1.3.Освоение разными народами своего природного пространства. Зависимость архитектуры, одежды, утвари от климатических условий. Развитие понимания того, что каждый народ живёт в своём природном пространстве, которые отличаются разнообразием природных ландшафтов (рельеф местности), климатом, флорой и фауной.
1.4. Организация и проведение работ по памяти или по наблюдению на темы по выбору: развитие представлений о композиции на основе кругового распределения фигур в пространстве. Использование в работе способов, приемов, средств художественной выразительности: композиция, манера письма, колорит, ритм, формат, сюжет.
Содержание и художественный образ в произведениях разных художников в разных видах искусства (изобразительное искусство, архитектура, декоративно-прикладное искусство, литература и музыка) помогают понять, как каждый народ воспринимают природу и выстраивают с ней отношения. Народная архитектура в природной среде.
Пространственные отношения между предметами в открытом пространстве с учетом единой точки зрения и воздушной перспективы. Формирование понятия об ахроматической и хроматической гамме.
Сюжетно-смысловая компоновка фигур с учетом организации плоскости рисунка как единого образа. Передача индивидуальной характеристики персонажей через их внешнее сюжетно-смысловые атрибуты. Развитие стремления самостоятельно решать творческие задачи в работе над произведением.
Знакомство с пропорциями тела человека. Передача характерных особенностей модели (формы головы, частей лица, прически, одежды, фактуры и окраски) графическими средствами (наброски, зарисовки, на передачу характерной формы и характера человека) Изображение человека по наблюдению.
Рисование с натуры одного предмета (домашней утвари разных народностей) в разной цветовой гамме: передача окраски предметов хроматическими цветами; передача окраски предметов с помощью тональных отношениями (черно-белое изображение).
Передача на плоскости в объеме характерных особенностей предмета, его пропорций, конструкции, масштаба деталей, выразительности формы. Знакомство с песенным фольклором, сказками и былинами разных народов. Обращать внимание на описание в сказках характеров героев, природного и бытового пространства.
Коллективные исследования по материалам народной архитектуры, условий жизни, занятий, народного творчества разных народов (казахи, горцы, китайцы, русские, др.). Общее и отличие одного народа от другого, в чем это проявляется и причины этого отличия.
Знакомство с народными праздниками. Оформление и разыгрывание народных праздников, обрядов, соответствующих временам года и сезонным работам.
Лепка из глины или пластилина, коллективная многофигурная композиция: «Праздник в деревне, ауле», «Праздник дракона» и др. Лепка человека в национальном костюме, за определенным видом деятельности.
1.13. Пропорции человека. Лепка в глине или пластилине.
1.14. Литературно-сказочные сюжеты в изобразительном творчестве. Создание объемно-пространственной композиции по мотивам народной архитектуры в природной среде по описанию в народной сказке.
Декоративное украшение и убранство народной архитектуры (изба, хата, хижина, сакля, юрта, и др.).
Симметрия и асимметрия в природе и декоративно-прикладном искусстве. Передача на плоскости и в объеме характерных особенностей предмета с учетом его пропорций и конструкции, масштаба деталей, выразительности изображений. Отображение флоры и фауны своего региона в орнаменте каждого народа.
Изображение замкнутого пространства Представление о трехмерном пространстве помещения и его изображения на плоскости (три измерения: длина, высота, глубина (ширина). Формирование представлений о внутреннем убранстве народного жилища, в котором отразились представления народа об устройстве мира (мироздании) и красоте. Предметы интерьера (домашняя утварь, мебель и другие) их форма, украшение, материал, из которого они изготовлены, могут многое поведать о жизни народа: об окружающей природе (растительном и животном мире).
II. Развитие фантазии и воображения
2.1. Самостоятельное вычленение творческой задачи. Родной язык, звучащее слово. Раскрытие понятия об устном народном творчестве и литературной сказке. Связь уроков изобразительного искусства с историей нашей Родины.
2.2. Творческие работы по воображению и представлению на обозначенные исторические темы, созвучные с предметами истории, литературы, внеклассного чтения.
2.3. Выражение исторического времени в литературе, поэзии, театре через отражение среды, его отображение изобразительном искусстве.
2.4. Формирование представления о композиции без конкретного изображения (абстрактная композиция). Передача в композиции настроения, динамики, колорита, исторического времени.
2.5. «Путешествия» на «машине времени» (перемещение в другие Миры, эпохи прошлого и будущего, космические путешествия, в том числе «музыкальные»).
Лепка по подсказке с соблюдением основной технологии и раскраска. Развивать умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другую.
