Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Серовская школа - интернат»
Утверждаю
Директор ГКОУ СО
«Серовская школа- интернат»
________ С.В. Ахмедзянова
Приказ № _______ от __________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету « Изобразительное искусство» для обучающихся
по адаптированной основной общеобразовательной программе НОО для детей с ЗПР (вариант 7.2)
ГКОУ СО «Серовская школа - интернат»
1 дополнительного класса
Разработчик: Широкова Лариса Ариковна
Учитель
г.Серов
2020 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 1 дополнительного класса является составной частью Основной общеобразовательной программы начального общего образования ГКОУ СО «Серовская школа- интернат», соответствии с Законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1598 в редакции 03.02.2015г. № 35847 « Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как позитивные (приносящие приятные ощущения себе и окружающим) или негативные (приносящие неприятные ощущения либо себе, либо окружающим);
называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
проявлять интерес к отдельным видам предметно-практической, творческой, изобразительной деятельности;
определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
знать основные моральные нормы поведения, техники безопасности;
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения предмета «Изобразительное искусство» являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
2
проговаривать последовательность действий на уроке;
работать по предложенному учителем плану;
отличать верно выполненное задание от неверного;
определять план выполнения заданий, в жизненных ситуациях под руководством учителя;
учиться высказывать свое предположение (версию) о предполагаемом результате действий на основе работы;
учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на пошаговую инструкцию, образцы, рисунки;
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, от родных, близких, друзей, других информационных источников;
сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.);
ориентироваться в задании и инструкции: определять умения, которые будут необходимы, для выполнения задания или инструкции на основе изучения данного раздела;
отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в пространстве;
сравнивать, группировать предметы, объекты: находить общее и различие;
понимать знаки, символы, модели, схемы, используемые на уроках;
анализировать объекты творчества с выделением их существенных признаков;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
обобщать-выделять класс объектов по заданному признаку.
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
пользоваться языком изобразительного искусства;
слушать и понимать высказывания собеседников;
согласованно работать в группе, договариваться с партнерами и приходить к общему решению;
отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, участвовать в диалоге на уроке;
соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить, извиняться;
принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами;
контролировать свои действия при совместной работе;
3
осуществлять работу над проектом (думать, рассуждать вслух, спорить, делиться своим жизненным опытом, разбираться в предлагаемом задании, способах его выполнения, выстраивать цепочку своих практических действий).
Предметные результаты освоения программы для 1 дополнительного класса по учебному предмету «Изобразительное искусство»
По итогам обучения в 1 дополнительном классе можно определенным образом оценить успешность достижений школьников. У обучающихся появляется:
умение организовывать свое рабочее место, соблюдать правила техники безопасной работы с красками (гуашь), фломастерами, пластилином, бумагой, ножницами;
способность высказывать суждение о воспринимаемых произведениях искусства (нравится - не нравится с элементарной аргументацией);
умение изображать пятна, опредмечивать их, использовать геометрические формы в качестве основы изображения;
умение рисовать украшающие орнаменты, раскрашивать изображения;
способность использовать монотипию, отражать в рисунке симметрию;
способность конструировать домики из бумаги;
умение лепить способом вытягивания и вдавливания;
овладение названиями главных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, голубой);
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Рисунок. Красота и разнообразие природы, выраженные средствами рисунка. Живопись. Цвет – основа языка живописи. Скульптура. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание).
Декоративноприкладное искусство. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Цвет. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения.
Линия. Многообразие линий. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача
помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного. Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций. Ритм. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Особая роль ритма в декоративно прикладном искусстве.
4
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов.
Опыт художественнотворческой деятельности.
Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в аппликации, художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе. Использование техники коллажа.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Содержание урока |
п/п | | |
| | I четверть (8ч.) |
| Виды художественной деятельности (8ч.) |
1-2 | Я изображаю | Введение в предмет. Художник. Инструменты и |
| | материалы, которыми работает художник Беседа о |
| | художниках, изобразительном искусстве. |
| | Знакомство с альбомом, кистью, красками. Приемы |
| | работы кистью. Организация рабочего места. |
| | Ориентировка в учебнике (на развороте, в |
| | оглавлении, в словаре). Особенности |
| | художественного творчества: художник и |
| | зритель. Рисунок. Красота и разнообразие |
| | природы, выраженные средствами рисунка. |
3-4 | Изображения всюду вокруг | Язык изобразительного искусства. Рисунок солнца. |
| нас. Знакомство с Мастером | Изображения, сделанные художниками, в |
| Изображения. | окружающей действительности: иллюстрации |
| | (рисунки) в детских книгах. Красота и |
| | разнообразие природы, выраженные средствами |
| | рисунка. Свободное рисование. Цветочная поляна. |
5-6 | Я украшаю. Мир полон | Украшения в окружающей действительности. |
| украшений. Знакомство с | Разнообразие украшений (декор). Знакомство с |
| Мастером Украшения. | Мастером Украшения. Примеры декоративных |
| | украшений в окружающей действительности (в |
| | школе, дома, на улице). |
7-8 | Я строю. Постройки в нашей | Рисование домиков для сказочных героев. |
| жизни. Знакомство с | Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. |
| Мастером Постройки. | Постройки в окружающей нас жизни. Постройки, |
| | сделанные человеком. Изображение придуманных |
| | домов для себя и своих друзей или сказочных домов |
| | героев детских книг и мультфильмов. |
| | II четверть (7ч.) |
| Азбука искусства. Как говорит искусство? (7ч.) |
1 | Мастер Изображения учит | Изображение сказочного леса, где все деревья |
| видеть. | похожи на разные по форме листья. Красота и |
| | разнообразие окружающего мира природы. |
| | 5 |
| | Знакомство с понятием «форма». Рассуждение о |
| | красоте. Зрительная метафора в выделенных |
| | деталях природы. |
| | Разнообразие форм предметного мира и передача |
| | их на плоскости и в пространстве. Сходство и |
| | контраст форм. Простые геометрические |
| | формы. Природные формы. |
2-3 | Изображать можно пятном. | Геометрическая форма плоского тела. Форма |
| Узоры. Ритм пятен. | листьев. |
| | Изображение метафорического образа на основе |
| | выбранной геометрической формы. |
| | Последовательность действий. Ответы на вопросы |
| | учебника. |
| | Пятно как способ изображения на плоскости. Тень |
| | как обобщенный образ формы. |
| | Пятно как основа изобразительного образа на |
| | плоскости. Дорисовывание пятен. Работа кистью и |
| | красками. |
| | Роль ритма в эмоциональном звучании |
| | композиции в живописи и рисунке. Особая роль |
| | ритма в декоративно прикладном искусстве. |
4 | Изображать можно в объеме. | Лепка животного. Объемные изображения. Отличие |
| | изображения в пространстве от изображения на |
| | плоскости. Целостность формы. |
| | Приемы работы с пластилином. Лепка птиц, зверей |
| | способами вытягивания и вдавливания (работа с |
| | пластилином). Классификация произведений |
| | изобразительного искусства: изобразительные |
| | средства, жанры и т.д.). |
| | Объём в пространстве и объём на плоскости. |
| | Способы передачи объёма. Выразительность |
| | объёмных композиций |
5 | Изображать можно линией. | Изображение линией «путаница» рисунка на тему |
| | «Расскажи нам о себе». Знакомство с понятиями |
| | «линия» и «плоскость». Линии в природе. |
| | Линейные изображения на плоскости. |
| | Повествовательные возможности линии (линия — |
| | рассказчица). Изображения на плоскости с |
| | помощью линии, навыки работы графическими |
| | материалами (черный фломастер, простой |
| | карандаш, гелевая ручка). |
| | Многообразие линий. Линия, штрих, пятно и |
| | художественный образ. Передача с помощью |
| | линии эмоционального состояния природы, |
| | человека, животного. |
6 | Разноцветные краски. | Создание разноцветного коврика. Знакомство с |
| Рисовать можно и то, что | цветом. Краски гуашь. Цвет. Эмоциональное и |
| невидимо (настроение). | ассоциативное звучание цвета (что напоминает |
| | цвет каждой краски?). Проба красок. Овладение |
| | первичными навыками работы |
| | 6 |
7
1
2
3
4
5
6
гуашью. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. Выражение настроения в изображении.
Художники и зрители Рассматривание художественных произведений.
(обобщение темы). Знакомство с понятием «произведение
искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в
картинах художников. Художественный музей.
четверть (10ч.)
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? (10ч.)
Цветы — украшение Земли. Выбор и применение выразительных средств для
реализации собственного замысла в аппликации.
Передача настроения в творческой работе.
Аппликация: составление букета из вырезанных
цветов (коллективная работа) Цветы — украшение
Земли. Разнообразие цветов, их форм, окраски,
узорчатых деталей.
Коллективная работа (корзина или ваза с прежде
изготовленными индивидуально цветами).
Красоту нужно уметь Разнообразие форм в природе как основа
замечать. декоративных форм в прикладном искусстве.