Изучение особенностей формы народных игрушек, взаимодействия: материала, пластики, характера, украшения в народной игрушке. Отображение характера традиционной игрушки в современной декоративно-прикладной игрушке.
Проведение исследовательских работ по выявлению существовавших ранее промыслов и ремесел в близлежащих областях и населенных пунктах. Особенности традиционного декоративно-прикладного искусства у разных народов.
Символика народного орнамента узоры народного орнамента. Как через орнамент можно рассказать о жизни людей, которые его создали: как они представляли себе мир вокруг, в каких природных условиях жили и даже чем занимались.
Форма изделий определялась их прикладной функцией. У каждого промысла была своя, только ему присущая технология изготовления вещи. Поэтому каждый народный промысел самобытен.
2.10. Подготовка одного большого художественного события на темы сказок или такие темы, как: «Жизнь на Земле через 1000 лет». «Космическая музыка».
2.11. Народные промыслы в области художественной росписи. Отображение в декоре элементов окружающей природы.
III. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства
3.1. Композиция и сюжет в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве: живопись, графика, роспись (ритм, динамика цветовая гармония, смысловой композиционный центр).
3.2. Народные художественные промыслы в области игрушки (дымковская, филимоновская, богородская, семеновская) росписи (жостово, городец, хохлома). Работая над игрушкой, мастера создают разные образы.
Особенности и своеобразие формы народной архитектуры, ее зависимость от климатических и природных условий региона. Народная архитектура: форма, декоративное украшение.
Легенды и мифы в изобразительном искусстве. Сюжетный и мифологический жанры. Сакральное искусство разных народов. Нравственный смысл народного искусства.
3.5.Анималистический жанр. Передача повадок и характера животных в произведениях живописи, графики и скульптуры, росписи, декоративно-прикладном искусстве. Отражение в них формы, характера движений, динами, смылового содержания.
3.6. Изображения человека в разных видах изобразительного искусства: живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве (Фаворский, Кустодиев, Репин, Коненков, Суриков, Васнецов, Нестеров и др.).
В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:
• духовные начала личности и целостная картина мира;
• основы художественной культуры;
• понимание роли искусства в жизни человека;
•представления, о выразительных возможностях языка изобразительного искусства;
• потребность в творческом проявлении;
• наглядно-образное мышление, способность к порождению замысла, фантазия, воображение;
• умение ставить перед собой художественную задачу и находить пути её реализации в художественном материале;
• способность формулировать эстетическую, художественную оценку, выражать своё отношение к происходящему;
• понимание красоты родной природы, любовь к культуре своего народа, региона, знание основ его мировоззрения, патриотизм.
4.Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Планируемые результаты | Домашнее задание | Коррекция |
Предметные результаты | УУД | Личностные результаты |
Форма (8 часов) |
1 | 13.09 | | Пейзаж с элементами народной архитектуры «Песня природы твоего родного края» Эскиз крыльца деревянного терма и окна, из которого смотрела царевна Несмеяна | Понимать и представлять природные пространства разных народов. Видеть и замечать красоту в явлениях окр среды. Выполнять зарисовки, этюды, живописные и графические работы разными техниками и материалами. Осваивать и понимать особенности народной архитектуры разных регионов земли, ее зависимость от природных условий. Участвовать в обсуждении тем, связанных с ролью искусства в жизни общества и человека. Создавать пейзаж с архитектурными сооружениями в технике графики. | Осваивает способы решения проблем поискового характера. Способность оригинально мыслить и решать творческие задачи. Иметь представление о том, что такое народный декоративный орнамент, уметь создавать свой орнамент, используя народные элементы регионов. Создавать коллективную композицию на тему. Сотрудничать с одноклассниками в процессе совместной творческой работы. | Формирование интереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии. Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия мира природы и произведений искусства. Пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей. | | |
2. | 27.09 | | Природные формы. Жостовский поднос. | Уметь объяснять, чем обусловлен выбор материала, формы и декоративного украшения предмета. Создавать композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла. | Активно использовать речевые, музыкальные, знаково-символические средства, информационные и коммуникационные технологии в решении творческих коммуникативных и познавательных задач. Накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи. | Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. Формирование интереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. | | |
3. | | 11.10 | Природные формы. Хохломская роспись. | Понимать и представлять, что такое народное декоративно-прикладное искусство. Уметь соотносить и объяснять особенности формы изделий разных народных промыслов. Находить особенное в каждом виде народного искусства. Выполнять самостоятельные эскизы предметов – изделий народного искусства. | Уметь работать в сотворчестве с другими детьми. Способность сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое). | Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия мира природы и произведений искусства. Пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей. | | |