Украшение крыльев бабочки. Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе. Ритмический узор пятен и симметричный повтор. Особая роль ритма в декоративно прикладном искусстве.
Красивые рыбы. Разнообразие форм в природе как основа
декоративных форм в прикладном искусстве. Основы симметрии. Украшение рыбок узорами чешуи. Ритмическое соотношение пятна и линии. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. Особая роль ритма в декоративно прикладном искусстве.
Монотипия. Знакомство с техникой монотипии (отпечаток
красочного пятна). Выразительность фактуры.
Простые приемы работы в технике живописной и
графической росписи, монотипии и т. д.
Выбор и применение выразительных средств для
реализации собственного замысла в аппликации,
художественном конструировании. Передача
настроения в творческой работе.
Украшение птиц. Изображение нарядной птицы в технике объёмной
аппликации. Разнообразие украшений в природе и
различные формы украшений. Многообразие форм
декоративных элементов. Объемная аппликация,
коллаж, простые приемы бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для
реализации собственного замысла в аппликации,
художественном конструировании. Передача
настроения в творческой работе.
Узоры, которые создают Рисование орнамента. Красота узоров (орнаментов),
люди. созданных человеком. Разнообразие орнаментов и
7
их применение в предметном окружении человека. Природные и изобразительные мотивы в орнаменте.
Как украшает себя человек.Рисование сказочных героев и их украшений. Украшения человека рассказывают о своем хозяине. Когда и зачем украшают себя люди Характерные украшения сказочных героев (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.).
Дома бывают разными.Построение на бумаге дома. Многообразие архитектурных построек и их назначение. Соотношение внешнего вида здания и его назначения. Составные части (элементы) дома (стены, крыша, фундамент, двери, окна и т. д.) и разнообразие их форм. Лепка сказочного домика в форме овощей или фруктов. Природные постройки и конструкции.
| | Элементарные приёмы работы с различными |
| | материалами для создания выразительного |
| | образа |
9 | Домики, которые построила | Многообразие природных построек (стручки, |
| природа. | орешки, раковины, норки, гнезда, соты и т. п.), их |
| | формы и конструкции. Рисование дома в виде |
| | буквы алфавита. Соотношение и взаимосвязь |
| | внешнего вида и внутренней конструкции дома. |
Дом снаружи и внутри.Понятия «внутри» и «снаружи». Назначение дома и его внешний вид. Внутреннее устройство дома, его наполнение. Красота и удобство дома. Работа цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону).
IV четверть (8ч.)
Опыт художественно творческой деятельности (8ч.)
Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в
аппликации, художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе. Использование техники коллажа.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
1 | Мастер украшения помогает | Изготовление украшений к празднику. Несложные |
| сделать праздник. | украшения из цветной бумаги (гирлянды, |
| | карнавальные головные уборы, открытки). |
2 | Строим город. | Архитектура. Архитектор. Планирование города. |
| | Деятельность художника-архитектора. Складывание |
| | домика из бумаги, постройка города из бумажных |
| | домиков. |
3 | Строим вещи. | Конструирование и украшение упаковок. |
| | Конструирование предметов быта. |
| | Экскурсия. Разнообразие городских построек. |
| | Малые архитектурные формы, деревья в городе. |
| | 8 |
4 | Город, в котором мы живем. | Зарисовка города по впечатлению после экскурсии. |
| | Создание панно «Город, в котором мы живём» |
| | (коллективная работа). Рассматривание работ |
| | художников и детских работ. |
5 | Три Брата-Мастера всегда | Взаимодействие трех видов художественной |
| трудятся вместе. | деятельности (Изображение, Украшение, |
| | Постройка) |
6 | Праздник весны. | Выразительные детали весенней природы (ветки с |
| | распускающимися почками, цветущими сережками, |
| | травинки, подснежники, стволы деревьев, |
| | насекомые) |
7 | Праздник птиц. Разноцвет- | Конструирование из бумаги и украшение птиц и |
| ные жуки. Времена года. | жуков. Весенние события в природе (прилет птиц, |
| Экскурсия Сказочная страна | пробуждение жучков, стрекоз, букашек и т. д.). |
| | Панно-коллаж с изображением сказочного мира |
| | (коллективная работа). Изображение сказочного |
| | мира. Выразительность размещения элементов |
| | коллективного панно. |
8 | Здравствуй, лето! Урок | Композиция на тему «Здравствуй, лето!». Образ |
| любования (обобщение | лета в творчестве российских художников. Картина |
| темы). | и скульптура. Репродукция. |
9