4. | | 25.10 | Национальная посуда. Натюрморт. | Составление композиции натюрморта. Выполнение работы цветными карандашами. Передача объема предмета при наложении одного слоя на другой. Объяснять, чем обусловлен выбор материала, формы и декоративного украшения предмета. Создавать композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла | Эмоциональная отзывчивость и культура восприятия произведений профессионального и народного искусства. Нравственные и эстетические чувства; любовь к народной природе, своему народу, к многонациональной культуре. | Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия мира природы и произведений искусства. Пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей. | | |
5. | | 15.11 | Конструкция здания, природ. условия. Здание в пейзаже. Головной убор сказочного персонажа. | Представлять и объяснять понятия «природные условия», «рельеф местности». Раскрывать в объяснении характер формы народной архитектуры и ее зависимость от природной среды. Создавать эскизы, проекты архитектурных объектов, учитывая их зависимость от рельефа местности. Объяснять, чем обусловлен выбор материала, формы и декоративного украшения предмета. Создавать композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла | Пространственное восприятие мира. Понятие о природном пространстве и среде разных народов. Интерес к искусству разных стран и народов. Понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона. Способность сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое). | Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности. Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. Развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии. | | |
|
6. | | 29.11 | Украшение класса к Новому году Изображение человека средствами разных видов изобр. искусства | Передавать в оформительской работе новогоднее настроение, колорит новогодних песен разных стран. Находить композиционный центр, выстраивать предметно-пространственное окружение (предметы в интерьере) Представлять и называть разные виды изо искусства, в которых изображение человека – композиционный центр. Объяснять, чем отличается изображение человека в станковом искусстве от декоративно-прикладного или народного. Создавать собственные небольшие композиции, подражая манере любого художника. | Умение работать в коллективе в условиях сотворчества. Освоение выразительных особенностей языка разных искусств. Интерес к искусству разных стран и народов. Накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи. Способность сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое). | Развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия мира природы и произведений искусства. | | |
7. | | 13.12 | Изображение животного в естественной среде обитания. | Передавать форму, динамику, характер и повадки животных в объеме (лепка), графике (линия), живописи (работа от пятна), декоративно-прикладном искусстве (лепка по мотивам народного игрушечного промысла). | Понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона. Освоение выразительных особенностей языка разных искусств. Интерес к различным видам искусства. | Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия мира природы и произведений искусства. Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. | | |
|
8. | | 27.10 | Трехмерность пространства. Тематическая композиция. | Понимать и демонстрировать законы линейной и воздушной перспективы в открытом и закрытом пространстве. Способность правильно изображать фигуру человека в движении. Иметь представление об особенностях композиции в разных видах изо искусства: в живописи, графике, декоративно-прикладном. | Готовность слушать собеседника и вести диалог. Пространственное восприятие мира. Понятие о природном пространстве и среде разных народов. Интерес к искусству разных стран и народов. | Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия мира природы и произведений искусства. Пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей. | | |
5. Перечень учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)
1. Основные учебные издания:
• Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. — М.: Вентана-Граф, 2012;
2. Дидактические пособия:
• Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. — М.: Вентана-Граф, 2014;
3. Методические материалы для учителя:
• Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 1- 4 классы: методическое пособие для учителя М.: Вентана-Граф, 2010;
• Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 4класс: органайзер для учителя: методические разработки. Вентана-Граф.
Для организации и проведения уроков изобразительного искусства необходимо:
- экран, мультимедийная установка, компьютер
ЭОР:
Мультимедийный диск «Школа маленьких художников»
Электронные презентации:
Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов (Жостово, Полхов-Майдан, филимоновские глиняные свистульки, богородская деревянная игрушка, архангельские и тульские печатные пряники, русская народная вышивка).
Репродукции картин разных художников
6.Требования к уровню подготовки обучающихся (по годам обучения)
Планируемые результаты
Личностные результаты:
формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов;
развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии; развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей;
воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых
поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
1) формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;
2) индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;
3) развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожественного воспитания;
4) проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей;
5) использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;
6) сформированность представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);
7) умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению; использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства.
8) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
9) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
10) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
Выпускник научится:
• создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
• использовать выразительные средства изобразительного искусства — цвет, свет, колорит, ритм, линию, пятно, объём, симметрию, асимметрию, динамику, статику, силуэт и др.;
• работать с художественными материалами (красками, карандашом, ручкой, фломастерами, углём, пастелью, мелками, пластилином, бумагой, картоном и т. д.);
• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, пользоваться возможностями цвета (для передачи характера персонажа, эмоционального состояния человека, природы), смешивать цвета для получения нужных оттенков;
• выбирать средства художественной выразительности для создания художественного образа в соответствии с поставленными задачами;
• создавать образы природы и человека в живописи и графике;
• выстраивать композицию в соответствии с основными её законами (пропорция; перспектива; контраст; линия гори зонта: ближе — больше, дальше — меньше; загораживание; композиционный центр);
• понимать форму как одно из средств выразительности;
• отмечать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве;
• видеть сходство и контраст форм, геометрические и природные формы, пользоваться выразительными возможностями силуэта;
• использовать разные виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.) для придания выразительности своей работе;
• передавать с помощью линии, штриха, пятна особенности художественного образа, эмоционального состояния человека, животного, настроения в природе;
• использовать декоративные, поделочные и скульптурные материалы в собственной творческой деятельности для создания фантастического художественного образа;
• создавать свой сказочный сюжет с вымышленными героями, конструировать фантастическую среду на основе существующих предметных и природных форм;
• изображать объёмные тела на плоскости;
• использовать разнообразные материалы в скульптуре для создания выразительного образа;
• применять различные способы работы в объёме — вытягивание из целого куска, налепливание на форму (наращивание формы по частям) для её уточнения, создание изделия из частей;
• использовать художественно-выразительный язык скульптуры (ракурс, ритм);
• чувствовать выразительность объёмной формы, многосложность образа скульптурного произведения, выразительность объёмных композиций, в том числе многофигурных;
• понимать истоки и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека;
• приводить примеры основных народных художественных промыслов России, создавать творческие работы по мотивам народных промыслов;
• понимать роль ритма в орнаменте (ритм линий, пятен, цвета), использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента, передавать движение с использованием ритма элементов;
• понимать выразительность формы в декоративно-прикладном искусстве;
• использовать законы стилизации и трансформации природных форм для создания декоративной формы;
• понимать культурно-исторические особенности народного искусства;
• понимать условность и многомерность знаково-символического языка декоративно-прикладного искусства;
• приводить примеры ведущих художественных музеев страны, объяснять их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна и художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;
• выражать в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства графики и живописи;
• видеть, чувствовать и передавать красоту и разнообразие родной природы;
• понимать и передавать в художественной работе различное и общее в представлениях о мироздании разных народов мира;
• активно работать в разных видах и жанрах изобразительного искусства (дизайн, бумажная пластика, скульптура, пейзаж, натюрморт, портрет и др.), передавая своё эмоциональное состояние, эстетические предпочтения и идеалы;
• работать в историческом жанре и создавать многофигурные композиции на заданные темы и участвовать в коллективных работах, творческо-исследовательских проектах;
• воспринимать произведения изобразительного искусства и определять общие выразительные возможности разных видов искусства (композицию, форму, ритм, динамику, пространство);
• переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ;
• работать с поделочным и скульптурным материалом, создавать фантастические и сказочные образы на основе знакомства с образцами народной культуры, устным и песенным народным творчеством и знанием специфики современного дизайна;
• участвовать в обсуждениях произведений искусства и дискуссиях, посвященных искусству;
• выделять выразительные средства, использованные художником при создании произведения искусства, объяснять сюжет, замысел и содержание произведения;
• проводить коллективные и индивидуальные исследования по истории культуры и произведениям искусства (история создания, факты из жизни автора, особенности города, промысла и др.);
• использовать ИКТ в творческо-поисковой деятельности.
7.Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ
8.Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по
изобразительному искусству.
Преподаватель должен акцентировать внимание учеников на добром, положительном, эмоциональном. Нужно отмечать стремление детей к коллективным видам творчества, вынося при этом суждение о работе в целом, а не о вкладе в неё каждого отдельного ученика.
Применяются следующие формы контроля:
- выставки, конкурсы, викторины;
- творческие задания;
- открытые занятия;
- тестирование по темам;
- творческие проекты;
- устные опросы.
После каждого года обучения дети участвуют в разноуровневых конкурсах и выставках. Эти мероприятия являются контрольными и служат показателем освоения детьми программы, а также сплачивают детский коллектив.
Этапы оценивания детского рисунка:
1. как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;
2. характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;
3. качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;
4. владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;
5. общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.
Критерии оценивания знаний и умений
Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.
Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.
Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.
Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены
9.Список литературы
1. Основные учебные издания:
• Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. — М.: Вентана Граф, 2012;
2. Дидактические пособия:
• Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. — М.: Вентана Граф, 2014;
3. Методические материалы для учителя:
• Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 1-4 классы: методическое пособие для учителя М.: Вентана Граф, 2010;
• Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 4 класс органайзер для учителя: методические разработки. – М.: Вентана Граф, 2011.